г. Москва |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А40-80601/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой С.А.,
судей Вигдорчика Д.Г., Бальжинимаевой Ж.Ц.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Овчаренко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 13 по г.Москве
на определение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2020
по делу N А40-80601/17, вынесенное судьей М.В. Агеевой, об удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего Устимовой Юлии Булатовны об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего, установлении фиксированной суммы вознаграждения конкурсного управляющего ООО "ППМстроительство" в размере 77 966, 25 руб. с 01.08.2020 г.,
в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) ООО "ППМ-строительство"
при участии в судебном заседании:
от УФНС России по г.Москве: Гаврилина В.В., по дов. от 21.01.2021,
Иные лица не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы 05.07.2018 (рез. часть объявлена 02.07.2018) в отношении ООО "ППМ-строительство" (ОГРН 1087746823867, ИНН 7713657539) введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утверждена Устимова Юлия Булатовна.
Конкурсный управляющий обратился в суд с ходатайством 02.08.2020 об увеличении размера фиксированного вознаграждения до 77 966,25 руб. начиная с 01.08.2020.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2020 удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего Устимовой Юлии Булатовны об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего, установлена фиксированная сумма вознаграждения конкурсного управляющего ООО "ППМстроительство" в размере 77 966, 25 руб. с 01.08.2020 г.
Не согласившись с определением, ИФНС России N 13 по г. Москве обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение и отказать в удовлетворении ходатайства управляющего в полном объеме, в обоснование ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права, а именно пункта 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве, пункта 17 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60, пункта 11 постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 97.
Представитель апеллянта в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы.
Конкурсным управляющим в материалы дела представлен отзыв о несогласии с апелляционной жалобой.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со статьями 156, 266 и 268 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены определения в силу следующего.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дела о несостоятельности (банкротстве)
рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно части 1 статьи 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на опубликование сведений в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
Согласно статье 20.6 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. Размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для конкурсного управляющего тридцать тысяч рублей в месяц.
Как следует из материалов дела, в качестве правового основания для увеличения размера фиксированной суммы вознаграждения конкурсный управляющий ссылается только на пункт 1 статьи 3 Отраслевого соглашения в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления на 2020 - 2020 годы (далее - Отраслевое соглашение), а также на ст. 20.6 Закона о банкротстве.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление конкурсного управляющего должника об увеличении размера фиксированного вознаграждения указал, что в пункте 2 статьи 5 Отраслевого соглашения в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления на 2020 - 2022 годы (далее - отраслевое соглашение) установлено, что отраслевым нормативным актом Союза от 24.05.2019 N 5 профессия арбитражного управляющего включена в перечень профессий для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, что в соответствии с пунктом 1.1 Закона об объединениях работодателей и статьей 2.1 устава Союза является основанием для утверждения профессионального стандарта "Арбитражный управляющий" и применения к профессиональной деятельности арбитражного управляющего положений Закона о независимой оценке квалификации.
С данными выводами апелляционный суд не может согласиться, в силу следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.6 Закона о банкротстве и разъяснениями, содержащимися в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2008 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", увеличение фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего возможно на основании решения собрания кредиторов или мотивированного ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, в зависимости от объема и сложности выполняемой им работы. Принятое арбитражным судом определение об увеличении фиксированной суммы такого вознаграждения может быть обжаловано.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 17 Постановления от 23.07.2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", применяя пункт 5 статьи 20.6 Закона о праве суда увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения, следует иметь в виду, что, поскольку такое вознаграждение выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника (пункт 2 статьи 20.6 Закона), указанное увеличение возможно лишь при доказанности наличия у должника средств, достаточных для выплаты повышенной суммы вознаграждения.
Таким образом, по смыслу приведенных норм права суд вправе увеличить фиксированную сумму вознаграждения конкурсному управляющему при наличии в совокупности следующих обстоятельств: соответствующее решение собрания кредиторов или мотивированное ходатайство участвующих в деле лиц; доказанность наличия у должника средств, достаточных для выплаты повышенной суммы вознаграждения; объем и сложность выполняемой конкурсным управляющим работы.
При решении вопроса об увеличении размера вознаграждения арбитражного управляющего, необходима проверка наличия обстоятельств, указывающих на необходимость выплаты управляющему вознаграждения в повышенном размере, исходя из критериев, прямо определенных в п. 5 ст. 20.6 Закона о банкротстве, а также установить факт достаточности средств должника для выплаты повышенного вознаграждения.
Отраслевое соглашение заключено 31.12.2019 на федеральном уровне социального партнерства на срок с 01.01.2020 по 31.12.2022, размещено в открытом доступе на сайте Российского антикризисного союза http://rosanti.ru.
В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения арбитражных управляющих, поэтому подлежит применению при регулировании деятельности арбитражных управляющих наравне с нормативно правовым регулированием.
Положениями Закона о банкротстве не установлены повышающие коэффициенты, которыми должен руководствоваться арбитражный суд при увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего при обращении его самого с ходатайством, поэтому соответствующие коэффициенты установлены Отраслевым соглашения в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления: Первый коэффициент связан с тем, что выплата вознаграждения направлена на предоставление арбитражному управляющему возможности удовлетворения своих потребностей в обмен на труд, то неизменность вознаграждения означает постоянность его покупательской способности, поэтому коэффициент связан с изменением индекса потребительских цен. Второй коэффициент связан со статусом арбитражного управляющего как должностного лица, наделенного публично-правовыми полномочиями, поэтому сложность выполняемой им работы определяется сложностью законодательства о банкротстве. Третий коэффициент связан с объем выполняемой арбитражным управляющим работы (количеством труда) и определяется особенностями конкретного дела о банкротстве.
Указав на то, что отраслевое соглашение вступило в силу 01.01.2020, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что его положения подлежат применению, и увеличению подлежит размер фиксированной суммы вознаграждения, выплачиваемого конкурсному управляющему с 01.08.2020.
С данным выводом суда первой инстанции апелляционный суд не может согласиться, поскольку подлежит учету объем работы, предстоящий для проведения процедуры банкротства, а равно выяснению вопрос достаточности у должника средств для выплаты конкурсному управляющему повышенной суммы вознаграждения.
Сторонами Отраслевого соглашения в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления на 2020 - 2022 годы, как это следует из статьи 1, являются: - арбитражные управляющие в лице их представителя - Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих (далее - Профсоюз); - работодатели и саморегулируемые организации арбитражных управляющих (далее - саморегулируемые организации) в лице их представителя - Общероссийского отраслевого объединения работодателей в области права и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - Союз). Соответственно упомянутое Соглашение, регулирует отношения между названными сторонами.
Положения Отраслевого соглашения в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления на 2020-2022 годы, на которые ссылается управляющий, не влекут безусловное увеличение вознаграждении управляющего, поскольку Закон о банкротстве не предусматривает возможность увеличения фиксированной суммы вознаграждения управляющих, подлежащей уплате в рамках конкретного дела о банкротстве, в случае достижения между арбитражными управляющими и их работодателями, саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих тех или иных договоренностей в рамках социально-партнерских соглашений.
Разрешаемые в ходе процедур банкротства вопросы, в особенности касающиеся наполнения конкурсной массы, влекут правовые последствия для широкого круга лиц (должника, текущих и реестровых кредиторов, работников должника, его учредителей и т.д.).
В рассматриваемом случае расходы, связанные с увеличением вознаграждения финансового управляющего в сумме превышающей установленный Законом о банкротстве размер фиксированного вознаграждения, возлагаются непосредственно на конкурсную массу и, соответственно, его кредиторов (в том числе тех, которые не голосовали за принятие такого решения), требования которых не будут погашаться (погашаться в меньшем объеме) за счет соответствующих сумм в связи с текущим и приоритетным характером (пункт 2 статьи 134 Закона о банкротстве).
Доказательств того, что деятельность управляющего в рамках настоящего дела выходит за пределы обычно выполняемой конкурсным управляющим работы, материалы дела не содержат. Кредиторы по данному вопросу решения не принимали.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве", фиксированная сумма вознаграждения в увеличенном судом размере выплачивается начиная с даты принятия соответствующего определения судом (пункт 2 настоящего постановления) и до введения следующей процедуры банкротства; прекращение полномочий одного и утверждение другого арбитражного управляющего сами по себе не изменяют этот размер.
При этом по смыслу норм Закона о банкротстве стимулирующим характером при удовлетворении требований кредиторов обладают проценты по вознаграждению конкурсного управляющего, но не его фиксированная сумма, в связи с чем, добросовестное и разумное исполнение управляющим полномочий в деле о банкротстве само по себе не может являться основанием для увеличения фиксированной суммы вознаграждения.
Фиксированная сумма вознаграждения - это та часть, которая гарантированно уплачивается надлежащим образом исполнившему свои обязанности в деле о банкротстве конкурсному управляющему. По указанной причине увеличение фиксированной суммы вознаграждения допускается исключительно в случае, если совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается неординарность конкретного дела о банкротстве, предполагающая существенное повышенные объема и сложности проводимых конкурсным управляющим в рамках процедуры банкротства мероприятий.
Однако в отсутствие соответствующих доказательств, суд первой инстанции более чем двукратно увеличил вознаграждение конкурсного управляющего.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, процедуры банкротства носят публично-правовой характер (постановления от 22.07.2002 N 14-П, от 19.12.2005 N 12-П и другие). Публично-правовой целью института банкротства является обеспечение баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, имеющих различные, зачастую диаметрально противоположные интересы.
Таким образом, решая вопрос об увеличении размера вознаграждения арбитражного управляющего, несмотря на отсутствие разногласий, суд обязан проверить существование обстоятельств, указывающих на необходимость выплаты управляющему вознаграждения в повышенном размере, исходя из критериев, прямо определенных в пункте 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве, и только при наличии таковых установить факт достаточности средств должника для выплаты повышенного вознаграждения.
Кроме того, как следует из материалов банкротного дела, управляющим для обеспечения своей деятельности привлечены специалисты с оплатой, превышающей размер вознаграждения управляющего.
В соответствии с пунктом 8 статьи 20.6 Закона о банкротстве дополнительное вознаграждение выплачивается арбитражному управляющему за счет средств кредиторов, принявших решение об установлении дополнительного вознаграждения, или причитающихся им платежей в счет погашения их требований.
Как следует из материалов дела, собрание кредиторов решения об увеличении размера вознаграждения не принимало.
Ссылки управляющего в отзыве на судебные акты, принятые в рамках иных банкротных дел по вопросу увеличения фиксированного вознаграждения, апелляционным судом не могут быть приняты во внимание, поскольку вынесения по неидентичным обстоятельствам.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, апелляционный суд на основании статьи 270 АПК РФ приходит к выводу о наличии оснований для отмены определения и принимает решение об отказе конкурсному управляющему в удовлетворении заявления об увеличении фиксированного размера вознаграждения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 270, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2020 по делу N А40- 80601/17 отменить.
В удовлетворении требований конкурсного управляющего Устимовой Юлии Булатовны отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Назарова |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80601/2017
Должник: ООО "ППМ-строительство"
Кредитор: АО ФНПЦ ТИТАН-БАРРИКАДЫ, ИФНС N 13, ИФНС России N 13 по г. Москва, ООО "ОРЕНБУРГСКИЙ АУКЦИОННЫЙ ДОМ", ООО "СК СУ" ФСБ России, ООО ЛИСТПРОМСТРОЙ, ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ГЕОЗЕМСТРОЙ", ФГКУ Войсковая часть 71330, ФГУП "ГОСТЕХСТРОЙ", ФГУП ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 51952, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (Дирекция по строительству в Центральном регионе УКС 7 Службы ФСБ России)
Третье лицо: Временый управляющий Киселев Олег Александрович, УСТИМОВА Ю.Б.
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2025 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9840/19
24.10.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55362/2024
10.10.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9840/19
29.07.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42099/2024
23.07.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37106/2024
19.03.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9840/19
26.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78345/2023
04.09.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9840/19
19.06.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29656/2023
12.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78880/20
08.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-77732/20
27.01.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-75093/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-80601/17
14.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-80601/17
15.07.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9840/19
19.04.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12646/19
04.02.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63879/18
05.07.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-80601/17
07.08.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-80601/17