Энциклопедия решений. Налогообложение при безвозмездном пользовании у ссудодателя (для бюджетной сферы)

Налогообложение при безвозмездном пользовании у ссудодателя (для госсектора)

НДС у ссудодателя

 

В обобщенном виде порядок уплаты НДС организациями госсектора при передаче имущества в безвозмездное пользование выглядит следующим образом:

Организация госсектора - ссудодатель

Операция

Порядок налогообложения

Орган власти, орган местного самоуправления

Передача в безвозмездное пользование имущества казны

- организациям госсектора;

- государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

- некоммерческим организациям на ведение уставной деятельности

Нет объекта обложения НДС

Основание: пп.пп. 5, 10 п. 2 ст. 146 НК РФ

Передача в безвозмездное пользование имущества казны иным лицам

Орган власти (местного самоуправления) - ссудодатель НДС не уплачивает.

По мнению Минфина России, НДС уплачивает ссудополучатель по аналогии с арендой имущества казны на основании п. 3 ст. 161 НК РФ (письмо от 20.10.2009 N 03-03-06/4/91).

Однако ст. 161 и главой 21 НК РФ порядок определения налоговой базы при безвозмездном пользовании имуществом казны для ссудополучателя не установлен. В постановлении ФАС Поволжского округа от 23.06.2011 N Ф06-4530/11 суд установил, что при безвозмездном пользовании имуществом казны НДС ссудополучателем в качестве налогового агента не уплачивается, поскольку правоотношения в этом случае не являются арендой.

Кроме того, уплата в бюджет НДС за счет собственных средств лицом, потребляющим безвозмездную услугу, налоговым законодательством не предусмотрена (постановление АС Волго-Вятского округа от 17.02.2015 N Ф01-5364/14)

Казенное учреждение

Передача имущества в безвозмездное пользование любым организациям

НДС не уплачивается, нет объекта налогообложения.

Основание: пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ

Компенсация стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг

Бюджетное (автономное) учреждение

Передача в безвозмездное пользование основных средств организациям госсектора, государственным и муниципальным унитарным предприятиям

Нет объекта обложения НДС

Основание: пп.пп. 5, 10 п. 2 ст. 146 НК РФ

Передача в безвозмездное пользование имущества иным организациям

Облагается НДС в общеустановленном порядке.

Основание: п. 1 ст. 146 НК РФ

Компенсация стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг

Не учитывается при формировании налоговой базы по НДС

Основание: п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@

 

Налог на прибыль у ссудодателя

 

Расходы признаются для целей налогообложения прибыли с учетом требований п. 1 ст. 252 НК РФ. Они должны быть:

1) экономически обоснованны;

2) документально подтверждены;

3) произведены в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

При передаче имущества в безвозмездное пользование ссудополучатель не получает доходов. Расходы, связанные с передачей имущества в безвозмездное пользование, не признаются при налогообложении прибыли на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.

И только в исключительном случае расходы бюджетных и автономных учреждений, связанные с предоставлением имущества безвозмездно организациям госсектора, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность установлена законодательством РФ, и понесенные за счет КФО "2", учитываются при расчете налоговой базы в силу пп. 48.7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Компенсация (возмещение) коммунальных платежей и эксплуатационных расходов, приходящихся на переданную в безвозмездное пользование недвижимость,

- казенным учреждением в доходах не учитываются на основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ;

- бюджетным (автономным) учреждением учитывается в составе внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ (письма Минфина России от 06.09.2017 N 03-03-06/3/57236, от 28.08.2013 N 03-03-06/4/35325, от 27.08.2012 N 03-03-06/4/88).

 

Налог на имущество у ссудодателя

 

С 1 января 2019 года объектом налогообложения признается только недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Объекты учета операционной аренды при безвозмездном пользовании отражаются в соответствии с порядком, предусмотренным для объектов операционной аренды, а объекты учета финансовой аренды при безвозмездном пользовании отражаются в соответствии с порядком, предусмотренным для объектов финансовой аренды (п.п. 27, 28 Стандарта "Аренда").

При операционной аренде объекты основных средств продолжают учитываться на балансовых счетах ссудодателя. Следовательно, в отношении объектов операционной аренды налог на имущество уплачивает ссудодатель.

В случае неоперационной (финансовой) аренды объект имущества выбывает с балансового учета ссудодателя и учитывается на балансе ссудополучателя. Поэтому по основным средствам - объектам финансовой аренды налоговую базу по налогу на имущество определяет ссудополучатель.

 

Подробно об особенностях налога на имущество в организациях госсектора читайте в Энциклопедии решений

 

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт