город Ростов-на-Дону |
|
23 сентября 2019 г. |
дело N А32-48396/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Ю.И. Барановой, О.А. Ереминой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Кладиновой Е.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционной жалобы ИП Инюкиной Татьяны Андреевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2018 по делу N А32-48396/2017
по иску администрации муниципального образования город Краснодар к ИП Инюкиной Татьяны Андреевны
об обязании снести самовольно возведенный объект капитального строительства, о внесении записи в Единый государственный реестр недвижимости,
третье лицо: Самутина Наталья Антоновна
принятое в составе Любченко Ю.В.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее по тексту - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Инюкиной Т.А. (далее по тексту - ответчик, предприниматель) об обязании снести самовольно возведенный объект капитального строительства ориентировочной площадью застройки 122 кв. м (площадь объекта капитального строительства 106 кв. м, площадь входных групп составляет ориентировочно 16 кв. м) по проспекту Чекистов, 8/2 в Западном внутригородском округе города Краснодара (далее по тексту - спорный объект) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, о внесении записи в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости о прекращении права собственности Инюкиной Т.А.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ответчик при приобретении спорного строения руководствовался законной регистрацией спорного объекта в органах юстиции. Из представленных документов из Росреестра было установлено, что застройщиком объекта являлся ООО "детский оздоровительный центр сезонного значения", однако суд не привлек его к участию в деле в качестве третьего лица. После вынесения оспариваемого решения, ответчик обратился к застройщику для получения разъяснений о наличии разрешительной документации на строительство спорного объекта, в ответ были получены соответствующие документы. Судом не полностью исследованы представленные доказательства, не предложено сторонам направить запросы в архивы города Краснодара.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2018 по делу N А32-48396/2017 изменен абзац первый резолютивной части решения суда: "Обязать индивидуального предпринимателя Инюкину Татьяну Андреевну за счёт собственных средств, в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта по делу демонтировать входные группы - лестницы суммарной площадью 18 кв.м. к нежилому зданию литер "А", под/А" с кадастровым номером 23:43:0206017:1984, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0206017:5 по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Чекистов, N 8/2". Абзац третий резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции: "В случае неисполнения индивидуальным предпринимателем Инюкиной Татьяной Андреевной судебного акта в установленный срок, администрация муниципального образования город Краснодар вправе самостоятельно осуществить соответствующие действия по демонтажу входной группы за счёт ответчика со взысканием с него необходимых денежных средств". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.06.2019 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу N А32-48396/2017 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
В соответствии со статьей 18 АПК РФ на основании определения от 22.08.2019 в составе суда произведена замена судьи Барановой Ю.И. на судью Еремину О.А., определением от 19.09.2019 произведена замена судьи Величко М.Г. на судью Баранову Ю.И., после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании, состоявшемся 22.08.2019, представитель ответчика заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, представил чек-ордер от 16.08.2019, подтверждающий внесение денежных средств на депозитный счет суда в размере 45 000 руб., информационные письма экспертных организаций о возможности проведения экспертизы. Ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал. Ходатайство о проведении судебной экспертизы судом оставлено открытым.
В настоящее судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
От администрации посредством почтового отправления поступило дополнительное правовое обоснование позиции по делу.
От ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела экспертного заключения N 9-09/19 от 13.09.2019, а также о рассмотрении ходатайства о назначении экспертизы и приобщения представленных документов в отсутствие представителей.
Рассмотрев ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела экспертного заключения N 9-09/19 от 13.09.2019, суд отказывает в его удовлетворении ввиду отсутствия для этого достаточных оснований.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Кодекса повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств. Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
По смыслу указанных разъяснений следует, что суд апелляционной инстанции не вправе принимать во внимание новые доводы лиц, участвующих в деле, и новые доказательства в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу. Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 АПК РФ.
Вместе с тем, представленное ответчиком экспертное заключение N 9-09/19 от 13.09.2019 при рассмотрении дела в суде первой инстанции не предоставлялось, было изготовлено значительно позже первоначального рассмотрения дела, а также проводилось во внесудебном порядке, в то время как в рамках настоящего дела проводилось экспертное исследование и имеется заключение эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При указанных обстоятельствах, представленные ответчиком документы подлежат возвращению их подателю.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство о назначении экспертизы, апелляционный суд пришел к выводу об отказе в его удовлетворении.
Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Согласно выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.03.2011 N 13765/10 правовой позиции, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, следовательно, требование одной из сторон о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.
В силу положений статьи 82 АПК РФ целесообразность проведения экспертизы определяет суд.
По смыслу названных норм суд может отказать в назначении экспертизы, если у него исходя из оценки уже имеющихся в деле доказательств сложилось убеждение, что имеющиеся доказательства в достаточной мере подтверждают или опровергают то или иное обстоятельство.
Признав, что основания для назначения экспертизы отсутствуют и проведение ее нецелесообразно, учитывая наличие в деле достаточных доказательств (в том числе заключение судебной экспертизы) апелляционный суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы надлежит отказать.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в ходе осуществления муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар установлено, что в границах огражденной территории площадью 244 кв. м расположен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206017:5.
На земельных участках с кадастровым номером 23:43:0206017:5, кадастровым номером 23:43:0206017:6 и территории общего пользования расположен одноэтажный с цокольным этажом объект капитального строительства ориентировочной площадью застройки 122 кв. м (площадь объекта капитального строительства составляет 106 кв. м, площадь входных групп составляет ориентировочно 16 кв. м).
Согласно акту установления границ земельного участка и координирования строений от 13.10.2017 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206017:6 площадью 62 кв. м занят самовольно путем возведения металлического ограждения.
Согласно схеме расположения объектов на земельном участке по проспекту Чекистов, 8/2, входные группы ориентировочной площадью застройки 6 кв. м и 4 кв. м расположены на территории общего пользования.
Входная группа ориентировочной площадью застройки 6 кв. м расположена на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0206017:6.
Согласно сведениям департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар разрешение на строительство (реконструкцию) по проспекту Чекистов, 8/2 в Западном внутригородском округе города Краснодар не выдавалось.
В соответствии с градостроительным планом земельного участка RU23306000-00000000006593 от 27.01.2017 место допустимого строительства отсутствует.
Согласно выписке из Единого реестра прав недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.07.2017 N 23/001/075/2017-9462, нежилое здание количеством этажей - 2 с кадастровым номером 23:43:0206017:1984, площадью 180 кв. м по проспекту Чекистов, 8/2 принадлежит на праве собственности Инюкиной Татьяне Андреевне.
Выявлено невыполнение утвержденных органом местного самоуправления требований, установленных Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар", выразившееся в возведении объекта капитального строительства ориентировочной площадью застройки 122 кв. м (площадь объекта капитального строительства составляет 106 кв. м, площадь входных групп составляет ориентировочно 16 кв. м) без разрешения на строительство.
Наличие указанного факта подтверждается актом планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка от 30.10.2017 N 83.
В отношении объекта капитального строительства присутствуют признаки самовольного строения, а именно возведение объекта капитального строительства без разрешения на строительство и возведение объекта капитального строительства с существенным нарушением градостроительных норм и предельных параметров разрешенного строительства.
Полагая, что возведенный объект является самовольной постройкой, администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Как указывалось выше, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.06.2019 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу N А32-48396/2017 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Суд кассационной инстанции, отменяя вышеуказанные судебные акты по настоящему делу, указал следующее. В силу положения об административных округах города Краснодара, утвержденным постановлением мэрии города Краснодара от 31.12.1998 N 2642 "Об утверждении положения об административных округах города Краснодара", у администрации округа города Краснодара отсутствуют полномочия на выдачу разрешения на строительство нежилого здания коммерческого назначения. Суд апелляционной инстанции оценку разрешению на строительство от 14.02.2002 N 209-р спорного объекта не дал, не исследовал обстоятельства выдачи разрешения и оформление его в установленном законом порядке, не установил какие правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы послужили основанием для выдачи разрешения. Сделав вывод о возможности приведения спорного нежилого здания в соответствие с установленными требованиями действующего законодательства и представленной в материалы дела разрешительной документацией (путем демонтажа входных групп суммарной площадью 18 кв. м) без сноса спорного объекта, суд апелляционной инстанции не определил параметры строительства, сославшись на экспертное заключение, которое сделано без учета всей разрешительной документации. Вопрос соответствия возведенного строения и предусмотренного градостроительным планом на земельном участке, на котором расположен спорный объект, не исследовался. Спорное строение расположено не в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206017:5, элементы входных групп выходят за пределы указанного участка, заборное ограждение также находится за пределами названного земельного участка, суммарная площадь входных групп объекта, расположенных за пределами рассматриваемого земельного участка, составляет: 7+7+4=18 кв. м. Следует обратить внимание на то, что согласно СП 118.13330.2012:Г "Правила подсчета площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания" площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). Площадь под зданием, расположенным на столбах, проезды под зданием, а также выступающие части здания, консольно выступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 м включаются в площадь застройки. При таких обстоятельствах, вывод апелляционного суда о наличии оснований для частичного отказа в удовлетворении иска администрации суд кассационной инстанции счел преждевременным, сделанным по неполно исследованным фактическим обстоятельствам дела и без надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов и пояснений участвующих в деле лиц.
В силу положений статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
При исследование вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 222 Кодекса).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.07.2007 N 595-О-П: самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушение норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Осуществление самовольной постройки фактически является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Из буквального смысла приведенной нормы следует, что содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу правовым последствием осуществления самовольной постройки должен быть ее снос.
В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 данного Кодекса документы.
Согласно пункту 23 постановления Пленумов N 10/22, в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки служит основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
Таким образом, из выше приведенных разъяснений следует, что лицо, возведшее объект самовольного строительства не вправе претендовать на признание за ним судом права собственности на данный объект и последний подлежит сносу в любом случае (даже если объект формально соответствует строительным, санитарным и иным обязательным нормам и правилам), если лицо в установленном порядке не предпринимало действий, направленных на получение необходимых для строительства документов (разрешения на строительство).
Судом установлено, что ООО "Аптека готовых лекарственных средств" Постановлением Мэрии города Краснодара от 11.01.2000 N 18 был предоставлен земельный участок городской застройки площадью 98,99 кв. м для строительства и эксплуатации одноэтажного здания по адресу: проспект Чекистов в Западном административном округе (т. 3 л.д. 25-27).
05.04.2002 Инспекция Государственного Архитектурно-Строительного Российской Федерации выдало ООО "Аптека готовых лекарственных средств" разрешение на выполнение строительно-монтажных работ N 14 на выполнение строительства одноэтажного здания аптеки (т. 1 л.д. 54).
Согласно протоколу N 2 от 09.08.2004 собрания учредителей ООО "Аптека готовых лекарственных средств" было решено изменить наименование на ООО "Детский оздоровительный центр сезонного значения".
Распоряжением главы Муниципального образования г. Краснодара N 1329-р от 12.07.2005 о предоставлении ООО "Детский оздоровительный центр сезонного значения" земельного участка в Западном внутригородском округе г. Краснодара предоставлен Обществу в аренду на 5 лет.
07.11.2005 между Администрацией МО г. Краснодара и ООО "Детский оздоровительный центр сезонного значения" был заключен договор аренды земельного участка N 4300014045, согласно которому арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 106 кв. м, расположенный в Западном внутригородском округе Краснодара по проспекту Чекистов, срок действия договора определен 5 лет с 12.07.2005 по 12.07.2010 г. Для завершения строительства (т. 1 л.д. 35-40).
В 2010 году ООО "Детский оздоровительный центр сезонного значения" обратилось в администрацию МО г. Краснодара по вопросу продления договора аренды земельного участка. Администрация письмом вх. N 14071 сообщила, что в случае отсутствия возражений, договор будет считаться возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
01.12.2016 между ООО "Детский оздоровительный центр сезонного развития" и Самутиной Н.А. было заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, согласно которому общество уступает, а Самутина Н.А. принимает права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды земельного участка (т. 1 л.д. 96).
09.12.2016 Самутина Н.А. зарегистрировала права собственности на нежилое здание, кадастровый номер 23:43:0206017:1984 общей площадью 180 кв. м по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Чекистов 8/2.
31.05.2017 между Самутиной Н.А. и Инюкиной Т.А. был заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец продал, а покупатель приобрел нежилое строение, общей площадью 180 кв. м. (т. 1 л.д. 98).
Согласно выписке из ЕГРП от 13.06.2017 правообладателем нежилого помещения площадью 180 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Чекистов 8/2, кадастровый номер 23:43:0206017:1984 является Инюкина Т.А.
Из материалов регистрационного дела Вх. N 16-598/30710 от 27.08.2018, истребованного судом, следует, что право собственности Самутиной Н.А. на спорное строение зарегистрировано в упрощенном порядке в соответствии со статьей статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" путем подачи декларации об объекте недвижимого имущества.
Из имеющейся расписки в получении документов на государственную регистрацию от 09.12.2016 следует, что вместе с декларацией об объекте недвижимого имущества площадью 180-м, 2006 года постройки, заявителем были представлены: заявление, квитанция об оплате, доверенность и соглашение о переуступке прав и обязанностей в отношении земельного участка (т.2 л.д.126). Регистрирующему органу не были представлены разрешение на строительство спорного объекта и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом судом отмечено, что Самутина Н.А. выбрав предусмотренную законом упрощенную процедуру оформления прав собственности на спорный объект на основании декларации об объекте недвижимого имущества, должна была учитывать, что такой объект в данном случае регистрируется только при условии соблюдения прав на земельный участок и правил землепользования по видам разрешенного использования земельного участка и предоставленного соответствующего разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Судом первой инстанции было установлено, разрешение на строительство, оформленное в установленном законом порядке спорного здания не было получено ни до получения разрешения на выполнение строительно - монтажных работ N 14 от 05.04.2002, ни после этого, доказательств обратного материалы дела не содержат.
В целях выяснения обстоятельств по настоящему делу, определением суда от 03.04.2018 по ходатайству истца была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО "Легал сервис" г. Краснодар, ул. Севастопольская, 2/3 (подъезд 2).
Из выводов, сделанных экспертом в экспертном заключении от 28.05.2018 N 04/18/22, следует, что спорное строение расположено не в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206017:5, элементы входных групп расположены за пределами указанного участка, заборное ограждение также находится за пределами земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206017:5, суммарная площадь входных групп объекта экспертизы, расположенных за пределами рассматриваемого земельного участка, составляет: 7+7+4=18 кв. м.
Заключение экспертизы N 04/18/22 от 28.05.2018, выполненное ООО "Легал сервис" (эксперт Ильинов Дмитрий Сергеевич), принято судом в качестве надлежащего доказательства по делу с учетом положений ст. 71 АПК РФ,
ИП Инюкина Т.А., возражая на иск, ссылалась на то обстоятельство, что для осуществления строительства спорного объекта, ранее ООО "Аптека готовых лекарственных средств" было получено разрешение на выполнение строительно -монтажных работ N 14 от 05.04.2002.
Вместе с тем, в апелляционной жалобе ответчик указал, что после вынесения оспариваемого решения, ответчик обратился к ООО "Детский оздоровительный центр сезонного значения" (ранее ООО "Аптека готовых лекарственных средств") для получения разъяснений о наличии разрешительной документации на строительство спорного объекта, в ответ были получены соответствующие документы.
Так, в материалы дела представлена выписка из протокола заседания межведомственной комиссии по размещению объектов производственного, административно-коммерческого назначения и перерегистрации земельных участков от 23.11.1994 N 48 ИЧП "Аптека готовых лекарственных форм" выдано разрешение на строительство аптеки в МКР Юбиленый от 25.11.1999 N 13-02-07/1 (т. 3 л.д.28).
Постановлением Мэрии города Краснодара от 11.01.2000 N 18 ООО "Аптека готовых лекарственных средств" был предоставлен земельный участок городской застройки площадью 98,99 кв. м для строительства и эксплуатации одноэтажного здания по адресу: проспект Чекистов в Западном административном округе (т. 3 л.д.25).
Распоряжением главы администрации Западного административного округа г. Краснодара от 14.02.2002 N 209-р было разрешено ООО "Аптека готовых лекарственных средств" строительство одноэтажного здания аптеки с подвалом и мансардой размером 9,3х11,50 м по индивидуальному проекту, согласованному с главным архитектором города, на земельном участке, расположенном по проспекту Чекистов, 8/2 (т. 3 л.д.24).
Однако, в соответствии со статьей 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату строительства аптеки) разрешение на строительство являлось документом, удостоверяющим право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Разрешение на строительство выдается в соответствии с настоящим Кодексом на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации. Соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют подготовку документов для выдачи разрешений на строительство.
Форма заявления о выдаче разрешения на строительство, порядок и сроки рассмотрения данного заявления, перечень представляемых к рассмотрению материалов, форма разрешения на строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и срок его действия, а также порядок обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство устанавливаются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления. Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях: несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка; несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам. Разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ.
Согласно статье 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату строительства аптеки) строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации - графических и текстовых материалов, определяющих объемно - планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков. Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.02.1993 N 28 "Об обеспечении организационно - правового порядка строительства в Краснодарском крае" было утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно - монтажных работ, в соответствии с которым все предприятия и организации - заказчики, независимо от подчиненности и форм собственности, до начала строительства обязаны были получить в городских и районных органах Госархстройнадзора Российской Федерации разрешение на строительство.
В соответствии с данным Положением разрешение на выполнение строительно - монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширению объекта). Разрешение выдается органами Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации городов и районов края. Разрешение на выполнение строительно - монтажных работ подразделяется на два вида: разрешение на выполнение всех строительно - монтажных работ по объекту (за исключением монтажа оборудования подконтрольного Госгортехнадзору России); разрешение на выполнение отдельных видов строительно - монтажных работ - подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов. Для получения разрешения на выполнение всех строительно - монтажных работ по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора РФ следующие документы и материалы: заявление на получение разрешения по форме; лицензии на право выполнения строительно - монтажных и проектных работ по данному типу объектов, ведение технадзора; проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства; заключение экологической и Государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении проектной документации; стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями; копию государственного акта на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей; приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта лиц, осуществляющих технический надзор, авторский надзор, ответственного производителя работ; прошнурованный журнал работ.
Выданное разрешение на выполнение строительно - монтажных работ является основанием для выноса осей здания в натуру геодезическими службами органов архитектуры и градостроительства. Для получения разрешения на выполнение отдельных видов строительно - монтажных работ заказчик представляет перечисленные документы и материалы, за исключением полного комплекта проектной рабочей документации. Согласованная и утвержденная в установленном порядке проектная рабочая документация представляется в объеме, достаточном для выполнения видов работ, оговоренных в заявлении на получение разрешения. Инспекция Госархстройнадзора РФ в срок не более трех недель рассматривает представленные заказчиком документы и материалы и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на выполнение строительно - монтажных работ. В случае положительного решения инспекция Госархстройнадзора РФ выдает разрешение заказчику за подписью начальника инспекции Госархстройнадзора РФ, проектную документацию и журнал работ с отметками о выданном разрешении. Выполнение строительно - монтажных работ на объекте без полученного или не прошедшего в установленные сроки перерегистрацию разрешения, равно как и выполнение не указанных в разрешении видов работ, является самовольным и влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
Этим же постановлением были утверждены формы заявления на выдачу разрешения на строительство и разрешения на выполнение строительно- монтажных работ.
Решением городской Думы Краснодара от 01.07.1999 N 33 п.28 "О мерах по предотвращению самовольного строительства в г. Краснодаре" было утверждено Положение "О мерах по предотвращению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков на территории г. Краснодара" (первоначальный текст документа опубликован в издании "Краснодар", N 32, 06.08.1999 - 12.08.1999; признано утратившим силу Решением городской Думы Краснодара от 25.05.2006 N 10 п.24).
В данном Положении разрешение на строительство определялось как документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, предоставленного в установленном порядке, а также строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей, благоустройство территории.
Данным Положением были установлены следующие правила. Разрешение на строительство или на размещение временного объекта выдается на основании заявлений юридических лиц и граждан (застройщики) и документов, удостоверяющих их права на земельные участки, а также при условии согласования строительства с участниками общей собственности (совладельцами) на объект недвижимости и при наличии утвержденной проектной документации.
Разрешение на строительство или размещение временного объекта выдают: администрации округов г. Краснодара путем издания распоряжений (физическим лицам по месту строительства) для строительства индивидуальных жилых домов, хозяйственных построек и сооружений, предназначенных для их обслуживания; жилых строений, хозяйственных построек и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в существующей застройке или на земельных участках, подлежащих застройке и представляемых физическим лицам администрациями округов г. Краснодара из состава земель, определенных генеральным планом города и переданных административным округам соответствующими постановлениями мэрии города, а также на земельных участках, предоставленных для размещения временных объектов, используемых для бытовых целей; мэрия г. Краснодара путем издания постановлений (застройщикам) - для строительства жилых домов, в том числе индивидуальных, других строений и сооружений или иного недвижимого имущества на земельных участках, предоставленных из городских земель в существующей городской застройке, а также для размещения временных объектов, используемых для предпринимательской деятельности.
Подготовка документов для выдачи разрешений на строительство или для размещения временных объектов осуществляется:
- архитекторами административных округов г. Краснодара в случаях, если выдача указанных разрешений осуществляется администрациями округов в пределах их компетенции;
- управлением архитектуры и градостроительства города в случаях, если выдача указанных разрешений осуществляется мэрией города в пределах ее компетенции.
Разрешение на строительство объектов недвижимости или на размещение временных объектов на земельных участках, находящихся в пользовании, аренде, собственности оформляется в течение месяца со дня представления застройщиками заявок и документов, подтверждающих их права на строительство.
Не выдается разрешение на строительство объектов недвижимости и не предоставляются под самовольные постройки земельные участки (или их части), расположенные в пределах красных линий или в охранных зонах инженерных сетей.
Застройщики имеют право приступить к строительству объектов недвижимости только после получения распоряжения администрации округа или постановления мэрии г. Краснодара о разрешении строительства, а также при наличии документов, удостоверяющих их права на земельный участок и проектной документации (в том числе проект на строительство инженерных коммуникаций), согласованной в установленном порядке, в объеме, определенном управлением архитектуры и градостроительства г. Краснодара и выполненной архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность.
Кроме этого, для всех застройщиков, обязательно получение разрешения на начало ведения строительных работ по объекту недвижимости или на начало монтажа временного объекта.
Форму разрешения на начало ведения строительных работ утверждает Минстрой РФ и администрация Краснодарского края, а выдает Государственная инспекция архитектурно - строительного надзора г. Краснодара.
Застройщики, приступившие к строительству или размещению временных объектов без получения постановления мэрии города или распоряжения администрации округа о разрешении строительства или о разрешении размещения временного объекта, без документов, удостоверяющих их права на земельный участок, без оформленной проектной документации и без разрешений на начало строительных работ или начало монтажа временного объекта привлекаются к административной ответственности, предусмотренной статьей 66 Градостроительного кодекса РФ, статьей 143 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Законом РФ "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".
Таким образом, данным Положением, утвержденным городской Думы Краснодара от 01.07.1999 N 33 п.28, прямо запрещалась выдача разрешений на строительство объектов недвижимости и предоставление земельных участков, расположенных в пределах красных линий или в охранных зонах инженерных сетей.
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.06.2000 N 571-П "О Положении о порядке выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости в Краснодарском крае" (опубликовано: "Кубанские новости", N 144, 03.08.2000, "Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края", N 18, 2001, утратило силу в связи с изданием Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 29.06.2005 N 1580-П в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ) было утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости в Краснодарском крае.
В соответствии с данным Положением разрешение на строительство выдается на основании заявлений заказчиков и документов, удостоверяющих их право на земельные участки, при наличии утвержденной проектной документации. Разрешение на строительство выдается при строительстве всех видов недвижимости краевого и местного значения, независимо от источников финансирования и формы собственности этих объектов. Для получения разрешения на строительство заказчик представляет в органы архитектуры и градостроительства, осуществляющие подготовку документов для выдачи разрешений на строительство, документы и материалы согласно перечню, утверждаемому исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Проверка представленных заказчиком документов, в том числе касающихся соблюдения градостроительных требований по использованию земель, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, санитарных правил, иных требований органов государственного контроля и надзора, а также оформление документов для получения разрешения на строительство проводятся территориальным и местными органами архитектуры и градостроительства. Разрешение на строительство является основанием для получения заказчиком разрешения на выполнение строительно - монтажных работ, выдаваемого территориальным и местными органами государственного архитектурно -строительного надзора Российской Федерации.
В соответствии с Положением об административных округах города Краснодара, утвержденным постановлением мэрии города Краснодара от 31.12.1998 N 2642 "Об утверждении положения об административных округах города Краснодара", администрации округов (статья 20 "Полномочия администраций округов в области архитектуры, градостроительства и землепользования") согласовывают разрешительную документацию на проектирование и строительство (капитальный ремонт, реконструкцию), осуществляют контроль за строительством объектов жилищно - гражданского назначения, находящихся в собственности граждан и расположенных на земельных участках, предоставленных в установленном порядке для индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства; принимают в эксплуатацию законченные строительством объекты жилищно - гражданского назначения, расположенные на земельных участках, предоставленных в установленном порядке для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и фермерского хозяйства, дач.
Таким образом, из Положения об административных округах города Краснодара, утвержденным постановлением мэрии города Краснодара от 31.12.1998 N 2642 "Об утверждении положения об административных округах города Краснодара", не следует право администрации округа города Краснодара осуществлять выдачу разрешений на строительство объектов недвижимости коммерческого назначения и приемку в эксплуатацию объектов, не относящихся к объектам жилищно-гражданского назначения, расположенным на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и фермерского хозяйства, дач.
На основании вышеизложенного, у администрации округа не имелось полномочий на выдачу разрешения на строительство нежилого здания коммерческого назначения, из чего следует возведение спорного объекта капитального без разрешения на строительство и возведение объекта капитального строительства с существенным нарушением градостроительных норм и предельных параметров разрешенного строительства.
По смыслу абзаца 12 пункта 9 информационного письма N 143 предоставление заинтересованным лицом (истцом) доказательств направления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) орган местного самоуправления заявления о выдаче соответствующего разрешения в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса, не является безусловным свидетельством соблюдения данным лицом административного порядка ввода в гражданский оборот вновь созданного (реконструированного) объекта недвижимости, поскольку для рассмотрения такого рода заявления помимо непосредственно самого заявления в уполномоченный орган должны быть представлены документы, поименованные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Однако, ответчиком в материалы дела не представлены правоустанавливающие документы, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации послужившие основанием для выдачи разрешения на строительство спорного объекта.
Действуя добросовестно и разумно, лицо, осуществлявшее строительство нежилого здания коммерческого назначения должно было предпринять необходимые и достаточные меры для получения разрешительной документации у уполномоченного органа.
Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В данном случае ответчик не мог не осознавать, что при проведении строительных работ нарушено действующее законодательство.
Таким образом, при установлении судами факта отсутствия обращения в уполномоченный орган за получением разрешения на строительство до начала строительных работ другие условия, необходимые для признания права собственности на самовольную постройку, в виде доказательств того, что строение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью правового значения не имеют. Непринятие своевременных мер к получению разрешения на строительство и не обоснование наличия препятствий к легальному осуществлению строительства являются самостоятельным и достаточным основаниями к сносу объекта.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что согласно письму администрации Западного внутригородского округа города Краснодара от 20.08.2019 N 4813/42, представленного истцом в материалы дела, в администрации округа отсутствуют сведения о ранее выданных разрешениях на строительство по адресу: г. Краснодар, Проспект Чекистов, 8/2.
Кроме того, согласно СП 118.13330.2012. "Правила подсчета площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания" площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). Площадь под зданием, расположенным на столбах, проезды под зданием, а также выступающие части здания, консольно выступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 м включаются в площадь застройки.
Таким образом, спорное строение расположено не в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206017:5, элементы входных групп расположены за пределами указанного участка, заборное ограждение также находится за пределами земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206017:5, суммарная площадь входных групп объекта экспертизы, расположенных за пределами рассматриваемого земельного участка, составляет: 7+7+4=18 кв.м.
В ходе исследования материалов дела судом установлено, что ответчиком не принимались надлежащие, то есть исчерпывающие, меры к легализации спорного объекта, он также не обращался к уполномоченному органу за разрешением на ввод в эксплуатацию, право собственности на спорный объект зарегистрировано в упрощенном порядке, на основании декларации об объекте недвижимости, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Вышеуказанные обстоятельства также подтверждают наличие у спорного объекта признаков самовольной постройки (возведение объекта капитального строительства на земельном участке с нарушением границ застройки земельного участка и без получения на это необходимых разрешений), которая в силу п. 2 ст. 222 ГК РФ подлежит сносу.
При этом, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции, что требования истца об обязании внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права собственности Инюкиной Татьяны Андреевны на нежилое здание площадью 180 кв. м по адресу: проспект Чекистов, 8/2, Западный внутригородской округ города Краснодара (запись регистрации от 13.06.2017 N 23:43:0206017:1984-23/001/2017-2) не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с правовой позицией, изложенной в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, в случае удовлетворения требования о сносе недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой.
Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку (абз. 2 п. 23 указанного Постановления).
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 по делу N А32-27722/2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.08.2017.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции от 11.09.2018.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку ответчиком на депозитный счет апелляционного суда были внесены для оплаты судебной экспертизы денежные средства в размере 45 000 руб., а в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы отказано, данные денежные средства подлежат возврату с депозитного счета апелляционного суда после представления заявления с банковскими реквизитами для их перечисления в адрес ИП Инюкиной Татьяны Андреевны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2018 по делу N А32-48396/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Инюкиной Татьяне Андреевне (ОГРНИП 306230822600010, ИНН 231105313487) с депозитного счета Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 45 000 руб., внесенные в счёт оплаты судебной экспертизы чек-ордером от 16.08.2019, операция 55 после представления заявления с банковскими реквизитами для перечисления денежных средств.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия..
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48396/2017
Истец: Администрация МО г.Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Ответчик: Инюкина Т А
Третье лицо: Самутина Н А
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15089/2021
21.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15923/20
29.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7433/20
09.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8138/20
20.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3336/19
23.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11208/19
18.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3336/19
29.01.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17947/18
11.09.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48396/17