город Омск |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А81-830/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тетериной Н.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жантасовой Г.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6926/2024) акционерного общества "Вынгапуровский тепловодоканал" на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.05.2024 по делу N А81-830/2018 (судья Соколов С.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399) к акционерному обществу "Вынгапуровский тепловодоканал" (ИНН 8905045443, ОГРН 1098905000622) об индексации присужденных денежных сумм в размере 510 руб. 67 коп.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Россети Тюмень" - Кузнецовой А.С. по доверенности от 19.07.2022 N 81547, сроком действия до 16.09.2024;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" ( в настоящее время - акционерное общество "Россети Тюмень", далее - АО "Россети Тюмень", истец)
обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к акционерному обществу "Вынгапуровский тепловодоканал" (далее - АО "ВТВК", ответчик) о взыскании 1 883 062 руб. 85 коп., в том числе 1 862 743 руб. 89 коп. основного долга по договору от 07.11.2012 N Н/11-31 и 21 218 руб. 96 коп. неустойки в связи с несвоевременными платежами за оказанные услуги по передаче электроэнергии за декабрь 2017 года с 10.01.2018 по 04.02.2018 и с 23.01.2018 по 04.02.2018.
Решением от 16.04.2018 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа исковые требования удовлетворены частично, а именно с АО "ВТВК" в пользу акционерного общества энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" взыскано 66 485 руб. 63 коп. неустойки начисленной в связи с несвоевременными платежами за оказанные услуги по передаче электроэнергии за декабрь 2017 года за период с 26.01.2018 по 30.03.2018 и 31 613 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2018 года по делу N А81-830/2018 изменено, принят новый судебный акт, согласно которому принят отказ акционерного общества энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" от иска в части взыскания 1 862 743 руб. 89 коп. основного долга по договору N Н/11-31 от 07.11.2012 за декабрь 2017 года. Производство по делу N А81-830/2018 в части взыскания 1 862 743 руб. 89 коп. основного долга по договору N Н/11- 31 от 07.11.2012 за декабрь 2017 года прекращено. Исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с ответчика в пользу истца 75 947 руб. 24 коп. неустойки за период с 10.01.2018 по 30.03.2018 и 31 767 руб. расходов по уплате государственной пошлины, а также расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 836 руб.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.11.2018 постановление от 26.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-830/2018 оставлено без изменения.
На основании вступившего в законную силу постановления, выдан исполнительный лист серии ФС 020183841 от 30.08.2018.
АО "Россети Тюмень" 04.04.2024 обратилось в рамках настоящего дела с заявлением о взыскании 510 руб. 67 коп. в качестве индексации присужденной судебным актом по настоящему делу суммы.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.05.2024 по делу N А81-830/2018 заявление АО "Россети Тюмень" удовлетворено, произведена индексация денежных сумм в рамках настоящего дела, с АО "ВТВК" в пользу АО "Россети Тюмень" в порядке индексации взыскано 510 руб. 67 коп. за период с 27.07.2018 по 22.10.2018.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель с учетом письменных объяснений от 19.08.2024 указал на подачу истцом заявления об индексации с нарушением срока, обозначенного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.06.2024 N 31-П (далее - постановление N 31-П).
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, истец представил отзыв, в котором просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Одновременно истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение с заявлением об индексации присужденных судом денежных сумм, мотивированное отсутствием временных ограничений на обращение с заявлением об индексации до принятия постановления N 31-П; распространением правила о подаче заявления об индексации в течение одного года на заявления, подаваемые после публикации постановления N 31-П; отсутствием влияния на размер индексации длительность не обращения с соответствующим заявлением.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал ходатайство о восстановлении срока, так и об оставлении определения без изменения.
Ответчик уведомил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем апелляционная жалоба в силу статей 156, 266 АПК РФ рассмотрена без его участия.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что таковой подлежит отмене, исходя из нижеизложенного.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 25.01.2001 N 1-П, от 23.07.2018 N 35-П, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, полноценное осуществление данного права невозможно при отсутствии правовых механизмов, с помощью которых выигравшая судебный спор сторона могла бы компенсировать неблагоприятные для нее последствия несвоевременного исполнения судебного акта стороной, спор проигравшей. Одним из таких негативных последствий для стороны, в чью пользу судом взысканы денежные суммы, является обесценивание этих сумм в результате инфляционных процессов, наличие которых в экономике учитывается федеральным законодателем, в частности, при установлении прогнозируемого уровня инфляции в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.07.2021 N 40-П по делу о проверке конституционности статьи 183 АПК РФ в связи с запросом Арбитражного суда Республики Татарстан и жалобой гражданина В.В. Сторублевцева (далее - постановление N 40-П) отметил, что гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого на судебную защиту (статья 46, часть 1) не подлежит ограничению ни при каких обстоятельствах (статья 56, часть 3). Однако конституционные цели правосудия не могут быть достигнуты, а сама судебная защита не может признаваться действенной, если судебный акт своевременно не исполняется, что лишает граждан, правомерность требований которых установлена в надлежащей судебной процедуре и формализована в судебном решении, эффективного и полного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям равенства и справедливости. Исполнение судебного акта следует рассматривать как элемент судебной защиты, право на которую относится к неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 постановления N 40-П, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, полноценное осуществление данного права невозможно при отсутствии правовых механизмов, с помощью которых выигравшая судебный спор сторона могла бы компенсировать неблагоприятные для нее последствия несвоевременного исполнения судебного акта стороной, спор проигравшей. Одним из таких негативных последствий для стороны, в чью пользу судом взысканы денежные суммы, является обесценивание этих сумм в результате инфляционных процессов, наличие которых в экономике учитывается федеральным законодателем, в частности, при установлении прогнозируемого уровня инфляции в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Компенсировать влияние инфляции на имущественные правоотношения, складывающиеся между взыскателем и должником, своевременно не исполнившим обязательства, возложенные на него судебным решением, призвана индексация взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда, имеющая целью восстановление покупательной способности причитающихся взыскателю по решению суда денежных средств, утраченной ввиду инфляции в период исполнения должником данного решения, без чего ставилось бы под сомнение само право взыскателя на судебную защиту, означающее возможность не только обратиться в суд, но и получить не формальную, а реальную защиту нарушенных прав и свобод.
Аналогичный правовой подход изложен в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.03.2015.
Федеральным законом от 11.06.2022 N 177-ФЗ внесены изменения в статью 183 АПК РФ, направленные на реализацию постановления N 40-П, а именно, частью 1 статьи 183 АПК РФ в редакции Федерального закона от 11.06.2022 N 177-ФЗ предусмотрено, что по заявлению взыскателя или должника арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда; если иное не предусмотрено федеральным законом, присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, с момента, когда такая выплата должна была быть произведена; если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, для индексации используется официальная статистическая информация об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Руководствуясь положениями статьи 183 АПК РФ, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для индексации взысканных сумм в рамках настоящего дела.
Однако, из материалов дела следует, что постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 по делу N А81-830/2018 окончательно исполнено 22.10.2018 (на это указывает сам истец в заявлении об индексации).
С заявлением об индексации присужденных денежных сумм истец обратился в суд 04.04.2024, то есть по истечении более пяти лет с момента исполнения итогового судебного акта по настоящему делу.
В постановлении N 31-П указано, что само по себе отсутствие в процессуальном законе сроков для подачи в суд заявления об индексации присужденных денежных сумм не может - с учетом приведенных в названном постановлении правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - однозначно свидетельствовать о том, что в данном случае речь идет о квалифицированном умолчании законодателя, поскольку возможность индексации в течение не ограниченного никакими рамками срока означала бы нарушение принципа правовой определенности и гарантий обеспечения стабильности гражданского оборота.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации статья 183 АПК РФ как процессуальная норма, применяющаяся в отрыве от материально-правовых притязаний стороны и содержащая пробел в определении срока для обращения взыскателя или должника за индексацией, не исключает фактически произвольного определения такого срока независимо от периода, прошедшего со дня исполнения судебного акта, о чем свидетельствует правоприменительная практика и что ведет к нарушению конституционных прав граждан и организаций.
В связи с этим имеющийся в законодательстве пробел относительно предельного срока для обращения с заявлением об индексации присужденных денежных сумм приобретает конституционную значимость: исследуемое правовое регулирование угрожает балансу прав и законных интересов сторон соответствующих процессуальных отношений и входит в противоречие с конституционными принципами равенства и справедливости, с гарантиями права на судебную защиту.
В связи с этим в постановлении N 31-П Конституционный Суд Российской Федерации признал статью 183 АПК РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 46 (часть 1) в той мере, в какой во взаимосвязи с частью 5 статьи 3, статьями 113 и 117 данного Кодекса, статьями 195, 196 и 205 Гражданского кодекса Российской Федерации она - при наличии пробела в системе действующего правового регулирования - позволяет произвольно определять срок для обращения взыскателя или должника в арбитражный суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из постановления N 31-П, взыскатель или должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм в срок, не превышающий одного года со дня исполнения должником судебного акта. По заявлению взыскателя или должника этот срок может быть восстановлен судом, если он был пропущен по уважительным причинам.
Поскольку правовые позиции, изложенные в данном постановлении N 31-П, сами по себе не являются нормами права, а являются конституционно-правовым истолкованием норм права, которые действовали в момент обращения истца в арбитражный суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм, они подлежат применению судом в целях истолкования нормы статьи 183 АПК РФ на момент применения этой нормы, то есть суд апелляционной инстанции обязан руководствоваться ими при рассмотрении апелляционной жалобы.
Указанное следует из положений Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно части 5 статьи 79 которого с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений не допускается.
Указанной нормой также предусмотрено, что суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено и решения предшествующих судебных инстанций состоялись до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Из системного толкования частей первой, третьей и пятой статьи 79, а также части шестой статьи 87 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" следует, что с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации никто не вправе применять закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, равно как и применять закон, служивший предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, в каком-либо ином, отличном от выявленного Конституционным Судом Российской Федерации правовом смысле (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.06.2020 N 30-П, определение от 30.01.2024 N 8-О-Р).
Прямым следствием юридической силы постановления N 31-П является невозможность применения признанных неконституционными положений о произвольном определении срока обращения в арбитражный суд с заявлением об индексации присужденных сумм на любой стадии рассмотрения дела, включая кассационную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации. Иное приводило бы к игнорированию правовой позиции и выводов Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе о том, что обращение стороны за индексацией и взыскание этой индексации судами в течение не ограниченного никакими рамками срока является нарушением принципа правовой определенности и гарантий обеспечения стабильности гражданского оборота.
Таким образом, право на обращение в арбитражный суд с заявлением об индексации должно быть реализовано истцом не позднее одного года со дня исполнения должником судебного акта.
Однако в настоящем случае такой срок истцом пропущен более чем на пять лет, что исключает удовлетворение заявления об индексации присужденных денежных сумм.
Вместе с тем АО "Россети Тюмень", как указывалось выше, подано ходатайство о восстановлении срока на обращение с заявлением об индексации присужденных судом денежных сумм по делу N А81-830/2018, мотивированное отсутствием временных ограничений на обращение с заявлением об индексации до принятия постановления N 31-П; распространением правила о подаче заявления об индексации в течение одного года на заявления, подаваемые после публикации постановления N 31-П; отсутствием влияния на размер индексации длительность не обращения с соответствующим заявлением.
Как установлено частями 1, 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Такими причинами согласно разъяснениям, приведенным в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", применяемым ввиду схожести ситуации, могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные).
В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса о подаче заявления, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица, обратившегося с заявлением о компенсации (часть 2 статьи 117 АПК РФ).
Оценив приведенные истцом причины пропуска срока на подачу заявления об индексации, апелляционный суд полагает, что таковые не являются уважительными.
Так, ссылка истца на отсутствие влияния момента обращения с заявлением об индексации на размер таковой и отсутствие правовой определенности и единого подхода к толкованию судами сроков исчисления и подачи заявления на взыскание индексации не может быть принята во внимание в качестве основания для восстановления срока, поскольку данное обстоятельство не препятствовало истцу обратиться в суд в разумный срок (в течение года) после исполнения судебного акта в полном объеме.
Указание на порядок действия постановления N 31-П, то есть распространение правила о сроке только на заявления об индексации, подаваемые после опубликования постановления N 31-П, противоречит вышеприведенным положениям Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Иного обоснования истцом не приведено.
При этом следует учитывать, что пропуск срока более чем на четыре года является существенным и не может быть признан незначительным, принимая во внимание установленную постановлением N 31-П продолжительность срока на обращение в суд с заявлением об индексации - один год, то есть период пропуска срока фактически превышает в несколько раз сам срок, а также установленные АПК РФ предельно допустимые сроки, которые являются пресекательными для лиц, участвующих в деле, и восстановлению, по общему правилу, не подлежат, равные шести месяцам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для восстановления пропущенного истцом срока в отсутствие соответствующего обоснования и доказательств наличия уважительных причин его пропуска.
Поскольку АО "Россети Тюмень" пропущен срок для обращения в суд с заявлением об индексации присужденных сумм в порядке статьи 183 АПК РФ, а изложенные истцом доводы не относятся к объективным обстоятельствам, свидетельствующим об уважительности причин пропуска этого срока, заявление АО "Россети Тюмень" удовлетворению не подлежало.
Учитывая вышеизложенное, обжалуемое определение подлежит отмене как принятое с нарушением норм процессуального права с разрешением вопроса по существу - об отказе в удовлетворении заявления АО "Россети Тюмень" об индексации денежных средств.
Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на определения арбитражного суда об индексации государственной пошлиной не облагаются (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании изложенного и руководствуясь частью 3 статьи 270, статьей 271, пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.05.2024 по делу N А81-830/2018 отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления акционерного общества "Россети Тюмень" об индексации присужденных денежных сумм отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Судья |
Н.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-830/2018
Истец: АО энергетики и электрофикации "Тюменьэнерго"
Ответчик: АО "Вынгапуровский тепловодоканал"
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6926/2024
27.11.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5142/18
26.07.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6481/18
16.04.2018 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-830/18