город Омск |
|
13 января 2023 г. |
Дело N А70-17831/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14248/2022) негосударственного общеобразовательного учреждения специализированной гимназии "Аврора" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.10.2022 по делу N А70-17831/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 7202029421, ОГРН: 1027200820503, адрес 625001, город Тюмень, улица Ирбитская, дом 16) к негосударственному общеобразовательному учреждению специализированной гимназии "Аврора" (ИНН 7203100349, ОГРН 1027200861050, адрес: 625059, город Тюмень, улица Сидора Путилова, 22) о взыскании денежных средств, являющихся излишне выплаченными страховщиком страховым обеспечением в пользу застрахованных лиц в размере 213 355,03 руб.
при участии в судебном заседании представителя негосударственного общеобразовательного учреждения специализированной гимназии "Аврора" - Антуфьевой Майи Анатольевны по доверенности от 17.09.2022;
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к негосударственному общеобразовательному учреждению специализированная гимназия "Аврора" (далее - ответчик, Гимназия, Учреждение, страхователь) о взыскании денежных средств, являющихся излишне выплаченными страховщиком страховым обеспечением в пользу застрахованных лиц в размере 213 355,03 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.10.2022 по делу N А70-17831/2022 заявленные требования удовлетворены, с Гимназии в пользу Фонда для зачисления в бюджет фонда взысканы денежные средства, являющиеся излишне выплаченными страховщиком страховым обеспечением в пользу застрахованных лиц в размере 213 355,03 руб. Этим же решением с Гимназии в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 7 267 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Гимназия обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на необоснованность вывода суда первой инстанции о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными убытками, учитывая, что ответчик предоставил истцу все сведения и документы для назначения и выплаты пособия, а истец начислил суммы выплаты только на основании реестра, не проверив иные документы страхователя о заработной плате застрахованных лиц.
По мнению Гимназии, убытки возникли по вине самого Фонда, поскольку у Фонда имелись все сведения о заработной плате Алимовой Ю.А., Жанзаковой З.Э., соответственно, ответственность за неверный расчет страхового обеспечения и излишнюю выплату застрахованным лицам в виде пособия лежит на истце.
Фондом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Гимназии поддержал доводы апелляционной жалобы.
Фонд, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя ответчика, установил следующие обстоятельства.
Гимназия является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством.
Фонд с 01.07.2020 осуществляет на территории Тюменской области назначение и выплату пособий в рамках обязательного социального страхования на случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством непосредственно на лицевые счета застрахованных лиц (работников) на основании документом и сведений, представляемых страхователями непосредственно в Фонд.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и на основании решения Фонда от 07.02.2022 N72012280000601 в отношении Гимназии проведена выездная плановая проверка страхователя полноты и достоверности представляемых стразователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты стразового обеспечения страхователя.
В рамках проверки Фондом оформлено и вручено представителю Гимназии требование от 07.02.2022 о предоставлении документов.
На данное требование страхователем представлены соответствующие документы, необходимые для проверки обоснованности и назначения выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам Алимовой Ю.А. и Жанзаковой З.Э.
В ходе проверки установлен факт переплаты пособия вышеуказанным лицам, Фондом оформлены в соответствии действующим законодательством документы, а именно: Акт выездной проверки от 10.02.2022 N 72012280000604, Справка о проведенной выездной проверке полноты и достоверности представялемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения от 10.02.2022 N 72012280000603.
Фондом на юридический адрес страхователя направлено Уведомление от 10.02.2022 о вызове страхователя на рассмотрение материалов выездной проверки 17.03.2022 в 14 ч 00 мин.
Страхователь на рассмотрение материалов выездной проверки не явился.
22.03.2022 должностным лицом филиала N 1 регионального отделения Фонда вынесено Решение от 22.03.2022 N 72012280000606 о возмещении страхователем расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда, в общей сумме 213 355,03 руб., которое направлено Фондом посредством заказной корреспонденции в адрес страхователя.
22.04.2022 в рамках проверки страховщиком оформлено Требование от 22.04.2022 N 720122800000501 о возмещении страхователем расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда, в сумме 213355,03 руб., которое направлено посредством заказной корреспонденции в адрес страхователя.
В связи с тем, что страхователем возврат излишне перечисленной суммы пособия в бюджет территориального отделения Фонда не осуществлен, Фонд обратился в суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 26.10.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу положений подпункта 2 пункта 1, пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем признается, в том числе уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
Страховым обеспечением по указанному виду обязательного страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком (подпункт 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 11.1 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1). Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (часть 2). В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (часть 4).
Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (далее - Закон N81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 81-ФЗ выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию относится, в том числе пособие по временной нетрудоспособности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
Таким образом, в качестве расчетного периода для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком применяют два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до полутора лет (часть 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пункт 6 Порядка N 375).
Указанный период также включает время занятости работника у другого работодателя.
До 01.07.2020 в Региональном отделении обеспечение пособиями на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлялось посредством зачетного механизма: пособие по временной нетрудоспособности выплачивалось лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 2 Закона N 255-ФЗ по месту работы.
С 01.07.2020 в Региональном отделении назначение и выплата пособий в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется исполнительным органом Фонда непосредственно на лицевые счета застрахованных лиц (работников).
При этом особенности назначения и выплаты пособий за период до 01.01.2021 определены Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294 (далее - Положение N 294).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее - Положение N2375).
Пунктом 2 Положения N 2375 предусмотрено, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
Согласно пункту 3 Положения N 2375 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 2375 страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.
Согласно пункту 5 Положения N 2375 страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью физических лиц вправе представлять в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Положения.
Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждены приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579.
Сроки выплаты региональным отделением пособий предусмотрены пунктом 9 Положения N 294 - в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В случае представления в территориальный орган Фонда документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, не в полном объеме, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет страхователю извещение о представлении недостающих документов или сведений (пункт 7 Положения N 294).
Извещение направляется страхователю в установленном порядке и считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма. Недостающие документы или сведения представляются страхователем в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения.
В силу пункта 16 Положения N 294, пункта 19 Положения N 2375 за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона N 478-ФЗ в случае выявления в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 2 настоящей статьи, фактов представления страхователем недостоверных сведений и документов или сокрытия сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения или обеспечения по страхованию либо на исчисление размера страхового обеспечения или размера обеспечения по страхованию, территориальный орган страховщика принимает решение о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию и направляет страхователю требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию.
В рассматриваемом случае страховщиком выявлена недостоверность представленных страхователем сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами Алимовой Ю.А. Жанзаковой З.Э. пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и исчисление его размера.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски о возмещении излишне выплаченного страхового обеспечения в пользу застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Необходимыми условиями ответственности за причинение вреда являются: факт наступления вреда; наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями; размер причиненного вреда; вина причинителя вреда.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу о выплате застрахованным лицам Алимовой Ю.А. Жанзаковой З.Э. пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в излишнем размере в результате предоставления страхователем недостоверных сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком.
Частью 1.1 статьи 14 указанного Федерального закона определено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 Закона. N 255-ФЗ, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Статьей 15 Закона N 81-ФЗ определен размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком 6752 рублей. Размер минимального ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, состоящим в трудовых отношениях на территории г.Тюмень с учетом районного коэффициента 1.15 составляет 7764,80 рублей.
Из материалов дела следует, что 14.07.2020 в Фонд от Гимназии по электронным каналам связи поступил Реестр сведений с целью назначения и выплаты застрахованному лицу Алимовой Ю.А. (СНИЛС 10015639900) пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (ребенок Мухина К.А., 02.08.2019 г.р.). В предоставленном страхователем реестре сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет указан средний заработок за расчетный период Алимовой Ю.А. за 2017 год 75 5000,00 руб., за 2018 год - 81 5000 рублей, в связи с чем произведен расчет ежемесячного пособия в размере 26 152,27 рублей за полный календарный месяц. Итого сумма выплаченного пособия составила 184933,91 руб.
В ходе проверки установлено, что фактическая сумма заработка Алимовой Ю.А. в расчетном периоде составила: в 2017 году - 0,00 руб., в 2018 году - 0,00 руб. (в указанных годах находилась в отпуске по уходу до трех лет за первым ребенком Мухиным Д.А., 03.07.2016 г.р.). Заявление о замене расчетного периода не предоставлялось.
Таким образом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по уходу за ребенком Мухиной К.А. за полный календарный месяц, рассчитанное в соответствии с нормами действующего законодательства, составляет 7 764,80 руб.
С учетом изложенных обстоятельств, общая сумма излишне выплаченного страховщиком пособия застрахованному лицу Алимовой Ю.А. за период с 01.07.2020 по 02.02.2021 в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений составила 129 998,50 руб.
14.07.2020 в региональное отделение от страхователя Гимназии по электронным каналам связи поступил Реестр сведений с целью назначения и выплаты застрахованному лицу Жанзаковой З.Э. (СНИЛС 15159225155) пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (ребенок Жанзакова А.Н., 16.05.2019 г.р.).
В предоставленном страхователем реестре сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет указан средний заработок за расчетный период Жанзаковой З.Э. за 2017 год 755 000 рублей, за 2018 год - 815 000 рублей, в связи с чем произведен расчет ежемесячного пособия в размере 26 152,27 руб. за полный календарный месяц.
На основании представленных страхователем сведений и документов региональным отделением выплачено застрахованному лицу Жанзаковой З.Э. пособие по уходу за ребенком до полутора лет за период с 01.07.2020 по 16.11.2020 выплачено 118 556,96 руб.
В ходе проверки установлено, что фактическая сумма заработка Жанзаковой З.Э. в расчетном периоде составляет: в 2017 году - 102 925 руб., в 2018 году. - 119 984,72 руб. (при работе на условиях полного рабочего времени).
Таким образом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (ребенок Жанзакова А.Н.) за полный календарный месяц, рассчитанное в соответствии с нормами действующего законодательства, составляет 7 764,80 руб. С учетом данных обстоятельств, общая сумма излишне выплаченного страховщиком пособия застрахованному лицу Жанзаковой З.Э. за период с 01.07.2020 по 16.11.2020 в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений составила 83 356,53 руб.
Таким образом, денежные средства в размере 213 355,03 руб. являются излишне выплаченными и подлежат возврату в бюджет Фонда.
Согласно позиции Гимназии, убытии возникли по вине самого истца, поскольку у него имелись все необходимые сведения о заработной плате застрахованных лиц. В связи с неисполнением Фондом обязанности по контролю за расходованием средств, ответственность за неверный расчет размера страхового обеспечения и последующую излишнюю выплату застрахованным лицам пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет лежит на истце.
Отклоняя доводы Гимназии, суд апелляционной инстанции исходит из того, что Территориальный орган Фонда осуществляет контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации путем проведения выездных и камеральных проверок страхователей.
Информация о назначенных и выплаченных работодателями пособиях, а также о суммах начисленной заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые начислены страховые взносы, могла быть получена только в случае проведения проверки страхователя, который состоит в трудовых отношениях с застрахованным лицом, либо в случае обращения застрахованного лица в отделение Фонда за предоставлением государственной услуги по назначению и выплате соответствующего пособия.
Сведения по каждому страхователю, зарегистрированному в территориальном органе Фонда, отраженные в базе данных Фонда социального страхования Российской Федерации, не носят персонифицированного характера в разрезе каждого застрахованного лица.
Правовые основания для применения имеющихся у страховщика сведений о заработной плате застрахованных лиц за предыдущие проверяемые периоды для назначения и выплаты страхового обеспечения по последующим страховым случаям, отсутствуют.
С 01.07.2020 в региональном отделении назначение и выплата пособий в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется исполнительным органом Фонда непосредственно на лицевые счета застрахованных лиц (работников).
При этом особенности назначения и выплаты пособий за период до 01.01.2021 определены Положением N 294.
В соответствии с Положением N 294, формы реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядок их заполнения утверждены, приказом Фонда социального страхования РФ от 24.11.2017 N 579 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" (зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2018 N 49665). Указанный приказ действовал на момент спорных правоотношений.
Реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты территориальным органом Фонда застрахованным лицам соответствующих видов пособий, предоставляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации и подписывается квалифицированной электронной подписью, принадлежащей организации.
При этом, реестр сведений составляется страхователем в электронном виде на основании документов (информации, данных), имеющихся у работодателя (страхователя), и документов (информации, данных), предоставленных работником (застрахованным лицом).
Порядок представления реестра сведений не предполагает последующего представления страхователем в территориальный орган Фонда оригиналов документов, поступивших к нему от обратившегося застрахованного лица, на основании которых заполнен или представляется электронный реестр сведений.
При этом нормы действующего законодательства не обязывают страховщика осуществлять сплошным методом дополнительную проверку сведений, содержащихся в направляемых страхователем реестрах, при отсутствии на то каких-либо оснований.
Как указывалось выше, в силу пункта 7 Положения N 294 территориальный орган направляет страхователю извещение о представлении недостающих документов или сведений, в случае представления в территориальный орган Фонда документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, не в полном объеме.
Вместе с тем представленные страхователем реестры содержали сведения все необходимые для назначения и выплаты застрахованным лицам Алимовой Ю.А., Жанзаковой З.Э. страхового обеспечения в виде пособия по уходу за ребенком, в связи с чем оснований для направления страхователю извещения о предоставлении недостающих документов или сведений у страховщика не имелось.
Доводы Гимназии о том, что ответственность за неверный расчет страхового обеспечения возлагается на самого истца, поскольку он обязан рассчитать пособие на основании сведений о застрахованных лицах (работниках), представленных страхователем до 01.07.2020, т.е. до даты начала реализации Тюменским региональным отделением пилотного проекта "прямые выплаты", подлежат отклонению
В рамках исполнения Плана мероприятий по реализации Фондом пилотного проекта "Прямые выплаты" по переходу на осуществление страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованных лиц для предварительного определения количества получателей пособий страхователям рекомендовалось в период до 01.06.2020 представить в отделение Фонда список получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком, продолжающих получать пособие после 01.07.2020.
Указанные списки не подлежали направлению посредством электронной почты, их необходимо было предоставить лично, в том числе, на флэш носителе, на диске либо посредством почтовой корреспонденции, через личный кабинет страхователя.
Форма предоставления таких списков произвольная, законодательно не утверждена, следовательно, указанные списки не могут быть признаны основанием для назначения и выплаты пособия, а также для проведения контрольных мероприятий (проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, а также проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения).
При этом электронные реестры сведений, по форме, утвержденной приказом Фонда от 24.11.2017 N 579, являвшиеся основанием для назначения и выплаты пособий в 2020 году, в отношении указанных лиц в Региональное отделение 19.05.2020 и в период до 14.07.2020 от страхователя не поступали, документы, необходимые для назначения и выплаты указанных пособий не представлялись.
Вместе с тем представленные страхователем 14.07.2020 реестры сведений в отношении застрахованных лиц Алимовой Ю.А., Жанзаковой З.Э. по форме, утвержденной приказом Фонда N 579, содержали недостоверные сведения о средней заработной плате застрахованных лиц
Таким образом, излишняя выплата страховщиком застрахованным лицам страхового обеспечения произошла по вине ответчика в связи с его неправомерными действиями, а именно: предоставлением недостоверных сведений (размер среднего заработка за расчетный период), необходимых для назначения страховщиком страхового обеспечения застрахованным лицам.
Вопреки доводам Гимназии, в рассматриваемом случае имеется причинно-следственная связь между возникшими у истца убытками в виде излишне выплаченного страховщиком страхового пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет застрахованным лицам Аминовой Ю.В., Жанзаковой З.Э. в сумме 213 355,03 руб. и неправомерными действиями ответчика, выразившиеся в предоставлении недостоверных сведений (о среднем заработке за расчетный период), влияющих на размер страхового обеспечения.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.10.2022 по делу N А70-17831/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-17831/2022
Истец: ГУ ТЮМЕНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГИМНАЗИЯ "АВРОРА"