Энциклопедия решений. Требования к УК МКД как владельцу лифта в многоквартирном доме

Требования к УК МКД как владельцу лифта в многоквартирном доме

Пункт 3 Правил содержания лифтов (утв. постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N 743, далее - Правила N 743) прямо указывает на УК МКД как на "владельца объекта", то есть лифта, и именно его обязывает к ряду обязательных мер. Аналогичные положения содержатся в п. 5.10.2 Правил техэксплуатации жилья: УК - это эксплуатирующая организация. И хотя определенная часть соответствующих "лифтовых" работ может выполнять только специализированная организация (п. 5.10.1 Правил эксплуатации жилья N 170, п. 8 Правил оказания услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания ОИ в МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290), а договор с нею является лицензионным требованием к УК (пп "а" п. 3 Положения о лицензировании УК МКД), однако именно УК МКД отвечает за соответствие лифтового оборудования требованиям ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" и ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", и именно УК МКД будет наказана, если в работе лифтов обнаружатся неисправности (постановления ВС РФ от 27.03.2018 N 25-АД18-2, Одиннадцатого ААС от 22.03.2019 N 11АП-1050/19, Шестого ААС от 29.08.2017 N 06АП-3992/17, Девятого ААС от 29.08.2016 N 09АП-36508/16, АС Поволжского округа от 01.12.2015 N Ф06-2785/15). Если ранее УК МКД в подобной ситуации привлекалась по ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований техрегламентов), то с марта 2019 года ответственность может наступать по ст. 9.1.1 КоАП РФ (Нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов; за простое нарушение требований - штраф до 40 тыс руб, а за нарушение с угрозой жизни и здоровью - штраф до 350 тысяч рублей или приостановление деятельности).

 

Соблюдение требований ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" и ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", соблюдение требований Правил N743 (подпункт "а" п. 4 Правил N 743)

Соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности (абз. 3 п. 5.10.2 Правил эксплуатации жилья N 170, п. 2.4. Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утв. Положением о порядке организации эксплуатации лифтов в РФ (далее - ППОЭЛ N 158), утв. приказом Госкомитета РФ по строительству и ЖКК от 30.06.1999 N 158)

Соблюдение требований руководства/инструкции по эксплуатации лифта

(пп. "а" п. 4 Правил N 743, п. 3.1 ст. 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. 2.4. Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утв. ППОЭЛ N 158)

Руководство (инструкция) по эксплуатации входит в состав сопроводительной документации на лифт и включает в себя:

- инструкцию по монтажу, содержащую указания по сборке, наладке, регулировке, порядку проведения испытаний и проверок;

- указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания;

- перечень быстро изнашиваемых деталей;

- методы безопасной эвакуации людей из кабины;

- указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией (п. 3 ст. 3 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов")

Соблюдение руководства/ инструкции по эксплуатации системы диспетчерского/ операторского контроля (пп. "а" п. 4 Правил N 743)

Диспетчерский контроль - одна из форм контроля за работой лифтов (вторая форма - постоянный контроль персоналом, находящимся на объекте). Форма контроля - диспетчерский или постоянный, персоналом, - выбирается УК в соответствии с сопроводительной документацией и инструкцией по эксплуатации системы контроля (п. 20 Правил N 743).

Руководство по эксплуатации устройства диспетчерского контроля должно быть предоставлено производителем вместе с паспортом и инструкцией по монтажу (п. 8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 34441-2018 "Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования")

Фактические параметры лифта и его оборудования должны совпадать с теми основными техническими данными и характеристиками, которые указаны в сопроводительной документации (пп. "б" п. 4 Правил N 743)

Сопроводительная документация на лифт включает в себя, согласно п. 3 ст. 3 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов":

- инструкцию по эксплуатации;

- паспорт;

- монтажный чертеж;

- принципиальную электрическую схему с перечнем элементов;

- принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов);

- копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта, противопожарные двери (при наличии)

Организация ОСМОТРА лифта согласно требованиям инструкции по эксплуатации (подпункт "в" п. 4 Правил N 743)

Информация о выполнении осмотров лифта вносится выполнившим осмотр квалифицированным персоналом в журнал периодического осмотра объекта (утвержден Ростехнадзором) и заверяется подписью работника УК, ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта (п. 23 Правил N743, п. 2.7.15 ППОЭЛ N158)

Организация ОСБЛУЖИВАНИЯ и РЕМОНТА лифта согласно требованиям инструкции по его эксплуатации (подпункт "в" п. 4 ПОБЛ N743, см. также п. 20, п. 22 Минимального перечня услуг для МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, п. 2.7.16 ППОЭЛ N158)

Ремонт и техобслуживание лифта может проводиться только квалифицированным персоналом (п. 3.2 ст. 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов").

Информация о техобслуживании и о ремонте лифта вносится выполнившим ремонт/обслуживание квалифицированным персоналом в журнал техобслуживания и ремонта объекта (утвержден Ростехнадзором) и заверяется подписью работника УК МКД, ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта (п. 23 Правил N743).

Обслуживание, содержание и технический надзор за лифтом - согласно п. 5.10.1 Правил содержания жилья N 170 - следует осуществлять специализированной организацией и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) - линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание).

При передаче лифтов на т/о и ремонт специализированному предприятию УК представляет ему отапливаемое помещение для мастерских, площадью не менее 20 кв.м, а также кладовые для запасных частей и материалов из расчета одна мастерская с кладовой на 20-30 лифтов. Мастерская должна быть обеспечена электроэнергией и водой (п. 2.10 ППОЭЛ N 158)

Организация ОБСЛУЖИВАНИЯ и РЕМОНТА системы диспетчерского контроля согласно инструкции по её эксплуатации (пп. "в" п. 4 Правил N743)

Диспетчерский контроль - одна из форм контроля за работой лифтов (вторая форма - постоянный контроль персоналом, находящимся на объекте). Форма контроля - диспетчерский или постоянный, персоналом, - выбирается УК в соответствии с сопроводительной документацией и инструкцией по эксплуатации системы контроля (п. 20 Правил N743).

Организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта входят в Минимальный перечень услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (п. 22).

Организация АВАРИЙНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ лифта согласно инструкциям по эксплуатации самого лифта и системы диспетчерского контроля (подпункт "г" п. 4 Правил N743, абз. 4 п. 22 Минимального перечня услуг для МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290)

Аварийно-техническое обслуживание (АТО) лифта должно быть круглосуточным и обеспечивать:

- прием сведений о неисправностях и авариях, их регистрацию и передачу квалифицированному персоналу для принятия соответствующих мер, и контроль за исполнением таких мер;

- устранение неисправностей лифта/двусторонней переговорной связи/ диспетчерского контроля.

Проведение АТО регламентируется распорядительными документами лица, их проводящего. В документах указывается, в том числе:

- как работает аварийная служба, в том числе ночью, в рабочие, выходные и праздничные дни; в экстремальных условиях (авария, пожар, затопление, прекращение энергоснабжения и другое);

- необходимое количество квалифицированного персонала;

- требования об обеспечении "аварийных" работников запчастями, материалами и оборудованием, транспортом, средствами связи с диспетчером;

- положения об эвакуации лиц, находящихся в застрявшем лифте в течение, максимум, получаса с момента регистрации сообщения об аварии (п.п.18-19 Правил N743, п. 3.8 Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утв. ППОЭЛ N 158)

Организация проведения технического освидетельствования лифта в период назначенного срока службы и устранение выявленных неисправностей в сроки, указанные в акте технического освидетельствования (подпункты "д", "ж" п. 4 Правил N743, абз. 5 п. 22 Минимального перечня услуг для МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, п. 3.3 ст. 4 ТР ТС 011/2011)

Техосвидетельствование (т/о) лифта проводится не реже одного раза в год аккредитованной испытательной лабораторией, оформляется актом и вносится в паспорт лифта представителем лица, выполнившего т/о (п. 4 ст. 6 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. 26, абз. 3 п. 23, абз. 1 и 5 п. 25 Правил N743). Заявку на т/о подает УК МКД (п. 3.1 приложения 3 к ТР ТС 011/2011, абз. 4 п. 25 и п. 3 Правил N743). Т/О проводится с применением ГОСТ Р 53783-2010 "Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации" (см. Приложение 2 к Решению Коллегии ЕАЭК от 29.05.2018 г. N 93).

Аккредитованная лаборатория, привлекаемая к т/о, должна соответствовать требованиям, перечисленным в приложении 2 к Правилам N743.

Проводить мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий и несчастных случаев на лифте требует также абз. 13 п. 5.10.2. Правил эксплуатации жилья N 170.

Представителю УК принимать участие при проведении периодического т/о лифта силами специализированной организации необязательно (п. 4.4. Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утв. ППОЭЛ N 158)

Организация проведения обследования лифта по окончании его назначенного срока службы и устранение выявленных неисправностей в сроки, указанные заключении по результатам его обследования (подпункт "е", "ж" п. 4 Правил N743, абз. 9 п.5.10.2 Правил эксплуатации жилья N 170, п. 3.4 ст. 4 ТР ТС 011/2011)

Обследование лифта проводится по истечении назначенного срока службы с целью определения фактического состояния лифта, возможности его дальнейшего использования по назначению и необходимых для этого мерах, оформляется заключением и вносится в паспорт лифта представителем лица, выполнившего т/о (п. 5 ст. 6 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", абз. 2 п. 26, абз. 3 п. 23, абз. 1 и 6 п. 25 Правил N743). Заявку на обследование подает УК МКД (п. 3.1 приложения 3 к ТР ТС 011/2011, абз. 4 п. 25 и п. 3 Правил N743). Аккредитованная лаборатория, привлекаемая к т/о, должна соответствовать требованиям, перечисленным в приложении 2 к ПОБЛ N743. Обследование проводится с применением ГОСТ Р 53782-2010 "Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию" (см. Приложение 2 к Решению Коллегии ЕАЭК от 29.05.2018 N 93).

Использовать лифт после истечения срока его службы и без обследования, а также выполнения условий, предусмотренных оформленным по результатам обследования заключением, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ! (абз. 3 п. 26 и п. 3 Правил N743)

Если в паспорте лифта нет сведений о назначенном сроке службы, этот срок устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию (п. 5 ст. 4 ТР ТС 011/2011).

Представитель УК должен принимать участие при проведении диагностики лифта (п. 2.7.22. ППОЭЛ N 158).

Надлежащее функционирование двусторонней переговорной связи между кабиной лифта и квалифицированным персоналом (подпункт "з" п. 4 Правил N743)

Кабина лифта должна подключаться к системе двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне (п. 1 ст. 4 и п. 1.14 Приложения 1 ТР ТС 011/2011, см. также п. 11 Правил управления МКД, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416, п. 22 Минимального перечня услуг для МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290). Требования к такой связи см. в п. 4.2 ГОСТ 34441-2018 "Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования". Устранение неисправностей двусторонней переговорной связи должно обеспечиваться в рамках АТО (пп. "б" п. 18 Правил N743). Отсутствие двусторонней переговорной связи - основание для приостановления работы лифта (п. 11 приложения 1, п. "п" п. 4 Правил N743)

Обеспечение сохранности документов, указанных в пункте 9 Правил N743 (подпункт "и" п. 4 Правил N743).

Внимание! Если МКД "меняет" управляющую организацию, то новая УК обязана обеспечить наличие документов, перечисленных в п. 9 (п. 15 Правил N743).

Необходимо сохранять следующие документы на лифт:

- сопроводительные (паспорт, инструкция по эксплуатации, монтажный чертеж, принципиальную электрическую схему с перечнем элементов, принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов), копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта, противопожарные двери (при наличии) - см. п. 3 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов"). Паспорт лифтового хозяйства входит в состав техдокументов длительного хранения согласно п. 1.5.1. Правил эксплуатации жилья N 170. Передавать паспорт лифта в специализированную организацию можно только по акту (п. 2.7.11 ППОЭЛ N 158);

- декларацию о соответствии, зарегистрированную в едином реестре (для старых, то есть до 15.02.2013 г выпуска, лифтов - еще и заключение по итогам обследования лифта. Крайний срок получения такого заключения - 15.02.2020 года, см. п. 5.5. ст. 6 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов");

- договор(ы) со специализированной организацией, предметом которых являются работы по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, лифта;

- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии.

 

УК обязана также иметь в наличии копии нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ (абз. 7 п.5.10.2 Правил эксплуатации жилья N 170).

См. также Перечень документации по организации эксплуатации лифтов, необходимой для владельца, утв. ППОЭЛ N 158

См. также состав комплекта технической документации лифта, утв. п. 9.3 ГОСТ Р 53780-2010 "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке"

Обеспечение беспрепятственного и безопасного подхода (доступа) квалифицированного персонала к техническим устройствам лифта, в том числе на посадочных, этажных площадках и во вспомогательных помещениях - шахтах, приямках, машинных, блочных (подпункт "к" п. 4 Правил N743, п. 2.7.3. ППОЭЛ N 158)

Это часть "общих" требований безопасности лифта, установленных п. 1 ст. 4 и п.п. 1.20- 1.27 приложения 1 к ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов":

- размеры и расположение рабочих зон для обслуживания оборудования должны быть достаточны для обеспечения безопасного выполнения работ;

- наличие безопасного доступа персонала к лифтовому оборудованию и безопасного входа персонала на рабочую площадку в шахте и (или) крышу кабины и выход с нее;

- рабочая площадка / крыша кабины должна выдерживать нагрузки от находящегося на ней персонала;

- наличие средств и мер, снижающих риск падения персонала с рабочей площадки, находящейся в шахте, и с крыши кабины;

- наличие средств для остановки и управления движением кабины персоналом при проведении техобслуживания;

- наличие мер для предотвращения травмирования находящегося в шахте лифта персонала при неконтролируемом движении частей лифта;

- наличие мер и (или) средств по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, блоками, выступающим валом двигателя, шестернями, звездочками, приводными цепями при их движении.

УК обязана принимать меры о защите жизни и здоровья работников, связанных с эксплуатацией лифтов (абз. 15 п.5.10.2 Правил эксплуатации жилья N 170).

В машинном помещении лифта должны быть защитные средства, предохраняющие от поражения электрическим током (диэлектрические коврики перед ВУ и станцией управления (п. 2.7.7. ППОЭЛ N 158).

Обеспечение освещенности подходов, проходов и зон обслуживания (подпункт "к" п. 4 Правил N743, п. 2.7.8. ППОЭЛ N 158)

Это "общее" требование безопасности лифта, установленное п. 1 ст. 4 и п. 1.28 приложения 1 к ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов":

- наличие средств для создания уровня освещенности зон обслуживания, достаточного для безопасного проведения работ персоналом.

Кроме того, п. 5.6.17. Правил эксплуатации жилья N 170 требует, чтобы освещение у лифтов оставалось включенным в течение всего темного времени суток, а при недостаточной естественной освещенности - круглосуточно.

Хранение ключей от машинных, блочных, чердачных и других помещений, используемых для размещения оборудования лифта (и их выдача квалифицированному персоналу) должны исключать доступ посторонних лиц к помещениям и оборудованию объекта (подпункт "л" п. 4 Правил N743, п. 2.7.10. ППОЭЛ N 158)

Это часть "общих" требований безопасности лифта, установленных п. 1 ст. 4 и п.п. 1.1, 1.25 приложения 1 к ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов":

- недоступность для посторонних лиц оборудования лифта, устанавливаемого в шкафах для размещения оборудования; машинном и блочном помещениях; в шахте лифта, за исключением оборудования, расположенного в кабине лифта;

- средства для остановки и управления движением кабины должны быть недоступны для пользователей и посторонних лиц.

Кроме того, согласно абз. 12 п.2.7.2., абз. 10 п.5.10.2 Правил эксплуатации жилья N 170, система диспетчеризации должна обеспечивать сигнализацию при открывании дверей машинных помещений лифтов, а в помещения лифта не должны проникать посторонние.
Согласно п. 2.7.4. ППОЭЛ N 158, двери машинных и блочных помещений лифтов должны быть постоянно надежно запертыми, а ключи от них - храниться у дежурных диспетчеров (операторов) таким образом, чтобы их можно было получить в любое время, порядок учета, хранения и выдачи ключей обеспечивает УК, факт выдачи ключей фиксируется в специальном журнале (п. 2.7.19.) .

В машинных и блочных помещениях, используемых для размещения оборудования лифта, не должны размещаться и храниться посторонние предметы и оборудование (подпункт "м" п. 4 Правил N743)

В этих помещениях не должны находиться предметы, не относящиеся к эксплуатации лифта (п. 2.7.2. ППОЭЛ N 158)

В кабине лифта и на основном посадочном этаже лифта - на стендах, в виде табличек, наклеек и иных носителей -должна размещаться определенная информация (подпункты "н", "о" п. 4 Правил N743)

На основной посадочной площадке (этаже) лифта должна быть размещена информация:

- об учетном и заводском номерах лифта,

- о дате ввода лифта в эксплуатацию, сроке службы и дате следующего технического освидетельствования.

В самом лифте и на основной посадочной площадке (этаже) лифта должна быть размещена информация:

- о средствах и способе связи с квалифицированным персоналом и аварийной службой;

- правила пользования лифтом (подпункты "н", "о" п. 4 Правил N743, п. 2.7.14. ППОЭЛ N 158).

Кроме того, на лифте и устройстве безопасности лифта должна быть информация (любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы) о наименовании изготовителя (его товарный знак); идентификационный (заводской) номер, а для лифта также - год изготовления (п.4, п.5 ст. 3 ТР ТС 011/2011).

Кроме того, УК обязана проводить массово-разъяснительную работу по правилам пользования лифтом, бережного к нему отношения, привлекать виновных к ответственности за умышленную порчу лифта (п. 2.7.13. ППОЭЛ N 158), принимать участие в расследовании актов вандализма в лифте (п. 2.7.22. ППОЭЛ N 158).

Приостановление использования лифта в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью, имуществу при наличии нарушений по перечню согласно приложению N 1, до устранения такой угрозы (подпункт "п" п. 4 Правил N743, абз. 12 п. 5.10.2. Правил эксплуатации жилья N 170)

Приостановление работы лифта на срок более суток (если оно не связано с АТО) оформляется распорядительным актом УК. При этом (п. 24 Правил N743):

- на период приостановления назначается отдельное лицо, ответственное за безопасность объекта;

- на дверях шахты, посадочных этажах и площадках размещаются предупреждающие таблички о нерабочем состоянии лифта;

- шахты, приямки, машинные, блочные и другие лифтовые помещения охраняются от проникновения посторонних;

- обеспечивается электробезопасность людей при их воздействии на аппараты управления лифта и (или) прикосновении к токопроводящим конструкциям лифта.

Приостановить использование лифта необходимо, если:

- в установленный срок не проведены обследование или техосвидетельствование,

- не имеется квалифицированного персонала, выполняющего работы по монтажу, демонтажу, ремонту, обслуживанию систем диспетчерского (операторского) контроля и лифта, включая АТО,

- нет лица, ответственного за организацию обслуживания, ремонта, эксплуатации лифта,

- нет паспорта лифта/инструкции по его эксплуатации/сертификата соответствия (для введенных в эксплуатацию после 15.02. 2013)/ декларации соответствия лифта;

- конструкция, элементы и части лифта е соответствуют его паспорту, инструкции по эксплуатации, проектной документации, установочным и монтажным чертежам;

- нарушены требования паспорта/инструкции по эксплуатации в отношении электрических, механических и гидравлических устройств безопасности;

- неисправность цепи безопасности при срабатывании электрических устройств безопасности, указанных в паспорте/инструкции по эксплуатации, при которой не исключен пуск или не обеспечивается остановка электродвигателя главного привода;

- неисправно устройство реверсирования автоматических дверей кабины (шахты);

- можно открыть двери шахты снаружи шахты без применения специального ключа изготовителя;

- неисправно устройство контроля перегрузки кабины;

- нет двусторонней переговорной связи между кабиной лифта и местом нахождения квалифицированного персонала;

- неисправен механизм привода ловителей и (или) не обеспечена остановка/удержание кабины при срабатывании механизма привода ловителей;

- не срабатывает ограничитель скорости при превышении скорости движения кабины вниз не менее чем на 15 %;

- наличие предельного износа (по паспорту/инструкции по эксплуатации) или обрыв тяговых элементов;

- под порогом кабины лифта на всю ширину дверного проема нет вертикального щита заподлицо с передней кромкой порога;

- излом пружины механизма крепления противовеса/кабины;

- трещины, отрывы, изломы несущих элементов металлоконструкций кабины, противовеса, конструктивных элементов направляющих, основного привода, канатоведущего шкива, отводных блоков, блока ограничителя скорости, блоков противовеса и зубчатых колес;

- превышено допустимое расстояния по вертикали между уровнем пола кабины и уровнем этажной площадки после автоматической остановки кабины при эксплуатационных режимах работы;

- отсутствие (неисправность) средств, выводящих лифт из режима "нормальная работа" при несанкционированном открытии дверей шахты при отсутствии кабины на этаже в режиме "нормальная работа";

- отсутствие (неисправность) устройств защиты, блокировки для остановки или предотвращения движения кабины, если дверь шахты не закрыта, не заперта; дверь для технического обслуживания оборудования, аварийная дверь, крышка смотрового и аварийного люка, дверь кабины не закрыты;

- отсутствие масла в гидравлическом буфере;

- неисправность гидравлических средств контроля и устройств безопасности (запорный клапан, обратный клапан, предохранительный клапан и разрывной клапан) (перечни I и II приложения 1 к Правилам N743).

В случае появления влаги в машинном или блочном помещениях, приямке или шахте лифта принимать нужно немедленно ОСТАНОВИТЬ лифт, удалить влагу и устранить причины ее появления (п. 2.7.5. ППОЭЛ N 158).

Квалификация работников УК должна соответствовать требованиям профстандартов в зависимости от выполняемых ими трудовых функций (подпункт "р" п. 4 Правил N743)

Оценка квалификации работников УК из числа квалифицированного персонала проводится в виде независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, проводимого центром оценки квалификаций (абз. 8 п. 3 Правил N743). Помимо соответствия квалификационным требованиям, работники:

- должны быть подготовлены и аттестованы в области промышленной безопасности (однако в 2013 г. лифты в МКД перестали относиться к опасным производственным объектам, в связи с чем и данное требование, и аналогичное , можно рассматривать в качестве устаревших и избыточных),

- не должны иметь медицинских противопоказаний к работе с лифтом,

- штат работников, связанных с эксплуатацией лифтов, должен быть полностью укомплектован (абз. 4-6 п.5.10.2 Правил эксплуатации жилья N 170). Документы о наличии в штате УК аттестованного персонала нужно предоставлять в Ростехнадзор (п. 2.5. ППОЭЛ N 158)

Назначение УК МКД лица, ответственного за организацию эксплуатации лифта (подпункт "с" п. 4 Правил N743)

Это лицо должно назначаться из числа квалифицированного персонала УК МКД, а в его должностные обязанности входит обеспечение реализации всех мер, предусмотренных п. 4 ПОБЛ N743. Отсутствие такого лица - основание для приостановления работы лифта (пп. "п" п. 4 Правил N743 и п. 3 приложения 1 к Правилам N743).

Ответственное лицо должно быть назначено даже при наличии договора о комплексном обслуживании лифтов со специализированной организацией (согласно разъяснениям специалистов Ростехнадзора).

Ответственный должен обладать необходимой квалификацией и пройти аттестацию (абз. 4 п. 2.2 ППОЭЛ N 158).

См. должностную инструкцию , утв. ППОЭЛ N 158)

Система диспетчерского контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины должна обеспечиваться электричеством не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения лифта

(подпункт "т" п. 4 Правил N743)

Необходимо также обеспечивать электроэнергией электрооборудование лифтов и содержать в исправном состоянии электропроводку и предохранительные устройства до главного рубильника в машинном помещении лифта и проводить - при необходимости - замер полного сопротивления петли "фаза - ноль" и (или) определение сопротивления заземляющего устройства (п. 2.7.6 ППОЭЛ N 158).

УК должна застраховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ)

Риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в случае аварии на лифте, должен быть застрахован на весь срок эксплуатации лифта (абз. 18 п.5.10.2 Правил эксплуатации жилья N 170).

Эксплуатация лифта после монтажа (в связи с установкой, заменой или модернизацией) разрешается только после получения от Ростехнадзора разрешения на ввод лифта в эксплуатацию (п. 3.6 ст. 6 ТР ТС 011/2011, п. 5 Правил N743)

Для оформления разрешения на ввод лифта в МКД в эксплуатацию владелец лифта представляет в Ростехнадзор уведомление о вводе в эксплуатацию с указанием реквизитов декларации о соответствии и страхового полиса, с приложением копии договора со специализированной организацией (на монтаж лифта). Ростехнадзор в течение двух недель проводит контрольный осмотр лифта с оформлением акта осмотра , наличие документов, и, - если все хорошо, - принимает решение о вводе в эксплуатацию, о чем оформляет акт ввода (п.п.6-8, 9 Правил N743). Сведения о вводе в эксплуатацию УК МКД вносит в паспорт лифта (п. 14 Правил N743).

Внимание! Лифты, введенные в эксплуатацию до 15.02.2013 и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" до 15.02.2020 года!

Для приемки вновь установленного (замененного) лифта УК организует комиссию в составе своего представителя (председателя), представителя заказчика; представителя организации, смонтировавшей лифт; лицо, ответственного за организацию работ по т/о и ремонту лифтов; представителя строительной организации, выполнивший строительную часть лифта; инспектора Ростехнадзора (п. 2.9 ППОЭЛ N 158).

Лифты, введенные в эксплуатацию, должны быть учтены в Реестре лифтов Ростехнадзора (п. 10 Правил N743)

Порядок ведения упомянутого Реестра лифтов утвержден Приказом Росреестра от 12.10.2017 г. N 426. Информацию о постановке лифта на учет с указанием номера объекта в реестре Росреестр предоставляет владельцу лифта в течение недели со дня принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию (п. 11 Правил N743). Сведения о постановке лифта на учет УК МКД вносит в паспорт лифта (п. 14 Правил N743).

О начале эксплуатации лифта УК МКД должна уведомить Ростехнадзор (п. 41 ст. 8 Закона N 294-ФЗ, п. 89 постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 584) по специальной форме под угрозой штрафа по ст. 19.7.5-1. КоАП РФ

Те УК МКД, которые эксплуатировали лифты на дату 01.09.2018, были обязаны уведомить об этом Ростехнадзор до 01.03.2019 (ст. 2 Федерального закона от 23.04.2018 N 94-ФЗ).

 

Если МКД переходит под управление "новой" УК МКД, то именно "новая" УК обязана, во-первых, получить от "прежней" документы на лифт, а во-вторых, в течение первых двух недель своего управления направить в Ростехнадзор уведомление о смене владельца (п.15 ПОБЛ N743), вкупе с документами о своем аттестованном персонале и договором со специализированной организацией на проведение техобслуживания и ремонта лифта, а "прежняя" УК обязана передать паспорт лифта "новой" (п. 2.5 ППОЭЛ N 158)

Температура в машинном, блочном помещениях и в шахте лифта в любое время года не должна опускаться ниже +1 град. С (п. 2.7.1. ППОЭЛ N 158)

Производить любые строительных и отделочных работ внутри шахты лифта и в машинном помещении можно только в присутствии лица, ответственного за техническое состояние лифта (п. 2.7.9. ППОЭЛ N 158)

УК должна вести учет выданных Ростехнадзором предписаний и письменно уведомлять об их исполнении (п. 2.8 ППОЭЛ N 158).

УК "новостройки" обязана обеспечить безопасную работу лифтов в период заселения (п. 2.11 ППОЭЛ N 158).

При приемке домов-новостроек без выполнения отделочных работ и использовании пассажирских лифтов для перевозки строительных материалов и мусора УК принимает меры к сохранности лифтового оборудования.

Декоративная отделка купе, пол, потолок, двери шахты и кабины лифта должны быть защищены от повреждений.

В случае повреждения лифта и диспетчерского оборудования на лифте должен быть выполнен ремонт с ревизией и заменой выведенного из строя оборудования. Работы выполняет Специализированное предприятие по отдельному договору. По завершении ремонта лифта в его паспорте производится соответствующая запись.

 

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на март 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах


При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, И. Разумовой