1. В случае использования двух и более методов обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик обязан во всех методах соблюдать положения статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Заказчик провел открытый аукцион в электронной форме "Поставка компьютеров с предустановленным программным обеспечением для нужд Заказчика".
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно части 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов размещение на официальном сайте документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме) в которой указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов информация, признается добросовестным исполнением требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
В части "Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта" документации об Аукционе указано, что: "При определении начальной (максимальной) цены государственного контракта на поставку компьютеров с предустановленным программным обеспечением для нужд Федеральной службы по тарифам использовались среднерыночные ценовые показатели на товар. Заказчиком проведен анализ цен на основании общедоступных результатов изучения рынка посредством сети "Интернет". Использовалась информация о ценах на товар, указанных на сайтах: www.003.ru, www.techport.ru, www.market.yandex.ru, www.mallstreet.ru, www.technohit.ru, www.domostroy.com, www.dostavka.ru. Также при обосновании начальной (максимальной) цены государственного контракта использовался метод коммерческих предложений (ЗАО "О ", ООО "ОТ", ЗАО "Л ", ЗАО "И").
Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 13.02.2012 N ИА/4177 о применении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов_" в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - Письмо ФАС России) если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах.
Таким образом, не указание заказчиком в обосновании начальной (максимальной) цены контракта документации об указанном аукционе реквизитов полученных от ЗАО "О", ООО "ОТ", ЗАО "Л", ЗАО "И" ответов на запросы информации о ценах на услуги, а так же отсутствие порядка расчета использования указанных источников, для установления начальной максимальной цены, является недобросовестным исполнением требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов, что нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным Законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.11.2013 г. по делу N АК1064-13)
2. При обосновании начальной (максимальной) цены контракта коммерческими предложениями Заказчик должен приобщить оригиналы соответствующих коммерческих предложений к документации о торгах.
Заказчик провел аукцион в электронной форме на выполнение работ по подготовке методической документации для нужд Заказчика в 2012 году по теме: "Разработка методических рекомендаций по оптимизации системы государственной ветеринарной службы Российской Федерации (расчет штатной численности государственных ветеринарных специалистов и расчет стоимости платных ветеринарных услуг)" (далее - Аукцион).
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
При это согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информации о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Согласно материалам дела, пункт 3 информационной карты Аукциона в электронной форме содержит информацию о начальной (максимальной) цене контракта - 950 000 рублей, а также информацию о том, что указанная цена установлена на основании коммерческих предложений, поступивших от следующих организаций:
а) ООО "Э" - 950 000 рублей;
б) ГНУ "И" Российской академии наук - 1 600 000 рублей.
Вместе с тем, оригинал документации об аукционе в электронной форме не содержит самих коммерческих предложений от вышеуказанных организаций и расчета начальной (максимальной) цены контракта, а также реквизитов коммерческих предложений, что не позволяет проверить их достоверность, вследствие чего указанные действия являются нарушением части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
За утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным Законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2013 г. по делу N АК1083-13)
3. В случае, если Заказчик для обоснования начальной (максимальной) цены контракта использует ранее исполненные контракты, номера таких контрактов должны быть указаны корректно.
Заказчик провел конкурс на выполнение работ по организации и проведению 22-ой Международной агропромышленной выставки-ярмарки (далее - Конкурс).
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с материалами настоящего дела об административном правонарушении, в Конкурсной документации указаны неверные NN реестровых записей контрактов 0005; 0008; 00054, что не позволяет оценить верность расчетов проведенных Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, что является нарушением части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
За утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным Законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2013 г. по делу N АК1081-13)
4. В случае обоснования начальной (максимальной) цены контракта с использованием сайта компании, заказчик должен указать ссылку на страницу, содержащую информацию о ценах, а не на главную страницу сайта.
Заказчик провел аукцион в электронной форме на поставку компьютерной и офисной техники Заказчику (далее - Аукцион).
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
1. Согласно части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать в том числе, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик, также место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
При анализе материалов дела установлено, что Конкурсная документация не содержит количественные характеристики оказываемых услуг, а также место оказания услуг, что противоречит части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно Приложению к информационной карте Конкурсной документации "расчет начальной (максимальной) цены произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" и исходя из количества транспортных средств, находящихся в оперативном управлении".
Вместе с тем установлено, что Конкурсная документация не содержит расчеты начальной (максимальной) цены контракта, что не соответствует части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
За утверждение Конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2013 г. по делу N АК1082-13)
5. Заказчик, обосновывая начальную (максимальную) цену контракта с использованием коммерческих предложений организаций, обязан указать в документации, размещаемой на сайте, реквизиты соответствующих предложений организаций.
Заказчик провел открытый аукцион в электронной форме "Оказание услуг по перевозке наличных денег в присутствии уполномоченного представителя Заказчика в 2013 году (далее - Аукцион).
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно части 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов размещение на официальном сайте документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме) в которой указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов информация, признается добросовестным исполнением требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
В части "Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта" документации об Аукционе указано, что: "При определении начальной (максимальной) цены государственного контракта на оказание услуг по перевозке наличных денег в присутствии уполномоченного представителя Федеральной службы по тарифам в 2013 году использовался метод аналогов посредством изучения ценовых показателей на аналогичные услуги по ранее заключенным государственным контрактам с учетом индексации, а также использовались данные ценовых предложений организаций, оказывающих аналогичные услуги на рынке (ИКБ "О"(ООО) и "М").
Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 13.02.2012 N ИА/4177 о применении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов_" в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - Письмо ФАС России) если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах.
Таким образом, не указание заказчиком в обосновании начальной (максимальной) цены контракта документации об указанном аукционе реквизитов полученных от ИКБ "О" (ООО) и "М" ответов на запросы информации о ценах на услуги является недобросовестным исполнением требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов, что нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов
За утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным Законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.11.2013 г. по делу N АК1058-13)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2014)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.