Постановление Правительства Нижегородской области от 20 октября 2020 г. N 863
"О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)"
5 марта 2021 г.
В целях формирования областного бюджета Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (далее - прогноз).
2. Министерству экономического развития и инвестиций Нижегородской области ежеквартально осуществлять мониторинг реализации прогноза.
3. Органам исполнительной власти Нижегородской области - государственным заказчикам-координаторам государственных программ Нижегородской области после принятия Закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" привести индикаторы государственных программ Нижегородской области в соответствие с показателями прогноза.
4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор |
Г.С. Никитин |
Одобрен
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 20 октября 2020 г. N 863
Прогноз
социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)
5 марта 2021 г.
I. Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)
Подраздел 1.1 изменен. - Постановление Правительства Нижегородской области от 5 марта 2021 г. N 170
1.1. Фактические итоги и оценка социально-экономического развития Нижегородской области
Показатели |
Единицы измерения |
Отчет 1 |
Оценка 2020 года |
|
2019 год |
январь - июнь 2020 года |
|||
Население | ||||
Численность населения |
в среднегодовом исчислении, тыс. чел. |
3 208,8 |
- |
3 192,6 |
|
на 1 января года, тыс. чел. |
3 214,6 |
- |
3 202,9 (факт) |
Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. |
1 750,7 |
- |
1 776,1 (факт) |
Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. |
914,4 |
- |
878,1 (факт) |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
число лет |
72,3 |
- |
70,1 |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся живыми на 1000 человек населения |
9,0 |
8,4 |
8,4 |
Суммарный коэффициент рождаемости |
число детей на 1 женщину |
1,354 |
- |
1,310 |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
14,6 |
15,6 |
15,6 |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
-5,6 |
-7,2 |
-7,2 |
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. чел. |
6,43 |
0,9 |
2,3 |
Валовой региональный продукт | ||||
Валовой региональный продукт |
млрд руб. |
1482,1 (оценка) |
- |
1445,5 |
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103 (оценка) |
- |
96,3 |
Промышленное производство | ||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млрд руб. |
1581,3 |
635,5 |
1417 |
Индекс промышленного производства |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,3 |
90,8 |
93-95 |
в том числе по обрабатывающим производствам | ||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млрд руб. |
1438,5 |
565,1 |
1276,9 |
Индекс производства |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,2 |
90,5 |
93-95 |
Сельское хозяйство | ||||
Продукция сельского хозяйства |
млрд руб. |
77,5 |
22,7 |
78,3 |
Индекс производства продукции |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,8 |
99,6 |
101 |
Строительство | ||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
млрд руб. |
180,9 |
64 |
180,3 |
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
114,4 |
92,7 |
95 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м общей площади |
1410,1 2 |
682,3 |
1471 |
Торговля и услуги населению | ||||
Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
103 |
103,5 |
104 |
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год |
% к предыдущему году |
104,4 |
103,1 |
103,4 |
Оборот розничной торговли |
млрд руб. |
780,7 |
360,2 |
773,5 |
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,3 |
92,8 |
96 |
Объем платных услуг населению |
млрд руб. |
195,9 |
80 |
182,7 |
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,7 |
81,5 |
90 |
Внешнеэкономическая деятельность | ||||
Экспорт товаров |
млн долл. США |
4873,6 |
2080,8 |
4717,9 |
Импорт товаров |
млн долл. США |
3432,2 |
1350,9 |
2905 |
Малое и среднее предпринимательство (МСП), включая микропредприятия | ||||
Количество МСП, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
59616 3 |
55446 3 |
53817 |
Среднесписочная численность работников на предприятиях МСП (включая микропредприятия) (без внешних совместителей) |
тыс. чел. |
337,4 3 |
335,3 3 |
317,7 |
Оборот МСП, включая микропредприятия |
млрд руб. |
1482,1 |
- |
1410 |
Инвестиции | ||||
Инвестиции в основной капитал |
млрд руб. |
292,6 |
104,7 |
310,7 |
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,2 |
101,4 |
100 |
Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте |
% |
19,7 |
- |
21,5 |
Денежные доходы населения | ||||
Реальные денежные доходы населения |
% к предыдущему году |
102,5 |
96,3 |
97 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) |
руб./мес. |
10 082 |
10 346 |
10 436 (факт) |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
% |
9,5 |
- 4 |
10,5 |
Труд и занятость | ||||
Численность рабочей силы |
тыс. чел. |
1 751,5 |
- |
1 729,4 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
рублей |
35 212,3 |
35 993,3 |
37 000 |
|
темп роста в % к предыдущему году |
106,9 |
104,4 |
105,1 |
Реальная заработная плата работников организаций |
% к предыдущему году |
102,4 |
101,3 |
101,6 |
Индекс производительности труда |
% к предыдущему году |
102,9 (оценка) |
- |
98,3 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
% к раб. силе |
4,1 |
- |
4,6 (факт) |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
0,4 |
2,78 |
3,6 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млрд руб. |
524 |
250,7 |
526,5 |
|
темп роста в % к предыдущему году |
108 |
104,8 |
100,5 |
Финансы организаций | ||||
Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу) |
млрд руб. |
247,7 |
116,1 (оценка) |
228,2 |
|
темп роста в % к предыдущему году |
98,2 |
102,5 (оценка) |
92,1 |
1 - используются фактические статистические данные, которые разрабатываются субъектами официального статистического учета;
2 - с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства;
3 - по данным Федеральной налоговой службы России по состоянию на 10 августа 2020 г. (без учета индивидуальных предпринимателей);
4 - с 2019 года Росстат перешел на годовую публикацию данных по данному показателю по субъектам Российской Федерации.
Подраздел 1.2 изменен. - Постановление Правительства Нижегородской области от 5 марта 2021 г. N 170
1.2. Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области
Показатели |
Единицы измерения |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||
базовый |
целевой |
базовый |
целевой |
базовый |
целевой |
||
Население | |||||||
Численность населения |
в среднегодовом исчислении, тыс. чел. |
3 173,1 |
3 174,6 |
3 155,5 |
3 160,4 |
3 139,2 |
3 148,3 |
на 1 января года, тыс. чел. |
3 182,2 |
3 182,2 |
3 164,0 |
3 167,0 |
3 147,0 |
3 153,8 |
|
Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. |
1 777,9 |
1 777,9 |
1 780,9 |
1 782,2 |
1 785,2 |
1 787,8 |
Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. |
859,6 |
859,6 |
841,1 |
842,4 |
823,5 |
826,1 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
число лет |
71,4 |
73,2 |
72,1 |
74,0 |
72,7 |
75,1 |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся живыми на 1000 человек населения |
8,5 |
8,6 |
8,5 |
8,8 |
8,6 |
9,0 |
Суммарный коэффициент рождаемости |
число детей на 1 женщину |
1,360 |
1,370 |
1,410 |
1,420 |
1,450 |
1,480 |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
15,0 |
14,2 |
14,7 |
13,8 |
14,4 |
13,3 |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
-6,5 |
-5,6 |
-6,2 |
-5,0 |
-5,8 |
-4,3 |
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. чел. |
2,35 |
2,4 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
Валовой региональный продукт | |||||||
Валовой региональный продукт |
млрд руб. |
1556,7 |
1563,2 |
1678,3 |
1694,2 |
1805,6 |
1839,3 |
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,5 |
103,8 |
103,5 |
104 |
103,2 |
104,1 |
Промышленное производство | |||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млрд руб. |
1522,7 |
1528,2 |
1645,4 |
1658,5 |
1775 |
1803,4 |
Индекс промышленного производства |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,8 |
103,2 |
103,6 |
104,1 |
103,3 |
104,1 |
в том числе по обрабатывающим производствам | |||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млрд руб. |
1377 |
1382,4 |
1493,7 |
1506,7 |
1617,1 |
1645,4 |
Индекс производства |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,1 |
103,5 |
104 |
104,5 |
103,6 |
104,5 |
Сельское хозяйство | |||||||
Продукция сельского хозяйства |
млрд руб. |
82,1 |
82,3 |
86,4 |
87 |
91,6 |
92,6 |
Индекс производства продукции |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,1 |
102,4 |
102,1 |
102,5 |
102,1 |
102,5 |
Строительство | |||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
млрд руб. |
190,6 |
192,5 |
204,8 |
208,8 |
220,2 |
226,7 |
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101 |
102 |
102,4 |
103,4 |
102,4 |
103,4 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м общей площади |
1535 |
1552 |
1606 |
1717 |
1684 |
1849 |
Торговля и услуги населению | |||||||
Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
103,7 |
103,7 |
104 |
104 |
104 |
104 |
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год |
% к предыдущему году |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
104 |
104 |
Оборот розничной торговли |
млрд руб. |
845,4 |
848,6 |
909,1 |
920,5 |
978,6 |
1001,4 |
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,1 |
105,5 |
103,6 |
104,5 |
103,6 |
104,7 |
Объем платных услуг населению |
млрд руб. |
202,5 |
203,3 |
218,8 |
220,5 |
235,5 |
239,4 |
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
106,7 |
107,1 |
103,6 |
104 |
103,2 |
104,1 |
Внешнеэкономическая деятельность | |||||||
Экспорт товаров |
млн долл. США |
5315,9 |
5338,1 |
5707,8 |
5758,2 |
6051,2 |
6133,5 |
Импорт товаров |
млн долл. США |
3094,6 |
3109,1 |
3311,6 |
3343 |
3526,4 |
3576,4 |
Малое и среднее предпринимательство (МСП), включая микропредприятия | |||||||
Количество МСП, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
54140 |
54571 |
54682 |
55500 |
55557 |
56775 |
Среднесписочная численность работников на предприятиях МСП (включая микропредприятия) (без внешних совместителей) |
тыс. чел. |
320,3 |
322,8 |
324,8 |
330,2 |
331,3 |
339,2 |
Оборот МСП, включая микропредприятия |
млрд руб. |
1533,7 |
1541,1 |
1650,9 |
1670 |
1777 |
1809,7 |
Инвестиции | |||||||
Инвестиции в основной капитал |
млрд руб. |
339,6 |
343,6 |
375,2 |
383,1 |
413,2 |
426 |
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104 |
105,2 |
105,4 |
106,4 |
105,2 |
106,2 |
Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте |
% |
21,8 |
22 |
22,4 |
22,6 |
22,9 |
23,2 |
Денежные доходы населения | |||||||
Реальные денежные доходы населения |
% к предыдущему году |
103 |
103,5 |
102,4 |
103 |
102,5 |
103,2 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) |
руб./мес. |
10 833 |
10 833 |
11 254 |
11 254 |
11 704 |
11 704 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
% |
10,4 |
10,0 |
10,1 |
9,6 |
9,8 |
9,2 |
Труд и занятость | |||||||
Численность рабочей силы |
тыс. чел. |
1 727,2 |
1 730,2 |
1 724,3 |
1 729,0 |
1 722,7 |
1 728,4 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
рублей |
39 370 |
39 370 |
41 890 |
41 890 |
44 700 |
44 700 |
|
темп роста в % к предыдущему году |
106,4 |
106,4 |
106,4 |
106,4 |
106,7 |
106,7 |
Реальная заработная плата работников организаций |
% к предыдущему году |
102,4 |
102,4 |
102,4 |
102,4 |
102,6 |
102,6 |
Индекс производительности труда |
% к предыдущему году |
103,3 |
103,4 |
103,5 |
103,9 |
103,2 |
104 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
% к раб. силе |
4,3 |
4,1 |
4,3 |
4,1 |
4,2 |
4,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
1,2 |
1,1 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млрд руб. |
564,5 |
566,2 |
602,3 |
606,2 |
645,7 |
651 |
темп роста в % к предыдущему году |
107,2 |
107,5 |
106,7 |
107,1 |
107,2 |
107,4 |
|
Финансы организаций | |||||||
Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу) |
млрд руб. |
244,1 |
244,8 |
262,2 |
264,2 |
280,8 |
284,2 |
темп роста в % к предыдущему году |
107,0 |
107,3 |
107,4 |
107,9 |
107,1 |
107,6 |
II. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (далее - Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области) разработан в соответствии с действующей нормативной правовой базой:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Законом Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";
Законом Нижегородской области от 3 марта 2015 г. N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";
постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. N 378 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период".
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области подготовлен Правительством Нижегородской области на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации (базовый вариант), и с учетом основных направлений бюджетной политики Нижегородской области, которыми определены приоритеты государственной поддержки различных отраслей экономики.
Система показателей Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области соответствует показателям рекомендуемой формы по основным показателям, представляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Минэкономразвития России для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 124.
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области является ориентиром социально-экономического развития Нижегородской области для органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области, а также хозяйствующих субъектов при принятии управленческих решений.
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области является основой для формирования параметров консолидированного бюджета Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Далее будут приведены ключевые подходы по формированию прогнозных параметров на среднесрочную перспективу, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами.
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области разработан с учетом:
- тенденций социально-экономического развития Нижегородской области в 2019 году и первой половине 2020 года;
- параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
- реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
- реализации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 г. (протокол N 36, раздел VII) (далее - Общенациональный план действий);
- реализации национальных проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 (далее - Стратегия);
- предложений органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области, отраслевых министерств и крупнейших организаций Нижегородской области (далее также - область, регион).
Информационная база формирования Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области:
- данные статистического и налогового учета за 2019 год и 1 полугодие 2020 года;
- прогнозные расчеты органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области;
- прогнозные расчеты отраслевых министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области в разрезе курируемых видов экономической деятельности;
- прогнозы хозяйствующих субъектов.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Нижегородской области по итогам 2019 года и первой половины 2020 года
По итогам 2019 года отмечен устойчивый рост экономики региона. Индекс физического объема ВРП оценивается на уровне 103% к 2018 году, что превышает российское значение (оценка) - 101,3%. В первую очередь рост обусловлен вкладом ключевой отрасли - обрабатывающей промышленности - прирост составил 5,2% (в РФ - 2,6%). Также рост отмечен в области строительства и сельского хозяйства - на 14,4% и 3,8% в сопоставимых ценах, соответственно.
Однако, социально-экономическая ситуация 1 полугодия 2020 года в Нижегородской области, как и в целом по России, оказалась под воздействием негативного влияния эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
Таблица 1
Динамика ключевых показателей, характеризующих уровень развития реального сектора экономики в Нижегородской области в сравнении с РФ и ПФО
Показатели |
2019 год |
Январь - июнь 2020 года |
||||
Значение |
Место |
Значение |
Место |
|||
в ПФО |
в РФ |
|
в ПФО |
в РФ |
||
ИФО ВРП, % г/г |
103 (оценка) |
- |
- |
- |
- |
- |
Объем отгрузки продукции промышленного производства, млрд руб. |
1581,3 |
5 |
14 |
635,5 |
5 |
14 |
в т.ч. по обрабатывающим производствам |
1438,5 |
2 |
7 |
565,1 |
2 |
8 |
Индекс промышленного производства, % г/г |
104,3 |
3 |
29 |
90,8 |
13 |
78 |
в т.ч. по обрабатывающим производствам |
105,2 |
5 |
35 |
90,5 |
12 |
76 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % г/г |
103,8 |
8 |
34 |
99,6 |
- |
- |
Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. |
292,6 |
3 |
19 |
104,7 |
4 |
19 |
ИФО, % г/г |
104,2 |
5 |
38 |
101,4 |
5 |
40 |
Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу), млрд руб. |
247,7 |
- |
- |
116,1 (оценка) |
- |
- |
Темп роста, % г/г |
98,2 |
- |
- |
102,5 (оценка) |
- |
- |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", млрд руб. |
180,9 |
3 |
13 |
64 |
3 |
12 |
ИФО, % г/г |
114,4 |
4 |
21 |
92,7 |
10 |
51 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади |
1 409 |
4 |
15 |
682,3 |
3 |
9 |
Оборот розничной торговли, млрд руб. |
780,7 |
3 |
9 |
360,2 |
3 |
9 |
ИФО, % г/г |
101,3 |
7 |
53 |
92,8 |
8 |
52 |
Объем платных услуг населению, млрд руб. |
195,9 |
3 |
9 |
80 |
3 |
9 |
ИФО, % г/г |
101,7 |
2 |
20 |
81,5 |
13 |
61 |
Индекс промышленного производства составил 90,8%, в т.ч. в обработке 90,5%. Основное снижение пришлось на следующие отрасли: производство кокса и нефтепродуктов (75%), производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (77,7%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (79,2%), металлургическое производство (84,6%), производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (87%) и др.
Снижение объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", составило 7,3% в сопоставимых ценах.
Небольшой спад наблюдается в сельскохозяйственном производстве в хозяйствах всех категорий - 0,4% в сопоставимых ценах.
Стоит отметить, что масштаб падения в базовых отраслях (за исключением торговли) оказался более умеренным по сравнению с сектором, ориентированным на потребительский спрос. Введение ограничительных мер и снижение реальных денежных доходов населения повлияли на сокращение объема оборота розничной торговли (ИФО составил 92,8%) и платных услуг населению (ИФО составил 81,5%).
В целях сглаживания негативного воздействия пандемии на бизнес, в области реализуется комплекс мер государственной поддержки. Основными направлениями являются: банковские кредиты на льготных условиях; прямая безвозмездная финансовая поддержка субъектам МСП на сотрудника; выдача микрозаймов субъектам МСП; автоматическое списание налогов для организаций и ИП и другие. Общий объем поддержки по состоянию на 24 августа 2020 г. составил 39,6 млрд рублей, в том числе льготная кредитная поддержка - 25 млрд рублей.
Несмотря на сложившуюся ситуацию в реальном секторе экономики, первая половина года сопровождалась ростом инвестиций в основной капитал (темп роста составил 101,4% в сопоставимых ценах), что свидетельствует о сохранении инвестиционной привлекательности региона. Основными причинами роста физических объёмов инвестиций в основной капитал стало повышение инвестиционной активности в социальной сфере (здравоохранение - в 2,1 раза, образование - в 1,7 раза), а также в обеспечивающих отраслях (обеспечение электроэнергией - в 1,5 раза, водоснабжение - в 1,2 раза, строительство - в 1,4 раза). Вместе с тем, отмечается существенный рост в отрасли сельского хозяйства - на 8,9% и в операциях с недвижимым имуществом - в 1,8 раза.
Также наблюдалась положительная динамика прибыли прибыльных организаций. За январь - июнь 2020 года темп роста составил 102,5%. Наиболее значительный рост показателя наблюдался в организациях, осуществляющих: оптовую и розничную торговлю - в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, транспортировку и хранение - в 1,8 раза, деятельность профессиональную, научную и техническую - в 1,6 раза.
Таблица 2
Динамика ключевых показателей, характеризующих уровень и качество жизни в Нижегородской области в сравнении с РФ и ПФО
Показатели |
2019 год |
Январь - июнь 2020 года |
||||
Значение |
Место |
Значение |
Место |
|||
в ПФО |
в РФ |
в ПФО |
в РФ |
|||
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год, % г/г |
104,4 |
- |
- |
103,1 |
- |
- |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
35 212 |
5 |
45 |
35 993,3 |
5 |
45 |
Темп роста, % г/г |
106,9 |
12 |
66 |
104,4 |
12 |
72 |
Реальная заработная плата, % г/г |
102,4 |
2 |
20 |
101,3 |
13 |
72 |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. |
33 805 |
2 |
19 |
32005 |
1 |
19 |
Реальные денежные доходы населения, % г/г |
102,5 |
2 |
18 |
96,3 |
11 |
67 |
Численность населения (в среднегодовом исчислении), тыс. чел. |
3208,8 |
3 |
10 |
- |
- |
- |
Уровень зарегистрированной безработицы, %, на конец отчетного периода |
0,4 |
1 |
2 |
2,78 |
2 |
21 |
Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения |
-5,6 |
12 |
65 |
-7,2 |
12 |
67 |
В целях поддержки благосостояния населения в период карантинных ограничений принят и реализуется комплекс мер, направленный на поддержание доходов населения, как работающего, так и лишившегося работы с момента ввода ограничений, граждан, которые на тот момент уже состояли на учете по безработице, а также семей с детьми.
По состоянию на 24 августа 2020 г. общий объем социальной поддержки населения области в период распространения коронавирусной инфекции составил (из федерального и областного бюджета) 16,6 млрд рублей, из них выплаты семьям, имеющим детей - 12,8 млрд рублей, социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными - 1,7 млрд рублей.
Однако введенные меры позволят ограничить, но не исключить высвобождение рабочей силы, рост уровня безработицы и снижение реальных денежных доходов населения.
За период с 1 апреля 2020 г. по 1 июля 2020 г. уровень официально зарегистрированной безработицы в Нижегородской области вырос с 0,4% до 2,78%. При этом, по данному показателю область сохраняет высокий рейтинг (по данным за январь - июнь 2020 года): 2 место в ПФО и 21 в РФ. Ограничению роста безработицы способствовала реализация комплекса мер по поддержке и сохранению занятости, принятые на федеральном и региональном уровнях.
В условиях сжатия предпринимательской деятельности, особенно в наиболее пострадавших отраслях экономики, и роста числа граждан, лишившихся работы, реальные денежные доходы в 1 полугодии 2020 года сократились на 3,7% к 1 полугодию 2019 года. Частично снижение доходов населения было компенсировано мерами социальной поддержки.
По уровню демографических показателей: в 1 полугодии 2020 года естественная убыль населения составила 7,2 промилле (в 1 полугодии 2019 года - 6 промилле).
Однако в условиях негативного влияния пандемии на благосостояние граждан удалось сохранить положительную динамику по заработной плате и не допустить ее снижения. Так по итогам 1 полугодия 2020 года она составила 35 993,3 рублей, что на 4,4% выше соответствующего периода 2019 года в действующих ценах. Темп роста в реальном выражении (за вычетом инфляции) - 101,3%.
2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Нижегородской области в 2021 - 2023 годах
2.1. Факторы экономического роста
Стабилизации ситуации и достижению устойчивого экономического роста в 2021 - 2023 годах будет способствовать реализация Общенационального плана действий, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", реализация национальных проектов (приведены в разделе 3.2 "Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области" в таблице 5).
Важнейшими факторами экономического роста в 2021 - 2023 годах будут являться следующие:
Схема 1
Ограничения экономического роста
Схема 2
* - Результаты выборочных обследований предприятий и организаций отдельных секторов экономики (промышленности, строительства, оптовой и розничной торговли, сферы услуг), проводимых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (далее - Нижегородстат), позволяют выделить наиболее значимые факторы, ограничивающие производственную деятельность организаций.
По итогам обследований деловой активности организаций, проведенных во 2 квартале 2020 года, важнейшими ограничениями являются (% от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности):
1. Недостаточный платежеспособный спрос покупателей (заказчиков).
Этот фактор отмечали: 70,5% организаций оптовой торговли и 61% организаций розничной торговли; 60% организаций сферы услуг; 18% строительных фирм.
Недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке ограничивал деятельность 50% промышленных предприятий, на внешнем рынке - 24% предприятий.
2. Недостаток финансовых средств.
Этот фактор ограничивал деятельность: 51% организаций сферы услуг; 29,5% организаций оптовой торговли; 28,8% промышленных предприятий; 27,6% организаций розничной торговли; 15% строительных фирм.
3. Высокие издержки, связанные с высокой стоимостью материалов и конструкций, арендной платы, транспортных расходов.
На высокую стоимость материалов и конструкций указали 46% строительных фирм. На высокую арендную плату - 28,6% организаций розничной торговли, 18,9% организаций оптовой торговли, 19% организаций сферы услуг. На высокие транспортные расходы - 49,5% организаций оптовой торговли и 17,1% - розничной торговли.
4. Высокий процент коммерческого кредита.
Этот фактор отмечали: 27,4% организаций оптовой торговли; 23% организаций сферы услуг; 20,5% промышленных предприятий; 11% строительных фирм; 13,3% организаций розничной торговли.
5. Конкурирующий импорт. Этот фактор ограничивал деятельность 19,2% промышленных предприятий.
6. Недостаток квалифицированных специалистов.
Дефицит квалифицированных работников ограничивал деятельность: 25% строительных фирм; 23,3% промышленных предприятий; 19% организаций сферы услуг; 7,4% организаций оптовой торговли.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
2.3. Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области на 2021 - 2023 годы 1
Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области на 2021 - 2023 годы формировались в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Прогноз развития РФ).
Прогноз развития РФ разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.
Базовый вариант учитывает более благоприятные внешние условия развития (санитарно-эпидемиологическую ситуацию, улучшение конъюнктуры внешних товарных рынков) и принимаемые меры экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий.
Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Для разработки параметров федерального бюджета на 2021 - 2023 годы предлагается рассматривать базовый вариант прогноза.
Схема 3
Подробнее с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов можно ознакомиться на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (www.economy.gov.ru) в разделе "Макроэкономика".
Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области разработаны в трех вариантах - базовом, целевом и стратегическом.
Схема 4
С учетом сложившихся в Нижегородской области социально-экономических тенденций, факторов роста и ограничений экономического развития, а также с учетом прогнозов, представленных крупными предприятиями области, при формировании Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области за основу выбран базовый вариант.
Целевой вариант прогноза учитывает реализацию задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и исходит из более высоких темпов экономического роста.
Стратегический вариант прогноза учитывает достижение параметров, определенных в Стратегии развития области социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.
1 - Основные параметры базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 г. (протокол N 35, часть 1).
2 - Наиболее вероятный (реальный) сценарий развития Нижегородской области. Принят за основу при формировании прогноза развития Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
3 - Учитывает реализацию задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
4 - Учитывает реализацию Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.
3. Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2021 - 2023 годы и основные направления социально-экономического развития Нижегородской области
3.1. Характеристика основных показателей прогноза социально-экономического развития
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2021 - 2023 годы сформирован с учетом ожидаемой ситуации до конца 2020 года, Прогноза развития РФ, прогнозных намерений хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области.
Факторы экономического роста
По итогам 2020 года темп роста экономики в целом оценивается на уровне 96,3%. Ключевым фактором снижения станут ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. В 2021 году ожидается восстановление экономики региона на 3,5% в сопоставимых ценах. Траектория устойчивого роста экономики продолжится и в среднесрочной перспективе: прогнозные темпы на 2022 - 2023 годы составят 103,2 - 103,5% (по базовому варианту) и 104 - 104,1% (по целевому варианту). В соответствии с параметрами, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 23 октября 2019 г. N 767 (далее - Прогноз до 2022 года), на 2021 - 2022 годы ИФО ВРП прогнозировался на уровне 103,1 - 103,2% ежегодно. Более высокие темпы роста до 2023 года (по сравнению с прогнозируемыми до 2022 года) обусловлены более высокими, чем прогнозировалось ранее, темпами роста обрабатывающих производств.
Основной вклад в экономическое развитие региона будут вносить: промышленное производство (в т.ч. обрабатывающие производства) - порядка 30% в ВРП, торговля - более 17%, транспортировка и хранение - порядка 7%, деятельность профессиональная, научная и техническая - 6% и др.
Объем промышленного производства по оценке в 2020 году сократится на 5 - 7% в сопоставимых ценах. В 2021 - 2023 годах прогнозируется на уровне 102,8 - 103,6% (по базовому варианту) и может достичь 104,1% с учетом целевого варианта развития. По ключевой отрасли "обрабатывающие производства" в прогнозном периоде темпы роста в сопоставимых ценах составят 103,1 - 104% (по базовому варианту) и 103,5 - 104,5% (по целевому варианту). Прогноз темпов роста производства скорректирован в большую сторону по сравнению с параметрами, заложенными в Прогнозе до 2022 года (102,9 - 103,2% ежегодно), за счет более высоких, чем прогнозировалось ранее, темпов роста обрабатывающих производств.
Оборот розничной торговли по оценке в 2020 году в условиях снижения реальных денежных доходов населения и платежеспособного спроса составит 96% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах. В 2021 году на фоне роста доходов населения прогнозируется восстановление потребительского спроса: оборот розничной торговли увеличится на 5,1% в сопоставимых ценах, объем платных услуг - на 6,7% (по базовому варианту). В 2022 - 2023 годы рост показателей продолжится на уровне 103,2 - 103,6% в сопоставимых ценах (по базовому варианту).
Несмотря на то, что большая часть ВРП в прогнозируемом периоде будет по-прежнему создаваться в реальном секторе экономики, в среднесрочной перспективе будет продолжена тенденция на увеличение вклада в рост добавленной стоимости отраслей, формирующих человеческий капитал (таблица 3):
Таблица 3
Структура ВРП в отраслевом разрезе
|
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|
оценка |
прогноз |
|||
Отрасли реального сектора, в т.ч |
90,7 |
89,3 |
89,5 |
89,5 |
89,5 |
обрабатывающие производства |
31,2 |
29,4 |
29,5 |
29,6 |
29,8 |
торговля оптовая и розничная |
16,8 |
17,1 |
17,3 |
17,3 |
17,3 |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
6,2 |
5,9 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
транспортировка и хранение |
7 |
6,7 |
6,8 |
6,8 |
6,9 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
4,4 |
4,2 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
сельское хозяйство |
2,8 |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
2,7 |
Отрасли, направленные на развитие человеческого капитала, в т.ч. |
9,3 |
10,7 |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
образование |
4,4 |
4,8 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
3,8 |
4,5 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
1,1 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
Росту добавленной стоимости в отраслях, направленных на развитие человеческого капитала, будет способствовать, в первую очередь, реализация мероприятий национальных проектов. Ожидаемый объем финансирования на повышение уровня и качества жизни населения Нижегородской области за 2020 - 2022 годы составит 46 млрд рублей (НП "Здравоохранение", НП "Демография", НП "Жилье и городская среда", НП "Образование", НП "Культура").
Темпы экономического роста Нижегородской области на среднесрочную перспективу будут определяться инвестиционным, внутренним и внешним платежеспособным спросами.
Инвестиции в основной капитал
В среднесрочном периоде доля валового накопления основного капитала будет неуклонно повышаться.
Таблица 4
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, %
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|
оценка |
прогноз |
||
Базовый вариант |
21,5 |
21,8 |
22,4 |
22,9 |
Целевой вариант |
21,5 |
22 |
22,6 |
23,2 |
Объем инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) прогнозируется на 2021 - 2023 годы 104 - 105,4% (по базовому варианту) и 105,2 - 106,4% (по целевому варианту). По оценке 2020 года объём инвестиций сохранится на уровне 2019 года. В период 2021 - 2023 годов рост инвестиционной активности будет обеспечен за счет обрабатывающих производств, являющихся ведущим сектором экономики, и реализации крупных инвестиционных проектов, продолжающих своё функционирование в плановом режиме. Прогнозные темпы роста инвестиций не превышают параметры, заложенные в Прогнозе до 2022 года (на 2021 - 2022 годы - 106,5 - 105,8% ежегодно), что связано с имеющимся риском переноса сроков начала реализации новых инвестиционных проектов в реальном секторе экономики.
На начало сентября текущего года инвестиционный портфель области включает в себя порядка 70 проектов с объемом инвестиций более 500 млн рублей суммарной стоимостью около 400 млрд рублей.
Одним из основных источников инвестиций в основной капитал является прибыль хозяйствующих субъектов. По оценке в 2020 году объем прибыли прибыльных организаций составит 228,2 млрд рублей. В прогнозном периоде темпы роста прибыли составят 107 - 107,4% (по базовому варианту) и 107,3 - 107,9% (по целевому варианту). Основные объемы прибыли будут формироваться в обрабатывающих производствах, электроэнергетике, транспортировке и хранении, деятельности профессиональной, научной и технической. Темпы роста прибыли на 2021 - 2022 годы скорректированы в большую сторону по сравнению с параметрами, заложенными в Прогнозе до 2022 года (106 - 106,9% ежегодно).
Стимулирование внешнего спроса на продукцию нижегородских производителей будет осуществляться в рамках реализации мероприятий, направленных на развитие несырьевого неэнергетического экспорта, в том числе в рамках региональной составляющей национального проекта "Международная кооперация и экспорт". Основными направлениями будут:
- государственная поддержка промышленных предприятий, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности;
- создание новой экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранение торговых барьеров для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК;
- взаимодействие с АО "Российский экспортный центр";
- вовлечение предприятий, производящих несырьевую неэнергетическую продукцию, в экспортную деятельность, в том числе участие в зарубежных бизнес-миссиях, в деловых встречах с зарубежными партнерами и др.
В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение стоимостного объема экспорта.
В 2021 - 2023 годах темпы роста экспорта составят 106 - 112,7% ежегодно (по базовому варианту) и могут достичь 106,5 - 113,1% ежегодно (по целевому варианту).
Несмотря на сложные внешние и внутренние условия развития экономики региона, в среднесрочной перспективе одной из основных задач экономического роста останется повышение платежеспособного спроса населения, роста качества и уровня жизни населения.
В условиях эпидемиологических ограничений и на фоне снижения доходов населения по оценке 2020 года среднемесячная заработная плата в целом по области в действующих ценах увеличится на 5,1% и составит 37 000 рублей. Темп роста в реальном выражении - 101,6%.
В среднесрочной перспективе с учетом реализации мер, направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике, роста доходов населения, а также увеличения оплаты труда работников бюджетной сферы прогнозируется, что среднемесячная заработная плата в целом по области в 2021 году составит 39 370 рублей и к 2023 году достигнет уровня 44 700 рублей. Реальная заработная плата в 2021 году составит 102,4%, в 2022 - 2023 годах - 102,4 - 102,6% ежегодно. Однако темпы роста реальной заработной платы до 2023 года прогнозируются ниже параметров Прогноза до 2022 года (103,2% ежегодно).
Объем ФОТ в 2021 году прогнозируется на уровне 564,5 млрд рублей (или 107,2% к уровню 2020 года). В 2022 - 2023 годах ежегодный прирост составит 6,7 - 7,2%. Величина ФОТ к 2023 году достигнет 645,7 млрд рублей.
В 2021 - 2023 годах исходя из роста основных компонентов доходов населения заработной платы и пенсий планируется восстановление роста реальных денежных доходов населения на уровне 102,4 - 103% ежегодно (по базовому варианту).
К концу 2020 года ожидается рост численности безработных граждан до 62 тыс. человек (при уровне официально регистрируемой безработицы 3,6%). При этом ожидается, что реализация мероприятий государственной программы "Содействие занятости населения Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 273, и мероприятий национальных проектов позволит стабилизировать ситуацию на рынке труда в прогнозируемом периоде 2021 - 2023 годов. Регистрируемая безработица по итогам 2023 года ожидается на уровне 0,6%.
С учетом действия региональных проектов, входящих в национальные проекты "Здравоохранение" и "Демография", а также реализации демографической политики к 2023 году прогнозируется: снижение коэффициента естественной убыли населения до 5,8 промилле, рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,45 детей на 1 женщину, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 72,7 лет. Среднегодовая численность населения Нижегородской области в 2023 году составит 3 139,2 тыс. человек.
Численность занятого населения по оценке 2020 года составит 1 601,9 тыс. человек, что на 2% ниже уровня 2019 года. В среднесрочной перспективе в результате стабилизации экономической ситуации и реализации комплекса мероприятий по улучшению ситуации на рынке труда численность занятого населения будет увеличиваться и в 2023 году составит 1 606,3 тыс. человек.
Развитие человеческого капитала, создание высокотехнологичных производств, внедрение инноваций, принципов бережливого производства и цифровых технологий обеспечат в прогнозном периоде рост производительности труда. Индекс производительности труда по всем видам экономической деятельности в 2021 году прогнозируется на уровне 103,3%, в 2022 - 2023 годах 103,2 - 103,5% (по базовому варианту), при реализации национальных целей и стратегических задач индекс производительности труда к 2023 году достигнет 104%.
3.2. Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области
Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области в прогнозном периоде определены необходимостью решения задач и достижения целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и в Общенациональном плане действий.
Главной целью Общенационального плана действий является выход на устойчивую траекторию экономического роста и рост доходов населения.
Достижение данной цели будет решаться за счет решения следующих задач:
- роста реальных доходов граждан, восстановления эффективной занятости и платежеспособного спроса;
- восстановления и развития индивидуального, малого и среднего предпринимательства;
- запуска нового инвестиционного цикла и улучшения делового климата;
- ускорения технологического развития экономики и повышения производительности труда, в том числе на основе цифровизации;
- увеличения экспорта и развития импортозамещения;
- восстановления работы отраслей, прямо или косвенно пострадавших от распространения коронавирусной инфекции;
- повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам.
Основным механизмом решения поставленных задач будет реализация национальных проектов и мероприятий государственных программ.
Реализация национальных проектов охватывает 13 ключевых направлений социально-экономического развития: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, коммуникации между центрами экономического роста.
По состоянию на 11 августа 2020 г. Нижегородская область подала заявку на участие в 58 федеральных проектах, входящих в состав национальных проектов, реализуемых на территории Нижегородской области. Заключено 51 соглашение по реализации региональных проектов на территории Нижегородской области. Паспорта региональных проектов внесены в систему "Электронный бюджет" (таблица 5).
Соответствующие мероприятия региональных проектов учтены в государственных программах Нижегородской области. В 2020 году в регионе осуществляется реализация 33 государственных программ и 1 региональной адресной программы (перечень государственных программ Нижегородской области приведен в разделе 4 "Основные параметры государственных программ Нижегородской области" в таблице 6).
Таблица 5
Наименование национального проекта, региональной составляющей федерального проекта |
Целевые показатели регионального проекта по Нижегородской области (данные из утвержденных паспортов приведены по состоянию на 11.08.2020 и могут быть скорректированы) (учтены в целевом варианте прогноза) |
1.1. Жилье. 1.2. Формирование комфортной городской среды. 1.3. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда |
Объём ввода жилья составит: - в 2021 году - 1,552 млн кв. м, - в 2022 году - 1,717 млн кв. м, - в 2023 году - 1,849 млн кв. м. Количество городов с благоприятной городской средой составит: - в 2021 году - 11 ед., - в 2022 году - 13 ед., - в 2024 году - 14 ед. Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда составит: - в 2021 году - 22,06 тыс. кв. м, - в 2022 году - 28,65 тыс. кв. м, - в 2023 году - 67,29 тыс. кв. м |
2. "Демография": 2.1. Финансовая поддержка семей при рождении детей. 2.3. Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышения уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва. |
Суммарный коэффициент рождаемости составит: - в 2021 году - 1,552 ребенка на 1 женщину; - в 2022 году - 1,576 детей на 1 женщину; - в 2023 году - 1,592 ребенка на 1 женщину. Уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, составит: - в 2021 году - 80,9%; - в 2022 году - 81,3%; - в 2023 году - 81,7%. Доступность дошкольного образования для детей от полутора до трех лет составит в 2021 - 2023 годах 100%. Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта составит: - в 2021 году - 54,6%; - в 2022 году - 56%; - в 2023 году - 57,5%. Охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, составит: - в 2021 году - 36,1%; - в 2022 году - 55,7%; - в 2023 году - 65,3%. Смертность женщин в возрасте 16-54 лет на 100 тыс. человек составит: - в 2021 году - 217,9; - в 2022 году - 214,7; - в 2023 году - 211,4. Смертность мужчин в возрасте 16-59 лет на 100 тыс. человек составит: - в 2021 году - 683,5; - в 2022 году - 651,2; - в 2023 году - 623,4 |
3.1. Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи. 3.2. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями. 3.3. Борьба с онкологическими заболеваниями. 3.5. Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами. |
Число граждан, прошедших профилактические осмотры, составит: - в 2021 году -1,422 млн человек; - в 2022 году - 1,703 млн человек; - в 2023 году - 1,893 млн человек. Смертность от инфаркта миокарда составит: - в 2021 году - 34 случая на 100 тыс. населения; - в 2022 году - 32,6 случаев на 100 тыс. населения; - в 2023 году - 31,3 случаев на 100 тыс. населения. Доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях, составит: - в 2021 году - 60,1%; - в 2022 году - 61,2%; - в 2023 году - 62,3%. Младенческая смертность составит: - в 2021 году - 4,8 случаев на 1 тыс. родившихся детей; - в 2022 году - 4,7 случаев на 1 тыс. родившихся детей; - в 2023 году - 4,6 случаев на 1 тыс. родившихся детей. Обеспеченность врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях, составит: - в 2021 году - 36,2 человек на 10 тыс. населения; - в 2022 году - 37,1 человек на 10 тыс. населения; - в 2023 году - 37,9 человек на 10 тыс. населения. Число граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами) в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг и функций в отчетном году, составит: - в 2021 году - 351 тыс. человек; - в 2022 году - 480,1 тыс. человек; - в 2023 году - 656,3 тыс. человек. Количество пролеченных иностранных граждан составит: - в 2021 году - 19,9 тыс. человек; - в 2022 году - 21,1 тыс. человек; - в 2023 году - 22,3 тыс. человек |
4. "Образование": 4.1. Современная школа. 4.2. Успех каждого ребенка. 4.3. Цифровая образовательная среда. 4.4. Учитель будущего. 4.5. Молодые профессионалы. 4.6. Социальная активность. |
Число созданных новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и посёлках городского типа: - не менее 1400 мест к 2021 году; - не менее 1400 мест к 2022 году; - не менее 1600 мест к 2023 году. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, составит: - в 2021 году - 76%; - в 2022 году - 77%; - в 2023 году - 78%. Число детей, охваченных деятельностью детских технопарков "Кванториум": - не менее 21 тыс. человек к 2021 году; - не менее 53 тыс. человек к 2022 году; - не менее 53 тыс. человек к 2023 году. Создание в образовательных организациях современной цифровой среды: - 40% организаций к 2021 году; - 60% организаций к 2022 году; - 80% организаций к 2023 году. Число мастерских, оснащенных современной материально-технической базой: - не менее 30 ед. к 2021 году; - не менее 30 ед. к 2022 году; - не менее 30 ед. к 2023 году. Доля учителей, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников: - не менее 10% к 2021 году; - не менее 20% к 2022 году; - не менее 30% к 2023 году. Создание центров опережающей профессиональной подготовки: - в 2021 году - 1; - в 2022 году - 1; - в 2023 году - 2 |
5. "Экология": 5.1. Чистая страна. 5.2. Комплексная система обращения с ТКО. 5.3. Оздоровление Волги. 5.4. Сохранение уникальных водных объектов. 5.5. Чистая вода. 5.6. Сохранение лесов |
Количество ликвидированных объектов накопленного вреда составит: - в 2021 году - 3; - в 2022 году - 3; - в 2023 году - 3. Количество ликвидированных объектов несанкционированных свалок составит: - в 2021 году - 0; - в 2022 году - 3; - в 2023 году - 5. Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме отходов достигнет: - в 2021 году - 49%; - в 2022 году - 53%; - в 2023 году - 57%. Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод составит: - в 2021 году - 0,29 куб. км; - в 2022 году - 0,26 куб. км; - в 2023 году - 0,18 куб. км. Доля населения области, обеспеченного качественной питьевой водой из системы централизованного водоснабжения, составит: - в 2021 году - 93,1%; - в 2022 году - 93,6%; - в 2023 году - 94,2%. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений составит: - в 2021 году - 86,7%; - в 2022 году - 87,8%; - в 2023 году - 90,7% |
6. "Безопасные и качественные автомобильные дороги": 6.1. Дорожная сеть. |
Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, достигнет: - в 2021 году - 36,1%; - в 2022 году - 36,9%; - в 2023 году - 37,6%. Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях составит: - в 2021 году - 9,77 человек на 100 тыс. населения; - в 2022 году - 8,39 человек на 100 тыс. населения; - в 2023 году - 6,4 человек на 100 тыс. населения |
7. "Производительность труда и поддержка занятости": 7.1. Системные меры по повышению производительности труда. 7.2. Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях. |
Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики составит: - в 2021 году - 103,8%; - в 2022 году - 104% - в 2023 году - 104%. Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта, составит: - в 2021 году - 114 ед.; - в 2022 году - 150 ед.; - в 2023 году - 181 ед. Доля соискателей - получателей услуг по подбору вакансий центров занятости населения, в которых реализованы пилотные проекты, удовлетворенных полученными услугами, составит: - в 2021 году - 75%; - в 2022 году - 80%; - в 2023 году - 85% |
8.1. Информационная безопасность. 8.2. Цифровые технологии. |
Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения составит в 2021 году 75% (показатель будет исполнен к концу 2021 года). Увеличение затрат на развитие "сквозных" цифровых технологий составит в 2021 году 150% (показатель будет исполнен к концу 2021 года). Доля взаимодействий граждан и коммерческих организаций с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями, осуществляемых в цифровом виде составит в 2021 году 40% (показатель будет исполнен к концу 2021 года) |
9. "Культура": 9.1. Культурная среда. 9.2. Творческие люди. 9.3. Цифровая культура |
Количество любительских творческих коллективов, получивших грантовую поддержку, составит: - в 2021 году - 12 ед.; - в 2022 году - 16 ед.; - в 2023 году - 20 ед. Количество созданных и капитально отремонтированных объектов культуры составит: - в 2021 году - 34 ед.; - в 2022 году - 34 ед.; - в 2023 году - 34 ед. Получат современное оборудование: - к 2021 году - 111 организаций культуры; - к 2022 году - 153 организации культуры; - к 2023 году - 153 организации культуры |
10. "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы": 10.1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности. 10.2. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию. 10.3. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства. 10.4. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации. |
Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых составит (нарастающим итогом): - в 2021 году - 44,3 тыс. человек; - в 2022 году - 48,7 тыс. человек; - в 2023 году - 52 тыс. человек. Количество выданных микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства составит (нарастающим итогом): - в 2021 году - 320 ед.; - в 2022 году - 725 ед.; - в 2023 году - 1026 ед. Количество субъектов МСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", составит (нарастающим итогом): - в 2021 году - 4,5 тыс. ед.; - в 2022 году - 6,4 тыс. ед.; - в 2023 году - 8,5 тыс. ед. Количество вовлеченных в субъекты МСП, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки, в рамках федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" составит (нарастающим итогом) составит: - в 2021 году - 489 человек; - в 2022 году - 748 человек; - в 2023 году - 1103 человек. Количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности, составит (нарастающим итогом): - в 2021 году - 6,5 тыс. человек; - в 2022 году - 7,9 тыс. человек; - в 2023 году - 9,2 тыс. человек |
11. "Международная кооперация и экспорт": 11.1. Промышленный экспорт. 11.2. Экспорт продукции АПК. 11.3. Экспорт услуг. 11.4. Системные меры развития международной кооперации и экспорта |
Объём экспорта конкурентоспособной промышленной продукции составит: - в 2021 году - 0,39 млрд долл. США; - в 2022 году - 0,44 млрд долл. США; - в 2023 году - 0,49 млрд долл. США. Объем экспорта услуг составит: - в 2021 году - 4,6 млрд долл. США; - в 2022 году - 4,97 млрд долл. США; - в 2023 году - 5 млрд долл. США |
12. "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года": |
Протяженность построенных и реконструированных участков автомобильных дорог регионального значения (по объекту "Строительство автомобильной дороги Нижний Новгород - Шахунья - Киров на участке Неклюдово - Золотово в городе областного значения Бор Нижегородской области") составит в 2021 году 8,31 км (показатель будет исполнен к концу 2021 года) |
4. Основные параметры государственных программ Нижегородской области (согласно редакциям, действующим по состоянию на 10.08.2020)
Таблица 6
млн руб. | |||||||
Наименование госпрограммы |
Период действия (годы) |
Объемы финансирования, предусмотренные на 2021 - 2023 годы |
|||||
Всего |
в том числе за счет средств: |
||||||
Федерального бюджета |
Областного бюджета |
Местных бюджетов |
Прочих источников |
||||
1. "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 297) |
2015 - 2022 |
518,4 |
127,6 |
371,7 |
- |
19,1 |
|
2. "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 280) |
2015 - 2025 |
79 549,8 |
3 559,9 |
10 468,1 |
155,1 |
65 366,7 |
|
3. "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 288) |
2015 - 2022 |
2 451,1 |
897 |
479 |
- |
1 075,1 |
|
4. "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 287) |
2014 - 2021 |
4 402,7 |
284,4 |
383,3 |
235,3 |
3 499,7 |
|
5. "Развитие предпринимательства Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 290) |
2015 - 2022 |
1 055,8 |
708,2 |
324,9 |
10,5 |
12,2 |
|
6. "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 286) |
2015 - 2022 |
101,9 |
- |
101,9 |
- |
- |
|
7. "Развитие транспортной системы Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 303) |
2015 - 2024 |
79 815,7 |
14 465,7 |
63 417 |
1 931,4 |
1,6 |
|
8. "Информационное общество Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 300) |
2015 - 2022 |
657,5 |
14,4 |
623 |
20,1 |
- |
|
9. "Развитие здравоохранения Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 г. N 274) |
2013 - 2024 |
222 530,4 |
7 245,4 |
82 398,8 |
0 |
132 886,2 |
|
10. "Развитие образования Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 301) |
2015 - 2034 |
91 822,0 |
6 198,6 |
85 544,5 |
78,9 |
- |
|
11. "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2015 г. N 893) |
2016 - 2025 |
10 075,9 |
644,3 |
8 935,8 |
495,8 |
- |
|
12. "Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. N 180) |
2019 - 2024 |
8 967,8 |
- |
8 519,4 |
448,4 |
- |
|
13. "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298) |
2015 - 2022 |
68 296,6 |
20 602,5 |
47 694,1 |
- |
- |
|
14. "Содействие занятости населения Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 273) |
2015 - 2024 |
3605,3 |
2173,3 |
1432 |
- |
- |
|
15. "Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 285) |
2015 - 2022 |
11 088,2 |
2 038,6 |
9 049,6 |
- |
- |
|
16. "Развитие культуры и туризма Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 299) |
2015 - 2022 |
6 288,4 |
1 396,1 |
4 752,0 |
96,4 |
43,9 |
|
17. "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 289) |
2015 - 2022 |
448,6 |
356,9 |
91,7 |
- |
- |
|
18. "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 302) |
2015 - 2030 |
6 402,9 |
568,4 |
5 582,7 |
140,4 |
111,4 |
|
19. "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 305) |
2015 - 2024 |
19 088,3 |
11 281,1 |
1 603,3 |
100,2 |
6 103,7 |
|
20. "Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области на 2018 - 2024 годы" (постановление Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2017 г. N 651) |
2018 - 2024 |
2 578,8 |
2 182,7 |
142,9 |
253,2 |
- |
|
21. "Охрана окружающей среды Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 306) |
2015 - 2022 |
1 689 |
344,5 |
1 215,6 |
128,9 |
- |
|
22. "Охрана животного мира Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 13 июля 2017 г. N 516) |
2018 - 2022 |
187,8 |
44,4 |
143,4 |
- |
- |
|
23. "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2018 г. N 98) |
2018 - 2022 |
46,7 |
5,3 |
41,4 |
- |
- |
|
24. "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 г. N 981) |
2015 - 2022 |
372 |
- |
372 |
- |
- |
|
25. "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 304) |
2015 - 2021 |
1 257,4 |
- |
1 257,4 |
- |
- |
|
26. "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. N 797) |
2018 - 2025 |
42,3 |
- |
42,3 |
- |
- |
|
27. "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 22 мая 2015 г. N 320) |
2015 - 2022 |
16,6 |
- |
16,6 |
- |
- |
|
28. "Управление государственными финансами Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 296) |
2014 - 2024 |
57 831,1 |
968,5 |
5 6862,6 |
- |
- |
|
29. "Управление государственным имуществом Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 284) |
2015 - 2022 |
559,1 |
- |
559,1 |
- |
- |
|
30. "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2019 г. N 109) |
2019 - 2022 |
15,7 |
- |
12,0 |
- |
3,7 |
|
31. "Предупреждение (профилактика) коррупции на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. N 167) |
2019 - 2022 |
2,0 |
- |
2,0 |
- |
- |
|
32. "Информационная среда Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 15 января 2019 г. N 7) |
2019 - 2022 |
851,1 |
- |
796,7 |
54,4 |
- |
4.1. Прогноз баланса трудовых ресурсов Нижегородской области
тыс. чел. | |||||
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год (оценка) |
2021 (прогноз) |
2022 (прогноз) |
2023 (прогноз) |
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе: |
1 933,3 |
1 914,1 |
1 909,5 |
1 904,7 |
1 902,6 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
1 707,1 |
1 716,0 |
1 718,8 |
1 723,1 |
1 726,5 |
иностранные трудовые мигранты |
44,6 |
37,3 |
38,7 |
40,1 |
41,5 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в том числе: |
181,6 |
160,8 |
152,0 |
141,5 |
134,6 |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
180,7 |
160,0 |
151,2 |
140,7 |
133,8 |
подростки моложе трудоспособного возраста |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Численность занятых в экономике - всего |
1 634,5 |
1 601,9 |
1 605,5 |
1 605,9 |
1 606,3 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике - всего, в том числе: |
298,8 |
312,2 |
304,0 |
298,8 |
296,3 |
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства |
128,41 |
123,6 |
122,5 |
121,5 |
120,7 |
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости |
7,44 |
39,1 |
25,8 |
16,1 |
16,1 |
численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике |
162,92 |
149,5 |
155,7 |
161,2 |
159,5 |
Распределение
иностранных трудовых мигрантов по видам экономической деятельности (расчетные данные управления по труду и занятости населения Нижегородской области с учетом фактических данных МВД России)
тыс. чел. | |||||
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год (оценка) |
2021 (прогноз) |
2022 (прогноз) |
2023 (прогноз) |
Иностранные трудовые мигранты, в том числе по видам экономической деятельности: |
44,6 |
37,3 |
38,7 |
40,1 |
41,5 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
1,8 |
1,51 |
1,57 |
1,6 |
1,7 |
обрабатывающие производства |
8,5 |
7,09 |
7,36 |
7,6 |
7,9 |
строительство |
20,8 |
17,37 |
18,0 |
18,7 |
19,3 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
3,7 |
3,09 |
3,21 |
3,3 |
3,4 |
транспортировка и хранение |
1,6 |
1,35 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
предоставление прочих видов услуг |
6,4 |
5,38 |
5,58 |
5,8 |
6,0 |
прочие |
1,8 |
1,52 |
1,58 |
1,6 |
1,7 |
Принятые в тексте сокращения:
ИФО ВРП - индекс физического объема валового регионального продукта;
ИФО - индекс физического объема;
РФ - Российская Федерация;
ПФО - Приволжский федеральный округ;
НП - национальный проект;
ИП - индивидуальные предприниматели;
среднемесячная заработная плата - номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций;
ФОТ - фонд заработной платы работников организаций;
% г/г - % к предыдущему году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 20 октября 2020 г. N 863 "О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)"
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 октября 2020 г. N 5200202010210006
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 5 марта 2021 г. N 170