Москва |
|
9 июня 2022 г. |
Дело N А40-194062/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 2 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Тарасова Н.Н.,
судей Зеньковой Е.Л., Холодковой Ю.Е.,
при участии в судебном заседании:
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью Коммерческого банка "Новопокровский" в лице государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - Борин А.Д. по доверенности от 22.02.2022;
от общества с ограниченной ответственностью "Тритайл" - Васнецов Е.В. по доверенности от 09.09.2021;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Тритайл"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022
по заявлению о включении требований общества с ограниченной ответственностью Коммерческого банка "Новопокровский" в реестр требований кредиторов должника
в рамках рассмотрения дела о признании несостоятельным (банкротом) Киселева П.Л.,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2021 Киселев Павел Леонидович (далее - должник) был признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Айзатулин В.С.
В Арбитражный суд города Москвы поступило заявление общества с ограниченной ответственностью Коммерческого банка "Новопокровский" (далее - банка) о включении задолженности в размере 368 546 362,94 руб. в реестр требований кредиторов должника, которое определением Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2021 было признано подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 определение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2021 было отменено, требования банка были включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Тритайл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, просит удовлетворить кассационную жалобу, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе определение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал, а представитель банка просил суд обжалуемое постановление оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ), информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, проверив в порядке статей 286, 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованного судебного акта, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления по доводам кассационной жалобы.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В силу статьи 100 Закона о банкротстве, проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При этом, необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Исходя из правовой позиции высшей судебной инстанции, приведенной в пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - постановление от 22.06.2012 N 35), в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве, проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, требования банка основаны на ряде кредитных договоров и договоре поручительства, согласно условиям которого должник (поручитель) обязался в полном объеме отвечать перед банком (кредитором) за исполнением обязательств акционерным обществом "Оптима" (заемщиком), а также подтверждены вступившим в законную силу судебным актом.
Понижая очередность удовлетворения требований банка, суд первой инстанции из того, что они были заявлены после закрытия реестра.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Как разъяснено высшей судебной инстанцией в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве, в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа.
Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 N 305-ЭС17-10070 (2), при прекращении исполнения требования взыскателя в исполнительном производстве, о котором кредитор узнает после открытия процедуры конкурсного производства (реализации имущества), для правильного определения начала течения срока закрытия реестра требований кредиторов правовое значение имеет не момент опубликования информационного сообщения о введении процедуры, а обстоятельства, связанные с направлением арбитражным управляющим извещения взыскателю.
При этом, как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, согласно абзацу 8 пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве, финансовый управляющий обязан уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать не только в интересах должника, но и в интересах кредиторов, что выражается в незамедлительном уведомлении лиц, являющихся взыскателями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о банкротстве.
Таким образом, в силу требований Закона о банкротстве, обязанность по уведомлению кредиторов о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина лежит на финансовом управляющем.
Срок на предъявление требований такими лицами в деле о банкротстве начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления арбитражным управляющим.
Процедура реализации имущества в отношении должника была введена решением Арбитражного суда города Москвы 25.01.2021.
При этом, как учел суд апелляционной инстанции, решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 18.06.2021 по делу N 2-141/2020, которым были удовлетворены требования банка к должнику было принято после закрытия реестра кредиторов должника и вступило в законную силу только 20.07.2021, а с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника банк обратился 24.08.2021, то есть в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления в законную силу судебного акта, на котором были основаны его требования.
Уведомление финансовым управляющим банку не направлялось, вследствие чего финансовый управляющий нарушил требования, связанные с необходимостью уведомления кредитора о введении в отношении должника процедуры банкротства.
Таким образом, констатировал суд апелляционной инстанции, банк пропустил срок на подачу заявления о включении в реестр требований кредиторов должника по не зависящим от него обстоятельствам.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, действуя в пределах своих дискретных полномочий, пришел к правомерному и обоснованному им выводу о наличии оснований для учета требований банка в составе третьей очереди реестра требований кредиторов должника.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства, в связи с чем, оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако, подлежат отклонению, так как они основаны на ошибочном толковании норм права.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены судебного акта, в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не нарушены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку кассационная жалоба рассмотрена по существу, введенное приостановление исполнения обжалуемых судебных актов подлежит отмене в силу статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А40-194062/20 в обжалуемой части - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Н. Тарасов |
Судьи |
Е.Л. Зенькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 N 305-ЭС17-10070 (2), при прекращении исполнения требования взыскателя в исполнительном производстве, о котором кредитор узнает после открытия процедуры конкурсного производства (реализации имущества), для правильного определения начала течения срока закрытия реестра требований кредиторов правовое значение имеет не момент опубликования информационного сообщения о введении процедуры, а обстоятельства, связанные с направлением арбитражным управляющим извещения взыскателю.
При этом, как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, согласно абзацу 8 пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве, финансовый управляющий обязан уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать не только в интересах должника, но и в интересах кредиторов, что выражается в незамедлительном уведомлении лиц, являющихся взыскателями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о банкротстве.
...
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2022 г. N Ф05-35376/21 по делу N А40-194062/2020
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-35376/2021
24.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-35376/2021
31.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58651/2022
20.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63902/2021
28.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-35376/2021
19.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5583/2022
09.06.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-35376/2021
25.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14688/2022
04.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5583/2022
05.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-35376/2021
11.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63902/2021
26.01.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-194062/20