Резолютивная часть оглашена
20.11.2017 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "Северстрой", на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортивно - оздоровительного центра, расположенного по адресу: Самарская область, Большечерниговский район, с. Большая Черниговка, пер. Кооперативный, 5 (извещение N 0142300005617000036, начальная (максимальная) цена контракта - 10 351 874,09 рублей).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России приняты к рассмотрению жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "Северстрой", на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортивно - оздоровительного центра, расположенного по адресу: Самарская область, Большечерниговский район, с. Большая Черниговка, пер. Кооперативный, 5 (извещение N 0142300005617000036, начальная (максимальная) цена контракта - 10 351 874,09 рублей).
Заявители считают, что Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства; заказчиком не установлено, какой именно ГОСТ соответствует конкретному товару; в информационной карте заказчиком указан код Общероссийского классификатора продукции 41.20.40.000, который исключен Приказом Росстандарта от 28.09.2016 N 1237-ст с 01.01.2017; при подготовке заявки на участие в закупке потенциальные участники лишены возможности указать конкретные характеристики пиломатериалов по порокам и дефектам древесины, поскольку заказчиком дано излишнее описание данных материалов. Заявители просят рассмотреть жалобы по существу, признать жалобы обоснованными, приостановить определение поставщика и заключение контракта, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, внести изменения в аукционную документацию.
Представитель Заказчика и Уполномоченного органа против доводов заявителей возражал, просил отказать в удовлетворении жалоб, им были представлены письменные возражения на жалобы.
Выслушав доводы представителя Заказчика и Уполномоченного органа, изучив материалы жалоб, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. Согласно доводам ООО "Северстрой" Заказчик установил требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Кроме того, заказчиком не установлено, какой именно ГОСТ соответствует конкретному товару.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с Инструкцией по заполнению первых частей заявок "Участник закупки должен исходить из того, что он изучает всю документацию о закупке в полном объеме и готовит своё предложение с учетом требований и показателей, установленных в техническом задании_ Все применяемые материалы должны соответствовать действующим редакциям нормативных документов: ГОСТ 10178-85, ГОСТ 103-2006, ГОСТ 1050-2013, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 10587-84, ГОСТ 10618-80, ГОСТ 10753-86, ГОСТ 10950-2013, ГОСТ 1144-80, ГОСТ 1147-80, ГОСТ 15589-70, ГОСТ 11371-78, ГОСТ 11650-80, ГОСТ 11955-82, ГОСТ 125-79, ГОСТ 13015-2012, ГОСТ 13663-86, ГОСТ 14254-96, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 16214-86, ГОСТ 17473-80, ГОСТ 17498-72, ГОСТ 1759.0-87, ГОСТ 1759.1-82, ГОСТ 1779-73, ГОСТ 18123-82, ГОСТ 18188-72, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 19034-82, ГОСТ 19113-84, ГОСТ 19904-90, ГОСТ 21235-75, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 22245-90, ГОСТ 22266-2013, ГОСТ 22483-2012, ГОСТ 23286-78, ГОСТ 23469.0-81, ГОСТ 23469.3-79, ГОСТ 24045-2016, ГОСТ 24064-80, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 24669-81, ГОСТ 24670-81, ГОСТ 24705-2004, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 25192-2012, ГОСТ 25328-82, ГОСТ 2590-2006, ГОСТ 26445-85, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 2697-83, ГОСТ 27148-86, ГОСТ 2789-73, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 283-75, ГОСТ 30055-93, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 3066-80, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 30971-2012, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 3241-91, ГОСТ 32496-2013, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 379-2015, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 3826-82, ГОСТ 4.233-86, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 4029-63, ГОСТ 4543-71, ГОСТ 5089-2011, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 5336-80, ГОСТ 538-2014, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 617-2006, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 6665-91, ГОСТ 7016-2013,ГОСТ 7372-79, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 7505-89, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 7805-70, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 7931-76, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 8242-88, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 839-80, ГОСТ 8479-70, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 8639-82, ГОСТ 8645-86, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 9.301-86, ГОСТ 9.303-84, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9758-2012, ГОСТ Р 52129-2003, ГОСТ Р 52165-2003, ГОСТ Р 57141-2016, ГОСТ Р ИСО 898-2-2013, ГОСТ ISO 4032-2014, ГОСТ ISO 4034-2014, ГОСТ ISO 8673-2014, СП 63.13330.2012, СП 71.13330.2017, СП 82-101-98.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, утвержденной заказчиком: "Если в соответствии с государственными стандартами установлено, что данный показатель не может быть конкретизирован, а также за исключением случаев, когда производителем установлено такое значение показателя как неизменяемое, либо показатели и характеристики товаров определяются по испытаниям или различными методами вычисления с использованием специальной аппаратуры в лабораторных условиях в соответствии с требованиями действующих ГОСТ такие показатели товаров могут быть указаны в заявке как в неконкретном значении (диапазонном), так и в конкретном значении".
Заказчиком не установлен запрет на указание диапазонных значений, не установлен запрет на использование в составе первой части заявки слов "не более", "не менее", "более", "менее".
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок не требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
Заказчиком предъявлены требования к указанию участником закупки характеристик используемых в перспективе материалов, для выполнения работ по капитальному ремонту соответствующих требованиям ГОСТ. Данные характеристики представлены в паспортах, сертификатах качества на соответствующие материалы, которые можно запросить у производителя, либо поставщика, то есть участнику закупки не требуется проводить какое-либо приобретение материала для исследований, оформление каких-либо лицензий и проведения лабораторных испытаний на этапе подачи заявки.
Все вышеуказанное говорит о том, что документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и не содержит признаков ограничения конкуренции.
На основании изложенного, доводы заявителя не нашли своего подтверждения.
2. Согласно доводам ООО "ОПТ-СНАБ":
- заказчиком в информационной карте указан код Общероссийского классификатора продукции 41.20.40.000, который исключен Приказом Росстандарта от 28.09.2016 N 1237-ст с 01.01.2017;
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) не содержит изменений к содержанию продукции под изменённым кодом 41.20.40, при этом указание в документации кода 41.20.40.000 не повлияло на способ определения поставщика, исполнителя.
Кроме того, технический функционал ЕИС не позволяет указывать код, содержащий менее восьми знаков.
Таким образом, в действиях Заказчика не усматривается нарушений Закона о контрактной системе.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявитель не приводит доказательств о том, что действия заказчика приводят к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, довод заявителя не находит своего подтверждения.
3. Заявитель ООО "ОПТ-СНАБ" считает, что при подготовке заявки на участие в закупке потенциальные участники лишены возможности указать конкретные характеристики пиломатериалов по порокам и дефектам древесины, поскольку заказчиком дано излишнее описание данных материалов.
В требованиях к материалам, используемым при выполнении работ, Заказчиком установлено: "Доски должны быть обрезные из хвойных пород_Пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец трещины допускаются длиной в долях длины пиломатериала не более 1/6 или длиной не более 200 мм. Торцовые (кроме трещин усушки) допускаются на одном торце длиной не более ширины пиломатериала. Червоточина допускается на любом однометровом участке длины не более 3 шт. Инородные включения (проволока, гвозди, металлические осколки и др.), механические повреждения и пороки обработки не должны допускаться_Должны соответствовать ГОСТ, ТЗ".
Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования к пиломатериалам в соответствии с "ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 30.09.1986 N 2933) (ред. от 01.02.1990). Согласно данному ГОСТ пиломатериалы должны соответствовать требованиям, указанным в таблице "Нормы ограничения пороков". Данная таблица предъявляет требования ко всем сортам пиломатериалов.
Заказчиком предъявлены требования к указанию участником закупки характеристик используемых в перспективе материалов, для выполнения работ по капитальному ремонту соответствующих требованиям ГОСТ.
По основаниям, указанным выше, Инструкция по подготовке заявок не требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
Запросов разъяснений положений аукционной документации в этой части, в том числе от заявителей, не поступало.
Данные доводы заявителя следует признать необоснованными, иных доказательств заявителем вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе не представлено.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Северстрой", ООО "ОПТ-СНАБ" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 ноября 2017 г. N 1497-12331-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2017