Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений - 2022.
Памятка бухгалтеру
Минфином России подготовлен приказ от 01.12.2022 N 183н о внесении изменений в Инструкцию N 33н (находится на регистрации в Минюсте России), которые следует учесть при формировании отчетности за 2022 год.
В Памятке учтены изменения, предусмотренные Приказом N 183н и касающиеся порядка формирования отчетности за 2022 год. Текст Приказа N 183н размещен на официальном сайте Минфина России в разделе Деятельность / Бюджет / Учёт, отчётность и статистика государственных финансов / Учёт и отчётность о государственных финансах.
Общие требования
Чем руководствоваться при составлении отчетности?
Порядок формирования бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений установлен Инструкцией N 33н (в редакции приказов Минфина России от 20.05.2022 N 78н, от 01.12.2022 N 183н - находится на регистрации в Минюсте России).
Особенности формирования бухгалтерской отчетности в 2022 году разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653, 07-04-05/02-31103;
- от 06.04.2022 NN 02-06-07/29936, 07-04-05/02-8204.
Подробнее с дополнительными критериями по раскрытию информации при составлении и представлении главными администраторами средств федерального бюджета и федеральными учреждениями в 2022 году годовой бухгалтерской отчетности за 2022 год можно ознакомиться в новостной ленте.
С дополнительными критериями по раскрытию информации при составлении и представлении федеральными органами и учреждениями в 2022 году месячной и квартальной бухгалтерской отчетности можно ознакомиться здесь.
Особенности составления и представления в 2022 году консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственных внебюджетных фондов разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 12.12.2022 NN 02-06-07/121658, 07-04-05/02-31108;
- от 25.04.2022 NN 02-06-07/37311, 07-04-05/02-10033;
- от 06.04.2022 NN 02-06-07/29938, 07-04-05/02-8205.
Справочно: Особенности формирования бухгалтерской отчетности в 2021 году разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 17.02.2022 NN 02-06-07/11529, 07-04-05/02-3501;
- от 30.12.2021 N 02-06-07/108267;
- от 30.12.2021 NN 02-06-07/108105, 07-04-05/02-33040;
- от 01.12.2021 NN 02-06-07/97427, 07-04-05/02-29373;
- от 22.06.2021 NN 02-06-07/49381, 07-04-05/02-14686;
- от 31.03.2021 NN 02-06-07/23866, 07-04-05/02-6944;
- от 23.03.2021 NN 02-06-07/21091, 07-04-05/02-6050.
Подробнее об общих требованиях к составлению бухгалтерской отчетности, ее составу и периодичности представления читайте в Путеводителе по бухгалтерской отчетности БУ/АУ |
Как сверить показатели составленной отчетности?
Проверьте сформированную бухгалтерскую отчетность на соблюдение требований к ее составлению и представлению путем выверки показателей отчетности по установленным Инструкцией N 33н и субъектом консолидированной отчетности (в частности, Федеральным казначейством) контрольным соотношениям.
Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, размещенные на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Документы" (подраздел "Учет и отчетность"), уточняются и дополняются в процессе сдачи отчетности.
Наиболее значимые изменения, внесенные в Контрольные соотношения ФК перед составлением отчетности за 9 месяцев 2022 года, в том числе касающиеся годовой отчетности - в специальном материале.
С изменениями, внесенными в Контрольные соотношения ФК перед составлением отчетности за полугодие 2022 года, в части проверки номеров счетов в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) в составе годовой отчетности, можно ознакомиться в новостной ленте.
Проверьте правильность применения бюджетной классификации РФ - в отчетности должны содержаться коды бюджетной классификации (составные части КБК), актуальные на отчетную дату.
Не все коды (составные части кодов) бюджетной классификации РФ (аналитическая группа подвида доходов бюджетов, коды видов расходов, аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов), установленные Порядком N 85н, могут применяться бюджетными и автономными учреждениями, поскольку те не являются участниками бюджетного процесса.
В этой связи Минфин России (информация от 20.02.2021) опубликовал перечни, кодов АнКВД, КВР и АнКВИ (КИФ), которые вправе использовать АУ и БУ, формируя с их помощью 15 - 17 разряды номера счета бухгалтерского учета:
- Перечень видов расходов, применяемых бюджетными и автономными учреждениями согласно Порядку N 85н;
Подробнее с особенностями применения КВР и АнКВД бюджетными и автономными учреждениями можно ознакомиться в нашей новостной ленте.
Сверить показатели отчетности поможет следующая информация: - Контрольные соотношения по отчетности организаций бюджетной сферы; |
||
На что еще следует обратить внимание при проверке показателей отчетности - в Путеводителе по бухгалтерской отчетности БУ/АУ |
||
Подробнее об исправлении ошибок прошлых лет Вы можете прочесть в Энциклопедиях решений |
Как подготовиться к составлению годового отчета?
Подготовиться к составлению годовой отчетности Вам поможет наш специальный материал. Подробнее об отражении событий после отчетной даты и поступивших после отчетной даты документов отчетного года - в нашем специальном материале и Энциклопедии решений. При формировании показателей годовой отчетности не забывайте создавать и корректировать резервы предстоящих расходов Не забудьте сформировать на годовую отчетную дату резервы, связанные с временным разрывом между датами фактического получения имущества, результатов работ/услуг, и датой подписания заказчиком документов приемки. Подробности - здесь. О порядке отражения операций по договорам оказания коммунальных услуг и особенностях формирования резерва под обязательства, по которым отсутствуют первичные документы, см. здесь |
|
Достоверность показателей годовой бухгалтерской отчетности необходимо подтвердить результатами проведенной годовой инвентаризации. В чем особенности проведения инвентаризации 2022 года? Основные моменты, важные детали, пошаговые действия - об этом Вы можете прочесть здесь |
|
Организовать и провести инвентаризацию помогут наши Энциклопедии решений: - Инвентаризация активов и обязательств; - Отражение результатов инвентаризации в учете |
|
Смотрите также видеоуроки и семинары ГАРАНТА: Инвентаризация 2022: как оформить и провести Инвентаризация-2022: анализ дебиторской и кредиторской задолженности Закупка товаров, работ и услуг: когда надо применять счет 401 60? Подготовка к составлению годовой отчетности в государственном (муниципальном) учреждении Все видеоматериалы для бухгалтера бюджетной сферы доступны в любое время! Видеоуроки по бухучету, отчетности и бюджетной методологии: коротко о главном; |
В какой срок представить отчетность?
Конкретные сроки представления бухгалтерской отчетности устанавливаются органом (субъектом консолидированной отчетности), в который такая отчетность представляется.
Федеральные бюджетные и автономные учреждения предоставляют бухгалтерскую отчетность средствами подсистемы "Учет и отчетность" ГИИС "Электронный бюджет" с соблюдением сроков, установленных п. 8.1 Инструкции N 33н.
Сроки представления годовой консолидированной бухгалтерской отчетности за 2022 год главными администраторами средств федерального бюджета установлены приказом Федерального Казначейства от 22.08.2022 N 24н (см. письмо Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653,07-04-05/02-31103).
Кому представляется отчетность?
Бухгалтерская отчетность представляется учредителю.
По решению финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, бухгалтерская отчетность может представляться непосредственно в указанный финансовый орган (п. 6 Инструкции N 33н).
В случае передачи учредителем полномочий по формированию консолидированной бухгалтерской отчетности подведомственных бюджетных и автономных учреждений централизованной бухгалтерии бухгалтерская отчетность представляется учреждением уполномоченному органу централизованной бухгалтерии (п. 6 Инструкции N 33н).
Автономное учреждение представляет учредителю, иному внешнему пользователю отчетности дополнительно к годовой бухгалтерской отчетности информацию о ее рассмотрении наблюдательным советом автономного учреждения (п. 7 Инструкции N 33н).
Подробнее о порядке представления бухгалтерской отчетности, в том числе уточненной отчетности - в специальных разделах Путеводителя по бухгалтерской отчетности БУ / АУ |
Изменения в порядок формирования отчетности
В порядок формирования отчетности за 2022 год изменения внесены двумя приказами Минфина России: от 20.05.2022 N 78н , от 01.12.2022 N 183н (находится на регистрации в Минюсте России).
Минфином России подготовлен приказ от 01.12.2022 N 183н о внесении изменений в Инструкцию N 33н (находится на регистрации в Минюсте России), которые следует учесть при формировании отчетности за 2022 год. Текст Приказа N 183н размещен на официальном сайте Минфина России в разделе Деятельность / Бюджет / Учёт, отчётность и статистика государственных финансов / Учёт и отчётность о государственных финансах.
Учтите все изменения, которые касаются годового отчета - 2022.
Приказ Минфина России от 20.05.2022 N 78н о внесении изменений в Инструкцию N 33н
Изменений, внесенных Приказом N 78н, немного, но они влияют на формирование показателей годовой отчетности за 2022 год. В частности, Приказом N 78н предусмотрен ряд поправок, связанных в основном с прошлогодними изменениями в Порядок N 209н, а также внесены небольшие уточнения в описание отдельных показателей отчетных форм, которые в основном были учтены при формировании отчетности за 2021 год, но не попали в текст Инструкции N 33н.
Какие именно изменения внесены Приказом N 78н в отчетные формы - в специальной таблице:
Отчетная форма |
Изменения |
Отчет о движении денежных средств учреждения |
Раздел "Поступления" дополнен следующими строками: - 0410 для отражения поступлений доходов от концессионной платы (подстатья 12К КОСГУ); - 0411 для отражения поступлений доходов по договору простого товарищества (подстатья 12Т КОСГУ); - 1450 для отражения поступлений от выбытия биологических активов (подстатья 460 КОСГУ). Показатели по строке 1450 включены в итоговый показатель по строке 1400 "Поступления от реализации НФА". В свою очередь строки 0410 и 0411 необходимо учесть при формировании итогового показателя по строке 0400, в котором отражается сумма показателей по коду КОСГУ 120 "Доходы от собственности" |
Уточнены названия строк 2702 - 2703: в них следует отражать безвозмездные перечисления бюджетам текущего характера (подстатьи 252 - 253 КОСГУ). А для отражения перечислений бюджетам капитального характера введены новые строки: - строка 2705 для отражения перечислений капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств (подстатья 255 КОСГУ); - строка 2706 для отражения перечислений капитального характера международным организациям (подстатья 256 КОСГУ). Показатели по строкам 2705 и 2706 включены в итоговый показатель по строке 2700 | |
Отчет об обязательствах учреждения по национальным проектам |
Уточнено, что в графе 3 разделов 1 и 3 отражаются КБК, содержащие в соответствующих разрядах коды целевых статей, содержащих: - в 4 - 5 разрядах кода целевой статьи коды основных мероприятий; - в 6 - 10 разрядах кода целевой статьи коды направлений расходов целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов). Напомним, что коды направлений расходов содержаться в 13 - 17 разрядах кода классификации расходов бюджетов |
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения |
Уточено, что в строке 371 "Увеличение стоимости прав пользования" показатель формируется на основании дебетовых оборотов не только по счетам 0 111 40 000 "Права пользования нефинансовыми активами" и 0 111 60 000 "Права пользования НМА", но и по счету 0 106 60 000 "Вложения в права пользования НМА" (показатели по подстатьям 35Х КОСГУ). В свою очередь перечень счетов, на основании которых формируется показатель по строке 372, дополнен счетом 114 60 "Обесценение прав пользования НМА". Напомним, что в строке 372 показатель формируется на основании кредитовых оборотов по счетам 111 40, 111 60, 106 60, 104 40, 104 60, 114 40 и 114 60 за минусом дебетовых оборотов по счетам 104 40, 104 60, 114 40 и 114 60 (показатели по по подстатьям 45Х КОСГУ). При формировании годовой отчетности за 2021 год данное требование содержалось в п. 2 письма Минфина России и ФК от 17.02.2022 NN 02-06-07/11529, 07-04-05/02-3501). Подробнее об особенностях формирования показателей в строках 371 и 372 - в новостной ленте от 22.02.2022 |
Сведения о движении НФА учреждения |
Внесена правка технического характера - в кодовой зоне формы (графа 2) по строке 720 уточнен код счета, на котором учитываются показатели обесценения непроизведенных активов (01147Х000) |
Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества... |
Еще одна правка технического характера - уточнение номера графы в связи с изменениями формы, произошедшими в прошлом году. Напомним, что начиная с 2021 года код объекта капвложений отражается в графе 3 вместо графы 4. Соответствующие корректировки внесены по тексту абз. 10 п. 75, в котором описывается порядок формирования показателя в графе 3, том числе для федеральных учреждений, а также отражение нулевых значений при отсутствии кода объекта капвложений в документе, устанавливающем распределение средств на реализацию инвестиционных проектов (в том числе в ФАИП) |
Приказ Минфина России от 01.12.2022 N 183н о внесении изменений в Инструкцию N 33н
Наибольший интерес вызывают изменения, предусмотренные декабрьским приказом Минфина России от 01.12.2022 N 183н в инструкцию по формированию отчетности бюджетных и автономных учреждений (находится на регистрации в Минюсте России), которые следует учесть при формировании отчетности за 2022 год.
Текст Приказа N 183н размещен на официальном сайте Минфина России в разделе Деятельность / Бюджет / Учёт, отчётность и статистика государственных финансов / Учёт и отчётность о государственных финансах
Изменения в Инструкцию N 33н, которые содержатся в Приказе N 183н, существенно отличаются от поправок, предусмотренных Проектом приказа Минфина России (дата создания 21.10.2022). Фактически количество изменений намного меньше ранее запланированного объема правок.
Приказом N 183н предусмотрено поэтапное применение изменений, которые следует учесть при формировании бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений. Причем основную часть поправок необходимо применять начиная с отчетности на 1 июля 2023 года, но есть ряд изменений, касающихся годовой отчетности за текущий, 2022 год.
Обратите внимание - все изменения, внесенные в отчетные формы в связи с переходом на положения Стандарта "Биологические активы", предусмотрены на следующий, 2023 год. Такой подход к отражению в отчетности показателей по биоактивам начиная с отчетности за 2023 год согласуется с запланированными изменениями в Инструкцию N 157.
Рассмотрим новые требования, которые установлены Приказом N 183н для годовой отчетности - 2022.
1. В Приказе N 183н предусмотрена специальная норма для Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) за 2022 год. Расходы на приобретение/изготовление объектов, относящихся к биоактивам, а именно показатель по статье 360 "Увеличение стоимости биологических активов" КОСГУ, отражаются по строке 3310 раздела 2 Отчета (ф. 0503723), предназначенной для отражения расходов на увеличение стоимости основных средств по статье 310 КОСГУ.
Отдельная строка 3350 для расходов по КОСГУ 360 предусмотрена начиная с Отчета (ф. 0503723) на 1 июля 2023 года.
2. В Приказе N 183н содержится еще одна специальная норма для отчетности за 2022 год - в четвертом разделе Текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) при формировании годовой отчетности за 2022 год необходимо раскрыть информацию об изменении входящих остатков на 01.01.2022 в связи с исправлением ошибок прошлых лет, выявленных учреждением самостоятельно. А именно, необходимо пояснить изменения валюты баланса на начало 2022 года, которые отражены в первом разделе Сведений об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) в графе 6 по коду причины "03", в разрезе сумм изменений и следующих дополнительных причин:
Код причины |
Наименование |
03.1 |
несвоевременное поступление первичных учетных документов |
03.2 |
несвоевременное отражение фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета |
03.3 |
ошибки в применении счетов бухгалтерского учета |
03.4 |
ошибки, допущенные при отражении бухгалтерских записей на основании первичного учетного документа (за исключением ошибок в применении счетов бухгалтерского учета) |
03.5 |
иные причины |
А начиная с отчетности за 2023 год такая расшифровка изменений входящих остатков в случае исправления ошибок прошлых лет предусмотрена на постоянной основе как самостоятельный новый раздел 4 "Дополнительная информация по коду причины 03" в Сведениях (ф. 0503773).
3. Уточнены положения, касающиеся формирования раздела 2 "Изменения в связи с реорганизацией" Сведений (ф. 0503773). В графе 1 раздела 2 Сведений (ф. 0503773) указываются номера синтетических счетов 0 100 00 000 "Нефинансовые активы", 0 200 00 000 "Финансовые активы", 0 300 00 000 "Обязательства" (например, указываются счета 0 101 00 000, 0 102 00 000 и так далее), а также коды счетов бухгалтерского учета 0 401 30 000, 0 401 40 000, 0 401 50 000, 0 401 60 000, по которым показатель остатка на начало отчетного финансового года не равен показателю остатка на конец предыдущего отчетного финансового года.
4. Ряд поправок касается Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790).
Так, в графе 3 Сведений (ф. 0503790) при осуществлении капвложений за счет средств федерального бюджета вместо кода объекта капитальных вложений по федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) следует указать код объекта капитальных вложений, присвоенный ГИИС "Электронный бюджет", а именно уникальный код объекта капитального строительства, объекта недвижимого имущества, который начиная с 2021 года используется в документах, формируемых на всех этапах бюджетного процесса, и не подлежит изменению до завершения осуществления капитальных вложений.
Кроме того, не заполняются показатели в графах 13 - 15, предусмотренные для указания плановых сроков реализации инвестиционного проекта.
Уточнены наименования и коды статуса объектов, которые указываются в графах 7 и 8 Сведений (ф. 0503790) - появились новые коды, а некоторые из ранее существующих исключены или переименованы.
5. Еще одно спецправило, установленное для годовой отчетности-2022, заключается в требовании раскрыть в в четвертом разделе Текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) сведения о показателях по сегментам за отчетный год дополнительно к той информации, которая содержится в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769).
Напомним, что Стандартом "Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам" предусмотрено раскрытие информации в консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности начиная с отчетности за 2022 год. Под сегментами понимаются группы организаций, сведения по которым обособленно раскрываются в составе годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пунктом 12 Стандарта определено, что сведения о показателях по сегментам раскрываются в составе таблиц Пояснительной записки к годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности. А именно раскрывается информация о доходах, расходах, активах и обязательствах по каждому сегменту за отчетный и прошлый годы.
Но положениями Приказа N 183н не предусмотрены дополнительные таблицы (приложения) или изменения в существующие таблицы (приложения), которые включены в Пояснительную записку. Планы по переименованию граф 6 и 8 в разделе 1 Сведений (ф. 0503769) так и остались нереализованными - подробнее о проекте изменений в Инструкцию N 33н см. здесь.
Кроме того, в системном письме по годовой отчетности - 2022 также не определено, какую именно информацию необходимо дополнительно представить. Отметим, что информация по сегментам в части расчетов раскрывается в Сведениях (ф. 0503769) благодаря порядку формирования номера счета для учета расчетов - в 26 разряде указывается код, соответствующий определенному сегменту. Например, если в 26 разряде номера счета указан код "1", расчеты осуществляются с участниками бюджетного процесса - сегментом "Бюджетные единицы". Код "2" в 26 разряде номера счета соответствует сегменту "Бюджетные (автономные) учреждения", а код "3" - третьему сегменту "Внебюджетные единицы".
Дополнительные требования и критерии к раскрытию информации в отчетности для бюджетных и автономных учреждений вправе установить учредитель, финорган соответствующего публично-правового образования. Информация о том, какие сведения по сегментам необходимо дополнительно отразить в текстовой части Пояснительной записки, может содержаться непосредственно в письмах о критериях к годовой отчетности за 2022 год, подготовленных такими субъектами консолидированной отчетности.
Как всегда напоминаем - не исключено, что в ходе регистрации в Минюсте России отдельные положения Приказа N 183н могут быть изменены.
Состав годовой бухгалтерской отчетности
Годовая отчетность - 2022 составляется и предоставляется бюджетными и автономными учреждениями в общем порядке в составе всех форм бухгалтерской отчетности, формирование которых предусмотрено п. 12 Инструкции N 33н, без каких-либо исключений.
При формировании отчетности за 2022 год необходимо учесть изменения, внесенные приказом Минфина России от 01.12.2022 N 183н в Инструкцию N 33н (находится на регистрации в Минюсте России), а также особенности формирования и отражения в отчетных формах отдельных показателей, установленные в системном письме Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653,07-04-05/02-31103 по отчетности за 2022 год - с основными положениями письма можно ознакомиться здесь.
В случае, если ВСЕ показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, НЕ ИМЕЮТ числового значения, такая форма отчетности НЕ составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период НЕ представляется, при этом информация об отсутствии в составе бухгалтерской отчетности указанных форм подлежит отражению в разделе 5 "Прочие вопросы деятельности учреждения" текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760).
При формировании и (или) представлении бухгалтерской отчетности средствами программных комплексов автоматизации формы бухгалтерской отчетности, не имеющие числовых значений показателей и не содержащие пояснения, формируются и представляются с указанием отметки (статуса) "показатели отсутствуют" (п. 10 Инструкции N 33н).
В следующих специальных материалах, подготовленных по каждой форме, входящей в состав годового отчета, Вы найдете порядок заполнения отчетных форм с примерами, иллюстрациями и практическими советами по формированию показателей отчетности:
Специальные материалы по каждой отчетной форме с учетом положений приказа Минфина России от 01.12.2022 N 183н (находится на регистрации в Минюсте России) будут актуализированы в ближайшее время
Соответствующий финансовый орган, учредитель вправе установить для представления в составе годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления (п. 8 Инструкции N 33н, п. 11 Стандарта "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности").
Ответственность за нарушение правил представления бухгалтерской отчетности
При формировании бухгалтерской отчетности одной из важных задач является обеспечение правильности ее формирования и недопущение ошибок в целях предоставления достоверной информации пользователям отчетности.
За какие ошибки в учете и отчетности оштрафуют руководителя и (или) главного бухгалтера учреждения? |
|
Какая ответственность предусмотрена за искажение показателей отчетности? |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.