город Омск |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А46-10489/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бодунковой С.А.,
судей Смольниковой М.В., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кочмарчик Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2534/2019) конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" на определение Арбитражного суда Омской области от 14 февраля 2019 года по делу N А46-10489/2014 (судья Макарова Н.А.), вынесенное по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" Тарана Андрея Борисовича к бывшему ликвидатору Поюнову Владимиру Владимировичу о привлечении его к субсидиарной ответственности по обязательствам должника,
при участии в судебном заседании:
от Поюнова Владимира Владимировича - представитель Филиппова Л.И. (по доверенности от 19.06.2018, сроком действия три года).
установил:
решением Арбитражного суда Омской области от 09.10.2014 по делу N А46-10489/2014 в отношении закрытого акционерного общества "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" города Омска (далее по тексту - ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО", должник) открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим должника утвержден Таран Андрей Борисович.
Сообщение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства опубликовано в официальном печатном издании - газете "Коммерсантъ" N 190 от 18.10.2014.
30.05.2018 конкурсный управляющий Таран А.Б. обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении бывшего ликвидатора Поюнова Владимира Владимировичу (далее - Поюнов В.В., ответчик) к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в размере 4 316 081 руб. 80 коп.
26.07.2018 от конкурсного управляющего поступило ходатайство об уточнении требований в части размера субсидиарной ответственности - 4 176 102 руб. 98 коп.
Определением Арбитражного суда Омской области от 14.02.2019 в удовлетворении заявления конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" города Омска Тарана Андрея Борисовича к бывшему ликвидатору Поюнову Владимиру Владимировичу о привлечении его к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в размере 4 176 102 руб. 98 коп. отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, конкурсный управляющий ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" Таран А.Б. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым привлечь Поюнова В.В. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 определение Арбитражного суда Омской области от 14.02.2019 по делу N А46-10489/2014 отменено, принят новый судебный акт о привлечении ликвидатора Поюнова Владимира Владимировича к субсидиарной ответственности по обязательствам ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" в размере 656 795 руб. 68 коп. В удовлетворении заявления конкурсного управляющего ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" в остальной части отказано.
02.10.2019 Поюнов В.В. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре судебного акта - постановления от 14.05.2019 суда апелляционной инстанции по делу N А46-10489/2014 по вновь открывшимся обстоятельствам. Указывает, что суд апелляционной инстанции определил размер субсидиарной ответственности Поюнова В.В. равный 656 795 руб. 68 коп., включая следующие установленные обязательства:
- обязательства должника перед ООО "ЮК "Фавор", образовавшиеся за период необращения с заявлением должника ликвидатора Поюнову В.В. в сумме 500 000 руб., что подтверждается актами выполненных работ (оказанных услуг) N 5 от 31.02.2014, N 6 от 30.04.2017, N 7 от 31.05.2014, N 8 от 30.06.2014, N 9 от 31.07.2014;
- задолженность по налогам и сборам в общем размере 156 795 руб. 68 коп., в том числе 105 529 руб. - основная сумма долга по налогам, 3 652 руб. 31 коп. - пени, 47 614 руб. 37 коп. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ.
Итого общая сумма размера субсидиарной ответственности в совокупности составила 656 795 руб. 68 коп., которая подлежала взысканию с ликвидатора должника Поюнова В.В. за нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Закона о банкротстве.
Вместе с тем, определением Арбитражного суда Омской области от 16.09.2019 по делу N А46-10489/2014 требование в размере 500 000 руб. задолженности (основной долг), возникшего в связи неоплатой ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" юридических услуг, оказанных ООО "ЮК "Фавор" на основании актов оказанных услуг N 5 от 31.03.2014 на сумму 100 000 руб., N 6 от 30.04.2014 на сумму 100 000 руб., N 7 от 31.05.2014 на сумму 100 000 руб., N 8 от 30.06.2014 на сумму 100 000 руб., N 9 от 31.07.2014 на сумму 100 000 руб. исключено из реестра требований кредиторов ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО".
Поюнов В.В. просит пересмотреть постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 по делу N А46-10489/2014 по новым обстоятельствам, ссылаясь на изложенное выше.
Вышеуказанное заявление принято судом апелляционной инстанции к рассмотрению. Судебное заседание назначено на 22.10.2019.
В судебном заседании, состоявшемся 22.-29.10.2019, Поюнов В.В. уточнил заявление, просил пересмотреть постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 по новым обстоятельствам. Уточнение принято судом.
Конкурсный управляющий ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" Таран А.Б. по системе подачи документов в электронном виде "Мой Арбитр" направил отзыв на заявление. В судебном заседании представитель конкурсного управляющего ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" Тарана А.Б. возразил на доводы заявления по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, просил в удовлетворении заявления отказать.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 заявление Поюнова Владимира Владимировича о пересмотре по новым обстоятельствам постановления суда апелляционной инстанции от 14.05.2019 по делу N А46-10489/2014 удовлетворено. Отменено постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 по делу N А46-10489/2014.
Назначено рассмотрение апелляционной жалобы (регистрационный номер 08АП-2534/2019) конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" на определение Арбитражного суда Омской области от 14.02.2019 по делу N А46-10489/2014 в судебном заседании суда апелляционной инстанции на 28.11.2019 на 16 час.10 мин.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Поюнова Владимира Владимировича просит оставить определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая определение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, с учётом вновь открывшихся обстоятельств, апелляционную жалобу, отзыв на заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заочным решением Кировского районного суда города Омска от 07.11.2013 по делу N 2- 5500/2013 солидарно с ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗАТО", Казарезова Ю.Н., Казарезова Е.Ю., Баранок Л.Ю. в пользу ЗАО "Старбанк" по договору овердрафта от 23.10.2012 взыскана задолженность в размере 15 612 023 руб. 70 коп., из которых 15 443 623 руб. 01 коп. - основной долг, 166 072 руб. 89 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами с 01.10.2013 по 28.10.2013, 2 327 руб. 80 коп. - пени за период с 30.09.2013 по 28.10.2013.
26.11.2013 внеочередным общим собранием акционеров ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" в составе Казарезова Ю.Н. (40 % голосующих акций), Казарезова Е.Ю. (36 % голосующих акций), Баранок Л.Ю. (24 % голосующих акций) принято решение о добровольной ликвидации общества и о назначении ликвидатором Поюнова В.В.
Сведения о принятии решения о ликвидации общества и о ликвидаторе Поюнове В.В. 05.12.2013 внесены налоговой инспекцией в государственный реестр.
Сообщение о начале ликвидации ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" опубликовано 11.12.2013 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 49 (458). Данное сообщение содержит информацию о сроке для предъявления требований (2 месяца).
Определением Арбитражного суда Омской области от 06.08.2014 принято к производству заявление ЗАО "Старбанк" о признании ликвидируемого должника - ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.10.2014 (резолютивная часть оглашена 02.10.2014) ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим должником утвержден Таран А.Б.
Обращаясь с настоящим заявлением, конкурсный управляющий указал, что ликвидатор должен был составить промежуточный ликвидационный баланс 11.02.2014, установив на эту дату недостаточность денежных средств и имущества ликвидируемого общества, в порядке статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Закона о банкротстве, обратиться с арбитражный суд с заявлением о признании ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" несостоятельным (банкротом) не позднее 21.02.2014 (в течение десяти дней с момента выявления наличия признаков неплатежеспособности).
Согласно позиции конкурсного управляющего, общий размер требований кредиторов, образовавшихся после 21.02.2014, составляет 4 176 102 руб. 98 коп., из которых требования ПАО "Банк Уралсиб" - 3 000 000 руб. 00 коп. (проценты за пользование кредитными денежными средствами); требования уполномоченного органа - 436 144 руб. 62 коп.; требования ООО "ЮК Фавор" - 700 000 руб.; требования ОАО "ГАЗ" - 39 958 руб. 36 коп.
Обоснованность требований установлена при рассмотрении судом заявлений о включении данных кредиторов в реестр требований кредиторов ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО".
Полагая, что ликвидатор Поюнов В.В. подлежит привлечению к субсидиарной ответственности по обязательствам должника на сумму 4 176 102 руб. 98 коп. и ссылаясь на статью 61.12 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении настоящего заявления, суд первой инстанции исходил из того, что конкурсным управляющим в материалы дела не было представлено бесспорных доказательств наличия в действиях ликвидатора признаков недобросовестного поведения с учетом отсутствия вступивших в законную силу судебных актов о взыскании задолженности, отсутствием у него соответствующих бухгалтерских документов для проведения проверки и составления ликвидационного баланса.
Повторно исследовав материал дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Закон о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 14 статьи 1 Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 266-ФЗ), вступившим в силу 30.07.2017, Закон о банкротстве дополнен новой главой III.2 "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве".
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 266-ФЗ рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона), которые поданы с 01.07.2017, производится по правилам Закона о банкротстве (в редакции данного Федерального закона).
Между тем, поскольку вопросы субсидиарной ответственности - это вопросы отношений между кредиторами и контролирующими должника лицами, основания субсидиарной ответственности, даже если они изложены в виде презумпций, относятся к нормам материального гражданского (частного) права, и к ним не может применяться обратная сила, исходя из того, что каждый участник гражданского оборота должен быть осведомлен об объеме и порядке реализации своих частных прав по отношению к другим участникам оборота с учетом действующего в момент возникновения правоотношений правового регулирования.
Ранее в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснялось, что положения Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ (в частности, статья 10) о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим органом или совершение им от имени должника сделки), имели место после дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ.
Если же данные обстоятельства имели место до дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ, то применению подлежат положения о субсидиарной ответственности по обязательствам должника Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ (в частности, статья 10) независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.
Предусмотренные в редакции Закона N 73-ФЗ процессуальные нормы о порядке привлечения к субсидиарной ответственности (пункты 6 - 8 статьи 10 Закона о банкротстве и подпункт 2 пункта 1 статьи 50.10 Закона о банкротстве банков) подлежат применению судами после вступления в силу Закона N 73-ФЗ независимо от даты, когда имели место упомянутые обстоятельства или было возбуждено производство по делу о банкротстве. При этом дела о привлечении к субсидиарной ответственности, возбужденные вне рамок дела о банкротства до дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ, и после этой даты подлежат рассмотрению в соответствии с процессуальными нормами законодательства о банкротстве, действовавшими до этой даты.
Таким образом, применение той или иной редакции статьи 10 Закона о банкротстве (в настоящее время статья 61.12 Закона о банкротстве) в части норм материального права зависит от того, когда имели место обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения контролирующего лица должника к субсидиарной ответственности, а не от того, когда было подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности. А нормы процессуального права подлежат применению в редакции, действующей на дату обращения с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности.
Аналогичный подход к выбору применяемых норм и действию закона во времени в отношении субсидиарной ответственности закреплен в Определении Верховного Суда РФ от 06.08.2018 N 308-ЭС17-6757 (2,3) по делу N А22-941/2006.
Таким образом, в части норм материального права подлежат применению положения статей 9, 10, 224-226 Закона о банкротстве в редакции Закона N 134-ФЗ, поскольку вменяемые в вину ответчику действия, являющиеся основанием для привлечения его к субсидиарной ответственности, имели место до вступления в законную силу Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" - до 29.07.2017, с учетом того, что дело о банкротстве ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" возбуждено 06.08.2014.
Нормы процессуального права, в свою очередь, подлежат применению в редакции, действующей на дату обращения с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности (30.05.2018)
В силу части 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Пунктом 1 статьи 224 Закона о банкротстве в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В пункте 2 статьи 224 Закона о банкротстве установлена обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 226 Закона о банкротстве собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 224 настоящего Федерального закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.
Вместе с тем данная норма подлежит применению в совокупности со статьями 9 и 10 Закона о банкротстве.
Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве регламентирована как статьями 9, 10 Закона о банкротстве, так и статьями 224-226 Закона о банкротстве.
Пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве (в редакции на момент спорных вменяемых ликвидатору правоотношений) руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:
- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
- органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
- должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
- настоящим Федеральным законом предусмотрены иные случаи.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (пункт 2 статьи 9 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о банкротстве в случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.
Таким образом, исходя из взаимосвязи положений пункта 2 статьи 10 и статьи 9 Закона о банкротстве обязанным отвечать в порядке субсидиарной ответственности по основанию пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве в случае неисполнения обязанности по подаче заявления о признании должника банкротом, предусмотренной статьей 9 Закона о банкротстве, является, в частности, ликвидатор должника.
Привлечение руководителя должника к субсидиарной ответственности на основании пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве возможно при наличии совокупности следующих условий:
- возникновение одного из обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве, выявление признаков неплатежеспособности и (или) признаков недостаточности имущества;
- неподача руководителем (ликвидатором) должника заявления о банкротстве должника в течение месяца (десяти дней) с даты возникновения соответствующего обстоятельства;
- возникновение обязательств должника, по которым указанные лица привлекаются к субсидиарной ответственности, после истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Таким образом, субсидиарная ответственность руководителя должника по правилам пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве предусмотрена не по всем обязательствам должника, а только по обязательствам, возникшим после истечения срока, установленного пунктом 3 статьи 9 названного закона.
То есть во внимание принимаются только те обязательства, которые в случае обращения руководителя должника с заявлением о признании должника банкротом в предполагаемую дату, стали бы текущими обязательствами.
В данном случае субсидиарная ответственность по пункту 2 статьи 10 Закона о банкротстве является ответственностью в пользу конкурсных кредиторов, требования которых могли быть текущими при своевременном обращении руководителя должника с заявлением о признании должника банкротом.
Руководитель (ликвидатор) должника в такой ситуации фактически несет ответственность за введение кредиторов в заблуждение относительно способности должника отвечать по его обязательствам в условиях несостоятельности.
Приоритетный режим текущих обязательств обусловлен необходимостью провести процедуры банкротства и ликвидации без ущерба публичным интересам и направлен на обеспечение самой возможности проведения процедур банкротства.
Соответственно, для применения субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве, заявитель обязан обосновать, по какому именно обстоятельству, предусмотренному пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве, должник (руководитель должника) должен был обратиться в суд, когда именно он обязан был обратиться с заявлением, а также какие именно обязательства возникли после истечения сроков, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Составление промежуточного ликвидационного баланса после окончания срока для предъявления требований кредиторами было предусмотрено, в том числе и протоколом внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" от 26.11.2013.
Пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней (нему) переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Таким образом, в данном случае, на ликвидаторе лежит обязанность по обеспечению надлежащего исполнения текущих обязательств ликвидируемой организации, а составление промежуточного ликвидационного баланса является одной из стадий ликвидации юридического лица.
Из пункта 2 статьи 63 ГК РФ следует, что промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ликвидатором ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" Поюновым В.В. после окончания срока для предъявления требований кредиторами (11.02.2014) не был составлен и утвержден учредителями (акционерами) должника промежуточный ликвидационный баланс, в период до 06.08.2014 (дата возбуждения дела о банкротстве), не смотря на наличие задолженности перед кредиторами, расчеты с кредиторами не проводились, с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника в арбитражный суд Поюнов В.В. не обращался.
В обоснование разумности и добросовестности своего поведения Поюнов В.В. сослался на то, что у должника не были закончены судебные споры в апелляционных судах с рядом кредиторов, между тем иным образом определить наличие задолженности ликвидатор не мог.
Кроме этого, ликвидатор Поюнов В.В. указывал на то, что в период с 26.03.2014 по 22.09.2014 предпринимал меры по проведению аудиторской проверки финансовой деятельности должника и меры по проведению оценки основных средств должника (оборудования, сооружений, зданий, сетей инженерно-технического состояния, земельного участка и других). По утверждению ликвидатора, составление промежуточного ликвидационного баланса осложнялось тем, что бухгалтер ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" Афонина Е.А. с 21.02.2014 по 07.04.2014 находилась на больничном, а с 08.04.2014 не выходила на работу в виду задержки выплаты заработной платы, забрала с собой персональный компьютер, в котором содержалась необходимая для составления баланса бухгалтерская документация.
Ликвидатор указал, что до составления промежуточного ликвидационного баланса он не мог установить обстоятельства, которые бы являлись основанием для обращения с заявлением о признании должника банкротом, а именно: то, что стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
В настоящем случае решение о ликвидации должника было принято внеочередным общим собранием акционеров ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" 26.11.2013.
Сообщение о принятом решении было опубликовано 11.12.2013 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 49 (458).
Данное сообщение содержит информацию о сроке для предъявления требований (2 месяца). Таким образом, истечение срока для предъявления требований кредиторов приходилось на 11.02.2014.
После окончания срока предъявления требований ликвидатор должен был составить ликвидационный баланс, а в случае установления признаков неплатежеспособности и (или) признаков недостаточности имущества юридического лица, ликвидатор обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.
Анализ материалов дел N N А46-15412/2013, А46-2323/2014, А40-6742/2014, А46- 12985/2013, А46-15537/2013, А46-15536/2013, размещенных в информационной системе "Картотека арбитражных дел" с очевидностью свидетельствует о прекращении исполнения должником обязательств со второй половины 2013 года, доказательств наличия денежных средств, позволяющих их исполнять, ликвидатором не представлено. Таким образом, по окончании периода предъявления требований ликвидатор должен был, как минимум, установить наличие признаков неплатежеспособности у ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" и в течение десяти дней (то есть не позднее 21.02.2014) обратиться в суд с заявлением должника.
Однако в настоящем случае ликвидатор Поюнов В.В., фактически не оспаривая у должника наличие признаков неплатежеспособности, ссылается на то, что в период с 26.03.2014 по 22.09.2014 предпринимал меры по проведению аудиторской проверки финансовой деятельности должника и меры по проведению оценки основных средств должника (оборудования, сооружений, зданий, сетей инженерно-технического состояния, земельного участка и других).
В подтверждение указанных обстоятельств, ответчиком в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости имущества N 315/14 от 30.09.2014, подготовленного ООО "БИЗНЕС-ЭКСПЕРТ", согласно которому рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 24.09.2014 составляет 115 700 000 руб., в том числе 11 680 000 руб. - объекты недвижимого имущества, 4 020 000 - объекты движимого имущества.
При этом ранее 31.07.2014 ЗАО "Старбанк" обратилось с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) как кредитор должника.
Определением Арбитражного суда Омской области от 06.08.2014 принято к производству заявление ЗАО "Старбанк" о признании ликвидируемого должника - ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.10.2014 (резолютивная часть оглашена 02.10.2014) ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим должником утвержден Таран А.Б.
Возражая против удовлетворения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, ликвидатор не представил доказательств проведения мероприятий, связанных с осуществлением ликвидационной процедуры в отношении должника и разумных доводов, опровергающих утверждение заявителя об отсутствии у ликвидатора сведений о наличии у должника признаков неплатежеспособности и (или) признаков недостаточности имущества, отсутствие оснований для обращения с заявлением должника либо наличия объективных препятствий.
Довод о том, что подготовка промежуточного ликвидационного баланса была осложнена нахождением главного бухгалтера Афониной Е.А. с 21.02.2014 по 07.04.2014 на больничном, а после 07.04.2017 она не выходила на работу ввиду задержки заработной платы, вопреки мнению ответчика, является подтверждением тяжелого финансового состояния ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО", косвенно свидетельствующего о признаке неплатежеспособности должника.
Кроме того, заявление о незаконном завладении компьютером должника с содержащимися в нем бухгалтерскими сведениями было подано ликвидатором в правоохранительные органы только 14.05.2014.
Письмом от 02.06.2014 N 17-8/1-4725 отдела полиции N 8 УМВД по городу Омску ликвидатору отказано в возбуждении уголовного дела на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ.
При этом ликвидатором не предпринималось иных способов восстановления бухгалтерской документации должника, в том числе путем обращения в налоговые и регистрирующие органы, направления запросов контрагентам общества, обращения в суд общей юрисдикции с иском об обязании передать бухгалтерскую документацию должника и пр.
Между тем в отсутствие бухгалтерской документации по указанным ранее причинам ликвидатором заключается договор на проведение аудиторской проверки 19.02.2014 в отношении должника, что противоречит доводам о наличии препятствий в составлении ликвидационного баланса.
Апелляционная коллегия также полагает необходимым учитывать тот факт, что из представленных в материалы дела документов не представляется возможным установить какие именно кредиторы должника обращались к Поюнову В.В., а также какие активы должника были выявлены ликвидатором в указанный период.
Поюнов В.В. указывает, что длительность проведения процедуры ликвидации обусловлена также тем фактом, что большая часть кредиторов устанавливала свои требования в судебном порядке, а именно:
- ЗАО "СтарБанк" решение Кировского районного суда г. Омска от 22.11.2013 вступило в законную силу 29.04.2014;
- ЗАО "Центр геодезических технологий" решение Арбитражного суда Омской области от 06.02.2014 по делу N А46-15412/2013 вступило в законную силу 14.05.2014;
- ООО "Виктория-Мебель" решение Арбитражного суда Омской области от 11.04.2014 по делу N А46-2313/2014 вступило в законную силу 24.07.2014;
- индивидуальный предприниматель Постников Владимир Николаевич решение Арбитражного суда Омской области от 14.03.2014 по делу N А46-620/2014 вступило в законную силу 07.07.2014;
- ОАО "ВЭБ-лизинг" решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2014 по делу N А40-6742/2014 вступило в законную силу 08.07.2014;
- ООО "Нефтехимремонт" решение Арбитражного суда Омской области от 21.01.2014 по делу N А46-12985/2013 вступило в законную силу 21.05.2014;
- ООО "Сибирский колбасы" решение арбитражного суда Омской области от 10.02.2014 по делу N А46-15537/2013 и N А46-15536/2013 вступили в законную силу 03.06.2014 и 16.05.2014 соответственно;
- ОАО "БАНК УРАЛСИБ" решение Кировского районного суда г. Омска от 28.03.2014 по делу N 2-852/14 вступило в законную силу 09.07.2014.
При этом, исходя из анализа указанных судебных актов, какие-либо возражения в отношении необоснованности указанных исковых заявлений ликвидатор не заявлял, равно как не представлял доводов и документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности, апелляционное обжалование носило формальный характер (так, например, отдельные жалобы содержали доводы о завышенном размере неустойки, нарушении досудебного порядка взыскания), при обжаловании указанных судебных актов в заседаниях суда апелляционной инстанции участия не принимал, что свидетельствует о признании ликвидатором заявленной задолженности.
Более того, указанные судебные акты свидетельствует, что непогашенные требования кредиторов у должника, очевидно, имелись, оснований полагать указанные требования необоснованными не имелось. Доказательств наличия денежных средств в размере, достаточном для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатором не представлено, довод об очевидности для ликвидатора отсутствия у должника платежеспособности ликвидатором не опровергнут.
При рассмотрении настоящего обособленного спора ликвидатор Поюнов В.В. не представил документов, подтверждающих, что 15.01.2014 ликвидатор ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" Поюнов В.В. письменно уведомил кредиторов о начале ликвидации должника, как им были определены данные кредиторы, кто из кредиторов заявил свои требования к должнику, по каким причинам, получив указанные требования не установил отсутствие у должника признаков неплатежеспособности.
При оценке доводов и возражений сторон суд апелляционной инстанции также учитывает следующее.
Под недостаточностью имущества Закон о банкротстве понимает превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей над стоимостью имущества (активов) должника, под неплатежеспособностью - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств (статья 2).
По смыслу названных норм в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами, либо должник отвечает признакам неплатежеспособности, руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельной организации для исключения ситуации по наращиванию неисполненных обязательств, увеличению кредиторской задолженности.
Необходимо иметь в виду, что норма пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве направлена на защиту лиц, вступивших в договорные отношения с должником после даты возникновения у последнего признаков банкротства. Иными словами, в случае своевременного обращения руководителя должника в арбитражный суд с соответствующим заявлением, такие лица (по общему правилу) могли бы воздержаться от совершения с должником сделок и, тем самым, избежать возникновения убытков.
В настоящем случае совокупность установленных обстоятельств свидетельствует о неплатежеспособности должника в период его ликвидации, вследствие чего имеются основания для привлечения Поюнова В.В. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника за неподачу в суд заявления о признании ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" несостоятельным (банкротом) при наличии признаков неплатежеспособности должника в период после опубликования сообщения о ликвидации должника и окончания срока предъявления требований потенциальных кредиторов.
При новом рассмотрении спора указанные обстоятельства и выводы апелляционного суда не оспаривались.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 9127/12 указано, что ответственность, предусмотренная статьей 10 Закона о банкротстве, является гражданско-правовой, и при ее применении должны учитываться общие положения глав 25 и 59 Гражданского кодекса об ответственности за нарушения обязательств и об обязательствах вследствие причинения вреда в части, не противоречащей специальным нормам Закона о банкротстве.
Таким образом, помимо объективной стороны правонарушения, связанной с нарушением обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, установленный статьей 9 Закона о банкротстве, исходя из общих положений о гражданско-правовой ответственности для определения размера субсидиарной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве, имеет значение причинно-следственная связь между неподачей в суд заявления о признании должника банкротом и невозможностью удовлетворения требований кредиторов, а также вина субъекта ответственности.
Объем субсидиарной ответственности руководителя в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве, определяется из обязательств должника возникших после того, как истек срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 9 Закона о банкротстве.
Как указывалось выше, согласно позиции конкурсного управляющего, общий размер требований кредиторов, образовавшихся после 21.02.2014, составляет 4 176 102 руб. 98 коп., из которых требования ПАО "Банк Уралсиб" - 3 000 000 руб. 00 коп. (проценты за пользование кредитными денежными средствами); требования уполномоченного органа - 436 144 руб. 62 коп.; требования ООО "ЮК Фавор" - 700 000 руб.; требования ОАО "ГАЗ" - 39 958 руб. 36 коп.
Однако судебная коллегия не может согласиться с приведенным конкурсным управляющим расчетом размера ответственности ликвидатора.
Исходя из заявления уполномоченного органа, ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" выставлены требования N 489568 от 15.05.2014, N 492022 от 07.08.2014, N 492023 от 07.08.2014 на сумму 105 529 руб. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, по НДС, налогу на имущество организаций, не входящему в Единую систему газоснабжения, за 1, 2 кварталы 2014 года, которые предложено погасить в срок до 30.04.2017, 30.04.2017 и 30.07.2014 соответственно. В установленный срок и в последующем обязанность по уплате задолженности налогоплательщиком в полном объеме не исполнена. Размер пени от указанной суммы задолженности по налогам за период с даты возникновения обязанности по уплате до возбуждения дела о банкротстве составил 3 652 руб. 31 коп.
Согласно уведомлению N 019930 от 24.10.2014 задолженность ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" по страховым взносам и пеням составил 605 192 руб. 84 коп.
Поскольку ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" был сдан "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам" за период год 2014, с отражением доначисленных страховых взносов за отчетные период (полугодие 2014 года) сумма задолженности составила 47 614 руб. 37 коп. в том числе:
1) страховые взносы за апрель, май, июнь, июль 2014 года:
- на страховую часть трудовой пенсии - 37 735 руб. 38 коп.;
- в Федеральный фонд медицинского страхования - 8 747 руб. 74 коп.;
2) пени, начисленные до даты возбуждения дела о банкротстве:
- на страховую часть трудовой пенсии - 918 руб. 36 коп.;
- в Федеральный фонд медицинского страхования - 212 руб. 89 коп.
Таким образом, задолженность ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" перед бюджетом за период (с 21.02.2014 по дату возбуждения дела о банкротстве) в совокупности составила 156 795 руб. 68 коп.
Кроме того, между ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" и ООО "ЮК "Фавор" заключен договор на оказание юридических услуг (далее - договор от 11.11.2013), по условиям которого "Заказчик" поручает, а "Исполнитель" принимает на себя обязательства оказывать юридические услуги в рамках абонентского юридического обслуживания в объеме и на условиях, определенных настоящим договором.
Ликвидатором в исследуемый период приняты услуги на сумму 500 000 руб. (акты оказанных услуг: N 5 от 31.03.2014 на сумму 100 000 руб., N 6 от 30.04.2014 на сумму 100 000 руб., N 7 от 31.05.2014 на сумму 100 000 руб., N 8 от 30.06.2014 на сумму 100 000 руб., N 9 от 31.07.2014 на сумму 100 000 руб.).
При этом должником указанная оплата произведена не была, вследствие его кредитор обратился с настоящим требованием в суд, по результатам рассмотрения которого в третью очередь реестра требований кредиторов ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" города Омска включено требование ООО "Юридическая компания "Фавор" города Омска. Однако, как указывалось выше, 06.08.2019 ООО "ЮК "Фавор" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об исключении требования в размере 500 000 руб. (основной долг), возникшего в связи неоплатой ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" юридических услуг, оказанных ООО "ЮК "Фавор" на основании актов оказанных услуг N 5 от 31.03.2014 на сумму 100 000 руб., N 6 от 30.04.2014 на сумму 100 000 руб., N 7 от 31.05.2014 на сумму 100 000 руб., N 8 от 30.06.2014 на сумму 100 000 руб., N 9 от 31.07.2014 на сумму 100 000 руб.
Определением Арбитражного суда Омской области от 16.09.2019 по делу N А46-10489/2014 из реестра требований кредиторов ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" исключено требования ООО "ЮК "Фавор" в размере 500 000 руб. задолженности (основной долг).
Наличие обязательств должника перед ОАО "ГАЗ", указываемое конкурсным управляющим, подтверждается договором о предоставлении неисключительной лицензии на использование товарных знаков ОАО "ГАЗ" от 12.04.2007 N ДЛО1/0041/054/07, в соответствии с условиями которого "Лицензиар" предоставляет "Лицензиату" на срок действия настоящего договора и на возмездной основе неисключительное право на использование следующих, принадлежащих "Лицензиару", Товарных знаков по Свидетельствам следующим образом:
- использование Товарного знака /Бегущий олень/ по свидетельству Российской Федерации N 151290 разрешено "Лицензиату" в отношении следующих товаров и услуг по классам МКТУ Международная классификация товаров и услуг): Кл. 12 - транспортные средства; Кл. 16 - печатная продукция; Кл. 35 - реклама; Кл. 37 - ремонт, установка оборудования; Кл. 42 - реализация товаров, а именно, транспортных средств;
- использование Товарного знака "ГАЗ" по свидетельству Российской Федерации N 151291 разрешено Лицензиату в отношении следующих товаров и услуг по классам МКТУ (Международная классификация товаров и услуг): Кл. 12 - транспортные средства; Кл. 16 - печатная продукция; Кл. 35 реклама; Кл. 37- ремонт, установка оборудования; Кл. 42 - реализация товаров, а именно, транспортных средств (определение Арбитражного суда Омской области от 11.06.2015 по делу N А46- 10489/2014).
Таким образом, указанное обязательство возникло до принятия решения о введении процедуры ликвидации должника и назначении ликвидатором Поюнова В.В.
В отношении задолженности перед ПАО "Банк Уралсиб", указываемой конкурсным управляющим, судебная коллегия исходит из следующего.
Как уже было сказано выше, субсидиарная ответственность на основании пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве имеет характер ответственности за нарушение обязанности и вследствие причинения вреда отдельным кредиторам. Соответственно, суд должен проверить наличие причинно-следственной связи между неподачей заявления и утратой статуса текущего кредитора (имеющего право на приоритетное удовлетворение требования).
В соответствии с положениями пункта 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований о применении мер ответственности за нарушение обязательств (возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, взыскании неустойки, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами) судам необходимо принимать во внимание следующее.
Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе указанных обязательств.
Таким образом, дополнительные обязательства в целях определения их статуса следуют судьбе основных обязательств.
Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.
Аналогичным образом не являются текущими требования о начислении процентов как платы за пользование займом, если заем был предоставлен до необходимой даты подачи заявления о признании должника банкротом (пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве").
Учитывая изложенное, проценты, пени, начисленные на сумму долга по кредиту, который был предоставлен ранее даты, в которую руководитель (ликвидатор) должника должен был обратиться с заявлением до даты фактического обращения, не могут быть учтены при определении размера ответственности по пункту 2 статьи 10 Закона о банкротстве.
И наоборот, пени (проценты), начисленные на сумму долга, предоставление по которому было осуществлено после даты, в которую руководитель должника должен был обратиться с заявлением до даты фактического обращения, могут быть учтены при определении размера ответственности в пределах сумм, включенных в реестр требований кредиторов, поскольку суммы санкций следуют судьбе основного обязательства.
Поэтому в причинной связи с неподачей заявления могут находиться риски непогашения только тех сумм процентов и санкций, которые при наличии такого заявления могли бы быть погашены как текущие.
Если задолженность, на которую начислены проценты и пени, возникла до предполагаемой даты обращения с заявлением, проценты и пени также не могли бы являться текущими платежами, если бы обязательство по подаче заявления было бы исполнено надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, ПАО "Банк УРАЛСИБ" открыл должнику возобновляемую кредитную линию на основании договора от 24.04.2013 N КЛБО005/2013, денежные средства были перечислены должнику до предполагаемой даты подачи заявления, следовательно, спорные обязательства (проценты за пользование кредитом, неустойки) не подлежат учету в целях применения пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве.
Таким образом, указанная в заявлении конкурсного управляющего и установленная судебными актами задолженность должника перед ПАО "Банк УРАЛСИБ" по уплате процентов за пользование кредитом также не может входить в размер взыскиваемой субсидиарной ответственности, поскольку она не находится в причинной связи с не обращением в суд с заявлением о признании должника банкротом.
При таких обстоятельствах в состав субсидиарной ответственности подлежат включению обязательства должника по налогам и сборам в общем размере 156 795 руб. 68 коп., в том числе 152012 руб. 12 коп. (105529 + 46483,12) основная сумма долга по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 4783 руб. 56 коп. (3652,31+1131,25) - пени по налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ.
Итого общая сумма размера субсидиарной ответственности в совокупности составляет 156 795 руб. 68 коп., которая подлежит взысканию с ликвидатора должника Поюнова В.В. за нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Закона о банкротстве.
При этом суд полагает возможным обратить внимание, что согласно пункту 50 Постановления Пленума Верховного суда от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" для обеспечения исполнения судебного акта о привлечении лица к ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.12 Закона о банкротстве (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона о банкротстве в ранее действовавшей редакции), арбитражным управляющим открывается специальный банковский счет должника. Списание денежных средств с этого счета осуществляется по распоряжению арбитражного управляющего для удовлетворения требований кредиторов, в интересах которых было удовлетворено заявление о привлечении лица к субсидиарной ответственности (в настоящем случае ФНС России), в соответствии с очередностью, установленной статьей 134 Закона о банкротстве.
С учетом всего изложенного является необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на ликвидатора должника ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве, за нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Закона о банкротстве.
Исходя из положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение Арбитражного суда Омской области от 14.02.2019 по делу N А46-10489/2014 в части отказа в привлечении Поюнова В.В. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в сумме 4 176 102 руб. 98 коп. подлежит отмене, как принятое с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, с принятием постановления о частичном удовлетворении заявления конкурсного управляющего должника Тарана Андрея Борисовича о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" Поюнова Владимира Владимировича в сумме 156 795 руб. 68 коп. В удовлетворении заявления конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" в остальной части надлежит отказать.
Апелляционная жалоба конкурсного управляющего Тарана Андрея Борисовича подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2534/2019) конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" удовлетворить частично. Определение Арбитражного суда Омской области от 14 февраля 2019 года по делу N А46-10489/2014 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявления конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" Тарана Андрея Борисовича о привлечении ликвидатора Поюнова Владимира Владимировича к субсидиарной ответственности по обязательствам должника удовлетворить частично. Привлечь Поюнова Владимира Владимировича к субсидиарной ответственности по обязательствам закрытого акционерного общества "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" в размере 156 795 руб. 68 коп.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" в остальной части отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
С.А. Бодункова |
Судьи |
М.В. Смольникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10489/2014
Должник: ЗАО "ОМСКИЙ ТКЦ ГАЗ АТО", Сабаев А. В.
Кредитор: ЗАО "СтарБанк", Ликвидатор ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО", ООО "Экспобанк"
Третье лицо: ЗАО "БАЗА АГРОКОМПЛЕКТ", Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому административному огругу г. Омска, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, ОАО "БАНК УРАЛСИБ", ОАО "Омское монтажное управление специализированное N 1", ООО "ИНАВТО", ООО "Нефтехимремонт", ООО "Омский завод климатического оборудования", ООО "Технический центр ТомскавтоГАЗсервиса", ООО "Фавор", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Гальчина Наталья Николаевна, ЗАО "Центр геодезических технологий", ИП Ващенко Полина Васильевна, к/у Таран А. Б., Казарезов Юрий Николаевич, Конкурсный управляющий ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" Таран Андрей Борисовис, НП Объединение арбитражных управляющих "Авангард", ОАО "ВЭБ-ЛИЗИНГ", ОАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ", ОАО "МРСК Сибири", ОАО "Плюс Банк", ООО "Виктория-Мебель", ООО "СТО ГАЗ АТО", ООО "Экспобанк", Представительучредителей (акционеров) ЗАО "Омский ТКЦ ГАЗ АТО" Казарезов Юрий Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1924/2021
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17413/15
05.10.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8241/20
29.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17413/15
21.07.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5534/20
02.07.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3254/20
25.02.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-244/20
05.12.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2534/19
05.11.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2534/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17413/15
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-10489/14
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-10489/14
14.10.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11219/19
19.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10581/19
09.08.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17413/15
21.05.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-10489/14
14.05.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2534/19
13.11.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11133/18
05.02.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17413/15
31.01.2018 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12116/14
14.11.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17413/15
10.11.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12842/17
31.08.2017 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-10489/14
09.08.2017 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-10489/14
02.08.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7263/17
12.12.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12847/16
14.11.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17413/15
11.10.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17413/15
22.09.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9553/16
06.09.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7720/16
19.07.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17413/15
12.07.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5382/16
05.07.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4623/16
11.04.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-312/16
09.03.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-325/16
23.11.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11363/15
02.11.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17413/15
14.08.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7478/15
20.07.2015 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8544/15
19.06.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5262/15
10.04.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1942/15
01.04.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17413/15
17.02.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14658/14
23.12.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12673/14
19.12.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12116/14
18.12.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12746/14
09.10.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-10489/14