• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Налоговый учет (для госсектора)

Налоговый учет (для госсектора)

См. Конструктор учетной политики для целей налогового учета (онлайн-сервис)

ГАРАНТ:

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

Основной задачей бухгалтерской службы учреждения является ведение бухгалтерского учета - формирование документированной систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования, доходах, расходах и иных объектах учета, а также составление на основе этой информации бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 1, ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").


Бухгалтерский учет - это базовая, но не единственная система учета, которая должна быть создана в организации госсектора. В любом госучреждении функционирует система налогового и управленческого учета.

Управленческий учет - это самостоятельное направление учета, которое обеспечивает управленческий аппарат учреждения информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений.

Налоговый учет (учет по страховым взносам) - это система обобщения информации для определения налоговой базы (базы для уплаты страховых взносов) на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным НК РФ (иными законами) порядком (см., например, ст. 313 НК РФ, в которой приведено определение налогового учета в целях исчисления налога на прибыль).


Один и тот же факт хозяйственной жизни с точки зрения различных систем учета может "выглядеть" по-разному.

Пример

Автономным учреждением получен грант на проведение исследований и закупку в этих целях научного оборудования.

1. С точки зрения бухгалтерского учета полученный грант - это доход, который должен быть учтен по коду вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность" и коду КОСГУ 180 "Прочие доходы".

2. В целях налогового учета грант рассматривается в качестве дохода, который может не учитываться при налогообложения прибыли. Однако для этого необходимо организовать обособленный учет всех расходов, осуществляемых за счет средств гранта в соответствии с утвержденными при предоставлении гранта направлениями расходования средств.

3. С точки зрения управленческого учета полученный грант - это средства, движение которых необходимо учитывать обособленно от основного "потока" денежных средств госучреждения. Дело в том, что руководитель организации существенно ограничен в правах на использование средств гранта - согласно условиям его предоставления он может быть лишен права даже временно "отвлекать" средства гранта в целях оперативного решения различных задач, стоящих перед учреждением. Кроме того, расходование данных средств помимо Плана ФХД может ограничиваться и Сметой расходов, утвержденной при предоставлении гранта. И наконец, направления использования научного оборудования, приобретенного на средства гранта, могут быть существенно ограничены грантодателем и, соответственно, понадобится организовать контроль за использованием этого оборудования.

Для ведения налогового и управленческого учета в учреждении, как правило, не создаются специальные структурные подразделения.

1. Элементы налогового и управленческого учета просто "встраиваются" в существующую систему бухгалтерского учета. Иными словами, сотрудник бухгалтерской службы может отражать в бухгалтерской программе какой-либо факт хозяйственной жизни в таких "аналитических разрезах", которые помогут получить достаточную информацию как в целях обоснования суммы уплаченных налогов (взносов), так и в целях принятия управленческих решений.

2. Если поручать работу по обобщению и (или) систематизации информации сотрудникам бухгалтерской службы по каким-либо причинам нецелесообразно, то отдельные учетные задачи могут быть поручены иным структурным подразделениям учреждения.

Пример

Воспользовавшись условиями приведенного выше примера, посмотрим, как в автономном учреждении могут быть решены задачи по организации бухгалтерского, налогового и управленческого учета при получении гранта.

1. На бухгалтерию автономного учреждения возлагается ведение бухгалтерского учета доходов и расходов по гранту. При этом средства гранта, а также все доходы, расходы и принятые обязательства по данному гранту учитываются:

- по коду вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность";

- с обязательным указанием аналитики "Грант N __ от __.__.20__ г.".

Применение подобных аналитических показателей поможет организовать бухгалтерский учет средств гранта в соответствии с существующими стандартами.

Одновременно решаются задачи налогового учета: будет выполняться требование о ведении обособленного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования в целях применения пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При проведении мероприятий налогового контроля сотрудники бухгалтерии могут предъявлять регистры бухгалтерского учета, сформированные по приведенным выше аналитикам, в качестве регистров налогового учета.

Кроме того, отчасти решаются задачи управленческого учета: информация об остатке денежных средств на расчетном счете будет доводиться до руководителя с указанием остатка средств по гранту.

2. В целях обеспечения дополнительного контроля за целевым расходованием средств гранта предварительное санкционирование и учет расходов по гранту в разрезе дополнительных показателей, предусмотренных грантодателем, осуществляет научно-технический отдел автономного учреждения. В этом же подразделении после сверки данных с бухгалтерией формируется Отчет по гранту (в том числе его финансовая часть). Как видим, в данном случае на научно-технический отдел возлагаются отдельные задачи в целях организации налогового и управленческого учета.

3. И наконец, контроль за использованием научного оборудования для осуществления работ, предусмотренных при предоставлении гранта, возложен руководителем учреждения на административно-хозяйственный отдел, в котором ведется специальный Журнал.

Налоговый учет (учет по страховым взносам) организуется налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) самостоятельно. Порядок его ведения устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя госучреждения (см. также письмо Минфина России от 01.11.2013 N 03-03-06/1/46664). Изменения в учетную политику для целей налогообложения вносятся, когда произошли изменения законодательства о налогах и сборах или в случае осуществления нового вида деятельности (п. 2 письма Минфина России от 10.11.2016 N 03-03-06/1/65796).


Данные налогового учета (учета по страховым взносам) подтверждаются на основании информации, содержащейся в:

1) первичных учетных документах, включая Бухгалтерские справки (ф. 0504833) (см. письмо Минфина России от 20.01.2017 N 03-03-06/1/2523);

2) аналитических регистрах налогового учета (учета по страховым взносам);

3) расчетах налоговой базы.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт