г. Пермь |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А60-44355/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2),
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 11 ноября 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-44355/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Смирновой Надежды Сергеевны (ИНН 662801420118, ОГРН 318665800256172)
к Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2)
о признании недействительными решения N 3573 от 09.06.2020 года о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, решения N 3573 от 09.06.2020
года о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, об обязании Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) выделить средства на возмещение расходов страхователю на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении Смирновой Н.С.,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Смирнова Надежда Сергеевна (далее - заявитель, ИП Смирнова Н.С.) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее - заинтересованное лицо, Отделение фонда, фонд) о признании недействительными решения N 3573 от 09.06.2020 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, решения N 3573 от 09.06.2020 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, об обязании Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N2) выделить средства на возмещение расходов страхователю на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении Смирновой Н.С.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 ноября 2020 года, принятым в порядке упрощенного производства, требования удовлетворены: признаны недействительными решения Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) от 09.06.2020 N 3573 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от 09.06.2020 N 3573 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Смирновой Надежды Сергеевны.
Кроме того, в порядке распределения судебных расходов с Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) в пользу в пользу индивидуального предпринимателя Смирновой Надежды Сергеевны в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины взыскано 600 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального права. Ссылается на то,что по итогам проведенной отделением Фонда проверки было установлено, что при назначении и выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, Смирновой Д.Г. страхователем нарушена статья 8 Закона N 165-ФЗ, поскольку на момент начала отпуска по беременности и родам Смирнова Д.Г. фактически не работала. Указывает, что Смирнова Д.Г. трудоустроена к ИП Смирновой Н.С. с 25.02.2020 на должность переплетчицы за месяц до отпуска по беременности и родам, чем создана искусственная ситуация для получения пособия из бюджета. Полагает, что заявитель злоупотребил правом на получение средств обязательного социального страхования, его требования наносят ущерб бюджету Фонда социального страхования РФ. Отмечает, что формальное соответствие требованиям законодательства представленных страхователем доказательств оформления трудовых отношений с работником, а также выплаты ему страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не свидетельствуют о правомерных действиях заявителя.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В период с 07.05.2020 по 08.05.2020 сотрудниками Фонда в отношении ИП Смирновой Н.С. проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По ее итогам составлен акт от 18.05.2020, на основании которого вынесены решения N 3573 от 09.06.2020 года о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, решения N 3573 от 09.06.2020 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Не согласившись с указанными решениями Отделения фонда, полагая, что отказ в возмещении произведенных расходов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации является неправомерным, заявитель обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании указанных ненормативных актов заинтересованного лица недействительными.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решения приняты при отсутствии к тому законных оснований и нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2010 N 13065/10, от 17.03.2011 N 14044/10.
Исходя из положений статей 2, 7, 17, 18, 39, 41 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства, охраняются труд и здоровье людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь и каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и в иных случаях, установленных законом.
Нормативные положения и гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации, детализируются и конкретизируются в федеральных законах и изданных на их основе подзаконных актах.
Согласно статье 2.2 федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее также - Закон N 255-ФЗ) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Правовой статус и порядок организации деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации определяются федеральным законом.
В соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 2 статьи 12 федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) и статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы, вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме.
На основании статьи 6 федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - закон N 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Исходя из пункта 6 части 2 статьи 12 закона N 165-ФЗ, страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств. Пунктом 6 статьи 12 закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя, выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпунктов 7 и 10 пункта 2 статьи 8 закона N 165-ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются, в том числе, единовременное пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее также - Минздравсоцразвития России) от 04.12.2009 N 951н.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 закона N 165-ФЗ).
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Частью 1 и пунктом 1 части 1 статьи 2 закона N 255-ФЗ предусмотрено, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Часть 4 статьи 13 закона N 255-ФЗ устанавливает, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 3 федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - закон N 81-ФЗ) пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, пособие на рождение ребенка и пособие по уходу за ребенком до полутора лет отнесены к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей. Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливается Правительством Российской Федерации в части, не определенной названным законом.
Исходя из статьи 4 закона N 81-ФЗ, выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (статья 8 Закона N 81-ФЗ).
В соответствии с пунктом 19 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н (далее - Порядок N 1012н) право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 9 настоящего Порядка, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).
В пункте 9 Порядка N 1012н указано, что право на пособие по беременности и родам имеют: а) женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; б) женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными; в) женщины, обучающиеся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (далее - обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях); г) женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.
Согласно статье 9 закона N 81-ФЗ, пункту 19 Порядка N 1012н право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Необходимым документом для получения этого пособия является справка из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности (пункт 22 Порядка N 1012н).
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Исходя из статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью.
В силу статей 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
Положения Трудового кодекса Российской Федерации распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества (статья 273 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как закреплено частью 1 статьи 10 закона N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Как установлено частью 1 статьи 11 закона N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка исходя из части 3 статьи 11 Закона N 255-ФЗ, застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 закона N 165-ФЗ, пункту 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования в Российской Федерации" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование только в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из вышеприведенных нормативных установлений следует, что представление документов, подтверждающих наличие трудовых отношений, наступление страхового случая и выплату пособия застрахованному лицу страхователем, не является безусловным основанием для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию.
В свою очередь, исходя из приведенных нормативных установлений права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Как следует из материалов дела, заявитель, являясь страхователем наемного работника, согласно статье 12 закона N 165-ФЗ обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованному работнику при наступлении страхового случая.
Из материалов дела следует, 25.02.2020 Смирнова Д.Г. была принята на работу в ИП Смирнова Н.С. на должность переплетчицы. 30.03.2020 Смирновой Д.Г. было представлено заявление о представлении отпуска по беременности и родам.
Индивидуальный предприниматель в связи с наступлением страхового случая и выплатой пособий работнику обратилось в фонд за возмещением расходов по обязательному социальному страхованию.
Факт наступления страхового случая отделением фонда не оспаривается.
В обоснование позиции, свидетельствующей о создании заявителем искусственной ситуации для необоснованного получения возмещения расходов, заинтересованным лицом приведены следующие обстоятельства.
Согласно трудовой книжке Смирнова Д.Г. с 12.11.2018 по 01.02.2019 работала продавцом-кассиром в ООО "Авангард" и устроилась на работу к ИП Смирновой Н.С. в качестве переплетчицы непосредственно перед отпуском по беременности и родам, при этом опыта в качестве переплетчицы не имела. При этом, по мнению заинтересованного лица, до приема Смирновой Д.Г. ставка переплетчицы оставалась вакантной, что говорит об отсутствии необходимости в наемных работниках. Кроме того, предпринимателем не были представлены в Фонд документы, подтверждающие фактическое исполнение трудовой функции Смирновой Д. Г. в должности переплетчицы.
Вместе с тем, суд первой инстанции, на основании представленных в материалы дела доказательств, с учетом пояснений заявителя, пришел к правомерному выводу о том, что достаточных обстоятельств, свидетельствующих именно о создании заявителем искусственной ситуации с целью получения возмещения за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации заинтересованным лицом, в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказано.
Исходя из правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 08.10.2013 N 3589/13, к однородным с экономической точки зрения отношениям при отсутствии специальных нормативных указаний в законодательстве должны применяться единые публичные последствия.
Таким образом, нижеизложенные правовые позиции ВАС РФ по вопросам квалификации сделок в связи с их направленностью на получение необоснованной налоговой выгоды (применение налоговых вычетов, возмещение налога), подлежат применению и к сходным в правовом регулировании отношениям в сфере публичных платежей - страховых взносов, выплате, компенсации расходов страхователей за счет внебюджетных фондов.
Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации прямо запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью. Законодательство не возлагает на страхователя обязанность в каждом случае обосновывать экономическую необходимость при приеме на работу уже беременной женщины.
Статья 2 Закона N 255-ФЗ закрепляет, что право на пособие по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьями 3 и 6 закона N 81-ФЗ к видам государственных пособий граждан, имеющим детей, относятся пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребенка; право на пособие имеют лица, подлежащие обязательному социальному страхованию.
Факт выполнения Смирновой Д.Г. трудовых обязанностей в должности переплетчицы в ИП Смирнова А.М. с момента принятия и заключения трудового договора, наступление страхового случая и размер выплаченных пособий подтверждается материалами дела и не оспаривается фондом, ИП Смирновой А.М. в Отделение фонда представлен пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н, Порядком N 1012н, в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о праве Смирновой Д.Г. на обязательное социальное страхование; такое право обусловлено представлением в Отделение фонда соответствующего заявления и комплекта необходимых документов и отчислением взносов Смирновой Д.Г. в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Отделением фонда не доказано, что страховые взносы с фактически выплаченной заработной платы Смирновой Д.Г., обусловленной выполнением трудовых обязанностей, не исчислены и не уплачивались; функции переплетчицы Смирнова Д.Г. выполняла; в силу того, что исполняла трудовые обязанности, возложенные трудовым договором, имеет право на социальное обеспечение.
Судом установлено, что Смирнова Д.Г. принята на работу к ИП Смирновой Н.С. в качестве переплетчицы 25.02.2020.
Таким образом, факт наличия между ИП Смирновой Н.С. и Смирновой Д.Г., как работником, трудовых отношений заинтересованным лицом не оспорен, доказательств фиктивности, недостоверности представленных заявителем документов, не представлено (в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств отсутствия у ИП Смирновой Н.С. экономической необходимости в должности переплетчицы, наличие которой предусмотрено локальными актами, Отделением фонда не представлено. В свою очередь, анализ экономических аспектов деятельности ИП Смирновой Н.С., анализ оборотов движения денежных средств по банковским счетам, целесообразность совершения хозяйственных операций и привлечения наемного персонала, определение размера заработной платы и регулярность ее выплаты, к компетенции фонда не относятся.
Приведенные Отделением фонда факты сами по себе не свидетельствуют о создании схемы направленной на необоснованное получение денежные средств за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом суд учитывает, что Смирнова Д.Г. на момент рассмотрения настоящего дела не уволена из ИП Смирнова Н.С.
Доводы заинтересованного лица об относительно небольшом сроке исполнения трудовых обязанностей, правомерно отклонены судом, поскольку не свидетельствуют об отсутствии трудовых отношений и не являются основанием для отказа в принятии расходов заявителя как страхователя.
Наряду с этим, судом установлено, что Смирнова Д.Г. осуществляет трудовую деятельность не впервые, доказательств, что по ранее замещаемым ею в связи с осуществлением трудовых функций должностям с выплат заработной платы не исчислены и не уплачены страховые взносы, фондом не представлено.
Документальное подтверждение страхового случая имеется представленными в материалы дела документами, опровергают выводы фонда о злоупотреблении заявителем правом на возмещение расходов (трудовой договор, трудовая книжка, лист нетрудоспособности серии N 360758322352, копии платежных ведомостей за период январь-март 2020 года, копии отчетов СЗВ-М за февраль - март 2020 года, копии табелей выработки, расчетных ведомостей за период январь-март 2020 года).
Таким образом, наличие у Смирновой Д.Г. трудовых отношений с ИП Смирнова Н.С. Отделением фонда не опровергнуто; наличие нормативно предусмотренных конституционных гарантий, трудовых и социальных прав работника обязывает последнюю произвести Смирновой Д.Г. выплаты соответствующих сумм пособий, с последующим возмещений в установленном порядке.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Отделением фонда не представлено объективных доказательств, свидетельствующих именно о наличии в действиях ИП Смирновой Н.С. злоупотребления правом на возмещение понесенных ею расходов на цели социального страхования.
Заинтересованным лицом в нарушение части 1 статьи 65, части 3 статьи 189, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено достаточных доказательств, безусловно указывающих на создание заявителем с использованием фиктивного документооборота, в отсутствие реальных трудовых отношений с работником, и факта понесенных расходов, условий, влекущих возмещение расходов за счет средств Фонда.
Отделением фонда не опровергнуто, что заявителем соблюдены условия, необходимые для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию, представлены достаточные доказательства наличия реальных трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, обоснованности выплаты пособия и правомерности требований его возмещения.
Таким образом, у Отделения фонда отсутствовали правовые основания для непринятия к зачету спорных сумм расходов, произведенных ИП Смирновой Н.С. на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в виде пособий.
Порядок проведения камеральной проверки и вынесения оспариваемого ненормативного акта Отделением фонда соблюден, что подтверждено представленными в дело документами и заявителем не опровергнуто (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, эти обстоятельства (отсутствие процедурных нарушений) не свидетельствуют о законности вынесенного ненормативного акта, обоснованность и правомерность которого оспаривается заявителем.
В связи с тем, что оспариваемое решение принято при отсутствии к тому законных оснований и нарушает права и законные интересы заявителя, заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены. В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. Следовательно, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Фонд социального страхования, который в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 ноября 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-44355/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44355/2020
Истец: ИП Смирнова Надежда Сергеевна
Ответчик: ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ СРО ФСС РФ филиал N 2