См. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2015 г. от 24 марта 2016 г.
Введение
Конституционные права и свободы в России: системный подход
Знаковые события 2014 года - воссоединение Крыма с Россией, XXII Олимпийские зимние игры в Сочи, введение экономических санкций со стороны Запада и обусловленные ими кризисные явления в российской экономике - не только факты нашей истории. Как в отдельности, так и вместе взятые эти события изменили жизнь миллионов людей. Новая политическая и экономическая реальность, новые вызовы и риски, новое информационное состояние общества во многом изменили наши представления о подлинном смысле защиты прав человека. Защищенность личных судеб, честность в объяснении сложных процессов, справедливость в глобальных управленческих решениях и по отношению к отдельному человеку, соотношение общественной и личной безопасности - все это сегодня определяет качество общественной жизни и состояние прав человека не только в стране, но и в мире.
Прискорбно, что на изломе 2014 года ясно обозначился кризис основных международных правозащитных институтов, оказавшихся неспособными адекватно и эффективно реагировать на массовые нарушения прав человека в разных конфликтных точках мира. В запале геостратегических схваток избирательные подходы в использовании правозащитной риторики взяли верх над стремлением к гуманности, истине и достоверности. Появились "правильные" жертвы, которые оплакиваются всем цивилизованным миром, и "неправильные", не укладывающиеся в рамки навязываемых глобальных стереотипов, чьи страдания и гибель стало принято стыдливо не замечать. Многие прежние страны-"эталоны" и организации-"ориентиры" в деле защиты прав человека растеряли свой моральный капитал на этом сомнительном пути.
Странные метаморфозы происходят и с таким ценным качеством, как толерантность: порой доведенная до абсурда, она оборачивается неистовой непримиримостью и травлей "нетолерантных инакомыслящих" - "толерантными".
Особенно остро все издержки "демократии" проявились в связи с трагическими событиями на Украине, когда на авторитетных международных площадках право на существование утвердилось только для единственно верной, утвержденной "цивилизованным сообществом", версии происходящего. Эта своеобразная монополия на истину решительно отвергает дискуссии с оппонентами-"изгоями", а также любую альтернативную информацию, "неудобные" аргументы и "невыгодные" факты, руководствуясь принципом "их не может быть, потому что их не может быть никогда".
Трагедия близкого нам народа соседней страны отозвалась в сердцах многих россиян сочувствием и осознанием того, что право на жизнь - это не просто юридическая формула; право на жизнь - это нечто большее: оно предопределяет естественное человеческое желание помочь, спасти, защитить ни в чем не повинных людей, оказавшихся под обстрелами, чтобы сотни тысяч беженцев, среди которых русские, украинцы, татары и представители других национальностей, смогли сохранить жизнь, спасаясь от смерти, разрухи и экономической катастрофы, произвольно и безрассудно лишающих их этого "неотъемлемого и неотчуждаемого" права...
Вопреки сложившемуся негативному внешнему фону, Россия не должна покидать международное правовое пространство, а напротив, должна прилагать больше усилий для интеграции, сохраняя при этом свою идентичность.
Права на жизнь и достоинство личности неразрывно связаны с культурой, моралью, философией, органично вписываются в социокультурный контекст цивилизации, общественное сознание и национальную психологию, отражая ее самобытность. В связи с этим, помимо традиционно признанных прав первого-третьего поколений, выделяются духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, провозглашающие ценности личности, которые по значимости не уступают правам и свободам, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека*(1). Это, в первую очередь, традиционные семейные нравственные ценности и стремление к добродетели, взаимопомощи, общественной солидарности (альтернатива обществу перманентных конфликтов).
Неизменной должна оставаться главная ценность - ценность человеческой жизни в любых проявлениях и гарантиях, идет ли речь о доступности медицинской помощи или о защите личных прав человека со стороны государства от преступных посягательств.
Задача государственных и международных институтов состоит в том числе в достижении мирного сочетания на планете различных мировоззрений и культур, политических и правовых систем, моделей социума и государства, исторических и духовных координат.
Современное развитие прав человека в антропоцентрическом понимании затрагивает природные характеристики личности. Так, с понятием "право на жизнь" связан ряд морально-этических вопросов: это и проблемы самостоятельного распоряжения собственным телом, генетических особенностей и возможностей биоэтики, понятия "смерть", и проблемы так называемых соматических прав и их нравственного измерения в публичной сфере. Другими словами, правовая система вплотную подходит к попытке юридического определения природы человека, достоинства личности, временных границ их защиты.
Формирование всеобъемлющей многомерной стратегии национальной безопасности с учетом всех факторов риска, вызовов и угроз и в целях их своевременного и эффективного предотвращения невозможно без акцента на обеспечение базовых прав человека. Необходимы меры по предотвращению распада, сохранению и улучшению качества национального человеческого капитала, по снижению взаимного агрессивного воздействия, возникшего между народонаселением и современной биосоциоэкологоэкономической системой.
Это предполагает формирование синтезного подхода к созданию необходимых условий развития - оптимального сочетания взаимоувязанных, взаимоусиливающих мер в сферах право-, природо- и здравоохранения, образования, культуры, спорта, информационно-просветительского пространства.
Актуально и осуществление миграционной политики нового качества, которая учитывала бы все новоявленные вызовы - как внешние, так и внутренние - и была бы способна "обуздать" нелегально-криминальную миграцию, со временем принимающую необратимый характер и превращающуюся - наряду с коррупцией - в один из ключевых факторов угрозы национальной безопасности.
Возникающие каждый год с неизбежной неотвратимостью, уносящие человеческие жизни и превращающие в пепел национальное достояние лесные пожары; неумолимо падающие на прохожих глыбы снега; проваливающиеся дороги; рушащиеся конструкции и сооружения; массовые отравления недоброкачественной пищей детей в детских учреждениях, все эти и другие рукотворные бедствия и необратимые потери требуют для своего предотвращения иного уровня государственной и общественной ответственности, иного подхода, основанного на превентивных мерах, предполагающего действия, направленные "на опережение" и выявление всевозможных угроз. Подхода, при котором первоначальных затрат - меньше, а сбереженных жизней и ресурсов в результате - несравнимо больше.
Желательно уйти от попыток решать сложные проблемы простым инициированием запретительных и ограничительных законодательных норм, которые в случае их реализации не решают проблему, а лишь загоняют ее вглубь.
Важно также общими усилиями в процессе всестороннего диалога и обсуждения снять все возрастающие и вызывающие тревогу противоречия между бережным отношением к чувствам верующих и правом на свободу творчества.
Необходимо отметить, что развитие кризисных явлений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества не должно снимать с повестки дня целей обеспечения устойчивого развития, которые включают и правозащитные задачи нового качества, когда во главу угла ставятся права будущих поколений. Сегодня еще не поздно сделать все возможное для того, чтобы наши потомки не столкнулись с угрозой вымирания или тотальной деградации. Новый подход к пониманию прав человека призван побуждать в людях чувство взаимосвязи и общей ответственности за благополучие как ныне живущих, так и будущих поколений наших сограждан.
Нет сомнений, что органы власти владеют информацией о положении дел в различных сферах правоотношений, а научно-исследовательским институтам хорошо известны многие правовые коллизии. Однако Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации направлен не только на информирование должностных лиц, но и на продвижение ценностей прав человека, на объединение вокруг этих ценностей органов власти и институтов гражданского общества и на разрешение конкретных проблем в реализации прав человека.
Представляется чрезвычайно важным показать результаты социально-правовых исследований, отражающих современное мировоззрение россиян: смысл, который вкладывается в понимание прав человека в целом; действия по реализации конкретных конституционных прав, которых они ждут от государства; сферы, в которых чувствуют себя наименее защищенными; взгляд населения на динамику в соблюдении прав человека за последние несколько лет; степень осведомленности о правовых механизмах защиты своих прав.
Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"*(2) для представления Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
Первая глава Доклада посвящена рассмотрению правозащитной ситуации в России сквозь трехгранную призму мнений общественности, неправительственных правозащитных организаций и Уполномоченного.
Во второй главе описаны те проблемы, с которыми непосредственно пришлось столкнуться Уполномоченному в 2014 году. В заключительном разделе изложены рекомендации Уполномоченного органам власти и расставляются приоритеты на будущее.
Рассчитываю, что внесенные предложения будут восприняты должностными лицами не как "раздача указаний", а как основа содержательного обсуждения со всеми заинтересованными сторонами.
Заранее с признательностью отношусь к конструктивной критике, понимая, что именно она является основой генерации идей по решению даже самых сложных проблем.
Выражаю искреннюю благодарность всем оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.
Уполномоченный по правам человека |
Э. Памфилова |
______________________________
*(1) Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 дек. 1948 г. // Официальный сайт ООН URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 30 дек. 2014 г.).
*(2) Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федер. конституционный закон Российской Федерации от 26 февр. 1997 г. N 1-ФКЗ. //Собр. законодательства Российской Федерации. - 1997. - N 9. - ст. 1011.
*(3) Права человека, резонансные проблемы общества и гражданское участие. / Фонд "Общественное мнение". М., 2014.
*(4) Общественное мнение - 2014. М.: Левада-Центр, 2015.Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем. Сводный аналитический отчет./Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады. М., 2014.
*(5) Права человека в России: традиции, современное состояние, перспективы. / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова". М., 2014.
*(6) Права человека - резонансные проблемы общества и гражданская активность. Аналитическая записка по результатам исследования ФОМ "Обеспечение прав человека как важнейший критерий качества жизни". / Фонд "Общественное мнение" М., 2014. С.4.
*(7) Там же. С. 5-6.
*(8) Там же.
*(9) Общественное мнение - 2014. М.:Левада-Центр, 2015. С. 77.
*(10) Опрос проведен 14-17 ноября 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны.
*(11) Права человека, резонансные проблемы общества и гражданская активность. По результатам исследования ФОМ "Обеспечение прав человека как важнейший критерий качества жизни". М., ФОМ, декабрь 2014 г. С. 8.
*(12) Права человека, резонансные проблемы общества и гражданская активность. Аналитическая записка по результатам исследования ФОМ "Обеспечение прав человека как важнейший критерий качества жизни". С. 4.
*(13) Там же. С. 5.
*(14) Права человека, резонансные проблемы общества и гражданская активность. Аналитическая записка по результатам исследования ФОМ "Обеспечение прав человека как важнейший критерий качества жизни". С.6.
*(15) Права человека, резонансные проблемы общества и гражданская активность. С. 58.
*(16) Там же. С. 61.
*(17) Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем. Сводный аналитический отчет/Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады. М., 2014. С. 13.
*(18) Общественное мнение - 2014. С. 23.
*(19) Там же. С. 34.
*(20) URL: http://police-barometer.ru/ (дата обращения: 11 янв. 2015 г.).
*(21) Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федер. закон Российской Федерации от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ. // Рос. Газ. - 2008. - 18 июня.
*(22) О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: закон Российской Федерации от 02 июля 1992 г. N 3185-1. // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - 20 авг.
*(23) Ответ руководства НПА России на постановление Этической комиссии РОП. / Независимая психиатрическая ассоциация России. URL: http://npar.ru/otvet-rukovodstva-npa-rossii-na-postanovlenie-eticheskoj-k omissiya-rop/ (дата обращения: 2 янв. 2015 г.).
*(24) Ст. 5.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1.
*(25) Заседание Совета Безопасности. //Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47045 (дата обращения: 20 нояб. 2014 г.).
*(26) Цитата: "Противодействие экстремизму не имеет ничего общего с борьбой с инакомыслием. У нас свободная, демократическая страна, и ее граждане вправе иметь свое мнение и высказывать это мнение, вправе быть в оппозиции к власти".
*(27) Доклад Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге за 2014 год. / Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге. Спб., 2015. 176 с.
*(28) О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей: Федер. закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ. //Рос. Газ. - 2013. - 2 июля.; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ: в ред. Федер. закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1.; Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федер. закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 31. - ст. 3802.
*(29) Исх. N ЭП 11141-24 от 23 апр. 2014 г. Председателю Следственного Комитета Российской Федерации (по многочисленным обращениям Московской Хельсинкской Группы и Ассоциации "Матери Чечни за Мир" по поводу похищения людей в Чеченской Республике и непринятия должных мер по их розыску, проведению расследования, привлечению к ответственности).
*(30) Исх. N ЭП 28325-26 от 09 сент. 2014 г. Прокурору Чеченской Республики.
*(31) Вх. N 8889 от 20 нояб. 2014 г. Ответ Прокурора Чеченской Республики.
*(32) Вх. N 8713 от 17 нояб. 2014 г. Ответ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
*(33) Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федер. конституционный закон Российской Федерации от 26 февр. 1997 г. N 1-ФКЗ.
*(34) Опубликован 09 марта 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
*(35) О назначении Памфиловой Эллы Александровны на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 марта 2014 г. N 3939-6 ГД. // Опубликован 18 марта 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
*(36) Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федер. закон Российской Федерации от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ.
*(37) Автоматизированной системой обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы им были присвоены соответственно N 692549-6 и N 692555-6.
*(38) По итогам рассмотрения предложений Уполномоченного Президент Российской Федерации подписал Федеральный конституционный закон от 6 апр. 2015 N 2-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный закон от 6.04.2015 N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека".
*(39) Проект Федерального закона N 686410-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" внесен членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - полномочным представителем Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации В. А. Петренко.
*(40) Эта позиция в последующем нашла отражение в Федеральном законе от 08 марта 2015 N 43-ФЗ "О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
*(41) Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: постановление Правительства Российской Федерации от 18 дек. 1997 г. N 1582 // Собр. законодательства Российской Федерации. -1997. - N 52. - ст. 5924.
*(42) Принят в первом чтении 18 февр. 2015 г. Постановлением Государственной Думы N 6108-6ГД.
*(43) Проект федерального закона N 432308-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам правового регулирования ограничений на занятие педагогической деятельностью, а также иной деятельностью с участием несовершеннолетних" принят Государственной Думой в первом чтении 07 окт. 2014 г.
*(44) О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 24 нояб. 2014 г. N 357-ФЗ.// Рос. Газ. - 2014. - 27 нояб.
*(45) Частично предложения нашли отражение в Федеральном законе от 06 апр. 2015 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(46) Государственная Дума 17 февр. 2015 г. приняла решение об отклонении законопроекта при рассмотрении его в первом чтении.
*(47) URL: http://echr.coe.int
*(48) Например: Постановление по делу "Ракевич против Российской Федерации" (Rakevich v.Russia (жалоба N 58973/00)) от 28 окт.2003 г. ; Постановление по делу "Лашин против Российской Федерации" (Lashin v. Russia (жалоба N 33117/02)) от 22 янв. 2013 г. ; Постановление по делу "Калинкин и другие против Российской Федерации" (KalinkinandOthers v. Russia (жалоба N 16967/10 и др.)) от 17 апр. 2012 г.
*(49) Об утверждении состава Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов: указ Президента Российской Федерации от 19 дек. 2014 г. N 795. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 51. - ст. 7419.
*(50) О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 дек. 2010 г. N 2348-р: распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 1362-р. //Собр. законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 30 (часть II). - ст. 4388.
*(51) О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. N 771-р: распоряжение Правительства Российской Федерации от 09 июня 2014 г. N 998-р. //Собр. законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 25. - 3323.
*(52) Об утверждении состава Правительственной комиссии по профилактике правонарушений: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 975-р. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2012. - N 25. - 3427.
*(53) Законопроект предусматривает, что кандидатура уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации до ее рассмотрения в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации согласовывается с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а решение о досрочном освобождении от должности принимается после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
*(54) Федеральный закон N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека" принят 06 апр. 2015 г.
*(55) 2 дела об убийстве, 8 - о мошенничестве, 1 - по факту незаконного лишения свободы и вовлечения в занятие проституции с применением насилия и угроз, 1 - о нарушении правил дорожного движения, 1 - о нарушении правил охраны труда.
*(56) Коллективная жалоба N КЛ-1503 от 12 нояб. 2013 г.
*(57) Жалоба Н. Вх. N ПР-Н-10* от 14 окт. 2014 г.
*(58) По жалобе граждан Лашманкина Александра Владимировича, Шадрина Дениса Петровича и Шимоволоса Сергея Михайловича на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях": определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апр. 2009 г. N 484-О-П. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2009. - N 6; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Косякина Константина Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях": определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01 июня 2010 г. N 705-0-0. // СПС КонсультантПлюс.
*(59) Пп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.". // Рос. Газ. - 2004. - 23 июня.
*(60) Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елаева Ивана Александровича на нарушение его конституционных прав положениями части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, 'демонстрациях, шествиях и пикетированиях" определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 янв. 2015 г. N 201-0. // СПС КонсультантПлюс.
*(61) Ответ заместителя начальника полиции ГУ МВД России по г. Москве В. А. Козлова на запрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э. А. Памфиловой от 05 февр. 2015 г. Исх. N N 5/763.
*(62) Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. //Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации URL: http://unro.minjust.ru/N KOs.aspx (дата обращения: 21 окт. 2014 г.).
*(63) Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций на основе формы N 1-СОНКО. Основные сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации за 2013 год по Российской Федерации. // URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/1-sonko2013.doc (дата обращения: 21 окт. 2014 г.).
*(64) Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента. // Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации URL: http://unro.minjust.ru/N KOForeignAgent.aspx (дата обращения: 7 апр. 2015 г.).
*(65) Письмо первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации С. А. Герасимова, исх. 15/9413-С2 от 30 янв. 2015 г.
*(66) Ответ первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации С. А. Герасимова Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Э. А. Памфиловой. Исх. N 15/9413-СГ от 30 янв. 2015 г.
*(67) Письмо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э. А. Памфиловой первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации В. В. Володину. Исх. N 3П 4216-АГот 16 февр.2015 г.
*(68) По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л. Г. Кузьминой, С. М. Смиренского и В. П. Юкечева: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апр. 2014 г. N 10-П. // Рос. Газ. - 2014. - 18 апр.
*(69) Ст. 19.34. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ.
*(70) Федеральный закон N 43-ФЗ "О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 32 Федерального закона.
*(71) О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях": Федер. закон Российской Федерации от 21 февр. 2014 г. N 18-ФЗ. // Рос. Газ. - 2014. - 25 февр.
*(72) О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Федер. закон Российской Федерации от 04 июня 2014 г. N 147-ФЗ. // Рот. Газ. - 2014. - 06 июня.
*(73) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э. А. Памфиловой к Председателю Государственной Думы С. Е. Нарышкину от 26 июня 2014 г.
*(74) Сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций URL: http://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/ (дата обращения: 02 марта 2015 г.).
*(75) Согласно официальной статистике за 2014 год Роскомнадзором заблокировано45 700 электронных ресурсов. //Сайт Роскомнадзора URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news29403.htm (дата обращения: 22 дек. 2014 г.).
*(76) О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: Федер. закон от 05 мая 2014 г. N 97-ФЗ.// Рос. Газ. - 2014. - 7 мая.
*(77) Ст. 19.7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1.
*(78) Ст. 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1.
*(79) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций А. А. Жарову от 14 марта 2014 г. N ВЛ6526к-43.
*(80) О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 дек. 2013 г. N 41. // Рос. Газ. - 2013. - 27 дек.
*(81) Европейский Суд по правам человека в постановлениях в отношении различных государств-ответчиков неоднократно подчеркивал, что тяжесть предъявленного обвинения не может сама по себе служить оправданием длительного срока содержания под стражей. Продление срока содержания под стражей не должно предвосхищать наказание в виде лишения свободы. (Постановление Европейского Суда по делу "Летелье против Франции" (Letellier v. France) от 26 июня 1991 e.,Series А, N 207, §51; Постановление Европейского Суда по делу "Панченко против Российской Федерации" (Panchenko v. Russia) от 8 февр. 2005 г., жалоба N 45100/98, §102; Постановление Европейского Суда по делу "Горал против Польши", §68; Постановление Европейского Суда по делу "Илийков против Болгарии", §81.)
*(82) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ: в ред. Федер. закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ. //Собр. законодательства Российской Федерации. -1996. - N 25. - ст. 2954.
*(83) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ.
*(84) Об утверждении изменений в Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте суда общей юрисдикции: постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 янв. 2011г. N 253. // Официальный сайт Совета судей Российской Федерации URL: http://www.ssrf.ru/page/773/detail/ (дата обращения: 11 янв. 2015 г.).
*(85) Там же. П. 4.1.
*(86) Там же. П. 7.1.
*(87) О выполнении судами общей юрисдикции Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 405. // Официальный сайт Совета судей Российской Федерации URL: http://www.ssrf.ru/page/14179/detail/ (дата обращения: 11 янв. 2015 г.).
*(88) Письмо Совета судей Российской Федерации от 25 июня 2014 г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
*(89) Об итогах обобщения практики исполнения судами общей юрисдикции требований Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" в части размещения текстов судебных актов в сети Интернет: постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 4 дек. 2014 г. N 341. // Официальный сайт Совета судей Российской Федерации URL: http://www.ssrf.ru/page/15733/detail/ (дата обращения: 11 янв. 2015 г.).
*(90) Обзор судебной практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания: утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апр. 2014 г. // СПС КонсультантПлюс.
*(91) Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2073 (дата обращения: 11 янв.2015г.).
*(92) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э. А. Памфиловой к Председателю Верховного Суда Российской Федерации В. М. .Лебедеву от 07 июня 2014 г. N ЭП 18858к-29.
*(93) Ответ заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. А. Давыдова Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Э. А. Памфиловой от 07 авг. 2014 г. N 5-ВС-3327/14.
*(94) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве: Федер. закон Российской Федерации от 28 дек. 2013 г. N 432-ФЗ. // Рос. Газ. - 2013. - 30 дек.; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон Российской Федерации от 05 мая 2014 г. N 104-ФЗ. //Рос. Газ. - 2014. - 7 мая.
*(95) О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью: постановление Правительства Российской Федерации от 06 февр. 2004 г. N 54. // Рос. Газ. - 2004. - 13 февр.; О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апр. 2009 г. N 8. // Рос. Газ. - 2009. - 29 апр.
*(96) Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=586 (дата обращения: 11 янв. 2015 г.).
*(97) О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Российской Федерации от 06 апр. 2011 г. N 67-ФЗ. // Роз. Газ. - 2011. - 8 апр.
*(98) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к Президенту Российской Федерации В. В. Путину N ВЛ 6572-ВЛ от 27 марта 2013 г. Предложение Уполномоченного было поддержано Президентом Российской Федерации, который дал соответствующее поручение N Пр-696 от 28 марта 2013 г., и распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева N 1616-р от 09 сент. 2013 г. "Об образовании межведомственной рабочей группы по выработке предложений, направленных на корректировку отдельных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" рабочая группа была образована с назначением Министра юстиции Российской Федерации А. В. Коновалова ее руководителем. После чего были неоднократные обращения Уполномоченного на его имя: N ВЛ5456-29 от 03 марта 2014 г. и N ЭП 15664-29 от 04 июня 2014 г. по повышению эффективности межведомственной рабочей группы по корректировке Концепции. Письмом N ЭП 18533-29 от 03 июля 2014 г. Уполномоченным предложено Первому заместителю министра юстиции Российской Федерации А.А. Смирнову рассмотреть на заседании межведомственной рабочей группы его предложения о включении в Концепцию самостоятельного раздела, посвященного совершенствованию работы по обеспечению прав человека в учреждениях ФСИН России.
*(99) Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации URL: http://ach.gov.ru/press_center/news/20443 (дата обращения: 22 янв. 2015 г.).
*(100) Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 дек. 1992 г. N -4202-1. // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - 14 янв.
*(101) Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 06 июня 2005 г. N 76. //Рос. Газ. - 2005. - 6 июля.
*(102) Федеральный закон от 04 нояб. 2014 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым из подпункта 1 пункта 1 пп. 1 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30 дек. 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключена оговорка о том, что не применяется норма о гарантиях беременным женщинам, содержащаяся в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
*(103) Поручение Президента Российской Федерации N Пр-1296 от 03 июня 2014 г.
*(104). Обращения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э. А. Памфиловой к Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву N ЭП25826-29 от 11 сент. 2014 г. и к ВРИО Директора Административного департамента Правительства Российской Федерации А. С. Терехову N ЭП27750-29 от 03 окт.2014г.
*(105) Рекомендация N Rec (2006 г.) 2 Комитета министров Совета Европы к государствам-членам. Европейские пенитенциарные правила. // Официальный сайт Совета Европы URL: http://www.coe.int/t/DGHL/STAN DARDSETTIN G/PRISON S/EPR/EPR-RU.pdf (дата обращения: 30 января 2015 г.).
*(106) О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Федер. закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2012. - N 19. - ст. 2280.
*(107). Постановление Европейского Суда по правам человека от 06 февр. 2014 г. по жалобе N 2689/12 "Семихвостов против России". // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. - 2014. - N 6.
*(108) Перечень поручений по итогам встречи с членами Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, уполномоченными по правам человека, по правам ребенка и по защите прав предпринимателей от 20 дек. 2014 г. N Пр-65. // Официальный сайт Президента Российской Федерации URL: http://www.kremlin.ru/assignments/47500 (дата обращения: 20 декабря 2014 г.).
*(109) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э. А. Памфиловой N 3П 5601-29 от 02 марта 2015 г.
*(110) Примечательно, что ранее законодатель требовал привлечения всех осужденных к труду без исключений. Условие "исходя из наличия рабочих мест" появилось в законе в 2007 г., что одномоментно лишило надзирающую прокуратуру мощного рычага влияния на администрацию исправительных учреждений по применению мер прокурорского реагирования в части обеспечения трудом осужденных.
*(111) Стенограмма парламентских слушаний на тему: "Вопросы организации труда лиц, содержащихся в местах лишения свободы", проведенных Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
*(112) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э.А. Памфиловой N 3П 15353-29 от 02 июня 2014 г.
*(113) О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Российской Федерации от 14 февр. 2009 г. N 23-ФЗ. // Рос. Газ. - 2009. - 18 февр.
*(114) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э. А. Памфиловой к первому заместителю Министра юстиции Российской Федерации А.А. Смирнову N 3П 27753-281 от 30 окт. 2014 г.
*(115) Понятие "беженцы" применялось в текущей практике и используется в настоящем докладе не в качестве формально-правовой характеристики юридического статуса, а в качестве общего наименования всех лиц, которые вынуждены были покинуть территорию Украины в условиях ведения военных действий и, прибыв на территории субъектов Российской Федерации, нуждались в различных формах поддержки со стороны российских органов власти.
*(116) Обращение Уполномоченного по правам человека к Председателю Правительственной комиссии по миграционной политике, первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалову N 3П13123-44 от 14 мая 2014 г.; в июне 2014 года в ходе встречи с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации были предложены меры по оказанию помощи лицам, прибывающим из Украины на территории российских регионов, в частности, по решению вопросов обеспечения их временным убежищем и занятостью, компенсации затрат субъектов Российской Федерации на прием и размещение украинских беженцев и реализацию других необходимых мер.
*(117) О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке: постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 N 690. //Рос. Газ. - 2014. - 24 июля; Об утверждении распределения по субъектам Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке: постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 N 691. //Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://ips.pravo.gov.ru (дата обращения:22 июля 2014 г.).
*(118) О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения: постановление Правительства Российской Федерации от 26 дек. 2014 г. N 1502. // Официальный сайт Правительства Российской Федерации URL: http://ips.pravo.gov.ru (дата обращения: 26 дек. 2014 г.).
*(119) Информационное письмо руководителя Федеральной миграционной службы России К. О. Ромодановского N КР-1\16-980 от 30 янв. 2015 г.
*(120) Там же.
*(121) Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: утв. Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637. // Рос. Газ. - 2006. - 28 июня.
*(122) Сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 30 января 2015 г.).
*(123) О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сент. 2014 г. N 664. н // Рос. Газ. - 2014. - 12 дек.
*(124) Обращения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в ФСС России (N 11875-25 от 29 мая 2014 гN 6544-25 от 14 марта 2014 г.)
*(125) О бюджетной политике в 2014-2016 годах: Бюджетное послание Президента Российской Федерации В. В. Путина от 13 июня 2013 г. // Солидарность. - 2013. - N 23.
*(126) О страховых пенсиях: Федер. закон Российской Федерации от 28 дек. 2013 г. N 400-ФЗ. // Рос. Газ. - 2013. - 31 дек.
*(127) О накопительной пенсии: Федер. закон Российской Федерации от 28 дек. 2013 г. N 424-ФЗ. // Рос. Газ. - 2013. - 30 дек.
*(128) Некоторые цифры и факты 2014 года. /Правительство России URL: http://www.government.ru/news/16400/ (дата обращения: 31 дек. 2014 г.).
*(129) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к Президенту Российской Федерации N 3П 15333-28 от 2 июня 2014 г.
*(130) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к помощнику Президента Российской Федерации - начальнику Государственно-правового управления Президента Российской Федерации N 3П 6805-281от 13 марта 2015 г.
*(131) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 N 63-ФЗ.: в ред. Федер. закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ//Собр. законодательства Российской Федерации.-1996.-N 25.-ст.2954.
*(132) Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 N 223-ФЗ: в ред. Федер. закона от 4 нояб. 2014 N 333-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1996. -N 1. -ст.16.
*(133) Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ. //Собр. Законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 26. - ст. 3177.; Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 нояб. 2013 г. N 995. //Собр. законодательства Российской Федерации. - 2013. - N 45. - ст. 5829.
*(134) О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних": Федер. Закон от 30 дек. 2012 г. N 297-ФЗ. //Собр. законодательства Российской Федерации. - 2012. - N 53 (часть I). - ст. 7622.
*(135) О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда от 01 фев. 2011 г. N 1. // Рох. Газ. - 2011. - 11 фев.
*(136) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2014 г. N 1243-р Уполномоченный включен в состав Правительственной Комиссии по профилактике правонарушений, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 авг. 2014 г. N 1486-р - в состав Правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
*(137) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. N 197-ФЗ. // Рос. Газ. - 2001. - 31 дек.
*(138) Миграционные законы в России: что на самом деле нового в 2014 году?// URL: http://tjk.rus4all.ru/city_msk/20140121/724823551.html (дата обращения: 21 дек. 2014 г.).
*(139) Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 окт. 2013 г. N 977.//Опубликован 05нояб. 2013 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/.
*(140) Обращение Уполномоченного к Председателю Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству от 07.11.2014 N ЭП 31234-28
*(141) О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 24 нояб. 2014 г. N 357-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 48. - ст. 6638.
*(142) Пилотное Постановление Европейского Суда по правам человека по делу "Герасимов и другие против России" (Gerasimov and Others v. Russia, жалобы N 29920/05,3553/06, 18876/10,61186/10,21176/11,36112/11,36426/11,40841/11,45381/11, 55929/11 и 60822/11).//URL: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/pages/search.aspx?i=001-145212 (дата обращения: 01 июля 2014 г.).
*(143) Задолженность перед детьми-сиротами по обеспечению жильем в количестве более 1 тыс. человек имеют 34 региона: материалы коллегии Счетной Палаты по промежуточным результатам экспертно-аналитического мероприятия "Анализ исполнения поручений Президента Российской Федерации и реализации законодательства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". // URL: http://www.ach.gov.ru/activities/control/19106/ (дата обращения: 18 сент. 2014 г.).
*(144) Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.10 N 1050.
*(145) Приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
*(146) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации N ЭП32648-26 от 19 дек. 2014 г.
*(147) Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сигиной Ксении Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями подпункта "а" пункта 6 и подпункта "а" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 янв. 2015 г. N 3-О.// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141101/ (дата обращения: 15 янв. 15 г.).
*(148) Об исключении из специализированного жилищного фонда и передаче в собственность городского поселения Рощинский муниципального района Волжский Самарской области объектов недвижимого имущества: Приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 7 дек. 2013 г. N 1099.
*(149) Вопросы отселения из закрытых военных городков семей уволенных военнослужащих находились в компетенции Министерства регионального развития Российской Федерации до их передачи в ведение Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 08 сент. 2014 г. N 612 "Обупразднении Министерства регионального развития Российской Федерации".
*(150) Предложение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации заключалось в дополнении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством " федеральной целевой программы "Жилище'1 на 2011 - 2015 годы".
*(151) О статусе военнослужащих: Федер. закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ: в ред. Федер. закона от 24 нояб. 2014 г. N 360-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. -1998. - N 22. - ст. 2331.
*(152) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к Председателю Правительства Российской Федерации N ЭП 10799-27 от 22 апр. 2014 г.
*(153) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации N 3П 19593-27 от 11 июля 2014 г.
*(154) Об исполнительном производстве: Федер. закон от 2 окт. 2007 г. N 229-ФЗ. // Рос. Газ. - 2007. - 6 окт.
*(155) Средняя стоимость ссуд микрофинансовых организаций составляет от 32 до 686 процентов годовых.
*(156) О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 25 окт. 2001 г. N 137-ФЗ. // Рос. Газ. - 2001. - 30 окт.
*(157) О государственном кадастре недвижимости: Федер. закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ. // Рос. Газ. - 2007. - 1 авг.
*(158) Об отнесении выявленного объекта культурного наследия "Древний Радонеж, XIV-XV вв.", расположенного в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области, к объектам культурного наследия федерального значения и установлении вида данного объекта культурного наследия - достопримечательное место:Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 г. N 426-р. // Рот. Газ. - 2014. - 3 апр.
*(159) Об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательного места "Древний Радонеж, XIV - XV вв.", расположенного в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области: Распоряжение Министерства культуры Московской области от 20 мая 2014 г. N 199.// Ежедневные новости. Подмосковье. - 2014. - N 126.
*(160) Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Древний Радонеж., XIV-XV вв.", расположенного в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области, и его регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 авг. 2014 г. N 1468. // URL: http://mkrf.ru/documents/orders/detail.php?ID=541891 (дата обращения: 26 авг. 2014 г.).
*(161) О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599. //Рос. Газ. - 2012. - 9 мая.
*(162) Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. N 273-ФЗ. // Рос. Газ. - 2012. - 31 дек.
*(163) 2 апреля 2014 года приняты поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, затрагивающие и религиозные организации (снимают обязанность предоставлять финансовые отчеты с тех организаций, у которых в течение отчетного периода не возникало необходимости уплачивать налоги); 30 октября 2014 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который наделяет муниципальные образования правом финансировать объекты культурного наследия, находящиеся в собственности религиозных организаций.
*(164) О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях": Федер. закон от 22 окт. 2014 г. N 316-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 43. - ст. 5800.
*(165) От 24.12.2014 N 15-121022/14.
*(166) Данные Росстата на 1 января 2014 г.
*(167) О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования порядка создания и государственной регистрации религиозных организаций): Проект федер. закона N 480736-6.// URL: http://base.garant.ru/70621446/#ixzz3Xx1Fc0gD (дата обращения 25 марта 2014 г.).
*(168) Так, некоторые инициативы по отдельным законопроектам не получают должного развития много лет. Например, проект федерального закона "О северном оленеводстве" N 220824-3, внесенный в Государственную Думу в 2002 году, был отклонен 16 января 2009 года Постановлением N 1603-5 ГД.
*(169) О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федер. закон от 7 мая 2001 г. N 49-03.// Собр. законодательства Российской Федерации. - 2001. - N 20. - ст. 1972.
*(170) Лесной кодекс Российской Федерации от 4 дек. 2006 г. N 200-ФЗ: в ред. Федер. закона от 21 июля 2014 г. N 250-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2006. - N 50. - ст. 5278, ст. 30.
*(171) Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. N 273-ФЗ: в ред. Федер. закона от 6 апр. 2015 г. N 68-ФЗ. // Рос. Газ. - 2012. - 31 дек.
*(172) О Федеральном агентстве по делам национальностей: Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 168. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2015. - N 14. - ст. 2106.
*(173) О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I // Ведомости СНД и ВС РФ. -1991. - N 21. - ст. 699.
*(174) По делу о проверке конституционности примечания к Списку работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, в связи с жалобой граждан Ю.И. Кузичева и СА. Плотникова: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апр. 2014 г. N 9-П// Собр. законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 15. - ст. 1827.
*(175) Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 //Собр. законодательства Российской Федерации. - 1997. - N 52. - ст. 5924.
*(176) Решение об утверждении нового Перечня касается жителей Брянской, Калужской, Тульской, Белгородской, Воронежской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Ульяновской областей и Республики Мордовия.
*(177) Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э.А. Памфиловой к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву от 22.12.2014 г. Исх. N ЗП6515-25.
*(178) О федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 523 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2011. - N 10. - ст. 1425.
*(179) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федер. закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ. // Рос. Газ. - 1999. - 6 апр.
*(180) Пояснительная записка от 08 нояб. 2014 г. к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации".//СПС КонсультантПлюс.
*(181) Об Уполномоченном по правам человека в Республике Крым: закон Республики Крым от 02 июля 2014 г. N 25-3РК // Рот. Газ. - 2014. - 4 июля.
*(182) URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popu lation/demography/#
*(183) По состоянию на 1 января 2015 года численность постоянных жителей составила: в Республике Крым - 1 895915 человек, в Севастополе - 398973 человек. В 2014 году, по данным украинской стороны, со времени проведения референдума о статусе Крыма, с территории полуострова на Украину выехало 19587 человек. За тот же период в Крым из Донецкой, Луганской областей, других регионов Украины прибыло около 200000 беженцев. На территории Крыма занято трудовой деятельностью 50 тысяч иностранных граждан.
*(184) Автоматизированной системой законодательной деятельности Государственной Думы ему присвоен номер "7466676".
*(185) Сообщалось, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 04 авг. 2014 г. N 1465-р на базе семи образовательных организаций высшего образования и семи научных организаций создается федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского". Перечень вузов для объединения предложен Советом Министров Республики Крым. Создание университета будет происходить в рамках реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апр. 2014 г. N 295. Принятые решения будут способствовать социально-экономическому развитию Крымского федерального округа за счет подготовки кадров и научных исследований на базе федерального университета.
*(186) В связи с тем, что новые юридические лица в большинстве случаев еще не были созданы, следовательно, отсутствовало штатное расписание вновь создаваемых юридических лиц.
*(187) Поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 20 дек. 2014 г. N ДК-П9-9419.
*(188) О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации": Федер. закон Российской Федерации от 28 февр. 2015 г.. N 19ФЗ.//Рос. Газ. - 2015. - 3 марта.
*(189) В июле были приняты: закон Республики Крым от 17 июля 2014 г. N 29-ЗРК "Об обеспечении государственной поддержки инвалидов с детства и детей-инвалидов, проживающих на территории Республики Крым" и Закон города Севастополя от 24 июля 2014 г. N 42-ЗС "Об обеспечении государственной поддержки инвалидов с детства и детей-инвалидов, проживающих на территории города федерального значения Севастополя".
*(190) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федер. закон от 24 нояб. 1995 г. N 181-ФЗ // Рос. газ. - 1995. - 24 нояб.
*(191) URL: http://www.state.gov/j/drl/rls/hrrpt/humanrightsreport/index.htm?year=201 3&dlid=220342
*(192) Всекрымская перепись населения состоялась в Республике Крым и г. Севастополе с 14 по 25 октября 2014 года. По ее итогам всего на полуострове проживают почти 2,3 млн. человек. Третья по численности группа - это крымские татары (232,3 тыс. человек, 10,6% населения).
*(193) О реабилитации жертв политических репрессий: закон Российской Федерации от 18 окт.1991 г. N 1761-1// Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - 31 окт. - N 44. - ст. 1428.
*(194) В настоящее время в Республике Крым функционируют 15 школ с крымскотатарским языком обучения (182 класса; 3 тысячи. учащихся); 1 школа с крымскотатарским языком обучения и классами с украинским языком обучения (40 классов; 809учащихся); 7 школ с украинским языком обучения (103 класса; 2,2 тысячи учащихся). Кроме того, действуют 180 общеобразовательных организаций с двумя и тремя языками обучения: 133 школы с украинским и русским языками обучения; 20 школ с крымскотатарским и русским языками обучения; 27 школ с украинским, крымскотатарским и русским языками обучения.
*(195) Что касается исламской организации Хизбут-Тахрир аль-Ислами, то, по решению Верховного Суда Российской Федерации, она признана экстремистской, и поэтому не может осуществлять свою деятельность на территории России.
*(196) Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года": постановление Правительства Российской Федерации от 11 авг. 2014 г. N 790//Рот. Газ. - 2014. - 12 авг.
*(197) О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федер. закон от 15 авг. 1996 г. N 114-ФЗ. // Рос. Газ. - 1996. - 22 авг.
*(198) Ни один международный документ не защищает право иностранца (М. А. Джемилев - гражданин Украины) быть допущенным на территорию государства или оставаться на его территории. Не содержат подобных требований ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ни Декларация ООИ о правах коренных народов. Осуществление государством своего суверенного контроля за иммиграцией также не рассматривается как нарушение запрета на дискриминацию коренных народов. Тем более, что ограничения на въезд М. А. Джемилева связаны не с его национальностью, а с его общественной деятельностью.
*(199) One Year After Russia Annexed Crimea, Locals Prefer Moscow To Kiev.//Forbes. URL: http://www.forbes.com/sites/kenrapoza/2015/03/20/one-year-after-russ ia-annexed-crimea-locals-prefer-moscow-to-kiev/ (дата обращения: 20 марта 2015 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 г.
Как и прежде, анализируются наиболее актуальные проблемы соблюдения конституционных прав и свобод. Приводится информация о рассмотрении индивидуальных и коллективных жалоб и обращений. Освещены итоги мониторинга законопроектной деятельности.
В 2014 г. к Уполномоченному поступили 59 100 обращений граждан, государственных и общественных организаций. По сравнению с аналогичным показателем предыдущего года количество жалоб возросло на 43,6%. Затрагивались в т. ч. вопросы защиты прав в уголовном судопроизводстве (32,1%), жилищных прав (18,3%), соцзащиты и здравоохранения (6,9%).
Много внимания было уделено жалобам, поступившим от жителей Крыма и украинских беженцев. Речь шла о получении российского гражданства, о предоставлении статуса беженца, об уточнении порядка и возможностей обустройства в нашей стране.
Отметим конкретные примеры. Восстановлены права свыше 9 000 осужденных, которым не оказывалась должная медпомощь в исправительных учреждениях УФСИН России по Курганской области в связи с отсутствием гослицензии. Предотвращено строительство малоэтажных жилых домов на месте братской могилы защитников Москвы. Тем самым были защищены права родственников погибших воинов.
После обращения по поручению Уполномоченного к военному прокурору Центрального военного округа был отменен незаконно изданный командиром одной из воинских частей приказ, устанавливающий необоснованные ограничения на выезд военнослужащих за пределы закрытого военного городка. В результате права 436 военнослужащих были восстановлены.
Освещены вопросы деятельности журналистов в "горячих точках", реализации пенсионной реформы, трудоустройства и др.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год
Текст доклада опубликован в "Российской газете" от 7 мая 2015 г. N 96