город Томск |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А45-31211/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 июля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Смеречинской Я.А., |
судей |
|
Назарова А.В., |
|
|
Чикашовой О.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комиссаровой К.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Городской Строительный Фонд" (N 07АП-3764/2023) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.02.2023 по делу N А45-31211/2022 (судья Суворова О.В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Городской Строительный Фонд" (630009, Новосибирская область, Новосибирск город, Добролюбова улица, дом 10/1, ОГРН 1155476055756, ИНН 5405957870) к обществу с ограниченной ответственностью "СМК-9" (630088, Новосибирская область, Новосибирск город, Петухова улица, дом 14, офис цокольный этаж, ОГРН 1185476063321, ИНН 5403043359) об обязании передать исполнительную документацию по строительству жилого дома,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "СМК-9" (ОГРН 1185476063321, ИНН 5403043359) Лебедев Сергей Викторович,
при участии в судебном заседании путем использования систем веб-конференции представителя истца Агеева А.С. по доверенности от 01.09.2022, представителя ответчика Кочеткова А.И. по доверенности от 16.12.2022 N 894/3,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Городской Строительный Фонд" (далее по тексту - ООО СЗ "ГСФ") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СМК-9" (далее по тексту - ООО "СМК-2") об обязании передать по строительству Жилого дома N 1 (по генплану) с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой -1 этап строительства многоквартирных многоэтажных жилых домов с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Декабристов, 115 стр., документацию: акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства; акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности; акты освидетельствования скрытых работ; акты освидетельствования ответственных конструкций; акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения; комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ на основании распорядительного документа (приказа), подтверждающего полномочия лица; исполнительные геодезические схемы; исполнительные схемы и профили участков сетей инженернотехнического обеспечения; акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий); иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений. акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком - в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, - в случае осуществления строительного контроля на основании договора);документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком - в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с ГрК РФ) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с ГрК РФ), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных ГрК РФ; технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с учетом изменения исковых требований по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принятого судом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "СМК-9" Лебедев Сергей Викторович.
Исковые требования ООО "ГСФ" мотивированы нарушением ответчиком обязательства по передаче исполнительной документации по строительству жилого дома по договору генподряда от 27.09.2018 N 1СМК-2018.
Решением от 17.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ГСФ" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, возвратить дело в суд первой инстанции для повторного рассмотрения, в обоснование ссылается на возложение на ответчика как генерального подрядчика обязанности по строительству объекта и предоставление истцу права требовать передачи исполнительной документации на выполненный объем работ; недоказанность передачи ответчиком истребуемой истцом документации, которая в акте приема-передачи исполнительной документации отсутствует; не верное распределение судом бремени доказывания, что привело, по утверждению истца, к возложению на него бремени доказывания отрицательного факта.
Поддерживая требования апелляционной жалобы, ООО "ГСФ" представило дополнение к апелляционной жалобе, в которых пояснило об отсутствии пропуска срока подачи апелляционной жалобы, своевременное направление апелляционной жалобы в суд первой инстанции почтовой связью.
ООО "СМК-9" представило возражение на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, утверждает о пропуске истцом срока подачи апелляционной жалобы; возражает относительно восстановления процессуального срока; ссылается на надлежащее исполнение обязанности по передаче исполнительной документации непосредственно при приемке ежемесячных объемов работ в соответствии с условиями договора; постановку оплаты истцом работ в зависимость от передачи всей необходимой строительной документации; передачу всей исполнительной документации по акту приема-передачи от 09.08.2022; отсутствие истцом конкретизации необходимой ему документации, не переданной по акту приема-передачи; подтверждение передачи исполнительной документации фактом ввода жилого дома в эксплуатацию, что исключено в отсутствие исполнительной документации.
Возражения на апелляционную жалобу приобщены арбитражным апелляционным судом к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Представители сторон, принявшие участие в судебном заседании путем использования систем веб-конференции, поддержали требования апелляционной жалобы и возражения на жалобу соответственно.
Третье лица, извещенное путем направления судебного извещения почтовой связью, дополнительно извещенное посредством публичного размещения определения апелляционного суда на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по правилам части 1 статьи 122 АПК РФ, явку в судебное заседание не обеспечило, представителя не направило.
Принимая во внимание наличие доказательств надлежащего извещения третьего лица, арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица и его представителя по правилам статей 156, 266 АПК РФ.
Рассмотрев вопрос о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно разъяснениям пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", если факт пропуска срока на подачу апелляционной жалобы установлен после принятия апелляционной жалобы к производству, арбитражный суд апелляционной инстанции выясняет причины пропуска срока. Признав причины пропуска срока уважительными, суд продолжает рассмотрение жалобы, а в ином случае - прекращает производство по жалобе применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Согласно части 2 статьи 114 АПК РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
В соответствии с частью 2 статьи 259 АПК РФ срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.
В соответствии со статьей 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
При решении вопроса о восстановлении процессуального срока следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.
Исходя из части 2 статьи 117 АПК РФ, суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины его пропуска уважительными и если не истек предусмотренный статьей 259 названного Кодекса предельный допустимый срок для восстановления.
При этом статья 117 АПК РФ предполагает оценку арбитражным судом при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока обоснованности доводов лица, настаивающего на таком восстановлении, в целях предотвращения злоупотреблений при обжаловании судебных актов и соблюдения принципа правовой определенности.
Решение по настоящему делу принято судом первой инстанции 17.02.2023 и размещено на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в тот же день.
Апелляционная жалоба ООО "ГСФ" путем направления почтой связью простым нерегистрируемым почтовым отправлением в конверте, поступившем в арбитражный суд с апелляционной жалобой. Согласно отметкам на конверте при получении оператором почтовой связи соответствующего почтового отправления истца оператором почтовой связи нанесен оттиск календарного штемпеля с указанием даты 16.03.2023, данный оттиск вручную перечеркнут крест на крест, радом нанесен оттиск календарного штемпеля с указанием даты 22.04.2023.
Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования, в том числе при исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, урегулированы Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (РПО), утвержденного приказом АО "Почта России" от 21.06.2022 N 230-п (далее - Порядок N 230-п).
Принимая во внимание подробное инструктивное описание последовательности действий сотрудников оператора почтовой связи в связи с приемом и доставкой почтовых отправлений в указанным выше актах, арбитражный апелляционный суд полагает возможным для уяснения особенностей приема и доставки нерегистрируемых почтовых отправлений принять во внимание положения указанного выше Порядка N 230-п, согласно пункту 5.4.1.9 которого при единичном приеме почтовых отправлений (РПО) на операционном окне объекта почтовой связи или по месту нахождения отправителя почтовый работник проставляет оттиск календарного почтового штемпеля (КПШ) на оболочку или адресный ярлык РПО при оплате наличными денежными средствами; погашает оттиском КПШ марки, наклеенные (нанесенные) на принимаемую регистрируемую письменную корреспонденцию категории "заказное", таким образом, чтобы их нельзя было использовать вторично; при нанесении нечеткого оттиска КПШ необходимо его крестообразно перечеркнуть и нанести заново.
Согласно пункту 13.1 Порядка N 230-п ежедневно начальник (заместитель начальника/работник, на которого возложены данные функциональные обязанности) ОПС/УКД осуществляет контроль количества фактических остатков РПО, в том числе формирует в информационной системе (ИС) отчет о движении и остатках РПО (входящих/исходящих), распечатывает и подшивает отчет к последнему листу пачки с входящими накладными за день. Данные об операциях над РПО в ОПС/УКД с каналом связи передаются в смежные системы общества транзакционно в момент проведения операции на ПКТ (МПКТ, АРКС) (пункт 12.1 Порядка N 230-п).
Таким образом, проставление оператором почтовой связи на оболочке почтового отправления календарного почтового штемпеля является одновременно средством гашения почтовых марок и способом отражения календарной информации. При единичном приеме корреспонденции допустим ручной способ гашения почтовых марок. А при нанесении не верного или нечитаемого оттиска календарного штемпеля допустимо ручное перечеркивание такого оттиска с нанесением верной календарной информации.
В рассматриваемом случае отметки оператора почтовой связи на конверте почтового отправления с апелляционной жалобой содержат двоякую календарную информацию, которая может свидетельствовать как о направлении апелляционной жалобы в пределах установленного процессуального срока (16.03.2023), так и о направлении процессуального документа за пределами этого срока (22.04.2023).
Направление апелляционной жалобы нерегистрируемым почтовым отправлением само по себе не является нарушением подачи апелляционной жалобы (часть 6 статьи 114 АПК РФ), однако исключает возможность получения достоверной календарной информации о дате передачи отправителем апелляционной жалобы на почту путем обращения к данным информационной системы оператора почтовой связи, в частности, получения отчета об отслеживании почтового отправления, формируемого оператором почтовой связи.
В силу пунктов 1, 2 АПК РФ задачи судопроизводства в арбитражных судах включают защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В условиях неопределенности относительно нанесенной оператором почтовой связи календарной информации, исходя из целей судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 АПК РФ), а также в целях реализации конституционных гарантий обеспечения права на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), суд апелляционной инстанции полагает возможным восстановить процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения.
Как усматривается из материалов дела, между ООО "ГСФ" (заказчик) и ООО "СМК-9" (генподрядчик) заключен договор от 27.09.2018 N 1СМК-2018, предмет которого обязательства генподрядчика своими силами и средствами согласно проекта и задания заказчика выполнить комплекс работ по строительству жилого дома N 1 (по генплану) с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой -1 этап строительства многоквартирных многоэтажных жилых домов с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой, расположенный по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Декабристов, 115 стр., и сдать результаты работ заказчику, и обязательства заказчика принять результаты работ и оплатить их (пункты 1.4, 1.8, 2.1). Работы выполняются иждивением генподрядчика, из его материалов, его силами и средствами (пункт 2.3). Стоимость работ определена на основании сводного сметного расчета стоимости работ (приложение N 1), составленного на основании локальных сметных расчетов (приложение N 2), составленных в соответствии с проектной документацией, подлежащих выполнению, и не может быть меньше 459 461 475 рублей (пункт 3.1).
Срок начала работ определен в течение пяти рабочих дней с момента подписания договора, окончания работ - 04.12.2020 (пункт 5.1).
Обязанности заказчика включали передачу генподрядчику по акту приема-передачи рабочей документации со штампом "в производство работ" (пункт 6.1.1), копии разрешения на строительство по акту (пункт 6.1.2), строительной площадки по акту (пункт 6.1.4); предоставление генподрядчику геодезической разбивочной основы для строительства нового объекта (пункт 6.1.8); организацию приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта (пункт 6.1.18); оплату услуг органов технической инвентаризации при сдаче дома в эксплуатацию (пункт 6.1.23).
Обязательства подрядчика включали выполнение работ с надлежащим качеством, в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, СП, СНиП и ТУ, проектной документации и приложений к договору и сдачу результата работ заказчику (пункт 6.2.1); ведение с момента начала работ и до их завершения исполнительной документации по выполненным работам в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, РД-11-02-2006 и другими действующими нормативными документами, в трех экземплярах, которые передаются заказчику при сдаче-приемке работ по формам КС-2 (пункт 6.2.5); представление заказчику ежемесячно не позднее 27 числа отчетного месяца актов приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости работ по форме КС-3 (пункт 6.2.6).
Генподрядчик в соответствии с требованиями и.6.13-6.14 и 7.2 СП 48.13330.2011 и РД-11-02-2006 ведет исполнительную документацию на выполняемые им работы. Исполнительная документация ведется генеральным подрядчиком и передается заказчику в трех экземплярах (пункт 7.3).
Ежемесячно в период с 25 по 27 число генподрядчик предъявляет заказчику акты сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2, подтверждающие фактическое количество, качество и стоимость выполненной работы на отчетную дату в соответствии с утвержденными локальными сметными расчетами, а также справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (пункт 7.5).
Сдача результата фактически выполненных работ за текущий месяц осуществляется при предъявлении следующих документов: акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3, полный комплект исполнительной документации на выполненных объем работ согласно РД-11-02-2006. Акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 рассматриваются и подписываются заказчиком в течение пяти рабочих дней (пункт 7.7).
Расчеты между заказчиком и генподрядчиком за фактически выполненные и принятые объемы работ, подтвержденные актами приемки выполненных работ по форме КС-2, на основании справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 осуществляются в течение пяти банковских дней с момента подписания актов выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 ((пункт 8.2).
Подлежавший выполнению по договору генподряда комплекс работ выполнен генподрядчиком и передан заказчику.
Мэрией города Новосибирска выдано ООО "ГСФ" как застройщику разрешение N 54-Ru54303000-57-2021 на ввод в эксплуатацию жилого дома N 1 (по генплану) с помещениями общественного назначения и с подземной автостоянкой - 1 этап строительства многоквартирных многоэтажных жилых домов с помещениями общественного назначения и с подземной автостоянкой с указанием на недействительность данного разрешения без технического плана от 31.03.2021, подготовленного Маньковским Александром Николаевичем, номер квалификационного аттестата кадастрового инженера 54-10-57, выдан 16.12.2010 департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области, внесен 18.01.2011 в государственный реестр кадастровых инженеров.
18.10.2022 ООО "ГСФ" направило в адрес ООО "СМК-9" досудебное требование о передаче исполнительной документации на указанный жилой дом согласно почтовой квитанции и курьерской накладной от 19.10.2022.
Неисполнение ответчиком претензионного требования послужило основанием для обращения ООО "ГСФ" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из документального подтверждения передачи требуемой истцом документации в соответствии с условиями договора генподряда, в том числе по акту приема-передачи исполнительной документации от 09.08.2022, что устраняет повторное возложение на ответчика обязанности передать такую документацию.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства (пункт 1 статьи 308.3 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства.
При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Не может быть отказано в удовлетворении иска об исполнении обязательства в натуре в случае, когда надлежащая защита нарушенного гражданского права истца возможна только путем понуждения ответчика к исполнению в натуре и не будет обеспечена взысканием с ответчика убытков за неисполнение обязательства, например, обязанностей по представлению информации, которая имеется только у ответчика, либо по изготовлению документации, которую правомочен составить только ответчик.
Согласно пункту 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно разъяснениям пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", при толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика (пункт 1 статьи 748 ГК РФ).
Подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда, если это предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата работы для целей, указанных в договоре (статья 726 ГК РФ).
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать, в том числе ведение исполнительной документации.
Состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 9 статьи 52 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (часть 2 статьи 53 ГрК РФ).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы документы, включающие, в том числе, акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); акт о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в случае, если такое подключение (технологическое присоединение) этого объекта предусмотрено проектной документацией); заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Кодекса; технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (часть 3 статьи 55 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент ввода жилого дома в эксплуатацию).
Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Кодекса (пункт 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ).
Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 8 данной статьи (часть 1 статьи 54 ГрК РФ).
После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Кодекса требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Кодекса) и (или) информационной модели либо об отказе в выдаче такого заключения (часть 16 статьи 54 ГрК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение о порядке проведения строительного контроля), согласно пункту 6 которого строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение контрольных мероприятий, в том числе по проверке полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; проверке полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов; совместно с подрядчиком освидетельствованию скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; проверке совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 16 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, действовавшего в период строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома, указанного в пункте 1.4 договора генподряда, после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 утверждены Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (вместе с РД-11-02-2006), согласно пункту 4 которых для проведения проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства застройщиком, техническим заказчиком или лицом, осуществляющим строительство, в орган государственного строительного надзора представляется перечень (реестр) всей исполнительной документации, составленной при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства. Органом государственного строительного надзора исполнительная документация запрашивается в объеме, необходимом для проведения оценки соответствия выполненных работ и примененных строительных материалов требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Состав подлежащей ведению исполнительной документации определен в пункте 8.2.1 СП 48.13330.2019 "Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004", включающий акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства; акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности; акты освидетельствования скрытых работ (приложение Д); акты освидетельствования ответственных конструкций (приложение Г); акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения (приложение Е); комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектной организацией изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ; исполнительные геодезические схемы и чертежи; исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения; акты испытания и опробования технических устройств; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля качества применяемых строительных материалов (изделий); иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений. Примерный перечень исполнительной документации приведен в приложении Б.
К процедуре оценки соответствия отдельных конструкций, ярусов конструкций (этажей) лицо, осуществляющее строительство, должно представить акты освидетельствования всех скрытых работ, входящих в состав этих конструкций, геодезические исполнительные схемы, а также протоколы испытаний конструкций (в том числе в составе информационной модели объекта) в случаях, предусмотренных проектной документацией и (или) договором строительного подряда. Застройщик (технический заказчик) может выполнить контроль достоверности представленных исполнителем работ исполнительных геодезических схем. С этой целью лицо, осуществляющее строительство, должно сохранять до момента завершения приемки закрепленные в натуре разбивочные оси и монтажные ориентиры (пункт 9.1.34 СП 48.13330.2019).
Лицо, осуществляющее строительство, по факту выполнения строительно-монтажных работ (в том числе скрытых), проведения испытаний инженерных систем и сетей осуществляет формирование и комплектацию исполнительной документации для подтверждения фактически выполненных работ проектным параметрам в соответствии с СП 70.13330, СП 45.13330, СП 34.13330, СП 73.13330, СП 17.13330, СП 293.1325800, СП 71.13330, СП 72.13330, СП 78.13330, СП 82.13330, СП 104.13330 и другими действующими документами по стандартизации. Исполнительная документация совместно с актами выполненных работ передается застройщику (техническому заказчику) (пункт 9.2.1 СП 48.13330.2019).
Исполнительная документация подлежит хранению у застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство, согласно ГОСТ Р 7.0.8 или вносится в информационную модель в соответствии с требованиями и нормативных документов. На время проведения итоговой проверки реестры исполнительной документации передаются в орган государственного строительного надзора в установленном порядке согласно и нормативным документам (пункт 9.2.6 СП 48.13330.2019).
Исходя из буквального значения взаимосвязанных условий пунктов 6.1.1-6.1.4, 6.1.8, 6.1.18, 6.2.5, 6.2.6, 7.3, 7.6, 7.7, 8.2 договора генподряда (статья 431 ГК РФ), сторонами достигнуто соглашение о порядке взаимодействия в связи с ведением и приемкой строительных работ, созданию, использованию и хранению исполнительной документации, которым на генподрядчика возложена обязанность выполнить строительные работы и подтвердить их соответствие проектной и рабочей документации, включая геодезическую разбивочную основу, предоставленной заказчиком, а на заказчика возложена обязанность по регулярной текущей проверке выполняемых подрядчиком работ. Надлежащее исполнение генподрядчиком обязательства по строительству объекта обеспечено постановкой реализации заказчиком обязанности по оплате работ в зависимость от ежемесячного предоставления генподрядчиком полного комплекта исполнительной документации при сдаче очередного объема работ заказчику. С учетом указанного соглашения о порядке взаимодействия исполнительная документация подлежала передаче генподрядчиком заказчику ежемесячно (с 25 по 27 числа каждого отчетного месяца) для проверки последним соответствия выполненных работ проекту и рабочей документации, а по завершении строительства подлежала передаче заказчику исполнительная документация, составляемая на завершающем этапе строительства. Подобный порядок взаимодействия сторон в связи с ведением, использованием для целей приемки работ и хранением исполнительной документации не противоречит приведенным выше нормативным требованиям, не устанавливающим ограничения на хранение исполнительной документации у заказчика или лица, осуществляющего строительство.
Материалами дела подтверждается ввод жилого дома, определенного в пункте 1.4 договора как объект строительства, в эксплуатацию в установленном законом порядке, что свидетельствует о приемке выполненных работ заказчиком и положительном результате проверки государственного строительного надзора по завершении строительства, следовательно, о наличии у заказчика полного комплекта исполнительной документации, требуемого для проведения проверки законченного строительством объекта органом государственного строительного надзора, подлежащего предоставлению заказчиком (части 1, 16 статьи 54, части 2, 3 статьи 55 ГрК РФ).
Из содержания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 31.03.2021 следует, что при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче указанного разрешения заказчик предоставил в составе обязательного комплекта документов положительное заключение органа государственного строительного надзора и технический план жилого дома, составленный аттестованным в установленном порядке кадастровым инженером. Поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано ООО "ГСФ" с приложением данного технического плана (часть 10.1 статьи 55 ГрК РФ), у истца имеется доступ к этому документу, что указывает на своевременную передачу технического плана истцу в связи с завершением строительства жилого дома.
Геодезическая разбивочная основа для строительства объектов капитального строительства подлежит обязательному выполнению на стадии разработки проектной и рабочей документации (часть 1 статьи 47 ГрК РФ, СП 47.13330.2016 "Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96", СП 317.1325800.2017 "Свод правил. Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Общие правила производства работ"). Предоставление указанной документации условиями договора генподряда отнесено к ответственности заказчика (пункты 6.1.1, 6.1.8 договора), что указывает на наличие у истца доступа к данному документу вне зависимости от формализованной передачи его генподрядчиком по завершении строительства.
Акты разбивки осей капитального строительства на местности, акты освидетельствования ответственных конструкций, акты освидетельствования скрытых работ, комплекты рабочих чертежей на объемы выполненных работ подлежали предоставлению генподрядчиком ежемесячно до приемки выполненных работ заказчиком, исполнение обязанности которого по приемке и оплате работ условиями договора поставлено в зависимость от предоставления полного комплекта исполнительной документации, позволяющего проведение проверки соответствия выполненных работ требованиям проектной и рабочей документации.
Как следует из содержания акта приема-передачи исполнительной документации от 09.08.2022, по завершении строительства генподрядчик передал в составе исполнительной документации, в частности, акты освидетельствования скрытых работ с приложением документов о качестве, лабораторном контроле, исполнительные схемы, экспертные заключения. Указание на передачу исполнительных схем содержится, например, в позициях 681-685, 779-780, 781, 783, 785, 811, 1008-1016, 1022, 1023, 1102-1104, 1107. Указание на передачу актов испытаний инженерных коммуникаций содержится, например, в позициях 819, 833, 941-949, 1021, 1042, 1043, 1053, 1054, 1105-1106 акта). Журналы контроля качества переданы генподрядчиком согласно позициям 955-969 акта. Акты освидетельствования выполненных работ переданы, например, согласно позициям 155-1060, 1084-1101.
С учетом изложенного, представленной в дело совокупностью согласующихся между собой доказательств опровергается утверждение истца о неисполнении ответчиком обязанности по передаче исполнительной документации в объеме, указанном в иске.
В этой связи суд первой инстанции верно отметил, что перечисление истцом общего перечня исполнительной документации не создает оснований для возложения на ответчика обязанности по передаче поименованных в этом перечне документов без конкретизации конкретного документа, требуемого заказчику.
Доводы апелляционной жалобы относительно распределения бремени доказывания отклонены арбитражным апелляционным судом с учетом следующего.
Исходя из общих правил доказывания, коррелирующих с принципом состязательности и равноправия сторон (статьи 9, 65 АПК РФ), каждая сторона представляет доказательства в подтверждение своих требований и возражений.
Бремя доказывания стороной своих требований и возражений должно быть потенциально реализуемым, исходя из объективно существующих возможностей в собирании тех или иных доказательств с учетом характера правоотношения и положения в нем соответствующего субъекта, а также добросовестной реализации процессуальных прав. Недопустимо возлагать на сторону обязанность доказывания определенных обстоятельств в ситуации невозможности получения ею доказательств по причине нахождения их у другой стороны спора, недобросовестно их не раскрывающей.
В общеисковом процессе с равными возможностями спорящих лиц по сбору доказательств, применим обычный стандарт доказывания, который может быть поименован как "разумная степень достоверности" или "баланс вероятностей" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС16-18600(5-8). Он предполагает вероятность удовлетворения требований истца при представлении им доказательств, с разумной степенью достоверности подтверждающих обстоятельства, положенные в основание иска.
Представление суду утверждающим лицом подобных доказательств, не скомпрометированных его процессуальным оппонентом, может быть сочтено судом достаточным для вывода о соответствии действительности доказываемого факта для целей принятия судебного акта по существу спора. При этом опровергающее лицо вправе оспорить относимость, допустимость и достоверность таких доказательств, реализовав собственное бремя доказывания.
Нежелание стороны представить доказательства, подтверждающие ее возражения и опровергающие доводы ее процессуального оппонента, представившего доказательства, должно быть квалифицировано исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно указывает процессуальный оппонент (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12, от 13.05.2014 N 1446/14, определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2014 N309-ЭС14-923, от 09.10.2015 N305- КГ155805).
Истец, обращаясь за судебной защитой, утверждал об отсутствии у него исполнительной документации, представив договор генподряда и ссылаясь на его условия, возлагающие на генподрядчика обязанность по ведению и передаче заказчику такой документации.
Ответчик представил аргументированные возражения, подтвержденные доказательствами, содержащими сведения об обстоятельствах фактических отношений сторон, очевидно свидетельствующих о передаче комплекта исполнительной документации генподрядчиком заказчику.
В подобной юридической ситуации бремя опровержения указанных ответчиком обстоятельств и представленных им доказательств, доказывания иной оценки этих обстоятельств, исключающей передачу исполнительной документации генподрядчиком, перешло на истца. Однако такие обстоятельства истцом при рассмотрении спора не раскрыты. Разумные объяснения положительного завершения проверки государственного строительного надзора и выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отсутствии комплекта исполнительной документации истцом при рассмотрении спора не представлены.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно предлагалось истцу реализовать бремя доказывания обстоятельств, опровергающих обстоятельства, свидетельствующие об исполнении ответчиком обязанности по передаче истребуемой документации. В связи с этим довод апелляционной жалобы о возложении на истца обязанности по доказыванию негативных фактов не нашел подтверждения при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-31211/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Городской Строительный Фонд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Я.А. Смеречинская |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-31211/2022
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГОРОДСКОЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ФОНД"
Ответчик: ООО "СМК-9"
Третье лицо: Кочетков Антон Игоревич, Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5327/2023
11.10.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3764/2023
13.07.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3764/2023
17.02.2023 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-31211/2022