Энциклопедия решений. Бюджетная отчетность. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)

Бюджетная отчетность. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)

В соответствии с п. 152 Инструкции N 191н Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее - Сведения (ф. 0503169) являются одной из форм в составе Пояснительной записки (ф. 0503160).

Информация в Сведениях (ф. 0503169) содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности казенного учреждения в разрезе видов расчетов.

Внимание

Сведения (ф. 0503169) заполняются и представляются отдельно по дебиторской задолженности и по кредиторской задолженности.

Сведения (ф. 0503169) в рамках деятельности со средствами во временном распоряжении не формируются (см. п. 1.9.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).

При заполнении титульной части Сведений (ф. 0503169) в поле "Вид деятельности (вид финансового обеспечения)" указывается вид деятельности, по которому составляется форма, в поле "Вид задолженности" отражается вид задолженности - дебиторская или кредиторская.

 

Сведения (ф. 0503169) состоят из 2 разделов:

1. Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности.

2. Сведения о просроченной задолженности.

История вопроса

Начиная с отчета за 1 квартал 2015 года форма заполнялась и по средствам во временном распоряжении (в части кредиторской задолженности по счету 3 304 01). Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н (далее - Приказ N 209н) в Инструкцию N 191н были внесены изменения, согласно которым формировать Сведения (ф. 0503169) по КФО 3 больше не требуется.

Ранее отчет включал и третий раздел: "Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности", который Приказом N 209н был исключен.

Указанные новшества применяются уже с подготовки годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год.

 

При заполнении каждого из разделов Сведений (ф. 0503169) казенным учреждениям следует руководствоваться п. 167 Инструкции N 191н.

В разделе 1 Сведений (ф. 0503169) отражаются все счета бюджетного учета по расчетам (дебиторской или кредиторской задолженности), по которым имелся один или несколько следующих показателей:

- остаток на начало года;

- остаток на конец отчетного периода;

- остаток на конец аналогичного периода прошлого финансового года;

- обороты по увеличению (уменьшению) задолженности, сформированные в отчетном периоде.

Внимание

Не отражаются в графе 1 Сведений (ф. 0503169) номера счетов бюджетного учета по расчетам, по которым подлежащие отражению в графах 2 - 14 показатели отсутствуют (имеют нулевое значение).

В графе 1 раздела 1 отражается номер счета бюджетного учета с указанием первых семнадцати знаков, т.е. сформированный в соответствии с п. 2 Инструкции N 162н.

 

При заполнении информации в Сведениях (ф. 0503169) по счетам бюджетного учета в разрезе дебиторской и кредиторской задолженности следует придерживаться следующих правил:

 

Номер счета бюджетного учета

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

0 205 00 000 "Расчеты по доходам"

+

+

0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам"

+

 

0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами"

+

+

0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам"

+

+

0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты"

+

+

0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"

 

+

0 304 02 000 "Расчеты с депонентами"

 

+

0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда"

 

+

0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами"

 

+

 

Таким образом, задолженность по субсчетам счетов 205, 208, 209 и 303 отражается по правилам "развернутого" сальдо, наличие показателей в отрицательном значении по аналитическим счетам учета указанных счетов не допускается.

Показатели в Сведениях (ф. 0503169) заполняются на основании данных регистров бюджетного учета, в связи с чем расхождений между показателями, отраженными в регистрах бюджетного учета и в Сведениях (ф. 0503169), не допускается.

Показатели по счету 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" в Сведения (ф. 0503169) по итогам финансового года отражаются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

Во избежание ошибок, перед заполнением информации в Сведениях (ф. 0503169) целесообразно сформировать за соответствующий период журналы операций, главную книгу, оборотно-сальдовые ведомости по всем аналитическим счетам расчетов и проверить правильность отражения остатков по счетам в разрезе аналитики.

Например, если обнаружена переплата по заработной плате работникам по субсчетам счета 302 00, то такие суммы необходимо перенести в дебет соответствующих субсчетов счета 206 00, а в случае начала претензионной работы - на счет 209 30 и отразить в Сведениях (ф. 0503169) в качестве дебиторской задолженности.

Кроме того, при формировании годовой бюджетной отчетности, данные дебиторской (кредиторской) задолженности по состоянию на конец отчетного периода должны быть подтверждены результатами инвентаризации, проведенной учреждением (п. 7 Инструкции N 191н).

Суммы дебиторской и кредиторской задолженности казенного учреждения указываются с обязательной детализацией сумм долгосрочной и просроченной задолженности:

- к просроченной задолженности (дебиторской, кредиторской) следует относить задолженность, по которой в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены;

- к долгосрочной задолженности относится задолженность, срок исполнения которой на отчетную дату не наступил и превышает 12 месяцев от отчетной даты.

Внимание

Просроченная задолженность не может быть отражена в долгосрочной.

В разделе 1 Сведений (ф. 0503169) указывается информация об изменении задолженности (увеличение, уменьшение) в течение отчетного периода. Так, в графах 5 и 7 отражению подлежит общая сумма увеличения (уменьшения) задолженности, а в графах 6 и 8 заполняются показатели неденежных расчетов, детализирующих показатели граф 5 и 7 соответственно.

В целях формирования Сведений (ф. 0503169) под неденежными расчетами понимаются операции по увеличению (уменьшению) дебиторской (кредиторской) задолженности за исключением операций, отражаемых в корреспонденции с соответствующими счетами аналитического учета счетов 1 201 21 000, 1 201 22 000, 1 201 23 000, 1 201 27 000, 1 201 34 000, 1 210 02 000, 1 210 04 000, 1 210 03 000, 1 304 05 000.

При этом формирование показателей в части неденежных расчетов (графы 6, 8) осуществляется только по счетам 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам".

В письме Минфина России и Федерального казначейства от 04.07.2016 N 02-07-07/39110, N 07-04-05/02-493 были разъяснены отдельные вопросы составления и представления месячной и квартальной бюджетной отчетности в 2016 году, а также приведены примеры по заполнению некоторых форм отчетности. Так, в указанном письме приведена таблица, в которой схематично показан порядок заполнения показателей в Сведения (ф. 0503169) по видам задолженности (дебиторская или кредиторская), в том числе по неденежным расчетам. Информация в таблице отображена в разрезе счетов бюджетного учета по "общим" оборотам. Казенные учреждения могут руководствоваться данными разъяснениями в части, не противоречащей Инструкции N 191н (см., например, письмо Минфина России от 30.11.2016 N 02-06-10/71037, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).

История вопроса

Ранее в графах 5 и 7 раздела 1 Сведений (ф. 0503169) отражалась информация об изменении задолженности в части денежных расчетов. А в графах 6 и 8 заполнялись данные об изменении задолженности в части неденежных расчетов. При этом под неденежными операциями понимались расчеты в виде зачета (зачет переплаты одних видов платежей в счет других видов платежей, авансовых платежей, обязательств, субсидий, субвенций, иных трансфертов), отражаемые в корреспонденции с соответствующими счетами аналитического учета счетов 1 205 00 000, 1 206 00 000, 1 208 00 000, 1 209 00 000, 1 302 00 000, 1 303 00 000, 1 304 04 000, 1 304 06 000. Данный подход не применяется начиная с формирования отчетности за 2016 год. Соответствующие изменения были внесены Приказом N 209н.

 

Показатели граф со 2 по 14 раздела 1 Сведений (ф. 0503169) формируются с подведением промежуточных итогов по аналитическим кодам счетов бюджетного учета - по строкам "Итого по коду счета".

При заполнении информации, отражаемой на конец аналогичного периода прошлого финансового года в графах 12-14 раздела 1 Сведений (ф. 0503169), следует учитывать, что в данных графах отражается общая сумма задолженности по строкам "Итого по синтетическому коду". По аналитическим кодам счетов бюджетного учета в графах 12 - 14 данные не заносятся.

По строке "Всего" заполняются итоговые показатели по задолженности дебиторской (кредиторской).

Во втором разделе Сведений (ф. 0503169) раскрывается аналитическая информация о просроченной задолженности казенного учреждения на конец отчетного периода в следующем порядке:

- в графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов счета, по которым отражены остатки в графе 11 раздела 1 Сведений (ф. 0503169);

- в графе 2 отражаются суммы просроченной задолженности учреждения на конец отчетного периода;

- в графе 3 отражается месяц и год возникновения просроченной задолженности;

- в графе 4 отображается месяц и год даты исполнения задолженности по правовому основанию (договору, счету, нормативному правовому акту, исполнительному документу и т.п.);

- в графе 5 указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) кредитора (дебитора). В случае, если кредитором (дебитором) является физическое лицо, указывается значение ИНН "0000000000", если нерезидент - "1111111111";

- в графе 6 указывается наименование кредитора (дебитора);

- в графах 7 и 8 указываются код причины возникновения просроченной задолженности и даются текстовые пояснения причины образования задолженности.

Критерии определения показателей, подлежащих отражению в разделе 2 Сведений (ф. 0503169) (например, размер задолженности, год возникновения, иные критерии), устанавливаются:

- для главных администраторов средств бюджета - финансовым органом соответствующего бюджета;

- для получателей бюджетных средств - главным распорядителем бюджетных средств с учетом критериев, установленных финансовым органом соответствующего бюджета.

 

После заполнения всех показателей в Сведения (ф. 0503169), следует провести сверку взаимосвязанных показателей с другими формами отчетности сформированных учреждением (междокументный контроль).

В частности, показатели кредиторской задолженности, отраженные по соответствующим строкам гр. 9 Сведений (ф. 0503169) должны соответствовать данным, указанным в гр. 12 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) "Не исполнено денежных обязательств", а также показателям гр. 6 Баланса (ф. 0503130) в разрезе номеров счетов по учету кредиторской задолженности. Исключение могут составлять показатели соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 "Расчеты по доходам", 1 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", КДБ 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты".

При этом раскрытие причин выявленных расхождений подлежит отражению в разделе 4 "Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности" Пояснительной записки (ф. 0503160).

Внимание

Искажение Сведений (ф. 0503169) в связи с несоотвествием показателей дебиторской и кредиторской задолженности данным регистров бухгалтерского учета, а также в случаях неотражения фактов хозяйственной жизни в учете может послужить основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (решение Майнского районного суда Ульяновской области от 24.10.2016 по делу N 12-56/2016, постановление Кызылского городского суда Республики Тыва от 05.02.2015 по делу N 12-118/2015, постановление Красноярского краевого суда от 30.05.2016 по делу N 4А-413/2016), постановление Чемальского районного суда Республики Алтай N 5-310/2017 от 17.05.2017).

Также искажение Сведений (ф. 0503169) может квалифицироваться как нарушение, ответственность за которое установлена по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Судебная практика по подобным ситуациям подробно рассмотрена в Энциклопедии решений. Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт