Введение
Сложившаяся в России наркоситуация продолжает оставаться тяжелой и объективно оценивается руководством страны как одна из основных угроз безопасности личности, общества и государства.
Количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков, по данным Минздрава России, составляет более 655 тыс. человек, диагноз "наркомания" поставлен более чем 445 тыс. больных.
В орбиту неконтролируемого оборота наркотиков все более активно вовлекаются молодежь и школьники, а местом распространения наркотиков все чаще становятся учебные заведения, места массового досуга молодежи.
Общественная опасность немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ определяется не только ростом числа преступлений, связанных с их незаконным оборотом, и увеличением количества наркоманов, что уже представляет угрозу генофонду населения, но и возрастанием организованных преступных групп в сфере наркооборота.
Высокая степень опасности распространения наркотиков обусловливается не только причинением серьезного вреда здоровью человека, в результате чего он лишается социальных функций, но и другими сопутствующими факторами. Наркозависимые люди - питательная среда для преступности. Поскольку в силу разных причин, в том числе и проблем трудоустройства, деньги на покупку наркотиков есть далеко не у каждого, постольку остается единственный путь их приобретения - криминальный.
Сказанное обязывает прокуроров уделять должное внимание укреплению законности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, настоящие методические рекомендации подготовлены с целью оказания прокурорам помощи в организации и осуществлении надзора на данном направлении.
Правовое регулирование оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ) законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
В Законе N 3-ФЗ провозглашается государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Сюда входят: культивирование растений, разработка, переработка, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с Законом N 3-ФЗ все наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в специальный Перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Он состоит из четырех списков, которые различаются в зависимости от применяемых государством мер контроля оборота перечисленных в них наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. По этому основанию они классифицированы на следующие категории:
наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами (список 1);
наркотические средства и т.п. вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами (список 2);
наркотические средства, оборот которых в Российской Федерации ограничен, но в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами (список 3);
прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список 4).
Законом N 3-ФЗ предусмотрены организационные аспекты деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Регламентируя порядок лицензионной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, действующее законодательство определяет особенности ее осуществления. Лицензия выдается сроком на пять лет юридическому лицу, в состав руководства которого входит специалист, имеющий профессиональную подготовку, соответствующую лицензируемому виду деятельности. Для получения лицензии в уполномоченные органы необходимо представить сведения об имеющихся условиях обеспечения учета и сохранности наркотиков, а также заключение органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые получают доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости. Одновременно органами внутренних дел выдается отдельная лицензия на использование каждого объекта и помещения, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Без лицензии допускается хранение наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота на объектах и в помещениях, принадлежащих органам прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенным органам. Отсутствие условий для обеспечения безопасности предполагаемой деятельности, учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ является основанием для отказа в выдаче лицензии.
В Законе N 3-ФЗ предусмотрены условия, необходимые для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В частности, устанавливаются ограничение или полное запрещение их оборота. Производство, изготовление и разработку новых наркотических средств и психотропных веществ надлежит осуществлять в пределах государственных квот и в соответствии с госзаказом только предприятиям и организациям, находящимся в федеральной собственности. Все формы разгосударствления таких предприятий и организаций категорически запрещаются.
Подробно регламентируется и общий порядок переработки, хранения, перевозки, приобретения, ввоза, вывоза и уничтожения наркотических средств и психотропных веществ. В частности, процедура их отпуска физическим лицам может происходить только в аптеках и организациях здравоохранения специальными сотрудниками, наделенными соответствующими полномочиями. При этом предъявляется рецепт, содержащий назначение лекарства, выписанный на специальном бланке.
Закон N 3-ФЗ определяет порядок использования в необходимых случаях наркотических средств. Таковыми признаются медицинские, научные и учебные цели, а также лечение транзитных пассажиров. Не допускается использование наркотиков для лечения наркомании, а также в медицинской деятельности частнопрактикующих врачей. Для раскрытия и расследования преступлений сотрудникам правоохранительных органов нередко приходится организовывать изъятия образцов для сравнительного исследования, контролируемые поставки, проверочные закупки, оперативное внедрение и некоторые другие действия, требующие непосредственного использования наркотиков. Учитывая реальные потребности, разрешается использовать наркотические средства и психотропные вещества без лицензии в оперативно-розыскной и экспертной деятельности.
Вопросы, непосредственно связанные с организацией противодействия незаконному обороту наркотических средств, урегулированы в шестой главе Закона N 3-ФЗ. Запрещается любая деятельность, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Исключается распространение этих сведений в книжной продукции, через средства массовой информации и компьютерные сети.
В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача. Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование, которое проводится в специально уполномоченных на то органами управления здравоохранением организациях здравоохранения по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, следователя или судьи.
Для предупреждения, выявления, пресечения правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков сотрудники правоохранительных органов наделены целым рядом полномочий.
Закон регламентирует порядок оказания наркологической помощи больным наркоманией. Как правило, она оказывается по просьбе или с согласия больных и включает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию. В случаях, предусмотренных законодательством, по решению суда могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.
Государственное управление и контроль в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ отнесен к числу основных угроз государственной и общественной безопасности.
В соответствии со статьей 4 Закона N 3-ФЗ государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
В число принципов этой политики входят государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, и лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
В целях осуществления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.
Правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы государственной власти.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" Министерство внутренних дел Российской Федерации - это федеральный орган исполнительной власти, функциями которого являются выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В настоящее время МВД России наделено полномочиями получать, обрабатывать, анализировать и использовать в пределах своей компетенции информацию о состоянии:
незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров;
реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.
Подобная деятельность обусловливает своевременное, целенаправленное и эффективное применение мер не только предупреждения незаконного оборота наркотиков, рецидива преступлений, но и преступности в целом.
В рамках своих полномочий МВД России вправе:
осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, о противодействии их незаконному обороту;
осуществлять хранение, перевозку и уничтожение конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
осуществлять контроль за соблюдением порядка уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
организовывать производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены (статья 23.3 КоАП РФ) к компетенции органов внутренних дел.
МВД России осуществляет выдачу (переоформление, аннулирование) разрешений на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.
Решению задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту подчинена деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5.2.25(26) Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450 (ред. от 16.08.2018) названный орган самостоятельно принимает нормативы для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарственных средствах для ветеринарного применения.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608 (ред. от 28.08.2018) "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, устанавливающих в частности:
порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией;
порядок медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача;
правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;
нормативы для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения;
специальные требования к условиям хранения наркотических и психотропных лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения;
порядок включения лекарственных средств для медицинского применения в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (по согласованию с МВД России);
предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля, а также количество наркотических средств или психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте;
порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях и др.
Значительные полномочия предоставлены Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 (ред. от 21.03.2017) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения").
В рамках своих полномочий этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за использованием наркотических средств и психотропных веществ, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий, а также выдает:
разрешение для получения лицензии на право ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ;
сертификат на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Субъекты Российской Федерации имеют право создавать органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 (ред. от 23.02.2018) антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию государственной антинаркотической политики, отнесены к субъектам антинаркотической деятельности.
Антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации образованы в целях совершенствования государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Их деятельность регламентирована Положением об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров").
Руководителями антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
В процессе своей деятельности комиссии осуществляют взаимодействие с Государственным антинаркотическим комитетом, аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.
Негосударственные организации и объединения не вправе осуществлять регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.
Организация и осуществление прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ
При организации надзора на данном направлении прокурорам с учетом компетенции необходимо обеспечить своевременное поступление и детальный анализ сведений о состоянии законности в указанной сфере, о деятельности территориальных органов внутренних дел, здравоохранения, государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, подведомственных им организаций (статистические сведения, доклады уполномоченных органов о состоянии окружающей среды и другие материалы), а также информации, содержащейся в жалобах и обращениях граждан, юридических лиц направляемых в правоохранительные, контролирующие органы, органы государственной власти и местного самоуправления, данных судебной и административной практики. Особое внимание необходимо уделять мониторингу средств массовой информации, включая "Интернет".
При организации надзорных мероприятий следует взаимодействовать с правоохранительными и контролирующими органами.
В ходе организации и проведения проверок в названной сфере с учетом установленной компетенции особое внимание надлежит уделить следующим вопросам:
1) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации:
соответствие федеральному законодательству нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании среди несовершеннолетних, а также существующие на региональном уровне недостатки нормативно-правового регулирования в названной сфере;
региональные программы, направленные на осуществление мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, их обоснованность, учет региональных особенностей, конкретность планируемых мероприятий, финансовое обеспечение, выполнение;
осуществление иных установленных региональным законодательством полномочий в данной сфере;
2) в органах местного самоуправления:
участие в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
реализация самостоятельно разработанных комплексов таких мероприятий;
3) в антинаркотических комиссиях в субъектах Российской Федерации:
ежегодные доклады о наркоситуации в субъекте Российской Федерации и о работе комиссии; их содержательность, наличие в них информации о состоянии процессов и явлений в области профилактики немедицинского потребления наркотиков, противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией, прогнозирования развития наркоситуации и предложений по ее улучшению;
координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также организация их взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями;
оценка проводимого комиссиями анализа эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
4) в органах МВД России:
использование полномочий, предоставленных Законом N 3-ФЗ;
полнота и законность мер, принимаемых в целях осуществления контроля за легальным оборотом наркотиков;
принятие мер, направленных на противодействие преступности в сфере незаконного оборота наркотиков;
проведение проверок соблюдения юридическими лицами, в том числе аптеками и организациями здравоохранения, требований законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах, о лицензировании отдельных видов деятельности (количество проверок, их результаты; количество выявленных предприятий, осуществляющих деятельность без лицензии);
осуществление хранения, перевозки и уничтожения конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, и контроля за соблюдением порядка их уничтожения;
принятие мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств и их прекурсоров;
исполнение полномочий по выявлению потребителей наркотиков; эффективность такой работы;
участие совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях противодействия совершения ими преступлений и административных правонарушений;
оказание содействия медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц, страдающих наркоманией, в медицинские организации, а также обеспечение медицинским работникам безопасных условий для доступа к этим лицам и их осмотра;
соблюдение требований законодательства при противодействии незаконному обороту наркотиков в местах массового досуга населения (кафе, дискотеки, бары, концерты и т.п.). Законность и полнота мер, примененных в отношении лиц, допустивших немедицинское потребление наркотиков, и в отношении руководителей организаций массового досуга;
проведение мероприятий по выявлению и уничтожению наркосодержащих растений и дикорастущей конопли (количество мероприятий, их результаты);
качество профилактической работы с землевладельцами и землепользователями по вопросу необходимости выявления и уничтожения наркосодержащих растений;
правильность и полнота актов об уничтожении наркосодержащих растений (взвешивание, участие понятых и т. д.);
полнота мер по выявлению и пресечению административных правонарушений, связанных с оборотом наркотиков, а также привлечению к ответственности виновных лиц;
законность и своевременность возбуждения дел об административных правонарушениях, качество составления протоколов и материалов дел, соблюдение требований законодательства при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях;
результативность исполнения взысканий, наложенных по делам об административных правонарушениях; причины, по которым с правонарушителей не взыскивались штрафы (процент взыскания штрафов), случаи неисполнения наложенных взысканий по вине сотрудников указанных органов (примеры), обоснованность освобождения от наказания лиц, привлекаемых к административной ответственности, и прекращения производства по ним;
использование полномочий, направленных на борьбу с пропагандой (в том числе скрытой) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, законность принимаемых мер по устранению нарушений;
состояние общей профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и ведение соответствующего учета (выступление с лекциями в учебных заведениях, трудовых коллективах и средствах массовой информации, выпуск буклетов, другой печатной продукции и т. д.);
результаты профилактической работы по предупреждению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, и принимаемые меры;
организация взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (количество проведенных мероприятий и материалов, размещенных в СМИ);
результативность участия в работе межведомственных комиссий по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотиков, по разработке и реализации региональных программ в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
оценка исполнения требований законодательства об осуществлении ведомственного контроля за деятельностью подчиненных сотрудников, частота проводимых проверок, их результативность, меры принимаемые по выявленным недостаткам и упущениям;
5) в органах здравоохранения:
проведение в организациях государственной и частной систем здравоохранения, получивших лицензию, диагностики наркомании, обследований, консультирования и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
соблюдение правил учета и хранения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в медицинских организациях, а также допуска лиц к работе с такими средствами и веществами;
проведение руководителями медицинских организаций ежемесячной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц;
соблюдение медицинскими организациями, а также их подразделениями, осуществляющими виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
соблюдение в организациях здравоохранения требований по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений предназначенных для хранения наркотических средств;
6) в организациях, осуществляющих деятельность по реабилитации и ресоциализации:
соответствие требованиям законодательства предусмотренных учредительными документами реабилитационных центров видов осуществляемой деятельности в сфере оказания социальных услуг по реабилитации наркозависимых, а также фактически осуществляемой деятельности;
условия оказания услуг по реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, соблюдение требований о раскрытии необходимой информации, об оформлении договорных отношений на оказание помощи;
наличие и соблюдение требований к продолжительности и содержанию постреабилитационной амбулаторной и стационарной программ реабилитации, их фактической реализации;
соблюдение обязательных условий, предъявляемых к кадровому составу реабилитационного центра, соблюдение ограничений, установленных статьями 331 и 351 Трудового кодекса Российской Федерации;
наличие договоров с лечебно-профилактическими организациями с целью наблюдения за состоянием здоровья реабилитируемых лиц;
соблюдение принципа конфиденциальности, законодательства о защите информации и персональных данных лиц, получающих реабилитационную помощь.
В рамках оценки соблюдения прав несовершеннолетних при оказании услуг по реабилитации и ресоциализации следует проверить:
соблюдение требований статьи 54 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 54 Закона N 3-ФЗ;
организуется ли получение образования в ходе реабилитационного процесса, его законность и соответствие предъявляемым требованиям;
осуществляется ли взаимодействие с врачами-наркологами, органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и привлечению к лечению зависимых и нуждающихся в наркологической помощи несовершеннолетних.
По всем выявленным фактам нарушений закона необходимо принять полный комплекс мер прокурорского реагирования, проконтролировать их фактическое устранение.
Меры прокурорского реагирования на нарушения законодательства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ
При выборе форм реагирования на выявленные нарушения закона прокурор должен руководствоваться положениями, содержащимися в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.08.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), а также соображениями реального устранения нарушений законодательства исходя из собранных в процессе проверки материалов.
Действующее законодательство предусматривает следующие меры прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов:
опротестование противоречащих закону актов;
обращение в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства;
направление материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
возбуждение производства по делу об административном правонарушении;
внесение представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, полномочным устранить нарушение закона;
объявление предостережения.
Основным правовым средством реагирования на нарушения законов является протест прокурора. Условия и порядок принесения прокурором протеста определяются статьей 23 Закона о прокуратуре.
Решение вопроса о принесении протеста либо непосредственном обращении с заявлением в суд законом отнесено на усмотрение прокурора.
Материалы прокурорского надзора показывают, что практически в абсолютном большинстве случаев противоправные акты принимаются органами госнаркоконтроля, которые ущемляют права граждан и юридических лиц. Протесты в этих случаях вносятся руководителям соответствующих служб.
На противоправные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, протесты приносятся их руководителям либо в представительные (законодательные) органы.
Прокуроры еще крайне редко практикуют принесение протестов в вышестоящие органы или вышестоящим должностным лицам.
В случае отклонения протеста прокурора либо нерассмотрения протеста в установленный законом срок прокурор рассматривает вопрос о направлении в суд заявления (иска) в предусмотренном законом порядке.
Когда нарушения закона носят распространенный характер, прокурором направляется соответствующему органу или должностному лицу представление об устранении выявленных в ходе проверки правонарушений, причин и условий, им способствующих.
Условия и порядок внесения прокурором представления определяются статьей 24 Закона о прокуратуре. При внесении представления прокурор должен исходить из того, что его следует направлять тому органу (должностному лицу), который может с наибольшей эффективностью и в кратчайший срок принять меры к устранению указанных в представлении нарушений налогового законодательства и приводящих к ним обстоятельств, а также наказать лиц, виновных в этом.
Следует иметь в виду, что сообщения о результатах рассмотрения прокурорских актов и о принятых мерах не всегда соответствуют истине. Полученные прокурорами ответы о рассмотрении их актов реагирования и о принятых мерах в одних случаях могут быть искажены, в других - должностные лица, их подписавшие, могут добросовестно заблуждаться, полагая, что меры для устранения и недопущения нарушений законов окажутся достаточными, хотя в действительности они неэффективны. В каждом случае, когда у прокурора возникает хотя бы малейшее сомнение в том, что сообщение о результатах рассмотрения его протеста или представления не соответствует истине и что правонарушение, о котором идет речь в прокурорском акте, не устранено и меры не приняты, следует проверить результативность этого акта или поручить такую проверку другим органам. Указанное возлагает на прокурора обязанность четко формулировать в резолютивной части акта реагирования требования, подлежащие выполнению, чего, к сожалению, часто не делается.
При выявлении нарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор обязан поставить вопрос о привлечении виновных к административной ответственности.
При отсутствии или недостаточном контроле со стороны должностных лиц контролирующих органов за выполнением предписаний по результатам проверок необходимо ставить вопрос о применении к ним предусмотренных законом мер ответственности. В соответствии со статьей 251 Закона о прокуратуре прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам, но не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Оно также может объявляться руководителям и другим работникам коммерческих организаций. Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Необходимо обеспечивать строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении. К должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, должны применяться предусмотренные законом меры ответственности.
В случае установления в процессе проверки признаков состава уголовного преступления прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В целях предотвращения принятия представительными органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, в соответствии со статьей 9 Закона о прокуратуре прокурор использует предоставленные ему полномочия, принимая участие в правотворческом процессе при разработке законопроектов в составе рабочих групп и при подготовке заключений на законопроекты, в процедурах обсуждений и др.
Результаты прокурорских проверок целесообразно освещать в средствах массовой информации.
В целях усиления межведомственного взаимодействия следует чаще практиковать проведение совместных совещаний руководителей правоохранительных и контролирующих органов, на которых необходимо вырабатывать общие подходы к решению возникающих проблем.
Список нормативных правовых актов
1. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О полиции";
3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018);
5. Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 (ред. от 15.05.2018) "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции";
6. Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 (ред. от 07.12.2016) "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (вместе с "Положением о Государственном антинаркотическом комитете", "Положением об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации");
7. "Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" (заключена в г. Вене 20.12.1988);
8. "Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года" (Заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961);
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 644 (ред. от 26.06.2018) "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (вместе с "Правилами представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ", "Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ");
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 N 1002 (ред. от 22.06.2018) "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации";
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 (ред. от 22.06.2018) "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации";
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2009 N 508 (ред. от 04.06.2018) "Об установлении государственных квот на наркотические средства и психотропные вещества";
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 449 (ред. от 25.05.2018) "О порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов";
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2013 N 896 (ред. от 26.01.2018) "Об особенностях хранения препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, для осуществления лабораторного анализа проб в целях допинг-контроля";
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1148 (ред. от 10.11.2017) "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (вместе с "Правилами хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров");
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 934 (ред. от 12.07.2017) "Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры";
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1085 (ред. от 04.07.2017) "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений");
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 599 (ред. от 27.06.2017) "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации";
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1087 (ред. от 27.06.2017) "Об утверждении Положения об уничтожении растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры"
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 640 (ред. от 27.06.2017) "Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ";
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 558 (ред. от 27.06.2017) "О порядке распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров" (вместе с "Правилами распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров");
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 419 (ред. от 27.06.2017) "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом" (вместе с "Правилами представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", "Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ");
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 147 (ред. от 27.06.2017) "Об организации переработки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (вместе с "Положением об организации переработки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров");
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 892 (ред. от 25.05.2017) "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ";
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.03.2001 N 221 (ред. от 16.03.2017) "Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ";
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2012 N 1020 (ред. от 21.02.2017) "Об утверждении крупного и особо крупного размеров прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации";
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1035 (ред. от 29.12.2016) "О порядке установления требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений";
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 475 (ред. от 10.09.2016) "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством";
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 N 453 (ред. от 22.08.2016) "Об утверждении Положения об использовании наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии";
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2014 N 484 (ред. от 01.04.2016) "Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ";
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 N 412 (ред. от 14.12.2006) "О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ";
32. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.1998 N 591 "Об утверждении Правил провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации";
33. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 N 394 (ред. от 30.07.2014) "Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией";
34. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 840 (ред. от 27.01.2009) "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению государственных наркологических диспансеров необходимым лабораторным оборудованием для обнаружения наркотиков в организме человека";
35. Приказ Минздрава России от 29.01.2016 N 39н (ред. от 22.06.2018) "Об утверждении Порядка прохождения работниками подразделений транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 12.3 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы заключения, выдаваемого по его результатам" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41480);
36. Приказ МВД России от 26.02.2018 N 111 "Об утверждении порядка организации работы в органах внутренних дел Российской Федерации по осуществлению контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также порядка учета, оформления, ведения, хранения, передачи и уничтожения необходимых для этого документов" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2018 N 51136);
37. Приказ Минздрава России от 16.11.2017 N 913 "Об утверждении методических рекомендаций по определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения;
38. Приказ Минздрава России от 10.11.2017 N 908н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти)" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2017 N 49172);
39. Приказ Минздрава России от 01.08.2012 N 54н (ред. от 31.10.2017) "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2012 N 25190);
40. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 562н (ред. от 31.10.2017) "Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2012 N 24438);
41. Приказ Минздрава России от 05.05.2016 N 285н (ред. от 08.09.2017) "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2016 N 43100);
42. Приказ Минздрава России от 28.05.2014 N 245н (ред. от 01.09.2017) "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33448);
43. Приказ МВД России от 02.08.2017 N 593 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений Министерства внутренних дел Российской Федерации на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2017 N 47959);
44. Приказ МВД России от 21.07.2017 N 495 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2017 N 47852);
45. Приказ МВД России от 17.07.2017 N 469 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2017 N 47839);
46. Приказ МВД России от 17.07.2017 N 470 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2017 N 47838);
47. Приказ МВД России от 26.06.2017 N 411 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2017 N 47970);
48. Приказ Минздрава России от 01.12.2016 N 917н "Об утверждении нормативов для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44808);
49. Приказ Минздрава России от 07.09.2016 N 681н "О перечне должностей фармацевтических и медицинских работников в организациях, которым предоставлено право отпуска наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2016 N 43748);
50. Приказ Минздрава России от 30.06.2016 N 441н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2016 N 44430);
51. Приказ Минздрава России от 14.04.2016 N 233н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2016 N 43017);
52. Приказ Минздрава России от 15.01.2016 N 23н "Об утверждении порядка приема неиспользованных наркотических средств от родственников умерших больных" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.03.2016 N 41351);
53. Приказ МВД России N 855, ФСКН России N 370 от 11.09.2012 (ред. от 03.12.2015) "Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2013 N 27616);
54. Приказ Минздрава России от 24.07.2015 N 484н "Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения в аптечных, медицинских, научно-исследовательских, образовательных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2016 N 40565);
55. Приказ Минсельхоза России от 20.05.2015 N 205 "Об утверждении нормативов для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарственных средствах для ветеринарного применения" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2015 N 37676);
56. Приказ Минздрава России от 28.03.2003 N 127 (ред. от 07.05.2015) "Об утверждении Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2003 N 4484);
57. Приказ Минздрава России от 30.09.2013 N 677 "Об утверждении Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года";
58. Приказ Минздрава России от 17.06.2013 N 377 "Об утверждении порядка регистрации, учета и хранения резервного запаса специальных рецептурных бланков на наркотическое средство или психотропное вещество Министерства здравоохранения Российской Федерации и осуществления отпуска специальных рецептурных бланков на наркотическое средство или психотропное вещество из резервного запаса";
59. Приказ Росздравнадзора от 19.03.2012 N 1197-Пр/12 (ред. от 16.08.2012) "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2012 N 24193);
60. Приказ Минпромторга России от 28.07.2010 N 638 "Об утверждении Порядка определения производственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые используют при осуществлении собственного производства прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, внесенные в Таблицу I и Таблицу II Списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2010 N 18170);
61. Приказ Росздравнадзора от 19.03.2010 N 2282-Пр/10 "Об использовании типовой формы акта проверки Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в части соблюдения лицензиатами - юридическими лицами лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";
62. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.03.2010 N 158н "Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16976);
63. Приказ Минсельхоза России от 18.02.2005 N 19 "Об утверждении Порядка выдачи, учета, проведения инъекций наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии" (вместе с "Порядком выдачи, учета, проведения инъекций наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии и уничтожения остатков наркотических средств и психотропных веществ, не пригодных к дальнейшему применению, а также использованной упаковки от них") (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2005 N 6421);
64. Приказ Минздрава России от 23.09.1999 N 350 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которые после изъятия из незаконного оборота и обращения в доход государства могут быть переданы государственным унитарным предприятиям для промышленной переработки или уничтожения путем трансформации и ресинтеза с последующим их использованием в медицинских целях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.1999 N 1932);
65. "Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (утв. МВД России 02.03.2018);
66. Приказ МВД России от 23.04.2016 N 209 (ред. от 15.02.2018) "Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации", Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции";
67. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 1403-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение доступности наркотических средств и психотропных веществ для использования в медицинских целях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации "Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства об обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии их незаконному обороту" (Москва, 2018 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был