1. Неисполнение предписания контролирующего органа влечет административную ответственность для лиц, не исполнивших такое предписание.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства (далее - Аукцион).
Один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия заказчика, комиссии заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов принято решение от 14.09.2012 по делу N К12.
На основании указанного решения, в том числе Единой комиссии по размещению заказов, выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 14.09.2012 по делу N 12 (далее - Предписание).
Единой комиссии указанным Предписанием предписано: отменить Протокол подведения итогов от 05.09.2012, Протокол рассмотрения первых частей заявок от 03.09.2012 (далее - Протоколы);
осуществить дальнейшее проведение процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения от 14.09.2012 по делу N К12;
в срок до 28.09.2012 представить в ФАС России подтверждение исполнения названного Предписания.
Как установлено должностным лицом ФАС России предписание не исполнено.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также материалам настоящего дела Протоколы составлены Единой комиссией по размещению заказов.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение должностным лицом в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд влечет наступление административной ответственности.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование в ходе которого был установлен субъект административного правонарушения - член комиссии Заказчика.
На рассмотрении дела об административном правонарушении были устно изложены письменные объяснения, согласно которым Председатель Единой комиссии утверждает график проведения заседаний Единой комиссии.
Вместе с тем, должностное лицо ФАС России не принял указанный довод об отсутствии возможности у члена Единой комиссии А. исполнить Предписание во внимание, поскольку Предписание выдано коллегиальному органу - Единой комиссии, а значит всему составу Единой комиссии, в том числе А. Однако, А. не было представлено доказательств совершения, действий направленных на исполнение Предписания, то есть не были предприняты все необходимые меры для исполнения Предписания, в частности направление ходатайства о проведении заседания Единой комиссии лицу, ответственному за утверждение графика проведения заседания Единой комиссии.
Учитывая изложенное, все члены комиссии заказчика были привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2012 г. по делу N К-1764/12/АК574-12)
3. Заказчик не вправе включать в один лот лекарственные средства, которые относятся к различным группам приказа Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 N 665.
Заказчик провел открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных средств для онкологии.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа.
В ходе рассмотрения указанной жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункту 1 части 2 "Информационная карта" документации об Аукционе предметом Аукциона является поставка лекарственных средств для онкологии в рамках одного лота.
В приложении N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе указаны международные непатентованные наименования (далее - МНН) закупаемых лекарственных средств, а именно:
N п/п |
МНН препарата |
Торговое наименование препарата или эквивалент |
Лекарственная форма |
Дозировка |
Ед. изм. |
Кол- во |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Гранисетрон |
|
концентрат для приготовления раствора для инфузий |
1 мг/1 мл 3 мл N 5 |
Упак. |
22 |
2 |
Трописетрон |
|
капсулы |
5 мг N 5 |
Упак. |
10 |
3 |
Лейпрорелин |
|
лиофилизат для приготовления суспензии для инъекций |
3,75 мг N 1 |
Упак |
12 |
4 |
Азатиоприн |
|
таблетки |
0,05 г N 50 |
Упак. |
10 |
5 |
Бевацизумаб |
|
концентрат для приготовления раствора для инфузий |
100 мг/4 мл N 1 |
Упак. |
30 |
6 |
Бевацизумаб |
|
концентрат для приготовления раствора для инфузий |
400 мг/16 мл N 1 |
Упак. |
15 |
7 |
Капецитабин |
|
таблетки, покрытые пленочной оболочкой |
150 мг N 60 |
Упак. |
5 |
8 |
Капецитабин |
|
таблетки, покрытые пленочной оболочкой |
500 мг N 120 |
Упак. |
12 |
9 |
Кармустин |
|
лиофилизат для приготовления раствора для инфузий |
100 мг N 1 |
Упак. |
20 |
10 |
Темозоломид |
|
капсулы |
140 мг N 5 |
Упак. |
10 |
11 |
Летрозол |
|
таблетки покрытые пленочной оболочкой |
2,5 мг N 30 |
Упак. |
48 |
12 |
Иматиниб |
|
капсулы |
100 мг N 120 |
Упак. |
108 |
Согласно Приложению N 1 Технического задания документации об Аукционе в один лот объединены лекарственные средства, которые относятся к "Средствам, применяемым по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения" перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 N 665 (Например "Гранисетрон"). Также в один лот Заказчиком включены лекарственные средства, которые относятся к различным группам приказа Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 N 665.
Таким образом, объединение Заказчиком в один лот лекарственных средств, входящих в различные группы в соответствии с перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 N 665 не соответствует части 3.1 статьи 34, является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно государственному реестру лекарственных средств (www.grls.rosminzdrav.ru) на территории Российской Федерации зарегистрировано одно торговое наименование у следующих лекарственных средств, помещенных в спецификацию Аукциона:
- Азатиоприн (торговое наименование - "Азатиоприн", производства ОАО Мосхимфармпрепараты им. Н.А. Семашко, Россия);
- Бевацизумаб (торговое наименование - "Авастин", производства Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд, Швейцария);
- Кармустин (торговое наименование - "БиКНУ", производства Бристо Майерс Сквибб Компани, США).
Следовательно, в рамках одного международного непатентованного наименования в установленном порядке для целей обращения на территории Российской Федерации зарегистрировано только одно торговое наименование (лекарственное средство).
Таким образом, включение Заказчиком в состав одного лота различных лекарственных средств, в случае если по их международному непатентованному наименованию зарегистрировано только одно торговое наименование, не соответствует части 3.1 статьи 34, является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, в ходе которого был установлен субъект административного правонарушения - должностное лицо Заказчика, утвердившее документацию.
По итогам рассмотрения указанного дела должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 30.10.2012 г. по делу N К-127/АК463-12)
4. Направление должностным лицом Заказчика недостоверных сведений в реестр контрактов влечет привлечение должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Постановлением должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Коми по делу об административном правонарушении N ЗШ 16-03/11 должностное лицо Заказчика признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за направление недостоверных сведений в орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов
К., не согласившись с данным постановлением, обжаловал его в вышестоящий орган.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев указанное дело, установило следующее.
Заказчиком 18.12.2009 заключен муниципальный контракт N 156/МЗ с ООО "С". 15.06.2010 должностным лицом Заказчика К. в орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров муниципальных контрактов направлены сведения об исполнении вышеуказанного контракта. В графе 2 раздела 1 "Исполнение контракта" основанием контракта указано: акт выполненных работ от 30.04.2010.
Согласно материалам дела муниципальный контракт от 18.12.2009 N 156/МЗ исполнен в полном объеме 29.06.2010, что подтверждается платежным поручением N 28955 о перечислении ООО "С" 4 237 900 рублей за выполнение работ по указанному контракту.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в реестрах контрактов должны содержаться следующие сведения:
1) наименование заказчика;
2) источник финансирования;
3) способ размещения заказа;
4) дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
5) дата заключения контракта;
6) предмет, цена контракта и срок его исполнения;
7) наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (для физических лиц) поставщика (исполнителя, подрядчика);
8) сведения об исполнении контракта.
Согласно части 3 статьи 18 Закона о размещении заказов сведения, указанные в пункте 8 части 2 статьи 18 Закона о размещении заказов статьи, направляются заказчиками в указанные органы в течение трех рабочих дней со дня исполнения или расторжения государственного или муниципального контракта.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России пришло к выводу, что должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Коми дана правильная квалификация содеянного К., собранные по делу доказательства, оценены должностным лицом Коми УФАС России в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о доказанности вины К. и наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.31 КоАП РФ.
Таким образом, постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Коми было оставлено в силе.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 06.11.2012 г. по делу N ЗШ 16-03/11)
5. Необоснованный отказ в допуске к участию в торгах влечет привлечение всех членов комиссии, проголосовавших за такой отказ в допуске, к административной ответственности.
Постановлением должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10.02.2011 по делу об административном правонарушении N 46/03 член Единой комиссии Заказчика Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей за отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Б., не согласившись с данным постановлением, обжаловала его в ФАС России.
Должностное лицо ФАС России рассмотрев указанную жалобу установило следующие обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьёй 12 Закона о размещения заказов.
Часть 1 статьи 12 Закона о размещении заказов устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов случаев, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 29.09.2010 N 2383 ООО "С", ООО "Д", ООО "П" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе (п. 4 ч. 1 ст. 12 94-ФЗ от 21.07.2005 г.) - в технических характеристиках не указан год выпуска предполагаемой к поставке коммунальной технике".
Вместе с тем, в документации об Аукционе не установлено требование об указании участниками размещения заказа в технических характеристиках года выпуска предполагаемой к поставке коммунальной техники.
Также согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 29.09.2010 N 238 ООО "Э" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе (п. 4 ч. 1 ст. 12 94-ФЗ от 21.07.2005 г.) - заявленные технические характеристики не соответствуют представленным фактическим (заявленная мощность двигателя 280 кВт не соответствует фактической 280 л.с.)".
Вместе с тем, в установленных в документации об Аукционе технических характеристиках по лоту N 1 требуемая мощность двигателя должна составлять не менее 206 кВт.
Таким образом, действия Единой комиссии Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске к участию в Аукционе ООО "С", ООО "Д", ООО "П", ООО "Э", является нарушением части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 29.09.2010 N 2383 подписан членом Единой комиссии Заказчика Б.
Таким образом, в нарушение требований части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов член Единой комиссии Заказчика Б. приняла решение об отказе в допуске к участию в Аукционе ООО "С", ООО "Д", ООО "П", ООО "Э".
Приняв решение об отказе в допуске к участию указанных организаций Б. совершила тем самым административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства дела и вина Б. в совершении данного административного правонарушения подтверждены собранными по делу об административном правонарушении доказательствами.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России оставило жалобу без удовлетворения.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2012 г. по делу N 46/03)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор практики применения КоАП РФ в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и государственных нужд за январь 2013 г.
Так, члены Единой комиссии по размещению заказов могут быть привлечены к административной ответственности, если они не предприняли мер по выполнению предписания. Довод о том, что полномочиями, которые позволили бы выполнить предписание, наделен только председатель Комиссии, не может быть принят во внимание. Это обусловлено тем, что предписание выдано коллегиальному органу. Все члены комиссии, в рамках своих полномочий, должны предпринимать меры по его исполнению.
Конкурсная документация не должна содержать требований, не предусмотренных законом. Рассмотрен случай установления заказчиком требования о наличии свидетельства СРО на работы по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства. Заключаемый контракт не предусматривал выполнение таких работ, поэтому указание на необходимость свидетельства признано незаконным. Должностное лицо заказчика привлечено к административной ответственности.
Также является административным правонарушением объединение заказчиком в один лот лекарств, входящих в различные группы препаратов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера).
Указано, что представление должностным лицом заказчика недостоверных сведений в реестр контрактов влечет привлечение такого лица к административной ответственности.
Кроме того, является незаконным отказ участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах по основаниям, не предусмотренным законом и конкурсной документацией. Административную ответственность несут все члены комиссии, проголосовавшие за такой отказ.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.