г. Санкт-Петербург |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А21-12084/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Жукова Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1794/2023) ООО "Гостиница "Беккер" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.12.2022 по делу N А21-12084/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принтятое
по иску государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
к обществу с ограниченной ответственностью "Гостиница "Беккер"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - истец, ГП КО "ЕСОО", региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гостиница "Беккер" (далее - ответчик, ООО "Гостиница "Беккер", потребитель) о взыскании 11 285 рублей 97 копеек задолженности за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми бытовыми отходами за период с 01.04.2020 по 30.06.2020, 7 748 рублей 08 копеек пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по состоянию на 31.03.2022.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда в виде резолютивной части от 12.12.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
По ходатайству истца судом первой инстанции было изготовлено мотивированное решение от 20.12.2022.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ГП КО "ЕСОО" отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда первой инстанции о том, что ответчик не инициировал доступ на территорию гостиничного комплекса исполнителю услуг к месту сбора и хранения ТКО в спорный период, что повлияло на неоказание услуг по договору исполнителем.
Податель жалобы обратил внимание на то, что факт неоказания услуг по вывозу ТКО в спорный период не оспаривается региональным оператором.
02.02.2023 от истца в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов ответчика.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что ГП КО "ЕСОО" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области и действует с 01.01.2019.
Региональный оператор действует на основании Лицензии N (39)-4360-СТУРБ/П от 24.09.2019 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП КО "ЕСОО" 20.06.2018.
В пункте 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N1156) под потребителем понимается собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Гостиница "Беккер" (далее - потребитель) является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания. Одним из дополнительных видов деятельности является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
Частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Правилам N 1156.
Из материалов настоящего дела следует, что 28.12.2018 ООО "Гостиница "Беккер" подало заявку вх. N 1391 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, на основании которой между истцом и ответчиком был заключен договор N 230701634 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее -договор N 230701634), в соответствии с пунктом 2 которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте которые определены в настоящим договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
В приложении N 1 к названному договору указаны сведения о наименовании объектов, адресах объектов, ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов), наименованиях отходов, объемах принимаемых ТКО, местах накопления, периодичности вывоза.
Согласно пункту 5 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019.
Под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (пункт 6 договора).
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.03.2019 N 28-06окк/19 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 "96-040кк/18" единый тариф на услуги регионального оператора составляет: с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 425,63 руб./куб.м (без НДС); с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 407,17 руб./куб.м (без НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 16.12.2020 N 124-05окк/20 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2019 N 131-07окк/19" установлен единый тариф на услуги регионального оператора за следующие периоды с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 488,57 руб./куб.м; с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 506,16 руб./куб.м; с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 506,16 руб./куб.м; с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 523,37 руб./куб.м, с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 523,37 руб/куб. (НДС не облагается).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 (десятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора (пункт 7 договора).
Истец формировал и предоставлял платежные документы на адрес электронной почты ответчика.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (пункт 17 договора).
Нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 04.05.2018 N 203" (далее - Приказ N218).
Методика расчета объема принимаемых ТКО в месяц выглядит следующим образом: расчетная единица х норматив накопления: 12 месяцев = объем оказанных услуг в месяц.
Расчет объема ТКО ООО "Гостиница "Беккер" истец произвел на основании представленных ответчиком документов и норматива накопления ТКО согласно приложению N 2 Приказа N 218 по категории объекта: по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, пгт. Янтарный, ул. Советская, д. 72 - "Гостиницы" (сельские населенные пункты) - 77 койко-мест х 1,2 м куб./год : 12~7,7 м куб./мес.
Согласно расчету истца задолженность ответчика по договору N 230701634 за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 составила 11 285 рублей 97 копеек.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 23 договора).
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате по спорному договору региональный оператор начислил потребителю 7 748 рублей 08 копеек неустойки по состоянию на 31.03.2022.
23.08.2022 истец направил ответчику претензию N 13983 с предложением погасить задолженность за оказанные услуги по договору, что подтверждается отчетом об отслеживании отправлений N 80098875998740.
Невыполнение в добровольном порядке требований региональный оператор ответчиком послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств по делу суд первой инстанции пришел к правомерному заключению об обоснованности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает необоснованными в связи со следующим.
На основании части 4 статьи 24.7 Закона об отходах и пункта 5 Правил N 1156 между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления заключается договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Предложение о заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО было размещено на официальном сайте Регионального оператора www.new.esoo39.ru 12.12.2018, а также опубликовано в газете "Комсомольская правда"N 28 (738) на 16-22 июля 2018 года.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 Правил N 1156.
Услуги регионального оператора по обращению с ТКО относятся к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), а характер правоотношений носит абонентский характер (исходя из положений статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации и норм Правил N 1156).
Данное обстоятельство предполагает наличие у потребителя обязанности оплатить услуги вне зависимости от затребованного в рассматриваемый период исполнения. Соответственно, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения (соответствующая правовая позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2021 по делу N А70-19349/2019).
По смыслу раздела 1(1) Правил N 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Равным образом, именно собственник ТКО инициирует необходимость заезда машины регионального оператора на свою площадку. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения абонентской платы региональному оператору, во-вторых, также и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем. С учетом установленной абонентской обязанности по оплате услуг регионального оператора не является основанием для освобождения собственника ТКО от этой обязанности и факт заключения им договора на обращение с ТКО (либо входящих в этот термин одного или нескольких видов деятельности) с лицом, не являющимся региональным оператором, а также факт исполнения таким лицом обязанностей по указанному договору. Данный правовой подход сформулирован в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2021 по делу N А70-93/2021, а также в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.03.2021 по делу N А70-19349/2019, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2021 по делу N А21-3578/2020).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого юридического лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора. Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правил}' функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя (в данном случае Ответчика), так и для регионального оператора (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу N А21-16462/2019, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 по делу N А21-321/2020).
Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя, так и для регионального оператора (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу N А21-16462/2019, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 по делу N А21-321/2020.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В связи с невыполнением ответчиком обязанности по оплате оказанных истцом в соответствии с договором услуг, сумма долга в размере 11 285 рублей 97 копеек подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Суд первой инстанции правомерно признал исковое заявление в этой части обоснованным по праву и по размеру.
Также истец заявил требование о взыскании 7 748 рублей 08 копеек неустойки по состоянию на 31.03.2022.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором всем без исключения образователям таких отходов подтверждается сложившейся судебной практикой (решениями Арбитражного суда Калининградской области от 09.06.2020 по делу N А21-3320/2020, от 09.09.2020 по делу N А21-3335/2020, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.05.2021 по делу N А21- 2565/2020, Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 N 20АП-1310/22 по делу N А62-2597/2021, Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2022 г. N 20АП-2396/22 по делу N А09-9811/2021, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2022 по делу N А62-7970/2020 и определение Верховного суда от 26.09.2022 по делу N 310-ЭС22-16905).
В соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание и захоронение, хранение отходов в местах и установках, специально не предназначенных для этих целей, а также передача ТКО лицам, не являющимися региональным оператором, в том числе в пункты приема вторсырья и иным специализированным организациям, запрещена (Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3622/22 от 01.07.2022). Заключение договоров с иными лицами возможно только на иные виды отходов, не входящие в состав ТКО.
Между истцом и ответчиком заключен договор N 230701634 на оказание услуг по обращению с ТКО. Ответчик свою хозяйственную деятельность не прекращал, следовательно, в силу закона отношения между региональным оператором и потребителем не могут быть прекращены.
В соответствии с обзорами по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 и N 2, утвержденными Президиумами Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2020 и 30.04.2020 режим пандемии не признай обстоятельством непреодолимой силы, а также не является основанием для освобождения от оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (решение арбитражного суда Калининградской области от 09.02.2020 по делу N А21-10967/2020, решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-12867/2021).
Ссылка на то, что в спорный период времени деятельность не велась является несостоятельной, поскольку установленный расчетный метод определения количества образуемых ТКО не предполагает учет нерабочих дней; расчет стоимости оказанных услуг произведен исходя из площади занимаемых ответчиком помещений, и не зависит от фактического графика работы объекта или количества нерабочих дней. Данный вопрос являлся предметом рассмотрения в арбитражных судах (решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-130/2021, решение Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-12867/2021).
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме, расходы по государственной пошлине за рассмотрение настоящей жалобы остаются на ответчике.
Поскольку оригинал платежного поручения от 29.12.2022 N 334 на сумму 3 000 рублей ООО "Гостиница "Беккер" не представлен, в назначении платежа номер рассматриваемого дела не указан, апелляционный суд полагает необходимым взыскать в доход федерального бюджета Российской Федерации с ответчика государственную пошлину по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.12.2022 по делу N А21-12084/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Гостиница "Беккер" в доход федерального бюджета Российской Федерации 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12084/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Ответчик: ООО "ГОСТИНИЦА "БЕККЕР"