Энциклопедия решений. Расходы бюджетных и автономных учреждений на оплату труда и страховых взносов при налогообложении прибыли

Расходы бюджетного (автономного) учреждения на оплату труда при налогообложении прибыли

В соответствии со ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся любые начисления в денежной или натуральной форме в пользу работников бюджетных и автономных учреждений, если выполняются следующие условия

1) начисления предусмотрены законодательством РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

2) расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.


В письме от 28.01.2013 N 03-03-06/4/8 специалисты Минфина России указывают, что расходы, связанные с доплатами и надбавками стимулирующего характера, могут быть учтены при налогообложении прибыли, если выплаты производятся:

- за счет средств от приносящей доход деятельности (по виду деятельности "2");

- на основании трудового договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда);

- соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.


Перечень выплат стимулирующего характера устанавливается на уровне каждого публично-правового образования. Согласно Приложению N 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения осуществляют следующие выплаты стимулирующего характера:

1) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

2) выплаты за качество выполняемых работ;

3) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

4) премиальные выплаты по итогам работы.


Согласно письму ФНС России от 14.06.2013 N ЕД-4-3/10699@, если это предусмотрено коллективным договором, при условии включения данных о размерах и условиях выплат в трудовые договоры, при налогообложении прибыли в бюджетном (автономном) учреждении могут быть учтены расходы:

- на бесплатное или льготное питание работников;

- на оплату проезда к месту работы и обратно.

Внимание

По мнению специалистов финансового ведомства, выплаты стимулирующего характера могут быть учтены при налогообложении прибыли при выполнении перечисленных выше условий вне зависимости от того, задействованы ли работники в предпринимательской деятельности или нет (см. письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/4/8). Однако такое решение сопряжено с налоговыми рисками. В письме Минфина России от 25.06.2015 N 03-03-10/36660 указано, что расходы бюджетных и автономных учреждений, произведенные за счет приносящей доход деятельности, которые не могут быть непосредственно отнесены к конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 22.06.2016 N 03-03-06/3/36253).

Если несмотря на существующие риски в учреждении будет принято решения руководствоваться более ранними письмами Минфина России и ФНС России, касающихся признания расходов на оплату труда, то в общем виде порядок признания этих расходов выглядит следующим образом:


N п/п

Категория работников

Возможность учета при налогообложении прибыли

1.

Заняты исключительно в приносящей доход деятельности.


Получают заработную плату исключительно за счет средств от приносящей доход деятельности

Расходы на оплату труда учитываются в полном объеме прямым счетом на основании данных налогового учета

2.

Заняты одновременно в:

- приносящей доход деятельности;

- деятельности по выполнению задания


Получают заработную плату за счет средств:

- бюджетных субсидий;

- от приносящей доход деятельности


Учитываются только расходы на выплаты стимулирующего характера, осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности.


Учитывая отсутствие соответствующих разъяснений Минфина России, учет иных расходов по оплате труда, осуществляемых по виду деятельности "2", как соответствующих требованиям ст. 252 НК РФ, может стать предметом разногласий с налоговыми органами

3.

Заняты исключительно в деятельности по выполнению задания.


Получают заработную плату за счет средств:

- бюджетных субсидий;

- от приносящей доход деятельности


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения