1. В соответствии с Законом о размещении заказов участник размещения заказа должен указать товарный знак поставляемого товара, а не товарный знак дополнительного оборудования к этому товару.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме "Поставка автомобилей для нужд Заказчика".
В ходе размещения заказа один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия комиссии Заказчика.
В ходе рассмотрения указанной жалобы Комиссия ФАС России установила следующие обстоятельства.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа участнику размещения заказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок открытого аукциона в электронной форме на поставку автомобилей для нужд Заказчика Аукционная комиссия Заказчика приняла решение об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику с порядковым номером заявки "2" по следующему основанию: "На основании п. 1) ч. 4 ст. 41.9 ФЗ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд": не предоставление сведений предусмотренных п.п. б п. 1 ч. 4 ст. 41.8 и требованиями документации об аукционе: Участником размещения заказа не указан товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара (Светосигнальной громкоговорящей установки, устанавливаемой на крышу автомобиля)".
Вместе с тем, согласно документации об Аукционе товаром является автомобиль Volkswagen Caravelle Trendline или эквивалент, в то время как наличие светосигнальной громкоговорящей установки, устанавливаемой на крышу автомобиля, является одним из требований к товару.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Аукционная комиссия Заказчика неправомерно отказала ЗАО "А" в допуске к участию в Аукционе.
За отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы указанного дела, установило вину каждого члена комиссии Заказчика.
Учитывая изложенное, член комиссии Заказчика был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 27.09.2012 г. по делу N К-2721/11/АК346-12)
2. Нарушение сроков направления оператором электронной площадки государственного контракта нарушает положения Закона о размещении заказов и влечет применение мер административной ответственности.
Заказчиком и Уполномоченным органом проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Центральная районная больница".
В ходе размещения заказа в ФАС России обратился один из участников размещения заказа с жалобой на действия Оператора электронной площадки.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 4.4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение трех дней со дня получения документов, предусмотренных частью 4.2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени этого участника открытого аукциона, а также документ об обеспечении исполнения контракта, подписанный электронной цифровой подписью указанного лица, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
21.11.2011 Оператор электронной площадки направил проект государственного контракта в адрес ИП К. (далее - Участник размещения заказа).
25.11.2011 Участником размещения заказа направлен Оператору электронной площадки протокол разногласий к контракту.
28.11.2011 Заказчиком направлен Оператору электронной площадки доработанный с учетом замечаний, изложенных в протоколе разногласий, проект контракта.
При направлении доработанного проекта контракта Участнику размещения заказа Оператор электронной площадки установил срок подписания контракта 03.12.2011.
Участник размещения заказа в установленный Оператором электронной площадки срок, а именно: 02.12.2011, направил проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа.
Однако в соответствии с частью 4.4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов последней датой подписания контракта участником размещения заказа являлась 01.12.2011.
На основании вышеизложенного, 05.12.2011 Заказчик признал участника размещения заказа уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что в срок, установленный Законом о размещении заказов, участник размещения заказа не направил проект государственного контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа.
Таким образом, Оператор электронной площадки при определении срока заключения государственного контракта нарушил часть 4.4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
За нарушение Оператором электронной площадки правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме частью 5 статьи 7.31.1 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев указанное дело и проведя административное расследование, установило вину в действиях оператора электронной площадки.
По итогам рассмотрения указанного дела оператор электронной площадки был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 24.09.2012 г. по делу N АК446-12-2)
3. Установление заказчиком в документации о торгах требования о наличии у участника размещения заказа сертификата является нарушением Закона о размещении заказов.
Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому и профилактическому обслуживанию элементов локальной вычислительной сети и оргтехники для нужд Заказчика в первом полугодии 2012 года.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа, указывающая на признаки нарушения Закона о размещении заказов Заказчиком.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об Аукционе должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
При этом согласно части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об Аукционе требования к участнику размещения заказа, к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об Аукционе наряду с предусмотренными частями 3, 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов указано, что кроме указанных в частях 1 - 3 указанной статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов, Заказчик, не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
В пункте 2.5 Технического задания документации об Аукционе установлено дополнительное требование к участникам размещения заказа о наличии у сотрудников участника размещения заказа сертификатов, в том числе: "CCSE (CheckPoint Certified Sertified Security Expert)", "Cisco Certified Internetwork Associate", "Implementing HP ProLiant Servers" и др.
Таким образом, указание Заказчиком дополнительных требований к участникам размещения заказа является нарушением части 4 статьи 11 и частей 1, 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев указанное дело и проведя административное расследование, установило субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах, и вину указанного лица.
Должностное лицо Заказчика, утвердившее документацию с нарушением Закона о размещении заказов, было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 04.09.2012 г. по делу N К-2728/11/АК415-12)
4. Неисполнение законного предписания ФАС России в срок, установленный в предписании ФАС России, влечет применение мер административной ответственности к должностному лицу заказчика, ответственному за его исполнение.
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "М" на действия Заказчика, Конкурсной комиссии Заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по федеральной целевой программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" Конкурс N 10 по лоту N 1 на выполнение НИОКР: "Разработка технологии и организация производства радиационно-защитной головки с системой коллимации пучка излучения для дистанционного гамма-терапевтического аппарата" Шифр "3.1 - Гамма-головка" (далее - Конкурс).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов принято решение от 06.07.2012 (далее - Решение).
На основании указанного решения Конкурсной комиссии Заказчика выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов (далее - Предписание).
Конкурсной комиссии Заказчика предписывалось:
1. Отменить протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 08.06.2012 (далее - Протокол);
2. Конкурсной комиссии продолжить процедуру размещения заказа, в том числе осуществить рассмотрение заявок на участие в Конкурсе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения Комиссии от 06.07.2012;
3. Конкурсной комиссии в срок до 20.07.2012 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а так же по факсимильной связи.
Вместе с тем, Предписание не исполнено: не отменен протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 08.06.2012; не продолжена процедура размещения заказа; документ, подтверждающий исполнение Предписания ФАС России не получен.
Таким образом, должностное лицо Заказчика, не исполнив Предписание, нарушило часть 9 статьи 17 Закона о размещении заказов.
За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. В ходе административного расследования был установлен субъект административного правонарушении - лицо, ответственное за исполнение предписания ФАС России.
В ходе рассмотрения дела, указанное лицо ссылалось на то обстоятельство, что Заказчик оспаривает предписание ФАС России в судебном порядке, в связи с чем исполнение предписания приостановлено. Должностное лицо ФАС России в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установило, что судом отказано в удовлетворении ходатайства Заказчика о приостановлении действия предписания ФАС России, в связи с чем комиссия заказчика, заказчик обязаны были исполнить предписание ФАС России в срок, установленный в предписании ФАС России.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России привлекло должностное лицо Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.09.2012 г. по делу N К-1305/12/АК494-12)
5. Оператор электронной площадки несет ответственность за обеспечение непрерывности проведения открытого аукциона в электронной форме.
Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку шин автомобильных.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на действия оператора электронной площадки.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем.
Комиссией ФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "П" (далее - участник размещения заказа) на действия Оператора электронной площадки, содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Заказчиком Аукциона, принято решение от 14.12.2011, согласно которому Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств сайта Оператора электронной площадки, вследствие чего у участника размещения заказа отсутствовала возможность подачи предложений о цене контракта.
05.12.2011 у участника размещения заказа отсутствовала возможность подачи предложения о цене контракта, что подтверждается графическим изображением информации, отображенным на сайте Оператора электронной площадки, согласно которому во время проведения Аукциона 05.12.2011 возникли технические неполадки на сайте Оператора электронной площадки.
Таким образом, необеспечение Оператором электронной площадки надежности функционирования программных и технических средств, используемых для проведения Аукциона является нарушением части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
За нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. В ходе административного расследования были получены доказательства вины оператора электронной площадки.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России привлекло оператора электронной площадки к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 11.09.2012 г. по делу N АК362-12)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен Обзор практики применения КоАП РФ в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и госнужд за ноябрь 2012 г.
Если в документации об открытом аукционе в электронной форме не указан конкретный товарный знак, то участник в заявке должен отразить товарный знак предполагаемого к поставке товара.
Разъяснено, что это касается основного товара. Товарный знак дополнительного оборудования к нему указывать необязательно.
Заказчики не вправе устанавливать в документации о торгах требование о наличии у сотрудников участника каких-либо сертификатов, если это не предусмотрено законом.
Неисполнение заказчиком законного предписания ФАС России в срок влечет применение мер административной ответственности. Они касаются должностного лица, ответственного за исполнение предписания.
Ответственность за обеспечение непрерывности проведения открытого аукциона в электронной форме несет оператор электронной площадки.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.