город Ростов-на-Дону |
|
09 сентября 2021 г. |
дело N А32-15703/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Лебедева А.А. по доверенности от 02.09.2021,
и представитель Прохоров В.С. по доверенности от 174.08.2020,
от заинтересованного лица: представитель Кошевец А.Д. по доверенности от 03.08.2021,
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2021 по делу N А32-15703/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Овощевод"
(ИНН 2333013225 ОГРН 1142369000014) о признании незаконными решений департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: управления правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район, общества с ограниченной ответственностью "Краснодарье", общества с ограниченной ответственностью "Агротек", администрации муниципального образования Калининский район, ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю", администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия, Управление Росреестра по Краснодарскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Овощевод" (далее - истец) обратилось в деле N А32-15373/2020 с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик) со следующими требованиями:
- признать незаконным решением департамента от 06.02.2020 N 52-4844/20-32-12 об отказе в предоставлении государственной услуги - предоставление в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401000:4, площадью 227 862 кв. метров, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель ООО "Калининский СПК", как противоречащее подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- обязать департамент в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401000:4, площадью 227 862 кв. метра, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель ООО "Калининский СПК", с установлением выкупной стоимости в размере кадастровой стоимости земельного участка КН 23:10:0401000:4 на момент подачи заявления о выкупе земельного участка с размере 2 603 773,61 рублей.
В деле N А32-15692/2020 общество обратилось к департаменту с заявлением со следующими требованиями:
- признать незаконным решение департамента от 06.02.2020 N 52-4838/20-32-12 об отказе в предоставлении государственной услуги - предоставление в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 площадью 21 403 467 кв. метров, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель ООО "Калининский СПК", как противоречащее подпункту 9 пункту 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2020 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- обязать департамент в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка КН 23:10:0401002:4, площадью 21 403 467 кв. метров, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель ООО "Калининский СПК", с установлением выкупной стоимости в размере кадастровой стоимости земельного участка КН 23:10:0401002:4 на момент подачи заявления на выкуп земельного участка в размере 57 361 000 рублей.
В деле N А32-15703/2020 общество обратилось к департаменту со следующими требованиями:
- признать незаконным решение департамента от 06.02.2020 N 52-4844/20-32-12 об отказе в предоставлении государственной услуги - предоставление в собственность за плату обществу земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401000:4, площадью 227 862 кв. метров, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель ООО "Калининский СПК", как противоречащее подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- обязать департамент в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401000:4, площадью 227 862 кв. метра, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель ООО "Калининский СПК", с установлением выкупной стоимости в размере кадастровой стоимости земельного участка КН 23:10:0401000:4 на момент подачи заявления на выкуп земельного участка в размере 2 603 773 рублей 61 копейка.
Определением от 07.07.2020 дела N А32-15703/2020, N А32-15692/2020, N А32-15373/2020 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А32-15703/2020.
Тем же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены управление правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район, общество с ограниченной ответственностью "Краснодарье", общество с ограниченной ответственностью "Агротек", администрация муниципального образования Калининский район.
Определением от 18.08.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю", администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия, Управление Росреестра по Краснодарскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2021 по делу N А32-15703/2020 признан незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации решение департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.02.2020 N 52-4844/20-32-12 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Овощевод" в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401000:4, площадью 227 862 кв. метров, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель ООО "Калининский СПК".
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обязан в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью "Овощевод" подписанный департаментом имущественных отношений Краснодарского края проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401000:4, площадью 227 862 кв. метра, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель ООО "Калининский СПК", с установлением выкупной стоимости в размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401000:4 на момент подачи заявления общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" в департамент имущественных отношений Краснодарского края на выкуп земельного участка в размере 2 603 773 рубля 61 копейка.
Признан незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации решение департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.02.2020 N 52-4838/20-32-12 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Овощевод" в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 площадью 21 403 467 кв. метров, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель ООО "Калининский СПК".
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обязан в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью "Овощевод" подписанный департаментом имущественных отношений Краснодарского края проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4, площадью 21 403 467 кв. метров, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель ООО "Калининский СПК", с установлением выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 в размере его кадастровой стоимости на момент подачи заявления общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" в департамент имущественных отношений Краснодарского края на выкуп земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 в размере 57 361 000 рублей.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что договоры земельных участков имеют признаки ничтожных сделок. Испрашиваемые земельные участки являются ограниченными в обороте в связи с нахождением в их границах объектов культурного наследия.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, письмом от 06.02.2020 N 52-4844/20-32-12 департамент отказал в предоставлении обществу в собственность земельного участка КН 23:10:0401000:4 по следующим основаниям:
- договор аренды земельного участка от 05.08.2008 N 8810000084, заключенный между управлением правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район и обществом, имеет признаки ничтожной сделки, так как не были соблюдены нормы законодательства, действовавшие на момент заключения договора (пункты 1, 2 статьи 10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду допускалось только после предварительной публикации в средствах массовой информации сообщения о наличии свободного земельного участка и проведения торгов на право аренды в случае появления претендента на право заключения договора; доказательств соблюдения данной публичной процедуры предоставления земельного участка в аренду не усматривается);
- в границах земельного участка КН 23:10:0401000:4 расположен бетонный канал (по информации, представленной в акте обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 27.11.2019 N 489), земельный участок под объектами гидротехнических сооружений ограничен в обороте и не подлежит предоставлению в частную собственность.
Письмом от 06.02.2020 N 52-4838/20-32-12 департамент отказал обществу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 по следующим основаниям:
- договор аренды земельного участка от 05.08.2008 N 8810000083, заключенный между управлением правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район и обществом, имеет признаки ничтожной сделки, так как не были соблюдены нормы законодательства, действовавшие на момент заключения договора (пункты 1, 2 статьи 10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду допускалось только после предварительной публикации в средствах массовой информации сообщения о наличии свободного земельного участка и проведения торгов на право аренды в случае появления претендента на право заключения договора; доказательств соблюдения данной публичной процедуры предоставления земельного участка в аренду не усматривается);
- в границах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:10:0402002:4, 23:10:0401002:22, 23:10:0401002:23, 23:10:0401002:24, 23:10:0401002:25, 23:10:0401002:26, 23:10:0401002:27, 23:10:0401002:28, 23:10:0401002:29, 23:10:0401002:30, 23:10:0401000:204, 23:10:0104002:242 - бетонные каналы;
- в границах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 23:10:0000000:350 - коллектор К-6 (реконструированный);
- в пределах земельного участка расположен объект недвижимости (сооружение) с кадастровым номером 23:10:0000000:362 - дорожная сеть МХП;
- участок расположен на территории и в границах зон охраны выявленных объектов археологического наследия: "Курганная группа", п. Рогачевский, 5,6 км к юго-западу от юго-западной окраины поселка, 3,3 км к северо-западу от МТФ, 2 км к юго-востоку от х. Степной; "Курган", п. Рогачевский, 5,75 км к юго-западу от юго-западной окраины поселка, 2,5 км к северо-западу от МТФ; "Курган", п. Рогачевский, 5,1 км к юго-западу от юго-западной окраины поселка, 2,2 км к северо-востоку от МТФ; "Курган", п. Рогачевский, 4 км к юго-западу от юго-западной окраины поселка; "Курганная группа", х. Степной, 4 км к юго-востоку от южной окраины хутора, 1,7 км к западу от МТФ (по информации управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, изложенной в письме от 11.12.2019 N 78-19-15285/19, письмо управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район от 05.12.2019 N 5036).
Изучив данные департаментом обоснования в отказе в приватизации двух указанных земельных участков сельскохозяйственного назначения, арбитражный суд не может с ними согласиться по следующим причинам.
Относительно такого основания как нахождение в границах земельного участка КН 23:10:0401000:4 бетонного канала (по информации, представленной в акте обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 27.11.2019 N 489), установлено, что данный канал имеет кадастровый номер 23:10:0401000:207 и принадлежит на праве собственности тому же обществу с ограниченной ответственностью "Овощевод". Так, по договору купли-продажи от 27.11.2019 общество с ограниченной ответственностью "Краснодарье" продало обществу с ограниченной ответственностью "Овощевод" канал бетонный, литер XXIс кадастровым номером 23:10:0401000:207, назначение: производственное, гидротехническое, глубина 1,80 м, протяженность 2000 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Калининский, в границах плана земель ООО "Калининский СПК". Как указано в пункте 1.2 данного договора, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:10:0401000:4 по адресу: Краснодарский край, Калининский р-н, в границах плана земель ООО "Калининский СПК". В пункте 1.3 договора указано на принадлежность канала его продавцу на праве собственности на основании решения Калининского районного суда Краснодарского края к делу N 2-230-2006 от 07.04.2006, определения Калининского районного суда Краснодарского края к делу N 2-230/2006 от 30.08.2019, что подтверждается записью в ЕГРН от 29.10.2019 N 23:10:0401000:207-23/023/2019-1.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 29.11.2019 и от 18.06.2020 N 23/023/004/2020-129, сооружение с кадастровым номером 23:10:0401000:207 (ранее присвоенный инвентарный номер 16155) представляет собой канал бетонный, назначение: гидротехническое; год завершения строительства: 1988; собственником является общество с ограниченной ответственностью "Овощевод"; право собственности зарегистрировано 29.11.2019, номер регистрационной записи: 23:10:0401000:207-23/023/2019-3; основание государственной регистрации: договор купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2019.
Право собственности ООО "Овощевод" на указанный канал не оспорено в судебном порядке и отсутствующим не признано, из владения ООО "Овощевод" данное сооружение не изъято.
Расположение на земельном участке с кадастровым номером 23:10:0401000:4 бетонного канала, являющегося сооружением, кадастровый номер 23:10:0401000:207, принадлежащего на праве собственности тому же ООО "Овощевод" по договору купли-продажи от 27.11.2019, заключенному с предыдущим собственником данного сооружения, не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее тому же ООО "Овощевод" выкупить земельный участок с кадастровым номером 23:10:0401000:4, в границах которого данный канал расположен.
Относительно такого основания к отказу в приватизации земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 как расположение в границах земельного участка объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:10:0402002:4, 23:10:0401002:22, 23:10:0401002:23, 23:10:0401002:24, 23:10:0401002:25, 23:10:0401002:26, 23:10:0401002:27, 23:10:0401002:28, 23:10:0401002:29, 23:10:0401002:30, 23:10:0401000:204, 23:10:0104002:242 - бетонных каналов, - установлено, что данные каналы также являются собственностью общества с ограниченной ответственностью "Овощевод". Так, департамент имущественных отношений Краснодарского края в деле N А32-7241/2020 обратился с иском к ООО "Овощевод" о признании отсутствующим права собственности ООО "Овощевод" на каналы бетонные с кадастровыми номерами 23:10:0104002:242, 23:10:0401000:204, 23:10:0401002:30, 23:10:0401002:27, 23:10:0401002:26, 23:10:0401002:24, 23:10:0401002:23, 23:10:0401002:22, 23:10:0401002:29, 23:10:0401002:28, 23:10:0402002:4 с инвентарным номером 16155, расположенные по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана ООО "Калининский СПК", зарегистрированные 14.11.2019 в Едином государственном реестре недвижимости. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29 сентября 2020 года по делу N А32-7241/2020 департаменту в удовлетворении иска о признании отсутствующим права собственности ООО "Овощевод" на указанные бетонные каналы было отказано. Из данного решения следует, что право собственности общества на каналы бетонные зарегистрировано на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 11.11.2019, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Краснодарье" и обществом с ограниченной ответственностью "Овощевод", по которому в собственность ООО "Овощевод" были переданы каналы бетонные, назначение: производственное, гидротехническое, расположенные по адресу: Краснодарский край, Калиниский р-н, в границах плана земель ООО "Калининский СПК", с кадастровыми номерами 23:10:0401000:204, 23:10:0401002628, 23610:0401002630, 23:10:0401002:29, 23:10:0104002:242, 23:10:0401002:27, 23:10:0401002:26, 23:10:0401002:24, 23:10:0401002:23, 23:10:0401002:22, 23:10:0402002:4, 23:10:0401002:25, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:10:0401002:4. Право собственности продавца на каналы было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости на основании решения Калининского районного суда Краснодарского края к делу N 2-230/2006 от 07.04.2006, определения Калининского районного суда Краснодарского края к делу N 2-230/2006 от 30.08.2019. Переход права собственности на каналы к обществу с ограниченной ответственностью "Овощевод" зарегистрирован на основании указанного договора 14.11.2019. Основанием регистрации права собственности на каналы ООО "Краснодарье" явилось решение Калининского районного суда Краснодарского края от 07.04.2006 к делу N 2-230-2006, которым признан за ООО "Краснодарье" факт владения и пользования на праве собственности на недвижимое имущество сельскохозяйственного назначения, в том числе, каналы бетонные литеры I - XXIII, напорный распределительный трубопровод, распределительные колодцы, насосные. Тем же решением суд обязал филиал Краснодарского краевого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Калининскому району зарегистрировать за ООО "Краснодарье" право собственности на указанное в решении имущество. приказом министерства сельского хозяйства N 209 от 27.02.1981 утверждено решение собрания уполномоченных представителей хозяйств-участников об организации межхозяйственного предприятия "Калининское" по доращиванию и откорму крупного рогатого скота в соответствии с Общим положением о межхозяйственном предприятии в сельском хозяйстве, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 14.04.1977 N 291. МХП "Калининское" был в результате реорганизации преобразован в ООО "Калининский сельскохозяйственный производственный комплекс", которое является правопреемником МХП "Калининское". За весь период существования хозяйства были построены частично хозспособом, частично с помощью межколхозной строительной организации, капитальные строения, обеспечивающие деятельность хозяйства. В процессе хозяйственной деятельности были заключены договоры займа между ООО "Краснодарье" и ООО "Калининский СПК", в связи с недостатком собственных средств у ООО "Калининский СПК" для погашения задолженностей. 24.03.2006 между ООО "Краснодарье" и ООО "Калининский СПК" было заключено соглашение об отступном, согласно которому ООО "Калининский СПК" в качестве исполнения обязательств передает в собственность ООО "Краснодарье" объекты недвижимого имущества согласно акта приема-передачи к соглашению об отступном от 24.03.2006 на сумму 2582426 рубля. Так как ООО "Калининский СПК" в счет погашения имеющейся задолженности по договорам займа передал в собственность ООО "Краснодарье" все свое имущество и ООО "Краснодарье" приняло от него все его имущество и фактически владеет и пользуется им как своим собственным, суд признал за ООО "Краснодарье" факт владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности. Определением Калининского районного суда от 30.08.2019 к делу N 2-230/2006 решение Калининского районного суда от 07.04.2006 по делу N 2-230/2006 разъяснено, указано, что решение является основанием для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности ООО "Краснодарье" на каналы бетонные, с кадастровыми номерами 23:10:0401000:203, 23:10:0401000:200, 23:10:0401000:199, 23:10:0401000:198, 23:10:0401000:204, 23:10:0401002:28, 23:10:0401002:29,23:10:0104002:29, 23:10:0104002:242, 23:10:0401002:27, 23:10:0401002:26, 23:10:0401000:202, 23:10:0401000:201, 23:10:0401002:24, 23:10:0401002:23, 23:10:0401002:22, 23:10:0402002:4, 23:10:0401002:25, 23:10:0401000:205, 23:10:0401000:207, 23:10:0401000:210, 23:10:0401000:206, фундамент и стены - железобетонные плиты, лежащие на песчаной подушке, год постройки 1988. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 по делу N А32-7241/2020 оставлено без изменения.
Таким образом, перечисленные в оспариваемом решении департамента об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 бетонные каналы с кадастровыми номерами 23:10:0402002:4, 23:10:0401002:22, 23:10:0401002:23, 23:10:0401002:24, 23:10:0401002:25, 23:10:0401002:26, 23:10:0401002:27, 23:10:0401002:28, 23:10:0401002:29, 23:10:0401002:30, 23:10:0401000:204, 23:10:0104002:242 принадлежат ООО "Овощевод" и находятся в его собственности и фактическом владении, каналы используются им в своей сельскохозяйственной деятельности, право собственности ООО "Овощевод" на данные каналы зарегистрировано в ЕГРН, право собственности ООО "Овощевод" на данные каналы отсутствующим не признано; доказательств того, что данные каналы как гидротехнические сооружения являются частью государственной мелиоративной системы - департамент не представил ни в деле N А32-7241/2020, ни в ходже рассмотрения настоящего дела.
Регистрация права собственности ООО "Овощевод" на каналы бетонные с кадастровыми номерами 23:10:0401002:26; 23:10:0401000:204, 23:10:0104002:242, 23:10:0401002:25; 23:10:0401002:29, 23:10:0401002:30, 23:10:0402002:4, 23:10:0401002:24, 23:10:0401002:28, 23:10:0401002:27, 23:10:0401002:23, 23:10:0401002:22, - является актуальной на дату настоящего судебного заседания и подтверждается выписками из ЕГРН от 18.01.2021 N КУВИ-001/2021-982425, N КУВИ-001/2021-984561, N КУВИ-001/2021-985074, N КУВИ-001/2021-985527, N КУВИ-001/2021-986505, N КУВИ-001/2021-987044, N КУВИ-001/2021-988481, N КУВИ-001/2021-989312, N КУВИ-001/2021-989627, N КУВИ-001/2021-990156, N КУВИ-001/2021-990600, N КУВИ-001/2021-991160.
Нахождение на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0401002:4 принадлежащих ООО "Овощевод" на праве собственности бетонных каналов само по себе не может быть основанием для отказа в реализации этим обществом права на выкуп названного земельного участка.
Относительно такого основания для отказа в приватизации земельного участка КН 23:10:0401002:4 как расположение объекта недвижимости с кадастровым номером 23:10:0000000:350 - коллектора К-6 (реконструированный), и объекта недвижимости (сооружение) с кадастровым номером 23:10:0000000:362 - дорожная сеть МХП, судом установлено следующее.
В письме от 21.01.2021 N 27-00672-БВ/21 заместителя директора филиала по Краснодарскому краю ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", направленном в ответ на определение об истребовании доказательств по настоящему делу, указано, что 29.11.2019 на основании заявления департамента имущественных отношений Краснодарского края о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 22.11.2019 N 23-0-1-153/3001/2019-6474 и представленного межевого плана в ЕГРН была исправлена реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 без изменения величины его площади. Затем на основании заявления о государственном кадастровом учете департамента имущественных отношений Краснодарского края от 13.05.2020 N 23-0-1-153/3001/2020-2814 и представленного межевого плана в ЕГРН была исправлена реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 без изменения величины его площади.
В письме от 18.01.2021 N 32-18/6 заместителя начальника Территориального отдела N 13 (по Славянскому, Калининскому и Красноармейскому районам) филиала по Краснодарскому краю ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" приведена следующая информация. В результате рассмотрения соответствующего заявления от 22.11.2019 N 23-0-1-153/3001/2019-6476 и представленных документов (доверенность от 19.06.2019 N 52-24743/19-31.04), межевого плана от 28.08.2019, подготовленного кадастровым инженером Бижовой Д.Н., поданных представителем департамента имущественных отношений Краснодарского края с целью исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4, 29.11.2019 в сведения ЕГРН о местоположении границ указанного земельного участка были внесены соответствующие изменения. При этом площадь указанного земельного участка не изменилась и составила 21.403 467 кв. метров. В свою очередь, в результате рассмотрения соответствующего заявления от 13.05.2020 N 23-0-1-153/3001/2020-2814 и представленных документов (доверенность от 22.04.2020 N 52-31-04-14202/20, межевой план от 08.04.2020, подготовленный кадастровым инженером Бижовой Д.Н.), поданных представителем департамента имущественных отношений Краснодарского края с целью исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 23:10:0401002:4, 29.11.2019 из сведений ЕГРН о вышеуказанном земельном участке была исключена информация о сооружениях с кадастровыми номерами 23:10:0000000:350 и 23:10:0000000:362.
Таким образом, из данных писем ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" следует, что по заявлениям от 22.11.2019 и от 13.05.2020 самого департамента имущественных отношений Краснодарского края была исправлена реестровая ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:10:0401002:4, в результате которой из сведений ЕГРН об указанном земельном участке была исключена информация о сооружениях с кадастровыми номерами 23:10:0000000:350 и 23:10:0000000:362.
В соответствии с упомянутым письмом от 21.01.2021 N 27-00672-БВ/21 заместителя директора филиала по Краснодарскому краю ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", по состоянию на 19.01.2021 на земельном участке с кадастровым номером 23:10:0401002:4 расположены объекты капитального строительства (каналы бетонные) со следующими кадастровыми номерами: 23:10:0401002:26, 23:10:0401000:204, 23:10:0104002:242, 23:10:0401002:25, 23:10:0401002:29, 23:10:0401002:30, 23:10:0402002:4, 23:10:0401002:24, 23:10:0401002:28, 23:10:0401002:27, 23:10:0401002:23, 23:10:0401002:22.
Информация о расположении на данном земельном участке объектов с кадастровыми номерами 23:10:0000000:350 и 23:10:0000000:362, таким образом, по данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", отсутствует.
Отсутствуют сведения о расположении на земельном участке с кадастровым номером 23:10:0401002:4 объектов с кадастровыми номерами 23:10:0000000:350 и 23:10:0000000:362 также и выписках из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 от 11.01.2021 N КУВИ-002/2020-53106618 и от 14.01.2021 N КУВИ-001/2021-991998, а также в выписке из ЕГРН от 26.05.2020 N 23/001/119/2020-7721.
В соответствии с выписками из ЕГРН от 28.08.2020 N КУВИ-002/2020-16574071 и N КУВИ-002/2020-16576561, объекта с кадастровым номерами 23:10:0000000:362 (дорожная сеть МХП) и 23:10:0000000:350 (коллектор К-6) не расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:10:0401002:4.
Из материалов дела следует, что на момент обращения общества в департамент с заявлением о выкупе земельных участков и принятия департаментом оспариваемого решения об отказе в приватизации земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 департаменту было достоверно известно, что сведения ЕГРН о нахождении объектов с кадастровыми номерами 23:10:0000000:350 и 23:10:0000000:362 в границах данного земельного участка является реестровой ошибкой, при этом департаментом было выражено согласие на исправление такой ошибки и им же поданы соответствующие документы в орган кадастрового учета.
В письме от 12.12.2019 N 52-49744/19-31-04 департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщает директору ООО "Овощевод" о рассмотрении его обращения с представленным межевым планом, подготовленным в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4, в связи с чем, департамент обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении указанного земельного участка. В том же письме департамент также сообщил, что по результатам рассмотрения заявления в сведения Единого государственного реестра недвижимости внесены изменения в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4.
В письме от 13.04.2020 N 10 директор ООО "Овощевод" вновь обратился в департамент и указал, что при подготовке вышеуказанного межевого плана государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" отделом по Калининскому району была допущена техническая ошибка и из сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:10:0401002:4 не были исключены сведения об объектах с кадастровыми номерами 23:10:0000000:362 (дорожная сеть МХП) и 23:10:0000000:350 (коллектор К-6, реконструированный), которые после внесения изменений в части местоположения границ земельного участка расположены за границами данного земельного участка. В данном письме директор ООО "Овощевод" просил департамент обратиться повторно в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с заявлением об исправлении ошибки в сведениях об объектах недвижимости, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4.
В ответ на данное обращение, департамент в письме от 12.05.2020 N 52-31-04-15195/20 сообщил директору ООО "Овощевод" о рассмотрении его обращения с межевым планом, подготовленным в связи с исправлением ошибки в сведениях ЕГРН об объектах недвижимости, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4, и об обращении в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю в соответствующим заявлением.
Таким образом, по состоянию на дату принятия оспариваемого в настоящем деле отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 (письмо департамента от 06.02.2020 N 52-4838/20-32-12), департаменту, как следует из письма департамента от 12.12.2019 N 52-49744/19-31-04 в адрес ООО "Овощевод", уже было известно об ошибочном учете в ЕГРН как расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:10:0401002:4 объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:10:0000000:350 и 23:10:0000000:362.
То обстоятельство, что на дату принятия оспариваемого решения департамент исходил из сведений ЕГРН о земельном участке КН 23:10:0401002:4, согласно которым на данном участке были учтены объекты с кадастровыми номерами 23:10:0000000:350 и 23:10:0000000:362, не делает его решение законным, поскольку данные сведения являлись реестровой ошибкой и своим обращением в кадастровый орган 22.11.2019, о котором упоминается в вышеприведенных письмах ФКП Росреестра, департамент подтвердил (согласился) с фактом наличия реестровой ошибки в виде ошибочного указания объектов с кадастровыми номерами 23:10:0000000:350 и 23:10:0000000:362 как расположенных на участке КН 23:10:0401002:4.
Зная о данном обстоятельстве и официально выразив в установленном порядке волю на исправление данной реестровой ошибки еще в ноябре 2019 года, посредством своего обращения в ФКП Росреестра с соответствующим заявлением и межевым планом, департамент в феврале 2020 года принимает решение об отказе в предоставлении участка в собственность, мотивируя его заведомо для департамента ложными данными выписок из ЕГРН о земельном участке, в которых, несмотря на обращение департамента в ноябре 2019 года об исправлении реестровой ошибки, остались сведения об объектах с кадастровыми номерами 23:10:0000000:350 и 23:10:0000000:362 как о расположенных на земельном участке КН 23:10:0401002:4.
Реестровая ошибка в ЕГРН как таковая не может быть положена в основу решения государственного органа об отказе в предоставлении земельного участка в собственность и служить в последующем обоснованием законности такого решения. Хотя бы такая ошибка и не была формально исправлена в ЕГРН на момент принятия им соответствующего решения, - если данному государственному органу было достоверно известно о такой реестровой ошибке и до принятия им оспариваемого решения, основанного на недостоверных сведениях ЕГРН, данным органом были совершены официальные действия, в виде обращения в орган кадастрового учета с межевым планом, в целях последующего исправления указанной реестровой ошибки, - принятое при таких обстоятельствах решение государственного органа, мотивированное заведомо для данного органа недостоверными сведениями ЕГРН не может быть признано законным и не нарушающим прав заявителя.
Относительно такого основания для отказа в приватизации земельного участка сельскохозяйственного назначения КН 23:10:0401002:4 как нахождение в его границах объектов археологического наследия - курганов суд отмечает следующее.
В настоящее время сложилась следующая правовая позиция об оборотоспособности земельных участков сельскохозяйственного назначения с расположенными в их границах курганами.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2020 по делу N А32-55239/2017 приведено следующее толкование соответствующих норм земельного законодательства:
"Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса определяет, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, древние погребения (курганы), отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом N 73-ФЗ, признается территорией объекта культурного наследия. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ). Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пункты 1, 3 и 4 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ). В силу статьи 5 названного Закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Статьями 94 (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса определено, что земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий.
При этом земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2 - 4 статьи 99 Земельного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 49 Закона N 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Согласно статье 50.1 Закона N 73-ФЗ, введенной Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ и вступившей в силу 24.01.2015, заключение договоров, предусматривающих передачу права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, осуществляется с учетом требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 данного Закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 данного Закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного названным пунктом существенного условия сделка является ничтожной. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью такого договора.
В силу пункта 8 статьи 48 Закона N 73-ФЗ до утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 этого Закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 данной статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).
Статья 49 Закона N 73-ФЗ устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия. В силу названной нормы в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных данным Законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия (пункт 1). Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (пункт 2). Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3). В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия (пункт 4).
В силу статьи 50 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.
Таким образом, статья 50.1 Закона N 73-ФЗ, введенная Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ, допускает возможность предоставления в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения его арендатору в случае нахождения на участке объекта археологического наследия (кургана) при условии соблюдения требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 данного Закона".
В данном постановлении сделан, таким образом, следующий вывод:
"Таким образом, статья 50.1 Закона N 73-ФЗ, введенная Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ, допускает возможность предоставления в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения его арендатору в случае нахождения на участке объекта археологического наследия (кургана) при условии соблюдения требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 данного Закона".
На допустимость приватизации земельного участка сельскохозяйственного назначения, в границах которого расположен объект археологического наследия, указано также и в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.10.2019 по делу N А32-52475/2018. Так в указанном постановлении суд кассационной инстанции указал, что "положениями Земельного кодекса РФ установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, с правом федерального законодателя на установление исключений из этого правила. К ограниченным в обороте отнесены находящиеся в публичной собственности земельные участки, занятые объектами археологического наследия (пункты 2, 3, подпункт 4 пункта 5 статьи 27). Отнесение земель, имеющих историко-культурное значение, к землям особо охраняемых территорий, производится путем их изъятия постановлениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, установления особого правового режима (пункт 1, подпункт 4 пункта 2 статьи 94). Земли историко-культурного назначения, к которым относятся земли объектов археологического наследия, используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого и не соответствующая ему деятельность не допускаются. На таких землях, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность, а в их пределах за границами населенных пунктов вводится особый правовой режим использования, запрещающий несовместимую с основным назначением этих земель деятельность (подпункт 1 пункта 1, пункты 2, 3, 4 статьи 99).
Нормы Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) базируются на уникальной ценности объектов культурного наследия, являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, гарантированной государством сохранности этих объектов (преамбула). Под объектом археологического наследия как одним из видов объектов культурного наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах, в том числе городища, курганы, селища (статья 3). Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ и утверждаются актом уполномоченного органа (пункты 3, 5 статьи 3.1). Земельные участки в утвержденных границах указанных территорий относятся к землям историко-культурного назначения (статья 5). Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых и иных работ, при условии обеспечения сохранности этого объекта, а также обеспечения доступа граждан к нему (пункт 5 статьи 5.1). Началу каких-либо работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (включенный в реестр, выявленный или обладающий признаками такого объекта) должны предшествовать историко-культурная экспертиза (пункт 1 статьи 31), реализация обязательных разделов проектов проведения таких работ об обеспечении сохранности этого объекта (пункт 2 статьи 36). Законодатель допускает приватизацию земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (как включенного в реестр, так и выявленного), с обязательным включением в договор купли-продажи обязанности покупателя по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, или соблюдению особого режима использования такого участка (пункты 7, 9 статьи 48). При этом объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, а сам объект археологического наследия после приватизации земельного участка сохраняется в государственной собственности. Объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат (пункты 2, 3 статьи 49, пункт 1 статьи 50)".
Арбитражным судом Северо-Кавказского округа в постановлении от 16.05.2018 по делу N А32-21501/2015 также ранее было дано толкование соответствующим нормам федерального законодательства, в соответствии с которым нахождение на земельном участке кургана не препятствует приватизации такого земельного участка, если координаты кургана достоверно определены и приведены в документации генерального плана соответствующего поселения, чем обеспечивается раздельный оборот земельного участка и объекта археологического наследия.
В данном постановлении Арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал следующее: "В силу пункта 2 статьи 49 Закона N 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Согласно статье 50.1 Закона N 73-ФЗ, введенной Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ и вступившей в силу 24.01.2015, заключение договоров, предусматривающих передачу права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, осуществляется с учетом требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 данного Закона. В соответствии с пунктом 7 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 данного Закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного названным пунктом существенного условия сделка является ничтожной. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью такого договора. В силу пункта 8 статьи 48 Закона N 73-ФЗ до утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 этого Закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 данной статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии). В данном случае в отношении объектов археологического наследия, находящихся в границах испрашиваемого земельного участка, не утверждены охранные обязательства, а также отсутствуют иные охранные документы. Согласно пункту 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 рассматриваемой статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 данного Закона или пунктом 8 этой статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 данного Закона, соблюдать установленный статьей 5.1 этого Закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Закона N 73-ФЗ. После получения указанного охранного обязательства лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежат на праве собственности или ином вещном праве, указанное лицо обязано обеспечить внесение в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам права владения и (или) пользования таким объектом, изменений, предусматривающих в качестве существенного условия обязательство лица, во владении и (или) в пользовании которого находится указанное имущество, по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, а также порядок и условия их выполнения. Статья 49 Закона N 73-ФЗ устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия. В силу названной нормы в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных данным Законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия (пункт 1). Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (пункт 2). Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3). В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия (пункт 4). Анализ приведенных норм позволяет заключить, что статья 50.1 Закона N 73-ФЗ, введенная Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ, допускает возможность предоставления в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения его арендатору в случае нахождения на участке объекта археологического наследия (кургана) при условии соблюдения требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 данного Закона. В данном случае суды установили, что в 2009 году разработан утвержденный в установленном порядке раздел "Охрана историко-культурного наследия" в составе проекта "Генеральный план сельского поселения "им. М. Горького" Кавказского района Краснодарского края". В результате спорные памятники археологии определены на местности при помощи системы глобального позиционирования. В настоящее время указанный раздел является составной частью генерального плана сельского поселения "им. М. Горького" Кавказского района Краснодарского края, утвержденного в установленном порядке. Судебные инстанции не учли, что данная документация содержит наименование объектов археологического наследия, физические параметры объектов и их охранных зон, схему расположения на земельном участке. Названные сведения позволяют реализовать правила пункта 9 статьи 48, статьи 49, пункта 2 статьи 50.1 Закона N 73-ФЗ, обеспечить сохранность и раздельный оборот объектов археологического наследия и земельного участка. Следовательно, в данном случае факт нахождения в границах участка объектов археологического наследия не мог служить препятствием для его предоставления в собственность хозяйству в соответствии с правилами подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса".
Так, в соответствии с отзывом по настоящему делу администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (от 13.10.2020 N 78-13-12786/20), управление прямо сообщило суду, что "управление считает возможным предоставление в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0401000:4, 23:10:0401002:4, при условии выполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия" (страница 8 отзыва). Также управление сообщило, что "законодательство по государственной охране объектов культурного наследия не содержит запрета на предоставление в собственность за плату земельных участков, в границах которых расположены объекты культурного наследия (памятники археологии), и (или) находящихся в границах зон охраны объекта культурного наследия при условии соблюдения условий, установленных Федеральным законом N 73-ФЗ для обеспечения сохранности объектов культурного наследия" (страница 8 отзыва).
Материалами настоящего дела подтверждается возможность раздельного оборота земельного участка и объектов археологического наследия.
В соответствии с выкопировкой из Раздела "Охрана историко-культурного наследия" в составе проекта "Схема территориального планирования муниципального образования Калининский район Краснодарского края", копия которой была предоставлена с отзывом администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края и приобщена представителем названного управления в судебном заседании 07.12.2020, на территории земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 нанесены курганы и границы их охранных зон, курганы выделены цветом, определены на местности и имеют соответствующую нумерацию, их местоположение на земельном участке установлено.
Таким образом, поскольку сведения о курганах на территории земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4 включены в схему территориального планирования муниципального образования Калининский район, суд приходит к выводу о том, что местонахождение курганов определено, в связи с чем, возможен раздельный оборот земельного участка сельскохозяйственного назначения и объектов археологического наследия (курганов).
При более детальном рассмотрении заявления общества и проверке (уточнении) информации о нахождении на территории земельного участка курганов, департамент мог запросить соответствующие сведения раздела "Охрана историко-культурного наследия" в составе проекта "Схема территориального планирования муниципального образования Калининский район Краснодарского края", и на основании этих документов достоверно установить, что курганы документально описаны, определены на местности с позиционированием в соответствующей системе координат, указаны на схеме границ территорий объектов культурного наследия соответствующего муниципального образования. На этом основании департамент мог удостовериться, что раздельный оборот земельного участка и кургана возможен, и основания для ограничения оборота земельного участка отсутствуют. То обстоятельство, что департамент руководствовался недостоверной или неточной информацией, не предпринял мер по проверке данной информации и не обратился к разделу "Охрана историко-культурного наследия" в составе проекта "Схема территориального планирования муниципального образования Калининский район Краснодарского края", содержащим сведения, необходимые для идентификации курганов и их позиционирования на местности, не может служить основанием для возложения неблагоприятных последствий данных действий департамента на арендатора земельного участка.
О допустимости обращения к разделу "Охрана историко-культурного наследия" в составе проекта "Схема территориального планирования муниципального образования" как к доказательству возможности раздельного оборота земельного участка и объекта археологического наследия свидетельствует, например, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 апреля 2019 года по делу N А32-52475/2018, оставленное без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.
Относительно такого довода департамента как ничтожность договоров аренды земельных участков от 05.08.2008 N 8810000084 и от 05.08.2008 N 8810000083, заключенных между управлением правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район и обществом, суд считает необходимым отметить следующее.
"Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки" (пункт 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Это правило, известное также как договорный эстоппель (применительно к данной ситуации - запрет одной стороне договора аренды отрицать титул другой стороны того же договора аренды), было введено в гражданское законодательство в результате изложения статьи 166 ГК РФ в новой редакции Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем, данный принцип, принцип запрета отрицания титула другой стороны договора аренды, носит универсальный, всеобъемлющий характер и не может быть распространен только на те сделки, которые были заключены после вступления в силу названного Федерального закона.
Противоречит сущности договора аренды земельного участка, когда после двенадцати лет его фактического исполнения арендодатель, - в качестве возражения против заявления арендатора о реализации предоставленного последнему законом права на выкуп земельного участка, - объявляет о недействительности (ничтожности) данного договора, причем по мотиву несоблюдения публичной процедуры предоставления участка в аренду, которая всецело находилась в ведении соответствующего публичного органа, легально осуществлявшего на тот момент времени полномочия публичного собственника земельного участка.
Если бы не данное обращение арендатора с заявлением о выкупе земельного участка, то департамент как арендодатель и впредь продолжал бы получение арендных платежей, то есть департамент не считал для себя недопустимым извлечение на протяжении двенадцати лет финансовой выгоды в виде арендных платежей от сделки, которую департамент в действительности рассматривал как незаконную, совершенную с нарушением публичной процедуры, без предварительной публикации о земельном участке и выявления в 2008 году иных потенциальных претендентов на аренду данных земельных участков. Однако на протяжении всего периода времени с 2008 по 2021 год органами государственной власти Краснодарского края не предпринимались какие бы то ни было действия, направленные на прекращение договоров аренды либо их оспаривание в судебном порядке, с целью последующей реализации публичной процедуры предоставления земельных участков в аренду с предварительным информированием населения и выявлением иных лиц, заинтересованных в аренде данных участков.
Из материалов дел правоустанавливающих документов спорных земельных участков, предоставленных Управлением Росреестра по Краснодарскому краю по запросу арбитражного суда (письмо от 18.01.2021 N 31-36/20 заместителя начальника межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю), видно, что департаменту имущественных отношений Краснодарского края было достоверно известно о данных договорах аренды и о том, кто является арендатором земельных участков, задолго до обращения ООО "Овощевод" с заявлениями об их приватизации.
Так, в деле правоустанавливающих документов земельного участка КН 23:10:0401002:4 содержатся: письмо от 14.01.2013 государственного регистратора в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края с запросом о том, правомочна ли администрация муниципального образования Калининский район на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 23:10:0401002:4; уведомление от 20.05.2013 N 23/2006/2013-834, направленное Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края, о регистрации 20.05.2013 договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0401002:4; письмо от 17.05.2013 от ООО "Агротек" в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края о передаче прав и обязанностей арендатора; письмо департамента имущественных отношений Краснодарского края от 17.04.2013 N 52-6379/13-31-04 в адрес Управления Росреестра по Краснодарскому краю о регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок КН 23:10:0401002:4; уведомление ООО "Агротек" от 23.01.2014 в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края об уступке прав арендатора земельного участка КН 23:10:0401002:4 обществу с ограниченной ответственностью "Овощевод"; уведомление от 01.02.2014 N 23/2002/2014-130, направленное Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края, о регистрации 01.02.2014 договора о передаче прав и обязанностей арендатора в отношении земельного участка КН 23:10:0401002:4. Аналогичные сведения содержатся и в материалах дела правоустанавливающих документов земельного участка КН 23:10:0401000:4.
Из материалов дела видно, что департамент регулярно направлял обществу расчет годовой арендной платы и принимал арендные платежи.
Вышеупомянутые письма департамента в адрес общества, в которых департамент согласовывал исправление реестровой ошибки в отношении земельного участка КН 23:10:0401002:4 (письмо от 12.12.2019 N 52-49744/19-31-04, письмо от 12.05.2020 N 52-31-04-15195/20) и подтверждал обращение в кадастровый орган с заявлениями об исправлении реестровой ошибки по обращению ООО "Овощевод", свидетельствуют о том, что вне рамок настоящего судебного процесса департамент рассматривал общество как арендатора земельного участка; в противном случае департамент по обращению ООО "Овощевод" не стал бы совершать никаких действий по исправлению реестровой ошибки в земельном участке КН 23:10:0401002:4, если бы в своих взаимоотношениях с ООО "Овощевод" не признавал бы данное общество как законного арендатора земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Суд первой инстанции на основании п.5 ст. 166 ГК РФ, запрещающего, применительно к данной ситуации, стороне договора аренды оспаривать предоставленный ею же другой стороне этого договора титул арендатора, - отклонил заявление департамента о недействительности (ничтожности) договоров аренды от 05.08.2008 N 8810000084 и от 05.08.2008 N 8810000083 спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемых в настоящем деле решений департамента об отказе в предоставлении земельных участков в собственность и об обязании департамент направить обществу проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков.
Обществом также заявлено требование об определении цены выкупа земельных участков.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2.1 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 22 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края":
"2.1. В случае продажи земельных участков на территории Краснодарского края без проведения торгов цена таких земельных участков определяется в следующем порядке:
8) за земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка по кадастровой стоимости земельных участков.
До 31 декабря 2018 года с учетом условий, предусмотренных в абзаце 1 настоящего подпункта: в случае аренды земельного участка в течение 6 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельного участка; в случае аренды земельного участка в течение 9 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельного участка; в случае аренды земельного участка в течение 12 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка; в случае аренды земельного участка в течение 15 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Расчет срока аренды земельного участка в случаях, указанных в настоящем подпункте, предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором. Данное правило применяется также в отношении земельных участков, образованных в результате раздела указанного земельного участка, при этом срок договора аренды исчисляется с момента заключения договора аренды исходного земельного участка".
Таким образом, поскольку общество обратилось за выкупом земельных участков после 31.12.2018, выкупная стоимость участков определяется в размере их кадастровой стоимости.
Общество пояснило, что готово выкупить спорные земельные участки по цене в размере их кадастровой стоимости.
При этом суд считает необходимым отметить, что кадастровая стоимость земельных участков в случае признания незаконным решения департамента об отказе в их предоставлении в собственность, определяется согласно сложившейся судебной практике по состоянию на дату обращения общества в департамент с заявлением о предоставлении таких участков в собственность.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104, правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, определяющим критерием применения льготных цен при выкупе земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка. Если общество обратилось с надлежащей заявкой о приватизации спорного участка, выкупная цена участка подлежит определению в размере кадастровой стоимости участка, установленной на указанную дату. Аналогичный правовой подход выражен также в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2017 по делу N 305-ЭС16-19865, от 29.04.2016 по делу N 305-КГ15-19738, от 22.08.2016 N 370-ПЭК16.
Доводы департамента о необходимости оставления заявления в данной части без рассмотрения судом отклоняются, поскольку разрешение вопроса о цене выкупа земельного участка будет вносить определенность в отношения сторон и способствовать процессуальной экономии.
Возможность рассмотрения в рамках заявления об оспаривании отказа департамента в предоставлении в собственность земельного участка также и вопроса о цене выкупа земельного участка подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.05.2018 по делу N А32-21501/2015, а также, например, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25 апреля 2019 года по делу N А32-52475/2018, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2021 по делу N А32-15703/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15703/2020
Истец: ООО "Овощевод"
Ответчик: Департамент имущественных отноршений краснодарского края, Департамент Имущественных Отношений Краснодарского Края
Третье лицо: Администрация Краснодарского края в лице управления госохраны объектов культурного наследия, Администрация Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия, администрация муниципального образования Калининский район, ООО "Агротек", ООО "Краснодарье", ООО "Агротек", ООО "Краснодарье", Управление правовых и имущественных отношений администрации МО Калининский район, Управление правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район, Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю", ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю, Федеральное государственное казенное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю