Организация (общая система налогообложения) приобретает мониторы (товары, подлежащие прослеживаемости) у российских поставщиков (плательщики НДС).
Нужно ли подавать отчет о прослеживаемых товарах в налоговый орган и в какие сроки? Какой учет должен быть при совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае организации безопаснее придерживаться более поздних разъяснений контролирующих органов, согласно которым при приобретении товаров для производственных целей такое имущество подлежит прослеживаемости.
Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, при приобретении рассматриваемого имущества не надо представлять, если они были приобретены у поставщиков - плательщиков НДС.
Операция по вводу имущества в эксплуатацию прямо не указана в качестве операции прекращения прослеживаемости в подп. б п. 4 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров. Поэтому мы полагаем, что в отношении операции прекращения прослеживаемости Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, подавать в ИФНС не нужно. Вместе с тем в этом вопросе имеется неопределенность.
Также обращаем внимание, что до даты внесения изменений (до 01.07.2022) в КоАП РФ не установлены штрафы за несвоевременное представление (непредставление) отчета об операциях с прослеживаемыми товарами.
Налогоплательщики, совершающие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязаны организовать их учет в составе соответствующих активов (товаров, запасов) в разрезе партий приобретенных товаров с указанием РНПТ и единицы измерения.
Обоснование вывода:
Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости
Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (далее - Положение о прослеживаемости) не содержит каких-либо специальных норм, касающихся товаров, подлежащих прослеживаемости, которые приобретены (в т.ч. до введения системы прослеживаемости) для использования в качестве основных средств или малоценных необоротных активов.
Под "товаром, подлежащим прослеживаемости" (далее - Товар), понимается имущество, находящееся в собственности участника оборота товаров, код которого указан в настоящее время в Перечне, утвержденном постановлением правительства РФ от 01.07.2021 N 1110 (далее - Перечень), который вступил в силу 08.07.2021. В каком статусе находится это имущество (как товар, основное средство, запасы и т.п., собственные активы, учитываемые на забалансовых счетах), не имеет значения.
По вопросу сдачи отчетности по прослеживаемым товарам, приобретенным для собственных нужд, Минфин России и ФНС России разъясняют следующее:
- ранее в письме Минфина от 30.03.2021 N 27-01-24/23047 (ознакомиться можно в сети интернет) по вопросу учета сведений о товарах и оформления документов прослеживаемости на импортные товары, которые приобретаются для использования в хозяйственной деятельности, ведомство отмечало, что Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110 не содержит положений о необходимости представления специальной отчетности при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров, подлежащих прослеживаемости, для собственных нужд;
- в более поздних по времени письме ФНС России от 28.06.2021 N ЕА-4-15/9015@, в п. 1 письма ФНС России от 12.05.2021 N ЕА-4-15/6469@ указывается на то, что прослеживаемости подлежат товары, находящиеся в собственности у участника оборота, если их код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) указан в Перечне товаров (п. 2 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров). Это распространяется в том числе на товары, приобретенные для производственных целей, например, в качестве основных средств, так как не исключает возможность последующей реализации таких товаров. Поэтому все имеющиеся в собственности у хозяйствующего субъекта товары, соответствующие кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС, указанным в перечне товаров, подлежат прослеживаемости;
- имущество, находящееся в собственности налогоплательщика и используемое в качестве средств производства (переведено из состава товаров в состав основных средств), малоценное имущество, используемое в основной деятельности, подлежит прослеживаемости (письмо Минфина России от 23.08.2021 N 27-01-22/67650 ).
Учитывая спорность рассматриваемой ситуации, считаем, что в данном случае организации безопаснее придерживаться более поздних разъяснений контролирующих органов, согласно которым при приобретении товаров для производственных целей такое имущество подлежит прослеживаемости.
Формы, форматы и правила заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, утверждены приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@, который вступает в силу 11.09.2021 (Информация Федеральной налоговой службы от 27.08.2021 "С 11 сентября документы по прослеживаемости принимают по новым форматам").
До этой даты применялись формы уведомлений и отчета, доведенные письмом ФНС России от 14.04.2021 N ЕА-4-15/5042@.
К документам относятся уведомления о перемещении товаров из России в страну ЕАЭС, о ввозе товаров из страны ЕАЭС в Россию и об остатках товаров.
В данном случае операции ввоза и перемещения товаров не имели места, мониторы были приобретены после вступления в силу Перечня, поэтому подавать указанные выше уведомления организации не нужно.
В общем случае информация о приобретении и реализации Товаров налогоплательщиками НДС должна отражаться в Декларации по НДС.
При этом налогоплательщики НДС должны представлять Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее - Отчет) в случаях, предусмотренных абзацем 3 п. 33 Положения о прослеживаемости:
- при приобретении товара (в т.ч. через агентов, комиссионеров) у неплательщиков НДС (освобожденных от уплаты НДС);
- при совершении операций по прекращению/возобновлению прослеживаемости товаров;
- при совершении операций по реализации (передаче), приобретению (получению) товаров, подлежащих прослеживаемости, не признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ и (или) освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ.
Отчет представляется в отношении операций, совершенных в отчетном периоде (квартал), в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, в данном случае при покупке мониторов прежде всего имеет место операция с товарами, подлежащими прослеживаемости, - приобретение товаров (п. 2, п. 33 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров (утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108)).
Но так как товар был приобретен у поставщиков, являющимися налогоплательщиками НДС, организации не надо представлять Отчет.
Однозначного ответа по вопросу необходимости представления Отчета при передаче приобретенных товаров в эксплуатацию для собственных нужд, в нормативных документах РФ не содержится.
Как мы поняли, рассматриваемое имущество (мониторы) к продаже не предназначены и предполагается ввод мониторов в эксплуатацию. В этой связи возникает вопрос о подаче при вводе в эксплуатацию монитора Отчета с кодом 01 (Передача товара, подлежащего прослеживаемости, в производство и (или) на переработку). При этом вопрос, является ли ввод в эксплуатацию операцией прекращения прослеживаемости, неоднозначен.
Так, в соответствии с п. б п. 4 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, прослеживаемость товара прекращается, в частности, в связи с передачей товара в производство, переработку, в качестве комплектующих для изготовления новых товаров. Операция ввода имущества в эксплуатацию здесь не указана.
Для заполнения Отчета предусмотрен код операции 01 Передача товара в производство и (или) переработку (письмо ФНС России от 14.04.2021 N ЕА-4-15/5042@, приказ ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@). При этом код операции при вводе основного средства в эксплуатацию в данных документах также не предусмотрен.
В соответствии с письмами ФНС России от 28.06.2021 N ЕА-4-15/9015@, от 12.05.2021 N ЕА-4-15/6469@, при объединении товаров в комплект (набор), например, включение монитора в состав автоматизированного рабочего места, не является основанием для прекращения прослеживаемости таких товаров, так как не происходит переработка товаров, не изменяются его физические характеристики, товар не становится неотъемлемой частью другого имущества.
При этом в Рекомендациях по доработке систем автоматизаций складского и бухгалтерского учета налогоплательщиков в интересах прослеживаемости, размещенных на сайте ФНС России (https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/spt/), указано, что включение прослеживаемых товаров в состав основных средств относится к прекращению прослеживаемости и подлежит отражению в Отчете об операциях (с указанием реквизитов Акта приема-передачи основных средств (ОС-1)).
Таким образом, если буквально исходить из требований действующих нормативных документов (формулировки подп. б п. 4 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров), то Отчет при вводе основного средства в эксплуатацию (в состав которого включен монитор, являющийся прослеживаемым товаром), представлять в ИФНС не нужно.
Вместе с тем, учитывая формулировки Рекомендаций по доработке, по этому вопросу имеется неопределенность.
Обращаем внимание, что все вышеизложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов. Рекомендуем получить персональное разъяснение Минфина России и ФНС России по вопросам порядка предоставления отчетности по прослеживаемым товарам в данной ситуации (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке:
https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.
Особенности учета товаров, подлежащих прослеживаемости
При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, поставщики должны выставлять в электронной форме счета-фактуры, в которых начиная с 01.07.2021 должны указываться новые реквизиты, перечисленные в подпунктах 16-18 п. 5 ст. 169 НК РФ:
- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее - РНПТ);
- количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
- количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.
В связи с чем организации и ИП, приобретающие товары, подлежащие прослеживаемости, обязаны обеспечить получение и передачу счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 1.1 и 1.2 ст. 169 НК РФ).
При этом организации необходимо удостовериться в наличии и правильности указанных в счете-фактуре (УПД) реквизитов прослеживаемости (РНПТ). Проверить, подлежит ли товар прослеживаемости, и его РНПТ можно с помощью специальных сервисов на сайте ФНС России. При обнаружении ошибок в реквизитах прослеживаемости следует обратиться к поставщику с просьбой о корректном оформлении счета-фактуры и отражении в выставляемом счете-фактуре реквизитов прослеживаемости, в том числе РНПТ (письмо Минфина России от 11.08. 2021 N 27-01-22/64473). Не лишним будет предусмотреть в договоре, что поставщик берет на себя ответственность за достоверность данных по прослеживаемости.
Поскольку в целях прослеживаемости рассматриваемое имущество не выбывает из системы прослеживаемости, полагаем, что по такому имуществу следует предусмотреть и организовать порядок хранения сведений о реквизитах прослеживаемости в течение всего периода их фактической эксплуатации с момента приобретения и до момента выбытия (в связи с реализацией, безвозмездной передачей, ликвидацией, утилизацией и т. п.).
Таким образом, участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны организовать их учет в составе соответствующих активов (товаров, запасов) в разрезе партий приобретенных товаров с указанием РНПТ и единицы измерения.
Отметим, что ФНС России в письмах от 30.06.2021 N ЕА-4-15/9208@, от 19.08.2021 N ЕА-4-15/11700@ информирует, что в рамках переходного периода (не менее 1 года), необходимого для адаптации программного обеспечения, не устанавливается ответственность налогоплательщиков за нарушения Федерального закона РФ от 09.11.2020 N 371-ФЗ и Правил, утвержденных Положением о прослеживаемости.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- О прослеживаемости товаров. Памятка для бухгалтера бюджетной сферы (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Вопрос: Об учете мониторов (товаров, подлежащих прослеживаемости) в составе ТМЦ при передаче их в эксплуатацию и хранении сведений о реквизитах прослеживаемости (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
- Вопрос: Отчетность при покупке товаров, подлежащих прослеживаемости, но не планируемых для перепродажи (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
- Вопрос: Учет товаров, подлежащих прослеживаемости, приобретаемых для собственных нужд (как основные средства). Нужно ли подавать Уведомление об остатках в отношении таких активов и в какой срок? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.);
- Вопрос: Документальное оформление и особенности учета товаров, подлежащих прослеживаемости с 01.07.2021 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
21 сентября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"