Распространяются ли положения о национальной системе прослеживаемости товаров на государственное бюджетное учреждение здравоохранения? Учреждением могут быть приобретены импортные товары: холодильники, мониторы, стиральные машины для использования в деятельности при оказании медицинских услуг. Как на этапе закупки товара определить, будет ли относиться товар к прослеживаемым? Как определить, относится ли товар к прослеживаемым, по имуществу, полученному ранее (более пяти лет назад) и не имеющему документации (декларации, накладные)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На бюджетное учреждение распространяются положения о национальной системе прослеживаемости товаров.
Осуществить проверку товара, подлежит ли он прослеживаемости, можно при помощи специальных сервисов, размещенных на сайте ФНС России.
Обоснование вывода:
Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (далее - Постановление N 1108), N 1110 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации" (далее - Перечень), N 1109 "Об утверждении критериев отбора отдельных видов товаров для включения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации" и введении национальной системы прослеживаемости товаров на территории Российской Федерации вступили в силу с 08.07.2021.
Для целей системы прослеживаемости товары, подлежащие прослеживаемости (далее - Товары), - это любые когда-либо ввезенные на территорию РФ активы (независимо от их учета - на балансе или за балансом), имеющиеся в собственности у организации или ИП, код которого указан в настоящее время в Перечне, или приобретаемые организацией или ИП (независимо от цели приобретения) после 08.07.2021.
Отслеживать и отчитываться за движение прослеживаемых товаров должны все участники оборота прослеживаемых товаров: индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие операции с этими товарами, независимо от организационно-правовой формы. Также не имеет значения применяемая ими система налогообложения.
Таким образом, на бюджетное учреждение также распространяются положения о национальной системе прослеживаемости товаров.
Учитывая, что прослеживаемости подлежат не все импортные товары, а только ограниченный перечень их групп, полагаем, что при приобретении после 08.07.2021 в первую очередь необходимо установить, включены ли эти товары в Перечень.
ФНС разъяснила, как участнику оборота определить, подлежит ли товар прослеживаемости, а также как выявить все его необходимые реквизиты для правильного выставления счета-фактуры (письма ФНС России от 19.08.2021 N ЕА-4-15/11700@, от 19.10.2021 N ЕА-4-15/14817@.
При приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, участник оборота товаров обязан удостовериться в наличии и правильности указанного в счете-фактуре, в том числе корректировочном, в универсальном передаточном документе, универсальном корректировочном документе регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее - РНПТ), а также обеспечить правильность его указания в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (подп. "з" п. 13 Постановления N 1108).
В целях исполнения данной обязанности участник оборота товаров вправе использовать специальные сервисы, размещенные на официальном сайте ФНС России https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/traceability/ (далее - сервис проверки прослеживаемого товара).
Сервис позволяет определить, является ли товар прослеживаемым, по одному из признаков:
1) по коду ТН ВЭД ЕАЭС.
Код ТН ВЭД для импортируемой продукции указывается в сертификате или декларации о соответствии, копии которых, как правило, прилагаются к товарным накладным (ТОРГ-12, УПД), сопровождающим товар при передаче его покупателю. При наличии у покупателя только номера сертификата или декларации соответствия код ТН ВЭД можно узнать, введя номер этого документа (сертификата или декларации) на сайтах https://pub.fsa.gov.ru/rss/certificate и https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration. Код ТН ВЭД отобразится во вкладке "Информация о товаре";
2) по коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).
Определить код ОКПД можно по коду ОКОФ при условии, что последний отражен в документах по учету основных средств.
Отметим, что действующий в настоящее время ОКОФ разработан на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятого и введенного в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКПД 2).
Во введении ОКОФ сказано, что в структуре кода ОКОФ первые три знака соответствуют коду вида основных фондов, приведенному в таблице 1 классификатора. Последующие знаки кода ОКОФ соответствуют кодам ОКПД 2.
Обращаем внимание, что под товаром, подлежащим прослеживаемости, понимается имущество, находящееся в собственности участника оборота товаров, соответствующее поименованным в Перечне кодам вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в отношении которого осуществляется прослеживаемость.
Поэтому для целей применения Перечня следует руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС (о чем прямо указано в примечании к Перечню).
Полагаем, что наименования товаров и коды ОКПД 2 приведены для удобства использования (такое примечание присутствовало в Перечне товаров, подлежащих прослеживаемости в рамках Эксперимента).
И поэтому если в счете-фактуре, в универсальном передаточном документе контрагентом указано наименование товара, не указанное в Перечне, но при этом указан код ТН ВЭД, поименованный в Перечне (и этот код должен соответствовать данным, указанным в сертификате о соответствии (декларации о соответствии)), то при квалификации товара как подлежащего прослеживаемости необходимо ориентироваться на код ТН ВЭД, а не наименование.
3) по наименованию товара.
Поиск по этому реквизиту кажется проще, но, как показала практика (на момент написания ответа), не всегда корректен.
4) по номеру декларации на товары.
Если ни один из указанных выше вариантов невозможно использовать (нет сертификата соответствия или неизвестен код ОКОФ, по которому можно определить код ОКПД), то полагаем, что в этом случае установить, относится ли имущество к прослеживаемым товарам, можно на основании технической документации изготовителя техники (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), которая, как правило, должна находиться в соответствующем подразделении, эксплуатирующем эту технику. Отметим также, что в технической документации указывается и страна происхождения товара (п. 4 письма ФНС России от 12.05.2021 N ЕА-4-15/6469@).
В случае отсутствия технической документации краткую информацию об объекте можно получить из таблички изготовителя, которая закрепляется на заметном, легкодоступном месте техники и не подлежит замене в процессе эксплуатации. Полагаем, что в этом случае (т.е. когда единственным источником информации является табличка изготовителя) отнесение объекта к товарам, подлежащим прослеживаемости, должно быть осуществлено на основании решения (акта) комиссии с указанием инвентарных номеров таких объектов, описанием фактов, на основании которых объект отнесен к прослеживаемым товарам, включая и приложение фото таблички изготовителя.
В части импортных прослеживаемых товаров, приобретенных до 8 июля 2021 года, отметим следующее.
Для обеспечения прослеживаемости товару при ввозе его на территорию РФ присваивается регистрационный номер партии товара (РНПТ). РНПТ вместе с единицей измерения и количеством товара относятся к "реквизитам прослеживаемости", которые должны указываться в счетах-фактурах, УПД (УКД) на всех этапах оборота по территории РФ.
Если на 08.07.2021 у организации имеются остатки товаров, подлежащих прослеживаемости, то в целях получения РНПТ участник должен представить в налоговый орган Уведомление об остатках товара (форма по КНД 1169011) (п. 28 Положения о прослеживаемости; письмо ФНС России от 09.07.2021 N ЕА-4-15/9627@).
Уведомление заполняется на основании первичного учетного документа, оформленного по результатам инвентаризации (акта инвентаризации, инвентаризационной описи и т.д.), либо иного первичного документа, отражающего сведения о наличии товара в собственности, к которым, по нашему мнению, могут быть отнесены УПД, бухгалтерская справка и т.д. (п. 1 Порядка заполнения..., утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@). На основании такого уведомления ФНС присваивает регистрационный номер партии товара.
Выявить остатки товаров (основных средств, материальных запасов), подлежащих прослеживаемости, учреждение может в ближайшую плановую инвентаризацию.
В ходе инвентаризации необходимо сверить номенклатуру своих запасов с Перечнем и в случае соответствия установить страну их происхождения. Документами, на основании которых можно установить страну происхождения товара, являются: декларация на товары; счет-фактура; техническая документация изготовителя (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), которая, как правило, должна находиться в соответствующем подразделении, эксплуатирующем эту технику. Отметим также, что в технической документации указывается и страна происхождения товара (п. 4 письма ФНС России от 12.05.2021 N ЕА-4-15/6469@).
Если в организации нет таких документов, то в этом случае можно, как было указано выше, воспользоваться специальным сервисом "Проверка прослеживаемости товаров", который размещен на официальном сайте ФНС России.
Отметим, что срок представления Уведомления об остатках не установлен.
Исходя из требований Положения о прослеживаемости Уведомление должно быть представлено как минимум за один календарный день до даты совершения следующих операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (если нет РНПТ):
- реализация (в том числе за пределы РФ);
- передача комитентом для реализации комиссионеру, действующему от своего имени;
- безвозмездная передача товара;
- прекращение прослеживаемости (например, утилизация);
- передача товара в качестве вклада в уставный капитал.
Таким образом, до момента реализации или передачи (иного выбытия, например, утилизации) прослеживаемых товаров, которые имелись в наличии на 08.07.2021, организации надо подать Уведомление об остатках с целью присвоения этим активам РНПТ.
Отметим, что ФНС России установлен переходный период (не менее одного года), в течение которого налогоплательщики смогут адаптировать и доработать свои учетные системы. В этот период за некорректное применение положений законодательства о национальной системе прослеживаемости меры ответственности не предусмотрены (письма ФНС России от 19.08.2021 ЕА-4-15/11700@, от 30.06.2021 N ЕА-4-15/9208@).
В письме ФНС РФ от 04.10.2021 N ЕА-4-15/14005@ сообщается, что законодательство о национальной системе прослеживаемости товаров не относится к законодательству о налогах и сборах. Непредставление отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, не оказывает прямого или косвенного влияния на уплату налогов и сборов налогоплательщиками. В этой связи нормы, устанавливающие ответственность по ст. 126 и 126.1 НК РФ, не распространяются на правонарушения в части непредставления отчета и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Прослеживаемость товаров;
- О прослеживаемости товаров. Памятка для бухгалтера бюджетной сферы (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Вопрос: Критерии, на основании которых имущество, находящееся на балансе организации, может быть отнесено к товарам, подлежащим прослеживаемости (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.);
- Вопрос: Нужно ли прослеживать морозильные камеры отечественного производства? Как доказать страну происхождения прослеживаемого товара? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
- Вопрос: Являются ли ноутбуки товаром, подлежащим прослеживаемости? Сервис ФНС при проверке этого товара по наименованию показывает информацию, что он прослеживается (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
2 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.