город Ростов-на-Дону |
|
27 апреля 2023 г. |
дело N А53-32056/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Петросьян Н.В.,
при участии:
от заявителя: Боданова Е.А. п доверенности от 18.07.2022,
от третьего лица Чайка В.Д.: Александрова А.А. по доверенности от 08.02.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Чайка Виталия Дмитриевича
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2023 по делу N А53-32056/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фармаси" в лице конкурсного управляющего Кладова Бориса Анатольевича
к Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области,
при участии третьих лиц: Чайка Виталия Дмитриевича, общества с ограниченной ответственностью "Феникс Плюс",
о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фармаси" в лице конкурсного управляющего Кладова Бориса Анатольевича (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, налоговая) и к третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, обществу с ограниченной ответственностью "Феникс Плюс" и Чайкину В.Д., о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области от 14.07.2022 N22760А о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Феникс Плюс" (ОГРН 1106194003145, ИНН 6162057058) в связи с его ликвидацией; признании недействительной записи регистрирующего органа - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области от 14.07.2022 за ГРН 2226100631282 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Феникс Плюс" (ОГРН 1106194003145, ИНН 6162057058); об обязании регистрирующий орган - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области аннулировать запись об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Феникс Плюс" (ОГРН 1106194003145, ИНН 6162057058); об обязании регистрирующий орган - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области восстановить запись в ЕГРЮЛ о регистрации юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Феникс Плюс" (ОГРН 1106194003145, ИНН 6162057058) в статусе действующего юридического лица.
Решением суда от 27.02.2023 заявленные требования удовлетворены.
Чайка Виталий Дмитриевич обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил его отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы:
- обращение общества в налоговой орган с возражениями относительно ликвидации не доказано;
- наличие решения по делу N А53-4539/2021 о взыскании с общества задолженности не является преюдициальным для рассмотрения законности исключения общества;
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.07.2021 на официальном сайте "Федресурс" было опубликовано сообщение N 09042635 которым общество уведомляло о том, что решением участника ООО "Феникс Плюс" от 20.07.2021 года принято решение о добровольной ликвидации общества, а так же была указана информация по какому адресу принимаются требования. Ликвидатором выступил Чайка Виталий Дмитриевич.
27.07.2021 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись за ГРН N 2216100582542 о принятии ООО "Феникс Плюс" решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатором ООО "Феникс Плюс" Чайка Виталия Дмитриевича.
04.08.2021 в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение о ликвидации юридического лица N 30(849) "Феникс Плюс" (ОГРН 1106194003145, ИНН 6162057058, КПП 616201001).
06.08.2021 в адрес ликвидатора ООО "Феникс Плюс" Чайка В.Д. заявителем отправлено требование о включении в ликвидационный баланс имеющейся задолженности.
Согласно информации с официального сайта Почта России по идентификатору N 63009959111767, указанное требование адресатом получено не было. Заявитель связывает данный факт с уклонением ликвидатора ООО "Феникс Плюс" Чайка В.Д. от получения заказной корреспонденции.
16.09.2021 истец направил в регистрирующий орган возражения относительно предстоящей ликвидации ООО "Феникс Плюс".
В связи недобросовестностью ликвидатора ООО "Феникс Плюс", истец был вынужден обратиться в арбитражный суд с целью взыскания суммы задолженности в размере 7 000 000 руб. и включения указанной суммы задолженности в ликвидационный баланс ООО "Феникс Плюс". Определением Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2022 по делу N А53-45399/21 указанное заявление было принято к производству, решением от 01.04.2022 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме, решение вступило в законную силу 02.05.2022.
13.04.2022 конкурсным управляющим ООО "Фармаси" направлено повторное требование о включении требований заявителя в ликвидационный баланс ООО "Феникс Плюс".
30.06.2022 конкурсным управляющим ООО "Фармаси" повторно были направлены возражения в адрес регистрирующего органа относительно предстоящей ликвидации ООО "Феникс Плюс" по форме Р38001.
14.07.2022 по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области внесена запись за ГРН 2226100631282 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица - ООО "Феникс Плюс" (ОГРН 1106194003145, ИНН 6162057058).
15.07.2022после внесения записи за ГРН 2226100631282 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица - ООО "Феникс Плюс" (ОГРН 1106194003145, ИНН 6162057058), налоговым органом был направлен ответ на возражения ООО "Фармаси" с указанием на несоответствие направленных возражений установленной форме.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Указанная жалоба оставлена без удовлетворения. Согласно решения по жалобе от 23.08.2022 N 15-22/3789, позиция ФНС России по Ростовской области сводится к тому, что:
1. представленный на регистрацию ликвидатором ООО "Феникс Плюс" пакет документов соответствовал действующему законодательству, в том числе - в ликвидационном балансе по состоянию на 30.06.2022 отсутствовали сведения об обязательствах перед кредиторами;
2. нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов;
3. направленное конкурсным управляющим возражение по форме N Р38001 (вх. 21861А) расценено как не представленное в связи с несоответствием установленной форме;
4. на момент внесения записи в регистрирующий орган не поступало определений суда о принятии к производству искового заявления содержащего требования к ликвидируемой организации;
5. на момент проведения регистрационных действий в регистрирующем органе отсутствовали поступившие возражения заинтересованных лиц;
6. отсутствуют доказательства осведомленности налогового органа о наличии судебного спора по взысканию денежных средств с ликвидируемого предприятия;
7. ссылка заявителя на нарушение прав ООО "Фармаси" внесением записи о ликвидации ООО "Феникс Плюс" не состоятельна, поскольку п. 5.2 ст. 64 ГК РФ предоставляет возможность заинтересованным лицам требовать распределения имущества ликвидированного предприятия, при наличии такового, на ликвидатора, согласно п. 2 ст. 64.1 ГК РФ возлагается обязанность по компенсации ущерба кредиторам в порядке, предусмотренном ст. 53.1 ГК РФ. Таким образом, по мнению Управления ФНС по Ростовской области, ликвидация должника не ущемляет прав кредиторов.
Не согласившись с решение регистрирующего органа, управляющий обратился в суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 1, 10, 53, 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 4, 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", установив нарушение оспариваемым решением регистрирующего органа прав и интересов заявителя, удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В пункте 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 этой статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются (пункт 3 статьи 5 и статья 11 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1 и 10 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
На основании пункта 1 статьи 62 Гражданского кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
В силу пункта 4 статьи 62 Гражданского кодекса с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Согласно пункту 4 статьи 62 Гражданского кодекса с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В соответствии с положениями статьи 63 Гражданского кодекса ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса, пункт 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Вопреки доводам ликвидатора, в рассматриваемом случае в ликвидационном балансе не отражена задолженность перед обществом, установленная вступившим в силу решением суда. При этом доводы ликвидатора относительно необходимости переоценки ранее установленных обстоятельств подлежат отклонению в том числе и потому, что при рассмотрении настоящего дела суд не счел доказанными фактические обстоятельства положенные в основу решения суда по делу А53-45399/2021, не осуществлял переоценку факта задолженности, но учел само судебное решение, которым такая задолженность установлена.
Ликвидатор ООО "Феникс Плюс" ссылается на положения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, освобождающей сторону от доказывания фактов, которые прежде уже были установлены судом. Такие обстоятельства содержатся в мотивировочной части решения в силу п.1 ч.4 ст. 170 АПК РФ, указанным обстоятельствам действительно может быть дана иная оценка при рассмотрении иного дела. Между тем, применительно к настоящему случаю, правовое значение имеет именно резолютивная часть решения, которая не может быть пересмотрена в рамках иного дела ни при каких обстоятельствах. Резолютивная часть не подлежит какой-либо оценке, ее назначение состоит во властном указании правомерного поведения.
В настоящем случае, такое поведение состоит во включении в ликвидационный баланс ООО "Феникс Плюс" требований ООО "Фармаси".
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 и от 15.07.2014 N 4407/14, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Поскольку на государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией представлен ликвидационный баланс с заведомо недостоверными сведениями, в котором не отражена кредиторская задолженность перед обществом, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности организации (представленные в регистрирующий орган данные промежуточных и ликвидационных балансов не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации).
Исходя из сложившейся судебной практики по аналогичным спорам, отказ в удовлетворении требований о признании решения налогового органа незаконным выносится в тех случаях, когда кредитор проявляет недобросовестность, не предпринимает своевременных действий, направленных на защиту собственных прав, не требует установления факта задолженности и включения ее в ликвидационный баланс. В указанных обстоятельствах, на момент внесения записи о ликвидации юридического лица, отсутствует как судебный спор относительно наличия задолженности, так и судебный акт, подтверждающий наличие такой задолженности, что и предопределяет правомерность действий налогового органа по принятию соответствующего решения и внесению соответствующей записи. Такая правовая позиция выработана как позиция, обеспечивающая баланс интересов участников делового оборота, безусловная отмена решения о ликвидации юридического лица при обнаружении задолженности противоречила бы принципу правовой определенности, поощряла недобросовестное поведение кредиторов.
В данном случае кредитором были приняты достаточные и исчерпывающие меры по защите своих прав.
Таким образом, судом верно и обоснованно установлена добросовестность истца в части своевременной защиты принадлежащих ему прав путем обращения в налоговый орган и в суд. Иной подход - состоящий в отказе в удовлетворении заявленных требований истцом в виду наличия технической ошибки в поданных возражениях относительно предстоящей ликвидации, не отвечало бы принципу всесторонней оценки доказательств.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворили заявленные требования. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.01.2013 11925/12, от 15.07.2014 N 4407/14, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2015 N 307-ЭС15-13449, от 20.07.2016 N 308-КГ16-7615, от 05.10.2016 N 304-КГ16-12146, от 30.10.2017 N305-ЭС17-16000, от 28.09.2017 N 305-КГ17-14446, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2022 по делу NА53-26445/2021, от 19.10.2021 по делу N А53-32412/2020.
Возложение на инспекцию обязанности по восстановлению записи в Едином государственном реестре юридических лиц об обществе с ограниченной ответственностью "Фармаси" как о действующем юридическом лице, соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2023 по делу N А53-32056/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32056/2022
Истец: ООО "ФАРМАСИ", ООО "Фармаси" в лице конкурсного управляющего Кладова Бориса Анатольевича, Чайка Виталий Дмитриевич
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 26 ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Александрова Анастасия Александровна, Кладов Александр Александрович