город Ростов-на-Дону |
|
15 мая 2023 г. |
дело N А32-38453/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кириленко А.М.,
при участии:
от истца: представителя Золотаревой В.А. по доверенности от 02.05.2023,
от ответчика: представителя Куцаевой М.Е. по доверенности от 28.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газсервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06 марта 2023 года по делу N А32-38453/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газсервис"
к администрации Ейского городского поселения Ейского района,
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Департамента имущественных отношений Краснодарского края, публичного акционерного общества "Россети Кубань", муниципального казенного учреждения Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства", акционерного общества "Ейскгоргаз", Ейской межрайонной прокуратуры, о признании незаконным отказа администрации, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газсервис" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом определения Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2021 об объединении дел N А32-38453/2020 и N А32-19171/2021 в одно производство в котором просило:
- признать незаконным отказ администрации Ейского городского поселения Ейского района от 24.08.2020 N 01-1015/20-11 в предоставлении в аренду сроком на 49 лет ООО "ГазСервис" земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239, площадью 14 710 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, ул. Шмидта, N 32/1, признать незаконными действия администрации Ейского городского поселения Ейского района по снятию с кадастрового учета, находящегося в споре земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239, площадью 14 710 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, ул. Шмидта, N 32/1;
- обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района устранить допущенные нарушения прав ООО "Газ Сервис" путем рассмотрения заявления о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 23:42:9201001:239 и совершить действия, предусмотренные статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации;
- указать в резолютивной части, что решение является основанием для осуществления Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по восстановлению в ЕГРН сведений о земельном участке, расположенном по адресу: Россия, Краснодарский край, Ейский район, Ейское городское поселение, г. Ейск, ул. Шмидта, N 32/1, с кадастровым номером 23:43:9201001:239, площадью 14 710 кв.м.;
о признании недействительным постановления администрации Ейского городского поселения Ейского района от 17.04.2017 N 318 "Об отмене пункта 1 и 2 постановления администрации Ейского городского поселения от 18.09.2015 N 801 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 23:42:0201001" с момента его издания..
Требования истца мотивированы расположением в границах спорного земельного участка единого недвижимого комплекса, принадлежащего обществу на праве собственности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что действия администрации по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239 не противоречат нормам Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Суд, с учётом проведённой экспертизы, пришёл к выводу о том, что предоставление земельного участка (площадью 14 710 кв.м.) под объектами недвижимости, кратно превышающей площадь самих объектов (электрощитовая, площадью 17 кв.м. и резервуар для воды 100 куб.м., площадью 36 кв.м.) является недопустимым.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции не учел всех фактических обстоятельств дела, в том числе тот факт, что те объекты, которые входят в единый имущественный комплекс, в том числе линейные объекты, составляют единую недвижимую вещь, таким образом, истцу для эксплуатации объектов необходим земельный участок с площадью 14 710 кв.м.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика доводам апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы муниципального образования Ейский район от 09.12.2008 N 1086 обществу по договору купли-продажи от 11.12.2008 N 561 в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:42:0201001:0011 площадью 14 782 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, ул. Шмидта, 32-а.
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:0011 находятся объекты, принадлежащие обществу на праве собственности: кадастровый номер 23:42:0201001:221 площадью 30,5 кв.м. (нежилое здание); 23:42:0201001:222 (подъездной железнодорожный путь N 51); 23:42:0201001:223 площадью 42,8 кв.м. (нежилое здание); 23:42:0201001:224 площадью 204 кв.м. (нежилое здание); 23:42:0201001:225 площадью 76,1 кв.м. (нежилое здание); 23:42:0201001:226 площадью 335,4 кв.м. (нежилое здание).
Постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 18.09.2015 N 801 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 23:42:0201001 (пункт 1):
1) земельный участок с условным кадастровым номером 23:42:0201001:ЗУ1 площадью 9 200 кв.м.;
2) земельный участок с условным кадастровым номером 23:42:0201001:ЗУ2 площадью 505 кв.м.;
3) земельный участок с условным кадастровым номером 23:42:0201001:ЗУЗ площадью 5 005 кв.м..
Указанным постановлением установлен вид разрешенного использования земельного участка - "Объекты инженерно-технического обеспечения, вспомогательный вид - "автостоянка" (пункт 2).
Государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка осуществлен 26.10.2015, присвоен кадастровый номер 23:42:0201001:239, статус "временные". Дата истечения срока действия временного характера сведений о земельном участке 27.10.2020.
Распоряжением начальника управления архитектуры и градостроительства сельского городского поселения Ейского района от 30.10.2015 N 423 земельному участку с кадастровым номером 23:42:0201001:239 присвоен адрес: Краснодарский край, Ейский район, Ейское городское поселение, г. Ейск, ул. Шмидта, 32/1.
В рамках дела N А32-7219/2017 судами установлено, что на смежном земельном участке (кадастровый номер 23:42:0201001:239), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - объекты инженерно-технического обеспечения, также находятся объекты, принадлежащие на праве собственности обществу: с кадастровым номером 23:42:0201001:218 площадью 17 кв.м. (электрощитовая) и 23:42:0201001:233 (подземный пожарный резервуар для воды на 100 куб. м).
30 ноября 2016 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для использования электрощитовой (17 кв.м.), подземного пожарного резервуара для воды на 100 куб. м, а также наружных и подземных коммуникаций, обслуживающих ГНС.
Администрация письмом от 26.02.2016 N 01-5685/1612 в предоставлении земельного участка (кадастровый номер 23:42:0201001:239) отказала, мотивируя значительным превышением его площади по отношению к площади, необходимой для эксплуатации расположенных на участке объектов заявителя.
Считая отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа администрации от 26.12.2016 N 01-5685/16112 незаконным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2018 по делу N А32-7219/2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019, заявление удовлетворено: признан незаконным оспариваемый отказ администрации с возложением на данный орган обязанности в месячный срок, с даты вступления в законную силу судебного решения, подготовить и направить в адрес заявителя проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239. Судебные акты основаны на итогах двух судебных экспертиз, которыми установлено, что на испрашиваемом в аренду земельном участке расположены объекты, необходимые для эксплуатации единого комплекса газонаполнительной станции (далее - ГНС). На земельном участке общества (кадастровый номер 23:42:0201001:11) площадью 14 782 кв.м. находятся объекты ГНС, на испрашиваемом участке (кадастровый номер 23:42:0201001:239) площадью 14 710 кв.м. также имеются объекты, обеспечивающие работу комплекса. От береговой линии оба земельных участка расположены на расстоянии 125 м (вне охранной зоны). Итогами повторной экспертизы (заключение от 13.06.2018 N 23/42/2018-191) подтверждено, что объекты общества, предназначенные для приема, хранения и отпуска сжиженных углеводородных газов потребителям в бытовых газовых баллонах, а также по существующим газораспределительным сетям, являются единым комплексом, то есть совокупностью объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, включая линейные объекты. Поскольку общая площадь двух смежных земельных участков, на которых расположен единый комплекс (ГНС), составляет 29 492 кв.м.
(14 782 кв.м. + 14 710 кв.м.), суды заключили, что испрашиваемый земельный участок (14 710 кв.м.) является соразмерным находящимся на нем объектам. Согласно выкопировке из генерального плана, сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), территория общего пользования в границах земельного участка (23:42:0201001:239) отсутствует. Доказательства расположения на испрашиваемом земельном участке объектов, принадлежащих иным лицам, материалы дела не содержат, заявитель имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка (23:42:0201001:239) как собственник расположенных на нем зданий, строений, сооружений.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2019 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019 по делу N А32-7219/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Суд кассационной инстанции указал на то, что согласно экспертному заключению ООО "Стройконтроль" от 27.07.2018 на земельном участке площадью 14 710 кв.м. с кадастровым номером 23:42:0201001:239 (состоящем из трех участков) расположены следующие объекты: на участке N 1: распределительная электрощитовая с разветвлением подземных и воздушных кабельных линий, кольцевой водопровод (линия пожарного водоснабжения), центральная сеть водоснабжения, участок под центральную канализацию, высоковольтная линия 110 кВ, линия связи, пожарный водоем на 100 куб. м, санитарно-защитная зона (исключить в санитарно-защитной зоне посадку лиственных и хвойных пород деревьев, при цветении выделяющих пух); на участке N 2: железнодорожный путь N 51, подъездная дорога к комплексу ГНС, участок кольцевого водопровода (линия пожарного водоснабжения), участок воздушных кабельных линий; на участке N 3: участок воздушных кабельных линий, участок кольцевого водопровода (линия пожарного водоснабжения), участок высоковольтной линии 110 кВ, санитарно-защитная зона. Для эксплуатации единого комплекса ГНС, состоящей из следующих объектов: гараж с мастерской (литера А) площадью 123,1 кв.м.; склад (литера Б) площадью 85,4 кв.м.; наполнительный цех с пристройками и навесами (литеры В, Bl, В2, в, в1) площадью 390 кв.м.; здание ГНС (литера Г) площадью 28,8 кв.м.; здание компрессорной (литера Ж) площадью 42,8 кв.м.; котельная с пристройками (литеры З, З1, з) площадью 76,1 кв.м.; гараж с пристройками (литеры И, и) площадью 216,8 кв.м.; электрощитовая (литера К) площадью 17 кв.м.; здание ГНС с навесом (литеры М, м) площадью 680,7 кв.м.; проходная (литера Н) площадью 30,5 кв.м.; навес (литера П) площадью 70,3 кв.м.; туалет (литера С) площадью 2,6 кв.м.; подъездной железнодорожный путь N 51 протяженностью 333 м; пожарный резервуар для воды 100 куб. м; подземный сосуд 25 куб. м - 1 шт.; подземный сосуд емкостью 27 куб. м - 2 шт.; эстакада для слива сжиженного газа; вагон бытовка; заправочная колонка для измерения жидкого газа; мощение асфальтовое; сеть электроснабжения ГНС (литера Л1) протяженностью 227 м, инвентарный номер 14758; сеть электроснабжения ГНС (литера Л2) протяженностью 243 м, инвентарный номер 14756; линия пожарного водоснабжения протяженностью 2955 м, инвентарный номер 14756, требуется земельный участок размером не менее 29 492 кв.м. Объекты ГНС, земельные участки с кадастровыми номерами 23:42:0201001:11 (площадью 14 782 кв.м.) и 23:42:0201001:239 (площадью 14 710 кв.м.), на которых расположены объекты ГНС, от береговой линии расположены на расстоянии 125 м, вне охранной зоны.
В соответствии с заключением от 13.06.2018 N 23/42/2018-191 повторной судебной строительно-технической экспертизы, проведенной ООО "Индивидуальный подход", на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0201001:239 расположены следующие объекты недвижимости: здание электрощитовой (литера К), государственная регистрации проведена 12.09.2016; подземный пожарный резервуар для воды на 100 куб.м., государственная регистрация проведена 02.02.2016; линия пожарного водоснабжения протяженностью 2 955 м (подземная, глубина заложения 1,5 м); сеть электроснабжения ГНС (литера Л2) протяженностью 243 м; сеть электроснабжения ГНС (литера Л1) протяженностью 227 м; мощение - асфальтовое покрытие (литера III); мощение - асфальтовое покрытие (литера XI). Предприятие общества, предназначенное для приема, хранения и отпуска сжиженных углеводородных газов потребителям в бытовых газовых баллонах, а также по существующим газораспределительным сетям, является единым комплексом, то есть совокупностью объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов. Общая площадь застройки объектов недвижимости, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 23:42:0201001:11 и 23:42:0201001:239, составляет 7 368,78 кв.м.. Нормативный размер земельного участка для эксплуатации ГНС принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки, выраженной в процентах застроенности, составляет 7 368,78 кв.м. / 25% = 29 475,12 кв.м.. Земельный участок с кадастровым номером 23:42:0201001:239 является необходимым для эксплуатации ГНС.
Руководствуясь итогами экспертных исследований, суды в рамках дела N А32-7219/2017 пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа, изложенного в письме администрации от 26.12.2016 N 01-5685/1612, возложив на данный орган обязанность по направлению заявителю проекта договора аренды спорного земельного участка.
Коллегия окружного суда в постановлении от 29.04.2019 по делу N А32-7219/2017 указала, что судебные акты состоялись без учета следующего.
Действующее гражданское законодательство под имущественным комплексом понимает совокупность одного или нескольких видов имущества, объединенного по определенному признаку. В Гражданском кодексе Российской Федерации прямо названо два вида имущественных комплекса: предприятие (статья 132) и единый недвижимый комплекс (статья 133.1). Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию.
Единый недвижимый комплекс представляет собой недвижимую вещь, обладающую следующими признаками: неразрывной физической или технологической связью объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, в том числе линейных объектов и движимых объектов (инженерных коммуникаций); такие здания, сооружения и иные объекты объединены единым назначением и являются неделимым объектом недвижимости.
При этом составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу. Единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости. Обязательным условием признания единого недвижимого комплекса таковым является его регистрация в целом, как одной недвижимой вещи. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие государственной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Доказательства государственной регистрации права общества на ГНС как единый имущественный комплекс, расположенный на двух земельных участках, включая спорный, не представлены, данный вопрос не был предметом исследования судебных инстанций. Коллегия окружного суда также обратила внимание на то, что объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0201001:11 площадью 14 782 кв.м., приобретены обществом по договору купли-продажи недвижимого имущества от 19.07.2007, в пункте 1.1 которого, помимо прочего недвижимого имущества, значится электрощитовая (литера К) площадью 17 кв.м.. В пункте 1.2 данного договора отражено, что недвижимое имущество, указанное в пункте 1.1 договора (включая электрощитовую площадью 17 кв.м.) расположено на земельном участке площадью 14 782 кв.м.. На земельном участке с кадастровым номером 23:42:0201001:239 площадью 14 710 кв.м. расположен резервуар для воды 100 куб. м, о чем свидетельствует дополнительное соглашение от 17.12.2015 к договору купли-продажи сооружений, машин и оборудования от 19.07.2007. Кроме того, согласно пункту 1.1 к договору от 11.12.2008 N 561 купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0201001:11 площадью 14 782 кв.м. (объект купли-продажи) находятся объекты недвижимости общества. В указанном свидетельстве содержится перечень объектов недвижимости, в числе которых электрощитовая (литера К) площадью 17 кв.м.. Таким образом, вывод о нахождении электрощитовой на испрашиваемом в аренду земельном участке 23:42:0201001:239 площадью 14 710 кв.м. сделан без учета всех обстоятельств дела и представленных доказательств.
Коллегия суда округа также отметила, что согласно абзацу 5 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции указал, что в перечне объектов общества, находящихся на земельном участке 23:42:0201001:239, отражены мощения - асфальтовое покрытие (литера III) и мощения - асфальтовое покрытие (литера XI) в качестве недвижимости, что противоречит приведенным нормам и разъяснениям высшей судебной инстанции. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела N А32-7219/2017, определением суда от 28.10.2019 заявление оставлено без рассмотрения ввиду повторной неявки заявителя в судебное заседание и невыполнения требований суда по предоставлению доказательств.
01 июня 2020 года за ООО "ГазСервис" зарегистрировано право собственности на единый недвижимый комплекс с кадастровым номером 23:42:0201001:284, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Шмидта, 32а, назначение - газоснабжение.
Объекты недвижимости входящие в единый недвижимый комплекс:
1. Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:227, общая площадь 216,8 кв.м.;
2. Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:225, общая площадь 76,1 кв.м.;
3. Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:224, общая площадь 204 кв.м.;
4. Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:223, общая площадь 42,8 кв.м.;
5. Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:226, общая площадь 335,4 кв.м.;
6. Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:218, общая площадь 17 кв.м.;
7. Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:221, общая площадь 30,5 кв.м.;
8. Резервуар для воды на 100 куб. м, кадастровый номер 23:42:0201001:233, объем 100 куб. м;
9. Подъездной ж/дорожный путь N 51, кадастровый номер 23:42:0201001:222, протяженностью 333 м;
10. Сооружение трубопроводного транспорта, кадастровый номер 23:42:0201001:251;
11. Линия пожарного водоснабжения, кадастровый номер 23:42:0201001:259, протяженность 376 м;
12. Сеть электроснабжения ГНС СИП-2 Торсада 0,4 кВ, кадастровый номер 23:42:0201001:263, протяженность 228 м;
13. Сеть электроснабжения, кадастровый номер 23:42:0000000:791, протяженность 135 м;
14. Сеть электроснабжения, кадастровый номер 23:42:0201001:258, протяженность 26 м;
15. Сеть электроснабжения, кадастровый номер 23:42:0201001:257, протяженность 28 м;
16. Сеть электроснабжения, кадастровый номер 23:42:0201001:260, протяженность 18 м;
17. Сеть электроснабжения ГНС 0,4 кВ, кадастровый номер 23:42:0201001:261 протяженность 244 м;
18. Линия напорной канализации, кадастровый номер 23:42:201001:262, протяженность 44 м;
19. Подземная линия связи, кадастровый номер 23:42:0201001:264, протяженность 72 м, расположенные в пределах объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:42:0201001:11, 23:42:0201001:239, 23:42:0201001:110, 23:42:0201001:230.
27 июля 2020 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239 в аренду без проведения торгов сроком на 49 лет для использования единого недвижимого комплекса ГНС с кадастровым номером 23:42:0201001:284 в порядке подпункта 9 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 24.08.2020 N 01-1015/26-11 администрация отказала в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239. Отказ мотивирован тем, что земельный участок площадью 14 710 кв.м., с кадастровым номером 23:42:0201001:239, категория земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "объекты инженерно-технического обеспечения, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов", расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, улица Шмидта, 32/1, снят с кадастрового учета 15.08.2020, сведения о нем в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, в связи с чем не может существовать как объект земельных отношений и гражданских прав и следовательно, как объект заключенного между сторонами договора аренды.
При этом, учитывая предостережение Ейской межрайонной прокуратуры от 28.09.2016 N 7-05-2016/8572, постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 17.04.2017 N 318 отмены пункты 1 и 2 постановления администрации Ейского городского поселения от 18.09.2015 N 801 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 23:42:0201001".
Постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 25.11.2020 N 890 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 23:42:0201001 по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Шмидта (между улицей Павлова и улицей Гоголя) площадью 4 650,0 кв.м.; установлен разрешенный вид использования - для муниципальных нужд (парковки, малые архитектурные формы, озеленение, парки, скверы, аллеи, набережные и другие); предварительно согласовано предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование казенному учреждению Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства"; на казенное учреждение Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства" возложена обязанность обеспечить проведение работ по образованию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, средством защиты которого выступает предъявленный этим лицом иск (заявление).
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
По общему правилу, обращаясь с иском или заявлением, заинтересованное лицо в первую очередь должно доказать наличие нарушенного права или законного интереса, а также то, что именно избранный способ защиты приведет к восстановлению его нарушенного права.
Если удовлетворение иска (заявления) не приведет к защите законного интереса и восстановлению права (при их наличии), следует считать, что право на поданный в рамках конкретного дела иск (заявление) у заинтересованного лица отсутствует (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.01.2004 N 10623/03 и от 23.08.2005 N 3668/05).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Одним из предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации случаев заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве оперативного управления (подпункт 9).
Если иное не установлено статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3, пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исключительный характер права на приобретение земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приобретение участка, занятого этим зданием, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации об исключительном праве на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками расположенных на них объектов недвижимости, оно имеет целью обеспечение собственникам возможности эксплуатации таких объектов; земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены по указанному основанию только для целей эксплуатации уже существующих зданий, сооружений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 N 8536/13).
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, 03.06.2014 N 1152/14 сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка.
В соответствии с правовым подходом, нашедшим отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению в аренду или выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать или выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
При этом согласно пункту 1.1. статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, требования к заявлению и прилагаемым к нему документам - в статье 39.17 данного Кодекса, основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в ЕГРН зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) определен состав сведений ЕГРН о едином недвижимом комплексе, к которым в том числе относятся сведения о кадастровых номерах объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются:
1) в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса;
2) в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в ЕГРН и права на которые зарегистрированы в ЕГРН по заявлению их собственника.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25), в качестве единого недвижимого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Как установлено выше, 01 июня 2020 года за ООО "ГазСервис" зарегистрировано право собственности на единый недвижимый комплекс с кадастровым номером 23:42:0201001:284, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Шмидта, 32а, назначение - газоснабжение.
Объекты недвижимости входящие в единый недвижимый комплекс: Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:227, общая площадь 216,8 кв.м.; Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:225, общая площадь 76,1 кв.м.; Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:224, общая площадь 204 кв.м.; Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:223, общая площадь 42,8 кв.м.; Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:226, общая площадь 335,4 кв.м.; Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:218, общая площадь 17 кв.м.; Нежилое здание, кадастровый номер 23:42:0201001:221, общая площадь 30,5 кв.м.; Резервуар для воды на 100 куб. м, кадастровый номер 23:42:0201001:233, объем 100 куб. м; Подъездной ж/дорожный путь N 51, кадастровый номер 23:42:0201001:222, протяженностью 333 м; Сооружение трубопроводного транспорта, кадастровый номер 23:42:0201001:251; Линия пожарного водоснабжения, кадастровый номер 23:42:0201001:259, протяженность 376 м; Сеть электроснабжения ГНС СИП-2 Торсада 0,4 кВ, кадастровый номер 23:42:0201001:263, протяженность 228 м; Сеть электроснабжения, кадастровый номер 23:42:0000000:791, протяженность 135 м; Сеть электроснабжения, кадастровый номер 23:42:0201001:258, протяженность 26 м; Сеть электроснабжения, кадастровый номер 23:42:0201001:257, протяженность 28 м; Сеть электроснабжения, кадастровый номер 23:42:0201001:260, протяженность 18 м; Сеть электроснабжения ГНС 0,4 кВ, кадастровый номер 23:42:0201001:261 протяженность 244 м; Линия напорной канализации, кадастровый номер 23:42:201001:262, протяженность 44 м; Подземная линия связи, кадастровый номер 23:42:0201001:264, протяженность 72 м, расположенные в пределах объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:42:0201001:11, 23:42:0201001:239, 23:42:0201001:110, 23:42:0201001:230.
Письмом от 24.08.2020 N 01-1015/26-11 администрация отказала в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239. Отказ мотивирован тем, что земельный участок площадью 14 710 кв.м., с кадастровым номером 23:42:0201001:239, категория земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "объекты инженерно-технического обеспечения, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов", расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, улица Шмидта, 32/1, снят с кадастрового учета 15.08.2020, сведения о нем в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, в связи с чем не может существовать как объект земельных отношений и гражданских прав и следовательно, как объект заключенного между сторонами договора аренды.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Законом N 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом земельного участка признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о нем, подтверждающих либо его существование с характеристиками индивидуально-определенной вещи, либо прекращение его существования (часть 7 статьи 1). Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета являются вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 части 2 статьи 14). Государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав осуществляется исключительно в случае прекращения существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы, (подпункт 2 пункта 5 статьи 14) и в отношении земельных участков, образуемых в определенных законодателем случаях (пункты 7, 8, 9, 10 части 5 статьи 14). В случае осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поступающего в собственность муниципального образования, от его имени при подаче заявления выступает уполномоченный орган местного самоуправления (часть 5 статьи 15). Государственный кадастровый учет включает в себя проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия (отсутствия) оснований для приостановления такого учета либо отказа в его осуществлении (подпункт 3 пункта 1 статьи 29).
Временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованном публичном земельном участке, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сохраняется до момента государственной регистрации права на этот участок, но не позднее 01.03.2022. В течение срока действия временного характера таких сведений они могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение таким земельным участком органа (пункт 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, действия администрации по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239 не противоречат указанным выше нормам Закона N 218-ФЗ.
Вместе с тем общество указало на то, что на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239 (27.07.2020) спорный участок существовал как объект права, администрация обязана была рассмотреть заявление и принять по нему решение. Однако, администрация вместо рассмотрения заявления приняла меры по снятию спорного участка с кадастрового учета (15.08.2020), тем самым лишив общество права на приобретение данного участка в аренду.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (пункт 1). Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5).
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу, пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (абзац третий).
Так в определении Судебной коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 указано на возможность снятия с кадастрового учета объекта недвижимости вследствие признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета этого объекта. Соответствующая правовая позиция включена в пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Исходя из указанного, при рассмотрении требований общества о признании недействительным постановления администрации Ейского городского поселения Ейского района от 17.04.2017 N 318 и признании незаконными действий администрации по снятию с кадастрового учета с кадастровым номером 23:42:0201001:239, суд обоснованно руководствовался правовым подходом, изложенным в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2021 по делу N А32-16755/2020, согласно которому надлежит исследовать правовые основания для вынесения администрацией постановления от 18.09.2015 N 801 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 23:42:0201001 и, соответственно, правовые основания для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет.
Как указано выше, постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 18.09.2015 N 801 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 23:42:0201001 (пункт 1):
1) земельный участок с условным кадастровым номером 23:42:0201001:ЗУ1 площадью 9 200 кв.м.;
2) земельный участок с условным кадастровым номером 23:42:0201001:ЗУ2 площадью 505 кв.м.;
3) земельный участок с условным кадастровым номером 23:42:0201001:ЗУЗ площадью 5 005 кв.м..
Указанным постановлением установлен вид разрешенного использования земельного участка - "Объекты инженерно-технического обеспечения, вспомогательный вид - "автостоянка" (пункт 2).
Государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка осуществлен 26.10.2015, присвоен кадастровый номер 23:42:0201001:239, статус "временные". Дата истечения срока действия временного характера сведений о земельном участке - 27.10.2020.
Согласно выписке из ЕГРН от 07 октября 2020 года в границах земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239 расположены следующие объекты недвижимости:
- 23:08:0000000:581, электросетевой комплекс ПС-110\35\6кВ "Ейск-1" прилегающими ВЛ, ПС и отпайкой;
- 23:42:0000000:791, сеть электроснабжения;
- 23:42:0201001:218, электрощитовая;
- 23:42:0201001:233, резервуар для воды на 100 м3;
- 23:42:0201001:257, сеть электроснабжения;
- 23:42:0201001:258, сеть электроснабжения;
- 23:42:0201001:259, линия пожарного водоснабжения;
- 23:42:0201001:260, сеть электроснабжения;
- 23:42:0201001:261, линия пожарного водоснабжения;
- 23:42:0201001:262, линия напорной канализации;
- 23:42:0201001:263, сеть электроснабжения ГНС СИП-2 Торсада 0.4 кв;
- 23:42:0201001:264, подземная линия связи;
- 23:42:0201001:284, единый недвижимый комплекс газоснабжения.
В силу части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
По смыслу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Из положений указанных норм следует, что в тех случаях, когда у арбитражного суда имеется необходимость в получении компетентного заключения по вопросам, подлежащим разрешению исходя из предмета заявленных требований и конкретных обстоятельств дела, суд вправе назначить проведение по делу судебной экспертизы.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Определением суда первой инстанции от 12.07.2022 по делу назначена судебная экспертиза.
Перед экспертом поставлен вопрос: "Какая площадь земельного участка 23:43:9201001:239 необходима для эксплуатации части единого недвижимого комплекса, распложенного вне границ земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:0011 площадью 14 782 кв.м., с перечислением конкретных объектов?".
Согласно выводам судебной экспертизы для эксплуатации части единого недвижимого комплекса, расположенного вне границ земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:11 с учетом положений стать 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо 6 919 кв.м. для следующих объектов:
- резервуар для воды на 100 м3 с кадастровым номером 23:42:0201001:233;
- нежилое здание, электрощитовая с кадастровым номером 23:42:0201001:218.
Площадь пожарных проездов, посредством которых обеспечивается доступ к земельному участку с кадастровым номером 23:42:0201001:11, составит 644 кв.м., 144 кв.м. отведено под площадку для установки пожарных автомобилей и забора воды из резервуара. Охранная зона объектов линий электропередач в границах земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239 составляет 670 кв.м. для следующих объектов:
- сеть электроснабжения с кадастровым номером 23:42:0000000:791;
- сеть электроснабжения с кадастровым номером 23:42:0201001:258;
- сеть электроснабжения с кадастровым номером 23:42:0201001:257;
Сеть электроснабжения с кадастровым номером 23:42:0201001:260;
Линия электроснабжения Лит. Л.
В ходе проведения исследования, экспертом установлено, что объект экспертизы, является единым недвижимым комплексом, и входящие в него объекты неразрывно связаны технологическим процессом, следовательно, расчет площади необходимо проводить в отношении всех объектов.
На основании произведенных графоаналитических расчетов, а также с учетом требований действующего земельного законодательства, эксперт делает вывод, что минимальная площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации всех объектов единого недвижимого комплекса, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский р-н, г. Ейск, ул. Шмидта, д. 32а, составляет 26 769 кв.м.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, имеющихся в распоряжении эксперта на момент проведения экспертизы, является ясным и полным, противоречий в выводах эксперта отсутствуют. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Вместе с тем, в силу статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к линейным объектам линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Как следует из материалов дела, схема расположения спорного земельного участка подготовлена в целях формирования и приобретения впоследствии прав на земельный участок, на котором расположены принадлежащие обществу в том числе линейные объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В указанный перечень, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 2); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3); линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5); тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 7); геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки (пункт 8); линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
Нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций. Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности, могут размещаться на значительном количестве земельных участков, в том числе под их поверхностью (статьи 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешений уполномоченных органов в случаях, указанных в пункте 1 данной статьи, в частности, для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение статей 39.33 и 39.36 Кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, вступившим в силу 01.03.2015, утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Оформление права на земельные участки, на которых расположены подземные трубопроводы и иные линейные объекты, не требуется. Нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что включение линейных объектов в состав единого недвижимого комплекса с кадастровым номером 23:42:0201001:284 не является основанием для возникновения у общества права требовать утверждения схемы расположения земельного участка, включающего площади, необходимые для эксплуатации линейных объектов.
Кроме того, с учётом нахождения в собственности общества земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:0011 площадью 14 782 кв.м., его требование о необходимости восстановления на кадастровом учёте земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239, площадью 14 710 кв.м. и первоочередного предоставления данного участка предприятию, фактически будет приводить к тому, что во владении общества будут находится земли общей площадью 29 492 кв.м. (14 782 кв.м. + 14 710 кв.м.).
Вместе с тем, согласно заключению судебной экспертизы, проведённой в рамках настоящего дела, минимальная площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации всех объектов единого недвижимого комплекса (в том числе линейных объектов), расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский р-н, г. Ейск, ул. Шмидта, д. 32а, составляет 26 769 кв.м.
В нарушение норм статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не указало на наличие правовых оснований, в случае удовлетворения заявленных требований, для первоочередного предоставления ему в аренды земель площадью 2 723 кв.м. (29 492 кв.м. - 26 769 кв.м.).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об отсутствии правовые оснований для формирования земельного участка площадью 14 710 кв.м., с видом разрешенного использования - объекты инженерно-технического обеспечения, вспомогательный вид - автостоянка, для размещения объектов общества.
Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
В соответствии со статьей 25.1 Закона N 2202-1 в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
В предостережении о недопустимости нарушения земельного и гражданского законодательства от 28.09.2016 N 7-05-2016/8572 Ейская межрайонная прокуратура указала на то, что предоставление земельного участка (площадью 14 710 кв.м.) под объектами недвижимости, кратно превышающей площадь самих объектов (электрощитовая, площадью 17 кв.м. и резервуар для воды 100 куб. м, площадью 36 кв.м.), в отсутствие объективного обоснования его размера необходимого для использования объектов, не основано на нормах права, нарушает интересы муниципального образования и является недопустимым.
В силу того, что предостережение касалось вопросов нарушений, связанных с предоставлением спорного земельного участка, предостережение прокурора также является законным основанием для отмены постановления администрации Ейского городского поселения Ейского района от 17.04.2017 N 318.
Кроме того, в числе требований, предъявляемых к муниципальным правовым актам, названы недопустимость их противоречия нормативным правовым актам. Компетентному органу местного самоуправления, его должностному лицу предоставлено право на отмену ранее принятого ими правового акта в целях обеспечения соблюдения действующего законодательства при осуществлении публичных функций и в порядке самоконтроля (пункт 4 статьи 7, пункт 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта с обязательным указанием закона или иного нормативного акта, которым не соответствовал принятый правовой акт. Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом, объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.05.2011 N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации. При этом возможность судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений не исключается, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В силу того, что у администрации отсутствовали правовые основания для утверждения схемы расположения спорного земельного участка, в порядке самоконтроля заинтересованным лицом законно и обосновано принято постановление от 17.04.2017 N 318 об отмене пунктов 1 и 2 постановления администрации Ейского городского поселения от 18.09.2015 N 801 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 23:42:0201001".
В силу изложенного, действия администрации по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:239 не противоречили указанным выше положениям закона.
Как отмечено выше, условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, 03.06.2014 N 1152/14).
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что предоставление земельного участка (площадью 14 710 кв.м.) под объектами недвижимости, кратно превышающей площадь самих объектов (электрощитовая, площадью 17 кв.м. и резервуар для воды 100 куб.м., площадью 36 кв.м.) является недопустимым. Доказательства объективного обоснования площади спорного земельного участка заявителем не представлены.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06 марта 2023 года по делу N А32-38453/2020 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38453/2020
Истец: ООО "ГазСервис"
Ответчик: Администрация Ейского городского поселения Ейского района, Администрация муниципального образования Ейский район
Третье лицо: АО "Ейскгоргаз", Департамен имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, МКУ Центр городского хозяйства, ПАО "Россети Кубань", Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ Кадастровая палата по КК, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Яковенко О Д
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7764/2023
15.05.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5370/2023
06.03.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-38453/20
20.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22410/2021