город Томск |
|
12 октября 2022 г. |
Дело N А27-20465/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе государственного автономного учреждения здравоохранения "Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров", город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область - Кузбасс (N 07АП-7199/22), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.06.2022 по делу N А27-20465/2021 (судья Аникина К.Е.) по заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения "Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров", город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1024201298527, ИНН 4212007870) к территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) о признании недействительным пункта 3 акта N30806 от 28.08.2021 проверки целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования в части восстановления средств, использованных не по целевому назначению, в размере 2993479,67 рублей и уплаты штрафа в размере 299347,96 рублей (с учетом уточнений от 07.06.2022),
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Анненкова Т.А., представитель по доверенности от 06.10.2022, паспорт; Шумеев П.Н., представитель по доверенности от 06.10.2022, паспорт;
от ТФОМС КО - Кузбасса: Голубева А.О., представитель по доверенности от 02.02.2022, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение здравоохранения "Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным пункта 3 акта N 30806 от 28.08.2021 проверки целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования в части восстановления средств, использованных не по целевому назначению, в размере 2993479,67 рублей и уплаты штрафа в размере 299347,96 рублей (с учетом уточнений от 07.06.2022).
Решением суда от 20.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Фонд в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев заявленное ходатайство об отложении судебного заседания, апелляционный суд отказал в его удовлетворении, учитывая, что оснований в соответствии с частью 1 статьи 158 АПК РФ для отложения судебного заседания судом не установлено, а оснований для отложения судебного заседания по ходатайству учреждения по указанным причинам суд не находит, по заявленному основанию отложение судебного заседания является правом суда, а не обязанностью, нахождение представителя в отпуске не является основанием для отложения судебного разбирательства, более того иные представители заявителя явку обеспечили.
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании приказа ТФОМС Кемеровской области-Кузбасса от 26.07.2021 N 209 в соответствии с возложенными функциями комиссией Фонда в период с 30.07.2021 по 28.08.2021 проведена проверка целевого и эффективного использования ГАУЗ "Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров" средств обязательного медицинского страхования за период с 01.04.2019 по 31.03.2021. По результатам проверки Фондом 28.08.2021 составлен акт N 30806 проверки целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования, в соответствии с требованиями которого в силу части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" ГАУЗ "Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров" указано на восстановление средств, использованных не по целевому назначению, в размере 3 343 637,88 руб. в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования в бюджет ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса, а также на уплату штрафа за использование средств не по целевому назначению в сумме 334 363,79 руб. в бюджет ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса.
Требование о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, и об уплате штрафа медицинской организацией не исполнено. Посчитав акт проверки N 30806 от 28.08.2021 в части требования о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению в размере 2 993 479,67 рублей и уплаты штрафа в размере 299347,96 рублей (с учетом уточнений от 07.06.2022) незаконным, нарушающим его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что акт от N 30806 от 28.08.2021 соответствует действующему законодательству и основан на документально подтвержденных фактических обстоятельствах. Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами суда первой инстанции на основании следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
С 01 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), территориальный фонд проводит проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы. Пунктами 17 и 17.2 Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку: Соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по структуре тарифа на оплату медицинской помощи. Проверка использования средств на указанные цели осуществляется путем проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, согласно пункту 23.3 Положения в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Статья 35 Закона об обязательном медицинском страховании устанавливает требования к базовой программе обязательного медицинского страхования, которая является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 35 Закона об обязательном медицинском страховании). Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (ч.7 ст. 35 Закона об обязательном медицинском страховании).
Частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, фонд медицинского страхования, осуществляя проверку использования бюджетным учреждением средств обязательного медицинского страхования и вынося оспариваемый акт, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Обязательное медицинское страхование, как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ, это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Статьей 9 Федерального закона N 326-ФЗ определены субъекты ОМС (застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд), а также участники ОМС, которыми являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации. Обязательный целевой характер использования денежных средств, полученных на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, также предусмотрен пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
На основании статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных названным Законом случаях в пределах базовой программы ОМС. Исходя из положений статей 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизий осуществляется территориальным фондом в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73.
Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 126-ОЗ "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, а также постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27.12.2019 N 756 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Согласно территориальным программам ОМС тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, включают в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
Тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС устанавливаются тарифным соглашением между Министерством здравоохранения Кузбасса, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - Территориальный фонд ОМС), страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", профессиональными союзами медицинских работников или их объединениям (ассоциациями), представители которых включаются в состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС.
Тарифными соглашениями в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области на 2019 и на 2020 год определено, что в структуру тарифа не включаются и не подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования расходы медицинских организаций: - не связанные с деятельностью по ТПОМС, в том числе расходы по содержанию имущества, сдаваемого в аренду и (или) используемого в коммерческой деятельности; - на проведение капитального ремонта нефинансовых активов (в том числе зданий и сооружений, приобретение материалов для проведения капитального ремонта и оплата труда работников, задействованных в проведении капитального ремонта, составление и экспертиза проектно-сметной документации, капитальный ремонт оборудования, автомобилей и т.д.); - на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу; - дополнительные работы, устраняющие косвенный ущерб от капитального ремонта или выполненные в связи с его производством; - расходы на оплату получения высшего и/или среднеспециального образования, обучение в ординатуре, интернатуре; - прочие расходы, финансируемые согласно ТПГГ за счет бюджетов всех уровней (пункт 3.32 тарифных соглашений). Таким образом, структура тарифа на оплату медицинской помощи не включает расходы на капитальный ремонт, приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, что отражено в части 7 статьи 35 Закона об обязательном медицинском страховании, пункта 4.4. Закона N 126-ОЗ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6, пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона об обязательном медицинском страховании, пунктом 8.12 Положения о ТФОМС Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.05.2011 N 238 и Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденным приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н на Фонд возложена обязанность по осуществлению контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводить проверки и ревизии; предъявлять к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
В рассматриваемом случае, заявитель (с учетом уточнения) оспаривает акт в части признания Фондом нецелевыми расходами:
- нецелевое использование средств ОМС в размере 577 720 рублей, из которых: в 2019 году: 362840 руб.
- расходы на проведение капитального ремонта нефинансовых активов (договор от 09.10.2019 N 489 на сумму 153 320 руб. - приобретение и установка изделия из алюминия Витраж, дверь, Витраж боковой (тамбур+двери с установкой); договор от 14.10.2019 N 490 на сумму 106 530 руб. - демонтаж и установка изделий из алюминия (двери 3 шт.) в помещении по адресу: г. Полысаево, ул. Космонавтов, 86; договор от 21.10.2019 N 528 на сумму 69 470 руб. - демонтаж и установка дверей (изделия из алюминия 1 шт.) и окон (изделия из ПВХ 2 шт.); 13.12.2019 N 633 на сумму 33520 руб. - демонтаж и установка дверей (изделия из алюминия 1 шт.)). Указанные работы проведены по адресу: г. Полысаево, ул. Космонавтов, 86;
в 2020 году: 214 880 руб. - расходы на проведение капитального ремонта нефинансовых активов (договор от 18.03.2020 N 239 на сумму 38 330 руб. - изготовление и установка витража; договор от 18.05.2020 N 240 на сумму 98 000 руб. - изготовление и установка двери автоматической; договор от 07.05.2020 N 347 на сумму 78 550 руб. - изготовление и установка витража). Указанные работы проведены по адресу: г. Полысаево, ул. Космонавтов, 86;
- нецелевое использование средств ОМС на оплату труда структурного подразделения Библиотека: в 2019 -2021 годах: 1943964,43 рубля - расходы на оплату труда работников, не связанную с деятельностью по ОМС;
- нецелевое использование средств ОМС в размере 201 912,24 рублей на проведение работ по монтажу узла учета тепловой энергии в административно-хозяйственном подразделении N 3 по адресу: г. Полысаево, ул. Космонавтов, 86, на основании договора с ООО "Энергосервисная компания" от 03.09.2019 N82/19;
- нецелевое использование средств ОМС в размере 125 059 руб. По договорам с ООО "Профибук" от 06.06.2019 N 254, от 03.12.2019 N 599, АО "Метэк" от 27.06.2019 N276 и ИП Вяльцевым М.В. от 28.04.2020 N 335 (выявлено приобретение НФА для структурного подразделения Библиотека, не участвующего в реализации ТП ОМС. За счет средств по указанным договорам производилась оплата расходов по приобретению медицинской литературы);
- нецелевое использование средств ОМС в размере 144 824 руб., из которых:
в 2019 году: 25 000 руб. (договор от 03.09.2019 N 37/19, заключенный с ООО "ВзлетКемерово") за разработку проектной документации коммерческого узла учета тепловой энергии;
в 2020 году: 119 824 руб. (договор от 05.12.2019 N 425/19, заключенный с ООО "Багира") за работы по разработке проектной документации по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре.
Всего в размере 2993479,67 руб.
Признавая позицию заявителя необоснованной, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) определен как замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Изложенный перечень тех работ, которые относятся к капитальному ремонту зданий, свидетельствует о том, что для производства этих работ ремонтируемый объект, как правило, выводится из эксплуатации. Работы по капитальному ремонту здания затрагивают все или большинство конструкций и систем здания, в связи с чем, проводятся длительное время и требуют значительных финансовых (капитальных) вложений.
Понятие текущего и капитального ремонта содержатся в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - ВСН N 58-88 (р)), утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 и в "Положении о проведении планово- предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000 (далее - Положение МДС 13-14.2000), утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.
Приложением N 7 ВСН N 58-88 (р) определен Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в состав которых входит смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.); постановка доводчиков, пружин, упоров; смена оконных и дверных приборов; замена разбитых стекол, стеклоблоков; врезка форточек.
Согласно пункту 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (пункт 5.2 ВСН N 58-88 (р)). В силу части 8 статьи 55.24 ГрК РФ текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно пункту 24 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
В соответствии с ГОСТ 23166-99 окно - элемент стеновой или кровельной конструкции, предназначенный для сообщения внутренних помещений с окружающим пространством, естественного освещения помещений, их вентиляции, защиты от атмосферных, шумовых воздействий и состоящий из оконного проема с откосами, оконного блока, системы уплотнения монтажных швов, подоконной доски, деталей слива и облицовок. В соответствии с ГОСТ 475-2016 дверь - это элемент стеновой конструкции, предназначенный для заполнения дверных проемов и состоящий из дверного блока, крепления дверного блока к проему, монтажных швов, системы уплотнений и облицовки и обеспечивающий при закрытом положении дверного полотна защиту от климатических, шумовых и других воздействий, а также от несанкционированного прохода.
Так как признаки понятий "окно" и "дверь" совпадают с признаками понятия "строительная конструкция", следует вывод, что они являются элементами строительных конструкций.
Поскольку в соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ замена элементов строительных конструкций признаётся капитальным ремонтом, выполнение работ заявителем по замене окон, витражей и дверей является капитальным ремонтом в силу прямого указания закона.
В соответствии с пунктом 1.1 ВСН N 58-88(р) данное Положение устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - здания и объекты) по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
К настоящему времени СНиП 2.08.02-85 актуализирован в виде Свода правил 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения". В соответствии с разделом 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В. Согласно таблице 1 приложения В СП 118.13330.2012 на медицинские организации распространяется действие указанного Свода правил.
Таким образом, судом первой инстанции верно определено, что положения ВСН N 58-88(р) применимы к деятельности заявителя.
В соответствии с пунктом 5.1 ВСН N 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
В соответствии с пунктом 4.1 ВСН N 58-88(р) состав основных работ по текущему ремонту приведён в приложении 7.
Согласно разделу "Оконные и дверные заполнения, светопрозрачные конструкции" к текущему ремонту относятся следующие работы: 1) смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.); 2) постановка доводчиков, пружин, упоров и пр.; 3) смена оконных и дверных приборов; 4) замена разбитых стекол, стеклоблоков; 5) врезка форточек.
В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (рабочей документации) применительно к объектам капитального строительства и их частям, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства. Часть 12.2 статьи 48 ГрК РФ устанавливает, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства. Согласно вышеуказанной части статьи 48 ГрК РФ подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляется в том числе на основании задания застройщика (заказчика) на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Иные разделы проектной документации, а также подготовка проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в статье 48 ГрК РФ застройщик (заказчик) вправе разработать в инициативном порядке.
Из пункта 21 статьи 2 Федерального закона N 384-ФЗ следует, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
По смыслу пункта 5.1 ВСН N 58-88(р) следует, что в целях экономической целесообразности и модернизации, возможно оснащение здания (объекта) недостающими видами инженерного оборудования, такое оснащение (модернизация) относится к капитальному ремонту объекта.
Согласно определению пункта 3 постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", вместе с РД 34.09.102 "Правила учета тепловой энергии и теплоносителя", узел учета тепловой энергии и теплоносителя наряду с другими системами инженерно-технического обеспечения зданий, предназначенными для выполнения функций водоснабжения, отопления, электроснабжения и т.д., является технической системой, состоящей из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя и предназначенной для выполнения функций контроля и регистрации параметров теплоносителя.
Из вышеизложенного следует, что работы связанные с заменой и (или) восстановлением систем водоснабжения, отопления, электроснабжения или их элементов (по определению ГрК РФ) относятся к видам работ по капитальному ремонту
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) пожарная сигнализация - совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.
Приложением N 1 ВСН N 58-88(р) предусмотрено, что ремонт здания - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.
Текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей. Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в Приложении N 9 к ВСН N 58-88(р).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Приложения N 9 к ВСН N 58-88(р) изготовление проектно-сметной документации, установка автоматической пожарной сигнализации (устройство систем противопожарной автоматики) относятся к дополнительным работам, производимым при капитальном ремонте зданий и объектов.
В соответствии с пунктами 195, 203 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды. Затраты на содержание объектов недвижимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат: затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности.
Таким образом, в состав тарифа на оплату медицинской помощи входят только расходы на обслуживание ранее установленных систем противопожарной безопасности, а не на разработку проектной документации по установке такой системы.
Применительно к изложенному материалами дела установлено, что в ходе проверки на предмет целевого использования средств ОМС комиссией Фонда проведен анализ контрактов и технической документации.
В результате выполненных мероприятий установлено следующее.
В соответствии с условиями договоров от 09.10.2019 N 489, от 14.10.2019 N 490, от 21.10.2019 N528, от 13.12.2019 N 633, от 18.03.2020 N 239, от 18.03.2020 N 240, от 07.05.2020 N347, заключенных заявителем и ИП Куралевым П.В., последний обязуется изготовить по размерам, эскизам, количеству, демонтировать и установить в помещении, расположенном по адресу: г. Полысаево, ул. Космонавтов, д. 86 двери (договоры N489, N490, N633, N240), двери и окна (договор N528), витраж (договоры N239, N347), а заявитель обязуется принять работы и оплатить их на условиях, установленных договорами. Всего выполнено работ на общую сумму 577 720 руб. В результате исполнения вышеперечисленных договоров заявитель заменил двери, витражи, окна в здании, расположенном по адресу: г. Полысаево, ул. Космонавтов, д. 86, данный факт подтверждается заявителем.
Поскольку заявителем были произведены полный демонтаж старых окон, дверей, витражей, а также установлены новые окна, витражи и двери, это является работами по полной смене оконных и дверных блоков, то есть работами по капитальному ремонту в силу прямого указания закона. Кроме того, заявителем заключены договоры на разработку проектной документации и на монтаж коммерческого узла учета тепловой энергии.
Согласно договору от 03.09.2019 N 37/19 ООО "Взлет-Кемерово" приняло на себя разработку проектной документации на коммерческий узел учета тепловой энергии для объекта ГАУЗ КО ОКЦОЗШ по адресу: г. Полысаево, ул. Космонавтов, д. 86, выполнило работы по подготовке развернутого проекта на узлы учета тепловой энергии с подобранным оборудованием и его конкретным наименованием стоимостью 25 000 руб.
Согласно договору от 03.09.2019 N 82/19 ООО "Энергосервисная компания" осуществило поставку оборудования и материалов согласно сметам N48/2019, N51/2019; выполнило работы по монтажу узла учета тепловой энергии и сдало в эксплуатацию смонтированный узел учета.
Всего выполнено работ стоимостью 201 912,24 руб.
Согласно положениям ГрК РФ выполнение работ по проектированию приборов учета тепловой энергии в соответствии с техническими условиями по договору от 03.09.2019 N 37/19, в т.ч. согласование с теплоснабжающей организацией, является ничем иным, как заданием (заказчика/заявителя) на проектирование, определяющим содержание работ, выполняемых при капитальном ремонте объекта капитального строительства.
Согласно локальному сметному расчету N 48/2019 (неотъемлемая часть Договора от 03.09.2019 N 82/19) были выполнены следующие виды работ: 1. Сантехнические работы (раздел 1 локального сметного расчета N 48/2019); 2. Электромонтажные работы (раздел 2 локального сметного расчета N48/2019); 3. Пуско-наладочные работы (раздел 3 локального сметного расчета N48/2019).
Как было указано ранее работы связанные с заменой и (или) восстановлением систем водоснабжения, отопления, электроснабжения или их элементов (по определению ГрК РФ) относятся к видам работ по капитальному ремонту, а работы по договору на монтаж узла учета тепловой энергии являются ни чем иным, как работами, выполненными в целях модернизации системы инженерно-технического обеспечения здания (сооружения), посредством установки инженерного оборудования (технической системой предназначенной для выполнения функций контроля и регистрации параметров теплоносителя), и относятся к работам по замене и (или) восстановлению элементов систем инженерно-технического обеспечения, т.е. являются капитальным ремонтом.
Также из материалов дела следует, что между заявителем и ООО "Багира" заключен договор N 425/19 от 05.12.2019, в соответствии с которым ООО "Багира" обязуется выполнить работы по разработке проектной документации автоматической установке пожарной сигнализации и систем оповещения и эвакуации людей при пожаре на объектах заказчика: административное здание по адресу: г. Полысаево, ул. Космонавтов, д. 86 стоимостью 119 824 руб.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Приложения N 9 к ВСН N 58-88р изготовление проектно-сметной документации, установка автоматической пожарной сигнализации (устройство систем противопожарной автоматики) относятся к дополнительным работам, производимым при капитальном ремонте зданий и объектов.
Комплекс вышеуказанных работ, выполненных согласно представленным договорам, соответствует определению капитального ремонта согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ, а именно - замена, восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства, элементов таких конструкций, замена и восстановление систем инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства, их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Виды проведенных спорных работ, оплаченных за счет средств ОМС, как с точки зрения ВСН N 58-88 (р), так и с точки зрения пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ, соответствуют типу капитального ремонта.
Таким образом, являются основанными на нормах действующего законодательства, исследовании представленных в материалы дела доказательств, выводы суда первой инстанции о том, что комплекс работ, выполненных по договорам от 09.10.2019 N 489, от 14.10.2019 N 490, от 21.10.2019 N528, от 13.12.2019 N 633, от 18.03.2020 N239, от 18.03.2020 N 240, от 07.05.2020 N347, от 03.09.2019 N 37/19, от 03.09.2019 N82/19, от 05.12.2019 N425/19, надлежит квалифицировать как капитальный ремонт, поскольку в результате технических изменений полностью восстановлен срок эксплуатации (ресурс) помещений и улучшены эксплуатационные показатели объекта ремонта.
В связи с чем следует признать ошибочным довод заявителя в апелляционной жалобе о том, что работы по установке дверей, окон и витражей, а также по монтажу коммерческого узла учета тепловой энергии, производились без приостановления работы учреждения, поскольку согласно пункту 5.2. ВСН 58-88 (р) на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
Из вышеизложенного следует, что постановка на капитальный ремонт здания в целом, его части (помещений), а также его отдельных элементов здания, является прерогативой заказчика (ГБУЗ "Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров имени святой великомученицы Варвары"), кроме того, приведенная выше норма не является императивной.
Довод апелляционной жалобы о том, что ремонт является текущим, поскольку "выполнен подрядчиком ИП Куравлев без составления проектной документации", также не состоятелен.
Полномочия по проверке правильности ведения медицинскими организациями градостроительной документации у территориальных фондов в соответствии со статьей 40 Закона N 326-ФЗ отсутствуют.
Ссылка апеллянта на отнесение на статью 226 бухгалтерского учета расходов на проведение работ по разработке проектной документации автоматической установки пожарной сигнализации и систем оповещения и эвакуации людей, а также на отсутствие увеличения стоимости проекта, не состоятельна, поскольку в силу пункта 5.1 ВСН N 58-88р капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в Приложении N 9 к ВСН N 58-88р.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Приложения N 9 к ВСН N 58-88р изготовление проектно-сметной документации, установка автоматической пожарной сигнализации (устройство систем противопожарной автоматики) относятся к дополнительным работам, производимым при капитальном ремонте зданий и объектов.
Отнесение затрат на соответствующие статьи бухгалтерского учета предметом проверки, проведенной ТФОМС, не являлось, при этом неверное отражение медицинской организацией расходов в бухгалтерском учете организации не влияет на факт признания таких расходов целевыми либо нецелевыми.
Кроме того, согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе. С учетом требований процессуального законодательства экспертиза может проводиться, когда вопросы права нельзя решить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. Экспертиза является доказательством, которое подлежит оценке наряду с иными материалами дела в силу положений пунктов 2 и 4 статьи 71 АПК РФ.
В рамках настоящего дела определением от 16.02.2022 судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено Союзу "Кузбасская торгово-промышленная палата", эксперту Никитиной Л.Б. На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: к какому виду ремонта (капитальному или текущему) относятся выполненные работы по договорам: - по договору от 09.10.2019 N 489 на выполнение работ по изготовлению, демонтажу и установке дверей, заключенному с ИП Куралевым П.В.; - по договору от 14.10.2019 N 490 на выполнение работ по изготовлению, демонтажу и установке изделий из алюминия - дверей, заключенному с ИП Куралевым П.В.; - по договору от 21.10.2019 N 528 на выполнение работ по изготовлению, демонтажу и установке дверей и окон, заключенному с ИП Куралевым П.В.; - по договору от 13.12.2019 N 633 на выполнение работ по изготовлению, демонтажу и установке дверей, заключенному с ИП Куралевым П.В.; - по договору от 18.03.2020 N 239 на выполнение работ по изготовлению и установке витража, заключенному с ИП Куралевым П.В.; - по договору от 18.03.2020 N 240 на выполнение работ по изготовлению и установке двери автоматической, заключенному с ИП Куралевым П.В.; - по договору от 07.05.2020 N 347 на выполнение работ по изготовлению и установке витража, заключенному с ИП Куралевым П.В.; - по договору от 05.12.2019 N 425/19 на выполнение работ по разработке проектной документации автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре, заключенному с ООО "Багира"; - по договору от 03.09.2019 N 37/19 на разработку проектной документации коммерческого узла учета тепловой энергии, заключенному с ООО "Взлёт-Кемерово"; - по договору от 03.09.2019 N 82/19 на монтаж узла учета тепловой энергии, заключенному с ООО "Энергосервисная компания".
Как следует из заключения эксперта N 17/4/58 от 25.03.2022 (том N 4, л.д. 138-157), по результатам проведения строительно-технической экспертизы выполненные по контрактам от 09.10.2019 N 489, от 14.10.2019 N 490, от 21.10.2019 N528, от 13.12.2019 N 633, от 18.03.2020 N239, от 18.03.2020 N 240, от 07.05.2020 N347, от 03.09.2019 N37/19, от 03.09.2019 N82/19, от 05.12.2019 N425/19 работы в полном объеме соотносятся с видами работ по капитальному ремонту.
В силу статей 67, 68, 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив заключение эксперта Союза "Кузбасская Торгово-Промышленная палата" Никитиной Л.Б. в совокупности с иными доказательствами по делу, суд пришел к выводу о том, что оно соответствует требованиям части 1, части 2 статьи 86 АПК РФ, в связи с чем принимается судом в качестве надлежащего доказательства по делу.
Довод апеллянта о необоснованном отказе суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о проведении повторной экспертизы апелляционный суд отклоняет в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 87 АПК РФ в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Вопрос о необходимости проведения экспертизы, согласно статьям 82 и 87 АПК РФ, относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, удовлетворение ходатайства о проведении повторной экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Из анализа указанных положений следует, что необходимость в повторной экспертизе возникает при наличии у суда сомнений в обоснованности экспертного заключения, которые могут возникнуть при наличии противоречивых выводов эксперта, отсутствии ответов на поставленные вопросы (или неполных ответов).
По смыслу процессуального законодательства повторная экспертиза назначается, если: выводы эксперта противоречат фактическим обстоятельствам дела, сделаны без учета фактических обстоятельств дела; во время судебного разбирательства установлены новые данные, которые могут повлиять на выводы эксперта; при назначении и производстве экспертизы были допущены существенные нарушения процессуального закона.
При наличии сомнений у суда и неопределенности в ответах, проведением повторной экспертизы, могут быть устранены выявленные противоречия, в ином же случае, при получении противоположного вывода повторной экспертизы у суда отсутствуют процессуальные основания для исключения первой, либо повторной экспертизы по делу из числа доказательств. Положения статей 4, 5, 6, 7, 8, 9, 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусматривают соблюдение принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники при составлении экспертного заключения. Из анализа части 3 статьи 64 АПК РФ следует, что доказательства признаются полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом, либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами. Заключение эксперта по настоящему делу было получено судом в соответствии с законом, на основании определения о назначении судебной экспертизы по делу, при этом правовой статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и, в силу статьи 71 АПК РФ, подлежит оценке судом, наравне с другими представленными доказательствами.
В рассматриваемом случае, экспертное заключение по рассматриваемому делу соответствует требованиям, предъявляемым законом, в заключении даны конкретные и ясные ответы на поставленные судом вопросы, не допускающие противоречивых выводов или неоднозначного толкования, заключение надлежаще мотивировано, позиция эксперта изложена в доступной форме, все выводы обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, содержат ссылки на представленные для производства экспертизы доказательства, противоречия в выводах эксперта отсутствуют, в исследовательской части заключения отражены результаты исследований и приведена примененная методика, указаны используемые справочно-нормативные и научно-технические документы, обосновано их применение, эксперт перед проведением экспертизы предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, стаж работы и квалификация эксперта.
В судебном заседании экспертом даны пояснения по всем вопросам, относящимся к рассматриваемому делу, при этом судом обоснованно отклонены вопросы заявителя, не относящиеся к предмету спора. При этом само по себе несогласие заявителя с выводами эксперта, изложенными в заключении, не может являться основанием для проведения повторной судебной экспертизы, в связи с чем, ходатайство заявителя о назначении повторной экспертизы не подлежало удовлетворению судом, ввиду отсутствия правовых оснований, предусмотренных статьей 87 АПК РФ.
При этом судом оценена и верно отклонена ссылка заявителя на то, что экспертом не запрашивались документы, эксперт не выезжал для осмотра конструктивных элементов здания, поэтому выводы, содержащиеся в экспертном заключении N 17/4/58, основаны на исследовании не всех предоставленных материалов дела.
В заключении экспертом отмечается, что при проведении экспертиз данного рода осмотр объектов не предусмотрен, т.к. в данном случае рассматривается не качество выполненных работ и не дефекты, а исследуются виды работ для соотнесения их по виду выполняемых работ - текущий или капитальный ремонты в соответствии с нормативными требованиями. Данный вывод подтвержден экспертом Никитиной Л.Б. в судебном заседании. Наличие описок в экспертном заключении не свидетельствует о необоснованности выводов эксперта.
Довод заявителя о неприменении экспертом в ходе проведения экспертизы положений части 8.1 статьи 55.24 ГрК РФ, в соответствии с которой в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений, также получил надлежащую оценку арбитражного суда. Часть 8.1 введена в действие Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2022. Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2120 "Об осуществлении замены и (или) восстановления отдельных элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения при проведении текущего ремонта зданий, сооружений" вступило в силу только 01.03.2022.
Учитывая, что действие данных норм обратной силы не имеет, то они не могут применяться к сложившимся правоотношениям, поэтому обоснованно не были применены экспертом при подготовке заключения и проведении экспертизы.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что спорные работы относятся к капитальному ремонту, в связи с чем заявителем средства ОМС в сумме 924 456,24 руб. использованы не по целевому назначению. Иного заявителем не доказано в ходе апелляционного обжалования.
Применительно к финансированию структурного подразделения Библиотека.
Как ранее изложено, тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2).
В пункте 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). В силу пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). Согласно пунктам 194, 195 Правил ОМС к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: 1) затраты на коммунальные услуги; 2) затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); 3) затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); 4) затраты на приобретение услуг связи; 5) затраты на приобретение транспортных услуг; 6) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской УСЛУГИ) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 7) затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 8) прочие затраты на общехозяйственные нужды. Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
В указанных положениях Правил речь идет о работниках, относящихся к административно-управленческому, административно-хозяйственному, вспомогательному и иному персоналу, не принимающему непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), но включенных в штат структурных подразделений медицинской организации, финансирование которых осуществляется за счет средств ОМС, финансирование же структурного подразделения библиотека за счет средств ОМС не предусмотрено.
Данный вывод также подтверждается положениями Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, Квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", которыми предусмотрены должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, работа которых связана с осуществлением медицинской деятельности.
Должности главный библиотекарь, библиограф, библиотекарь относятся к структурному подразделению Библиотека, непосредственного участия в оказании медицинской помощи не принимают, доказательств того, что затраты на оплату труда данных работников необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации в целом заявителем ни в ходе проверки, ни в судебном заседании не представлены, следовательно, оплата труда данных работников не связана с оказанием медицинской помощи и подлежит оплате за счет иных средств.
Из материалов дела следует, что в штате ГАУЗ ККЦОЗШ числятся и осуществляют профессиональную деятельность главный библиотекарь, библиотекарь.
В период с 2019 по 2021 год заявителем производилась оплата труда из средств ОМС структурного подразделения Библиотека (главный библиотекарь - 1 штатная единица, библиотекарь - 2 штатные единицы). Расходы на оплату труда указанных сотрудников составили 1 943 964,43 руб. Между тем, с июля 2021 деятельность библиотеки финансируется полностью за счет средств бюджета, что также подтверждает необоснованность несения таких расходов в предшествующие периоды в рамках территориальной программы ОМС. Указанный факт также подтверждается Государственным заданием N 1/2 на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденным Министром здравоохранения Кузбасса 30.06.2021 о том, что финансирование библиотеки ГАУЗ ККЦОЗШ со второй половины 2021 года производится за счет средств областного бюджета. Следовательно, до июля 2021 года финансирование структурного подразделения Библиотека должно было осуществляться за счет собственных средств, но не за счет средств ОМС.
Вывод суда о том, что оплата труда работников библиотеки являются нецелевым использованием средств ОМС обоснован, поскольку данные расходы не поименованы ни в базовой, ни в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в структуру тарифа не включены. При таких обстоятельствах, заявителем средства ОМС на оплату труда сотрудников Библиотеки в сумме 1 943 964,43 руб. также использованы не по целевому назначению.
В соответствии с пункта 2 части 1 статьи 72, пункта 8 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", главой 31 Трудового кодекса РФ медицинские работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, данному праву корреспондирует обязанность медицинских организаций обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Профессиональная подготовка (обучение) представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего (пункт 2 статьи 73, пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). В соответствии с частью 2 статьи 76 Закона N273-ФЗ существует дополнительное профессиональное образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, которое осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: 1) профессиональной переподготовки - направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Завершение программы подтверждается выдачей диплома о профессиональной переподготовке и присвоением новой квалификации. Квалификация, указанная в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься новым видом профессиональной деятельности; 2) повышения квалификации - направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, то есть - это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профессионального стандарта. В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации законодательством отнесена к требующей лицензирования.
Как следует из материалов дела, ГАУЗ ККЦОЗШ в 2019-2020 годах приобретена медицинская литература: - по договору от 06.06.2019 N 254 общей стоимостью 29 078 руб.; - по договору от 27.06.2019 N 276 общей стоимостью 21 668 руб.; - по договору от 03.12.2019 N 599 общей стоимостью 42 087 руб.; - по договору от 28.04.2020 N 335 общей стоимостью 32 826 руб.
Заявитель указывает на то, что медицинская литература приобреталась для нужд учреждения в целом, а не для нужд подразделения Библиотека, не является основанием, позволяющим классифицировать данные расходы как целевые. Между тем, с указанным доводом нельзя согласиться, поскольку в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи указывается на возможность повышения квалификации медицинских работников дополнительного профессионального образования в виде курсов повышения квалификации, то есть лицензируемого вида деятельности по направлению "Образование". В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 руб. за единицу. Законодательством установлено, что не все приобретенные медицинской организацией основные средства стоимостью до 100 000 руб. за единицу подлежат включению в структуру тарифа, а лишь те, которые являются оборудованием, производственным и хозяйственным инвентарем. Установленный законодателем перечень основных средств не подлежит расширительному толкованию, следовательно, расходы на приобретение иных основных средств, в том числе медицинских изданий в библиотеку медицинского учреждения, не могут быть включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС. При таких обстоятельствах коллегия соглашается, что заявителем средства ОМС в сумме 125 059 руб. также использованы не по целевому назначению. При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.06.2022 по делу N А27-20465/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения "Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров", город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область - Кузбасс - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20465/2021
Истец: Государственное автономное учреждение здравоохранения "Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса