Нормативный пул документов по формированию общего рынка лекарственных средств Евразийского экономического союза
Е.Р. Захарочкина,
к. фарм. н., доцент
Е.А. Максимкина,
д. фарм. н., профессор,
заведующая кафедрой
Кафедра управления и экономики фармации
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский
университет им. И.М. Сеченова
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Журнал "Вестник Росздравнадзора", N 5, сентябрь-октябрь 2017 г., с. 63-70.
Формирование общего рынка лекарственных средств Евразийского экономического союза осуществляется в соответствии с большим количеством новых законодательных нормативных документов, регламентирующих как различные процессы сферы обращения лекарственных средств (доклинические и клинические исследования, экспертиза, регистрация, производство, фармаконадзор, контроль качества), так и отдельные вопросы фармации.
Общий рынок является промежуточной формой развития регионально-интеграционных процессов в международных экономических отношениях, между зоной свободной торговли и таможенным союзом с одной стороны, и экономическим союзом, валютным союзом и полной интеграцией, - с другой стороны.
Формирование общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) осуществляется с 01 января 2016 г. Зарегистрированные в государствах-членах до указанной даты лекарственные средства должны быть приведены в соответствие с требованиями и правилами Союза до 31 декабря 2025 г. Участники внешнеторговой фармацевтической деятельности должны ориентироваться в целях и принципах формирования общего рынка, а также иметь представление о новых нормативных документах, регулирующих обращение лекарственных средств.
История регионально-интеграционного развития в рамках ЕАЭС начиналась в 1994 г. (Евразийский Союз), а в 2010 г. начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ТС).
В 2010-2011 гг. в области регулирования внешнеэкономической деятельности на фармацевтическом рынке принято значительное количество подзаконных нормативных актов в рамках исполнения Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", а также межгосударственных документов в рамках формирования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана [1-6].
В 2012 г. вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства (ЕЭП) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения уже не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.
Евразийский экономический союз является учрежденной Договором в 2014 г. международной организацией региональной экономической интеграции, государствами-членами которой являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики [7].
Регулирование обращения лекарственных средств (ЛС) осуществляется пулом документов, составляющих право Союза: соглашение, другие международные договоры, решения Комиссии, законодательства государств-членов.
Регулирование формирования общего рынка лекарственных средств установлено следующими основными международными правовыми актами:
- Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 - раздел VII, ст. 30, ст. 100 п. 1;
- Соглашение о Единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23.12.2014;
- Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 N 108 "О реализации Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза";
- Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 N 98 "О регламенте работы Евразийской экономической комиссии";
- Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 NN 73-93;
- Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Общий рынок лекарственных средств должен соответствовать стандартам надлежащих фармацевтических практик, а его создание основывается на следующих принципах:
- гармонизация и унификация требований законодательства государств-членов в сфере обращения ЛС;
- обеспечение единства обязательных требований к качеству, эффективности и безопасности находящихся в обращении на территории Союза ЛС;
- разработка и применение одинаковых или сопоставимых методов исследования и контроля при оценке ЛС;
- принятие единых правил в сфере обращения ЛС;
- гармонизация законодательства государств-членов в области контроля (надзора) в сфере обращения ЛС;
- реализация разрешительных и контрольно-надзорных функций соответствующими уполномоченными органами государств-членов.
Функционирование общего рынка ЛС осуществляется с 01 января 2016 г. в соответствии с международным договором - Соглашением о Единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23.12.2014 (далее - Соглашение).
Соглашение признает лекарственные средства социально значимой продукцией, ставит целью укрепление здоровья населения государств-членов путем обеспечения доступа к безопасным, эффективным и качественным ЛС в результате проведения скоординированной политики в сфере обращения с учетом взаимной заинтересованности в обеспечении гарантий для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
В Соглашении обозначены следующие стремления: создание оптимальных условий для развития фармацевтической промышленности, повышение конкурентоспособности фармацевтической продукции, производимой на территориях государств-членов, выход на мировой рынок, устранение необоснованных ограничений во взаимной торговле.
Соглашение в своей структуре имеет 21 статью: определения (ст. 1), сфера применения (ст. 2), регулирование обращения ЛС (ст. 3), функционирование общего рынка ЛС в рамках Союза (ст. 4), гармонизация государственных фармакопей государств-членов (ст. 5), доклинические и клинические исследования (испытания) в государствах-членах (ст. 6), регистрация и экспертиза ЛС (ст. 7), реализация ЛС (ст. 8), производство ЛС (ст. 9), фармацевтические инспекции (ст. 10), оптовая реализация, транспортирование и хранение ЛС (ст. 11), фармаконадзор (ст. 12), государственный контроль (надзор) за обращением ЛС (ст. 13), единый реестр зарегистрированных ЛС ЕАЭС и информационные базы данных в сфере обращения ЛС (ст. 14), информационная система Союза в сфере обращения ЛС (ст. 15), информационное взаимодействие уполномоченных органов государств-членов в случае принятия мер, ограничивающих обращение ЛС (ст. 16), сотрудничество уполномоченных органов государств-членов (ст. 17), внесение изменений в Соглашение (ст. 18), порядок разрешения споров (ст. 19), переходные положения (ст. 20), вступление Соглашения в силу (ст. 21).
Для целей реализации Соглашения государства-члены определяют органы государственной власти, уполномоченные на осуществление и (или) координацию деятельности в сфере обращения ЛС, которые проводят консультации, направленные на согласование позиций по вопросам регулирования.
Евразийская экономическая Комиссия (далее - Комиссия) осуществляет координацию деятельности, направленной на гармонизацию законодательства государств-членов, является депозитарием Союза [8].
Решения Комиссии разрабатываются на основе международных норм с учетом направляемых государствами-членами предложений в отношении разработки проектов актов. Комиссия имеет право принимать рекомендации, касающиеся определения оптимальных подходов, реализация которых позволит обеспечить выполнение требований.
Соглашение о Единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках ЕАЭС от 23.12.2014 определяет основополагающие установки, а также соответствующие документы, которые должны быть разработаны и/или утверждены Комиссией.
В результате системного анализа деятельности ЕАЭС и Комиссии нами сформирован пул основных нормативных документов по формированию общего рынка лекарственных средств (табл. 1).
Таблица 1. Нормативный пул документов по формированию общего рынка лекарственных средств в рамках ЕАЗС (на начало 2017 г.)
Соглашение о Единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23.12.2014 | Решения Совета Евразийской экономической комиссии Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии Комментарии | ||
Определения | |||
Информационный справочник понятий и определений в сфере обращения лекарственных средств - унифицированные понятия и их определения (ст. 1) | |||
Гармонизация государственных фармакопей государств-членов | |||
Концепция гармонизации государственных фармакопей государств-членов с использованием международного опыта гармонизации национальных фармакопейных требований (ст. 5) | |||
Фармакопея Союза - совокупность фармакопейных статей (общих и частных), одобренных Фармакопейным комитетом Союза (ст. 5) | |||
Порядок деятельности Фармакопейного комитета Союза (ст. 5) | |||
Доклинические и клинические исследования (испытания) в государствах-членах | |||
Правила надлежащей лабораторной практики (ст. 6) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 81 "Об утверждении правил надлежащей лабораторной практики Евразийского экономического союза в сфере обращения лекарственных средств" | ||
Правила надлежащей клинической практики (ст. 6) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 79 "Об утверждении правил надлежащей клинической практики Евразийского экономического союза" | ||
Требования к проведению исследований (испытаний) лекарственных средств (ст. 6) | - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 85 "Об утверждении Правил проведения исследований биоэквивалентности лекарственных препаратов в рамках Евразийского экономического союза" - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 89 "Об утверждении Правил проведения исследований биологических лекарственных средств Евразийского экономического союза" | ||
Регистрация и экспертиза | |||
Правила регистрации и экспертизы лекарственных средств - требования к структуре, формату, содержанию регистрационного досье, структуре и содержанию отчета по оценке регистрационного досье, форма регистрационного удостоверения ЛС, порядок внесения изменений в регистрационное досье, основания для отказа в регистрации, отзыва, приостановления или прекращения действия регистрационного удостоверения ЛС (ст. 7) | - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 78 "О правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения" - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 93 "О признании результатов инспектирования производства лекарственных средств" | ||
Номенклатура лекарственных форм - регистрация и экспертиза лекарственных средств (ст. 7) | Решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.12.2015 N 172 "Об утверждении номенклатуры лекарственных форм" | ||
Реализация ЛС | |||
Единые требования к маркировке лекарственных средств (ст. 8) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 76 "Об утверждении требований к маркировке лекарственных средств для медицинского применения и ветеринарных лекарственных средств" | ||
Единые требования к инструкции по медицинскому применению лекарственных средств (ст. 8) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 88 "Об утверждении требований к инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов и общей характеристике лекарственных препаратов" | ||
Производство ЛС | |||
Правила надлежащей производственной практики - производство ЛС на основании разрешения (лицензии) на производство ЛС, выданного в соответствии с законодательством государств-членов (ст. 9) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 77 "Об утверждении правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза" | ||
Порядок аттестации уполномоченных лиц производителей лекарственных средств (ст. 9) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 73 "О порядке аттестации уполномоченных лиц производителей лекарственных средств" | ||
Порядок формирования и ведения реестра уполномоченных лиц производителей лекарственных средств Евразийского экономического союза (ст. 9) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 74 "Об утверждении порядка формирования и ведения реестра уполномоченных лиц производителей лекарственных средств Евразийского экономического союза" | ||
Реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств Евразийского экономического союза - аттестованные уполномоченные лица производителей ЛС (ст. 9) | |||
Фармацевтические инспекции | |||
Правила проведения фармацевтических инспекций фармацевтическими инспекторатами (ст. 10) | - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 83 "Об утверждении правил проведения фармацевтических инспекций" - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 91 "Об утверждении порядка обеспечения проведения совместных фармацевтических инспекций" | ||
Общие требования деятельности фармацевтических инспекторатов (ст. 10) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 82 "Об утверждении общих требований к системе качества фармацевтических инспекторатов государств - членов Евразийского экономического союза" | ||
Порядок ведения реестра фармацевтических инспекторов Евразийского экономического союза (ст. 10) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 90 "Об утверждении порядка формирования и ведения реестра фармацевтических инспекторов Евразийского экономического союза" | ||
Оптовая реализация, транспортирование и хранение ЛС | |||
Правила надлежащей дистрибьюторской практики (ст. 11) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 80 "Об утверждении Правил надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза" | ||
Фармаконадзор | |||
Надлежащая практика фармаконадзора (ст. 12) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 87 "Об утверждении правил надлежащей практики фармаконадзора Евразийского экономического союза" | ||
Порядок обмена между уполномоченными органами государств-членов информацией о выявленных нежелательных реакциях (действиях) на лекарственные средства, изменениях в оценке соотношения пользы и риска и принятых мерах при превышении риска над пользой (ст. 12) | |||
Государственный контроль (надзор) за обращением лекарственных средств | |||
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) за обращением лекарственных средств (ст. 13) | Государства-члены осуществляют государственный контроль (надзор) за обращением лекарственных средств в порядке, установленном законодательством государств-членов (национальным законодательством) | ||
Порядок взаимодействия уполномоченных органов государств-членов по выявлению фальсифицированных и (или) контрафактных ЛС (ст. 13) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 86 "О порядке взаимодействия государств-членов Евразийского экономического союза по выявлению фальсифицированных, контрафактных и (или) недоброкачественных лекарственных средств" | ||
Информационные базы данных лекарственных средств. Информационная система. | |||
Единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза с интегрированными в него информационными базами данных инструкций по медицинскому применению, графическому оформлению (дизайну) упаковок и нормативными документами по качеству (ст. 8, 14) | Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 84 "О порядках формирования и ведения единого реестра зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза и информационных баз данных в сфере обращения лекарственных средств" (вместе с "Порядком формирования и ведения единой информационной базы данных лекарственных средств, не соответствующих требованиям по качеству, а также фальсифицированных и (или) контрафактных лекарственных средств, выявленных на территориях государств - членов Евразийского экономического союза", "Порядком формирования и ведения единой информационной базы данных по нежелательным реакциям (действиям) на лекарственные препараты, включая сообщения о неэффективности лекарственных препаратов, выявленным на территориях государств - членов Евразийского экономического союза", "Порядком формирования и ведения единой информационной базы данных по лекарственным препаратам с приостановленными регистрационными удостоверениями, отозванным с рынка или запрещенным к медицинскому применению на территориях государств - членов Евразийского экономического союза") | ||
Единая информационная база данных лекарственных средств, не соответствующих требованиям по качеству, а также фальсифицированных и (или) контрафактных лекарственных средств, выявленных на территориях государств-членов (ст. 14) | |||
Единая информационная база данных по выявленным нежелательным реакциям (действиям) на лекарственные средства, включающая сообщения о неэффективности лекарственных средств (ст. 14) | |||
Единая информационная база данных по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам (ст. 14) | |||
Правила создания и функционирования информационной системы Союза в сфере обращения ЛС (ст. 15) | |||
Другие документы - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 75 "Об утверждении Положения об Экспертном комитете по лекарственным средствам"; - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 92 "Об отдельных вопросах обращения лекарственных препаратов" (основы определения взаимозаменяемости); - Решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015 N 178 "О правилах определения категорий лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и по рецепту". |
В заключение следует обратить внимание на новый документ - распоряжение Коллегии ЕЭК N 43 от 02.05.2017, которое одобрило проект распоряжения Совета ЕЭК "Об актах Евразийской экономической комиссии по вопросам регулирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза", содержащий Перечень из 25 актов на 2017-2019 гг. с государствами - ответственными разработчиками (табл. 2).
Таблица 2. Перечень актов Евразийской экономической комиссии по вопросам регулирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий в 2017-2019 гг. (Распоряжение Коллегии ЕЭК N 43 от 02.05.2017)
Лекарственные средства - ответственные разработчики (проекты актов - ожидаемый результат Решения Коллегии или Совета Комиссии) | ||
Российская Федерация | Республика Беларусь | Республика Казахстан |
- о руководстве по выбору требований спецификаций к родственным примесям в антибиотиках (1); - о правилах по изучению примесей в лекарственных средствах и установлению требований к ним в спецификациях (4); - о руководстве по установлению допустимых пределов воздействия на здоровье человека с целью определения рисков при производстве различных лекарственных средств на одном производственном участке (5); - о руководстве по указанию содержания действующих веществ или извлечений из лекарственного растительного сырья в маркировке лекарственных препаратов и инструкциях по медицинскому применению (9); - о руководстве по содержанию досье исследуемого препарата, подаваемого для назначения клинических исследований, и репортированию в рамках проведения клинических исследований (10); - о руководстве по доклиническим исследованиям безопасности в целях проведения клинических исследований и регистрации лекарственных препаратов (15); - о руководстве по подбору дозы лекарственных препаратов (16) | - о руководстве по валидации аналитических методик (2); - о требованиях к исследованию стабильности лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций (3); - о правилах надлежащей практики выращивания, сбора, хранения лекарственного растительного сырья (GACP) (7); - о требованиях к исследованию стабильности препаратов из лекарственного растительного сырья (8); - о правилах выдачи разрешений на проведение клинических исследований (11); - о руководствах по фармакокинетическому и клиническому изучению биоэквивалентности лекарственных препаратов с модифицированным высвобождением, биоэквивалентности липосомальных препаратов, биоэквивалентности кортикостероидов для местного применения в дерматологии (14); - о правилах проведения инспектирования на соответствие требованиям Правил надлежащей практики фармаконадзора Евразийского экономического союза (19); - о требованиях по процедуре проведения инспекции системы фармаконадзора держателя регистрационного удостоверения (20) | - о руководстве по подготовке нормативного документа по качеству лекарственных средств (6); - о руководстве по проведению исследований лекарственных средств у доношенных и недоношенных новорожденных (12); - о руководстве по определению возможности использования лекарственной формы в педиатрической практике или на ограниченной части педиатрической популяции (13); - о руководстве по клиническому изучению лекарственных препаратов в детской популяции (17); - о правилах проведения инспектирования на соответствие требованиям Правил надлежащей клинической практики Евразийского экономического союза (18) |
Медицинские изделия - ответственный разработчик Российская Федерация - о критериях по включению в одно регистрационное удостоверение нескольких модификаций медицинского изделия, относящихся к одному виду медицинского изделия в соответствии с применяемой в Евразийском экономическом союзе номенклатурой медицинских изделий (21); - об отнесении продукции к медицинским изделиям (22); - о критериях по разграничению элементов медицинского изделия, являющихся составными частями медицинского изделия, принадлежностей и комплектующих к медицинскому изделию в целях регистрации медицинского изделия (23); - о требованиях к организациям, имеющим право проводить инспектирование производства медицинских изделий на соответствие требованиям к внедрению, поддержанию и оценке системы менеджмента качества медицинских изделий в зависимости от потенциального риска применения, а также порядок оценки соответствия уполномоченных организаций этим требованиям (24); - о требованиях, предъявляемых к инспекторам, осуществляющим инспектирование производства медицинских изделий на соответствие требованиям к внедрению, поддержанию и оценке системы менеджмента качества медицинских изделий в зависимости от потенциального риска применения, и порядке установления соответствия инспекторов этим требованиям (25). |
Источники
1. Захарочкина Е.Р. Порядок ввоза и вывоза лекарственных средств в Российской Федерации в условиях регионально-интеграционных процессов // Вестник Росздравнадзора. - 2012. - N 1. - С. 53-59.
2. Захарочкина Е.Р. Порядок ввоза, вывоза и транзита сильнодействующих веществ // Вестник Росздравнадзора. - 2012. - N 3. - С. 26-31.
3. Захарочкина Е.Р., Максимкина Е.А., Назаренко П.В. Порядок ввоза, вывоза и транзита ядовитых веществ // Вестник Росздравнадзора. - 2012. - N 4. - С. 33-39.
4. Захарочкина Е.Р., Назаренко П.В., Битерякова А.М. Особенности установления иностранными производителями предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты // Естественные и технические науки. - 2012. - N 5 (61). - С. 193-194.
5. Захарочкина Е.Р. Особенности ввоза и вывоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации // Вестник Росздравнадзора. - 2011.- N 3. - C. 42-47.
6. Захарочкина Е.Р. Положения о ввозе и вывозе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в рамках и вне рамок Таможенного Союза ЕврАзЭС // Вестник Росздравнадзора. - 2011.- N 4. - С. 46-52.
7. Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org/.
8. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник Росздравнадзора"- рецензируемый научно-практический журнал для специалистов в сфере здравоохранения и фармдеятельности. Является официальным изданием Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
Предназначен для руководителей и специалистов в области медицинской и фармацевтической деятельности, практикующих врачей и руководителей фармпредприятий, изготовителей медицинской техники. Концепция журнала включает в себя комплексное обсуждение проблем, связанных с вопросами контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, контроля качества медицинской помощи и качества медицинской продукции, а также других направлений деятельности, входящих в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
Журнал выходит один раз в два месяца. Подписку на журнал можно оформить во всех почтовых отделениях Российской Федерации по каталогу "Почта России", подписной индекс П4551.
Объединенный каталог "Пресса-России" подписной индекс 38847 во всех почтовых отделениях РФ.
Электронная библиотека Руконт - https://www.rucont.ru/efd/656707
Интернет-магазин "Пресса по подписке" - https://www.akc.ru/rucont/itm/656707
Подробную информацию по журналу можно получить у ответственного редактора Федотовой Ольги Федоровны o.f.fedotova@mail.ru +7 (962) 950-20-49 и зав. редакцией журнала Анастасии Трубниковой anastasia-vestnikrzn@mail.ru или +7(967)161-34-35