Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 августа 2021 г. N Ф08-1267/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 апреля 2021 г. |
дело N А32-14239/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Годунко А.С.,
при участии:
от истца: представитель Игнатенко М.А. по доверенности от 18.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2021 по делу N А32-14239/2018
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ОГРН 1052313098750 ИНН 2365004417)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - ответчик, общество) о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования в размере 433 921 рубля 40 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019, исковые требования удовлетворены в полном объеме, судебные расходы по оплате государственной пошлины отнесены на ответчика.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.06.2020, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 по делу N А32-14239/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель указал, что в рассматриваемом деле основанием для составления актов общей формы явилась занятость путей необщего пользования. Занятость путей ответчика вагонами, находящимися под выгрузкой, подтверждается памятками приемосдатчика и ведомостями подачи и уборки вагонов. Неправомерен и противоречит действующему законодательству вывод суда о том, что акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими простой вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи, по причинам, зависящим от грузополучателя. Акты общей формы ответчиком подписаны с возражениями, однако наличие разногласий не является правовым основанием для освобождения ответчика от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования (правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.11.2009 N 14112/09). Ответчик не предоставил в суд первой инстанции документов, опровергающих составление Актов общей формы.
В представленном в материалы дела отзыве ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителя в судебное заседание не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.06.2015 между дорогой (перевозчик) и обществом (грузополучатель) действует договор N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "РН-Морской Терминал Туапсе", при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 договора истец осуществляет подачу ответчику на железнодорожный путь необщего пользования вагонов, прибывающих в адрес ответчика под выгрузку и погрузку, и их уборку с пути необщего пользования после выгрузки и погрузки. Пунктом 11 договора ответчику установлено технологическое время на грузовую операцию.
В период с 23.12.2017 по 11.01.2018 на промежуточной железнодорожной станции "Тихонький" "Тихорецкая" истец отставил от движения вагоны с грузом в составе поездов, следовавших на станцию "Туапсе-Сортировочная" в адрес ответчика, в связи с нарушением ответчиком технологического срока оборота ранее прибывших вагонов и технологических норм на выгрузку по этой причине.
В спорный период ответчик выгружал вагоны в сроки, превышающие технологические нормы на выгрузку, установленные пунктом 11 договора.
Это обстоятельство в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования явилось основанием для остановки в пути следования спорных вагонов, следующих в адрес ответчика.
Соблюдение перевозчиком порядка оформления задержки вагонов в пути следования:
на станции "Тихонький" - актами общей формы от 23.12.2017 N 727, от 09.01.2018 N 11, составленными по факту задержки и отправления вагонов, о чем грузополучатель был уведомлен извещениями от 23.12.2017 N 3636 (поезд задержан в 19 час. 33 мин.), от 09.01.2018 N 161 (поезд отправлен в 13 час. 49 мин.). Основанием для оставления от движения вагонов явился акт общей формы от 23.12.2017 N 5/93эр, составленный по станции "Туапсе-Сортировочная".
- на станции "Тихорецкая" - актами общей формы от 10.01.2018 N 1/128, от 11.01.2018 N 1/134, составленными по факту задержки и отправления вагонов, о чем грузополучатель был уведомлен извещениями от 10.01.2018 N 184 (поезд задержан в 16 час. 56 мин.), от 11.01.2018 N 191 (поезд отправлен в 07 час. 48 мин.). Основанием для отставления от движения вагонов явился акт общей формы от 10.01.2018 N 5/223, составленный по станции "Туапсе-Сортировочная".
По прибытию отставленных от движения вагонов в адрес ответчика, на станции "Туапсе-Сортировочная" для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, были составлены акты общей формы от 12.01.2018 N 9/384, от 13.01.2018 N N 9/392, 9/393, 9/394, 9/395, 9/396, 9/397, 9/398, 9/399, 9/400, 9/401, 9/402, подписанные ответчиком с возражениями.
Соблюдение перевозчиком порядка оформления задержки вагонов в пути следования подтверждается приложенными к исковому заявлению актами общей формы, а также извещениями о задержке и отправлении поездов, направленными ответчику во исполнение пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
В порядке досудебного урегулирования спора, ответчику для внесения в добровольном порядке платы, начисленной по актам общей формы, была направлена претензия (от 05.02.2018 исх. N 157) с расчетами и накопительными ведомостями N N 756455863, 756704481, 756705090, 756705554, 756706197, 756706870, 756707295, 756707822, 756708794, 756708964, 756709556, 756710018, подтверждающими задолженность ответчика по оплате платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на станциях "бросания" "Тихонький", "Тихорецкая" на общую сумму 433 921 рублей 40 копеек.
Претензия получена ответчиком 06.02.2018 (вх. N 542), однако до настоящего времени задолженность ответчиком не оплачена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно части 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава, оформляется акт общей формы.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Также указанным пунктом Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 26, при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил N 26, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из части 11 статьи 39 Устава следует, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
Исходя из вышеприведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
- факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений дороги при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры дороги, распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений дороги при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования.
По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента;
- обращение Клиента, переданное и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности Клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Далее, при поступлении вагонов на станцию назначения производится обработка первичных документов грузополучателя. Анализируется работа грузополучателя по приему им вагонов в период задержки поездов в пути следования.
В силу пункта 4.2.5 Регламента уполномоченный работник станции назначения формирует комплект документов, позволяющий доказать, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования произошла по причине, зависящей от Клиента включающей в себя:
- памятки ф. ГУ-45ВЦ, подтверждающие занятость инфраструктуры дороги и сверхнормативное нахождение вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования или на путях общего пользования,
- акты, составленные на начало и окончание простоя вагонов, контейнеров на станции назначения в связи с задержкой их передачи на пути необщего пользования по причинам, зависящим от клиента.
Как верно указал суд первой инстанции, истцом не представлены документы, оформленные в соответствии с пунктом 3.1.2 Регламента и подтверждающие основания задержки вагонов в пути следования.
Суд первой инстанции признал обоснованным довод ответчика, о том, что условиями договора определено количество подаваемых для разгрузки вагонов с тем или иным грузом на конкретные пути.
После освобождения пути на разгрузку был подан всего один вагон вместо 24, а это свидетельствует об отсутствии на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная вагонов для подачи ответчику на пути необщего пользования, то есть железная дорога имела возможность для принятия вагонов на пути общего пользования и основания для дальнейшего бросания вагонов в пути следования отсутствовали.
Суд установил, что на станции Тихонький обращение N 9415 о необходимости задержки вагонов в пути следования направлено 23.12.2018 в 11:10 час на основании акта общей формы (далее - АОФ) от 23.12.2017 N 1551, открытого в 11:00 час. Акт составлен по причине нарушения технологических норм переработки вагонов на путях необщего пользования, что подтверждается АОФ от 23.12.2017 N 5/9366. Последний открыт в 08.00 час. по причине ожидания подачи вагонов на пути необщего пользования на основании памятки приемосдатчика на подачу вагонов N 21178, выгрузка по которой начата 23.12.2017 в 08.00 час. Указанный акт закрыт по АОФ N 5/9372, согласно которому окончание простоя вагонов, готовых к подаче на путях общего пользования, произошло в тот же день в 16:00 час. Вместе с тем, на основании обращения приказ об оставлении вагонов от 23.12.2017 N 8804 издан в 19:33 час, то есть спустя несколько часов после того, как окончилась выгрузка по АОФ, на основании которого вагоны были отставлены на станции Тихонький. Следовательно, у истца отсутствовали правовые основания для задержки вагонов на указанной станции на протяжении 16,5 суток, вагоны брошены по причинам, не зависящим от общества. Согласно памяткам приемосдатчика от 23.12.2017, 24.12.2017, 25.12.2017 о том, что в течение 2,5 часа вагоны на выгрузку топочного мазута не подавались на 1 путь; согласно памятке приемосдатчика от 25.12.2017 и ведомости подачи и уборки от 26.12.2017 N126377 задержка уборки вагонов составила 2,5 часа, после чего вагоны не подавались на 1-й путь в течение 6,5 часа (памятка приемосдатчика от 27.12.2017 N21303).
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что расстояние между станциями Тихонький и Туапсе-Сортировочная составляет 369 км, это соответствует пробегу за 1 сутки 5 часов.
Из анализа работы 1-го и 2-го путей необщего пользования следует, что 1-й путь был занят не по вине общества после 19:30 час. 26.12.2017, а 2-й путь - после 13:30 час. 26.12.2017. В случае своевременного поднятия вагонов на станции Тихонький 26.12.2017 с учетом норм суточного пробега при перевозке состав прибыл бы на станцию назначения Туапсе-Сортировочная до истечения срока доставки - 28.12.2018.
Основанием для бросания поездов на промежуточных ж.д. станциях является оперативный приказ на временное отставление от движения грузового поезда, который принимается уполномоченным органом СКжд на основании соответствующего обращения начальника ж.д. станции.
Обращение N 9415 начальника станции Туапсе-Сортировочная о необходимости задержки в пути следования грузового поезда, следующего отправкой N Э041634, было издано 23.12.2018 в 11-10.
На основании этого обращения 23.12.2018 только в 19-33 был издан оперативный приказ N 8804 на временное отставление от движения грузового поезда. То есть, как верно установил суд, грузовой поезд, следующий отправкой N Э041634, находился на ж.д. станции "Тихонький" 23.12.2017 с 11-10 до 19-33 (08 час. 22 мин.) без оперативного приказа, что недопустимо. За 08 час. 22 мин. поезд был бы на подходе к ж.д. станции Туапсе-Сортировочная и уже 24.12.2017 прибыл бы на станцию досрочно.
Истцом не предоставлены в материалы обращения начальника ж.д. станции Туапсе-Сортировочная, оперативные приказы, свидетельствующие об обосновании причин нахождения вагонов на ж.д.станции "Тихонький" до 10.01.2019; первичные документы (акты общей формы и памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов), свидетельствующие о нарушении обществом технологических норм выгрузки.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о наличии достаточных доказательств в материалах дела, суд апелляционной инстанции отмечает, для возможности удовлетворения заявленного иска истец обязан представить доказательства, достоверно подтверждающие факт невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования по вине ответчика (аналогичный подход изложен в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2018 по делу N А32-36426/2016). Сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим факт простоя вагона на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (пользователя).
При таких обстоятельствах, поскольку истец не доказал наличие вины ответчика, а также факта нахождения вагонов на железнодорожных путях по причинам, зависящим от грузополучателя, постольку начисление платы за простой вагонов в указанной ситуации произведено неправомерно. Правовые основания для удовлетворения иска у суда первой инстанции отсутствовали.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021 по делу N А32-38330/2017.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2021 по делу N А32-14239/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14239/2018
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО РН-Морской терминал Туапсе
Третье лицо: Мясникова Карина Константиновна
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1267/20
28.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6153/2021
26.02.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14239/18
09.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1267/20
18.11.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18535/19
12.08.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14239/18