город Ростов-на-Дону |
|
05 марта 2024 г. |
дело N А32-36560/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деминой Я.А.,
судей Гамова Д.С., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситдиковой Е.А.,
при участии посредством проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции:
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару: представителя Бурхановой Е.А. по доверенности от 18.10.2021,
от ООО "МАС Сидс": представителя Фролова О.Р. по доверенности от 30.06.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАС Сидс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2023 по делу N А32-36560/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАС Сидс" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару о признании незаконным решения;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МАС Сидс" (далее - заявитель, общество, ООО "МАС Сидс", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России N 2 по г. Краснодару (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения налогового органа об отказе включить переплату по налогу на прибыль в размере 16 379 714,00 рублей, обязании ИФНС России N 2 по г. Краснодару скорректировать сальдо Единого налогового счета ООО "МАС Сидс" и включить в него переплату по налогу на прибыль в размере 16 379 714,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2023 по делу N А32-36560/2023 в удовлетворении заявленных требований и судебных расходов отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "МАС Сидс" в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжаловало решение от 12.12.2023, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судебный акт вынесен с нарушением нор материального права. Заявитель указывает о невозможности образования переплаты по налогу на прибыль организаций, со дня уплаты которой прошло более трех лет, по причине отсутствия последовательно прослеживаемой в течение трех лет переплаты.
От Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару посредством сервиса подачи документов в электронном виде "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "МАС Сидс" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.10.2022 налогоплательщик получил от Инспекции ФНС России N 2 по г. Краснодару информационное сообщение о состоянии расчетов с бюджетом N 2022-3651, согласно которому Инспекция в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и внедрением Единого налогового счета (далее - ЕНС) налогоплательщика предоставило обществу информацию о состоянии расчетов заявителя с бюджетом на 23.10.2022.
В указанном Информационном сообщении ИФНС указала, что у общества имеются излишне уплаченные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, со дня уплаты которых прошло более трех лет в сумме 16 379 714,00 рублей, а именно:
в том числе, излишне уплаченные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, со дня уплаты которых прошло более трех лет | ||
КБК |
ОКТМО |
Сумма переплаты, налог |
18210101012020000110 |
03701000 |
12 285420,00 рублей |
18210101012020000110 |
20701000 |
1354 338,00 рублей |
18210101011010000110 |
03701000 |
2 739 956,00 рублей |
Также в Информационном сообщении ИФНС указало, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" при определении сальдо ЕНС не учитываются излишне уплаченные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Не согласившись с решением ИФНС об отказе сформировать сальдо ЕНС с учетом вышеуказанных сумм, заявитель направил жалобу в ИФНС (исх. N 51 от 11.04.2023), в которой просил ИФНС провести сверку расчетов, внести изменения в лицевой счет налогоплательщика, а также скорректировать сальдо расчетов по ЕНС, отразив переплату по налогу на прибыль в размере 16 379 714,00 рублей по КБК и ОКТМО согласно таблице выше. В указанной жалобе налогоплательщик предоставил информацию об отсутствии у него излишне уплаченных сумм налога на прибыль, со дня уплаты которых прошло более трех лет.
11 мая 2023 года заявитель получил решение по жалобе исх.
N 26-08/12826@ от 11.05.2023 от Управления ФНС по Краснодарскому краю, которым Управление отказало заявителю в удовлетворении заявленных требований.
По мнению общества, указанное решение ИФНС об отказе включения в сальдо ЕНС переплаты по налогу на прибыль в размере 16 379 714,00 рублей по КБК и ОКТМО противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, в связи с чем, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Не согласившись с вынесенным решением об отказе включить переплату по налогу на прибыль в размере 16 379 714,00 рублей, обязании ИФНС России N 2 по г. Краснодару скорректировать сальдо Единого налогового счета ООО "МАС Сидс" и включить в него переплату по налогу на прибыль в размере 16 379 714,00 рублей, общество обжаловало его в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд Краснодарского края.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу признается календарный год, а отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно редакции Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.01.2023, порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиком суммы налога по итогам налогового периода.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено статьей 286 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2023, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Также в течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном ст. 286 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023.
Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и сроки, определенные статьей 287 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Согласно пункту 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2023, налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Согласно пункту 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2023, налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 01.01.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 263-ФЗ), предусматривающий введение института Единого социального налога (далее - ЕНС) и особенности его формирования.
Законом N 263-ФЗ установлены особенности формирования сальдо ЕНС на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 сведений о суммах денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и совокупной обязанности.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 4 Закона N 263-ФЗ не признаются излишне перечисленными денежными средствами суммы излишне уплаченных по состоянию на 31.12.2022 налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Кодексом процентов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Следовательно, такие суммы не учитываются при формировании сальдо ЕНС на 01.01.2023.
Как следует из материалов дела, 23.03.2020 обществом в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2019 год (КБК 18210101012020000110, ОКТМО 03701000) рег. N 957164440 со сроком уплаты 12.05.2020 в которой всего уменьшено налога по расчету на сумму 17 692 257,00 рублей, в том числе:
- на 14 465 253,00 рублей (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет Российской Федерации). Данная переплата частично зачтена в размере 2 179 833 рубля в счет погашения недоимки в начисление налога по расчету со сроком уплаты 12.05.2020 на сумму 47 839 253 рубля за отчетный период 1 квартал 2020 года.
Остаток переплаты составил 12 285 420 рублей.
Соответственно, данный остаток переплаты (12 285 420 рублей) включен в информационное сообщение о состоянии расчетов с бюджетом от 26.10.2022 N 2022-3651 как переплата, со дня уплаты которой прошло свыше трех лет.
- 3 227 004,00 рублей (налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации).
Данная переплата частично зачтена:
в размере 250 064,00 рублей в счет погашения недоимки в начисление аванса по сроку уплаты 28.05.2020 за отчетный период полугодие 2020 года на сумму 3 444 399,00 рублей;
в размере 236 982,00 рублей в счет погашения недоимки в начисление налога по расчету по сроку уплаты 12.05.2020 за отчетный период 1 квартал 2020 года на сумму 10 333 196,00 рублей;
в размере 1,00 рублей в счет погашения недоимки в начисление аванса по сроку уплаты 28.07.2020 отчетный период 9 месяцев 2020 года на сумму 704 441,00 рублей;
в размере 1,00 рублей в счет погашения недоимки в начисление аванса по сроку уплаты 28.08.2020 отчетный период 9 месяцев 2020 на сумму 704 441,00 рублей;
Остаток переплаты составил 2 739 956,00 рублей.
Соответственно, данный остаток переплаты (2 739 956,00 рублей) включен в информационное сообщение о состоянии расчетов с бюджетом от 26.10.2022 N 2022-3651 как переплата, со дня уплаты которой прошло свыше трех лет.
Одновременно налогоплательщиком в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа (код Инспекции 3662) представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации за отчетный период 2019 год (КБК 18210101012020000110, ОКТМО 20701000) по сроку уплаты 12.05.2020, в которой обществом заявлено уменьшение налога по расчету на сумму 2 013 199,00 рублей. Данная переплата частично зачтена:
в размере 66 473,00 рублей в счет погашения недоимки в начисление аванса по сроку уплаты 28.05.2020 за отчетный период полугодие 2020 год на сумму 2 156 767,00 рублей;
в размере 101 750,00 рублей в счет погашения недоимки в начисление аванса по сроку уплаты 12.05.2020 за отчетный период полугодие 2020 год на сумму 2 156 767,00 рублей;
в размере 245 318,00 рублей в счет погашения недоимки в начисление аванса по сроку уплаты 28.05.2020 за отчетный период полугодие 2020 год на сумму 2 156 767,00 рублей;
в размере 245 320,00 рублей в счет погашения недоимки в начисление аванса по сроку уплаты 29.06.2020 за отчетный период полугодие 2020 год на сумму 2 156 769,00 рублей;
Остаток переплаты составил 1 354 338,00 рублей.
Соответственно, данный остаток переплаты 1 354 338,00 рублей включен в информационное сообщение о состоянии расчетов с бюджетом от 26.10.2022 N 2022-3651 как переплата, со дня уплаты которой прошло свыше трех лет.
Таким образом, во вкладку "Переплата свыше 3-х лет" информационного сообщения о состоянии расчетов с бюджетом от 26.10.2022 N 2022-3651 включена переплата в размере 16 379 714,00 рублей по налогу на прибыль, а именно:
По КПП: 231001001 Налог на прибыль организаций в размере 12 285 420,00 рублей КБК: 18210101012020000110 ОКТМО 03701000;
По КПП: 366245001 Налог на прибыль организаций в размере 1 354 338,00 рублей КБК: 18210101012020000110 ОКТМО 20701000;
По КПП: 231001001 Налог на прибыль организаций в размере 2 739 956,00 рублей КБК: 18210101011010000110 ОКТМО 03701000.
Судом установлено, что в период с 2017 года по 2019 год (поскольку спорная переплата образовалась 23.03.2020 в связи с представлением обществом декларации по налогу на прибыль за 2019 год) обществом произведены следующие уплаты налога на прибыль организаций:
1. По КБК 18210101011010000110 ОКТМО 03701000:
6 287 523,00 рублей платежное поручение N 1083 от 28.04.2017;
2 095 841,00 рублей платежное поручение N 1084 от 28.04.2017;
2 095 841,00 рублей платежное поручение N 1342 от 25.05.2017;
2 095 841,00 рублей платежное поручение N 1592 от 27.06.2017;
2 287 977,00 рублей платежное поручение N 995 от 26.04.2018;
363 931,00 рублей платежное поручение N 997 от 26.04.2018;
2 287 977,00 рублей платежное поручение N 1274 от 23.05.2018;
2 287 977,00 рублей платежное поручение N 1557 от 22.06.2018;
854 026,00 рублей платежное поручение N 1628 от 21.06.2019.
2. По КБК 18210101012020000110 ОКТМО 03701000:
13 274 915,00 рублей платежное поручение N 1085 от 28.04.2017;
10 991 638,00 рублей платежное поручение N 1086 от 28.04.2017;
10 991 638,00 рублей платежное поручение N 1343 от 25.05.2017;
10 991 639,00 рублей платежное поручение N 1593 от 27.06.2017;
4 907 932,00 рублей платежное поручение N 996 от 26.04.2018;
10 401 983,00 рублей платежное поручение N 1275 от 23.05.2018;
10 401 983,00 рублей платежное поручение N 1558 от 22.06.2018;
2 504 646,00 рублей платежное поручение N 1629 от 21.06.2019.
3. По КБК 18210101012020000110 ОКТМО 20701000:
826 600 рулей платежное поручение N 1087 от 28.04.2017;
275 533,00 рублей платежное поручение N 1088 от 28.04.2017;
275 533,00 рублей платежное поручение N 1344 от 25.05.2017;
275 534,00 рублей платежное поручение N 1596 от 26.06.2017;
1 349 463,00 рублей платежное поручение N 1899 от 27.07.2017;
320 368,00 рублей платежное поручение N 1900 от 27.07.2017;
320 368,00 рублей платежное поручение N 2153 от 23.08.2017;
320 368,00 рублей платежное поручение N 2416 от 22.09.2017;
451 552,00 рубля платежное поручение N 1003 от 24.04.2018;
850 517,00 рублей платежное поручение N 1004 от 24.04.2018;
850 517,00 рублей платежное поручение N 1278 от 23.05.2018;
850 518,00 рублей платежное поручение N 1561 от 22.06.2018;
689 322,00 рубля платежное поручение N 23968 от 06.05.2019;
1 296 440,00 рублей платежное поручение N 23964 от 06.05.2019;
1 296 440,00 рублей платежное поручение N 35973 от 05.06.2019;
1 296 442,00 рублей платежное поручение N 43166 от 25.06.2019.
4. По КБК 18210101012020000110 ОКТМО 36708000:
274 220,00 рублей платежное поручение N 1595 от 26.06.2017;
199 601,00 рублей платежное поручение N 1901 от 27.07.2017;
46 549,00 рублей платежное поручение N 1902 от 27.07.2017;
199 601,00 рублей платежное поручение N 2152 от 23.08.2017;
199 601,00 рублей платежное поручение N 2415 от 22.09.2017;
1 464 865,00 рублей платежное поручение N 1001 от 24.04.2018;
811 622,00 рублей платежное поручение N 1002 от 24.04.2018;
811 622,00 рублей платежное поручение N 1277 от 23.05.2018;
811 621,00 рублей платежное поручение N 1560 от 22.06.2018;
380 218,00 рублей платежное поручение N 1630 от 21.06.2019.
Таким образом, поскольку последние платежные поручения об уплате обществом налога на прибыль организаций датированы июнем 2019 года, то такие суммы, как обоснованно указано судом первой инстанции, правомерно не учтены налоговым органом при формировании сальдо ЕНС на 01.01.2023, поскольку с момента их уплаты прошло свыше трех лет, что согласуется с положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Закона N 263-ФЗ.
Следовательно, довод заявителя о неправомерности неотражения налоговым органом спорной переплаты по налогу на прибыль в размере 16 379 714,00 рублей в сальдо ЕНС правомерно признан необоснованным.
В силу пункта 1 статьи 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, сумма излишне уплаченного налога подлежала зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежала возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производилась только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (пункт 6 статьи 78 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
С 01.01.2023 возврат излишне уплаченного налога осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 79 НК РФ "Возврат денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета".
При этом пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что излишне перечисленными денежными средствами не признаются суммы излишне уплаченных по состоянию на 31 декабря 2022 года налогов, сборов страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что содержащаяся в пункте 8 статьи 78 НК РФ норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Таким образом, на основании правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, к возникшим спорным правоотношениям подлежат применению нормы гражданского законодательства, в связи с чем иск может быть заявлен в пределах общего срока исковой давности, который начинается с даты, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего имущественного права (о переплате налога).
Установление сроков исковой давности (то есть срока для защиты интересов лица, права которого нарушены), а также последствий его пропуска, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.10.2006 N 439-О, от 21.12.2006 N 576-О, от 20.11.2008 N 823-О-О, от 28.05.2009 N 595-О-О, 28.05.2009 N 600-О-О, от 25.02.2010 N 266-О-О). Целью установления соответствующих сроков давности в налоговых правоотношениях является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, стабильности правопорядка и рациональной организации деятельности правоприменителя, так и сохранение необходимой стабильности правовых отношений и гарантирование конституционных прав лица (постановления от 27.04.2001 N 7-П и от 14.07.2005 N 9-П, определение от 03.11.2006 N 445-О, от 24.06.2009 N 11-П).
В пункте 79 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также указано, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В то же время, применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет, считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, следует, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Ограничительный перечень событий и фактов, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишне уплаченной сумме налога, законодательством не установлен, следовательно, определяется судом самостоятельно на основе анализа представленных в суд доказательств и их оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Кроме того, необходимо учитывать, когда формируется окончательная налоговая база по конкретному налогу и срок представления соответствующей отчетности в орган контроля (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10). Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК РФ).
Таким образом, юридические основания для возврата излишне уплаченного налога на прибыль наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
В силу пункта 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@, декларация по налогу на прибыль составляется нарастающим итогом с начала года.
Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (пункт 1 статьи 285 Кодекса), а именно по его итогам уплачивается сам налог на прибыль. А все платежи, которые организация перечисляет в бюджет в течение года, являются авансовыми. Вместе с тем, авансовые платежи с учетом характера и установленных порядков исчисления и уплаты налога на прибыль организации входят в структуру указанного налога и приобретают статус уплаченного налога в момент, установленный Кодексом как день уплаты налога за налоговый период. Такие разъяснения Федеральной налоговой службы приведены в письме от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 "О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2023 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В постановлении от 28.06.2011 N 17750/10 Президиум ВАС РФ указал, что определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Основания для возврата излишне уплаченных сумм по налогу на прибыль наступают по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган, то есть 28 марта года, следующего за годом, в котором образовалась переплата.
Так, поскольку срок представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2019 год наступил 28.03.2020, то по состоянию на 28.03.2020, как обоснованно указано судом, общество не могло не знать о наличии спорной переплаты.
До 01.01.2023 порядок возврата суммы излишне уплаченного налога регулировался статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежала возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 Кодекса) налогоплательщика в течении одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Таким образом, с учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.20211 N 17750/10, Общество имело право на подачу заявления на возврат/зачет спорной переплаты в срок до 28.03.2023.
Судом установлено, что общество за период с июня 2019 по 20.09.2023 в Инспекцию с заявлением о возврате спорной переплаты не обращалось, однако об имеющейся переплате по налогу Инспекцией проинформировано сообщением о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 07.09.2021 N 24853 и сообщением о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 03.10.2022 N 4252.
При этом ссылка общества на сообщение о факте излишней уплаты (взыскания) налога от 03.10.2022 N 4685, которым переплата в размере 2 739 956,00 рублей отнесена налоговым органом к налоговому периоду 2021 года, признана несостоятельной, поскольку отраженная в сообщении о факте излишней уплаты от 03.10.2022 N 4685 переплата в размере 2 735 959,00 рублей образована в результате излишней уплаты за налоговый период 2021 года, а не 2019 года, следовательно, к спорной переплате отношения не имеет.
Судом также отмечено, что приведенные в заявлении выдержки из выписки операций по расчету с бюджетом с 01.01.2020 по 31.12.2020 также не имеют правового значения при рассмотрении данного спора, поскольку зачеты денежных средств в счет самостоятельно исчисленных сумм налога к уплате по представленным налогоплательщиком налоговым декларациям произведены в пределах трех лет со дня их уплаты.
Кроме того, Инспекцией составлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам с заявителем N 022-129445 за период с 01.01.2022 по 07.08.2022, что также подтверждает тот факт того, что общество знало о наличии спорной переплаты по налогу на прибыль.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на дату обращения в суд обществом пропущен трехлетний срок для возврата (зачета) спорной переплаты, исчисляемый в порядке, изложенном в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.20211 N 17750/10.
В возражениях общество выражает несогласие с доводом налогового органа об образовании в результате представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2019 год переплаты, со дня уплаты которой прошли три года, ссылаясь на наличие задолженности по указанному налогу на конец 1 квартала 2020 года.
Одновременно заявитель указывает, что переплата по налогу на прибыль организаций за 2019 год сформировала положительное сальдо на начало следующего налогового периода 2020 года и была прямо отражена в выписке операций по расчету с бюджетом по состоянию с 01.01.2020 по 31.12.2020. После подачи 19.06.2020 заявителем уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2020 года вся переплата по налогу за 2019 год зачтена налоговым органом в счет погашения недоимки по налогу на прибыль организаций, при этом даже с учетом проведенного налоговым органом зачета у общества все равно осталась задолженность перед бюджетом.
Признавая данные доводы несостоятельными, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как указывалось ранее, из карточек расчетов с бюджетом по налогу на прибыль организаций следует, что с 27.07.2017 по 13.05.2020 за обществом числится непрерывная переплата по налогу на прибыль организаций.
1. По КБК 18210101011010000110 ОКТМО 03701000: 6 287 523,00 рублей платежное поручение N 1083 от 28.04.2017; 2 095 841,00 рублей платежное поручение N 1084 от 28.04.2017; 2 095 841,00 рублей платежное поручение N 1342 от 25.05.2017; 2 095 841,00 рублей платежное поручение N 1592 от 27.06.2017;
2 287 977,00 рублей платежное поручение N 995 от 26.04.2018; 363 931,00 рублей платежное поручение N 997 от 26.04.2018; 2 287 977,00 рублей платежное поручение N 1274 от 23.05.2018; 2 287 977,00 рублей платежное поручение N 1557 от 22.06.2018; 854 026,00 рублей платежное поручение N 1628 от 21.06.2019.
2. По КБК 18210101012020000110 ОКТМО 03701000: 13 274 915,00 рублей платежное поручение N 1085 от 28.04.2017; 10 991 638,00 рублей платежное поручение N 1086 от 28.04.2017; 10 991 638,00 рублей платежное поручение N 1343 от 25.05.2017; 10 991 639,00 рублей платежное поручение N 1593 от 27.06.2017;
4 907 932,00 рублей платежное поручение N 996 от 26.04.2018; 10 401 983,00 рублей платежное поручение N 1275 от 23.05.2018; 10 401 983,00 рублей платежное поручение N 1558 от 22.06.2018; 2 504 646,00 рублей платежное поручение N 1629 от 21.06.2019.
3. По КБК 18210101012020000110 ОКТМО 20701000: 826 600 рулей платежное поручение N 1087 от 28.04.2017; 275 533,00 рублей платежное поручение N 1088 от 28.04.2017; 275 533,00 рублей платежное поручение N 1344 от 25.05.2017; 275 534,00 рублей платежное поручение N 1596 от 26.06.2017;
1 349 463,00 рублей платежное поручение N 1899 от 27.07.2017; 320 368,00 рублей платежное поручение N 1900 от 27.07.2017; 320 368,00 рублей платежное поручение N 2153 от 23.08.2017; 320 368,00 рублей платежное поручение N 2416 от 22.09.2017; 451 552,00 рубля платежное поручение N 1003 от 24.04.2018; 850 517,00 рублей платежное поручение N 1004 от 24.04.2018; 850 517,00 рублей платежное поручение N 1278 от 23.05.2018; 850 518,00 рублей платежное поручение N 1561 от 22.06.2018; 689 322,00 рубля платежное поручение N 23968 от 06.05.2019;
1 296 440,00 рублей платежное поручение N 23964 от 06.05.2019; 1 296 440,00 рублей платежное поручение N35973 от 05.06.2019; 1 296 442,00 рублей платежное поручение N43166 от 25.06.2019.
Таким образом, поскольку последние платежные поручения об уплате обществом налога на прибыль организаций датированы июнем 2019 года, то такие суммы правомерно не учтены налоговым органом при формировании сальдо ЕНС на 01.01.2023, а также включены в информационное сообщение от 26.10.2022 N 2022-3651 в качестве просроченной переплаты, поскольку с момента их уплаты прошло свыше трех лет, что согласуется с положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Закона N 263 -ФЗ.
Следовательно, довод заявителя о неправомерности неотражения налоговым органом спорной переплаты по налогу на прибыль в размере 16 379 714,00 рублей в сальдо ЕНС правомерно признан судом необоснованным.
Судом также правомерно признан необоснованным и довод общества о том, что вся переплата по налогу на прибыль организаций за 2019 год зачтена налоговым органом в счет погашения недоимки по данному налогу, поскольку из выписки из карточек расчетов с бюджетом по дате прямо усматривается, что на дату представления 23.03.2020 деклараций по налогу на прибыль за 2019 год N 957164440 и N 957305061 с заявленными суммами налога к уменьшению в размере 17 692 257,00 рублей и 2 013 199,00 рублей сформировался остаток операции, а иными словами - переплата, в т.ч.:
* по КБК 18210101012020000110, ОКТМО 03701000 остаток переплаты составил 12 285 420 рублей (из уменьшенных 14 465 253,00 рублей переплата частично зачтена в размере 2 179 833,00 рублей в счет погашения недоимки за отчетный период 1 квартал 2020 года);
* по КБК 18210101011010000110, ОКТМО 03701000 остаток переплаты составил 2 739 956 рублей (из уменьшенных 3 227 004,00 рублей переплата частично зачтена в размере 487 048 рублей в счет погашения недоимки за отчетные периоды 1 -3 кварталы 2020 года);
* по КБК 18210101012020000110, ОКТМО 20701000 остаток переплаты составил 1 354 338 рублей (из уменьшенных 2 013 199,00 рублей переплата частично зачтена в размере 658 861,00 рублей в счет погашения недоимки за отчетный период полугодие 2020 года).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорная переплата налоговым органом в начислениях не учитывалась, при этом действительно отражена в карточках расчетов с бюджетом, потому как списание налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, в том числе со дня уплаты которых прошло более трех лет, НК РФ не предусмотрено.
Аналогичные разъяснения содержит письмо Минфина России от 28.12.2021 N 03- 02-11/106695.
Таким образом, действия Инспекции по включению спорной переплаты по налогу на прибыль организаций в размере 16 379 714,00 рублей в информационное сообщение о состоянии расчетов с бюджетом от 26.10.2022 N 2022-3651, как переплаты, со дня уплаты которой прошло свыше трех лет, законно, а правовые основания для включения в ЕНС спорной переплаты отсутствуют.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа об отказе включить переплату по налогу на прибыль в размере 16 379 714,00 рублей, обязании ИФНС России N 2 по г. Краснодару скорректировать сальдо Единого налогового счета ООО "МАС Сидс" и включить в него переплату по налогу на прибыль в размере 16 379 714,00 рублей, не противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано.
В части довода налогоплательщика о невозможности образования переплаты по налогу на прибыль организаций, со дня уплаты которой прошло более 3-х лет, по причине отсутствия последовательно прослеживаемой в течение 3-х лет переплаты налоговый орган пояснил следующее.
Как видно из карточек расчетов с бюджетом общества по налогу на прибыль организаций на 31.12.2022 имелась переплата, которая впоследствии по состоянию на 01.01.2023 передана в ЕНС за исключением той, со дня уплаты которой прошло более трех лет, а именно:
по налогу на прибыль организаций КБК 18210101012020000110 ОКТМО 03701000 переплата по состоянию на 31.12.2022 составляла 110 990 845,12 рублей, в том числе спорная переплата 12 285 420,00 рублей. Сальдо на дату конвертации в ЕНС 01.01.2023 составило 98 705 425,12 рублей (т.е. за минусом суммы переплаты в размере 12 85 420 рублей, с момента уплаты которой прошло более 3-х лет).
по налогу на прибыль организаций КБК 18210101012020000110 ОКТМО 20701000 переплата по состоянию на 31.12.2022 составляла 8 240 086,00 рублей, в том числе спорная переплата 1 354 338,00 рублей. Сальдо на дату конвертации в ЕНС (01.01.2023) составило 6 885 748,00 рублей (т.е. за минусом суммы переплаты в размере 1 354 338,00 рублей с момента уплаты которой прошло более 3-х лет).
по налогу на прибыль организаций КБК 18210101011010000110 ОКТМО 03701000 переплата по состоянию на 31.12.2022 составляла 21 489 129,00 рублей, в том числе спорная переплата 2 739 956,00 рублей. Сальдо на дату конвертации в ЕНС (01.01.2023) составило 18 749 173,00 рублей (т.е. за минусом суммы переплаты в размере 2 739 956 рублей с момента уплаты которой прошло более 3-х лет).
Кроме того, из содержащихся в материалах дела выписок из карточек расчетов с бюджетом по налогу на прибыль организаций следует, что с 27.07.2017 по 13.05.2020 у общества числится непрерывная переплата по налогу на прибыль организаций.
23 марта 2020 года обществом в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2019 год (КБК 18210101012020000110, ОКТМО 03701000) per. N 957164440 со сроком уплаты 12.05.2020 в которой всего уменьшено налога по расчету на сумму 17 692 257 рублей.
При этом в период с 2017 года по 2019 год (поскольку спорная переплата образовалась 23.03.2020 в связи с представлением обществом деклараций по налогу на прибыль за 2019 год N 957164440 и N 957305061).
Таким образом, поскольку декларация по налогу на прибыль организаций за 2019 год сдана с уменьшением сумм налога, а иных платежей по налогу на прибыль организаций за 2019 год, помимо приведенных выше, налогоплательщиком не произведено, то довод заявителя об отсутствии в течении 3-х лет последовательно прослеживаемой задолженности не имеет правового значения при рассмотрении дела.
Довод апелляционной жалобы о неверном толковании и применении судом первой инстанции норм материального права подлежит отклонению, исходя из следующего.
Общество, полагая, что суд первой инстанции неверно применил установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) порядок исчисления трехлетнего срока на подачу заявления на возврат суммы переплаты, одновременно указав на фактически произведенный налоговым органом зачет, не учел следующего.
Как уже указывалось ранее, списание налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, в том числе со дня уплаты которых прошло более трех лет, НК РФ не предусмотрено.
Зачет переплаты по налогу, возникшей в одном налоговом периоде, в счет погашения недоимки, образовавшейся в другом налоговом периоде, производится налоговым органом самостоятельно и автоматически путем сторнирования переплаты и начислений в КРСБ, без волеизъявления налогоплательщика и без принятия письменного решения, что соответствует природе платежей по одному налогу.
При наличии недоимки по другому налогу зачет производится по решению налогового органа на основании заявления налогоплательщика ввиду различия налогов и необходимости осуществления такого зачета с привлечением органа Федерального казначейства.
Иными словами, до 01.01.2023 налогоплательщик фактически мог пользоваться переплатой, со дня уплаты которой прошло более трех лет, путем автоматического ее зачета в счет начислений по одному виду налога, при этом с учетом положений пункта 7 статьи 78 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) не имел правовых оснований на зачет/возврат такой переплаты. А с 01.01.2023 с учетом введения федеральным законодателем подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Закона N 263-ФЗ подобная переплата подлежала исключению из сальдо ЕНС.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2023 по делу N А32-36560/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Я.А. Демина |
Судьи |
Д.С. Гамов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36560/2023
Истец: ООО "МАС Сидс"
Ответчик: ИФНС N2 по г. Краснодару, ИФНС России N 2 по к. Краснодару