г.Москва |
|
27 мая 2019 г. |
N А40-212756/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А.Москвиной,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д.Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Ренова Лаб"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2019 по делу N А40-212756/18 (107-4437)
по заявлению ООО "Ренова Лаб" (ОГРН 1097746797334)
к ИФНС России N 31 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Шереметьев С.Е. по дов. от 09.01.2019; |
от ответчика: |
Давыдов Р.Х. по дов. от 28.01.2019, Ионов Д.А. по дов. от 11.04.2019, Макеева И.А. по дов. от 21.01.2019. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ренова Лаб" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в суд с требованиями к ИФНС России N 31 по г. Москвы (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 13.03.2018 N 7702, N 7703, N 7838 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решения).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2019 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В силу части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленного ходатайства ООО "Ренова Лаб" о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий - управляющую компанию инновационного центра "Сколково" суд апелляционной инстанции не усматривает.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 05.09.2017 уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2017 года.
По результатам проведенных мероприятий налогового контроля Инспекцией составлен Акт налоговой проверки от 15.12.2017 N 28-18/48298. Акт и материалы камеральной налоговой проверки рассмотрены 02.03.2018 и вынесено решение N 7702 от 13.03.2018 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 4 642 547 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по г. Москве.
Решением Управления ФНС России по г. Москве N 21-19/103260@ от 17.05.2018 решение Инспекции от 13.03.2018 N 7702 оставлено без изменения.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 31.08.2017 уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за полугодие 2017 года.
По результатам проведенных мероприятий налогового контроля Инспекцией составлен Акт налоговой проверки от 15.12.2017 N 28-18/48299. Акт и материалы камеральной налоговой проверки рассмотрены 02.03.2018 и вынесено решение N 7703 от 13.03.2018 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 4 639 922 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по г. Москве. Решением Управления ФНС России по г. Москве N 21-19/104586@ от 18.05.2018 решение Инспекции от 13.03.2018 N 7703 оставлено без изменения.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 30.10.2017 уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2017 года.
По результатам проведенных мероприятий налогового контроля Инспекцией составлен Акт налоговой проверки от 16.02.2018 N 28-18/49053. Акт и материалы камеральной налоговой проверки рассмотрены 16.04.2018 и вынесено решение N 7838 от 19.04.2018 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 4 637 104 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по г. Москве. Решением Управления ФНС России по г. Москве N 21-19/137500@ от 28.06.2018 решение Инспекции от 19.04.2018 N 7838 оставлено без изменения.
Обществом в уточненных налоговых декларациях по налогу на имущество организаций за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2017 года заявлена льгота, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ, в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность.
По результатам проведенных мероприятий налогового контроля установлено, что ООО "Ренова Лаб" на праве собственности принадлежит объект недвижимости "R&D Ренова", нежилое здание, расположенный по адресу: 121205, г. Москва, территория инновационного центра "Сколково", ул. Сикорского д. 11 с кадастровым номером N 77:15:0020321:372.
При этом Обществом в ходе проверки представлены:
- Акт от 03.10.2016 N 17 приемки законченного строительством объекта здания "К&О Ренова", расположенного по адресу: г. Москва, территория инновационного центра "Сколково", ул. Сикорского, 11;
- Энергетический паспорт рег. N ЭП.003.126-10721-ДБ-09-17 с датой составления сентябрь 2016 года, составленный на основании проектной документации здания "R&D Ренова", расположенного по адресу: г. Москва, территория инновационного центра "Сколково", ул. Сикорского, 11, в котором указан класс энергетической эффективности "А";
- Приказ от 03.10.2016 N 17/ОС о вводе в эксплуатацию здания "R&D Ренова", согласно которого нежилое здание "К&Э Ренова" принято к бухгалтерскому учету;
- Акт о приеме-передачи здания (сооружения) (по форме ОС-1а) от 03.10.2016 N 0000-000009, согласно которому нежилое здание "R&D Ренова" принято к бухгалтерскому учету 03.10.2016;
- Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют закону и иным нормативным правовым актам.
В соответствии с пунктом 21 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Содержание указанного пункта предполагает две категории объектов, в отношении которых применяется льгота:
1) вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации;
2) вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
В заявлении доводы Заявителя сводятся к тому, что он имеет право на льготу в отношении объекта, относящегося ко второй категории, то есть к вновь вводимым объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. В подтверждение своей позиции Заявитель ссылается на нормы Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), Приказа Минэнерго России от 30.06.2014 N 400 и Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то что, к нему подлежат применению специальные положения Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" устанавливающие, по его мнению, отличные от Закона N 261-ФЗ положения и предусматривающие обязательное определение класса энергетической эффективности для вновь построенного здания или сооружения, вне зависимости от того, является ли оно многоквартирным домом или нет.
Суд первой инстанции правомерно указал, что основания для установления для любых зданий на территории инновационного центра "Сколково" обязательного определения класса энергетической эффективности данный закон не содержит, также он не содержит специальные правила определения энергетической эффективности, отличные от Закона N 261-ФЗ. При этом суд первой инстанции также правомерно отметил, что иные нормативные акты, связанные с возможным определением класса энергетической эффективности в данном случае применению не подлежат, поскольку основным и высшим нормативным актом в сфере энергетической эффективности является Закон N 261-ФЗ.
Позиция Общества в апелляционной жалобе не основана ни на нормах действующего законодательства, ни на материалах дела в связи со следующим.
Анализ формулировки пункта 21 статьи 381 НК РФ: "вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности" и Федерального закона от 07.06.2011 N 132-ФЗ, которым она была введена в НК РФ, позволяет сделать вывод о том, что обязательными условиями применения льготы являются следующие:
-объект должен быть вновь введенным;
-данный объект должен иметь высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию;
-в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации не предусмотрено правил определения классов энергетической эффективности в отношении принадлежащего Заявителю объекта недвижимости.
Из положений пункта 21 статьи 381 НК РФ в части второй категории льготируемых объектов следует, что льгота распространяется только на те объекты, в отношении которых законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
Грамматическое толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что слово "предусмотрено" употребляется в ней в значении "предписано", то есть, отраслевое законодательство Российской Федерации об энергосбережении должно содержать четкое и однозначное требование о том, что в отношении конкретного объекта в специально предусмотренном порядке должен быть определен класс энергетической эффективности. Законом об энергосбережении предусмотрено (статья 6):
-установление уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации правил определения классов энергетической эффективности товаров (Минпромторгом России), многоквартирных домов (Минстроем России);
-определение уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (Минстроем России) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
При этом Закон об энергосбережении четко разделяет правила определения классов энергетической эффективности и требования энергетической эффективности. Не ко всем энергоэффективным объектам Законом об энергосбережении предусмотрено установление классов их энергетической эффективности.
Так, статьей 10 Закона об энергосбережении определение классов энергетической эффективности прямо предусмотрено для товаров, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а статьей 12 указанного Закона - для многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору.
При этом в статье 11 Закона об энергосбережении, в которой говорится о соответствии зданий, строений, сооружений, требованиям энергетической эффективности, прямо не предусмотрено определение классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, а также не содержится никаких отсылок к подзаконным нормативно-правовым актам, которыми могли бы быть определены правила присвоения классов энергетической эффективности к таким объектам недвижимости.
Следовательно, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ льгота имеет целевое назначение - стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости, и не предназначена для объектов коммерческой недвижимости.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18, на которое ссылается Заявитель, утверждено в соответствии со статьями 11 и 12 Закона об энергосбережении.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 Минстрою России (как правопреемнику Министерства регионального развития Российской Федерации) необходимо:
-по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации утвердить требования к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
-по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утвердить правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
Согласно пункту 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18, класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника.
Таким образом, исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 определение класса энергетической эффективности многоквартирных домов относится к сфере ведения Минстроя России. При этом в вышеуказанных пунктах 2 и 3 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации не содержится положений и правовых оснований, обязывающих или позволяющих Минстрою России утвердить правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.
В связи с вышеуказанным, в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами, и основания для их принятия.
Аналогичной позиции придерживаются Минэнерго России и Минстрой России. Так в письме Минэнерго России от 08.08.2017 N 04-1133 указано, что:
- в настоящее время возможность определения классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, действующим законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не предусмотрена. Принципы, порядок (правила) определения класса энергетической эффективности для таких зданий, а также полномочия по их установлению нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не определены;
- законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности маркировка зданий, не являющихся многоквартирными домами, по классам энергетической эффективности не предусмотрена. Правила определения классов энергетической эффективности для зданий, не являющихся многоквартирными домами, не утверждены.
Кроме того, Минэнерго России обратило внимание на то, что вопрос определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не входит в область регулирования Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18.
В письме Минстроя России от 08.08.2017 N 28098-ЕС/04 также отмечено, что в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.
Согласно позиции Арбитражного суда Московского округа, отраженной в постановлении от 17.05.2018 по делу N А40-51633/2017 (определением Верховного суд Российской Федерации от 03.09.2018 налогоплательщику отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии ВС РФ), позиции Арбитражного суда Московского округа, отраженной в постановлении от 07.05.2018 по делу N А40-51627/2017 (определением Верховного суд Российской Федерации от 03.09.2018 налогоплательщику отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии ВС РФ), позиции Арбитражного суда Московского округа, отраженной в постановлении от 04.05.2018 по делу N А40-51603/2017 (определением Верховного суд Российской Федерации от 10.09.2018 налогоплательщику отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии ВС РФ), а также позиции Девятого арбитражного апелляционного суда, отраженной в постановлении от 28.05.2018 по делу N А40-160602/2017, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 установлено определение классов энергетической эффективности исключительно в отношении многоквартирных домов, определение классов в отношении иных зданий, строений и сооружений не предусмотрено.
Кроме того, согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 03.08.2018 по делу N А60-7484/2017 Судебная коллегия отклонила довод общества о том, что в данном конкретном случае следует руководствоваться Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Названный Федеральный закон принят в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений (статья 1). Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (статья 3). Правительством Российской Федерации в постановлении от 25.01.2011 N 18 определено, что правила определения класса энергетической эффективности устанавливаются Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации, причем в отношении многоквартирных домов подлежат обязательному установлению.
При этом положения пункта 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18, позволяющие по решению застройщика или собственника установить класс энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами, могут быть реализованы только после принятия решения об утверждении Минстроем России соответствующих правил определения классов энергетической эффективности, содержащих основные критерии (параметры) энергетической эффективности иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.
Аналогичной позиции придерживаются и компетентные органы - Комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор), Минэнерго России и Минстрой России, из позиции которых следует, что в настоящее время отсутствуют нормативные документы, устанавливающие требования и критерии определения классов энергетической эффективности зданий и сооружений (письмо Мосгосстройнадзора от 02.08.2017 N 09-5596/17-1; письмо Минэнерго России от 08.08.2017 N 04-1133; письмо Минстроя России от 08.08.2017 N 28098-ЕС/04.
Кроме того, Минэнерго России в своем письме отметило, что вопрос определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не входит в область регулирования постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18.
Приказ Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр "Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" принят в целях реализации положений пункта 2 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18. В связи с этим применение положений указанного приказа для целей определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не представляется возможным, а также применение по аналогии невозможно в связи со следующим.
Использование базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, указанных в положениях данного приказа, для определения класса энергетической эффективности иных зданий, не являющихся многоквартирными домами, является некорректным в связи с особенностями энергопотребления данных объектов.
Так, Правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденными Приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр, установлены значения базовых уровней удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, включающие суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды, в расчете на 1 м площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома.
Однако, структура расхода энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, также как и требования к температурному режиму в жилых и нежилых зданиях (помещениях) различны и по величинам, и по структуре, в связи с чем использование базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме для определения класса энергетической эффективности нежилого здания или сооружения необоснованно.
Аналогичной позиции придерживаются Минэнерго России и Минстрой России. Так Минэнерго России в письме от 08.08.2017 N 04-1133 указало, что:
- определение класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не является предметом регулирования Приказа Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр. По мнению Минэнерго России, Приказ Минстроя России N 399/пр нельзя применять в целях определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, в том числе потому что использование базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирных домах для определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, является некорректным в связи с особенностями энергопотребления данных объектов;
- параметры энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не определены как в части присвоения класса энергетической эффективности, так и части требований энергетической эффективности. Таким образом, в настоящее время отличие многоквартирных домов от иных зданий в части параметров энергетической эффективности в том, что для многоквартирных домов вопрос определения классов энергетической эффективности предусмотрен Законом об энергосбережении и урегулирован, а для иных зданий вопрос определения классов энергетической эффективности не предусмотрен Законом об энергосбережении и не урегулирован.
Минстрой России в письме от 08.08.2017 N 28098-ЕС/04 также отметил, что Приказ Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр "Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" принят в целях реализации положений пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18. Применение положений указанного приказа для целей определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не представляется возможным.
Установление классов энергетической эффективности зданий, в том числе не являющихся многоквартирными домами, предполагали нормы пункта 4.5 раздела 4 и приложения Д СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", введенных в действие с 1 октября 2003 года Постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 113 (далее - СНиП 23-02-2003).
При этом необходимо иметь в виду следующее.
Так, в соответствии с приложением Б СНиП 23-02-2003 класс энергетической эффективности - это обозначение уровня энергетической эффективности здания, характеризуемого интервалом значений удельного расхода тепловой энергии на отопление здания за отопительный период. Данный термин использован как в отношении жилых, так и общественных зданий (пункт 4.5).
В соответствии с пунктом 80 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р, СНиП 23-02-2003 являлись обязательными для всех типов зданий, чья проектная документация прошла экспертизу до 30 июня 2015 года.
Однако в соответствии с пунктом 5 статьи 2 принятого 23.11.2009 Закона об энергосбережении, класс энергетической эффективности - это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. В соответствии с пунктом 4 той же статьи, энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Таким образом, поскольку содержание понятия "класс энергетической эффективности", используемое в Законе об энергосбережении не тождественно аналогичному термину в СНиП 23-02-2003, положения данного СНиП в части определения класса энергетической эффективности не применимы в периоде действия Закона об энергосбережении, то есть с 27.11.2009. Аналогичной позиции согласно письму от 08.08.2017 N 28098-ЕС/04 придерживается и Минстрой России.
С целью устранения данного противоречия был принят СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003, являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003 и предусматривающий установление классов энергосбережения зданий, которые не эквивалентны классам энергетической эффективности.
Кроме того, раздел 10 СП 50.13330.2012 не включен в пункт 30 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014N 1521.
Таким образом, в СП 50.13330.2012 также не содержится положений, устанавливающих порядок определения классов энергетической эффективности для целей применения Закона об энергосбережении. Данной позиции в соответствии с письмом от 08.08.2017 N 28098-ЕС/04 придерживается и Минстрой России.
Довод налогового органа о том, что понятие "класс энергетической эффективности", используемое в Законе об энергосбережении, и "класс энергетической эффективности", определяемое СНиП 23-02-2003, не идентичны и имеют различное содержание, подтверждается также следующим.
В статье 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" указано, что класс энергетической эффективности определяется исходя из показателя, отражающего расход энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение.
СНиП 23-02-2003 предлагает определять класс энергетической эффективности только исходя из значений удельного расхода тепловой энергии на отопление здания за отопительный период.
Более того, необходимо отметить, что СНиП по своей природе не является нормативными правовым актом, а является техническим документом, призванным обеспечить соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами, а потому не может противоречить последним.
Верховный суд Российской Федерации в Решении от 27 мая 2015 года N АКПИ15-360 определил правовую природу СНиП:
"В соответствии с частями 2 и 3 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу данного Федерального закона, признаются сводами правил...
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определяет свод правил как документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (статья 2). Следовательно, СНиП 2.05.06-85* не является нормативным правовым актом...".
Соответственно, установление классов энергетической эффективности в отношении зданий, не являющихся многоквартирными домами, в период действия Закона об энергосбережении, является неправомерным и противоречит законодательству.
Позиция Минфина России, изложенная в Письме от 02.02.2017 N 03-05-04-01/5599, не может однозначно свидетельствовать о том, что в отношении любых зданий, строений, сооружений законодательством РФ предусмотрено определение классов энергетической эффективности, поскольку Минфин России в ряде своих разъяснений сам указывает на то, что вопросы установления класса энергетической эффективности объектов недвижимости, требований к энергетическим паспортам и порядка их выдачи не относятся к его компетенции (Письмо Минфина России от 23.06.2017 N 03-05-05-01/39611).
Компетентным органом по вопросам определения классов энергетической эффективности, чья позиция должна быть учтена при решении вопроса о правомерности применения льготы по п. 21 ст. 381 НК РФ, является Минэнерго России (пункт 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации").
Минэнерго России в Письме от 17.04.2017 N ИА-4031/04 рассмотрело вопрос об определении классов энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и отметило, что Законом об энергосбережении "предусмотрено определение класса энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов. Класс энергетической эффективности многоквартирных домов определяется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр. Установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, законом не предусмотрено".
Аналогичную позицию Минэнерго России указало и в письме от 08.08.2017 N 04-1133, отметив, что в настоящее время возможность определения классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, действующим законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не предусмотрена.
Идентичную позицию отразил и Минстрой России в письме от 08.08.2017 N 28098-ЕС/04, согласно которой в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.
Аналогичный вывод нашел свое отражение в арбитражной практике. Примером тому является Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.08.2017 по делу N А65-30815/2016. В данном деле спор касался правомерности применения льготы по пункту 21 статьи 381 НК РФ в отношении объекта культурного наследия (на который требования энергетической эффективности вообще не распространяются в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 11 Закона об энергосбережении). Налогоплательщик считал, что несмотря на отсутствие законодательного требования он вправе применить льготу и указывал, что, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18, класс энергетической эффективности здания определяется в том же порядке, что и для многоквартирных домов. Данный довод был обоснованно отклонен судами, поскольку "указанным нормативным правовым актом установлено определение классов исключительно в отношении многоквартирных домов, определение классов в отношении иных зданий, строений и сооружений не предусмотрено".
Суд первой инстанции правомерно отметил, что ссылка общества на СНиП 23-02-2003 несостоятельна, поскольку данный СНиП, как акт, регулирующий осуществление градостроительной деятельности, распространяется на тепловую защиту зданий и сооружений, в которых необходимо поддерживать определенную температуру и влажность воздуха, однако данные нормы не применимы к налоговым отношениям. При этом данный СНиП не был зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации как технический акт, не содержащий правовых норм".
Также суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку налогоплательщика на Письмо Минфина России от 02.02.2017 N 03-05-04-01/5599, в котором указано на возможность применения налоговой льготы по налогу на имущество в отношении зданий. По мнению суда, "данное письмо должно применяться с учетом Приказа Минстроя России N 399/пр от 06.06.2016 "Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" (поскольку разъяснения Минфином были даны после его принятия), согласно которому многоквартирными домами, имеющими высокий класс энергетической эффективности для целей налогового законодательства, являются дома классов А, А+, А ++".
Аналогичный вывод также отражён в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2017 по делу N А41-90181/2016. Согласно позиции суда, СНиП по своей правовой природе являются техническими документами, призванными обеспечить соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами, а потому не могут противоречить последним.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе, требования энергетической эффективности зданий и сооружений. В статье 13 Технического регламента указано, что здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.
Таким образом, указанным Федеральным законом устанавливаются минимальные стандарты, которым должны соответствовать вводимые в эксплуатацию объекты недвижимого имущества, в то время как порядок определения классов энергетической эффективности в отношении недвижимости, не относящейся к многоквартирным домам, отсутствует.
Таким образом, ссылка Заявителя на положения Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также СНиП 23-02-2003 в подтверждение правомерности своей позиции, несостоятельна, противоречит ложившейся судебно-арбитражной практике и позиции Минстроя России, изложенной в письме от 08.08.2017 N 28098-ЕС/04.
Аналогичная правовая позиция содержится также в Определениях Верховного суда Российской Федерации N 305-КГ18-501 от 17.04.2018, N 302-КГ18-4579 от 27.04.2018, в которых указано, что применение энергетических паспортов в качестве доказательства соответствия условиям рассматриваемой льготы, в отсутствии критериев для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений и сооружений, является неправомерным.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении N 309-КП8-5076 от 03.08.2018 по делу N А60-7484/2017 отметил, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
В связи с этим на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ и с учетом разъяснений, данных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при уяснении значения названного понятия для целей налогообложения следует применять положения соответствующей отрасли законодательства, в котором оно используется.
Само по себе упоминание в пункте 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18) о возможности установления класса энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, по решению застройщика или собственника, не означает, что на такие объекты может быть распространена налоговая льгота.
Установление классов энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, предполагали нормы пункта 4.5 раздела 4 и приложений Б и Д СНиП 23-02-2003. Однако критерием для определения классов энергетической эффективности зданий в СНиП 23-02-2003 является величина отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода тепловой энергии на отопление здания от нормативного. В то время как энергетическая эффективность зданий, строений и сооружений определятся более широкой совокупностью показателей, отражающих удельные расходы энергетических ресурсов на отопление, освещение помещений, вентиляцию и охлаждение, включая кондиционирование (пункт 7 Требований).
Действующий в настоящее время Свод правил "Тепловая защита зданий" СП 50.13330.2012, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 265, и являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003, предусматривает установление классов энергосбережения зданий, которые также не эквивалентны классам энергетической эффективности.
С учетом изложенного, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что применение для целей налогообложения энергетических паспортов, составленных самим налогоплательщиком в ситуации, когда законодательством не установлены критерии для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений, сооружений свидетельствует о предоставлении индивидуальных налоговых льгот, что в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 56 НК РФ недопустимо.
Правительством Российской Федерации в постановлении от 25.01.2011 N 18 определено, что правила определения класса энергетической эффективности устанавливаются Министерством строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации, причем в отношении многоквартирных домов подлежат обязательному установлению. В отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, правила определения класса энергетической эффективности до настоящего времени не установлены.
Оспариваемые ненормативные правовые акты не нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщикам сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пояснительной запиской к проекту N 44864-5 Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности" предусмотрено, что льгота, на которую претендует Заявитель, устанавливается в целях стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования.
Отсутствие у объекта налогообложения предусмотренных НК РФ критериев предоставления заявленной льготы влечет обязанность налогоплательщика исчислять и уплачивать соответствующий налог без ее учета. Оспариваемые решения налогового органа приняты во исполнение данной обязанности налогоплательщика и не могут нарушать его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, Заявителем не приведено оснований, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания незаконными обжалуемых решений Инспекции.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении ходатайства ООО "Ренова Лаб" о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий - управляющую компанию инновационного центра "Сколково" отказать.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2019 по делу N А40-212756/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.