город Томск |
|
15 сентября 2022 г. |
Дело N А03-8302/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., после перерыва помощником судьи Лачиновой К.А. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу КГБУЗ "Городская больница N 10" (N 07АП-6966/22), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.06.2022 по делу N А03-8302/2021 (судья Мищенко А.А.) по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаула" (ИНН 2225004230, ОГРН 1022201765630), р.п. Южный, г. Барнаул, Алтайский край к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (ИНН 2221002257, ОГРН 1022200906903), г. Барнаул, Алтайский край о признании незаконным и отмене акта N 36 плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования и соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаула" от 26.04.2021,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Потапова Е.В., представитель по доверенности от 11.01.2021, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранение "Городская больница N 10, г. Барнаула" (далее - заявитель, КГБУЗ "Городская больница N 10", больница) обратилось в арбитражный суд к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, ТФОМС, Фонд) с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным и отмене акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования и соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Городская больница N 10" от 26.04.2021.
Решением суда от 06.06.2022 признан недействительным акт N 36 плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования и соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаула" от 26.04.2021 в части предложения возвратить в бюджет фонда 43490 руб. 68 коп., а так же привлечении к ответственности в виде штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в сумме превышающей 7 000 рублей. Суд обязал Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края (ИНН 2221002257, ОГРН 1022200906903), г. Барнаул, Алтайский край устранить допущенные нарушения прав и законных интересов краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаула" (ИНН 2225004230, ОГРН 1022201765630), р.п. Южный, г. Барнаул, Алтайский край. Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края (ИНН 2221002257, ОГРН 1022200906903), г. Барнаул, Алтайский край в пользу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаула" (ИНН 2225004230, ОГРН 1022201765630), р.п. Южный, г. Барнаул, Алтайский край 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм права.
Фонд в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте kad.arbitr.ru.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что полномочия Территориального фонда ОМС Алтайского края по осуществлению контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе по проведению проверок и ревизий установлены пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), а также подпунктом 12 абзаца второго пункта 3.1.
Положения о ТФОМС Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 04.02.2011 N 48 (в ред. от 20.04.2011 N 201, от 19.05.2014 N 239) (далее - Положение о ТФОМС). Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизий осуществляется территориальным фондом в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73.
На основании приказа ТФОМС Алтайского края от 22 марта 2021 г. N 121, рабочей группой Территориального фонда обязательного медицинского страхования проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС и соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Городская больница N 10". В предмет входила проверка правильности использования средств обязательного медицинского страхования, соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи, в КГБУЗ "Городская больница N 10" в период с 01.01.2019 по 31.03.2021.
В ходе проверки, проведенной специалистами фонда в КГБУЗ "Городская больница N 10" с 29 марта 2021 года по 27 апреля 2121 г., в том числе было установлено, что в проверяемом периоде медицинской организацией нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ и обязательство, предусмотренное пунктом 5.10 договора на оказание и оплату медицинской помощи пo обязательному медицинскому страхованию (далее - договор), об использовании средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Использование не по целевому назначению медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования выразилось в их расходовании: 1. на затраты, не связанные с оказанием медицинской помощи в рамках программы ОМС, а именно: - оплата ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставленного сотрудникам, занятым на работах с безвредными условиями труда, а также оплата начисленных на указанные выплаты страховых взносов (285 823,57 руб.); - выплаты отпускных сотрудникам, принимающим участие в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекции COVID-19, подлежащие оплате за счет средств бюджета в рамках Постановления N 415 за 1 квартал 2021 г. (71 090,26 руб.); - приобретение лекарственных препаратов, не входящих в ПЖНВЛП, не включенных в стандарты оказания медицинской помощи и не имеющих обоснования приобретения (13 793,71 руб.); - оплата профсоюзного взноса за участие в летней краевой Спартакиаде работников здравоохранения Алтайского края (Алтайская краевая организация профессионального союза работников здравоохранения РФ) (3 000,00 руб.); - расходование средств ОМС на ГСМ, списание которых осуществлялось сверх установленных норм Распоряжением Министерства Транспорта РФ от 14.03.2008 г. N АМ23-Р о введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (4 533,99 руб.); - передача имеющихся ресурсов, приобретенных за счет средств ОМС, в пользование в другие организации (68 089,10 руб.). 2. на затраты, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС, на оплату работ по проведению капитального ремонта помещений МО (274 046,60 руб.).
По результатам проверки был составлен акт N 36 плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования, соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Городская больница N 10, г.Барнаул" от 26.04.2021 (далее - акт проверки), согласно которому Территориальный фонд ОМС Алтайского края потребовал от заявителя: - возвратить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края средства, использованные не по целевому назначению, в размере 720 377,23 руб.; - за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, уплатить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края штраф в размере 72 037,73 руб. (720 377,23 руб. х 10%).
Не согласившись с актом проверки, медицинское учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу о признан недействительным акт N 36 плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования и соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаула" от 26.04.2021 в части предложения возвратить в бюджет фонда 43490 руб. 68 коп., а так же привлечении к ответственности в виде штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в сумме превышающей 7 000 рублей. Суд обязал Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаула". В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами суда первой инстанции на основании следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В данном случае оспариваемый акт отвечает требованиям ненормативного и может быть обжалован в рамках главы 24 АПК РФ.
С 01 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), территориальный фонд проводит проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы. Пунктами 17 и 17.2 Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по структуре тарифа на оплату медицинской помощи. Проверка использования средств на указанные цели осуществляется путем проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, согласно пункту 23.3 Положения в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, фонд медицинского страхования, осуществляя проверку использования бюджетным учреждением средств обязательного медицинского страхования и вынося оспариваемый акт, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Обязательное медицинское страхование, как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ, это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Одним из принципов такого страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 326-ФЗ является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования. Статьей 9 Федерального закона N 326-ФЗ определены субъекты ОМС (застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд), а также участники ОМС, которыми являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Обязательный целевой характер использования денежных средств, полученных на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, также предусмотрен пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая определяет, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи. Согласно части 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Исходя из статей 38, 39 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд заключает со страховой медицинской организацией договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. По условиям названного договора страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств, в связи с чем страховая медицинская организация заключает с медицинской организацией договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. По условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь. Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ и пункта 5.10 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор) медицинская организация обязана использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными Базовой программой обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Базовой программой ОМС, предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Базовой программой ОМС.
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату и начисления на оплату труда
В проверяемом периоде объем гарантированного бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС на территории Алтайского края устанавливался территориальными программами обязательного медицинского страхования (далее - территориальные программы ОМС), являющимися составными частями Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (постановление Правительства Алтайского края от 29.12.2018 г. N 482), Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 г. N 545), Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (постановление Правительства Алтайского края от 30.12.2020 г. N 577).
Согласно территориальной программе ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату и начисления на оплату труда.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включает в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (пункт 192 раздела XII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС)) в расчет тарифа на оплату медицинской помощи включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пунктам 196, 206 Правил ОМС затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются в соответствии с действующей системой оплаты труда.
Частью 3 статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации определены категории медицинских работников, которым может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно статье 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск должен предоставляться всем работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным 2, 3 или 4-й степени либо опасным.
При определении обязанности по предоставлению дополнительного отпуска за труд во вредных условиях необходимо учитывать, что положения постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 25.10.1974 N 298/п-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" подлежат применению учреждениям и организациям до проведения специальной оценки условий труда, понятие которой введено Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ), регулирующим отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
При этом введенный Федеральным законом N 426-ФЗ порядок оценки условий труда, классификация условий труда отличен от ранее установленного порядка определения производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
В силу пункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона N 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, под которой понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии со статьей 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам оценки условий труда, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Соответственно определять имеется ли у работодателя обязанность по предоставлению дополнительных отпусков работникам необходимо после получения результатов такой оценки.
Статьей 41 ТК РФ предусмотрено, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. В соответствии с частью 2 статьи 116 ТК РФ работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
По смыслу вышеприведенных норм права, предоставление работникам отпусков в указанных случаях ТК РФ предусмотрено с учетом финансово-экономического положения работодателя, который вправе при наличии соответствующей возможности такие отпуска оплачивать.
Таким образом, коллективным договором или иными локальными актами медицинской организации может быть предусмотрено предоставление работникам дополнительных отпусков на условиях, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, наличие у медицинской организации права устанавливать дополнительные гарантии работникам, не свидетельствует о наличии возможности возмещать расходы на предоставление данных гарантий за счет средств ОМС.
Данный вывод обусловлен тем, что финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении полномочий по обеспечению прав граждан в сфере ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, переданных Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - субвенция) (пункт 1 части 1, часть 2 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ).
Правила распределения, предоставления и расходования субвенций утверждены постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 462 и устанавливают, что субвенции предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ (пункт 2 Правил). Размер субвенций рассчитывается исходя из норматива финансового обеспечения Базовой программы ОМС, утверждаемой Правительством РФ на очередной финансовый год.
В целях организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации средний подушевой норматив финансирования за счет средств ОМС, установленный Базовой программой ОМС, включает расходы на организацию осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации (разъяснения Минздрава России: от 21 декабря 2018 г. N 11-7/10/1-511, от 24 декабря 2019 г. N 11-7/И/2-12330, от 31 декабря 2020 г. N 11- 7/И/2-20700 по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).
При этом как верно отмечает Фонд, средний подушевой норматив финансирования за счет средств ОМС, установленный Базовой программой ОМС, включает только те расходы, которые гарантированы федеральным законодательством и, следовательно, являются обязательными для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в рамках программ ОМС (в нашем случае это 7 календарных дней дополнительного отпуска), и не включает иные расходы, связанные с дополнительными гарантиями, установленными, в частности работодателем. Иные (дополнительные к федеральным) расходы подлежат финансированию за счет иных соответствующих источников (за счет соответственно бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 72 Федерального закона N 323-ФЗ) или с учетом финансово-экономического положения работодателя (статья 41 ТК РФ), но в федеральный норматив финансирования программы ОМС они не закладываются именно потому, что они не являются федеральными.
Таким образом, расходы заявителя на оплату льгот и преимуществ, условий труда более благоприятных по сравнению с установленными федеральным законодательством, не включены в средний подушевой норматив, установленный Базовой программой обязательного медицинского страхования, следовательно, не предусмотрены Территориальной программой ОМС.
Соответственно, медицинская организация не вправе производить оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставленного сотрудникам, занятым на работах с безвредными условиями труда, а также оплату начисленных на данные выплаты страховых взносов, за счет средств ОМС.
В рассматриваемом случае, в результате анализа документов, предоставленных Больницей (коллективного договора, трудовых договоров, приказов главного врача, документов по специальной оценке условий труда) установлено расходование средств ОМС на оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные и (или) опасные условия труда, предоставленного сотрудникам условия труда которых, по результатам специальной оценки, являлись безопасными, а также оплата начисленных на указанные выплаты страховых взносов, в размере 285 823,57 руб.
Подробная информация в отношении каждого медицинского работника с указанием результатов и времени проведения СОУТ (специальной оценки условий труда), сумм произведенных выплат и страховых взносов, сведений о платежных поручениях и реестрах к ним на перечисление средств ОМС содержится в приложении N 2 к акту проверки и фактически заявителем не опровергнута.
Согласно результатам СОУТ, содержащимся в представленных заявителем сводным ведомостях, условия труда на рабочих местах всех медицинских работников, указанных в приложении N 2 к акту проверки, были отнесены к классу вредности 2 (допустимые условия труда). Аттестация данных рабочих мест была проведена после 1 января 2014 г., о чем также имеются сведения в приложении N 2 к акту проверки.
В связи с чем, доводы заявителя о том, что "в отношении работников, на рабочих местах которых до 1 января 2014 г. была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, действуют положения...о сохранении ранее установленных гарантий и компенсаций в полном объеме", значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
Классификация условий труда установлена статьей 14 Федерального закона N 426- ФЗ, согласно которой условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (класс 1), допустимые (класс 2), вредные (класс 3) и опасные (класс 4) условия труда.
К вредным условиям труда 2 степени, относятся условия труда, которым присваивается подкласс 3.2. (подпункт 2 части 4), к вредным условиям труда 3 степени - подкласс 3.3. (подпункт 3 части 4), к вредным условиям труда 4 степени - подкласс 3.4. (подпункт 4 части 4).
Согласно части 1 статьи 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск должен предоставляться всем работникам, условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) отнесены к вредным 2, 3 или 4-й степени либо опасным.
Таким образом, гарантии по предоставлению дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с оптимальными (1 класс), допустимыми (2 класс) и вредными условиями труда 1 степени (подкласс 3.1) федеральным нормативными документами не предусмотрено.
Следовательно, как изложено ранее, заявитель не имел правовых оснований для предоставления и оплаты за счет средств обязательного медицинского страхования дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного статьей 117 ТК РФ, медицинским работникам, перечисленным в приложении N 2 к акту проверки.
Ссылки заявителя на разъяснения Минздрава России от 07.05.2019 N 16-3/2-44536 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.02.2016 N 1181/26/и, от 18.07.2019 N 702 не опровергают изложенные выше выводы, поскольку коды классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ), Порядок применения которых, предусмотрен приказом Минфина РФ от 29.11.2017 г. N 209н, используются в целях обеспечения сопоставимости показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при составлении и предоставлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности и вопросы источников финансирования тех или иных расходов медицинской организации не регулируют.
То обстоятельство, что спорные расходы относятся на подстатью 211 "Заработная плата" статьи 210 "Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда КОСГУ (приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н, ранее приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н), само по себе не свидетельствует о том, что они могут быть оплачены за счет средств ОМС. Не указывают на это в своих разъяснениях ни Минздрав России, ни Федеральный фонд ОМС.
Вопросы расходования средств обязательного медицинского страхования регулируются специальными нормами законодательства, действующими в сфере обязательного медицинского страхования.
Иное толкование указанных разъяснений является ошибочным.
Отклоняя доводы Больницы о незаконности оспариваемого акта в части начисления сотрудникам стимулирующих выплат за участие в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией COVID-19, суд правомерно исходил из следующего.
Так, в ходе проверки, Фондом было установлено, что в проверяемом периоде КГБУЗ "Городская больница N 10, г.Барнаул" из средств ОМС производились выплаты отпускных сотрудникам, в части стимулирующих выплат за участие в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией COVID-19, подлежащие оплате за счет средств бюджета в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные ассигнования резервного фонда правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 (далее - Постановление N 415) за 1 квартал 2021 г. в размере 71 090,26 руб.
Подробная информация в отношении каждого медицинского работника с указанием сумм произведенных выплат, НДФЛ и страховых взносов, сведений о платежных поручениях на перечисление средств ОМС нашла своё отражение в приложении N 3 к акту проверки и фактически больницей не опровергнута.
Так, в соответствии с Постановлением N 415 в 2020 году осуществлялись выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Стимулирующие выплаты, полученные медицинскими работниками в соответствии с Постановлением N 415, включаются в размер среднего заработка медицинских работников и учитываются при расчете выплат к отпуску и командировочных расходов.
Источником финансирования указанных стимулирующих выплат определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, судом первой инстанции верно отмечено, что расходы на увеличение выплат, рассчитываемых исходя из размера средней заработной платы, в тарифах на оплату медицинской помощи и субвенциях, предоставляемых из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС, не предусмотрены (письмо Федерального фонда ОМС от 15.06.2020 г. N 7858/21/и).
Источником финансирования расходов, связанных с оплатой отпусков медицинских работников и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера, в том числе за особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели, согласно распоряжению Правительства РФ от 01.07.2021 г. N 1792-р также являются бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Таким образом, коллегия соглашается и Фонд пришел к правомерному выводу о том, что заявитель не имел правовых оснований для оплаты за счет средств обязательного медицинского страхования данных расходов на увеличение выплат, рассчитываемых исходя из размера средней заработной платы с учетом выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Применительно к эпизоду покупки строительных материалов за счет средств ОМС.
В ходе проверки фондом было установлено, что медицинская организация осуществляла закуп строительных материалов на основании заключенных договоров поставки строительных материалов для проведения ремонта помещений хозяйственным способом: - гражданско-правовой договор с ООО "МД 22" от 21.10.2019 N 08172000003190107920001 на сумму 214 595,63 руб. (счет-фактура от 30.10.2019 г. N 2049, п/п от 14.11.2019 N 869392, счет-фактура от 23.10.2019, N 2021, п/п от 31.10.2019 N 586786); - гражданско-правовой договор с ООО "МД 22" от 21.10.2019 N 08172000003190110070001 на сумму 116 152,36 руб. (счет-фактура от 30.10.2019 N 2050, п/п от 31.10.2019 N 586783, счет-фактура от 23.10.2019 г. N 2020, п/п от 31.10.2019 N 586783); - гражданско-правовой договор с ООО "Криплат Азия" от 23.10.2019 N 08172000003190108230001 на сумму 181 425.30 руб. (товарная накладная от 05.11.2019 N 16, п/п от 14.11.2019 N 869397.
Согласно актам выполненных работ, представленным КГБУЗ "Городская больница N 10, г.Барнаул", а также акту осмотра помещений от 15.03.2021, составленному членами комиссии из представителей Территориального фонда и заведующей хозяйством медицинской организации, в помещениях детской Больници больницы, расположенной по адресу г.Барнаул, ул.Белинского, 13 хозяйственным способом были произведены следующие ремонтные работы с использованием приобретенных материальных ценностей: - в коридоре 1-го этажа Больницы поверх стен с разрушающейся штукатуркой, покрашенных масляной краской, произведена облицовка стен по металлическому каркасу из различных (L, F, пи, омега) профилей негорючими панелями КРИПЛАТ (2440*1220*8) бело-зеленого и бледно-зеленого цветов; - в коридоре 2-го этажа Больници поверх стен с разрушающейся штукатуркой, покрашенных масляной краской, произведена отделка стен по металлическому каркасу из различных (направляющий тип 1 и 2, стоечный, полочный) профилей гипсокартоном влагостойким (2500*1200*9,5) с последующим окрашиванием бледно-зеленой акриловой краской; - в кабинетах 2-го этажа Больницы NN 1-7, 9-11,17, 23-26,29-31,33, 34, 36, 37, а также 3-го этажа - NN 20-23 произведена разборка деревянных плинтусов, разборка покрытий полов из нескольких слоев линолеума, ДСП, ДВП, произведена огрунтовка поверхности пола с последующей заливкой оснований полов самовыравнивающейся смесью. Толщина стяжки пола, со слов начальника АХО, в кабинетах составляет до 5 мм. Поверх выровненного пола произведено устройство покрытий из линолеума, установка напольного пластикового плинтуса.
Оплата указанного оборудования и материалов были отнесены Фондом к капитальному ремонту, что послужило основанием для предложения возвратить потраченные денежные средства и привлечения к ответственности в виде штрафа.
Позиция же заявителя основана на том, что спорные расходы на приобретение материалов и изделий следует рассматривать как связанные с проведением текущего ремонта на объекте. ТФОМС ссылается на отнесение спорных затрат к затратам на проведение капитального ремонта, на оплату которых средства ОМС использованы быть не могут.
Признавая позицию Фонда о невозможности отнесения указанных затрат на счет средств ОМС правомерной, суд правомерно исходил из следующего.
Определением суда от 15 октября 2021 года по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Проведение экспертизы было поручено эксперту Союза "Кузбасская Торгово-Промышленная палата", Никитиной Лидии Борисовне. На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы: 1. К какому виду ремонта текущему или капитальному относятся следующие ремонтные работы, перечисленные в приложении N 6 к акту проверки Территориального фонда ОМС Алтайского края от 26.04.2021: - облицовка стен по металлическому каркасу из различных профилей (L, F, пи, омега) негорючими панелями КРИПЛАТ (2440*1220*8) поверх стен с разрушающейся штукатуркой, покрашенных масляной краской; - отделка стен по металлическому каркасу из различных профилей (направляющий тип 1 и 2, стоечный, полочный) влагостойким гипсокартоном (2500*1200*9,5) с последующим окрашиванием краской поверх стен с разрушающейся штукатуркой, покрашенных масляной краской; - разборка деревянных плинтусов, разборка покрытий полов из нескольких слоев линолеума, ДСП, ДВП, огрунтовка поверхности пола с последующей заливкой оснований полов самовыравнивающейся смесью, поверх выровненного пола устройство покрытий из линолеума, установка напольного пластикового плинтуса? 2. На какую сумму были выполнены работы, относящиеся к капитальному ремонту, при их наличии, и на какую сумму были выполнены работы, относящиеся к текущему ремонту, при их наличии?
Согласно заключению N 17/4/277 от 02.12.2021 (л.д. 116-144, т. 4) эксперт пришла к выводу о том, что все выполненные работы по своему существу относятся к категории капитального ремонта. Работы, относящиеся к капитальному ремонту, выполнены на сумму 274046,60 рублей.
Поскольку эксперт не ответила на один из вопросов, определением от 19.01.2022 по делу была назначена дополнительная экспертиза, на разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы: К какому виду ремонта текущему или капитальному относятся следующие ремонтные работы, перечисленные в приложении N 6 к акту проверки Территориального фонда ОМС Алтайского края от 26.04.2021: - облицовка стен по металлическому каркасу из различных профилей (L, F, пи, омега) негорючими панелями КРИПЛАТ (2440*1220*8) поверх стен с разрушающейся штукатуркой, покрашенных масляной краской.
В заключении от 11.02.2022, эксперт пришла к выводу о том, что работы по облицовке стен по металлическому каркасу из различных профилей (L, F, пи, омега) негорючими панелями КРИПЛАТ (2440*1220*8) поверх стен с разрушающейся штукатуркой, покрашенных масляной краской относятся к виду ремонта - капитальному.
Выводы эксперта также подтверждаются положениями о капитальном ремонте, Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Нормы проектирования".
Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий (пункт 5.1). На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секции). При необходимости может производиться капитальный ремонт капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта (пункт 5.2).
При этом, экспертное заключение является мотивированным, ясным, полным, каких-либо противоречий в нем не имеется. Несогласие же заявителя с экспертным заключением само по себе не свидетельствует о его недопустимости.
Оценив заключение эксперта, суд пришел к верному выводу, что оснований не доверять выводам эксперта, обладающего специальными познаниями, давшего подписку об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется.
Доказательства недостоверности представленного экспертного заключения Больницей не представлены. Экспертное заключение соответствует положениям статей 64, 67, 68, 86 АПК РФ.
Таким образом, коллегия также приходит к выводу о том, что спорные работы в полном объеме относятся к капитальному ремонту.
При изложенных обстоятельствах, средства ОМС были использованы больницей не по целевому назначению.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2019 N 304-ЭС19-16968 по делу N А27-9619/2018.
Применительно к требованию в части незаконности предложения возвратить в бюджет фонда 43490 руб. 68 коп.
Как установлено в ходе проверки, в проверяемом периоде КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул" переданы в другие медицинские организации медикаменты, приобретённые за счет средств ОМС, на общую сумму 68089,10 руб. Подробная информация в отношении каждого лекарственного препарата с указанием его количества и стоимости, наименований медицинских организаций, которым были переданы данные препараты, а также реквизитов соглашений содержится в приложении N 5 к акту проверки и фактически заявителем не оспаривается.
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, а также территориальной программе ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на приобретение лекарственных средств.
Согласно пункту 193 Правил ОМС в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются в том числе затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); Условием целевого использования средств обязательного медицинского страхования на приобретение материальных запасов в виде лекарственных средств является их использование медицинской организацией исключительно в процессе оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС.
Структурой тарифа на оплату медицинской помощи, а также в составе затрат, связанных с оказанием медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, не предусмотрена возможность использования материальных запасов (лекарственных средств), приобретенных за счет средств ОМС, на нужды иных медицинских организаций.
Установив, что расходы, понесенные КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул" на приобретение лекарственных средств, переданных в другие медицинские организации, не являются затратами, осуществленными больницей при оказании ею медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС, произведены не по целевому назначению, фонд указал на необходимость возврата в бюджет Территориального фонда ОМС спорных 68089,10 руб.
В силу статей 2, 6, 10, 11, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) бюджеты фондов обязательного медицинского страхования относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с использованием средств фонда, применяются положения БК РФ. В соответствии со статей 38 Кодекса бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (принцип адресности и целевого характера бюджетных средств). Частью 1 статьи 147 БК РФ установлено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13) разъяснил, что статей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Согласно пункту 23.2 Положения N 73, утвержденного Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 (действовало в проверяемый период), описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов; в акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных первичными и отчетными документами.
Применяя приведенные правовые позиции, суд, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, включая акт проверки, обоснованно установил, что из содержания последнего не усматривается, что больница, приобретая лекарственные препараты в проверяемом периоде в указанном количестве, могла выполнить поставленные задачи с использованием меньшего объема лекарственных средств или что, используя определенный объем средств, учреждение могло бы достичь лучшего результата; не проведен анализ документов, по которым лекарственные препараты были приобретены, в частности, не соотнесены условия поставки препаратов (цены и объемы приобретенных лекарственных препаратов и т.д.) с актами об их списании, не соотнесены объемы приобретенных лекарственных средств с закупками предыдущих периодов; выводы о неэффективном планировании приобретения лекарственных средств или завышении объемов закупки, повлекших дальнейшее списание неиспользованных лекарственных средств ввиду истечения срока их годности, в акте отсутствуют.
Одновременно судом учтено, что КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаула" является многофункциональным медицинским учреждением здравоохранения, оказывающим специализированную медицинскую помощь и приобретает лекарственные препараты для оказания медицинской помощи гражданам.
В данном случае, медицинское учреждение оказывает экстренную медицинскую помощь в неотложной форме, соответственно, рассчитать точную потребность в приобретении и использовании лекарственных средств и расходных материалов, которые будут использованы в лечебном процессе, со 100% вероятностью невозможно.
По указанной причине, а также учитывая отсутствие установленного порядка для осуществления соответствующих действий, суд отклоняет довод Фонда о невозможности передачи лекарственных средств с истекающим сроком годности, либо невостребованных в настоящее время, в иную медицинскую организацию с целью использования при оказании соответствующей медицинской помощи, а так же получения взамен от других лечебных учреждений иных, необходимых именно в данное время препаратов.
Основной целью использования медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования является оказание застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы, для чего и требуется наличие необходимых лекарственных средств.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, и не оспаривается представителем Фонда, больницей в адрес других лечебных учреждений города и края было направлено медикаментов на общую сумму 68089,10 руб.
В свою очередь эти лечебные учреждения предоставили проверяемому лицу необходимые лекарственные препараты на сумму 43 490, 68 руб.
Как уже было указано выше в расчет тарифа на оплату медицинской помощи включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 192 Правил ОМС).
Структурой тарифа на оплату медицинской помощи, а также в составе затрат, связанных с оказанием медицинской помощи в рамках программы ОМС, действительно не предусмотрено расходование имеющихся ресурсов, приобретенных за счет средств ОМС, на обеспечение нужд иных медицинских организаций.
Расходы, понесенные медицинской организацией на приобретение материальных ресурсов за счет средств ОМС, переданных в иную медицинскую организацию, не относятся к затратам, произведенным данной медицинской организацией при оказании ею медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, взамен переданных лекарственных препаратов заявителем было получено от указанных медицинских организаций материальных запасов общей стоимостью 43490, 68 руб.
Таким образом, безвозмездная передача заявителем лекарственных препаратов, приобретенных за счет средств ОМС, в иные медицинские организации является нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ и пункта 8.11. договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В связи с чем, в силу требований части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ заявитель обязан возвратить средства ОМС, израсходованные на приобретение данных препаратов, в сумме 24 598, 42 руб. (68089,10 - 43490,68) в бюджет Территориального фонда, как средства, использованные им не по целевому назначению.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как указывалось выше, оспариваемым актом, Фонд привлек больницу к ответственности в виде штрафных санкций в сумме 72 037,73 руб.
Нормами Закона N 326-ФЗ не предусмотрена возможность учета фондом или судом смягчающих ответственность обстоятельств при назначении указанной выше штрафной санкции.
Однако, судом первой инстанции верно учтены разъяснения, содержащиеся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11.
Следовательно, любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования, предусмотренная пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Соответственно, при назначении рассматриваемого в настоящем случае наказания судом могут быть учтены установленные на основании представленных в материалы дела доказательств факты, характеризующие обстоятельства совершения правонарушения и отношение привлекаемого к ответственности лица к совершенному правонарушению, и позволяющие индивидуализировать назначаемое наказание, соответствующее совершенному правонарушению.
Проанализировав материалы дела, и выслушав участников процесса, суд пришел к правомерному выводу о том, что штрафные санкции могут быть снижены, применительно к сложившейся ситуации, при этом снижая размер штрафов, суд исходил из того, что штраф, как мера обеспечения обязательств, должна носить компенсационный характер, подлежит определению с учетом степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного выявленными нарушениями. Такой вывод суда согласуется с неоднократно высказываемой Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции о наличии у суда возможности, в том числе в сфере публично-правовых отношений, снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства, которая направлена против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки.
Кроме того, судом принято во внимание, что используя денежные средства не по целевому назначению, больница добросовестно заблуждалась на счет природы проводимых ремонтных работ, а также природы компенсаций за отпуск, и преследовала исключительно положительные цели. Помимо этого, суд учел социальную направленность деятельности Больницы.
Приняв во внимание отсутствие финансирования учреждения из бюджета субъекта Российской Федерации на рассматриваемые цели в спорный период, а также характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, степень вины учреждения, совершение заявителем подобного нарушения впервые, суд снизил размер назначенного фондом штрафа в 10 раз (до 7 000 руб.) То есть, суд признал оспариваемый акт, в части назначения штрафа, превышающего указанную сумму (7 000 руб.) недействительным.
Приведенные КГБУЗ "Городская больница N 10" в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию по делу и не опровергают выводов, изложенных в решении.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем в оспариваемой части в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.06.2022 по делу N А03-8302/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу КГБУЗ "Городская больница N 10" - без удовлетворения.
Возвратить КГБУЗ "Городская больница N 10", ИНН 2225004230, ОГРН 1022201765630, р.п. Южный, г. Барнаул, Алтайский край из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению от 04.07.2022 N 791314.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8302/2021
Истец: КГБУЗ "Городская больница N 10"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования