Решение Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2018/646 от 18 апреля 2018 г.
об общих правовых рамках для предоставления качественных услуг в отношении трудовых навыков и квалификации (Europass)*(1)
(Действие Решения распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьями 165 и 166 указанного Договора,
На основании предложения Европейской Комиссии,
После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,
На основании заключения Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(2),
На основании заключения Комитета регионов,
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(3),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Лицам, находящимся в поиске работы или принимающим решения, касающиеся обучения или работы, необходим доступ к информации и руководству по имеющимся возможностям, оценке собственных навыков и способам представления своих трудовых навыков и квалификации.
(2) Различия в определениях, форматах документов, языках, а также в методах оценки и проверки данных создают значительные проблемы для отдельных лиц, работодателей и компетентных органов. Такие проблемы возникают в основном при перемещении лиц между странами, включая третьи страны, но также при поиске ими новой работы или их участии в обучении или управлении карьерой. Для решения указанных проблем важны широкое распространение понятной информации, общее понимание, а также повышенная прозрачность трудовых навыков и квалификации.
(3) Европейская программа развития новых трудовых навыков, принятая Европейской Комиссией 10 июня 2016 г., предлагает государствам-членам ЕС, социальным партнерам, организациям и другим заинтересованным сторонам совместно работать над десятью действиями в целях повышения качества и точности формирования трудовых навыков, большей наглядности и сопоставимости навыков, а также улучшения интеллектуальных навыков и особенно информации, необходимой для лучшего выбора профессии. Пересмотр правовых рамок Europass был предложен в качестве одного из десяти действий, предлагающих основной способ достижения и поддержания указанных целей.
(4) Решением 2241/2004/EC*(4) Европейского Парламента и Совета ЕС были установлены правовые рамки для решения проблем, связанных с поиском работы, обучением и управлением карьерой. Цель данного Решения заключалась в достижении большей прозрачности квалификаций и компетентностей посредством подбора документов, известных как "Europass" и используемых лицами на добровольной основе. В целях имплементации правовых рамок Europass указанным Решением также учреждены национальные органы, известные как Национальные центры Europass.
(5) Для достижения своей основной цели правовые рамки Europass фокусируются на инструментах документирования трудовых навыков и квалификаций. Такие инструменты широко используются в информационной интернет-системе Europass.
(6) Национальные центры Europass оказывают пользователям поддержку и содействуют документированию трудовых навыков и квалификаций. Сеть Euroguidance, продвигающая европейское измерение в руководстве и предоставляющая высококачественную информацию о руководстве, применимом на протяжении всей жизни, и транснациональной мобильности в целях обучения, также поспособствовала развитию информационного обеспечения, касающегося инструментов Союза, необходимых для трудовых навыков и квалификации. Национальные координационные центры Европейской системы квалификаций оказывают поддержку национальным органам власти в приведении национальных рамок или систем квалификаций в соответствие с Европейской системой квалификаций ("EQF"), а их деятельность направлена на приближение EQF к отдельным лицам и организациям. В целях усиления воздействия указанных национальных служб при одновременном сохранении разнообразия национальных систем необходимо обеспечить их поддержку и более эффективную координацию.
(7) В своем отчете Европейскому Парламенту и Совету ЕС от 19 декабря 2013 г. об оценке Europass Европейская Комиссия пришла к выводу об удовлетворительности модели реализации Europass через действия национальных центров Europass по повышению осведомленности о Europass и предоставлению заинтересованным сторонам необходимой информации. Вместе с тем Европейская Комиссия также пришла к выводу о недостижении большинством инструментов Europass охвата всех потенциальных пользователей и неравности охвата с точки зрения географии и возрастных групп, а также о том, что лучшая координация и интеграция услуг по поддержке руководства и мобильности в рамках Europass позволили бы определить больший круг потенциальных пользователей.
(8) Факты свидетельствуют об использовании Europass социальными группами, обладающими высоким уровнем цифровой грамотности, в то время как группы с более низким уровнем благосостояния, например, лица с более низким уровнем образования, пожилые люди или длительно безработные, часто не знают о существовании Europass и его инструментах, а потому не могут ими пользоваться.
(9) Пакет документов Europass является одним из инструментов, внедренных на уровне Союза с целью повышения прозрачности и степени понимания навыков и квалификаций.
(10) Пакет документов Europass состоит из пяти шаблонов. Шаблон резюме (CV) Europass позволяет лицам оформлять свои резюме в стандартизированном формате. С момента создания Europass CV в 2004 г. создано более 100 миллионов онлайн-резюме Europass. Два шаблона приложений к квалификации, а именно Приложение Europass к диплому о высшем образовании и Приложение Europass к сертификату о профессиональном образовании, предоставляют информацию о содержании и результатах обучения, связанного с квалификацией, а также о системе образования страны, присвоившей квалификацию. Языковой паспорт Europass используется для описания языковых навыков. Шаблон паспорта мобильности Europass описывает трудовые навыки, приобретенные за границей в рамках опыта мобильности в целях обучения или работы.
(11) Рекомендация Совета ЕС от 22 мая 2017 г.*(5) представила общие справочные правовые рамки, способные помочь отдельным лицам и организациям в сравнении различных систем квалификаций и уровней квалификаций таких систем.
(12) Рекомендацией Совета ЕС от 20 декабря 2012 г.*(6) государствам-членам ЕС предложено к 2018 г. разработать в соответствии с национальными обстоятельствами и особенностями, если это будет сочтено целесообразным, механизмы признания неофициального обучения, позволяющие отдельным лицам обладать собственными знаниями, навыками и компетентностями, приобретенными в рамках признанного неофициального обучения, и получить полную или, если это применимо, частичную квалификацию.
(13) Резолюцией Совета ЕС от 28 мая 2004 г. об усилении политики, систем и практик в области руководства на протяжении всей жизни определены основные цели политики руководства, применимого на протяжении всей жизни, для всех граждан Союза. Резолюция Совета ЕС от 21 ноября 2008 г.*(7) подчеркивает важность руководства по обучению в течение всей жизни.
(14) Портал "Возможности обучения и квалификаций в Европе" предоставляет доступ к информации о возможностях обучения и квалификациях, предлагаемых различными системами образования Европы, и о сравнении национальных систем квалификаций с использованием EQF.
(15) "Панорама трудовых навыков ЕС" предоставляет информацию о навыках, необходимых для различных профессий и конкретных отраслей, включая спрос и предложение на национальном уровне.
(16) Анализ вакансий и других тенденций на рынке труда представляет собой устоявшийся способ развития умений и трудовых навыков, что необходимо для выявления пробелов и нехватки навыков, а также несоответствия квалификации.
(17) Многоязычная европейская классификация трудовых навыков, компетентностей, квалификаций и профессий ("ESCO"), разработанная и постоянно обновляемая Европейской Комиссией в тесном сотрудничестве с государствами-членами ЕС и заинтересованными сторонами, направлена на содействие прозрачности навыков и квалификаций, необходимых для обучения, а также для целей, связанных с работой. После надлежащего тестирования и с должным учетом позиции государств-членов ЕС Европейская Комиссия может использовать ESCO в рамках Europass; использование ESCO осуществляется государствами-членами ЕС на добровольной основе после проведения государствами-членами ЕС тестирования и оценки.
(18) Европейская сеть служб занятости ("EURES"), учрежденная Регламентом (ЕС) 2016/589*(8) Европейского Парламента и Совета ЕС, является совместной сетью для обмена информацией и облегчения взаимодействия между соискателями работы и работодателями. Указанная сеть предоставляет бесплатную помощь соискателям, желающим переехать в другую страну, и помогает работодателям, желающим принять на работу работников из других стран. Взаимодействие и сотрудничество Europass и EURES позволят усилить влияние обоих служб.
(19) Происходящие на рынке труда процессы, такие как публикация вакансий, заявлений о приеме на работу, оценка трудовых навыков и набор персонала, все чаще управляются онлайн с помощью инструментов, использующих социальные сети, большие данные и другие технологии. Отбор кандидатов осуществляется с помощью инструментов и процессов, запрашивающих информацию о трудовых навыках и квалификации, приобретенных в официальных и неофициальных условиях.
(20) В настоящее время официальное и неофициальное обучение проводится в новых формах и условиях и предлагается различными поставщиками, в частности, с использованием цифровых технологий и платформ, дистанционного и электронного обучения, взаимного обучения по принципу "равный-равному", массовых открытых дистанционных курсов и открытых образовательных ресурсов. Кроме того, навыки, опыт и учебные достижения признаются в различных формах, например, в форме цифровых "открытых значков". Цифровые технологии также используются для навыков, полученных в результате неофициального обучения, например, работа с молодежью и волонтерство.
(21) Для целей настоящего Решения навыки понимаются в широком смысле, охватывающем то, что человек знает, понимает и может сделать. Навыки относятся к различным типам результатов обучения, включая знания и компетентности, а также способность применять знания и использовать ноу-хау в целях выполнения задач и решения проблем. В дополнение к общепризнанной важности профессиональных навыков все большее значение приобретают такие навыки, как критическое мышление, работа в команде, способность решать проблемы и творческий подход, цифровые и языковые навыки, которые являются необходимыми условиями для реализации личных и профессиональных возможностей и могут применяться в разных областях. Отдельные лица могут воспользоваться инструментами и руководством по оценке и описанию указанных и других трудовых навыков.
(22) Лица традиционно указывали в резюме информацию о приобретенных трудовых навыках и квалификации с представлением таких подтверждающих документов, как сертификаты или дипломы. В настоящее время доступны новые инструменты, способные упростить представление трудовых навыков и квалификации посредством использования различных онлайн-форматов и цифровых форматов. Новые инструменты также способны содействовать самостоятельной оценке лицами трудовых навыков, приобретенных в различных условиях.
(23) Правовые рамки Europass должны отвечать существующим и будущим потребностям. Пользователям необходимы инструменты для документирования своих трудовых навыков и квалификации. Кроме того, инструменты оценки навыков и самостоятельная оценка навыков, а равно доступ к соответствующей информации, включая информацию о возможностях проверки данных и руководства, могут быть полезными для принятия решений о возможностях трудоустройства и прохождения обучения.
(24) В целях гарантии актуальности и полезности для пользователей инструментов Союза в сфере трудовых навыков и квалификации необходимо их адаптировать к изменяющимся практикам и достижениям в области технологий. Достижение указанной цели осуществляется, среди прочего, путем создания таких инновационных функций, как интерактивные инструменты, редактирование и проектирование документов, путем стремления к обеспечению более детальных, эффективных и действенных инструментов и упрощений, а также повышения технической совместимости и взаимодействия между соответствующими инструментами, в том числе разработанными третьими лицами, а равно путем учета конкретных потребностей лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, меры аутентификации могут быть использованы для поддержания проверки цифровых документов о навыках и квалификации.
(25) Таким образом, в целях удовлетворения растущих потребностей правовые рамки Europass, установленные Решением 2241/2004/EC, подлежат замене новыми правовыми рамками.
(26) Новые правовые рамки Europass должны отвечать потребностям и ожиданиям таких отдельных конечных пользователей, как учащиеся, соискатели работы, включая безработных и работников, а также других соответствующих заинтересованных сторон, к которым относятся работодатели (в частности, малые и средние предприятия), торговые палаты, организации гражданского общества, волонтеры, специалисты-инструкторы, государственные службы занятости, социальные партнеры, поставщики образовательных услуг, молодежные организации, организации по трудоустройству молодежи, ответственные национальные органы власти и отдельные представители власти. Также необходимо учитывать потребности граждан третьих стран, прибывающих в Союз или проживающих в нем, в целях поддержания их интеграции в общество.
(27) В целях предоставления возможности описания различных типов обучения и навыков, в частности, приобретенных в результате неофициального обучения, необходимо развивать правовые рамки Europass.
(28) Правовые рамки Europass должны быть разработаны на основе подхода, ориентированного на пользователей за счет наличия обратной связи, а также сбора информации об имеющихся требованиях, в том числе посредством проведения опросов и тестирования, уделяя внимание конкретным существующим и будущим потребностям потенциальных пользователей Europass. В частности, элементы Europass должны отражать намерение государств-членов ЕС и Союза обеспечить равный доступ лиц с ограниченными возможностями на рынок труда, а также к информационно-коммуникационным технологиям и системам. Инструменты Europass должны быть воспринимаемыми, пригодными к использованию, понятными и надежными, обеспечивая тем самым их доступность для пользователей, в частности, лиц с ограниченными возможностями.
(29) Обновления и изменения правовых рамок Europass необходимо осуществлять совместно с соответствующими заинтересованными сторонами, например, службами занятости, практикующими специалистами, поставщиками образовательных услуг, социальными партнерами, к которым относятся профсоюзные организации и ассоциации работодателей, и в полном соответствии с продолжающимися процессами политического сотрудничества, такими как Болонский процесс в Европейском пространстве высшего образования. Предполаг
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2018/646 от 18 апреля 2018 г. об общих правовых рамках для предоставления качественных услуг в отношении трудовых навыков и квалификации (Europass)
Решение адресовано государствам - членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Вступает в силу на двадцатый день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Текст перевода официально опубликован не был; текст Решения на английском языке опубликован в Официальном Журнале, N L 112, 2.5.2018, стр. 42.
Переводчик - Исаева О.В.