1. Ответственность за нарушения в работе программно-аппаратного комплекса электронной площадки, повлекшие за собой нарушения в непрерывности проведения процедуры открытого аукциона в электронной форме, возложена на оператора электронной площадки.
Заказчиком проводились торги на заключение государственного контракта на поставку продукции для организации питания в образовательных учреждениях в 2012 году.
Организация обратилась в ФАС России с обращением, указывающим на признаки нарушения оператором электронной площадки положений Закона о размещении заказов.
Инспекция ФАС России провела внеплановую проверку указанного обращения и установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нём, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 41.10 Закона о размещении заказов, независимо от времени окончания открытого аукциона.
Инспекцией ФАС России по результатам рассмотрения обращения ООО "М", содержащего информацию о нарушении законодательства Оператором электронной площадки при проведении Аукциона, принято решение от 16.03.2012 по делу N П-125/12.
Как следует из материалов дела, 03.02.2012 в личный кабинет ООО "М" на электронной площадке поступило уведомление о том, что заявка ООО "М", поданная на участие в Аукционе, переведена в статус "отозвана" по причине отсутствия денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе. Вместе с тем, ООО "М" не отзывало заявку, поданную на участие в Аукционе.
Из изложенного Инспекция ФАС России сделала вывод о том, что перевод Оператором электронной площадки заявки ООО "М" в статус "отозвана" является нарушением части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
За нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. В ходе проведения административного расследования были получены доказательства вины оператора электронной площадки.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России привлекло оператора электронной площадки к административной ответственности в виде штрафа в 300 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.07.2012 г. по делу N АК277-12-1)
2. Заказчик в документации о торгах должен установить порядок оплаты по контракту, в том числе должны быть определены условия авансирования по контракту.
Заказчиком размещен заказ на изготовление и поставку бланков "Паспорт транспортного средства" и "Паспорт шасси транспортного средства".
Один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия комиссии заказчика, заказчика, содержащие признаки нарушения Закона о размещении заказов.
Комиссия ФАС России рассмотрела обращение участника размещения заказа и провела по нему внеплановую проверку. Были установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Согласно пункту 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 указанной статьи сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
В соответствии с разъяснением к документации об Аукционе, оплата по Контракту производится в строгом соответствии с объемами выделенных бюджетных ассигнований путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в следующем порядке: "
- авансовый платеж порядка 28% от цены Контракта, в том числе НДС (18%), производится в 2011 году в течение 10 (десяти) банковских дней с даты заключения настоящего Контракта;
- последующая оплата порядка 72% от цены Контракта, в том числе НДС (18%), осуществляется в 2012 году после поставки Продукции в счет авансового платежа за фактически поставленную Продукцию на основании счетов и товарных накладных, подписанных грузополучателями Заказчика и Поставщиком, в течение 10 (десяти) банковских дней после получения указанных документов Заказчиком".
Комиссией ФАС России установлено, что в пункте 1.5.1 Информационной карты документации об Аукционе "Форма, срок, порядок оплаты продукции", Заказчиком не определены порядок перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика; сумма авансового платежа и сумма последующей оплаты.
Следовательно, не определив порядок перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика, а также сумму авансового платежа и сумму последующей оплаты, Заказчик нарушил пункт 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
За утверждение должностным лицом заказчика документации об аукционе не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, материалы дела были переданы на рассмотрение должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении. В ходе проведения административного расследования был установлен субъект административного правонарушения - лицо, ответственное за утверждение документации о торгах.
По итогам рассмотрения дела должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.07.2012 г. по делу N К-2061/11/АК281-12)
3. При проведении торгов на поставку товара Заказчик в документации о торгах обязан установить параметры эквивалентности, позволяющие сравнить поставляемый товар с требуемым к поставке.
Заказчик разместил заказ на поставку вещевого имущества.
В ФАС России обратился участник размещения заказа с жалобой на признаки нарушения Закона о размещении заказов.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу установила следующие факты.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно пункту 1.1.6.3 Приложения N 2 к техническим требованиям "Шапка-ушанка меховая ТУ 8931-045-08836809-2008" состояние волосяного покрова шапки-ушанки должно соответствовать требованиям, указанным в таблице.
Наименование видов овчины |
Характеристики волосяного покрова |
Тонкорунная |
Мягкий, густой, шелковистый, однородный состоящий из пуховых волос |
Полутонкорунная |
Менее мягкий, густой, однородный с наличием небольшого количества остевых волос |
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в документации об Аукционе не установлены показатели соответствия, по которым будет определяться соответствие поставляемого товара потребностям Заказчика, а именно не определен конкретный вид овчины предполагаемый к поставке, также не определены конкретные показатели характеристики волосяного покрова овчины.
За утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, установленным Законом о размещении заказов, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
По итогам рассмотрения жалобы материалы дела были переданы на рассмотрение должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. В ходе проведения административного расследования было установлено лицо, ответственное за совершение указанного правонарушения.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо Заказчика, утвердившее документацию о торгах, не соответствующую требованиям Закона о размещении заказов, было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 04.07.2012 г. по делу N П-612/11/АК203-12)
4. Одной из обязанностей оператора электронной площадки в ходе проведения открытых аукционов в электронной форме является обеспечение конфиденциальности сведений об участниках размещения заказа.
На сайте Оператора электронной площадки проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ "Водоснабжение поселка В.".
В ФАС России обратилась организация с жалобой на признаки нарушения Закона о размещении заказов оператором электронной площадки.
Комиссия ФАС России в ходе рассмотрения указанной жалобы и проведения внеплановой проверки установила следующие факты.
В соответствии с частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес участника размещения заказа.
Согласно части 19 статьи 41.8 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность данных об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, и конфиденциальность сведений, содержащихся в предусмотренной частью 6 указанной статьи части заявки, до размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона в электронной форме.
Из протокола проведения аукциона от 01.08.2011 следует, что датой и временем начала аукциона является - 01.08.2011 10:07 (GMT +6 Екатеринбург).
Как следует из материалов данного дела 01.08.2011 в 09:29 (GMT +6 Екатеринбург) участнику размещения заказа ООО "Э" от Оператора электронной площадки поступили сообщения с информацией о пяти допущенных участниках размещения заказа по результатам рассмотрения первых частей заявок участниках Аукциона, с указанием наименования участников размещения заказа.
Таким образом, Оператор электронной площадки при проведении Аукциона не обеспечил конфиденциальность сведений, содержащихся в предусмотренной частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, что нарушает часть 19 статьи 41.8 Закона о размещении заказов
Согласно части 6 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разглашение оператором электронной площадки сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме влечет наступление административной ответственности.
Учитывая изложенное, материалы дела были переданы на рассмотрение должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследования в ходе которого были получены доказательства вины оператора электронной площадки.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении оператор электронной площадки был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2012 г. по делу N К-1817/11/АК279-12)
5. В случае, если Заказчик не исполняет предписание контролирующего органа, должностное лицо заказчика должно быть привлечено к административной ответственности.
Заказчик проводил торги на "выполнение подрядных работ по строительству 16-ти квартирного жилого дома".
Организация направила в ФАС России обращение с указанием на признаки нарушения Закона о размещении заказов.
Инспекция ФАС России провела внеплановую проверку и установила нарушения в действиях Заказчика, зафиксировав их в решении.
На основании указанного решения Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. В срок до 06.04.2012 Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки необходимо представить в ФАС России копию документа, подтверждающего выполнение данного предписания, а именно:
Заказчику, Уполномоченному органу аннулировать Аукцион в электронной форме.
Должностным лицом ФАС России было установлено, что по информации, размещённой на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанное предписание не исполнено - не аннулирован Аукцион в электронной форме.
Должностным лицом ФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 статьи 17 Закона о размещении заказов лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе, выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
Следовательно, Заказчик, не исполнив предписание, нарушил пункт 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов.
За невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
На основании изложенных фактов было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. В ходе административного расследования было установлено лицо, ответственное за исполнение предписания ФАС России.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, должностное лицо ФАС России привлекло должностное лицо Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.07.2012 г. по делу N П-108/12/АК210-12)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики применения КоАП РФ в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд за октябрь 2012 г.
Так, за нарушения в работе программно-аппаратного комплекса электронной площадки, повлекшие сбой в непрерывности проведения открытого аукциона в электронной форме, отвечает оператор этой площадки. За это предусмотрен штраф для должностных лиц в размере 50 тыс. руб., для юрлиц - 300 тыс. руб.
Заказчик в документации о торгах должен установить порядок оплаты по контракту. Речь идет и об условиях авансирования.
При проведении торгов на поставку товара заказчик в документации о торгах обязан установить параметры эквивалентности, позволяющие сравнить поставляемый товар с требуемым к поставке.
Оператор электронной площадки в ходе проведения открытых аукционов в электронной форме обязан обеспечить конфиденциальность сведений об участниках размещения заказа.
Если заказчик не исполняет предписание контролирующего органа, должностное лицо заказчика необходимо привлечь к административной ответственности.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.