Доклад
о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за I квартал 2019 года
(приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июня 2019 г. N 242)
Общие положения
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 1170 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Ростехнадзоре при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за I квартал 2019 года сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации положений:
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 9 сентября 2016 г. N 7);
Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20 января 2017 г. N 1);
приказа Ростехнадзора от 26 декабря 2017 г. N 577 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, является обеспечение безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО), а также защита жизни и здоровья работников таких объектов.
Государственный надзор в угольной промышленности
Надзор в угольной промышленности осуществлялся на 97 угольных шахтах, 279 угольных разрезах и 107 обогатительных фабриках.
К поднадзорным объектам угольной промышленности I класса опасности относятся 97 угольных шахт; II класса опасности - 199 угольных разрезов и 101 объект обогащения угля; III класса опасности - 61 угольный разрез и 6 объектов обогащения угля; IV класса опасности - 19 угольных разрезов.
Анализ аварий по видам и несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам за I квартал 2018 года и I квартал 2019 года представлен в таблице
Вид аварии и несчастных случаев со смертельным исходом |
2018/2019 гг. смертельно травмированных |
|
Взрыв (горение, вспышки) газа и угольной пыли |
- |
- |
Обрушение горной массы, крепи |
1/-/- |
3/-/- |
Транспорт |
2/-/- |
- |
Воздействие машин и механизмов |
-/2/- |
2/1/- |
Падения |
- |
- |
Электроток |
-/1/- |
- |
Внезапный выброс угля, породы, газа |
- |
- |
Разрушение зданий, сооружений, технических устройств |
- |
- |
Затопления горной выработки, прорыв воды |
- |
- |
Отравления, удушье |
- |
- |
Пожар подземный/открытые горные работы/поверхность |
- |
- |
Горный удар |
- |
- |
Другие виды аварий и травм |
- |
- |
Итого |
3/3/- |
5/1/- |
Анализ аварийности, смертельного травматизма и групповых несчастных случаев в угольной промышленности за I квартал 2019 года
Удельный показатель смертельного травматизма на 26 апреля 2019 года (человек на млн. тонн угля) составляет 0,056.
Аварий - 1.
Общее количество смертельно травмированных - 6 человек.
На подземных работах - 5 человека.
На открытых горных работах - 1 человека.
Групповые несчастные случаи - 2 (2 смертельно травмированных);
По травмирующим факторам:
воздействие машин и механизмов - 3 н/случая;
транспорт - 0 н/случая;
обрушение горной массы, крепи - 3 н/случай;
электроток - 0 н/случай;
Основные причины аварий и смертельных несчастных случаев являются:
1) низкая квалификация персонала:
недостатки в организации и проведении подготовки работников;
не проведение обучения и ознакомления с руководством по эксплуатации технических устройств;
привлечение к выполнению работ работника, не состоящего в штате участка и назначение его старшим без оформления соответствующих документов и необученного безопасным приёмам работ;
2) технологическая и трудовая дисциплина:
Неудовлетворительное осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
не осуществление контроль со стороны должностных лиц предприятия за техническим состоянием технических устройств;
невыполнение требований положения о нарядной системе;
3) эксплуатация неисправного оборудования.
Типовые нарушения требований промышленной безопасности
В результате анализа нарушений обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими добычу (переработку) угля (горючих сланцев), выявленных при проведении проверок (мероприятий по контролю), типовыми (массовыми) из них являются:
несоблюдение требований в части организации прохождения инструктажей по промышленной безопасности работниками;
несоблюдения требований документации завода-изготовителя технических устройств при их эксплуатации и обслуживании;
обеспечения неисправными техническими устройствами;
несоблюдения требований проектной документации.
Нормативное правовое регулирование
Учитывая анализ правоприменительной практики, обращения граждан и подконтрольных организаций в 2019 году запланировано внести изменения в шесть нормативных актов.
Проект приказа Ростехнадзора "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом", утверждённые приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2017 г. N 488" (Пункт 3 раздела III Плана нормотворческой) прошёл процедуру оценки регулирующего воздействия, согласование в структурных подразделениях Ростехнадзора и направлен на согласование в МЧС России и Минэнерго России).
Проект приказа Ростехнадзора "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при обогащении и брикетировании углей", утверждённые приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2017 г. N 487" (Пункт 4 раздела III Плана нормотворческой) проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.
Проект приказа Ростехнадзора "О внесении изменений в отдельные федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, устанавливающие требования при добыче угля подземным способом" (Пункт 5 раздела III Плана нормотворческой) прошёл процедуру оценки регулирующего воздействия, согласование в структурных подразделениях Ростехнадзора, МЧС России и направлен на согласование в Минэнерго России.
Цель внесения изменений - адаптация нормативных актов к современным условиям развития угольной промышленности с учётом требований законодательства Российской Федерации.
Государственный надзор в горнорудной и нерудной отрасли
За I квартал 2019 года на поднадзорных объектах горнорудной и нерудной отрасли аварий не произошло, в 2018 году - 2 аварии.
За отчетный период 2019 года произошло 14 случаев со смертельным исходом, за аналогичный период 2018 года зафиксировано 10 случаев смертельного травматизма.
За I квартал 2019 года в горнорудной и нерудной отрасли Ростехнадзором проведено 576 проверок, из них плановых - 66, внеплановых - 158, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 352.
В ходе проверок выявлено 2983 правонарушения. По результатам проверок наложено 359 административных наказания. Административное приостановление деятельности применялось 17 раз, временный запрет деятельности - 10.
На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложено 307 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 20021,3 тыс. рублей.
По результатам проведенного анализа проверок поднадзорных организаций в I квартале 2019 года типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований промышленной безопасности явились:
- нарушения требований по организации и осуществлению производственного контроля, противопожарной защиты и готовности к локализации и ликвидации аварий;
- нарушения, связанные с эксплуатацией шахтных подъемных установок, самоходного и рельсового транспорта;
- нарушения по креплению горных выработок, производству закладочных работ и профилактике горных ударов;
- нарушения, связанные с организацией и осуществлением газового (пылевого) режима и проветривания;
- нарушение порядка эксплуатации горнотранспортных машин и оборудования: эксплуатация техники с истекшим нормативным сроком, отсутствие своевременных экспертных обследований, приемочных испытаний, нарушение порядка продления срока службы технических устройств, не соблюдение требований по применению и ремонту взрывобезопасного оборудования;
- нарушение установленных требований эксплуатации электрооборудования;
- несоблюдение технических решений, установленных проектной документацией.
Ведется постоянная работа по разъяснению вступивших в силу в 2014 году Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2013 г. N 599, зарегистрирован Минюстом России 2 июля 2014 г., рег. N 32935).
Надзор за металлургическими и коксохимическими объектами
В Государственном реестре опасных производственных объектов на 1 апреля 2019 года зарегистрировано 998 поднадзорных организаций. Количество работников в металлургической отрасли составило около 452 тыс. человек.
Показатели аварийности и травматизма со смертельным исходом за период приведены на рисунке 1.
По сравнению с I кварталом 2018 года на металлургических предприятиях и производствах увеличилось количество аварий и случаев смертельного травматизма.
За I квартал 2019 года на поднадзорных объектах металлургической и коксохимической зарегистрировано 2 аварии. За аналогичный период 2018 года аварий не было.
За I квартал 2019 года года произошло 4 несчастных случая со смертельным исходом, в 2018 году 3 смертельных случая. Все зарегистрированные случаи смертельного травматизма произошли на объектах II и III класса опасности.
За I квартал 2019 года на объектах металлургической и коксохимической промышленности Ростехнадзором проведено 293 проверки, из них плановых - 53, внеплановых - 94. Проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 146.
В ходе проверок выявлено 990 правонарушений. По результатам проверок наложено 153 административных наказания, административное приостановление деятельности применялось 7 раз.
На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложено 124 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 10575 тыс. рублей.
Основные нарушения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, ставшие причиной аварий и случаев смертельного травматизма на объектах металлургических производств, связаны с ненадлежащим контролем со стороны руководящих работников за соблюдением требований технологических инструкций, а также формализм руководителей предприятий в части качества проводимых обследований в рамках производственного контроля и выполнению мероприятий по повышению уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов в рамках системы управления промышленной безопасностью.
По результатам проверок поднадзорных опасных производственных объектов выявлены типовые нарушения обязательных требований промышленной безопасности:
эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования;
неудовлетворительная организация и проведение работ;
нарушения режима ведения технологического процесса.
Вышесказанное говорит о том, что при проведении проверочных мероприятий металлургических объектов полномочия, определенные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях инспекторским составом, применяются в необходимом объеме.
Наибольшее количество обращений в Ростехнадзор юридических лиц рассмотрено по информационным системам общего пользования:
по вопросу, относящемуся к проектированию зданий и сооружений на опасных производственных объектах металлургической промышленности;
по вопросу идентификации опасных производственных объектов с целью регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов;
о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности на объектах металлургической и коксохимической промышленности.
В настоящее время разрабатываются нормативные документы по формированию изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов" и по разработке проекта Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности".
Надзор за обращением взрывчатых материалов промышленного назначения
В 1 квартале 2019 года на объектах обращения взрывчатых материалов промышленного назначения Ростехнадзором проведено 238 проверок соблюдения обязательных требований (40 плановых, 84 внеплановых, проведенных в режиме постоянного надзора - 114).
В ходе проведенных проверок выявлено 484 нарушения, наложено 92 административных наказания. Временный запрет деятельности - 1, административное приостановление в связи с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности, предусмотренное ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) - 1. Вынесено 4 предупреждения о недопустимости нарушений обязательных требований. Административное приостановление деятельности применялось в 3 случаях. На нарушителей обязательных требований наложено 85 административных штрафов, общая сумма которых составила 7459 тыс. рублей. Обжалование административных наказаний не проводилось.
Типовыми нарушениями обязательных требований промышленной безопасности являются:
- производство взрывных работ с нарушением проектной документации (паспорта, проекты);
- нарушение установленных требований к хранению хранения взрывчатых материалов;
- допуск к взрывным работам лиц, не имеющих права обращения со взрывчатыми материалами;
- допуск в запретную зону лиц, не связанных с взрывными работами.
Необходимо отметить, что выявленные нарушения требований промышленной безопасности привели в I квартале 2019 года к авариям и смертельному травматизму.
Отсутствие у организаций, осуществляющих деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, квалифицированного персонала (руководителей и исполнителей взрывных работ) является типовым нарушением при проведении проверок соблюдения лицензиатами (соискателями лицензий) лицензионных требований и условий.
Продолжают поступать запросы от организаций, осуществляющих разработку полезных ископаемых открытым способом с применением взрывных работ о необходимости получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. N 492, лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению.
Ведение горных работ с использованием взрывчатых материалов входит в Перечень выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, в том числе при проведении взрывных работ подрядным способом сторонними организациями (пункт 9 Перечня).
Также массово поступают запросы от специализированных организаций о порядке проведения прострелочно-взрывных работ подрядным (субподрядным способом) на объектах заказчика.
Ряд организаций (специализированные организации, выполняющие прострелочно-взрывные работы, взрывные работы на объектах горных работ по договорам подряда с заказчиком), применяют на ОПО заказчика технические устройства (прострелочно-взрывная аппаратура, смесительно-зарядные машины, передвижные склады ВМ и т.п.), которые подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В настоящее время сервисные организации не могут стать заказчиками экспертизы на применяемые ими технические устройства и, следовательно, не смогут их применять на ОПО заказчика, что может привести к сбоям в работе важнейших отраслях промышленности.
Требуется внесение изменений в нормативные документы, устанавливающие порядок регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре. Так, предлагается определить, что при производстве специальных взрывных работ разового характера (взрывные работы при строительстве или демонтаже зданий и сооружений, дробление фундаментов, уничтожение взрывоопасных устройств, взрывание льда, борьба с лесными пожарами и т.п.) регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре по признаку использования взрывчатых материалов промышленного назначения не требуется, а подрядные организации, выполняющие взрывные работы по договорам подряда на объектах заказчика, а так же иные организации, которые не имеют права собственности, аренды или иного законного основания на объект регистрацию опасных производственных объектов не осуществляют.
Маркшейдерский контроль и надзор за безопасным недропользованием
В осуществления полномочий по маркшейдерскому контролю и надзору за безопасным недропользованием, территориальными органами Ростехнадзора в I квартале 2019 года проведена 221 проверка, в ходе которых было выявлено 822 нарушения установленных требований. По результатам проверок наложено 123 административных наказания. Сумма наложенных административных штрафов составила 5407 тыс. рублей.
К числу характерных нарушений, выявленных в ходе контрольной и надзорной деятельности, можно отнести:
- нарушение условий согласования планов и схем развития горных работ;
- несоблюдение установленных требований при подготовке проектов горных отводов;
- несоблюдение требований по аттестации специалистов, осуществляющих маркшейдерские работы;
- несоблюдение проектной документации на производство маркшейдерских работ.
Ростехнадзором ведется работа по разъяснению вступивших в силу в 2018 году Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточнённые границы горного отвода, утверждённых приказом Ростехнадзора от 1 ноября 2017 г. N 461, и Требований к планам и схемам развития горных работ в части подготовки, содержания и оформления графической части и пояснительной записки с табличными материалами по видам полезных ископаемых, графику рассмотрения планов и схем развития горных работ, решению о согласовании либо отказе в согласовании планов и схем развития горных работ, форме заявления пользователя недр о согласовании планов и схем развития горных работ, утверждённых приказом Ростехнадзора от 29 сентября 2017 г. N 401.
В настоящее время проходят соответствующие согласования и экспертизы проекты Административных регламентов Ростехнадзора по предоставлению государственных услуг по согласованию планов и схем развития горных работ и оформлению горноотводной документации.
В отчетном периоде, поступившие в Ростехнадзор обращения по вопросам маркшейдерского контроля связаны с проектной документацией на производство маркшейдерских работ, соблюдением лицензионных требований и условий при производстве маркшейдерских работ, переоформлением горноотводной документации.
Федеральный государственный надзор на объектах нефтегазодобывающей промышленности
Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 7892 ОПО нефтегазодобычи, в том числе:
507 ОПО I класса опасности;
1056 ОПО II класса опасности;
4334 ОПО III класса опасности;
1995 ОПО IV класса опасности.
За I квартал 2019 года на объектах нефтегазодобывающей промышленности произошло 3 аварии, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года количество аварий уменьшилось на 2.
Две аварии произошли на опасных производственных объектах средней опасности - III класс (67 %) и одна авария на опасных производственных объектах чрезвычайно высокой опасности - I класс (33 %).
Экономический ущерб от аварий, происшедших за 3 месяца 2019 года, составил 152 317 тыс. рублей (за 3 месяца 2018 года ущерб - 3 396 тыс. рублей).
За I квартал 2019 года на объектах нефтегазодобычи в результате несчастных случаев погибло 2 человека (в 1 квартале 2018 года погибло 5 человек).
В 2019 году I квартал произошло два групповых несчастных случая, за аналогичный период 2018 года 1 несчастный случай.
Распределение по видам аварий на опасных производственных объектах нефтегазодобывающей промышленности
Виды аварий |
Число аварий |
||||
за 3 мес. 2018 года |
за 3 мес. 2019 года |
+/- |
|||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
|
Открытые фонтаны и выбросы |
2 |
40 |
0 |
0 |
-2 |
Взрывы и пожары на объектах |
0 |
0 |
2 |
67 |
+2 |
Падение буровых (эксплуатационных) вышек, разрушение их частей |
1 |
20 |
0 |
0 |
-1 |
Прочие факторы (разрушение технических устройств, разливы нефтесодержащей жидкости) |
2 |
40 |
1 |
33 |
-1 |
Всего |
5 |
100 |
3 |
100 |
-2 |
За I квартал 2019 года 67 % от общего числа произошедших аварий связаны с взрывами и пожарами на объектах нефтегазодобычи, доля которых по сравнению с 2018 годом увеличилась в 2 раза.
Количество аварий, связанных с открытыми фонтанами и выбросами из нефтяных и газовых скважин, по сравнению с 2018 годом уменьшилось в 2 раза и составило 0 %.
Количество аварий, связанных с падением буровых (эксплуатационных) вышек, разрушение их частей за 3 месяца 2019 года по сравнению с 2018 годом уменьшилось на одну аварию и составило (0 %).
За I квартал 2019 года произошло снижение на одну аварию, связанную с разливами нефтесодержащей жидкости и составило 1 аварию (33 %).
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на опасных производственных объектах по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
|
Количество несчастных случаев со смертельным исходом |
||||
за 3 мес. 2018 года |
за 3 мес. 2019 года |
+/- |
|||
Количество |
% |
Количество |
% |
||
Термическое воздействие |
1 |
20 |
0 |
0 |
-1 |
Падение с высоты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Токсичные вещества |
1 |
20 |
1 |
33,3 |
0 |
Недостаток кислорода |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Взрывная волна |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Разрушенные технические устройства |
3 |
60 |
1 |
33,3 |
-2 |
Поражение электрическим током |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочие |
0 |
0 |
1 |
33,3 |
+1 |
Всего |
5 |
100 |
3 |
100 |
-2 |
За I квартал 2019 года аварии произошли на объектах нефтегазодобывающей промышленности, поднадзорных Северо-Уральскому управлению Ростехнадзора (две аварии), Приволжскому управлению Ростехнадзора (одна авария).
Групповой несчастный случай со смертельным исходом произошел на опасном производственном объекте, поднадзорном Кавказскому управлению Ростехнадзора.
Анализ результатов технических расследований аварий показывает, что основными причинами возникновения аварий явились ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства работ.
Аварии, причиной которой явились ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства работ, произошли в компаниях: ООО "РН-Юганскнефтегаз", ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина, ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз".
Территориальными органами Ростехнадзора за I квартал 2019 года проведено 731 проверка в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов нефтегазодобывающего комплекса, из них плановые - 31, внеплановые - 482, проведенные в режиме постоянного государственного надзора - 218.
В результате проведенных проверок выявлено 1914 нарушений требований промышленной безопасности.
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проведенной проверки, составило 251. Общая сумма административных штрафов составила 18,1 млн рублей, в том числе на юридических лиц - 15,0 млн рублей, на должностных лиц - 3,1 млн рублей.
За отчетный период административное наказание в виде административной приостановке деятельности не применялось.
Объекты нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объекты нефтепродуктообеспечения
Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 4066 ОПО нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств и объектов нефтепродуктообеспечения, в том числе:
291 ОПО I класса опасности;
416 ОПО II класса опасности;
3244 ОПО III класса опасности;
115 ОПО IV класса опасности.
За I квартал 2019 года на ОПО произошло 6 аварий, что на 4 аварии больше, чем за тот же период 2018 года.
Большинство аварий за I квартал 2019 года произошло на ОПО I класса опасности (четыре аварии), остальные аварии (две аварии) произошли на II (одна авария) и III (одна авария) классам опасности.
Общий предварительный ущерб от аварий за I квартал 2019 года составил 51395,1 тыс. рублей.
За I квартал 2019 года аварии были допущены на опасных производственных объектах, поднадзорных Кавказскому (одна авария), Западно-Уральскому (одна авария), Енисейскому (одна авария) Дальневосточному (одна авария), Средне-Поволжскому (одна авария) и Межрегиональному техническому (одна авария) управлениям Ростехнадзора.
За I квартал 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018 года травмированных и погибших в результате аварий не зафиксировано не было.
Анализ предварительных результатов технических причин аварий показывает, что основными причинами явились:
в четырех случаях (67%) внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств (ПАО "АНК "Башнефть", АО "Ангарская нефтехимическая компания", ООО "РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод", АО "Новокуйбышевский перерабатывающий завод");
в двух случаях (33%) ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства опасных видов работ, организации работ по обслуживанию оборудования (ООО "ШИГЛ", АО "Таймырская топливная компания").
За аналогичный период 2018 года внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств, явились причинами одной аварии, что составило (50%) от всех происшедших аварий, и одной аварии (50%), произошедшей по причине, связанной с человеческим фактором, что указывает на низкий уровень производственной дисциплины при организации и проведении работ повышенной опасности.
В качестве профилактических мероприятий, направленных на снижение аварийности и смертельного травматизма, в 2018 году разработаны и утверждены приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2018 г. N 588 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности объектов сжиженного природного газа", устанавливающие обязательные требования безопасности к подготовке и проведению указанных видов работ.
Ростехнадзор размещает информацию об авариях, происшедших на опасных производственных объектах, на официальном сайте в подразделе "Уроки, извлеченные из аварий".
В I квартале 2019 года территориальными органами Ростехнадзора в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, проведено 697 проверок соблюдения требований промышленной безопасности, тогда как за аналогичный период 2018 года проведено 764 проверки.
За I квартал 2019 года отмечается увеличение количества (на 16%) внеплановых проверок (3 месяца 2018 года - 318, 3 месяца 2019 - 267).
Увеличилось (33%) количество плановых проверок (I квартал 2018 года - 78, 3 месяца 2019 года - 104).
Количество выявленных нарушений требований промышленной безопасности по итогам проверок снизилось на 3 % (I квартал 2018 года - 4144, I квартал 2019 года - 4054), при этом увеличилось на 87 % количество выявленных нарушений при плановых проверках (I квартал 2018 года - 883, I квартал 2019 года - 1656), вместе с тем при внеплановых проверках произошло снижение на 36 % (I квартал 2018 года - 2292, I квартал 2019 года - 1471).
Количество административных наказаний за I квартал 2019 года составило 390, из них: административных штрафов - 350, предупреждения - 32, временный запрет производственной деятельности - 1, административное приостановление деятельности применялось в 8 случаях.
Общая сумма наложенных административных штрафов за I квартал 2019 года составила - 45135 тыс. руб. (I квартал 2018 года - 37635 тыс. руб.), в том числе наложенных на юридических лиц - 39353 тыс. руб. (I квартал 2018 года - 30770 тыс. рублей) на должностных лиц - 5180,3 тыс. руб. (I квартал 2018 года - 6462 тыс. рублей), на граждан - 2 тыс. руб.
Объекты магистрального трубопроводного транспорта и подземного хранения газа
Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществлялся в отношении 4170 ОПО магистрального трубопроводного транспорта, в том числе:
650 ОПО I класса опасности;
3208 ОПО II класса опасности;
272 ОПО III класса опасности;
40 ОПО IV класса опасности.
За I квартал 2019 года на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта произошло 3 аварии на объектах I класса опасности, что соответствует аналогичному периоду 2018 года.
Распределение аварий по отраслям промышленности на опасных производственных объектах
Отрасли промышленности |
2018 г. |
2019 г. |
Газопроводы |
2 |
2 |
Нефтепроводы |
1 |
0 |
Нефтепродуктопроводы |
0 |
1 |
Аммиакопроводы |
- |
- |
ПХГ |
- |
- |
Всего |
3 |
3 |
За I квартал 2019 года количество аварий на ОПО магистрального трубопроводного транспорта на газопроводах осталось неизменным, количество аварий на нефтепродуктопроводах увеличилось на одну аварию и на нефтепроводах уменьшилось на одну аварию.
Распределение смертельного травматизма по отраслям промышленности на опасных производственных объектах
Отрасли промышленности |
за 3 мес. 2018 года |
за 3 мес. 2019 года |
Газопроводы |
- |
2 |
Нефтепроводы |
|
- |
Нефтепродуктопроводы |
- |
- |
Аммиакопроводы |
- |
- |
ПХГ |
- |
- |
Всего |
0 |
2 |
За I квартал 2019 года на ОПО магистрального трубопроводного транспорта увеличилось вдвое количество случаев смертельного травматизма по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составило 2 случая.
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам
Травмирующие факторы |
Число несчастных случаев со смертельным исходом |
||||
за 3 мес. 2018 года |
за 3 мес. 2019 года |
+/- |
|||
|
% |
|
% |
||
Термическое воздействие |
- |
- |
- |
- |
- |
Высота |
- |
- |
- |
- |
- |
Токсичные вещества |
- |
- |
- |
- |
- |
Недостаток кислорода |
- |
- |
- |
- |
- |
Взрывная волна |
- |
- |
- |
- |
- |
Разрушенные технические устройства |
1 |
100 |
2 |
100 |
+1 |
Поражение электрическим током |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего |
1 |
100 |
2 |
100 |
+1 |
Аварии были допущены на опасных производственных объектах, поднадзорных Северо-Уральскому (две смерти) управлению Ростехнадзора.
Анализ предварительных результатов технических причин аварий показывает, что основными причинами во всех случаях (100 %) явились внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств.
Распределение аварий по видам аварий на опасных производственных объектах
Вид аварии |
Число аварий |
||
за 3 мес. 2018 года |
за 3 мес. 2019 года |
+/- |
|
Повреждения при проведении работ в охранной зоне |
- |
- |
- |
Повреждения в результате природных явлений |
- |
- |
- |
Брак при строительстве |
- |
- |
- |
Неисправность и износ оборудования |
3 |
3 |
0 |
Конструктивные недостатки |
- |
- |
- |
Разлив (несанкционированная врезка) |
- |
- |
- |
Ошибки персонала |
- |
- |
- |
Всего |
3 |
3 |
0 |
Аварии, причиной которых явились внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств, произошли в ООО "Газпром переработка", ООО "Газпром трансгаз Москва" и ООО "Газпром трансгаз Югорс".
В качестве профилактических мероприятий, направленных на снижение аварийности и смертельного травматизма, в 2018 году разработано и утверждено приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2018 г. N 647 Руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа", а так же приказом Ростехнадзора от 2 августа 2018 г. N 330 утверждено Руководство по безопасности "Техническое диагностирование трубопроводов линейной части и технологических трубопроводов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" устанавливающие обязательные требования безопасности к подготовке и проведению указанных видов работ.
Информация об авариях, произошедших на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта, размещена на официальном сайте Ростехнадзора http://www.gosnadzor.ru в подразделе "Уроки, извлеченные из аварий" раздела "Надзор за объектами нефтегазового комплекса".
Территориальными органами Ростехнадзора за I квартал 2019 года проведено 1048 проверок объектов магистрального трубопроводного транспорта из них плановые - 16, внеплановые - 182, проведенные в режиме постоянного государственного надзора - 850.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлено и предписано к устранению 1965 нарушения требований промышленной безопасности.
В рамках осуществления режима постоянного государственного контроля (надзора) на объектах магистрального трубопроводного транспорта проведено 850 мероприятий по контролю.
В результате проведенных проверок выявлено 1398 нарушений требований промышленной безопасности.
Наложено 372 административных наказаний, из них: наложения административного штрафа - 365, предупреждений - 6, приостановка деятельности применялась в 1 случае.
Общая сумма наложенных административных штрафов составляет 10843,3 тыс. рублей, из них на должностных лиц - 1921,3 тыс. рублей и 8870 тыс. рублей на юридических лиц, на граждан - 52 тыс. рублей.
Объекты газораспределения и газопотребления
Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 61113 ОПО газораспределения и газопотребления, в том числе:
3 ОПО I класса опасности;
1017 ОПО II класса опасности;
58131 ОПО III класса опасности;
1962 ОПО IV класса опасности.
В системе газораспределения и газопотребления газопроводы протяженностью 921124 км снабжают газом 19054 поднадзорных промышленных предприятий, 488 тепловых электрических станций, 58969 газовых отопительных и производственных котельных.
За I квартал 2019 года на объектах газораспределения и газопотребления произошло 3 аварий, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года количество аварий уменьшилось на 3 (50%).
Экономический ущерб от аварий, происшедших за I квартал 2019 года составил 1039,06 тыс. рублей (за I квартал 2018 года ущерб составил 324 тыс. рублей).
За I квартал 2019 года случаев травматизма, в том числе смертельного травматизма не зарегистрировано, как и за аналогичный период 2018 года.
Распределение по видам аварий на опасных производственных объектах
Виды аварий |
Число аварий |
||||
за 3 мес. 2018 года |
за 3 мес. 2019 года |
+/- |
|||
|
% |
|
% |
||
Механические повреждения подземных газопроводов |
1 |
17 |
2 |
66,6 |
+1 |
Мех. повреждения газопроводов автотранспортом |
1 |
17 |
- |
- |
-1 |
Повреждения в результате природных явлений |
- |
- |
- |
- |
0 |
Коррозионные повреждения наружных газопроводов |
1 |
17 |
- |
- |
-1 |
Разрывы сварных стыков |
- |
- |
- |
- |
0 |
Утечка газа, выход из строя оборудования в ГРП (ШРП), газопотребляющего оборудования |
- |
- |
- |
- |
0 |
Взрывы при розжиге газоиспользующих установок и неисправность оборудования котла |
2 |
32 |
- |
- |
-2 |
Неисправность оборудования СУГ |
- |
- |
- |
- |
- |
Иные |
1 |
17 |
1 |
33 |
0 |
Всего |
6 |
100 |
3 |
100 |
-3 |
Из общего количества аварий за I квартал 2019 года две аварии связаны с механическим повреждением подземных газопроводов, доля которых по сравнению с тем же периодом 2018 года увеличилось на 50 %. За I квартал 2019 года не было зафиксировано аварий связанных с мех. повреждением газопроводов автотранспортом, что в сравнении с аналогичным периодом 2018 года указывает на уменьшение количества аварий. Так же за I квартал 2019 года не были зафиксированы аварии, связанные с коррозионные повреждения наружных газопроводов и взрывы при розжиге газоиспользующих установок и неисправность оборудования котла, что так же указывает на уменьшение количества аварий до 0. За I квартал 2019 года иные причины аварий в сравнении с аналогичным периодом 2018 года осталось неизменным.
За I квартал 2019 года количество несчастных случаев на ОПО газораспределения и газопотребления не зарегистрировано, аналогично за тот же период 2018 года.
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам на опасных производственных объектах
Травмирующие факторы |
Число несчастных случаев со смертельным исходом |
||||
за 3 мес. 2018 года |
за 3 мес. 2019 года |
+/- |
|||
|
% |
|
% |
||
Отравления продуктами неполного сгорания газа |
- |
- |
- |
- |
- |
В результате взрыва газовоздушной смеси |
- |
- |
- |
- |
- |
Термическое воздействие |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего |
0 |
100 |
0 |
100 |
0 |
Аварии произошли на объектах газораспределения и газопотребления, поднадзорных Кавказскому управлению Ростехнадзора (одна авария), Северо-Западному управления Ростехнадзора (одна авария) и Приволжскому управлению Ростехнадзора (одна авария).
Анализ результатов технических расследований аварий показывает, что основными причинами возникновения аварий явились: в 3 случаях (100 %) внешние опасные факторы, связанные с механическим повреждением газопроводов вследствие воздействия посторонних лиц и организаций (100 %).
Аварии, причиной которых явились механические повреждения газопроводов вследствие нарушения Правил охраны газораспределительных сетей и наезда автотранспорта, произошли на объектах газораспределения и газопотребления, эксплуатируемых АО "Газпром газораспределение Нальчик", (одна авария); АО "Газпром газораспределение Вологда" (одна авария).
Аварии по иным причинам произошли на объектах газораспределения и газопотребления, эксплуатируемых ООО "Марийская Теплосетевая Компания" (одна авария).
Информация об авариях, происшедших на опасных производственных объектах, размещена на официальном сайте Ростехнадзора в подразделе "Уроки, извлеченные из аварий" раздела "Надзор за объектами нефтегазового комплекса".
Территориальными органами Ростехнадзора за I квартал 2019 года проведено 4258 проверок соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (в 2018 году - 4264). Выявлено 11648 нарушений норм и правил (в 2018 году - 9104). По результатам проверок общее количество административных наказаний составило 1552 из них: 2-е дисквалификации, 43 приостановки деятельности, 248 предупреждений и 1259 административных штрафов в отношении 44-х граждан, 14-ти индивидуальных предпринимателей, 432-х юридических лиц и 769-ти должностных лиц. Общая сумма административных штрафов составила 118424.6 тыс. рублей из них на граждан приходится 48,1 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей - 2334 тыс. рублей, на юридических лиц - 98297,4 тыс. рублей и на должностных лиц - 17745, 1 тыс. рублей.
При осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения и оборудование, работающее под избыточным давлением; государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011); "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (ТР ТС 032/2013); за опасными объектами, на которых используются лифты, подъемные платформы для инвалидов применяются следующие основные нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2018 г. N 1023 "О внесении изменения в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений";
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденные приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. N 116 (далее - ФНП ОРПД);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. N 533 (далее - ФНП по ПС);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог", утвержденные приказом Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. N 563;
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах", утвержденные приказом Ростехнадзора от 13 января 2014 года N 9;
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров", утвержденные приказом Ростехнадзора от 6 февраля 2014 года N 42;
Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 (редакция от 22 декабря 2018 г.);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах", утвержденные приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2016 г. N 490.
Нормативные правовые акты, устанавливающие требования к эксплуатации оборудования, разработаны Ростехнадзором во исполнение распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 2 августа 2011 г. N 1371-р "Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором" в целях реализации мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором.
К типовым нарушениям, выявленным при осуществлении контрольной надзорной деятельности, относятся:
эксплуатация оборудования за пределами расчетного срока службы, установленного изготовителем, без проведения экспертизы промышленной безопасности;
эксплуатация опасных производственных объектов без получения (переоформления) соответствующей лицензии;
невыполнение требований статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" по ведению учета и анализа причин инцидентов при эксплуатации опасного производственного объекта с принятием мер по недопущению их в дальнейшем;
не предоставление информации о технических устройствах, применяемых на ОПО, в составе сведений, характеризующих объект, при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и в процессе эксплуатации;
ввод в эксплуатацию оборудования с нарушением требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также оборудования, не соответствующего требованиям технических регламентов и статье 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
допуск к работе неквалифицированного персонала, не прошедшего обучение и стажировку, назначение ответственных лиц, не прошедших аттестацию;
применение на ОПО технических устройств, не оборудованных автоматикой безопасности, предохранительными устройствами и технологическими защитами;
отсутствие у эксплуатирующей организации документов, подтверждающих наличие ОПО на праве собственности, праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо других законных основаниях (договор аренды и т.д.);
выполнение ремонта технических устройств с применением комплектующих, не прошедших подтверждение соответствия и не соответствующих установленным паспортным характеристикам технического устройства;
необоснованное снижение рабочего давления сосудов (СУГ) в целях снижения класса опасности опасного производственного объекта;
работа технических устройств с выявленными в процессе эксплуатации дефектами (трещинами, деформациями, недопустимым износом (утонением) толщин стенок элементов оборудования, в том числе по причине коррозионного износа и др.), не принятие своевременных мер по устранению выявленных дефектов;
нарушение сроков (периодичности) проведения технических освидетельствований, технического диагностирования оборудования;
не осуществление при эксплуатации ОПО, в состав которых входят подъемные сооружения и оборудование, работающее под избыточным давлением, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
нарушение требований законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
несоблюдение обязательных требований безопасности, установленных техническим регламентом, руководством по эксплуатации изготовителя при эксплуатации лифтов, платформ подъемных, в том числе: отсутствие подтверждения проведения оценки соответствия (периодического технического освидетельствования);
несоблюдение требований к квалификации персонала, осуществляющего работы по использованию и содержанию опасных объектов;
эксплуатация лифтов, отработавших назначенный срок службы, без проведения обследования с целью определения условий возможного продления использования лифта;
эксплуатация ОПО при отсутствии паспорта опасного объекта и руководства по эксплуатации изготовителя;
отсутствие связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне;
отсутствие средств по обеспечению электробезопасности пользователей, персонала.
В целях недопущения и профилактики нарушений обязательных требований Ростехнадзором на постоянной основе ведется разъяснительная работа и оказывается методологическая помощь территориальным органам Ростехнадзора при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
В рамках выполнения профилактических мероприятий в отношении включенных в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей центральным аппаратом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2019 год поднадзорных организаций Ростехнадзором проведен семинар-совещание с ПАО "Фортум" по вопросам разъяснения требований промышленной безопасности в целях недопущения и профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении эксплуатации ОПО.
19 января 2019 года по председательством заместителя руководителя статс-секретаря Рыбаса А.Л. проведён вебинар с территориальными органами Ростехнадзора по вопросам ввода в эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением в составе тепловых сетей
В I квартале 2019 г. в адрес территориальных органов Ростехнадзора направлено:
1 информационное письмо по результатам анализа материалов проверок организаций эксплуатирующих башенные краны;
1 информационное письмо по порядку представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений;
2 информационных письма по вопросам ввода в эксплуатацию объектов котлонадзора и эксплуатации трубопроводов тепловых сетей;
2 информационных письма по вопросам соблюдения законодательства в области технического регулирования и выявленных нарушениях при проведении работ по подтверждению соответствия (сертификации) оборудования требованиям ТР ТС 032/2013.
Подготовлено и направлено информационное письмо в адрес организаций, эксплуатирующих криогенные газификаторы производства НТК "Криогенная техника". По согласованию с генеральной прокуратурой инициирована внеплановая проверка в отношении данной организации на предмет соблюдения требований законодательства в области технического регулирования.
На официальном сайте Ростехнадзора по адресу: http://www.gosnadzor.ru/ndustrial/equipment/faq размещены ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с соблюдением обязательных требований и отдельно по адресу: http://www.gosnadzor.ru/industrial/equipment/resolution%20743/voprosy-otv ety-razyasneniya/ размещены ответы на вопросы связанные с разъяснениями соблюдения постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743.
Также на сайте Ростехнадзора размещается актуализированная информация (с ежемесячным обновлением) о выданных (присвоенных) шифрах клейм организациям для клеймения баллонов по результатам технического освидетельствования и перечень уполномоченных специализированных организаций для проведения технических освидетельствований оборудования, работающего под избыточным давлением.
Федеральный государственный надзор за объектами химического комплекса и объектами (участками) транспортирования опасных веществ
В I квартале 2019 года количество поднадзорных организаций, эксплуатирующих ОПО химического комплекса и транспортирования опасных веществ составило - более чем 3300 и 2200 соответственно.
За I квартал 2019 года аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на ОПО химического комплекса и транспортирования опасных веществ не зарегистрировано.
В I квартале 2019 года территориальными управлениями Ростехнадзора проведено общее количество проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО химического комплекса и транспортирования опасных веществ - 788 и 162 соответственно.
В ходе проверок было выявлено общее количество правонарушений на ОПО химического комплекса и транспортирования опасных веществ - 2683 и 525 соответственно, в т. ч. нарушений обязательных требований промышленной безопасности - 2067 и 454 соответственно.
Характерными типовыми нарушениями требований промышленной безопасности за отчетный период явились:
эксплуатация ОПО без разработанного комплекса компенсационных мер дальнейшей безопасной эксплуатации;
нарушение норм и правил в области промышленной безопасности на химически опасном производственном объекте при эксплуатации технологического оборудования (в том числе динамического и технологических трубопроводов), средств управления, контроля и противоаварийной защиты, и автоматики (при ведении взрывоопасных и химически опасных технологических процессов, при обеспечении электробезопасности).
По результатам проверок, проведенных территориальными управлениями в I квартале 2019 года, наложено общее количество административных наказаний в отношении ОПО химического комплекса и транспортирования опасных веществ - 330 и 72 соответственно, в т. ч. применено 7 административных приостановлений деятельности в отношении ОПО химического комплекса, на объектах транспортирования опасных веществ административного приостановления деятельности не применялось.
Общая сумма наложенных административных штрафов в I квартале 2019 года в отношении ОПО химического комплекса и транспортирования опасных веществ составила - 30364 тыс. руб. и 3137,2 тыс. руб. соответственно, общая сумма взысканных административных штрафов - 13664 тыс. руб. и 455,8 тыс. руб. соответственно.
Ростехнадзор осуществляет профилактические мероприятия, в том числе проводит разъяснительную работу с поднадзорными организациями, эксплуатирующими ОПО химического комплекса и транспортирования опасных веществ по вопросам реализации положений федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и руководств по безопасности. Тематика обращений касалась вопросов:
идентификации и изменения названия ОПО на иное, а также применения технических устройств на объекте;
необходимости получения разрешений Ростехнадзора на применение трубопроводной арматуры на ОПО;
экспертизы промышленной безопасности технических устройств;
применения требований федеральных норм и правил, нормативной документации по использованию и хранению кислот;
консервации опасных производственных объектов;
применения дополнительных способов перегрузки грузов с изменением проектной документации;
ответственности за обеспечение промышленной безопасности на ОПО.
В соответствии с требованиями статей 9 и 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к числу обязанностей организации, эксплуатирующей ОПО, отнесено:
заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
приостановление эксплуатации ОПО самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на ОПО, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществление мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, оказание содействия государственным органам в расследовании причин аварии;
принятие мер по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на ОПО.
По каждому факту возникновения аварии на ОПО проводится техническое расследование ее причин, при этом финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей ОПО, на котором произошла авария.
В том числе, в результате технического расследования причин конкретной аварии, устанавливаются ответственные (причастные должностные) лица.
Тем самым, вопросы обеспечения и соблюдения требований промышленной безопасности находятся в сфере ответственности и исполнения эксплуатирующей ОПО организации.
Следует также отметить, что согласно приложению 6 Правил безопасности аммиачных холодильных установок (ПБ 09-595-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 79, в паспорте аммиачной установки приводятся сведения о назначении лиц, ответственных за контроль технического состояния и безопасную эксплуатацию аммиачных холодильных установок, за соблюдение обязательных требований соответствующих норм и правил; за исправное состояние, проектное и безопасное функционирование оборудования, трубопроводов, арматуры, КИПиА, других устройств холодильной установки.
В то же время, согласно пунктам 200 и 203 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. N 116, в период наладочных работ на оборудовании под давлением ответственность за безопасность его обслуживания должна быть определена программой наладочных работ.
Окончание комплексного опробования оформляют актом, фиксирующим сдачу оборудования под давлением в эксплуатацию. С актом должны быть представлены технический отчет о наладочных работах с таблицами и инструкциями, режимными картами, графиками и другими материалами, отражающими установленные и фактически полученные данные по настройке и регулировке устройств, описания и чертежи всех изменений (схемных, конструктивных), которые были внесены на стадии наладки.
При этом распределение ответственности, рисков, правил приемки выполненных работ оговаривается в соответствующих договорных документах, регулируется гражданским законодательством, при безусловной, за состояние безопасности объекта в целом, ответственности организации-правообладателя лицензии Ростехнадзора (или иных правоустанавливающих документов).
Федеральный государственный надзор за объектами предприятий оборонно-промышленного комплекса
Общее количество поднадзорных ОПО - 980, которые эксплуатируются 440 организациями оборонно-промышленного комплекса, при этом объектов, на которых обращаются взрывчатые вещества и изделия их содержащие - 434, в том числе:
объекты I класса опасности - 45;
объекты II класса опасности - 49;
остальные объекты отнесены к III классу опасности - 340.
В отчетном периоде аварий и несчастных случаев на объектах предприятий оборонно-промышленного комплекса не зафиксировано.
В I квартале 2019 года территориальными управлениями Ростехнадзора в отношении юридических лиц проведено 237 проверок, в ходе которых было выявлено 268 правонарушений, в т.ч. 233 нарушения требований промышленной безопасности.
По результатам проведенных территориальными управлениями проверок в I квартале 2019 года было наложено 33 административных наказания, административное приостановление деятельности не применялось.
За I квартал 2019 года общая сумма взысканных административных штрафов в отношении объектов оборонно-промышленного комплекса составила 925 тыс. руб.
В результате анализа за I квартал 2019 года к характерным нарушениям требований промышленной безопасности на объектах оборонно-промышленного комплекса относятся:
эксплуатация зданий, сооружений и технических устройств осуществляется с истекшим установленным сроком эксплуатации и (или) с нарушением нормативных требований;
нарушения требований безопасности при эксплуатации электрооборудования, установленного во взрывоопасных зонах;
необеспечение готовности предприятий к действиям по локализации и ликвидации аварий;
отдельные руководители и специалисты, эксплуатирующие объекты, не прошли аттестацию в области промышленной безопасности, недостаточная профессиональная подготовка обслуживающего сооружения и технические устройства персонала.
Также в течение I квартала 2019 года центральным аппаратом Ростехнадзора осуществлялся контроль выполнения ранее выданных предписаний в отношении таких предприятий, как: ОАО "БХЗ им. 50-летия СССР", Брянская область, ФГУП "Завод синтетических волокон "Эластик", Рязанская область (Приокское управление Ростехнадзора); ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод" (Приволжское управление Ростехнадзора); АО "Соликамский завод "Урал", ФКП "Пермский пороховой завод" (Западно-Уральское управление Ростехнадзора) АО "Конструкторское бюро химавтоматики" (г. Воронеж).
В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации продолжались проверки объектов предприятий промышленности спецхимии, о результатах которых в январе и марте 2019 года подготовлены доклады в Правительство Российской Федерации.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в Минпромторг России представлены предложения в план мероприятий по обеспечению систематического контроля за соблюдением правил промышленной и пожарной безопасности, и материалы о ходе его исполнения для доклада в Правительство Российской Федерации.
В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации Ростехнадзором в адрес Минпромторга России направлены предложения, касающиеся установления запретных зон и запретных районов в отношении организаций, производящих, испытывающих и хранящих пороха, взрывчатые вещества, пиротехнические составы и изделия военной техники на их основе на территории Российской Федерации.
В соответствии с поручением коллегии Ростехнадзора осуществляется разработка проекта федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования безопасности к процессам уничтожения боеприпасов в промышленных условиях".
Федеральный государственный надзор на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья
Количество поднадзорных организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов хранения и переработки растительного сырья по итогам работы за I квартал 2019 года составило 3763.
За I квартал 2019 года на указанных объектах хранения и переработки растительного сырья аварий и несчастных случаев со смертельным исходом не зафиксировано.
За I квартал 2019 года информация об административном и (или) судебном оспаривании действий Ростехнадзора (его должностных лиц), в части, касательно выполненных контрольно-проверочных мероприятий, в Ростехнадзор не поступала.
В I квартале 2019 года территориальными управлениями Ростехнадзора проведено 213 проверок, в ходе которых было выявлено 1347 правонарушений, в т.ч. 1208 нарушений требований промышленной безопасности.
По результатам проведенных проверок территориальными управлениями за I квартал 2019 года было наложено 166 административных наказания, в т.ч. порядка 12 административных приостановлений деятельности и 26 предупреждений.
Общая сумма взысканных административных штрафов за I квартал 2019 года составила 2735 тыс. руб.
Основными типовыми нарушениями требований промышленной безопасности явилось:
неработающая аспирация, отключение аспирационных установок, локальных (точечных) фильтров при работе технологического и транспортного оборудования;
отсутствие средств взрывопредупреждения;
отсутствие оснащения на нориях РКС и датчиков подпора, а также устройства контроля сбегания ленты;
не установлены автоматически действующие тормозные устройства, предотвращающие обратный ход ленты при внезапных остановках норий;
не разработан технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта;
нарушение ведения технологических процессов (в части технологических регламентов и оформления технологических схем производства);
отсутствие у оборудования назначенного срока службы с учетом конкретных условий эксплуатации и конструктивных особенностей, отсутствие данных о сроке службы в руководстве (инструкции) по эксплуатации оборудования.
В течение I квартала 2019 года центральным аппаратом Ростехнадзора осуществлялся контроль выполнения ранее выданного предписания от 6 мая 2016 г. N 46-рп/П в отношении ЗАО "Чусовская мельница" (Пермский край) и в соответствии с указаниями заместителя руководителя Ростехнадзора В.В. Козивкина подготовлен доклад по контролю за исполнением предписания.
Также осуществлялся контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе ранее проведенных плановых проверок в 2017 году ОАО "Мелькомбинат" (г. Тверь) и в 2018 году ООО "Ростовский комбинат хлебопродуктов" (г. Ростов-на-Дону).
При этом территориальными управлениями в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации при назначении административного наказания в виде приостановления деятельности и исполнения приказа Ростехнадзора от 28 ноября 2017 г. N 509 "Об утверждении Методических указаний по назначению административного наказания в виде административного приостановления деятельности" в центральный аппарат были представлены сведения о временном запрете деятельности по эксплуатации технических устройств на предприятиях ОАО "Подгоренское ХПП" и ООО "Грязинское ХПП" (Верхне-Донское управление) и ООО "Колос" (Енисейское управление).
В большей степени тематика обращений граждан и должностных лиц касалась вопросов идентификации и регистрации ОПО хранения или переработки растительного сырья, к примеру, разъяснялось отнесение мобильных комбикормовых заводов, к ОПО.
Так в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к техническим устройствам, применяемым на ОПО, отнесены машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации ОПО.
Мобильный комбикормовый завод - транспортное средство, относится к техническим устройствам и может быть учтен в составе любого ОПО, на котором осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в том числе в дополнение к эксплуатируемому (планируемому к эксплуатации) оборудованию.
Техническое устройство, применяемое на ОПО, подлежит экспертизе промышленной безопасности согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", если техническими регламентами не установлена иная форма оценки соответствия обязательным требованиям к такому техническому устройству.
Тем самым, основные требования к объектам, к техническим устройствам, на них применяемым (не исключая мобильных технических устройств), обосновываются и определяются, с учетом особенностей технологических процессов, факторов опасностей и анализа рисков при эксплуатации объектов, в проектной документации, с подтверждением принятых решений, в установленных случаях, результатами соответствующих исследований, испытаний, расчетов, экспертиз, процедур сертификации, и иных необходимых и достаточных по условиям безопасности мероприятий, с учетом нормативных требований.
Также направлялись разъяснения по вопросам, проведения сварки норийных труб и легкосбрасываемых конструкций.
В ходе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в сфере общепромышленного надзора не выявлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за I квартал 2019 года (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июня 2019 г. N 242)
Текст документа опубликован не был