Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области, во исполнение Соглашения о сотрудничестве в области информационного обмена между Управлением и ООО "Гарант - ВН", направляет информационный материал, подготовленный на основе анализа поступивших в 1 квартале 2020 года в налоговые органы Новгородской области обращений налогоплательщиков в письменном виде и в порядке телефонной связи, для размещения в справочно-правовой системе "Гарант".
Руководитель, государственный советник Российской Федерации 3 класса |
А.Г. Веселов |
Приложение
Вопрос: Какие меры поддержки для налогоплательщиков предусмотрены Правительством РФ в период снижения деловой активности на фоне распространения коронавирусной инфекции?
Ответ: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409) предоставить организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 в редакции Постановлений Правительства РФ от 10.04.2020 N 479, от 18.04.2020 N 540, от 12.05.2020 N 657, от 26.05.2020 N 745), следующие меры поддержки:
Продлить организациям и индивидуальным предпринимателям, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты следующих налогов (авансовых платежей):
- на шесть месяцев:
налога на прибыль, единого сельскохозяйственного налога и налога по УСН за 2019 год;
налогов (авансовых платежей) за март и первый квартал 2020 года (за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента)
- на четыре месяца:
налогов (авансовых платежей) за апрель - июнь, второй квартал и первое полугодие 2020 года;
налога по патентной системе налогообложения, срок уплаты которого приходится на второй квартал 2020 года;
- на три месяца:
НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей за 2019 год со сроком уплаты 15 июля 2020 года.
В случае если законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу, указанные авансовые платежи за I квартал 2020 г. подлежат уплате не позднее 30 октября 2020 г., за II квартал 2020 г. - не позднее 30 декабря 2020 г.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), продлевается срок уплаты страховых взносов:
на шесть месяцев - за март-май 2020 года;
на четыре месяца - за июнь-июль 2020 года и по страховым взносам, исчисленным за 2019 год с суммы дохода более 300 тысяч рублей.
Для всех организаций и ИП переносится срок представления налоговой отчетности:
- на три месяца: деклараций, расчетов по авансовым платежам (кроме НДС), расчетов, представляемых налоговыми агентами, бухгалтерской отчетности, срок сдачи которых приходится на март-май 2020 года;
- до 15 мая 2020 года - налоговых деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за первый квартал 2020 года.
Также на три месяца продлевается срок представления:
финансовой информации о клиентах - иностранных налоговых резидентах за 2019 год и предыдущие отчетные годы организациями финансового рынка (ОФР);
заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.
В постановлении N 409 также говорится о приостановлении до 30 июня 2020 года включительно вынесения решений о выездных налоговых проверках, в том числе, повторных, а также проведения уже назначенных проверок. Это же касается проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.
До 01 июля 2020 года для бизнеса не будут применяться меры взыскания задолженности. Это значит, что ИП или организациям не пришлют требование с начисленными пенями и штрафами, не спишут задолженность и не заблокируют расходные операции по расчетному счету.
Исключение составляют случаи, когда будет установлено, что непринятие мер взыскания задолженности может повлечь сокрытие активов и (или) возможность совершения иных действий, препятствующих взысканию, а также в отношении лиц, заявивших отказ от применения в отношении них моратория на возбуждение дел о банкротстве в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В данных ситуациях меры взыскания и соответствующие обеспечительные меры могут быть применены только по согласованию с руководителем вышестоящего налогового органа.
При получении требований о представлении документов, пояснений с 1 марта по 30 июня 2020 года срок их представления для налогоплательщиков также продлевается:
на 10 рабочих дней - по требованиям по НДС;
на 20 рабочих дней - в остальных случаях.
Не будут налагаться штрафы по статье 126 Налогового кодекса РФ в случае несвоевременного представления документов или иных сведений с 1 марта по 30 июня 2020 года включительно.
Кроме того, на полгода увеличены предельные сроки направления требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Также организации и индивидуальные предприниматели, в том числе не являющиеся субъектами МСП, ведущие деятельность в пострадавших отраслях, смогут получить индивидуальные отсрочки (рассрочки). Для этого необходимо обратиться с заявлением в налоговый орган.
Одно из условий для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов - это снижение доходов более чем на 10%. На эту меру поддержки смогут рассчитывать и те, кто получил убыток, при условии, что в 2019 году зафиксирована прибыль. В зависимости от выполнения определенных в постановлении условий могут быть предоставлены:
- отсрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов:
а) на один год - при наличии одного из следующих критериев: снижение доходов более чем на 50 процентов; наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30 процентов; снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к категории крупнейших налогоплательщиков, более чем на 30 процентов;
б) на 9 месяцев - при наличии одного из следующих критериев: снижение доходов более чем на 30 процентов; наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 20 процентов; снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, более чем на 20 процентов;
в) на 6 месяцев - при наличии одного из следующих критериев: снижение доходов более чем на 20 процентов; снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги), или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, более чем на 10 процентов;
г) на 3 месяца - в иных случаях.
- рассрочка по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов:
а) на срок 5 лет - в отношении стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, при снижении доходов более чем на 50 процентов;
б) на срок 3 года - в отношении стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, при снижении доходов более чем на 30 процентов;
в) на срок 3 года - в отношении иных организаций при наличии одного из следующих критериев: снижение доходов более чем на 50 процентов; наличие убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30 процентов.
С полным перечнем мер, предпринятых ФНС России для поддержки налогоплательщиков на время снижения деловой и потребительской активности на фоне распространения коронавирусной инфекции, можно ознакомиться в разделе "Коронавирус"/ "Меры поддержки бизнеса" на главной странице Интернет - сайта ФНС России (www.nalog.ru), либо по ссылке https://www.nalog.ru/rn53/business-support-2020/.
Кроме того, в данном разделе/подразделе "Продлены сроки сдачи отчетности" опубликована подробная таблица изменений сроков представления деклараций и уплаты налогов (взносов) в соответствии с постановлением Правительства РФ N 409 от 02.04.2020 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики".
(https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/covid19/sroki_pos t409-13052020.pdf).
Также на сайте ФНС России в разделе "Сервисы" размещен блок "COVID-19", состоящий из следующих разделов:
- какую помощь может получить мой бизнес ((https://service.nalog.ru/covid19/);
- перечень лиц, на которые распространяется действие моратория на банкротство (https://service.nalog.ru/covid/);
- проверка возможности получения отсрочки/рассрочки в связи с COVID-19 (https://service.nalog.ru/covid2/).
- проверка права на получение субсидии в связи с COVID - 2019 (https://service.nalog.ru/subsidy/).
Вопрос: Как перерегистрировать контрольно - кассовую технику (далее - ККТ) при смене фискального накопителя?
Ответ: Перерегистрировать ККТ необходимо, если изменились данные, указанные в карточке регистрации (п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ)).
Форма заявления, утвержденная Приказом ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@ "Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также порядка заполнения форм указанных документов и порядка направления и получения указанных документов на бумажном носителе", предусматривает следующие причины для перерегистрации ККТ:
- изменение адреса и (или) места установки (применения) ККТ;
- смена оператора фискальных данных;
- изменение сведений о применении ККТ в составе автоматического устройства для расчетов;
- замена фискального накопителя;
- переход ККТ в режим передачи фискальных данных в налоговые органы через - оператора фискальных данных;
- переход ККТ в режим, не предусматривающий обязательную передачу фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных;
- изменение наименования организации;
- иные причины.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.2 Закона 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и (или) заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники.
Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете контрольно-кассовой техники.
Заявление о перерегистрации контрольно-кассовой техники подается пользователем в любой налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, внесенных в журнал учета и карточку регистрации контрольно-кассовой техники.
Согласно пункту 8 статьи 4.2 Закона N 54-ФЗ в случае перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя или снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета пользователь формирует отчет о закрытии фискального накопителя.
Сведения, содержащиеся в сформированном отчете о закрытии фискального накопителя, передаются в электронном виде в налоговый орган вместе с заявлением о перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя или заявлением о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, за исключением снятия с учета в случае утраты или хищения такой контрольно-кассовой техники.
В заявлении о перерегистрации контрольно-кассовой техники должны быть указаны сведения, представленные при регистрации контрольно-кассовой техники, в которые вносятся изменения.
При перерегистрации контрольно-кассовой техники налоговым органом осуществляются аутентификация пользователя и аутентификация фискального накопителя, используемого в контрольно-кассовой технике, и проверка достоверности вносимых сведений и сформированного фискального признака, на основании которых пользователю предоставляется новая карточка регистрации контрольно-кассовой техники.
Согласно пункту 7 статьи 4.2 Закона N 54-ФЗ датой регистрации контрольно-кассовой техники, перерегистрации контрольно-кассовой техники, снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета считается дата формирования налоговым органом соответственно карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, выдаваемых (направляемых) в течение десяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления.
Применение контрольно-кассовой техники до завершения процедуры регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники является нарушением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
В соответствии с пунктом 16 статьи 4.2 Закона N 54-ФЗ по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе применяемой контрольно-кассовой техники такая контрольно-кассовая техника снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой контрольно-кассовой техники с регистрационного учета.
При этом, в течение 60 календарных дней с даты ее снятия с регистрационного учета пользователь должен представить в налоговые органы все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе, применявшемся в контрольно-кассовой технике на момент ее снятия с регистрационного учета, и которые на момент такого снятия с регистрационного учета не переданы в налоговые органы, за исключением случая поломки фискального накопителя.
Вопрос: Физическое лицо предполагает зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Можно ли подать документы на государственную регистрацию индивидуального предпринимателя в электронном виде через Личный кабинет налогоплательщика - физического лица?
Ответ: Взаимодействие с регистрирующим органом - Единым центром регистрации, созданным на базе Межрайонной ИФНС России N 9 по Новгородской области, по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно осуществлять в электронном виде.
В этом случае документы в регистрирующий орган могут быть направлены:
- непосредственно заявителем в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, включая официальный Интернет - сайт ФНС России и Единый портал государственных и муниципальных услуг. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись можно в удостоверяющих центрах, указанных на Интернет - сайте ФНС России.
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);
- нотариусом по просьбе заявителя.
Представление документов на государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя через электронный сервис ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" не предусмотрено.
При направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на заявлении, представляемом при государственной регистрации, не требуется.
Подготовка и направление заявителем документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием Интернет - сервиса ФНС России "Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Представленные заявителем в МФЦ документы на бумажных носителях, направляются МФЦ в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Документы заявителя, направленные в регистрирующий орган в форме электронных документов нотариусом, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
С 1 января 2019 года при направлении в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, государственная пошлина не уплачивается.
Вопрос: Являются ли объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации доходы физического лица, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, полученные от источников за пределами Российской Федерации? Какие сведения представляют в налоговый орган резиденты РФ?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - только от источников в Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 208 Кодекса к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.
С учетом изложенного, доходы физического лица, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, полученные от источников за пределами Российской Федерации, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.
В случае, если по итогам налогового периода физическое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации, то в отношении доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, им должен быть самостоятельно исчислен и уплачен налог на доходы физических лиц в Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса).
Указанные налогоплательщики должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (пункт 1 статьи 229 Кодекса).
Форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 07.10.2019 N ММВ-7-11/506@. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. По итогам налогового периода устанавливается налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за соответствующий налоговый период. При этом налоговым периодом признается календарный год (статья 216 Кодекса).
Таким образом, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, за исключением лиц, отдельно упомянутых в статье 207 Кодекса, налоговыми резидентами Российской Федерации в этом календарном году не признаются.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 25.14 Кодекса налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, уведомляют налоговый орган:
1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);
2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 Кодекса, либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании.
Форма уведомления и Порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-13/422@ (п. 3 Приказа ФНС России N ММВ-7-13/422@).
Уведомление об участии в иностранных организациях представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения основания для подачи (пункт 3 статьи 25.14 Кодекса). Форма уведомления и Порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-13/338@.
Пунктом 1 постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" утверждены согласованные с Центральным банком Российской Федерации Правила представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации. В силу пункта 2 Правил отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации представляются ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом.
Вопрос: По какой форме и в какой срок необходимо представить в территориальную инспекцию сообщение о создании (внесении изменений) обособленного подразделения (за исключением филиалов и представительств)?
Ответ: Форма N С-09-3-1 "Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях", утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", и представляется в налоговый орган по месту нахождения организации (без приложения каких-либо документов):
- в течение месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.
Способы подачи сообщения:
- непосредственно в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (лично или через представителя);
- направить по почте заказным письмом;
- через телекоммуникационные каналы связи;
- через личный кабинет налогоплательщика.
В течение пяти рабочих дней со дня получения сообщения о создании обособленного подразделения налоговый орган обязан осуществить постановку организации на учет и в тот же срок выдать (направить) уведомление о постановке на учет в налоговом органе и присвоении КПП по месту его нахождения по форме N 1-3-Учет (п. 2 ст. 84 Налогового кодекса РФ).
Вопрос: Как следует представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность с учетом изменений, действующих с 2020 года?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2020 г.) (далее - Закон N 402-ФЗ), а также Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2019 N 631), с 1 января 2020 г. ФНС России приступила к осуществлению полномочий по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО), включая обеспечение доступа заинтересованным лицам к информации, содержащейся в этом ресурсе. С этой же даты Росстат прекратил осуществлять указанные полномочия по формированию и ведению ГИРБО.
ГИРБО - совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней (в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту).
В ГИРБО будет включаться:
- годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций за 2019 г. и последующие отчетные периоды, в том числе годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитных и некредитных финансовых организаций, представляемая в Банк России;
- аудиторские заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций за 2019 г. и последующие отчетные периоды (в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту).
В ГИРБО не включается бухгалтерская (финансовая) отчетность: организаций бюджетной сферы; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 N 35. Кроме этого, в ГИРБО не включается последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизованных и ликвидируемых юридических лиц.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).
В налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации представляют по месту своего нахождения (п. 3 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
В орган статистики годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность представляют (п. 7 ст. 18 Закона N 402-ФЗ):
- организации, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне;
- организации в случаях, которые устанавливает Правительство Российской Федерации.
Сроки представления отчетности в налоговый орган и в орган статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп.5.1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ).
Промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность не требуется сдавать ни в налоговые органы, ни в органы статистики.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность, в которой исправлена ошибка, представляется в налоговый орган не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления или днем утверждения отчетности. Вносить исправления после утверждения отчетности нельзя (п. 9 ст. 13, п. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
Представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения производится в электронном виде. Порядок представления бухгалтерской отчетности в ГИР БО утвержден Приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@. Форматы представления отчетности утверждены Приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@.
Если организация является субъектом малого предпринимательства (среднесписочная численность не более 100 человек, и доход не более 800 млн рублей), то за 2019 год она еще может представить отчетность на бумажном носителе. Машиночитаемые формы для отчетности рекомендованы ФНС России в Письме от 25.11.2019 N ВД-4-1/24013@ (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете").
Аудиторское заключение представляется в налоговый орган, только если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Заключение можно представить одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
Вопрос: Каков срок выдачи патента налоговым органом? Когда и где индивидуальный предприниматель может подать заявление на получение патента?
Ответ: В соответствии с п. 2 и 3 ст. 346.45 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения Заявления на получение патента, а в случае, если такое заявление подано физическим лицом вместе с документами на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, то со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выдать или направить индивидуальному предпринимателю патент или уведомление об отказе в выдаче патента.
Патент выдается индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
При отправке заявления на получение патента по почте днем его представления считается дата отправки почтового отправления. При передаче заявления на получение патента по телекоммуникационным каналам связи днем его представления считается дата его отправки.
Патент выдается индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем не позднее, чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения (п. 2 ст. 346.45 Кодекса).
В общем случае это заявление подается в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя.
Если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором он не состоит на учете, то заявление можно подать в любой территориальный налоговый орган этого субъекта Российской Федерации.
В случае, если индивидуальный предприниматель планирует вести деятельность на основе патента (за исключением патентов на осуществление грузовых и пассажирских перевозок автомобильным и водным транспортом, развозной и разносной розничной торговли) (пп. 10, 11, 32, 33, 46 п. 2 ст. 346.43 Кодекса) на территории, которая законом субъекта Российской Федерации дифференцирована по территориям действия патента в границах муниципального образования (группы муниципальных образований) (пп.1.1 п. 8 ст. 346.43 Кодекса) и на которой индивидуальный предприниматель не состоит на учете в налоговом органе ни по месту жительства, ни в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган по месту планируемого осуществления предпринимательской деятельности.
В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, заявление на получение патента подается в любой по выбору индивидуального предпринимателя территориальный налоговый орган соответствующего города федерального значения, в котором индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента.
В случае если физическое лицо планирует со дня его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, заявление на получение патента подается одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается со дня его государственной регистрации.
Форма заявления на получение патента утверждена Приказом ФНС России от 11.07.2017 N ММВ-7-3/544@ "Об утверждении формы заявления на получение патента, порядка ее заполнения и формата представления заявления на получение патента в электронной форме".
Заявление подается лично или через представителя, в виде почтового отправления с описью вложения либо передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
При отправке заявления на получение патента по почте днем его представления считается дата отправки почтового отправления. При передаче заявления на получение патента по телекоммуникационным каналам связи днем его представления считается дата его отправки.
Вопрос: Может ли налогоплательщик (работник) в текущем налоговом периоде получать у своего работодателя (налогового агента) социальный налоговый вычет, предоставляемый исходя из его расходов на лечение, обучение, добровольное страхование жизни?
Ответ: Согласно нормам ст. 219 Налогового кодекса РФ социальные налоговые вычеты, предусмотренные по расходам на обучение, лечение и добровольное страхование жизни, налогоплательщик (работник) может получить до окончания налогового периода (календарного года), если обратится к работодателю (налогового агенту) с заявлением в произвольной форме с приложением подтверждения его права на получение вычетов, выданного налоговым органом.
Данное подтверждение (Уведомление) (Приложение N 2 к письму ФНС России от 16.01.2017 N БС-4-11/500@ "О направлении рекомендуемых форм") выдается налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления (Приложение N 1 к письму ФНС России от 16.01.2017 N БС-4-11/500@ "О направлении рекомендуемых форм") и документов, подтверждающих право на вычеты.
При этом, если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, в адрес которого было выдано Уведомление, оказалась меньше суммы социальных налоговых вычетов, право на получение которой подтверждено налоговым органом, налогоплательщик в целях реализации своего права в полном объеме может представить в налоговый орган налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) по окончании налогового периода (календарного года) при наличии иных доходов, облагаемых по ставке 13%, например, полученных у других налоговых агентов.
Вопрос: Вправе ли налогоплательщик применять систему налогообложения ЕНВД при ведении торговли с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет?
Ответ: Система налогообложения ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли (ст. 346.26 Налогового кодекса РФ).
Розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ).
При этом, к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети).
Вопрос: Какие общие тарифы установлены для исчисления страховых взносов?
Ответ: Исчислять страховые взносы по общим тарифам должны все плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за исключением тех категорий, для которых ст. 427 Налогового кодекса РФ предусмотрены пониженные тарифы.
Статьей 425 Налогового кодекса РФ установлены следующие тарифы страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование:
- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22%;
- свыше установленной предельной величины базы - 10%;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента (в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства - 1,8%);
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1%.
Вопрос: Какие документы (информации), сведений, размещаются налоговыми органами в Интернет - сервисе "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц"? Какие документы физическое лицо предает в налоговый орган через личный кабинет?
Ответ: В соответствии с п. 6, 7 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@, в Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц размещаются следующие документы (информация), сведения:
1) об объектах недвижимого имущества, о транспортных средствах, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, сведения о которых поступили в налоговые органы от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств;
2) о льготах физического лица;
3) о подлежащих уплате физическим лицом суммах налога, пеней, штрафов, процентов, обязанность по исчислению которых возложена на налоговые органы;
4) о суммах страховых взносов, исчисленных к уплате физическим лицом;
5) о суммах налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплаченных физическим лицом;
6) о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам;
7) содержащиеся в справках о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ;
8) о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом, от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов;
9) о ходе проведения и результатах камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ;
10) о вступивших в законную силу судебных актах, принятых по результатам рассмотрения дел, в которых налоговые органы являлись истцом или ответчиком;
11) о платежных документах, сформированных физическим лицом и переданных в налоговые органы через личный кабинет налогоплательщика;
12) используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, размещение которых осуществляется налоговым органом в личном кабинете налогоплательщика;
13) содержащиеся в согласии налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными;
14) подтверждающие статус налогового резидента Российской Федерации;
15) иные документы (информация), сведения налоговых органов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и используемых налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Физическим лицом передается в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика:
1) согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными;
2) заявление о предоставлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации;
3) документы, представление которых в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
4) уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе;
5) иные документы (информация), сведения физического лица, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и используемые физическим лицом для реализации своих прав и обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Вопрос: Какая задолженность признается безнадежной к взысканию и списывается?
Ответ: В соответствии со ст. 59 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, процентам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1. ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2.признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, непогашенных по причине недостаточности имущества должника;
2.1. признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
3.смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4. принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
4.1.вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет;
4.2. снятия с учета в налоговом органе иностранной организации;
4.3. принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
5. в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.
Вопрос: В каком размере предоставляется социальный налоговый вычет налогоплательщику, оплатившему в одном налоговом периоде (календарном году) свое лечение и обучение, обучение ребенка и дорогостоящее лечение родителей (супруга)?
Ответ: Согласно нормам ст. 219 Налогового кодекса РФ в данном случае, при наличии соответствующих документов, налогоплательщик вправе заявить социальный налоговый вычет в следующих размерах:
1. в сумме фактически произведенных расходов за обучение ребенка (детей), но не превышающих 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей;
2.с учетом ограничения 120 000 рублей:
- за услуги по лечению, за лекарственные средства, назначенные лечащим врачом, за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и по суммам страховых взносов по договорам добровольного страхования, предусматривающим оплату услуг исключительно по лечению;
3.без ограничения:
- за дорогостоящие виды лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации.
При этом учитываются расходы налогоплательщика как в отношении лично себя, так и в отношении своих супругов, родителей и детей до 18 лет.
Поскольку предоставление социального налогового вычета связано с возвратом налогоплательщику из бюджета излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, общий размер социального налогового вычета не может превышать суммы дохода налогоплательщика в данном налоговом периоде, облагаемого по ставке 13 процентов.
Вопрос: Объект недвижимого имущества (жилья, земельного участка) приобретен в общую совместную (долевую) собственность супругов с привлечением кредитных (заемных) денежных средств. Какой порядок определения размера имущественного налогового вычета в целях реализации права на его получение для каждого из супругов?
Ответ: В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации при приобретении супругами объекта недвижимого имущества (жилья, земельного участка) в общую совместную (долевую) собственность с привлечением кредитных (заемных) денежных средств размер имущественного налогового вычета в целях реализации права на его получение для каждого из супругов определяется в следующем порядке:
1. Каждый из супругов имеет право получить имущественный налоговый вычет в размере, не превышающем 2 000 000 руб., исчисленном исходя из величины расходов на приобретение (строительство) объекта недвижимого имущества (жилья, земельного участка) каждого из супругов, подтвержденных платежными документами (в случае согласия супругов получить вычет согласно платежных документов, оформленных на каждого из супругов) или на основании заявления супругов о распределении таких расходов (в случае желания супругов распределить расходы в порядке, независимым от факта на кого оформлены платежные документы);
2. Каждый из супругов имеет право получить имущественный налоговый вычет в размере, не превышающем 3 000 000 руб., исчисленном исходя из величины расходов на уплату процентов (в соответствии с условиями кредитного договора, договора займа), подтвержденных платежными документами, оформленными на каждого из супругов (в случае согласия супругов получить вычет согласно платежных документов, оформленных на каждого из супругов), или на основании заявления супругов о распределении таких расходов (в случае желания супругов распределить расходы в порядке, независимым от факта на кого оформлены платежные документы), при этом указанное заявление может представляться в налоговый орган ежегодно.
Если кредит (заем) получен до 1 января 2014 года, то исчисленный размер имущественного налогового вычета не ограничивается суммой 3 000 000 руб., а предоставляется супругам исходя из полной суммы уплаченных ими процентов.
Вопрос: Какие документы необходимо представить для возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины?
Ответ: Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017N ММВ-7-8/182@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов"
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов (ст. 333.40 Налогового кодекса РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 15 июня 2020 г. N 9-18/06115@ "О направлении информации"
Текст письма опубликован не был