город Омск |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А75-23908/2022 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3096/2023) отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2023 по делу N А75-23908/2022 (судья Голубева Е.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600517054, ИНН 8601002078, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 34) к индивидуальному предпринимателю Студенец Андрею Анатольевичу (ОГРНИП 310860209600028, ИНН 860202109787) о взыскании штрафа в общей сумме 34 500 руб. за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заявитель, пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к индивидуальному предпринимателю Студенец Андрею Анатольевичу (далее - заинтересованное лицо, предприниматель, ИП Студенец А.А.) о взыскании штрафа в общей сумме 34 500 руб. за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года, по форме СЗВ-М "дополняющая" за февраль и март 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2019 год, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, на основании решений от 18.05.2020 N 027S19200003635, от 21.04.2022 NN 027S19220006752, 027S19220006753, 027S19220006754, 027S19220006760, 027S19220006761, 027S19220006762, 027S19220006764, 027S19220006767, 027S19220006769, от 02.06.2022 NN 027S19220010557, 027S19220010558, от 16.06.2022 N 027S19220011720, от 31.03.2022 N 027S19220005119.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2023 по делу N А75-23908/2022 заявленные требования удовлетворены частично, с предпринимателя в пользу фонда взыскан штраф в общей сумме 3 400 руб., в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 197 руб. В удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах (по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая") за 2019 год в размере 500 руб. на основании решения от 16.06.2022 N 027S19220011720 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОСФР по ХМАО - Югре) обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Одновременно ОСФР по ХМАО - Югре в порядке статьи 124 АПК РФ известило суд об изменении наименования заинтересованного лица - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на ОСФР по ХМАО - Югре, сославшись на Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на нарушение заявителем срока предоставления отчетности, что послужило основанием для вынесения фондом решения о взыскании финансовых санкций в размере 34 500 руб.
ОСФР по ХМАО - Югре полагает неправомерным решение суда первой инстанции в части уменьшения суммы штрафных санкций с 34 500 руб. до 3 400 руб.
Податель апелляционной инстанции отмечает, что позиционируя себя как законопослушный страхователь, заинтересованное лицо нарушило цели индивидуального (персонифицированного) учета - создание условий для назначения страховой и накопительной пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, упрощения порядка и ускорения процедуры назначения страховой и накопительной пенсии.
По мнению ОСФР по ХМАО - Югре, вывод суда первой инстанции о возможности уменьшения суммы штрафа идет в разрез с действующим законодательством, поскольку Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) снижение суммы штрафных санкций не предусмотрено.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ИП Студенец А.А. является плательщиком страховых взносов и зарегистрирован в качестве страхователя.
Пенсионным фондом в отношении предпринимателя проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2-2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ) (отчет по форме СЗВ-М).
В ходе проверки установлено, что предпринимателем представлен отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, но не представлены сведения по форме СЗВ-М за март - декабрь 2019 года.
Пенсионный фонд, выявив указанные ошибки, направил в адрес предпринимателя уведомление об устранении ошибок от 03.02.2020 за март-ноябрь 2019 года и уведомление об устранении ошибок от 15.01.2020 за декабрь 2019 года. Уведомления за март-ноябрь 2019 года получены и прочитаны предпринимателем 06.02.2020. Уведомление за декабрь 2019 года получено и прочитано предпринимателем 30.01.2020.
Предпринимателем после получения уведомлений сведения по форме СЗВ-М за март - декабрь 2019 года не предоставлены.
Пенсионный фонд пришел к выводу о непредставлении ответчиком индивидуальных сведений за март - ноябрь 2019 года по форме СЗВ-М, о чем 24.03.2022 составлены акты N N 027S18220004976, 027S18220004979, 027S18220004987, 027S18220004994, 027S18220004997, 027S18220004998, 027S18220005000, 027S18220005001, 027S18220005002, за декабрь 2019 года составлен акт от 10.03.2020 N 027S18200002287.
По результатам рассмотрения материалов проверки пенсионным фондом вынесены решения от 21.04.2022 N N 027S19220006752, 027S19220006753, 027S19220006754, 027S19220006760, 027S19220006761, 027S19220006762, 027S19220006764, 027S19220006767, 027S19220006769, от 18.05.2020, N 027S19200003635 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление отчета по форме СЗВ-М в виде уплаты финансовых санкций в размере 500 руб., что в общей сумме составило 32 000 руб.
На основании указанных решений предпринимателю выставлены требования от 17.05.2022 N N 027S01220006396, 027S01220006398, 027S01220006399, 027S01220006400, 027S01220006401, 027S01220006402, 027S01220006404, 027S01220006405, 027S01220006406, от 08.06.2020 N 027S01200005049 об уплате в срок до 06.06.2022 (за март-ноябрь 2019 года), в срок до 26.06.2020 (за декабрь 2019 года) финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства.
Акты, решения и требования направлены предпринимателю посредством электронного документооборота.
Кроме того, пенсионным фондом выявлен факт несвоевременного представления ответчиком индивидуальных сведений за февраль 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая").
Предприниматель представил отчет за февраль 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") 15.03.2021.
Пенсионный фонд, выявив ошибки в представленных сведениях, направило в адрес ответчика уведомление об устранении ошибок от 16.03.2021. Уведомление получено и прочитано ответчиком 08.04.2021.
28.04.2022 предпринимателем предоставлены сведения по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") за февраль 2021 года на 1 застрахованное лицо.
Таким образом, ошибки, выявленные пенсионным фондом, были устранены ответчиком 28.04.2022, по истечении срока для добровольного устранения ошибок, установленного Федеральным законом N 27-ФЗ.
Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном представлении ответчиком индивидуальных сведений за февраль 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая"), о чем 29.04.2022 составлен акт N 027S18220009624 о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника пенсионного фонда вынесено решение от 02.06.2022 N 027S19220010557 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление отчета по форме СЗВ-М в виде уплаты финансовых санкций в размере 500 руб.
На основании решения предпринимателю выставлено требование N 027S01220009627 от 24.06.2022 об уплате в срок до 12.07.2022 финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства.
Акт, решение и требование направлены предпринимателю посредством электронного документооборота.
Кроме того, пенсионным фондом выявлен факт несвоевременного представления ответчиком индивидуальных сведений за март 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая").
Предприниматель представил отчет за март 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") 10.04.2021.
Пенсионный фонд, выявив ошибки в представленных сведениях, направило в адрес ответчика уведомление об устранении ошибок от 10.04.2021. Уведомление получено и прочитано ответчиком 14.04.2021.
Предпринимателем 28.04.2022 года предоставлены сведения по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") за март 2021 года на 2 застрахованных лица.
Таким образом, ошибки, выявленные пенсионным фондом, были устранены ответчиком 28.04.2022 по истечении срока для добровольного устранения ошибок, установленного Федеральным законом N 27-ФЗ.
Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном представлении ответчиком индивидуальных сведений за март 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая"), о чем 29.04.2022 составлен акт N 027S18220009625 о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника пенсионного фонда вынесено решение от 02.06.2022 N 027S19220010558 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление отчета по форме СЗВ-М в виде уплаты финансовых санкций в общем размере 1 000 руб.
На основании указанного решения предпринимателю выставлено требование N 027S01220009628 от 24.06.2022 об уплате в срок до 12.07.2022 года финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства.
Акт, решение и требование направлены предпринимателю посредством электронного документооборота.
Также пенсионным фондом в отношении предпринимателя проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2-2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (отчет по форме СЗВ-СТАЖ).
Пенсионным фондом выявлен факт несвоевременного представления заявителем индивидуальных сведений за 2019 год по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "дополняющая"), о чем 18.05.2022 составлен акт N 027S18220011336 о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Предприниматель представил отчет за 2019 год по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "исходная") 14.01.2020.
Кроме того, предприниматель представил отчет за 2019 год по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "дополняющая") 17.05.2022 в отношении одного застрахованного лица.
По результатам рассмотрения материалов проверки заявителем вынесено решение от 16.06.2022 N 027S19220011720 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление отчета по форме СЗВ-СТАЖ в виде уплаты финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении 1 застрахованного лица, что составило 500 руб.
На основании решения предпринимателю выставлено требование N 027S01220010270 от 06.07.2022 об уплате в срок до 26.07.2022 года финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства.
Акт, решение и требование направлены предпринимателю посредством электронного документооборота.
Также пенсионным фондом в отношении предпринимателя проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2-2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (отчет по форме СЗВ-СТАЖ).
В ходе проверки установлено, что предпринимателем представлен отчет по форме СЗВ-М за 2020 год, но не представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.
Пенсионный фонд, выявив указанные ошибки, направило в адрес Предпринимателя уведомление об устранении ошибок от 29.03.2021. Уведомление получено и прочитано предпринимателем 08.04.2021.
Предпринимателем сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год не предоставлены.
Пенсионный фонд пришел к выводу о непредставлении ответчиком индивидуальных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, о чем 02.03.2022 составлен акт N 027S18220003202.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника пенсионного фонда вынесено решение от 31.03.2022 N 027S19220005119 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление отчета по форме СЗВ-СТАЖ в виде уплаты финансовых санкций в размере 500 руб.
На основании указанного решения предпринимателю выставлено требование от 21.04.2022 N 027S01220005222 в срок до 16.05.2022 финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства.
Акт, решение и требование направлены предпринимателю посредством электронного документооборот.
Неисполнение предпринимателем требований об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
28.02.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заинтересованное лицо является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном учете, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2021 N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Порядка заполнения формы указанных сведений", согласно пункту 12 которого раздел 3 "Тип формы (код)" заполняется обязательно.
В поле "Тип сведений формы (код)" указывается один из типов представляемой формы: исходная, дополняющая или отменяющая.
Форма СЗВ-М с типом "Исходная" представляется страхователем на застрахованных лиц впервые за данный отчетный период.
Форма СЗВ-М с типом "Дополняющая" представляется страхователем с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Форма СЗВ-М с типом "Отменяющая" представляется страхователем с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
В силу пункта 38 Инструкции N 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В свою очередь страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В силу абзаца 2 пункта 40 Инструкции N 211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, Инструкцией N 211н установлен определенный порядок и срок, в течение которого орган Пенсионного фонда должен выявить ошибки в представленном отчете страхователя, а также срок, в течение которого страхователь вправе исправить допущенные им ошибки (в том числе технического характера) без применения к нему финансовых санкций за нарушение установленного законодательством срока предоставления сведений на застрахованных лиц.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за февраль и март 2021 года по типу "исходная" представлены ответчиком своевременно. При этом пенсионным фондом выявлены ошибки в представленных сведениях, что подтверждается представленными в материалы дела уведомлениями от 16.03.2021 и 10.04.2021, направленными предпринимателю посредством электронного документооборота и полученными заинтересованным лицом 08.04.2021 и 14.04.2021 соответственно, что последним не оспорено.
Кроме того, из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М за март-декабрь 2019 года заинтересованным лицом не представлены, пенсионным фондом в адрес ответчика направлены уведомления (за март-ноябрь 2019 года уведомление направлено и получено предпринимателем 06.02.2020; уведомление за декабрь 2019 года направлено и получено предпринимателем 30.01.2020), что также не оспорено.
Уведомление об ошибках по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год направлено и получено предпринимателем 08.04.2021.
Таким образом, факт нарушения предпринимателем срока представления отчета по форме СЗВ-М за март-декабрь 2019 года, за февраль и март 2021 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ 2020 года, подтверждается материалами дела и ответчиком по существу не оспаривается.
Таким образом, вывод пенсионного фонда о наличии оснований для привлечения ответчика к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа за несвоевременное представление или непредставление сведений по форме СЗВ-М за март-декабрь 2019 года, за февраль и март 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, в общей сумме 34 000 руб., является обоснованным. Расчет штрафа арифметически выполнен верно.
Вместе с тем, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании с предпринимателя финансовых санкций в размере 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2019 год.
Суд апелляционной инстанции полагает верным указанный вывод арбитражного суда, отмечая следующее.
Как следует из материалов дела и было указано выше, пенсионным фондом в ходе проверок установлено, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом "дополняющая" за 2019 год в отношении одного застрахованного лица представлены предпринимателем 17.05.2022.
При этом сведения по форме "исходная" за указанные периоды времени представлены предпринимателем своевременно (14.01.2020).
В соответствии с абзацем 3 пункта 40 Инструкции N 211н, страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Статьёй 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
При этом указанной нормой не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенные ошибки еще до обнаружения их пенсионным фондом (из материалов дела обратного не следует), самостоятельно представив необходимые дополнительные сведения на застрахованных лиц.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, ответчик реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учёта органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Правовая позиция по данному вопросу изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, который включен в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).
Учитывая изложенное, требования Пенсионного фонда о взыскании с ответчика финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2019 год в сумме 500 руб. по верному выводу суда первой инстанции удовлетворению не подлежат.
Таким образом, требования Пенсионного фонда о взыскании с ответчика штрафа за несвоевременное представление или непредставление сведений по форме СЗВ-М за март-декабрь 2019, за февраль и март 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.
Вместе с тем, судом первой инстанции, при вынесении оспариваемого решения, учтены основания для снижения размера штрафа, установленного Пенсионным фондом, в силу чего размер штрафа снижен в 10 раз.
Суд апелляционной инстанции поддерживает указанные выводы суда первой инстанции, полагая их соответствующими принципам справедливости и соразмерности наказания характеру и тяжести совершенного деяния, а доводы подателя апелляционной жалобы отклоняет на основании следующего.
Порядок привлечения страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования установлен в статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ, и, как верно указано подателем апелляционной жалобы, не содержит положений о применении при назначении наказания смягчающих ответственность обстоятельств.
Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, которая с 01.01.2015 Федеральным Законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ признана утратившей силу.
Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 15.07.1999 N 11-П, от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П и от 30.07.2001 N 13-П) санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
В рассматриваемом случае при оценке размера наказания судом первой инстанции правомерно принято во внимание то, что ответчик является субъектом малого предпринимательства.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что подателем апелляционной жалобы в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку ОСФР по ХМАО - Югре при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платило и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2023 по делу N А75-23908/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-23908/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Ответчик: Студенец Андрей Анатольевич
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СУРГУТУ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ