город Ростов-на-Дону |
|
17 сентября 2019 г. |
дело N А32-23855/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в отсутствие участвующих в деле лиц в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирмы "Химпром-Сервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2019 по делу N А32-23855/2019, принятое в составе судьи Шкира Д.М., по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирмы "Химпром-Сервис" (ИНН 2303015480, ОГРН 1022300714028) к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684) об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Химпром-Сервис" (далее - ООО фирма "Химпром-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - СКУ Ростехнадзора, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2019 N 106/34-08 о привлечении ООО фирма "Химпром-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей, в части назначенного штрафа (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 16.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение предприятием административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО фирма "Химпром-Сервис" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что им приняты меры к устранению выявленных в ходе проверки нарушений. Общество полагает, штраф должен быть снижен либо заменен на предупреждение.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В суд от Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступил отзыв, в котором указано на законность решения суда и отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
От общества с ограниченной ответственностью фирмы "Химпром-Сервис" в суд поступили дополнительные пояснения к апелляционной жалобе
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.03.2019 N 1332-р должностными лицами СКУ Ростехнадзора в отношении ООО фирма "Химпром-Сервис" проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации опасного производственного объекта: площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов (регистрационный N А30-06001-0001).
В ходе проверки выявлены нарушения, зафиксированные в акте от 22.04.2019.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом СКУ Ростехнадзора в отношении ООО фирма "Химпром-Сервис" составлен протокол об административном правонарушении от 30.04.2019 N 106/34-08 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя общества.
В протоколе указано, что обществом допущены следующие нарушения:
1. Отсутствует документация, подтверждающая наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности здания насосной, железнодорожной эстакады, резервуаров, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожарооиасных и химически опасных производственных объектов 1, II и Ш классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
2. В сведениях, характеризующих опасный производственный объект, не указана конкретная характеристика опасности в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В сведениях, характеризующих опасный производственный объект, не указаны наименование и характеристика опасного вещества (взрывопожароопасный, токсичный, высокотоксичный).
В сведениях, характеризующих опасный производственный объект, не указаны резервуары РГС-60 - 10 ед., РГС 75-4 ед., РГС 140 - 6 ед.
В сведениях, характеризующих опасный производственный объект, неверно указаны РГС-70 - 16 ед., РГС 130 -бед.
В сведениях, характеризующих опасный производственный объект, указан год ввода в эксплуатацию технологических трубопроводов 2007, при этом в заключениях экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-12546-2015, рег.N 30-ТУ-12547-2015 указан год ввода в эксплуатацию 2014.
В сведениях, характеризующих опасный производственный объект, неверно указаны насосы КМ Н 80-60-175-Зед.
В сведениях, характеризующих опасный производственный объект, не указаны насосы КМН 80-65-175, зав.N N 1580, 1620, 3421, насос для налива дизельного топлива н автоцистерны.
В сведениях, характеризующих опасный производственный объект, не указаны площадки налива автомобильных цистерн (посты налива - 2 ед., наливные устройства -2 ед.).
В сведениях, характеризующих опасный производственный объект, не указаны заводские номера, характеристики УСН 150 (2 ед.), что является нарушением части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, подпункта 1 пункта 21 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростсхнадзора от 25.11.2016 N 494, подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
3. Допущены к эксплуатации по истечении сроков безопасной эксплуатации установленных заключениями экспертизы, сооружения:
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-60 технол.N 11 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05062-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 30.04.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-60 технол.N 12 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05063-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 30.04.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-60 технол.N 13 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05064-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 05.05.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-60 технол.N 14 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05065-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 05.05.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-60 технол.N 15 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05084-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 06.05.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-60 технол.N 16 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05085-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 06.05.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-60 технол.N 17 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05086-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 07.05.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-60 технол.N 18 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05087-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 07.05.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-60 технол.N 19 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05088-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 08.05.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-60 технол.N 20 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05089-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 08.05.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-75 технол.N 7 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05058-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 25.04.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-75 технол.N 8 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05059-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 25.04.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-75 технол.N 9 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05060-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 28.04.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-75 технол.N 10 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05061-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 28.04.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-140 технол.N 1 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05053-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 22.04.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-140 технол.N 2 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05054-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 22.04.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-140 технол.N 3 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05055-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 23.04.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-140 технол.N 4 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05056-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 23.04.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-140 технол.N 5 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05057-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 24.04.2018);
* резервуар горизонтальный стальной для нефтепродуктов РГС-140 технол.N 6 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег.N 30-ТУ-05090-2014 установлен срок безопасной эксплуатации - до 24.04.2018), что является нарушением части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, пункта 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461, подпунктов "л", "у", "ф" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
4. Допущены к эксплуатации в отсутствие установленного срока службы при отсутствии проектной документации:
* железнодорожный подъездной путь N 118;
* железнодорожная сливоналивная эстакада, что является нарушением части 1 статьи 9, статьи 13 Закона N 116-ФЗ, пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, пункта 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461, подпунктов "л", "у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
5. Не обеспечено проведение периодического контроля за состоянием железнодорожного пути и сооружений инфраструктуры с применением специальных средств неразрушающего контроля, что является нарушением части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункту 1.1.7. Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50, пункта 12 Приложения N 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог российской Федерации, утвержденных приказам Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286, подпункта "у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
6. Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, утвержденное директором ООО фирма "Химпром-Сервис" Б.М. Хачатуряном в 2014 г., не содержит:
* должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля или описание организационной структуры службы производственного контроля;
* порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах;
* порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;
* порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;
* порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
* порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;
* порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
* порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации;
* порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности;
* порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, что является нарушением части 1 статьи 9, части 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ, пункта 3.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, подпункта "и" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
7. Не создано нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников предприятия, что является нарушением части 1 статьи 9, пункта 1 статьи 10 Закона N 116-ФЗ, подпункта "р" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
8. Перечень газоопасных работ не согласован с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), с которой заключен договор на обслуживание, а также с лицом, назначенным ответственным за осуществление производственного контроля. Руководителем эксплуатирующей организации внутренними документами организации не определены структурные подразделения, на которые возложены полномочия по согласованию перечня газоопасных работ, что является нарушением части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 2.1.8 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", угвержденных приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 N 485, подпункта "у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
9. Перечень газоопасных работ не пересматривается, не переутверждается не реже одного раза в год (представлен перечень газоопасных работ, утвержденный директором Б.М. Хачатуряном 10.06.2014). Отсутствует список лиц, ответственных за подготовку и проведение газоопасных работ, что является нарушением части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 2.1.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 N 485, подпункта "у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
10. Отсутствует инструкция по учету и контролю качества нефтепродуктов, предусматривающая выполнение операций по ручному отбору проб и замеру уровня нефтепродуктов, хранящихся в резервуарах, что является нарушением части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 2.5.24 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461, подпункта "у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
11. Не установлен контроль за уровнем вибрации насосов, что является нарушением части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 2.8.8 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461, подпунктов "г, у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06,2013 N 492
12. Не установлен назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации насосов - 4 ед., УСН 150 - 2 ед. Данные о сроке службы в паспортах не указаны, что является нарушением части 1 статья 9 Закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, пункта 5.1.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96, пункта 2.8.18 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461, подпунктов "б, г, у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
13. Отсутствует проектная документация на опасный производственный объект - площадку нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов, что является нарушением части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 2.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96, подпункта "у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
14. Управление и контроль процессами перекачки по трубопроводам нефтепродуктов, а также слива и налива не осуществляются централизованно из пункта управления операторной (диспетчерской), что является нарушением части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 3.1.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461, подпунктов "к, у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
15. На железнодорожной эстакаде отсутствует твердое бетонное покрытие, оборудованное устройствами отвода в дренажную систему, огражденное по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м и имеющее уклоны не менее 2% для стока жидкости к приемным устройствам, что является нарушением части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 2.2.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461, подпункта "у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
16. Посты налива автомобильных цистерн не оборудованы установками автоматизированного налива с управлением из пунктов управления, а также по месту, что является нарушением части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 2.3.3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461, подпунктов "к, у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником межрегионального отдела по надзору за опасными производственными объектами нефтепродуктообеспечения, нефтеперерабатывающей промышленности и общепромышленного надзора СКУ Ростехнадзора вынесено постановление от 20.05.2019 N 106/34-08 о привлечении ООО фирма "Химпром-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Считая незаконным постановление в части размера назначенного административного наказания, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается совершение обществом правонарушения по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Общество как лицо, эксплуатирующее с нарушениями требований законодательства опасный производственный объект, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований промышленной безопасности, организация не приняла необходимых мер по их соблюдению.
Общество также не отрицает виновное совершение правонарушения.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Обращаясь в суд первой инстанции и в апелляционной жалобе, общество просило снизить размер назначенного административного штрафа либо заменить наказание на предупреждение.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для замены назначенного обществу наказания на предупреждение.
В силу статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятие).
Вместе с тем, основания для замены назначенного наказания предупреждением, как и для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, в данном случае отсутствуют с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и повышенной опасности правонарушения, которое создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья людей, сохранности имущества.
При совокупности приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что назначенное обществу наказание не может быть заменено на предупреждение, поскольку в данном случае цель административного наказания не будет достигнута.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Принятие мер к устранению выявленных нарушений после проведения проверочных мероприятий также подтверждает недобросовестность общества, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта с нарушениями требований законодательства.
Административное наказание назначено обществу в размере 200 000 рублей, что соответствует минимальной санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В целях подтверждения материально-финансового положения ООО фирма "Химпром-Сервис" приложило к апелляционной жалобе бухгалтерскую отчетность за 2019 год.
Вместе с тем, представленная отчетность не подтверждает отсутствие у общества возможности по выплате штрафа в размере 200 000 рублей и, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Из бухгалтерской отчетности следует, что общество располагает основными средствами на сумму 27023 тыс., оборотными денежными средствами в размере 3547 тыс. Таким образом, наличие у общества дебиторской задолженности и предъявленных к организации исковых требований, не свидетельствует о тяжелом материальном положении, не позволяющем оплатить штраф.
Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах - 200 000 рублей - не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, повышенную опасность правонарушения, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Невозможность единовременной уплаты штрафа является основанием для обращения в суд с заявлением о предоставлении рассрочки уплаты штрафа в порядке статьи 31.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 16.07.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2019 по делу N А32-23855/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23855/2019
Истец: ООО фирма "Химпром-Сервис"
Ответчик: Северо-Кавказкое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора