Москва |
|
29 января 2021 г. |
Дело N А40-237017/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Тарасова Н.Н.,
судей Кручининой Н.А., Михайловой Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Тимошиной С.А. - явка, паспорт;
от конкурсного управляющего акционерного общества "Капитал Б" Шелудько А.С. - явка, паспорт;
от акционерного общества "Проспект" - Суханкина С.В. по доверенности от 27.05.2020;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Тимошиной С.А.
на определение Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2020,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020
по заявлению о включении требований Тимошиной С.А. в размере 336 674,32 руб. в реестр требований кредиторов акционерного общества "Капитал Б"
в рамках рассмотрения дела о признании несостоятельным (банкротом) акционерного общества "Капитал Б",
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 06.11.2019 акционерное общество "Капитал Б" (далее - должник) было признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Шелудько А.С.
В Арбитражный суд города Москвы поступило заявление Тимошиной С.А. о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 336 674,32 руб., которое обжалуемым определением Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020, было признано обоснованным, но подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Не согласившись с определением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Тимошина С.А. обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, просит удовлетворить кассационную жалобу, обжалуемые определение и постановление отменить в части понижения очередности требования, принять новый судебный акт о включении спорных требований в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В судебном заседании Тимошина С.А. доводы кассационной жалобы поддержала, а конкурсный управляющий должника и представитель акционерного общества "Проспект" просили суд обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ), информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, проверив в порядке статей 286, 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены определения и постановления по доводам кассационной жалобы.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В силу статьи 100 Закона о банкротстве, проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При этом, необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Исходя из правовой позиции высшей судебной инстанции, приведенной в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - постановление от 22.06.2012 N 35), в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве, проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, требования кредитора подтверждаются решением Кунцевского районного суда от 12.12.2019 по делу N 2-5802/19, как следствие, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований.
Вместе с тем, суд учел, что заявление о включении в реестр требований кредиторов должника было направлено в Арбитражный суд города Москвы в электронном виде только 21.01.2020, в то время как сведения о признании должника банкротом и открытии процедуры конкурсного производства были опубликованы 16.11.2019, то есть реестр требований кредиторов должника был закрыт 16.01.2020.
Как следствие, суд пришел к выводу о том, что посчитал, что кредитором Тимошиной С.А. пропущен срок предъявления требований, а заявленные ею требования были признаны обоснованными, но подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
По общему правилу, предусмотренному в статье 142 Закона о банкротстве, требования кредиторов в конкурсном производстве должны быть заявлены до закрытия реестра требований кредиторов.
В противном случае требования конкурсных кредиторов удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника; расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном данной статьей.
Последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4 и 5 статьи 142 Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.
Кроме того, судами учтено что Тимошина С.А., ведя судебный спор в суде общей юрисдикции уже после возбуждения в отношении должника процедуры банкротства, могла и должна была обратиться с настоящим требованием в дело о банкротстве в установленные законом сроки после проведения публикации.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции были установлены все существенные для спора обстоятельства и дана надлежащая правовая оценка.
Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно оставил определение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не усматривая оснований для их переоценки, поскольку названные выводы в достаточной степени мотивированы, соответствуют нормам права.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что кассационная жалоба не содержит указания на наличие в материалах дела каких-либо доказательств, опровергающих выводы судов, которым не была бы дана правовая оценка судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции.
Судами правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Приведенный в кассационной жалобе доводы апелляционной о возможности предъявления требований в трехмесячный срок со ссылками на положения пункта 4 статьи 201.1 Закона о банкротстве подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемом случае в отношении должника не были применены специальные нормы, предусмотренные параграфом 7 Закона о банкротстве, регулирующие банкротство застройщиков.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены судебных актов, в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не нарушены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020 по делу N А40-237017/19 - оставить без изменения, кассационную жалобу - оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Н. Тарасов |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника; расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном данной статьей.
Последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4 и 5 статьи 142 Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.
...
Приведенный в кассационной жалобе доводы апелляционной о возможности предъявления требований в трехмесячный срок со ссылками на положения пункта 4 статьи 201.1 Закона о банкротстве подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемом случае в отношении должника не были применены специальные нормы, предусмотренные параграфом 7 Закона о банкротстве, регулирующие банкротство застройщиков."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 января 2021 г. N Ф05-5225/20 по делу N А40-237017/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-80713/2022
16.11.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-65813/2022
23.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5225/20
29.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5841/2021
19.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5067/2021
29.01.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5225/20
19.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5225/20
15.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44791/20
14.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45555/20
08.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15669/20
25.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5225/20
11.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32252/20
05.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31087/20
06.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-79911/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-237017/19
06.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-237017/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-237017/19