Договор поставки между юридическими лицами. По тексту сказано, что клиент принимает товар по качеству и количеству в момент приемки. Может ли затем клиент обратиться с претензией по скрытым недостаткам, которые не могли быть обнаружены в момент приемки, в соответствии со ст. 477 ГК РФ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Покупатель, обнаруживший после приемки товара недостатки, которые не могли быть установлены при приемке (скрытые недостатки), обязан известить об этом поставщика по их обнаружении, составить акт об обнаружении скрытых недостатков товара и вправе потребовать безвозмездного их устранения, замены товара и возмещения убытков.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Пунктом 1 ст. 475 ГК РФ предусмотрено, что в случае, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Согласно п. 2 той же статьи в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Таким образом, по смыслу ст. 475 ГК РФ в случае поставки товара ненадлежащего качества выбор покупателем одного из альтернативных требований, указанных в данной норме, осуществляется с учетом характера недостатков товара (смотрите постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 N 18АП-818/14). При этом требования об устранении недостатков или о замене товара могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства (п. 3 ст. 475 ГК РФ).
В зависимости от характера различаются явные и скрытые недостатки; к явным недостаткам относятся те, которые могут быть обнаружены при обычном способе приемки (например, при осмотре товара) либо для которых определены специальные методы контроля (лабораторные испытания); скрытые - это недостатки, которые нельзя обнаружить указанными выше способами, и они проявляются лишь в процессе монтажа, наладки, использования или хранения товара (смотрите: апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 26.02.2020 по делу N 33-173/2020). При этом продавец обязан предупредить покупателя как о явных, так и о скрытых недостатках, если они ему известны, в противном же случае он будет нести ответственность перед покупателем (смотрите: апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 16.04.2019 по делу N 33-1460/2019).
По смыслу ст. 475 ГК РФ покупатель вправе требовать от продавца уменьшения покупной цены при наличии не только явных, но скрытых недостатков, которые нельзя обнаружить при внешнем осмотре товара (смотрите: постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.2007 N Ф04-6595/2007(38459-А45-12)).
Как следует из п. 1 ст. 477 ГК РФ, если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные данной статьей. В силу п. 2 ст. 477 ГК РФ, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ).
Таким образом, полагаем, что наличие в договоре поставки указанного в вопросе условия не лишает покупателя, обнаружившего скрытые недостатки в товаре, обратиться с претензией к поставщику в сроки, предусмотренные ст. 477 ГК РФ.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Срок годности и гарантийный срок;
- Энциклопедия решений. Качество товара по договору купли-продажи (поставки);
- Энциклопедия решений. Возврат товара продавцу (поставщику);
- Энциклопедия судебной практики. Купля-продажа. Извещение продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи (Ст. 483 ГК);
- Примерная форма рекламационного акта (акта о скрытых недостатках) при поставке продукции несоответствующего качества (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Гентовт Ольга
Ответ прошел контроль качества
15 июля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"