Мораторные проценты при банкротстве гражданина
Смотрите в этом материале:
- что такое мораторные проценты;
- начисление мораторных процентов в процедуре реструктуризации долгов;
- включение мораторных процентов в план реструктуризации долгов;
- начисление мораторных процентов, если план реструктуризации не утверждался;
- начисление мораторных процентов в процедуре реализации имущества
Что такое мораторные проценты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусматривает начисление процентов на сумму требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, включенных в план реструктуризации долгов гражданина, утвержденный арбитражным судом, так называемые "мораторные проценты". Это связано с тем, что общим последствием введения процедуры банкротства является установление моратория, то есть запрета на начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по обязательствам должника.
Для кредитора это означает, что он утрачивает право на согласованный в договоре или законодательно предусмотренный возможный прирост к имеющемуся перед ним долгу, опосредующий, как правило, ответственность за неисполнение обязательства. Вместо этого по смыслу законодательства о банкротстве данный кредитор получает право на специальные проценты, именуемые мораторными.
Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования; на проценты по нему они не начисляются (абз. второй п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве", далее - Постановление N 88).
Особенностями мораторных процентов является то, что они не включаются в реестр кредиторов мораторные проценты не включаются и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору или уполномоченному органу на собраниях кредиторов (абз. седьмой п. 2 ст. 213.19 Закона о банкротстве, абз. второй п. 4 постановления N 88). Начисление мораторных процентов осуществляется финансовым управляющим после удовлетворения в полном объеме требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов и при условии достаточности у гражданина денежных средств для уплаты процентов (абз. пятый п. 2 ст. 213.19 Закона о банкротстве).
Начисление мораторных процентов в процедуре реструктуризации долгов гражданина
Период начисления процентов начинается с даты введения реструктуризации долгов гражданина и оканчивается датой вынесения судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина, либо датой удовлетворения указанных требований гражданином или третьим лицом в ходе реструктуризации долгов гражданина, либо датой вынесения определения об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом (абз. шестой п. 2 ст. 213.19 Закона о банкротстве).
Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ*(1) на дату утверждения плана реструктуризации долгов гражданина (абз. второй п. 2 ст. 213.19 Закона о банкротстве).
Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, выраженных в иностранной валюте и определенных в рублях по курсу, установленному Банком России на дату введения реструктуризации долгов гражданина, начисляются в размере, установленном договором, но не более чем в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату утверждения плана реструктуризации долгов (абз. третий п. 2 ст. 213.19 Закона о банкротстве). Соответственно, для определения мораторных процентов в этой ситуации необходимо:
1. Перевести требования по договору из иностранной валюты в рубли по курсу, установленному Банком России на дату введения реструктуризации долгов. Рассчитать неустойку (штрафы, пени) и иные финансовые санкции, исходя из их размеров, установленных договором;
2. Рассчитать проценты на сумму требования исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату утверждения плана реструктуризации долгов.
3. Сравнить оба результата. В качестве мораторных процентов берется меньший результат.
Соглашением между финансовым управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными Законом о банкротстве размером или сроком (абз. четвертый п. 2 ст. 213.19 Закона о банкротстве).
Включение мораторных процентов в план реструктуризации долгов
Пунктом 1 ст. 213.14 Закона о банкротстве предусмотрено, что план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.
В связи с этим в судебной практике высказывается мнение, что отсутствие в плане реструктуризации долгов гражданина положений о мораторных процентах является нарушением (постановления Девятого ААС от 26.03.2018 N 09АП-885/2018, Пятнадцатого ААС от 20.10.2016 N 15АП-14853/2016).
Но имеет место и иная точка зрения, основанная на положениях абз. пятого п. 2 ст. 213.19 Закона о банкротстве, согласно которой начисление мораторных процентов осуществляется финансовым управляющим после удовлетворения в полном объеме требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов и при условии достаточности у гражданина денежных средств для уплаты процентов. Исходя из чего, суды приходят к выводу, что мораторные проценты на сумму требований конкурсных кредиторов не включаются в план реструктуризации долгов, начисляются финансовым управляющим после удовлетворения в полном объеме требований кредиторов и при условии достаточности у гражданина денежных средств для уплаты процентов. По смыслу норм Закона о банкротстве план реструктуризаци может считаться реализованным и в случае недостаточности у гражданина средств для уплаты мораторных процентов. Отсутствие в плане реструктуризации долгов гражданина условия о погашении мораторных процентов ежемесячными платежами не означает невозможность их уплаты должником после удовлетворения в полном объеме требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. Должник обязан уплатить мораторные проценты, независимо от наличия (отсутствия) условия об их уплате в плане реструктуризации долгов гражданина. А потому права и законные интересы кредитора не могут быть нарушены невключением в план реструктуризации его долгов положений об уплате мораторных процентов (постановления АС Уральского округа от 22.09.2021 N Ф09-6118/21, АС Волго-Вятского округа от 10.08.2020 N Ф01-11776/20, АС Московского округа от 07.06.2021 N Ф05-22650/19, Семнадцатого ААС от 25.01.2022 N 17АП-8196/21, Восьмого ААС от 24.12.2019 N 08АП-15625/19, Десятого ААС от 08.06.2021 N 10АП-7929/21).
На практике включение выплаты мораторных процентов в план реструктуризации долгов гражданина возможно (см. например, постановление АС Уральского округа от 06.04.2018 N Ф09-1329/18). Представляется, что судом при утверждении плана реструктуризации, предусматривающего положения о выплате мораторных процентов, должен быть исследован вопрос о наличии у должника финансовой возможности выплатить такие проценты (см. также постановление Четвертого ААС от 05.02.2019 N 04АП-5476/2017).
Начисление мораторных процентов, если план реструктуризации долгов гражданина не утверждался
Главой X Закона о банкротстве, регулирующей вопросы несостоятельности граждан, предусмотрено, что мораторий наступает непосредственно после введения первой процедуры - реструктуризации (абз. четвертый п. 2 ст. 213.11 Закона), при этом положения о начислении мораторных процентов содержатся только в норме о последствиях утверждения плана реструктуризации (п. 2 ст. 213.19 Закона).
Однако даты ведения процедуры реструктуризации и утверждения соответствующего плана (либо отказа в его утверждении и введения следующей процедуры) не совпадают, разрыв между названными датами, как правило, составляет несколько месяцев).
Поскольку в отношении требования кредитора действует мораторий, из-за которого он лишается права на договорные или законные санкции и проценты, такой кредитор не может быть лишен специальных процентов (как правило, в пониженном размере), установленных на случай моратория законодательством о банкротстве.
Иное бы приводило к тому, что кредитор при неизменности собственного статуса оказывался бы в разном положении в рамках одной процедуры реструктуризации в зависимости от того, утвержден план или нет, а для должника нахождение в процедуре реструктуризации без утвержденного плана становилось бы крайне выгодным, поскольку вовсе отсутствовали бы какие-либо негативные последствия от невозврата долга. В связи с этим мораторные проценты начинаются начисляться с даты введения реструктуризации долгов гражданина вне зависимости от последующего утверждения (неутверждения) судом плана реструктуризации долгов гражданина (п. 17 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, постановления АС Московского округа от 12.03.2019 N Ф05-1997/2019 и от 27.02.2019 N Ф05-23824/2018, АС Центрального округа от 07.09.2020 N Ф10-4362/17, АС Поволжского округа от 22.04.2021 N Ф06-2893/21, Седьмого ААС от 14.10.2020 N 07АП-11659/17).
Мораторные проценты за процедуру реструктуризации долгов при неутверждении плана реструктуризации берутся на дату введения указанной процедуры (определения АС Омской области от 13.07.2021 и от 05.02.2021 по делу N А46-19753/2017). Если впоследствии была введена процедура реализации, то мораторные проценты рассчитываются для каждой процедуры отдельно исходя из размера ставки на дату введения соответсвующей процедуры (постановления АС Поволжского округа от 22.04.2021 N Ф06-2893/21, Седьмого ААС от 14.10.2020 N 07АП-11659/17, Пятнадцатого ААС от 23.07.2020 N 15АП-8597/20).
Начисление мораторных процентов в процедуре реализации имущества гражданина
Закон о банкротстве не содержит специальных правил по начислению и выплате мораторных процентов для процедуры реализации имущества гражданина. При этом судебная практика исходит из того, что мораторные проценты начисляются в процедуре реализации имущества гражданина. Эта позиция основана на том, что поскольку в отношении требования кредитора действует мораторий, из-за которого он лишается права на договорные или законные санкции и проценты, то такой кредитор не может быть лишен специальных процентов (как правило, в пониженном размере), установленных на случай моратория законодательством о банкротстве. В силу того, что действие указанного выше моратория, то есть запрета на начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по обязательствам должника, продолжается и в процедуре реализации (п. 5 ст. 213.25 Закона о банкротстве), в данной процедуре также подлежат начислению и последующей уплате кредиторам мораторные проценты, выступающие заменой договорных санкций (определение ВС РФ от 21.08.2019 N 304-ЭС17-2162(4)).
При начислении мораторных процентов за период реализации имущества берется ставка рефинансирования, установленная Банком России на дату введения процедуры реализации имущества (постановления Девятого ААС от 17.02.2020 N 09АП-79086/19, Девятнадцатого ААС от 18.10.2019 N 19АП-4326/19).
___________________________________
*(1) С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России (указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России").
Тема
План реструктуризации долгов гражданина в банкротстве
См. также
Содержание плана реструктуризации долгов гражданина при банкротстве и прилагаемые к нему документы
Рассмотрение арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина при банкротстве
Калькуляторы
Калькулятор процентов в зависимости от ключевой ставки (ставки рефинансирования) Банка России
Калькулятор процентов по договору
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Банкротство организации и гражданина" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам банкротства физических и юридических лиц.
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Банкротство организации и гражданина