1. В случае, если член комиссии заказчика использует незаконные требования документации как основание для отказа в допуске организации к участию в закупке, такое лицо привлекается к административной ответственности.
Постановлением от 16.10.2017 по делу об административном правонарушении N 190-гз/17 член аукционной комиссии Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Б., не согласившись с данным постановлением, обжаловал его вышестоящему должностному лицу.
Из материалов дела следует, что Заказчиком осуществлена закупка (далее - Закупка).
В нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), участнику Закупки с порядковым номером 3 отказано в допуске к участию в Закупке, так как в нарушение части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункта 10.2 раздела 10 документации о Закупке, участник предоставил конкретное значение не соответствующее значению, установленному заказчиком в документации.
В соответствии с позицией 6 "Болт" Приложения N 2.1 документации о Закупке, установлены следующие показатели и значения:
- по показателю (характеристике) "Резьба болта" в столбце 6 указано его минимально возможное значение "от М8", в столбце 7 указано его максимально возможное значение "<М12";
- по показателю (характеристике) "Номинальная длина болта" в столбце 6 указано его минимально возможное значение ">70 мм", в столбце 7 указано его максимально возможное значение "не более 120 мм".
Согласно пункту 10.2 документации о Закупке, представление в составе первой части заявки информации о товаре, осуществляется в соответствии с приложением N 2.1 к документации о Закупке.
В первой части заявки участник Закупки по пункту 6 Приложения N 2.1 к документации о Закупке "Болт" по показателю "Номинальная длина болта" указал: "100 мм", а по показателю "Резьба болта": "М10".
Таким образом, исследовав материалы дела об административном правонарушении и постановление об административном правонарушении, вышестоящее должностное лицо, приходит к выводу о соответствии первой части заявки участника с порядковым номером 3 положениям документации о Закупке.
Согласно части 2 статьи 7.30 КоАП, за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России, рассмотрев жалобу на постановление о привлечении к административной ответственности, оставило ее без удовлетворения.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 26.02.2018 г. по делу N 190-гз/17)
2. Заказчик должен обеспечить осуществление аудиозаписи процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе котировок.
Войсковой частью (далее - Заказчик) проведен запрос котировок на поставку муки, мучных и макаронных изделий для нужд ФКУ в 2017 году с начальной (максимальной) ценой контракта 161 139 (сто шестьдесят одна тысяча сто тридцать девять) рублей 60 копеек (далее - Запрос котировок).
В соответствии с частью 5 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. Любой участник запроса котировок, присутствующий при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия данного доступа.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, а также Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 26.07.2017 N 23, Заказчиком не обеспечено осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе котировок.
Таким образом, действия Заказчика, не обеспечившего осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе котировок, нарушают положения части 5 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 7.30 КоАП, за отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в запросе) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, предусмотрена административная ответственность.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении председателя котировочной комиссии войсковой части - Ю. по части 6 статьи 7.30 КоАП., о чем 01.12.2017 года военным прокурором составлено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.02.2018 г. по делу N АК017-18)
3. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком только в случае, предусмотренном статьей 93 Закона о контрактной системе.
Должностное лицо ФАС России рассмотрев постановление прокурора установило следующее.
Государственным казенным учреждением (далее - Заказчик) 23.10.2017 заключен государственный контракт N 25/17 (далее - Контракт) с Государственным унитарным предприятием "Жилищное хозяйство" (далее - ГУП "ЖХ") на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильных дорог и инфраструктуры комплекса на основании части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по цене 37 145 433 (тридцать семь миллионов сто сорок пять тысяч четыреста тридцать три) руб. 58 коп.
Кроме того, к данному Контракту прилагается отчет о невозможности использования иных способов определения подрядчика, согласно которому государственный заказчик осуществляет закупку у единственного поставщика и заключает данный Контракт с ГУП "ЖХ" на основании пунктов 6, 9, 16, 20 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, обстоятельства осуществления указанной закупки не соответствуют ни одному из предусмотренных пунктов 6, 9, 16, 20 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе случаев, в которых Заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Вместе с тем, в нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчиком неправомерно выбран способ определения закупки у единственного поставщика.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно установившего способ определения поставщика путем проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушают положения части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 7.29 КоАП, за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 данной статьи, предусмотрена административная ответственность.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, ответственным лицом Заказчика, выбравшим способ определения поставщика, является юрисконсульт К.
Таким образом, действия должностного лица - К., нарушают положения части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.29 КоАП.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.02.2018 г. по делу N АК056-18)
4. В конкурсной документации заказчик должен не только установить порядок оценки заявок, но и раскрыть содержание всех критериев оценки заявок.
Заказчиком проведен открытый конкурс на выполнение прикладных научно-исследовательских работ в сфере обязательного медицинского страхования для нужд Заказчика "Создание и научное обоснование методологии поэтапного перевода в специализированную медицинскую помощь методов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, на основании критериев отнесения методов к высокотехнологичной медицинской помощи" (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий выполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критерием оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В приложении N 1 к части I "Сведения о проводимом открытом конкурсе" Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки:
Оценка заявок осуществляется комиссией по следующим критериям:
1. Цена контракта - значимость критерия 20%.
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия 60%.
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 20%.
Оценка заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" осуществляется с учетом следующих показателей:
1. Цель и задачи исследования (далее - Показатель N 1). Оценивается соответствии детального предложения участника конкурса по конкретизации задач: при полном соответствии предложений - 20 баллов, при частичном соответствии предложений - 5 баллов.
2. Содержание планируемых работ (поэтапно) (далее - Показатель N 2). Оценивается соответствие предложений по планируемым к сдаче по окончании НИР результатам, по конкретизации задач для достижения цели: при полном соответствии предложений - 20 баллов, при частичном соответствии предложений - 5 баллов.
3. Перечень документации, планируемой к сдаче по окончании НИР (поэтапно) (далее - Показатель N 3). Оценивается соответствие предложений участника конкурса по детализации научных результатов: при полном соответствии предложений - 20 баллов, при частичном соответствии предложений - 5 баллов.
С учетом вышеизложенного, порядок оценки заявок по Показателям N 1, N 2, N 3 не раскрывает понятий "детального предложения участников по конкретизации задач; при полном соответствии, при частичном соответствии; детализации научных результатов" вследствие чего из оценки заявок по указанному критерию, не следует, что участнику закупки необходимо представить в составе заявки для получения оценки по данным показателям.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.02.2018 г. по делу N Е-80/17/АК057-18)
5. Заказчик должен разместить в ЕИС отчет о выполнении контракта.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право поставки канцелярских товаров (далее - Закупка).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
Отчет об исполнении контракта (далее - Контракт), заключенного по результатам проведения Закупки, от 09.12.2016 в ЕИС не размещен.
Согласно части 3 статьи 7.30 КоАП, за неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении должностным лицом Заказчика, не разместившим отчет об исполнении Контракта, являлся К.
Учитывая изложенное, действия К. нарушают положения части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.30 КоАП.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2017 г. по делу N АК1181-17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов.
Так, члена комиссии заказчика могут привлечь к административной ответственности, если он использует незаконные требования документации как основание для отказа в допуске организации к участию в закупке.
Проанализирована обязанность заказчика обеспечить аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.