Содержание плана реструктуризации долгов гражданина при банкротстве и прилагаемые к нему документы
План реструктуризации долгов гражданина должен содержать:
1) положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований*(1) всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа (далее - совместно именуемые кредитор), известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган (п. 1 ст. 213.14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее - Закон о банкротстве).
Информация о кредиторах и об их адресах может быть получена от должника или из документов, которые должны быть приложены к заявлению должника о признании его банкротом или к отзыву должника (абз. третий п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", далее - Постановление N 45).
Законодательством прямо не урегулирован вопрос о необходимость включения в план реструктуризации долгов гражданина требований кредиторов, которые не были заявлены для включения их в реестр требования кредиторов.
С одной стороны, из содержащегося в п. 1 ст. 213.14 Закона о банкротстве указания на то, что планом реструктуризации долгов гражданина должен быть урегулирован порядок погашения всех известных гражданину кредиторов, следует, что в план надлежит включать и требования кредиторов, которые не заявлялись для включения в реестр, но известны гражданину (см. например, постановления Первого ААС от 24.08.2017 по делу N А79-1610/2016, Четвертого ААС от 18.04.2017 N 04АП-533/2017).
С другой стороны, по общему правилу требования включаются в реестр при наличии судебного акта, устанавливающего их состав и размер (п. 7 ст. 16 Закона о банкротстве). При отсутствии вступившего в силу судебного акта, подтверждающего существование долга, суд обязан проверить требования кредитора по существу (п. 15 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017). Кредиторы, требования которых не включены в план реструктуризации долгов гражданина, вправе предъявить свои требования в течение срока, на который утвержден указанный план, в порядке, установленном Законом о банкротстве. Такие требования, включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются на общих условиях, предусмотренных планом реструктуризации (п. 4 ст. 213.19 Закона о банкротстве). По общему правилу, после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве). Полагаем, что это правило должно действовать и при завершении расчетов с кредиторов в связи с надлежащим исполнением плана реструктуризации гражданина (ст. 6 ГК РФ, см. например, постановление Восемнадцатого ААС от 29.11.2018 N 18АП-16765/2018).
В связи с этим представляется, что план реструктуризации долгов гражданина не должен содержать положений о порядке расчетов по требованиям нереестровых кредиторов.
План реструктуризации должен предусматривать погашение требований кредиторов пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина. С согласия отдельного кредитора план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица (п. 5 ст. 213.14 Закона о банкротстве);
2) в отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, предусматриваются:
- условия, касающиеся погашения требований конкурсных кредиторов, обеспеченных залогом имущества гражданина, должны содержаться в плане реструктуризации долгов гражданина. Эти условия должны быть одобрены залоговым кредитором. Если в плане реструктуризации долгов гражданина отсутствует порядок погашения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества гражданина, в отношении заложенного имущества применяется порядок продажи, установленный п. 5 ст. 18.1 Закона о банкротстве (п. 3 ст. 213.10 Закона о банкротстве);
- преимущественное удовлетворение требований указанных кредиторов за счет выручки от реализации предмета залога. Денежные средства, вырученные от реализации предмета залога, в полном объеме, но не более чем в размере основной суммы задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов (платы за пользование денежными средствами), направляются конкурсному кредитору, права которого обеспечены залогом имущества гражданина. Исключение в плане реструктуризации долгов такого преимущественного удовлетворения возможно только с согласия кредитора, требование которого обеспечено залогом соответствующего имущества гражданина (абз. второй п. 3 ст. 213.14 Закона о банкротстве);
3) срок реализации плана реструктуризации, который не может быть более чем 5 лет, а если план утвержден арбитражным судом в отсутствии решения собрания кредиторов о его одобрении (п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве) - не более чем 3 года (п. 2 ст. 213.14 Закона о банкротстве). До 3 ноября 2023 года планы реструктуризации составлялись соответственно на 3 и 2 года.
Если срок реализации установлен менее максимального срока, в последующем он может быть продлен (п. 33 Постановления N 45, п. 6 ст. 213.20 Закона о банкротстве);
4) порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения гражданина, критерии существенного изменения его имущественного положения (абз. второй п. 1 ст. 213.14, абз. девятый п. 1 ст. 213.19 Закона о банкротстве);
5) в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, план реструктуризации долгов гражданина может содержать положения о порядке и сроках продажи имущества, являющегося предметом залога (ипотеки) (п. 6 ст. 213.14 Закона о банкротстве);
6) следующие сведения (п. 2 ст. 213.13 Закона о банкротстве):
- о фактах привлечения гражданина к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, неправомерные действия при банкротстве, фиктивное или преднамеренное банкротство;
- об известных гражданину уголовных и административных делах в отношении него, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости;
- о принятых решениях о признании гражданина банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов в течение 8 лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов гражданина.
План реструктуризации должен предусматривать для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) средства для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом РФ (п. 31 постановления N 45).
О величине прожиточного минимума по субъектам РФ см. справку
К плану реструктуризации долгов гражданина прилагаются (п. 1 ст. 213.15 Закона о банкротстве):
- перечень имущества и имущественных прав гражданина с приложением копий документов, подтверждающих соответствующие права на имущество гражданина (при наличии) (п. 2 ст. 213.15 Закона о банкротстве);
- сведения об источниках дохода гражданина за 6 месяцев, предшествующих представлению в арбитражный суд плана реструктуризации его долгов;
- сведения о кредиторской задолженности, в том числе задолженности по текущим обязательствам;
- кредитный отчет, полученный из бюро кредитных историй, или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина кредитной истории и полученный из бюро кредитных историй;
- заявление гражданина о достоверности и полноте прилагаемых документов, соответствии гражданина требованиям, установленным ст. 213.13 Закона о банкротстве;
- заявление гражданина об одобрении плана реструктуризации его долгов или о возражении гражданина в отношении указанного плана в случае, если указанный план предложен конкурсным кредитором или уполномоченным органом.
План реструктуризации долгов гражданина и прилагаемые к нему документы должны подтверждать финансовую возможность должника осуществлять платежи, предусмотренные планом реструктуризации (см. например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.06.2018 по делу N А70-4126/2017). В то же время Закон о банкротстве не запрещает иные способы удовлетворения требований кредиторов, включенных в план реструктуризации, в том числе уплату долга за счет денежных средств, получаемых должником от различных источников дохода (постановления Одиннадцатого ААС от 25.04.2018 N 11АП-4933/2018, Шестнадцатого ААС от 10.12.2018 N 16АП-4774/2018).
Поскольку цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока реализации плана реструктуризации долгов должник не будет иметь просроченных обязательств (п. 34 Постановления N 45), представляется, что в плане реструктуризации должны быть также учтены текущие платежи должника, которые он обязан осуществлять в течение срока реализации плана (см. например, постановление Семнадцатого ААС от 21.12.2017 N 17АП-2261/2017-ГК).
Несоответствие плана реструктуризации долгов гражданина требованиям Закона о банкротстве в отношении его задолженности, противоречие условий плана реструктуризации законодательству, наличие в плане реструктуризации долгов гражданина и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений является основанием для вынесения арбитражным судом определения об отказе в утверждении этого плана (ст. 213.8 Закона о банкротстве).
______________________________
*(1) Так называемые мораторные проценты.
Тема
План реструктуризации долгов гражданина в банкротстве
См. также
Рассмотрение арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина при банкротстве
Мораторные проценты при банкротстве гражданина
Завершение исполнения плана реструктуризации долгов гражданина при банкротстве
Формы документов
План реструктуризации долгов гражданина
Перечень имущества и имущественных прав гражданина
Заявление об одобрении плана реструктуризации долгов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Банкротство организации и гражданина" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам банкротства физических и юридических лиц.
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Банкротство организации и гражданина