Вопрос: ООО за 2014 год своевременно представило уведомление о контролируемых сделках. В ноябре 2016 года налоговым инспектором в ходе проведения камеральной проверки было направлено уведомление о внесении уточнений в уведомление в части неверного указания кода стороны сделки (пункт 210 Раздела 1А и пункт 050 раздела 1Б уведомления о контролируемых сделках не заполнены). В декабре 2016 года ООО представило уточненное уведомление, инспекция на основании уточненного уведомления привлекла к налоговой ответственности ООО на основании ст. 129.4 НК РФ за нарушение требований п. 3 ст. 105.16 НК РФ (штраф в размере 5000 руб.). Правомерны ли действия налогового органа? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)

ООО за 2014 год своевременно представило уведомление о контролируемых сделках. В ноябре 2016 года налоговым инспектором в ходе проведения камеральной проверки было направлено уведомление о внесении уточнений в уведомление в части неверного указания кода стороны сделки (пункт 210 Раздела 1А и пункт 050 раздела 1Б уведомления о контролируемых сделках не заполнены).

В декабре 2016 года ООО представило уточненное уведомление, инспекция на основании уточненного уведомления привлекла к налоговой ответственности ООО на основании ст. 129.4 НК РФ за нарушение требований п. 3 ст. 105.16 НК РФ (штраф в размере 5000 руб.).

Правомерны ли действия налогового органа? За какие недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках ООО может быть привлечено к налоговой ответственности?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Действия налогового органа в рассматриваемом случае правомерны.

К недостоверным сведениям могут быть отнесены как сведения, которые фактически отражены в уведомлении о контролируемых сделках, но неточны (искажены), так и отсутствие любых сведений, которые предусмотрены утвержденной формой данного уведомления.


Обоснование вывода:

На основании п. 1 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@. Срок направления в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках - не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором такие сделки совершены (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию: календарный год, за который они представляются, предметы сделок, сведения об их участниках, о сумме полученных по этим сделкам доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию (п. 3 ст. 105.16 НК РФ).

Статья 129.4 НК РФ введена в действие Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ).

Ответственность по ст. 129.4 НК РФ предусмотрена за:

- неправомерное непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках (далее - Уведомление), совершенных в календарном году;

- представление Уведомления, содержащего недостоверные сведения (письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646).

За совершение каждого из указанных правонарушений может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей.

Отметим, что ни Налоговый кодекс РФ, ни какой-либо иной нормативный правовой акт не расшифровывают понятие "недостоверные сведения". Между тем некоторые толкования этого термина (применительно к конкретным правоотношениям) можно встретить в письмах официальных органов и в судебных решениях.

Так, в письме ФНС России от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ разъяснено, что под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных документов.

В постановлении Верховного Суда РФ от 23.01.2014 N 18-АД13-43 указывается, что под недостоверными сведениями подразумеваются сведения, не соответствующие действительности.

Из письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 следует, что к разряду недостоверных сведений может быть отнесено, в частности, неотражение в Уведомлении сведений по сделке, которая по условиям подпадает под категорию контролируемых.

Исходя из позиции контролирующих органов к недостоверным сведениям могут быть отнесены как сведения, которые фактически отражены в Уведомлении, но неточны (искажены), так и отсутствие таковых, которые следовало отразить, но в силу определенных причин этого сделано не было. Подтверждением этому является и п. 2 ст. 105.16 НК РФ, в котором перечислены возможные недочеты при составлении Уведомления, а именно:

- неполнота сведений;

- неточности;

- ошибки в заполнении.

Приходим к выводу, что незаполнение или неправильное заполнение любых граф и строк, предусмотренных утвержденной формой Уведомления, может правомерно рассматриваться налоговыми органами как представление Уведомления, содержащего недостоверные сведения. Соответственно, появляются основания для наложения штрафа, предусмотренного ст. 129.4 НК РФ.

В принципе, ООО могло бы избежать штрафа, вовремя скорректировав представленные сведения.

На основании п. 2 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщик вправе направить уточненное Уведомление в случае обнаружения в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках (смотрите также п. 1.2 Приложения N 3 к приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@):

- неполноты сведений,

- неточностей

- либо ошибок.

При этом подача уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, освобождает налогоплательщика от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ. Об ответственности за неправильное заполнение уведомления о контролируемых сделках и условиях освобождения от этой ответственности смотрите также письмо ФНС России от 24.04.2015 N ЕД-4-13/7083@.

Однако в рассматриваемом случае ООО предоставило уточненное Уведомление только после проведения контрольных мероприятий налоговым органом. Следовательно, об освобождении от ответственности речь идти не может. ООО было правомерно привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа.


Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Уведомление налоговых органов о совершенных контролируемых сделках;

- Энциклопедия решений. Ответственность за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ).


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РКА Буланцов Михаил


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав


9 января 2017 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.