Разъяснения Минфина по начислению и уплате земельного налога
Бюджетные учреждения, имеющие земельные участки на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, являются плательщиками земельного налога. В статье приведены разъяснения Минфина по вопросам, связанным с исчислением и уплатой данного налога.
Налог на землю является местным налогом. Его начисление и уплата регулируется гл. 31 НК РФ и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 387 НК РФ).
Устанавливая налог, местные органы власти, а также органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, установленных данной главой, порядок и сроки уплаты налога. Для отдельных категорий плательщиков могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы.
Плательщики налога
Налогоплательщиками земельного налога признаются бюджетные учреждения, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Если земельные участки находятся у учреждения на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно согласно п. 2 ст. 388 НК РФ не является налогоплательщиком земельного налога.
Объект налогообложения
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 22.04.2013 N 03-05-04-02/13683):
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Отдельно остановимся на применении льготы, установленной пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которой не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ. В письмах от 27.11.2013 N 03-05-05-01/40163, от 29.07.2013 N 03-05-04-02/02/30109, от 18.06.2013 N 03-05-04-01/22663 Минфин привел следующие разъяснения.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 73-ФЗ*(1) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения. Правовой режим данных земель регулируется земельным законодательством РФ и данным законом.
В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограниченными в обороте являются земли, занятые:
- особо ценными объектами культурного наследия народов РФ;
- объектами, включенными в Список всемирного наследия;
- историко-культурными заповедниками;
- объектами археологического наследия.
Поэтому если организация считает, что земельный участок относится к участкам, ограниченным в обороте, она должна подтвердить нахождение на земельном участке особо ценного объекта культурного наследия народов РФ, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.
Для справки. Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Их включение в данный свод осуществляется в соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 30.11.1992 N 1487. Депозитарием Государственного свода является Минкультуры*(2).
Далее чиновники Минфина обращают внимание, что если здание не отнесено Минкультуры к объектам особо ценного культурного наследия, то, следовательно, земельный участок, на котором находится это здание, не является земельным участком в ограниченном обороте. Поэтому в отношении такого земельного участка пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ не применяется (Письмо Минфина РФ от 27.09.2013 N 03-05-05-01/40163).
Налоговая база и ставки по земельному налогу
В соответствии с п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как отмечают чиновники Минфина в Письме от 14.10.2013 N 03-05-04-02/42680, если в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. В случае если в отношении земельного участка нормативная цена земли также не определена, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база по земельному налогу.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Администрирование земельного налога осуществляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании п. 4 ст. 85 НК РФ.
К сведению. В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость определяется путем государственной кадастровой оценки земли, порядок проведения которой определяет Правительство РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости в сети "Интернет". Таким образом, в силу норм законодательства РФ субъектам учета созданы условия для беспрепятственного получения информации о кадастровой стоимости имущества, определяемой собственником (Письмо Росфиннадзора от 19.09.2012 N 43-02-02-06/234 вместе с Письмом Минфина РФ от 31.08.2012 N 02-06-10/3473).
При утверждении органом исполнительной власти субъектов РФ новых результатов государственной кадастровой оценки земель следует учесть разъяснения Минфина РФ. В Письме от 18.12.2012 N 03-05-04-02/105 чиновники обращают внимание, что в случае, если нормативный акт затрагивает прошлые налоговые периоды, то вновь утвержденные результаты оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.
Далее отметим, в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога местные органы власти могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, представительные органы муниципальных образований могут устанавливать налоговые льготы в виде уменьшения суммы налога.
Налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении каждого налога.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются и дифференцируются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в определенных Налоговым кодексом пределах. При этом установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 1 ст. 394 НК РФ). Как отмечают чиновники Минфина в Письме от 19.04.2013 N 03-05-04-02/13520, на основании норм НК РФ представительные органы муниципальных образований не вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую льготу в виде снижения налоговой ставки на 50%.
Исчисление земельного налога
Налогоплательщики исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ). Сумма земельного налога начисляется по окончании налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости).
Пример 1
Бюджетное учреждение владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. На территории, принадлежащей представительному органу муниципального образования, где расположен земельный участок организации, введен земельный налог. Налоговая ставка по земельному налогу определена в размере 1,2%, кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2014 составляет 20 000 000 руб.
Сумма земельного налога за 2014 год составит 240 000 руб. (20 000 000 руб. х 1,2%).
В том случае, когда права на земельный участок возникли в течение налогового периода, начисление суммы налога (авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок был закреплен за учреждением, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если право возникло до 15-го числа включительно соответствующего месяца, месяц принимается как полный. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Пример 2
Предположим, что бюджетное учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 20.06.2014. Ставка земельного налога определена в размере 1,2%. Кадастровая стоимость участка на 20.06.2014 составила 10 000 000 руб. Необходимо рассчитать сумму земельного налога за 2014 год.
Коэффициент владения земельным участком равен 0,5 ((6 / 12) мес.).
Сумма земельного налога за 2014 год составит 60 000 руб. (10 000 000 руб. х 1,2% х (6 мес. / 12 мес.)).
Если нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для налогоплательщиков установлены отчетные периоды (как квартал), то они исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками как разница между годовой суммой земельного налога, исчисленной по правилам п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года.
Бухгалтерский учет операций
Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с инструкциями N 157н *(3) и 174н *(4).
В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Как отмечается в Письме Минфина РФ от 08.11.2013 N 02-06-010/47818, операции по начислению суммы земельного налога отражаются на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств, в том числе по авансовым платежам.
Учет расчетов по земельному налогу учреждение ведет на счете 303 13 "Расчеты по земельному налогу" (п. 263 Инструкции N 157н). Начисление суммы земельного налога оформляется бухгалтерской записью (п. 131 Инструкции N 174н):
Дебет счета 0 401 20 290 "Прочие расходы"
Кредит счета 0 303 13 730 "Увеличение кредиторской задолженности по земельному налогу"
При уплате земельного налога на основании выписки с лицевого счета делается запись (п. 73 Инструкции N 174н):
Дебет счета 0 303 13 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по земельному налогу"
Кредит счета 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"
Таким образом, сальдо расчетов по счету 303 13 "Расчеты по земельному налогу" на конец отчетного периода отражает разницу между начисленной суммой земельного налога по итогам налогового периода с учетом начисленных авансовых платежей и выполненной обязанностью налогоплательщика по уплате (перечислению) указанного налога.
Пример 3
По итогам 2014 года бюджетным учреждением начислен земельный налог в сумме 75 200 руб. Сумма авансовых платежей составила 56 400 руб. Расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.
Окончательная сумма к уплате за 2014 год составит 18 800 руб. (75 200 - 56 400).
В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислен земельный налог | 4 401 20 290 | 4 303 13 730 | 18 800 |
Перечислен земельный налог в бюджет | 4 303 13 830 | 4 201 11 610 | 18 800 |
Представление налоговой декларации
В силу ст. 398 НК РФ бюджетные учреждения - плательщики земельного налога обязаны по истечении налогового периода (не позднее 1 февраля года) представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию. Форма декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ (далее - Порядок).
В состав налоговой декларации включены титульный лист и два раздела:
- разд. 1 "Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет";
- разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога".
Кроме того, в приложениях к указанному порядку приведен ряд справочников, которыми пользуются налогоплательщики для заполнения налоговой декларации. Так, в частности, код категории земель подлежит отражению налогоплательщиком по строке 030 раздела 2 налоговой декларации по земельному налогу, определяемый согласно приложению 5 (Письмо ФНС РФ от 12.12.2013 N БС-4-11/22506 "О земельном налоге"). Например, земли населенных пунктов имеют коды 003002000000 - 003002000100.
Коды налоговых льгот приведены в приложении 6.
В соответствии с п. 3 ст. 398 НК РФ налоговые декларации по земельному налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Представлять в налоговые органы расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода налогоплательщики не обязаны.
Обратите внимание! Бюджетные учреждения, полностью или частично освобожденные от уплаты земельного налога, в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, представляют декларации в установленном порядке (п. 2.13 Порядка).
Представить налоговую декларацию можно и на бумажном носителе, и в электронном виде. Налогоплательщик вправе выбрать один из двух способов представления налоговой декларации на бумажном носителе (п. 4 ст. 80 НК РФ):
- лично или через своего представителя;
- в виде почтового отправления с описью вложения.
Представление в электронном виде обязательно для следующих налогоплательщиков (п. 3 ст. 80 НК РФ):
- относящихся к категории крупнейших;
- средняя численность работников у которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- вновь созданных организаций с численностью работников более 100 человек.
Напомним, что сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год представляются по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ (код формы по КНД 1180011). Они могут быть представлены в электронном виде в соответствии с порядком представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде, определяемым Минфином. На сегодняшний день действует Приказ ФНС РФ от 10.07.2007 N ММ-3-13/421@ "Об утверждении "Формата представления Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год в электронном виде (на основе XML) (Версия 4.01) Часть LXXXII" (в редакции Приказа ФНС РФ от 18.07.2008 N ММ-3-6/321@). Рекомендации по порядку заполнения названной формы утверждены Письмом ФНС РФ от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@.
Формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде утвержден Приказом ФНС РФ от 28.11.2011 N ММВ-7-11/696@.
Хотим обратить внимание, что с 1 января 2014 года изменена ст. 119 НК РФ, которая устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации. Поправки были внесены п. 13 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ).
Напомним, что в силу п. 1 указанной статьи непредставление налогоплательщиком в установленный срок декларации в ФНС по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) в бюджет, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
В случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного срока к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, налогоплательщик привлекается только после проведения камеральной налоговой проверки названной налоговой декларации. По результатам проверки может быть подтверждена сумма налога (сумма по данным налогоплательщика) либо установлен иной размер сумм налога, подлежащих уплате (доплате) на основе этой декларации (сумма по данным налогового органа).
В Письме Минфина РФ от 29.01.2014 N 03-02-07/1/3242 чиновники ведомства разъяснили, что поскольку обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации за 2013 год возникает в 2014 году, то в случае ее непредставления в установленный срок применяется ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 119 НК РФ в редакции Федерального закона N 134-ФЗ.
* * *
В заключение отметим, что Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н подготовлены изменения в Инструкцию N 157н.
В соответствии с вводимыми поправками земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), будут учитываться на соответствующем счете аналитического учета счета 0 103 00 000 "Непроизведенные активы".
Учет будет осуществляться на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ). Напомним, в настоящее время они учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" в соответствии с п. 333 Инструкции N 157н.
В связи с тем, что земельные участки будут переведены на баланс, порядок учета их на забалансовом счете будет исключен.
С. Валова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
*(2) Пункт 3 Положения о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.10.1994 N 1143.
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)