Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2017 г. N Ф06-21264/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
26 февраля 2017 г. |
Дело N А12-43952/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Дзержинского района Волгограда, Администрации города Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2016 года по делу N А12-43952/2016 (судья Стрельникова Н. В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Трубихова Сергея Николаевича (ИНН 344300289426, ОГРН 304344335200330)
к Администрации Дзержинского района Волгограда (ИНН 3443900373, ОГРН 1023402975012), Администрации города Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
о признании незаконным решения
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:
- Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области;
- Департамент экономического развития администрации Волгограда;
- Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда
при участии в судебном заседании представителей: Администрации Дзержинского района Волгограда - Пчелин А.И. по доверенности N Д/8-16 от 20.06.2016.
индивидуального предпринимателя Трубихова Сергея Николаевича - Асланян Л.Г. по доверенности от 10.06.2016.
Администрации города Волгограда - Маврин В.П. по доверенности N 05-ид/139 от 02.08.2016.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Трубихов Сергей Николаевич (далее - ИП Трубихов С.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Дзержинского района Волгограда, администрации Волгограда в котором с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ просит:
1. признать незаконным решение администрации Дзержинского района Волгограда об отказе включить в схему размещения места размещения павильона для реализации запчастей, принадлежащего Трубихову С.Н., расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, пр-кт Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. 94 "И", выраженное в письме от 24.06.2016 N 01-21-Ж/1896-16.
2. обязать Администрацию города Волгограда включить в схему размещения на 2017-2021 годы места размещения павильона для реализации запчастей, принадлежащего Трубихову С.Н., расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, пр-кт Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. 94 "И".
Решением суда от 26 декабря 2016 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение администрации Дзержинского района Волгограда об отказе включить в схему размещения места размещения павильона для реализации запчастей, принадлежащего Трубихову С.Н., расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, пр-кт Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. 94 "И", выраженное в письме от 24.06.2016 N 01-21-Ж/1896-16.
Кроме того, в качестве восстановления нарушенного права обязал администрацию Волгограда включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2017-2021 годы места размещения павильона для реализации запчастей, принадлежащего Трубихову С.Н., расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, пр-кт Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. 94 "И".
Судом взыскана с Администрации Дзержинского района Волгограда в пользу индивидуального предпринимателя Трубихова Сергея Николаевича (ИНН 344300289426, ОГРН 304344335200330) государственная пошлина в размере 300 руб.
Администрация Дзержинского района Волгограда, Администрация города Волгограда не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ИП Трубиховым Сергеем Николаевичем и администрацией Волгограда 20.04.2012 заключен договор N 10461 аренды земельного участка (далее - Договор), расположенного по адресу: Волгоград, пр-кт им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, 94 "И" (площадью 386 кв.м., учетный номер 3-0-122).
По указанному адресу расположен павильон для реализации запчастей.
В соответствии с п. 2.1 Договора срок аренды участка установлен на 2 года, который истек 12.04.2014.
После истечения срока действия Договора, предприниматель продолжал пользоваться земельным участком.
Учитывая отсутствие со стороны арендодателя возражений по поводу дальнейшего использования земельного участка, Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, в соответствии с п. 2.2. Договора и статьями 610, 621 ГК РФ.
08.06.2016 предприниматель обратился в администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением о включении места размещения павильона в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда.
К данному заявлению была приложена схема расположения запрашиваемого места (распечатка с поисково-информационной картографической службы "Яндекс.Карты").
14.06.2016 предприниматель представил в администрацию Дзержинского района Волгограда дополнительные документы к сданному 08.06.2016 заявлению о включении места размещения принадлежащего ему павильона в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов, а именно, копию инженерно-топографического плана в масштабе 1: 500.
Однако, администрация вынесла решение об отказе предпринимателю во включении места в Схему, которое отразила в своем письме от 24.06.2016 N 01-21-Ж/1896-16.
Не согласившись с принятым администрацией решением, предприниматель обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, оспариваемые действия Администрации противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы предпринимателя.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания незаконным решения, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо наличие одновременно двух условий:
- несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) требованиям законодательства;
- нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381 -ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" предусмотрено, что в полномочия администрации районов Волгограда включено осуществление разработки проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда; согласование проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - департаментом экономического развития администрации Волгограда, департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области; по результатам согласования -направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по утвержденной форме.
Разделом 4 данного постановления предусмотрено, что департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решений межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
В соответствии с приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской обл. от 04.02.2016 N 14-ОД (ред. от 05.04.2016) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области" (далее - Порядок) разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию (далее - комиссия).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы, могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов.
Предложение заинтересованных лиц о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему оформляется в виде заявления, которое должно содержать следующие сведения:
а) адресные ориентиры, площадь места размещения нестационарного торгового
объекта, предлагаемого для включения в схему;
б) вид нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему;
в) вид деятельности, специализация (при ее наличии) нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему.
К указанному заявлению прилагается копия инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500 с нанесенными на нее границами места расположения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему.
Предложения, поданные с нарушением требований, установленных настоящим пунктом Порядка, уполномоченным органом при разработке проекта схемы не учитываются, о чем уполномоченный орган обязан известить заинтересованных лиц.
В соответствии с п. 1.3 Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 25.05.2016 N 44/1303, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утверждаемой постановлением администрации Волгограда (далее - Схема).
Согласно п. 31 ч. 7 ст. 39 Устава Волгограда администрация Волгограда обладает полномочиями по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда.
В соответствии с п. 2.3.32 Положения об администрации Дзержинского района Волгограда, утв. Решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 N 40/1252, администрация Дзержинского района г. Волгограда осуществляет разработку и согласование проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории района, проектов внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории района.
В оспариваемом отказе администрация Дзержинского района Волгограда мотивировала свой отказ предпринимателю конкретными основаниями, а именно, отказала включать место в Схему во исполнение мероприятий но Дорожной карге администрации города, а также решением рабочей подгруппы по демонтажу объектов по проспекту им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, в том числе и торгового павильона предпринимателя, сообщив что во исполнение мероприятия по Дорожной карте администрации города Волгограда по исключению мест из схемы и демонтажу нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Дзержинского района, попадающих в маршруты клиентских групп FIFA, рабочей подгруппой по вопросам формирования целостного архитектурно-художественного облика Волгограда было принято решение по демонтажу объектов по проспекту им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, в том числе и Вашего торгового объекта. В своем отказе администрация также указала, что предпринимателем не соблюден порядок установленный п. 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, обязывающий его приложить к заявлению копию инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500, что еще раз доказывает соблюдение предпринимателем всех необходимых требований при подаче заявления.
Между тем, при подаче заявления от 08.06.2016 о включении места в Схему размещения (с учетом поданного к нему дополнения от 14.06.2016), ИП Трубиховым С.Н. соблюдены положения п. 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, что подтверждается заявлениями от 08.06.2016.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в оспариваемом отказе отсутствует правовое обоснование причин отказа со ссылками на соответствующие нормы действующего законодательства.
Иные, помимо указанных в оспариваемом решении, основания для отказа в заключении договора на размещение в обоснование оспариваемого отказа администрацией Дзержинского района Волгограда не приведены, письмо N 01-21-Ж/1896-16 от 24.06.2016 иных оснований отказа не содержит.
Администрация Волгограда в качестве довода апелляционной жалобы приводит, что судом первой инстанции не учтены нормы Приказа комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04 февраля 2016 года N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области" (далее - Порядок разработки Схем), а именно: не исследован вопрос о соответствии места размещения нестационарного торгового объекта действующему законодательству.
Судебная коллегия отмечает, в рамках настоящего дела, с учетом его фактических обстоятельств, такой необходимости не имелось.
Так, Трубихов С. Н. уже является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Волгоград, пр-кт им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, 94И на основании договора аренды земельного участка N 10461 от 20 апреля 2012 года.
Соответственно, при предоставлении земельного участка в аренду проект его границ уже надлежащим образом согласован со всеми структурными подразделениями администрации Волгограда. Никаких замечаний со стороны структурных подразделений не имеется. Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает обязанность арендаторов повторно согласовывать уже имеющиеся места размещения нестационарных торговых объектов.
Частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Сохранение прежних мест размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено также подпунктом 2.1 пункта 2 Порядка разработки Схем.
Администрация полагает, что требования заявителя являются ненадлежащим способом защиты и попыткой изменения подсудности спора.
Суд апелляционной инстанции признает данный довод несостоятельным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если те не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом заявления, поданного индивидуальным предпринимателем Трубиховым С. Н. является признание незаконным решения администрации Дзержинского района Волгограда по конкретному основанию отказа выраженного в письме от 24.06.2016 г. за N 01-21-Ж/1896-16, как следствие, судом правомерно выбран способ защиты нарушенных прав заявителя.
Кроме того, следует принять во внимание, что Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно решению арбитражного суда Волгоградской области от 29.08.2016 по делу N А12-31809/2016 признано незаконными действия администрации Дзержинского района Волгограда по организации, началу и проведению мероприятий в рамках "Порядка демонтажа_", утвержденного Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764, в отношении нестационарного торгового объекта заявителя по адресу: г. Волгоград, пр-кт им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. 94 "И".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "14" октября 2016 г. по Делу N А12-37269/2016 признано незаконным решение Администрации Дзержинского района Волгограда, выраженное в письме от 26.06.2016 г. за N 01-21-Ж/1893-16, об отказе индивидуальному предпринимателю Трубихову Сергею Николаевичу заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 94и, как не соответствующее требованиям Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 25.05.2016 г. N 44/1303. В порядке восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию Дзержинского района Волгограда рассмотреть и принять решение по заявлению индивидуального предпринимателя Трубихова Сергея Николаевича от 08.06.2016 г. о заключении с ним договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 94и на основании Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 25.05.2016 г. N 44/1303.
Администрация Дзержинского района Волгограда не исполнила указанные решения суда по представлению ИП Трубихову Сергею Николаевичу права на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 94и.
Из чего следует, что Администрация Дзержинского района Волгограда и города Волгограда нарушают права заявителя.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2016 года по делу N А12-43952/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-43952/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2017 г. N Ф06-21264/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Трубихов Сергей Николаевич
Ответчик: Администрация города Волгограда, АДМИНИСТРАЦИЯ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, департамент экономического развития адмигнистрации Волгограда, Департамент экономического развития администрации Волгограда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, УФАС по Волгоградской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30393/18
02.03.2018 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-31603/18
18.12.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13738/17
21.11.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12576/17
08.06.2017 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21264/17
01.06.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21264/17
26.02.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1018/17
26.12.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-43952/16