г. Саратов |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А57-19869/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Композит Волокно" Киселевой В.В. по доверенности от 10.01.2019, Потманцевой Л.П. по доверенности от 27.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Композит Волокно" (410059, г. Саратов, пл. Советско-Чехословацкой дружбы, б/н, ИНН 6451429643, ОГРН 1116451002260)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 февраля 2019 года по делу N А57-19869/2018 (судья Ю.П. Огнищева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Композит Волокно" (410059, г. Саратов, пл. Советско-Чехословацкой дружбы, б/н, ИНН 6451429643, ОГРН 1116451002260)
заинтересованное лицо: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (400074, г. Волгоград, ул. им. Огарёва, д.15, ИНН 3444046034 ОГРН 1023403462488)
о признании незаконным и отмене постановления от 29.08.2018 N 24/355/2018 в части нарушения, указанного в пункте 1, а также об изменении размера штрафа до 100 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Композит Волокно" (далее - ООО "Композит Волокно", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным постановление Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Волжское управление Ростехнадзора) от 29.08.2018 N 24/355-2018 в части нарушения, указанного в пункте 1, а также изменении постановления от 29.08.2018 N 24/355-2018 в части размера санкций, назначив штраф в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Нижне-Волжское управление Ростехнадзора.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 февраля 2019 года постановление Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 29.08.2018 N 24/355-2018 изменено в части назначения наказания, размер назначенного ООО "Композит Волокно" штрафа снижен до 100 000 руб.
ООО "Композит Волокно", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители ООО "Композит Волокно" поддержали правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе, письменных пояснениях.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 17 апреля 2019 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора мероприятий по контролю (надзору) на основании распоряжения от 24.07.2018 N 2820-РП/СО в рамках осуществления плановой выездной проверки ООО "Композит Волокно" в отношении опасных производственных объектах эксплуатируемых ООО "Композит Волокно" (Площадка химического производства (II класс опасности, per. NА51 -06162-0001) расположена по адресу: 410059, Саратовская область, г. Саратов, пл. Советско-Чехословацкой дружбы, б/н; Площадка складского хозяйства (II класс опасности, рег. NА51-06162-0002) расположена по адресу: 410059, Саратовская область, г. Саратов, пл. Советско-Чехословацкой дружбы, б/н) были выявлены нарушения требований частей 2, 5 статьи 2, части 2 статьи 3, части 2 статьи 7, частей 1, 2 статьи 9, части 1 статьи 10, частей 3.1, 7 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; части 1 статьи 7, части 2 статьи 10, части 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"; пункта 1 статьи 36 главы 5 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; пунктов 12, 13, 14 подпункта "б" пункта 212, пункта 214, пункта 217, подпункты "а", "б", "е", "и" пункта 218, пунктов 218.1, 225, 226, 302, 309, 331, 397, 398, 411 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 N 116, пункта 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 N 538, пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"; пункта 14 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 606 от 04.09.2007, пунктов 49, 50, 62, 101, 148, 359 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.11.2013 N 559, пунктов 6.4.1 6.7.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 N 96, а именно:
1. Не аттестовано в установленном порядке нештатное аварийно-спасательное формирование ООО "Композит Волокно".
2. На момент проведения проверки декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов Общества разработана не в установленном порядке, а именно: декларация промышленной безопасности не внесена в реестр деклараций промышленной безопасности.
3. Манометр, установленный на Ресивере Е-1 рег. N 20200, входящим в состав опасного производственного объекта "Площадка цеха химического" peг. N А51-06162-0001 не соответствует номинальному диаметру (менее 100 мм).
4. На информационных табличках, установленных на технических устройствах: Кипятильники 1-й ступени выпарного аппарата Поз. 8.468 Peг. N 11893 Зав. N 1; Кипятильники 1-й ступени выпарного аппарата Поз. 8.467 Peг. N 11895 Зав. N 3; Кипятильники 1-й ступени выпарного аппарата Поз. 8.464 Peг. N 19341 Зав. N 32345-3; Кипятильники 1-й ступени выпарного аппарата Поз. 8.465 Per. N 19342 Зав. N 283; Ресивер Е-1 ВЭЭ-3, 2-4, 5-1У Зав. N 58294 Peг. N 20200; Реактор сополимеризации мономеров Поз. 2.211 Per. N 20961 Зав. N 151; Реактор сополимеризации мономеров Поз. 2.24 Per. N 11272 Зав. N 1496; Реактор сополимеризации мономеров Поз. 2.23 Рег.N 11271 Зав. N 1495; Реактор сополимеризации мономеров Поз. 2.22 Зав. N С60911/2 Peг. N 9204; Реактор сополимеризации мономеров Поз. 2.21 Зав. N С609П/1 Peг. N 9203, входящих в состав опасного производственного объекта "Площадка цеха химического" Рeг. N А51 -06162-0001 не указаны рабочие параметры (температура рабочей среды).
5. Руководитель группы технического надзора Плотников А.А., назначенный приказом N 194 от 03.07.2018, как специалист, ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, не аттестован в установленном порядке в области промышленной безопасности (по областям аттестации Б8.23).
6. Не обеспечено наличие исправных площадок для безопасного осмотра, ремонта и обслуживания манометров, установленных технических устройствах: Кипятильники 1-й ступени выпарного аппарата Поз. 8.468 Peг. N 11893 Зав. N 1; Кипятильники 1-й ступени выпарного аппарата Поз. 8.467 Peг. N 11895 Зав. N 3; Кипятильники 1-й ступени выпарного аппарата Поз. 8.464 Peг. N 19341 Зав. N 32345-3; Кипятильники 1-й ступени выпарного аппарата Поз. 8.465 Peг. N 19342 Зав. N 283; Ресивер Е-1 ВЭЭ-3, 2-4, 5-1У Зав. N 58294 Peг. N 20200; Реактор сополимеризации мономеров Поз. 2.211 Peг. N 20961 Зав. N 151; Реактор сополимеризации мономеров Поз. 2,24 Peг. N 11272 Зав. N 1496; Реактор сополимеризации мономеров Поз. 2.23 Рег. N 11271 Зав. N 1495; Реактор сополимеризации мономеров Поз. 2.22 Зав. N С609П/2 Peг. N 9204; Реактор сополимеризации мономеров Поз. 2.21 Зав. N С60911/1 Peг. N 9203, входящих в состав ОПО "Площадка цеха химического" Рeг. N А51-06162-0001.
7. Отсутствуют сведения о выполнении ремонтов в соответствии с графиками планово-предупредительного ремонта оборудования на 2018 год на оборудование, работающее под давлением в составе опасного производственного объекта "Площадка цеха химического" Рeг. N А51-06162-0001 (в ремонтном журнале отсутствуют сведения о выполнении).
8. В Инструкции МО-12 по эксплуатации сосудов, работающих под давлением, вакуумом, атмосферным давлением и под наливом, утвержденной главным инженером ООО "Композит Волокно" 29.03.2016, должны быть регламентированы: сосуды, на которые распространяется инструкция, их назначение; обязанности персонала во время дежурства по наблюдению и контролю за работой сосуда; -порядок пуска в работу и остановки (прекращения работы) сосуда; меры безопасности при выводе оборудования в ремонт, а также дополнительные меры безопасности для сосудов с рабочей средой группы 1 (в соответствии с ТР ТС 032/2013 ); случаи, требующие немедленной остановки сосуда, предусмотренные ФНП, а также другие, обусловленные спецификой работы сосуда. Порядок аварийной остановки и снижения давления до атмосферного устанавливают в зависимости от конкретной схемы включения сосуда и технологического процесса.
9. Должностная инструкция ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением не соответствует требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 N 116.
10. Должностная инструкция ответственного за осуществления производственного контроля за безопасную эксплуатацию сосудов не соответствует требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 N 116.
11. В реестр опасных производственных объектов внесены сведения о сосудах, не подлежащих учету и не имеющих иных признаков отнесения объектов к категории ОПО, установленных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, а именно: Кипятильники 1 -й ступени выпарного аппарата Поз. 8.4б5 Peг. N 19342 Зав. N 283.
12. ООО "Композит Волокно" эксплуатируются трубопроводы пара (сведения о сроке службы отсутствуют в технической документации, срок фактической эксплуатации превышает 20 лет) без проведения экспертизы промышленной безопасности.
13. Трубопроводы пара, эксплуатируемые ООО "Композит Волокно", не стоят на учете в территориальном органе Ростехнадзора.
14. Отсутствует паспорт трубопроводов пара, эксплуатируемых ООО "Композит Волокно".
15. Отсутствует исполнительная схема трубопроводов пара, эксплуатируемых ООО "Композит Волокно".
16. Отсутствуют документы, подтверждающие соответствие трубопроводов пара, эксплуатируемых ООО "Композит Волокно" требованиям статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
17. В государственный реестр опасных производственных объектов не внесены сведения о трубопроводах пара.
18. Отсутствуют сведения о проведении технического освидетельствования трубопровода пара, эксплуатируемых ООО "Композит Волокно", уполномоченной специализированной организацией.
19. Не обеспечивается безопасность сооружений в процессе эксплуатации посредством технического обслуживания и подтверждения в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций, и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: разрушение бетонного основания площадки обслуживания емкости хранения метилакрилата Рeг. N 81-Н, поз. 2104/1 корпус 213.
20. Не обеспечивается безопасность сооружений в процессе эксплуатации посредством технического обслуживания и подтверждения в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: разрушение бетонного основания площадки обслуживания емкости хранения метилакрилата per. N 82-Н, поз. 2104/2 корпус 213.
21. Допущена эксплуатация трубопровода откачки нитрила акриловой кислоты проходящего через стену здания насосной корпуса 213 в отсутствии защитного футляра (гильзы).
22. Для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации (ПДК) в емкостном парке (корпус N 213) отсутствуют средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и с выдачей сигналов в систему ПАЗ.
23. На обслуживающей площадке крышки емкости поз. 2104/1 находится посторонний предмет (отрезок трубы), что нарушает требования безопасной эксплуатации.
24. Нарушено антикоррозийное покрытие емкости нитрила акриловой кислоты Рeг. N 79-Н, поз. 2102/1 корпус 213.
25. Нарушено антикоррозийное покрытие емкости нитрила акриловой кислоты Рeг. Ks80-Н, поз. 2102/2 корпус 213.
26. Не обеспечивается безопасность сооружений в процессе эксплуатации посредством технического обслуживания и подтверждения в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: частичное проседание бетонной отмостки вокруг обвалования емкостного парка корпуса 213.
27. Не демонтировано оборудование, выведенное из действующей химико- технологической системы, а именно смеситель Рeг. N 99-Н, поз. 1/52 корпус 211.
28. Не обеспечивается безопасность сооружений в процессе эксплуатации посредством технического обслуживания и подтверждения в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: разрушение хим. защиты фундамента насоса для подачи реакционной смеси в реактор поз. 2.1/6 корпус 211.
29. Не демонтировано оборудование, выведенное из действующей химико-технологической системы, а именно насос поз. 2.1/22 корпус 211.
30. Не демонтировано оборудование, выведенное из действующей химико-технологической системы, а именно насос поз. 2.1/23 корпус 211.
31. Не демонтировано оборудование, выведенное из действующей химико-технологической системы, а именно насос поз. 2.1/24 корпус 211.
32. Не демонтировано оборудование, выведенное из действующей химико-технологической системы, а именно насос поз. 2.14/16 корпус 211.
33. Не демонтировано оборудование, выведенное из действующей химико-технологической системы, а именно насос поз. 2.14/17 корпус 211.
34. Не демонтировано оборудование, выведенное из действующей химико-технологической системы.
35. Не демонтировано оборудование, выведенное из действующей химико-технологической системы, а именно реактор поз. 2.2/14 корпус 211.
36. Не демонтирован трубопровод, выведенный из действующей химико-технологической системы, а именно: трубопровод пара 12.0.
37. Не обеспечивается безопасность сооружений в процессе эксплуатации посредством технического обслуживания и подтверждения в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: частичное разрушение приямка емкостного парка корпуса 213 корпуса.
38. На ОПО "Склад сырьевой" Рeг. N А51-06162-0002 не предусмотрена аварийная вентиляция, которая автоматически включается в случае, если концентрация обращающихся веществ в воздухе помещения достигает 20 процентов нижнего концентрационного предела распространения пламени части.
39. Не демонтированы трубопроводы технологического воздуха и воздуха КИП на ОПО "Склад сырьевой" Рeг. N А51-06162-0002, выведенные из действующей химико-технологической системы.
40. Не обеспечивается безопасность сооружений в процессе эксплуатации посредством технического обслуживания и подтверждения в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: частичное разрушение бетонного отмостка вдоль обвалования емкости 1-Б ОПО "Склад сырьевой" Рeг. N А51-06162-0002.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.08.2018 N А2820/24/279.
По факту выявленных нарушений 27.08.2018 Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в отношении ООО "Композит Волокно" составлен протокол N 24/355/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением о назначении административного наказания от 29.08.2018 N 24/355/2018 ООО "Композит Волокно" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП, с назначением административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением в части нарушения, изложенного в пункте 1 (не аттестовано в установленном порядке нештатное аварийно-спасательное формирование ООО "Композит Волокно"), и в части назначенного административного штрафа, ООО "Композит Волокно" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения, отраженного в пункте 1 оспариваемого постановления, и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено, однако снизил размер назначенного административного штрафа до 100 000 руб.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N116-ФЗ) указанный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ).
В статье 9 Федерального закона N 116-ФЗ закреплены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, обязательные для организации, эксплуатирующей такой объект. В частности, установлена обязанность соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О гражданской обороне" отражено, что организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;
на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей").
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлено, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден Приказом МЧС РФ от 23.12.2005 N 999 (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.
В пункте 6 Порядка указано, что состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичное требование изложено в пункте 1 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей").
Из совокупного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что созданное организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, нештатное аварийно-спасательное подразделение подлежит аттестации в порядке, установленном нормативными актами.
ООО "Композит Волокно" отнесено к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, соответственно общество обязано создать лично или заключить договор с аттестованным аварийно-спасательным формированием.
При этом, исходя из вышеуказанных норм права, наличие договора с аттестованным аварийно-спасательным формированием не исключает обязанность создания организацией собственного нештатного аварийно-спасательного подразделения, которое должно быть аттестовано в установленном порядке.
Между тем, созданные обществом нештатное аварийно-техническое формирование, включающие посты, группы, звенья, не аттестованы в порядке, установленном нормативными актами.
Таким образом, факт нарушения обществом части 2 статьи 3, частей 1, 2 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; части 1 статьи 7, части 2 статьи 10, части 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 27.08.2018 N 24/355/2018.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на договор, заключенный с профессиональной аварийно-спасательной службой, подлежат отклонению, поскольку наличие договора с аттестованным аварийно-спасательным формированием не исключает возможность создания организацией собственного нештатного аварийно-спасательного подразделения. При этом создание обществом нештатного аварийно-спасательного формировании автоматически обязывает заявителя аттестовать данное формирование в установленном порядке.
В данном случае созданное обществом нештатное аварийно-спасательное формирование аттестовано не было.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что государственный инспектор при проверке превысил указанные полномочия и вменил проверяемому нарушения вне его компетенции, поскольку нештатные аварийно-спасательные формирования подлежат проверке МЧС России, судебной коллегией не принимается ввиду следующего.
Как следует из распоряжения от 24.07.2018 N 2820-РП/СО, плановая выездная проверка была проведена в отношении ООО "Композит Волокно", в том числе с целью федерального государственного надзора в области промышленной безопасности; задачей является проверка выполнения и соблюдения организацией обязательных требований нормативных правовых актов и нормативных технических документов; правовые основания для проведения проверки, в том числе Федеральный закон N116-ФЗ.
Постановлением от 29.08.2018 N 24/355-2018 в обжалуемой части обществу вменяется нарушение требований промышленной безопасности, в частности нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ, обязывающей ООО "Композит Волокно" как организацию, эксплуатирующую опасные производственные объекты, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Заявитель имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и Ш классов опасности от 26.05.2016.
Согласно подпункту "р" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности является наличие в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями либо наличие собственных, создаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также наличие нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала лицензиата.
Таким образом, одним из требований промышленной безопасности является обязанность общества создавать в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии нештатные аварийно-спасательные формирования, которые в обязательном порядке подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае Управление действовало в рамках предоставленных ему полномочий.
Довод апеллянта о том, что Нижне-Волжское управление Ростехнадзора не указало на какой вид деятельности аварийно-спасательных работ и где необходимо проходить аттестацию нештатному аварийно-спасательному формированию ООО "Композит Волокно", при этом в полномочия Управления не входит аттестация такого формирования, является несостоятельным, поскольку не свидетельствуют о соблюдении обществом требований промышленной безопасности в части проведения аттестации нештатного аварийно-спасательного формирования.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Композит Волокно" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Вина ООО "Композит Волокно" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 февраля 2019 года по делу N А57-19869/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Композит Волокно" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19869/2018
Истец: ООО "Композит Волокно"
Ответчик: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Нижне-Волжское Управление Ростехнадзора