г. Москва |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А41-86868/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Кононихиной Е.О.,
при участии в заседании:
от ИП Баранова В.И. - Политова С.В. по доверенности от 16.01.2024 года, паспорт, диплом;
от Администрации городского округа Ступино Московской области - Новикова С.В. по доверенности от 28.12.2023 года, паспорт, диплом;
от Государственного органа Московской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат" - Аверин Ю.М. по доверенности от 09.01.2024 года, паспорт, диплом;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Баранов В.И. на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2023 по делу N А41-86868/22,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Баранов Виктор Иванович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации городского округа Ступино Московской области (далее - администрация), Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Ступино Московской области (далее - комитет) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование представления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" от 01.11.2022 N 150исх-И11-21/4172; обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1 000 кв.м., расположенного по адресу: Московская обл., городской округ Ступино, Староситненское шоссе, д. 1, в собственность за плату без проведения торгов, об утверждении схемы расположения земельного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены государственный орган Московской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат", Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.12.2023 по делу N А41-86868/22 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, индивидуальный предприниматель Баранов Виктор Иванович обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не указаны основания и обстоятельства, в соответствии с которыми не приняты доводы и доказательства истца.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ИП Баранова В.И. поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просит обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Государственного органа Московской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат" поддержал доводы апелляционной жалобы, просит обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Администрации городского округа Ступино Московской области возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Баранову В.И. с ноября 2018 на праве собственности принадлежит ангар с кадастровым номером 50:33:0040227:384, расположенный по адресу: Московская обл., г. Ступино, Староситненское шоссе, д. 1, который приобретен у ООО "Десстройпром" по договору купли-продажи нежилых зданий и сооружений от 25.10.2018.
Предприниматель произвел кадастровые работы и 18.10.2022 направил схему расположения земельного участка в размере 1000 кв.м. с заявлением о согласовании предоставления земельного участка в администрацию.
Вместе с тем, на обращение Р001-1106289710-65086786 от 18.10.2022 истец получил отказ от 01.11.2022 N 150исх-И11-21/4172 в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование представления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" по следующим основаниям:
- несоответствие документов по форме или содержанию требованиям законодательства РФ.
- цель, для которой испрашивается земельный участок, не соответствует основному виду разрешенного использования, установленному в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны в документах градостроительного зонирования.
- несоответствие цели использования испрашиваемого земельного участка основным видам разрешенного использования, установленным в территориальных зонах проекта планировки территории, проекта межевания территории (в гом числе при разночтениях в видах разрешенного использования, установленным в территориальных зонах правил землепользования и застройки).
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденным документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования. проектам планировки и/или межевания территории
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение по приведенным в нем основаниям отказа соответствует нормам земельного законодательства; признание незаконным оспариваемого решения не приведет к восстановлению прав и законных интересов заявителя, на что должно быть направлено решение суда в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч.1 ст. 198 и ч.4 ст. 200 АПК РФ, для признания оспариваемых действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения ими на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с указанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.14 Земельного кодекса определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, который предусматривает последовательное совершение следующих действий:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 Земельного кодекса, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Статьей 39.15 Земельного кодекса предусмотрены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка и список прилагаемых документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса к данному заявлению должны быть приложены соответствующие документы, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Пунктом 7 указанной статьи установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Такое решение может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Кодекса.
При этом пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов по подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3, статье 39.20 Земельного кодекса являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 12955/11 сформулирован правовой подход, согласно которому при разрешении споров о приобретении собственником объекта недвижимости прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности, судам необходимо исследовать вопрос о площади земельного участка, занятого таким объектом и необходимого для его использования.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, 03.06.2014 N 1152/14 сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка.
В целях исключения злоупотреблении сторонами в приобретении земельных участков без проведения публичных торгов положения статьи 39.20 ЗК РФ должны применяться с учетом экономически обоснованного размера испрашиваемого в собственность (аренду) земельного участка.
В соответствии с правовым подходом, нашедшим отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению в аренду или выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать или выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.09.2022 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:33:0040227:384 в ЕГРН внесены следующие сведения, назначение: нежилое здание, наименование: ангар, площадь 229,4 кв. м, количество этажей 1. Правообладатель Баранов В.И., право зарегистрировано 06.11.2018.
Из акта осмотра земельного участка следует, что на земельном участке расположено нежилое здание (автосервис), что не соответствует сведениям об объекте с кадастровым номером 50:33:0040227:384, имеющимся в ЕГРН.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что приведенное в оспариваемом решении основание для отказа со ссылкой на несоответствие фактического использования земельного участка виду его разрешенного использования является обоснованным и соответствует установленным фактическим обстоятельствам дела.
Представленными в материалы дела выписками из ЕГРН подтверждено, что на земельном участке расположены и иные объекты недвижимости.
Судом первой инстанции также учтено, что согласно решению Арбитражного суда Московской области от 02.11.2022 N А41-41323/22 право собственности предпринимателя на объект недвижимости с кадастровым номером 50:33:0040227:400 отсутствует, такой объект не является объектом недвижимости.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Администрация указала, что в рамках оказания государственной услуги получено заключение Комитета по архитектуре и строительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования.
В п. 1.1 таблицы 1 указанного заключения указано, что согласно Проекту планировки района "Центральный" в г. Ступино, утвержденному постановлением Главы Ступинского муниципального района Московской области от 10.10.2008 N 5258-п. испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Также из п. 6 таблицы 2 указанного заключения следует, что согласно утвержденным ППТ (проект планировки территории) и ПМТ (проект межевания территории) испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий. Частично расположен в линии отступа. Частично расположен: - газоны, зеленые насаждения: - дороги и проезды.
Согласно сведениям Мособлархитектуры испрашиваемый участок частично расположен в границах красных линий.
Согласно пункту 1 статьи 85 Кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, общественно-деловым, производственным и иным территориальным зонам.
В пункте 12 данной статьи закреплено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу части 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования подразделяются на: 1) документы территориального планирования Российской Федерации; 2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; 3) документы территориального планирования муниципальных образований.
Согласно частям 1, 2 ст. 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Ступино Московской области, утвержденными постановлением администрации городского округа Ступино Московской области от 03.11.2021 N 3016-п (в ред. от 10.02.2023 N 365-п), формируемый земельный участок расположен в территориальной зоне Т(НП) - Зона транспортной инфраструктуры (в границах населенного пункта), для которой вид разрешенного использования "Склады" относится к условно разрешенным видам для использования которого предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и максимальный процент застройки, в том числе в зависимости от количества надземных этажей, не подлежат установлению.
Графический материал из ПЗЗ и градостроительный регламент территориальной зоны Т(НП) представлен в приложении к направляемой сводной информации.
Судом установлено, что на момент предоставления государственной услуги "Предварительное согласование представления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" формируемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Ступино Московской области, утвержденными постановлением администрации городского округа Ступино Московской области от 03.11.2021 N 3016-п, располагался в территориальной зоне Т - Зона транспортной инфраструктуры, для которой установлен минимальный размер участка и максимальный процент застройки, а назначение "склады" относится к условно разрешенным видам использования.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии представляют собой линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения
Положения ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, раскрывающие содержание понятий территорий общего пользования и красных линий, в первую очередь призваны обеспечить учет публичных интересов в градостроительных и земельных отношениях.
В соответствии с п. 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой и введенной в действие Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами права собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Согласно подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 2 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии отображаются на чертежах основной части проекта планировки территорий и на чертежах проекта межевания территорий, относящихся к документации по планировке территорий.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждение регламентированы Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98). Действующие красные линии обозначаются красным цветом, а планируемые - черным. Красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей.
Судом первой инстанции также установлено, что в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории, земельный участок частично расположен в границах красных линий, и на общегородских территориях.
Также администрацией указано на нарушение требований ст. 11.9 ЗК РФ при разработке схемы земельного участка, поскольку согласно сведениям ИСОГД Московской области, границы земельного участка "секут" здания, расположенные в границах такого земельного участка, а также отсутствуют сведения об иных постройках, находящихся в пределах земельного участка.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Основанием для утверждения схемы расположения и предоставления земельного участка под зданием также является возможность образовать из земель самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу части 12 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение по приведенным в нем основаниям для отказа соответствует нормам земельного законодательства.
Проверив обоснованность приведенных в апелляционной жалобе доводов заявителя, апелляционный суд установил, что не они не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.07.2021, оставленными без изменения постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03.02.2022 по делу N А41-82933/2020, отказано в удовлетворении заявления ИП Баранову В.И. о признании незаконным решения Администрации городского округа Ступино Московской области от 17.11.2020 г. N И11-21/7176 и обязании Администрации предварительно согласовать предоставление в собственность заявителю земельного участка площадью 3 686 кв.м.
Определением суда от 30.03.2021 г. по делу N А41-82933/2020 была назначена экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Геоинформационные и сетевые технологии" Смирнову Артему Алексеевичу.
На разрешение эксперта поставить следующие вопросы:
1) Установить с выездом на местность является ли забор КН 50:33:0040227:400 самостоятельным объектом капитального строительства, прочно связанным с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Установить материал, из которого изготовлен забор, имеет ли указанный забор фундамент, установить вид и материал фундамента.
2) Установить площадь и границы земельного участка, необходимого исключительно для эксплуатации здания склада КН 50:33:0040227:129 площадью 50,6 кв.м., здания ангара КН 50:33:0040227:384 площадью 229, 4 кв.м., согласно утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
3) Установить входит ли весь земельный участок площадью 3 686 кв.м., в границах, указанных в заявлении ИП Баранова В. И. по настоящему делу, полностью в границы городского округа Ступино в соответствии с его Генеральным планом. В случае отрицательного ответа, указать площадь и границы испрашиваемого земельного участка, которые не входят в границы городского округа Ступино. Установить в какой территориальной зоне относится указанный земельный участок.
4) Установить налагаются ли границы земельного участка площадью 3 686 кв.м., указанные в заявлении ИП Баранова В. И. по настоящему делу, на границы земельного участка лесного фонда.
Согласно заключению эксперта, площадь земельного участка, необходимого исключительно для эксплуатации здания склада КН 50:33:0040227:129 площадью 50.6 кв.м. здания ангара КН 50:33:0040227:384 площадью 229, 4 кв.м. согласно утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с Правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией составляет 1 665 кв.м.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 29.06.2023 по делу N А41-93457/22, признан незаконным отказ Администрации городского округа Ступино Московской области от 11.11.2022 г. N 150исхИ11-21/4287 в изготовлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на администрацию возложена обязанность изготовить, утвердить и направить Баранову В.И. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории под объектом недвижимости с кадастровым номером 50:33:0040227:384 в течение 30 дней со дня вступления решения Арбитражного суда Московской области в законную силу.
Апелляционным судом установлено, что во исполнение указанного решения суда, Администрацией городского округа Ступино Московской области принято Постановление N 5458-п от 13.12.2023 "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1000 кв.м на кадастровом Плане территории в кадастровом квартале 50:33:0040215, местоположение: Московская область, городской округ Ступино, Староситненское шоссе, д. 1", согласованное сводным заключением Министерства имущественных отношений ни области 50:33.29459 от 12.12. 2023 г. N 234-3, п.56. Земельному участку присвоен кадастровый номер 50: 33:0040215: 661.
Согласно общему правилу, основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным решением гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Данный подход следует из разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данного в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Исходя из данного правила часть 3 статьи 201 АПК РФ ставит возможность удовлетворения заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в зависимость от выявления арбитражным судом нарушения оспариваемым решением или действием (бездействием) прав и свобод заявителя.
Принимая во внимание исполнение Администрацией решения Арбитражного суда Московской области от 29.06.2023 по делу N А41-93457/22, признание незаконным оспариваемого по настоящему делу решения Администрации не приведет к восстановлению прав и законных интересов заявителя, на что должно быть направлено решение суда в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они не могут являться основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. В связи с чем, апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2023 по делу N А41-86868/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-86868/2022
Истец: ИП Баранов Виктор Иванович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ