г. Москва |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А40-47143/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Мартыновой Е.Е.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "ДЖАМПЕР" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2021, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-47143/21,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЖАМПЕР" (ОГРН: 1187746969090, ИНН: 9715331487) к публичному акционерному обществу "СБЕРБАНК РОССИИ" (ОГРН: 1027700132195, ИНН: 7707083893,) третье лицо Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" о взыскании задолженности в размере 599 360 руб. 00 коп.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДЖАМПЕР" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к публичному акционерному обществу "СБЕРБАНК РОССИИ" (далее - ответчик), третье лицо: Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" о взыскании задолженности в размере 599 360 руб. 00 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2021 по делу N А40-47143/2021 отказано в удовлетворении искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "ДЖАМПЕР" (далее - ООО "ДЖАМПЕР", Заёмщик, Истец) к Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (далее - ПАО Сбербанк, Банк, Ответчик) о взыскании 599 360 руб., в том числе: необоснованносписанные денежные средства по кредитному договору N 9038BMM3QJARGQ0QZ3F в сумме 347 610,21 руб., проценты за период с 28.12.2020 по 05.03.2021 в сумме 2 968,70 руб., а также необоснованно-списанные денежные средства по кредитному договору N 9038BMDSB5QRZQ0AQ0QZ3F в сумме 247 458,80 руб., проценты за период с 02.12.2020 по 05.03.2021 в сумме 1 592,32 руб.
Указанный судебный акт мотивирован тем, что истцом не доказана неправомерность действий ПАО Сбербанк, действия Банка по соответствуют положениям Постановления Правительства РФ N 6961, а также условиям, заключённых кредитных договоров N 9038BMM3QJARGQ0QZ3F, N 9038BMDSB5QRZQ0AQ0QZ3F.
Не согласившись с принятым судебным актом истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме.
В обоснование доводов жалобы указал, что суд первой инстанции необоснованно отверг доводы истца о том, что для целей определения периода погашения по кредитному договору N 9038BMM3QJARGQ0AQ0QZ3F необходимо руководствоваться официальной информацией налогового органа о количестве застрахованных лиц по состоянию на 01.06.2020 - 21 человек, а не 24 как указывает ответчик. При заключении договора стороны исходили именно из количества сотрудников - 21 человек на указанную дату.
Судом первой инстанции не дано никакой оценки и доводам истца относительно кредитного договора N 9038BMDSB5QRZQ0AQ0QZ3F, касающихся того, что банком производились необоснованные списания при том, что срок погашения кредита еще не наступил.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства РФ N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (Правила предоставления субсидий).
Истец в программе удаленного доступа Сбербанк бизнес онлайн (СББОЛ) сформировал заявление в Банк на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий. На основании предоставленных ФНС сведений о возможности участия заёмщика в программе кредитования Банк принимает решение о выдаче кредита (порядок использования Платформы размещён на официальном сайте ФНС).
Согласно размещённым на Платформе ФНС сведениям значение численности работников истца на дату подачи заявления (04.06.2020) по данным ФНС на 01.06.2020 составляет 24 человека.
После обработки заявки истца на платформе ФНС и отражения данных по численности работников истца и установленного кредитного лимита, в соответствии с правилами предоставления субсидий между банком и истцом был заключён кредитный договор N 9038BMM3QJARGQ0QZ3F, в форме заявления истца о присоединении к общим условиям.
В связи с тем, что согласно сведениям платформы ФНС численность работников истца по итогам июля - октября 2020 года (17-19 человек) упала ниже 80% от численности работников заёмщика, определённой при выдаче кредита (24 человека), кредитный договор в силу пункта 11 правил предоставления субсидий и пункта 7 кредитного договора N 1 был переведён с 01.12.2020 на период погашения.
В связи с возникновением задолженности по кредитному договору N 1 Банком со счёта истца в соответствии с пунктом 10 кредитного договора N 1 списаны денежные средства в размере 347 610,21 руб.
Также между Банком и истцом в соответствии с постановлением Правительства РФ N 422 на основании заявления истца о присоединении к общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя N 1 был заключён кредитный договор от 02.07.2020 N 9038BMDSB5QRZQ0AQ0QZ3F (кредитный договор N 2).
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости" (далее - Постановление Правительства N 422);
В соответствии с условиями Кредитного договора N 2 размер лимита кредитной линии составляет 2 272 730 руб., кредит выдаётся на срок до 12 месяцев, где отсрочка по погашению основного долга - до 6 месяцев.
В силу пункта 7 кредитного договора N 2 погашение начинается с октября 2020 года в дату, соответствующую дате открытия лимита и производится ежемесячно в эту дату и в дату полного погашения задолженности.
Данное положение кредитного договора N 2 соответствует требованиям пп. "д" п.7 Постановления Правительства N 422. Поскольку Заёмщиком надлежащим образом не исполнены обязательства по возврату заёмных денежных средств, то Банком была списана задолженность по кредитному договору N 2 в общем размере 247 458,80 руб..
По смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. По требованию о взыскании убытков, причинённых неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, лицо, требующее их возмещения, должно доказать наличие одновременно следующих условий: противоправность действий ответчика, факт причинения убытков, наличие причинной связи между понесёнными убытками и действиями ответчика, документально подтверждённый размер убытков.
В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 12 постановления Пленума ВС РФ N 25 по делам о возмещении убытков необходимо доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Кредитные отношения регулируются Кредитным договором N 1 и Постановлением Правительства РФ N 696, которыми предусмотрено, что Банк не производит самостоятельный расчёт численности работников Заёмщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС.
Согласно пункту 3.9 Общих условий кредитования при кредитовании Заёмщика в рамках государственных программ Заёмщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объёме. При этом условия программ имеют приоритетное значение над условиями заключённого договора/условиями кредитования. Следовательно, положения Правил предоставления субсидий непосредственно регулируют правоотношения между Банком и Заёмщиком.
Пунктом 11 Постановления Правительства РФ N 696 установлено, что кредитный договор должен быть переведён получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заёмщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчётных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заёмщика, исходя из сведений о численности работников заёмщика, определённой при расчёте максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ N 696 численность работников заёмщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 года, размещённых в информационном сервисе Федеральной налоговой службы. Аналогичное правило определения численности работников Заёмщика установлено кредитным договором N 1.
Подпунктом "м" пункта 18 Постановления Правительства РФ N 696 установлено обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису ФНС. В силу абзаца 7 пункта 24 Постановления Правительства РФ N 696 проверка выполнения условий о численности работников Заёмщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчётную дату, размещённых в информационном сервисе ФНС.
Абзацем 3 пункта 24 Постановления Правительства РФ N 696 предусмотрено, что численность работников заёмщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 года, размещённых в информационном сервисе ФНС. Такой порядок определения кредитными организациями численности работников заёмщика подтверждается также в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474.
Также 07.08.2020 между Банком и Заёмщиком было заключено Дополнительное соглашение к Кредитному договору N 1 в соответствии с которым в рамках исполнения обязательств по Договору Кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно Кредитору, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия Заёмщика условиям и требованиям Правил. В самом информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые Заёмщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации указанных Правил предоставления субсидий (абз.4 п.24 Постановления Правительства РФ N 696). Доступ получателей субсидий к информационному сервису Федеральной налоговой службы осуществляется в порядке, размещаемом на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В рамках исполнения обязательств по Кредитному договору N 1 кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно кредитору, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.
Банк не проводит самостоятельный расчёт количества сотрудников для проверки соблюдения заёмщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещённые в информационном сервисе ФНС. Иного порядка определения численности работников заёмщика Кредитным договором N 1 и Постановлением Правительства РФ N 696 не предусмотрено, указанный довод подтверждается судебной практикой, а именно: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А40-8115/2021; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021 по делу N А60-7418/2021; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по делу N А40-150607/20; Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021 по делу N А70-22667/2020; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по делу N А71-11909/2020.
Первоисточником информации о численности сотрудников является отчётность (по форме СЗВ-М) опубликованная в электронном сервисе ФНС России, передаваемая заёмщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем (пункт 2.2. ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
По состоянию на 01.06.2020 система ФНС России не содержала данных о численности сотрудников Заёмщика по отчёту СЗВ-М за май 2020, в связи с чем ФНС России производила фиксацию численности Заёмщиков, информация о заявках, которых подана получателем субсидии до 25.06.2020, по имеющимся на Платформе ФНС сведениям, то есть по отчёту СЗВ-М за апрель 2020 (Письмо МинЭкономРазвития РФ от 17.07.2020 N Д13и-22474).
Ни Постановление Правительства РФ N 696, ни условия Кредитного договора N 1 не предоставляет ПАО Сбербанк иных инструментов и способов получения информации о численности сотрудников Заёмщика в целях подтверждения исполнения условий программы и договора.
Кредитные отношения регулируются Кредитным договором N 1 и Постановлением Правительства РФ N 696, которыми предусмотрено, что Банк не производит самостоятельный расчёт численности работников Заёмщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС.
Согласно сведениям информационного сервиса ФНС численность работников заёмщика по состоянию на 01.06.2020 составляла 24 чел. и снизилась до 18 чел. в июле 2020 года (снижение численности до 75%), до 17 чел. в августе 2020 года (снижение численности до 71%), до 19 чел. в сентябре и октябре 2020 года (снижение численности до 79%), что подтверждается сведениями Платформы ФНС, в связи с чем Банк в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 696 и условиями кредитного договора был обязан перевести Кредитный договор N 1 на период погашения.
Указание о снижении численности работников истца более 20% доведено до Банка путём размещения сведений на Платформе ФНС и является обязательным для Банка при определении возможности перевода заёмщика на период наблюдения по договору. Таким образом, Кредитный договор правомерно переведён Банком на период погашения в связи с несоблюдением Истцом требований о сохранении численности работников заёмщика, установленных Постановлением Правительства РФ N 696 и Кредитным договором N 1.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что численность работников Заёмщика по состоянию на 01.06.2020 должна определяться исходя из фактической численности работников Заёмщика на момент обращения в Банк, а не исходя из сведений Платформы ФНС, противоречит Постановлению Правительства РФ N 696 и условиям Кредитного договора.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ N 696 субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования. В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 17.07.2020 N Д13и-22474 первоисточником информации о численности сотрудников является отчётность по форме СЗВ-М, передаваемая заёмщиком ежемесячно в Пенсионный фонд РФ в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Так, данные о численности работников заёмщика поступают в ФНС на основании поданных заёмщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным (пункт 2.2 статьи 11 Закона о персонифицированном пенсионном учёте).
С учётом сроков предоставления указанной отчётности по состоянию на 1 июня 2020 г. в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 г., при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 г. страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд РФ до 15 июня 2020 г. В связи с этим для оценки соблюдения заёмщиком требования по сохранению занятости получателю субсидии необходимо использовать данные, размещённые в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заёмщика в кредитную организацию. Также в данном Письме Минэкономразвития указано, что данные по численности работников заёмщика, размещённые в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 г. и примененные для расчёта максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заёмщиком отчётности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
В связи с изложенным для целей оценки соблюдения заёмщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных пунктами 11, 12 Правил предоставления субсидий, а также пунктом 7 Кредитного договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещённые в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заёмщика в кредитную организацию.
Заявка Истца на Платформу ФНС заведена 04.06.2020, в связи с чем на Платформе ФНС имелась информация о численности работников Истца по состоянию на 01.06.2020 в количестве 24 человека. Информация о численности работников заёмщика в количестве 21 человек, поданные Истцом по итогам июня 2020 года, не были и не могли быть отражены на Платформе ФНС и использоваться для определения базовой численности работников Истца, так как сведения за отчётный месяц июнь 2020 года подаются в ПФР в июле 2020 года не позднее 15-го числа (пункт 2.2 статьи 11 Закона о персонифицированном пенсионном учёте).
При этом для Платформы ФНС источником таких сведений являются поданные заёмщиком отчёты по форме СЗВ-М за соответствующий месяц, сведения о которых отражены на Платформе ФНС до момента регистрации заявки клиента. В связи с изложенным доводы Истца о том, что Банк при проверке соблюдения Истцом требований Постановления Правительства РФ N 696 о сохранении численности работников должен был руководствоваться фактическим количеством сотрудников истца, а не данными Платформы ФНС являются необоснованными.
В соответствии с изложенным порядком Банк получил сведения из Платформы ФНС о численности работников заёмщика для проверки соблюдения истцом требований о сохранении численности работников и перевел договор на период погашения.
Доводы апелляционной жалобы Истца о незаконности решения суда на основании того, что Истцом представлены документы, содержащие информацию об иной численности работников (ответ ИФНС по г. Москве, ответ ПФР по г.Москве, отчет по форме СЗВ-ТД), являются необоснованными, т.к. указанные документы не имеют правового значения в рамках программы льготного кредитования в соответствии с положениями Правил предоставления субсидий и не оспаривают сделанные судом выводы. Как было указано ранее в силу прямого указания Правил предоставления субсидий определяющее значение для проверки соблюдения заемщиком условий о сохранении численности работников имеют сведения, размещенные на Платформе ФНС (п.24 Правил предоставления субсидий).
В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 17.07.2020 N Д13и-22474 первоисточником информации о численности сотрудников является отчётность по форме СЗВ-М, передаваемая заёмщиком ежемесячно в Пенсионный фонд РФ в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах". Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п.2.2 ст.11 Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Также в Письме Минэкономразвития от 17.07.2020 N Д13и-22474 разъясняется, что с учётом сроков предоставления указанной отчётности по состоянию на 1 июня 2020 г. в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 г., при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 г. страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд РФ до 15 июня 2020 г. В связи с этим для оценки соблюдения заёмщиком требования по сохранению занятости получателю субсидии необходимо использовать данные, размещённые в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заёмщика в кредитную организацию. При этом размещённые в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 г. и примененные для расчёта максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заёмщиком отчётности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
Так как заявка Истца заведена на Платформу ФНС 04.06.2020 по состоянию на 01.06.2020 согласно сведениям Платформы ФНС численность работников Истца определена в количестве 24 человека на основании поданного Истцом отчета по форме СЗВ-М по итогам апреля 2020 года, что полностью соответствует Правилам предоставления субсидий и разъяснениям Минэкономразвития. Истец в апелляционной жалобе указывает, что согласно ответа ГУ Пенсионного фонда РФ N 7 по г.Москве и Московской области от 11.12.2020 N 207-2/02/9956 (далее - Ответ ПФР по г.Москве от 11.12.2020) сведения о застрахованных лицах ООО "Джампер" поданы в указанном количестве: по итогам июня 2020 года - 21 человек; по итогам июля 2020 года - 18 человек; по итогам августа 2020 года - 17 человек; по итогам сентября 2020 года - 19 человек; по итогам октября 2020 года - 19 человек.
Данные сведения о численности работников по форме СЗВ-М не оспариваются Банком и полностью повторяют информацию о численности работников, размещенную на Платформе ФНС Сведения о численности работников по состоянию на 01.06.2020 согласно сведениям Платформы ФНС данный ответ не содержит.
Следовательно, довод апелляционной жалобы Истца о том, что представленный Ответ ПФР по г.Москве от 11.12.2020 опровергает обстоятельства дела, которые установлены судом первой инстанции, является необоснованным. Судом перовой инстанции установлены обстоятельства о численности работников по итогам месяцев базового периода (абз.6 стр.5 решения суда), которые соответствуют информации, содержащейся в Ответе ПФР по г.Москве от 11.12.2020.
В апелляционной жалобе Истец также ссылается на то, что суд первой инстанции не учел ответ ИФНС России N 18 по г.Москве от 28.12.2020 N 21-17/069790 (далее - Ответ ИФНС по г.Москве от 28.12.2020), в котором указано, что "в соответствии с данными отчета по страховым взносам, представленным ООО "Джампер" за 6 месяцев 2020 года, количество застрахованных лиц по состоянию на 01.06.2020 составило 21 человек". Данный Ответ ИФНС по г.Москве от 28.12.2020 не содержит информации о том, какая численность работников заемщика отражена на Платформе ФНС по состоянию на 01.06.2020 на момент заведения заявки Истца на получение кредита и фиксации численности работников, при этом только данные сведения имеют правовое значение с точки зрения Правил предоставления субсидий.
В Ответе ИФНС по г.Москве от 28.12.2020 указано, что сведения о количестве застрахованных лиц в количестве 21 человек получены в соответствии с отчетом по страховым взносам. Отчет по страховым взносам (РСВ) имеет ряд существенных отличий по содержанию от отчетов о застрахованных лицах по форме СЗВМ.
Данные на Платформе ФНС формируются на основании поданных заемщиком в ПФР сведений о застрахованных лицах (п. 24 Правил предоставления субсидий), суд первой инстанции обоснованно не использовал данные о среднесписочной численности работников, которые содержатся в ответе ИФНС по г.Москве от 28.12.2020, в результате чего пришел к правильному выводу о несоблюдении Истцом требований Правил предоставления субсидий о сохранении численности в базовом периоде Кредитного договора.
Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (форма СЗВТД), на которые ссылается истец, отличаются от предоставляемых предпринимателями сведений о застрахованных лицах и не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
В многочисленных письмах ФНС указывалось, что применяемая в информационном сервисе методология определяется Министерством экономического развития Российской Федерации (напр., Письмо ФНС России от 23.07.2020 N АБ-2-19/1386@, Письмо ФНС России от 20.08.2020 N ВД-2-19/1542@). Приведенные доводы о том, что численность работников заемщика определяется на основании подаваемых отчетов по форме СЗВ-М, при этом отчеты СЗВ-ТД и РСВ не имеют правового значения, подтверждается также представленной информацией о фактически размещенных на Платформе ФНС сведениях о численности работников заемщика, которые отражают численность именно по итогам поданных отчетов по форме СЗВ-М. Как указывалось ранее, Банк не является лицом, собирающим и анализирующим информацию о численности работников заемщиков, в связи с чем в целях реализации государственной программы льготного кредитования Банк обязан руководствоваться сведениями о численности работников заемщика, размещенных на Платформе ФНС.
Таким образом, судом первой инстанции в полной мере исследованы все представленные в материалы дела доказательства и сделан обоснованный вывод об отсутствии нарушений прав Истца со стороны Банка и принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заёмщик заблаговременно уведомлен Банком о переводе кредитного договора на период погашения и был вправе предоставить уточняющие сведения о количестве работников в ФНС. В соответствии с пунктом 11 Постановлением Правительства РФ N 696 при переводе получателем субсидии по итогам базового периода кредитного договора на период погашения по кредитному договору получатель субсидии направляет соответствующее уведомление заёмщику
Однако, Истец не воспользовался правом уточнения сведений о количестве сотрудников в сервисах ФНС, при этом Банк в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 696 не вправе получать сведения о численности сотрудников из иных источников.
Изложенное истцом толкование правил определения численности работников Заёмщика противоречит положениям подпунктов 11, 24 Постановлением Правительства РФ N 696 и не соответствует сведениям, размещённым на Платформе ФНС, перевод Банком Кредитного договора на период наблюдения повлечёт отказ в выплате субсидии по кредитному договору и невозможность участия Заёмщика в программе льготного кредитования
Пунктом 7 Кредитного договора N 1 установлено, что при невыполнении условий перевода договора на период наблюдения договор переходит на период погашения договора. В случае наступления Периода погашения по договору с даты, следующей за Датой окончания Базового периода договора при не переходе договора в соответствии с условиями договора на Период наблюдения по договору погашение кредита производится в валюте кредита по предусмотренному графику погашения кредита. Вопреки доводам апелляционной жалобы Истца, в Кредитном договоре N1 закреплены конкретные даты погашения задолженности в случае перевода договора на период погашения после базового периода: 28 декабря 2020 г., 28 января 2021 г., 01 марта 2021 г. Базовый период Договора включает в себя период с даты заключения Договора и действует до 01.12.2020.
В силу пункта 3 Кредитного договора N 1 на период погашения по Договору устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15 процентов годовых. Пунктом 10 Кредитного договора N 1 предусмотрено, что заёмщик предоставляет кредитору право списывать без дополнительного распоряжения сумму задолженности с указанного в настоящем пункте расчётного счёта.
Заёмщиком не были соблюдены условия Кредитного договора N 1 о не снижении ниже установленной численности работников ООО "ДЖАМПЕР" на период предоставления кредитной линии, что в свою очередь повлекло для Заёмщика перевод на период погашения, а также наступление обязательств по погашению кредита начиная с 01.12.2020.
Согласно положениям пункта 1 Кредитного договора N 2 размер лимита кредитной линии составляет 2 272 730 руб., кредит выдаётся на срок до 12 месяцев, где отсрочка по погашению основного долга - до 6 месяцев.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Постановления Правительства N 422 субсидия предоставляется при соблюдении в том числе следующего условия: оплата заёмщиком основного долга осуществляется по окончании срока действия кредитного договора (соглашения) или с 1 октября 2020 г. по графику, установленному получателем субсидии, с возможностью досрочного погашения по заявлению заёмщика. Как следует из пункта 6 Кредитного договора N 2 дата возврата кредита: по истечении 12 месяцев с даты заключения договора. При этом, в силу пункта 7 Кредитного договора N 2 погашение начинается с октября 2020 года в дату, соответствующую дате открытия лимита и производится ежемесячно в эту дату и в дату полного погашения задолженности.
По договору устанавливаются даты погашения лимита (основного долга), соответствующие дате открытия лимита (календарному числу) каждого месяца и дате полного погашения задолженности выбранной кредитной линии, указанной в пункте 6 Заявления, начиная с месяца снижения лимита в соответствии с настоящим пунктом. Таким образом, в совокупности указанных положений Кредитного договора N 2 и Постановления Правительства N 422, Заёмщик обязан ежемесячно погашать лимит кредитной линии начиная с 01.10.2020.
В соответствии с пунктами 10 Кредитных договоров Заёмщик дал согласие (заранее данный акцепт) кредитору, и кредитор имеет право без распоряжения заёмщика для погашения задолженности по Кредитному договору списать средства в дату наступления срока исполнения соответствующего обязательства с расчётного счёта заёмщика в валюте обязательства, открытого у кредитора и указанного в разделе "Счёт для погашения срочной задолженности". Поскольку Заёмщик в силу наступления обязательств по погашению кредита в рамках, заключённых Договоров, добросовестно не исполнил свои обязательства, то Банк правомерно осуществил списание задолженности со счёта ООО "ДЖАМПЕР" по Кредитному договору N 1 в сумме 347 610,21 руб. и по Кредитному договору N 2 в сумме 247 458,80 руб.
Действия Банка по осуществлению перевода на период погашения Кредитного договора N 1 и списания денежных средств по Кредитным договорам в счёт исполнения обязательств по погашению Истцом кредитных обязательств, полностью отвечают требованиям действующего законодательства и условиям Кредитных договоров, а потому не могут выступать противоправными.
В качестве доводов причения ООО "ДЖАМПЕР" убытков Истец ссылается на обстоятельства списания Банком денежных средств со счёта ООО "ДЖАМПЕР". При этом, Истцом не подтверждены неправомерные действия Банка по списанию денежных средств. В то же время действия ПАО Сбербанк по списанию в счёт исполнения перед ним обазательств ООО "ДЖАМПЕР" фактически явлются правомерными и соответствуют положениям действующего законодательства и Постановлениий Правительства N 696, 422, а также условиям, заключённых Кредитных договоров. Само по себе исполнение обязательств по заключённому договору не может рассматриваться как действия вопреки законным интересам, направленные на причинение данному лицу убытков в результате такого исполнения. С учётом изложенного, у Истца отсутствует как таковой факт возникновения убытков, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков.
В силу статьи 401 ГК РФ лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума ВС РФ N 25, оценивая действия сторон, как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации. При этом по общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Из изложенного следует, что Банк не обязан доказывать свою добросовестность, поскольку пунктом 5 статьи 10 ГК РФ устанавливается презумпция добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений. Между тем, вопреки указанным положениям закона, Истцом не доказана недобросовестность Ответчика при осуществлении перевода на период погашения Кредитного договора N 1 и списания денежных средств по Кредитным договорам в счёт исполнения обязательств по погашению кредита Истцом.
В силу части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения указанных требований суд, арбитражный суд или третейский суд с учётом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (часть 2 статьи 10 ГК РФ).
Исковые требования ООО "ДЖАМПЕР" направлены на взыскание с Банка убытков в следствии правомерных действий последнего, а также в отсутствие состава убытков, предъявление ООО "ДЖАМПЕР" рассматриваемых требований свидетельствует о заведомо недобросовестном осуществлении гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку такое поведение направлено на причинение вреда ПАО Сбербанк. Таким образом, данные исковые требования ООО "ДЖАМПЕР" не подлежат судебной защите в силу статьи 10 ГК РФ.
Апелляционная коллегия не находит оснований для пересмотра указанных выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основании доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
В порядке ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный су
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2021 по делу N А40-47143/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Е.Е. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47143/2021
Истец: ООО "ДЖАМПЕР"
Ответчик: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Третье лицо: ГК РАЗВИТИЯ "ВЭБ.РФ"